Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Человек, который уже много лет за рулем, не может представить свою жизнь без надежной «ласточки». Но автомобиль, бывает, подводит и ломается. Одной из самых распространенных проблем даже в самых современных машинах является пропуск зажигания. В ремонте автомобиля важно правильно поставить «диагноз», чтобы знать, что именно ремонтировать. Поэтому, если вам кажется, что ваша машина плохо едет, потребляет больше бензина — настало время обратить внимание на проблему. Объясним, что такое пропуски зажигания, по каким признакам их распознать и как диагностировать.

Что такое пропуски зажигания

— Для начала разберемся, что такое вообще зажигание в автомобиле. Зажигание — это процесс воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндре, приводящий в движение поршень двигателя. Пропуск зажигания — это явление, при котором по какой-то причине воспламенение не произошло, — объясняет автомеханик Виталий Чураков.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

При пропусках машина начинает «троить» — мотор потряхивает. Также появляется вибрация, машина не развивает нужную мощность, а при холостых оборотах машина вообще может заглохнуть — например, когда вы остановились на светофоре. Чтобы избежать плохих последствий, нужно вовремя определить, что это — пропуски зажигания или другая неисправность и устранить проблему.

Признаки пропусков зажигания

Есть несколько признаков, по которым вы сможете самостоятельно определить пропуски зажигания.

Машина ускоряется неровно, набор скорости ей дается тяжело

Это чаще всего говорит о том, что в двигателе пропуски зажигания. Если вы заметили, что ваш «железный конь» потерял свою резвость, стал медленным, чувствуете, что ускорение и высокие скорости даются ему с трудом — это повод задуматься, нет ли в моторе пропусков зажигания. Дело в том, что из-за пропусков двигатель не работает должным образом, коленвал начинает крутиться с меньшей частотой, а из-за этого теряется мощность — все взаимосвязано.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Неровный холостой ход

Машина может заглохнуть, обороты плавают — то вниз, то вверх. Например, с этим явлением можно столкнуться, когда вы стоите на светофоре. На холостых оборотах машина глохнет, и приходится их поддерживать, слегка нажимая на педаль газа. Конечно же, это не нормально для автомобиля, и в первую очередь говорит о пропусках зажигания.

Вибрации

Вы можете почувствовать, что машина вибрирует. Дело в том, двигатель работает не сбалансированно из-за одного или нескольких неработающих цилиндров. Сильную вибрацию вы можете почувствовать в салоне, особенно при разгоне или, когда просто сидите в заведенной машине.

Загорание «чека» — Check Engine

Почти все современные (и не очень) автомобили оборудованы датчиком «чек». И когда он зажигается, автомобилисты начинают паниковать. Не стоит этого делать, этот датчик, наоборот, ваш помощник. «Чек» показывает, что мотор работает неровно и подает сигнал владельцу авто.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Датчик может зажигаться время от времени, напоминая водителю, что имеется какая-то ошибка в двигателе, либо гореть постоянно, если проблема возникает постоянно, а вы не принимаете никаких мер к ее устранению.

Фото: shutterstock.com

У двигателя меняется звук

Каждый водитель знает, как именно работает его автомобиль, какой звук должен насторожить, а какой считается привычным. Любые изменения звука двигателя — признак того, что автомобиль нужно проверить. Из-за пропусков зажигания четырехцилиндровый двигатель авто может звучать как трехцилиндровый.

Также помимо изменений в звуке двигателя вы можете заметить прострелы в выхлопной системе. Хлопки появляются, когда сильно страдает каталитический нейтрализатор, а он как раз работает неисправно из-за частичного возгорания.

Все вышеперечисленные признаки указывают на то, что в вашем автомобиле имеют место быть пропуски зажигания. Чтобы не доводить ситуацию до плачевной, следует устранить проблему как можно раньше и не ездить на неисправном автомобиле.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Причины пропусков зажигания

Причин пропуска зажигания может быть масса — вышла из строя свеча, неисправность в топливно-воздушной системе и другие. Обо всем подробнее:

1. Элементы системы зажигания вышли из строя

Это могут быть бронепровод, свечи зажигания (одна из самых распространенных причин), катушка. Например, износ свечей приводит к тому, что пропуски зажигания происходят именно на холостом ходу, машина постоянно будет глохнуть. Лучше не тянуть время и проверить свечи зажигания, от них зависит очень многое. Загляните под капот и проверьте свечи, даже если вы их меняли совсем недавно — вы могли нарваться на подделку или просто некачественные/бракованные свечи, которые попросту не выдают искру.

2. Неисправность в топливно-воздушной системе

Речь идет о форсунках, которые могут быть забиты грязью или другими отложениями. Мотор на холостых оборотах может «троить» как раз из-за этого. Проблема уходит после того, как машина прогреется.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Закрывать глаза и радоваться «что само прошло» не нужно, автомобиль нужно проверить.

3. Повреждение внутри двигателя или низкая компрессия

Если вы проверили форсунки и свечи, и с ними все в порядке, то, возможно, у автомобиля низкая компрессия или есть какое-то внутреннее повреждение. Например, это может быть изношенный или неправильно установленный ремень ГРМ. Он как раз может вызвать низкое сжатие — из-за неправильного размера зазоров устройства либо негерметичности гидрокомпенсаторов могут возникнуть проблемы при воспламенении смеси.

4. Плохой бензин

Если вам попался некачественный бензин, или он утекает, давление является низким при подаче — это тоже может стать причиной возникновения проблемы. Проверьте, исправен ли регулятор давления в топливной раме, не утекает ли воздух или не попадает ли вода в топливный бак. Многие думают, зачем грешить на бензин, ведь я всегда заправлялся на этой АЗС, и проблем никогда не было. На самом деле партия горючего могла иметь неправильные пропорции, соответственно, она не будет воспламеняться.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Некачественное топливо способно также засорить форсунки, «убить» свечи. Из-за него можно нарваться на дорогой ремонт, поэтому будьте внимательны при смене АЗС и старайтесь не заезжать на сомнительные автозаправки.

Диагностика пропусков зажигания

Если у вас есть хоть один вышеперечисленный признак, проверьте его подробнее. Возможно, проблема кроется там.

Диагностика проводится двумя способами в зависимости, оборудован автомобиль ЭБУ (электронный блок управления) или нет.

Автомобиль с ЭБУ

Выявить неисправность в этом случае достаточно просто.

  1. Возьмите в аренду автотестер (считыватель ошибок двигателя), найдите расшифровку ошибок, подсоедините автотестер и дождитесь результата.
  2. Если у вас высветились коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, то это говорит о том, что в одном из четырех цилиндров, свечах или прокладках имеется проблема.
  3. Если вышел код Р0300, то необходимо проверить всю систему в комплексе — это задача уже посложнее.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение
  4. Коды Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 говорят о неполадках в форсунках, код Р0400 — проблеме в выпускном коллекторе.

Автомобиль без ЭБУ

Это задача тяжелее. Проверим самостоятельно цилиндры. Отметим, что из строя может выйти не один, а сразу два или три, поэтому проверять придется каждый вручную. Чтобы осмотреть цилиндры и кольца поршня, вам нужно снять крышки клапанов. Пока будете «лезть» к цилиндрам, заодно проверьте бронепровода, состояние свечей и электронику.

Как устранить проблему пропусков зажигания

Пропуски зажигания — это не самостоятельная проблема, а следствие неисправности. Проблема будет найдена при проведении диагностики, ее и нужно будет устранить. Иногда может хватить замены свечей, а бывает, что придется произвести замену блока цилиндров. Отметим, что диагностика и ремонт пропусков зажигания — это всегда контакт с высоким напряжением. Соблюдайте технику безопасности при проведении таких работ. Если у вас опыта в ремонте нет от слова совсем или устранить проблему самостоятельно не получилось, то обратитесь к специалистам.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Популярные вопросы и ответы

На интересующие автомобилистов вопросы о диагностике пропусков зажигания ответит автомеханик Виталий Чураков.

Безопасно ли ездить при пропусках зажигания?

Нет, не безопасно. Не стоит ездить на машине с пропусками зажигания. Во-первых, это не экологично, во-вторых, езда может разрушить катализатор, в-третьих, изнашиваются цилиндр и поршни двигателя. У машины увеличивается расход, детали изнашиваются. Автомобиль практически не будет ехать, он будет дергаться. Воспользуйтесь такси или общественным транспортом и займитесь ремонтом авто.

Чем чреваты пропуски зажигания?

При пропусках зажигания топливо не сгорает. Оно попадает в камеру сгорания и далее через выпускной клапан попадает в выхлопную систему. При нахождении в камере сгорания, топливо напрямую взаимодействует с маслом и смывает его со стенок цилиндра, что приводит к недостаточному смазыванию и повышенному износу цилиндра и поршня двигателя.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Если автомобиль оборудован катализатором, то несгоревшее топливо попадая на катализатор, в разы увеличивает его температуру. А это может привести к разрушению катализатора. Да и просто не экологично «плевать бензином» в атмосферу.

Как электронный блок управления узнает о возникновении пропусков?

Определить пропуски зажигания ЭБУ может только по косвенным признакам. Например, по равномерности вращения коленчатого вала, определяемой с помощью датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). В этом случае цилиндр (или цилиндры, если их два и более), в котором был пропуск зажигания, определяется математически. Другой признак возможно определить только на автомобилях с индивидуальными катушками зажигания — если определенная катушка вышла из строя, то это на 100% говорит о том, что в этом цилиндре пропуск.

Что такое множественные пропуски зажигания?

Это когда процесс происходит сразу в нескольких цилиндрах. Эта ситуация посерьезней, нежели тот случай, когда неисправен только один цилиндр.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Лучше сразу обратиться к специалистам. 

Пропуски зажигания: причины, почему обнаружены на холодную, на холостых в 1,2,3,4 цилиндре. Ошибка множественных сбоев воспламенения

Пропуски зажигания свидетельствуют о том, что в одном либо сразу нескольких цилиндрах не происходит полноценное сгорание топливовоздушной смеси. Рассмотрим причины множественных пропусков, почему неисправность может проявлять себя только на холодную, а также расшифровку кодов ошибок: Р03001, Р03002, Р03003, Р03004.

  • Отсутствует искра либо сила искрового разряда недостаточна для поджигания ТПВС. Причина перебоев в работе системы зажигания может быть в свечах, высоковольтных проводах, катушке, модуле зажигания.
  • Потеря компрессии двигателя. Прогар клапанов, пробой прокладки ГБЦ – наиболее вероятные причины. Привести к подобной проблеме может даже износ гидрокомпенсаторов, неправильный зазор клапанов, сбой меток ГРМ.
  • Неисправность форсунки либо цепи ее управления. Если форсунка зависает в открытом состоянии, управляющий провод коротит на «массу», ТПВС будет переобогащенной.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Топливная смесь не будет сгорать как вследствие излишнего переобеднения, так и при переобогащенной смеси. Поэтому при множественных пропусках воспламенения из списка причин не стоит исключать и топливный насос.
  • Подсос неучтенного воздуха. К примеру, в месте прокладки между впускным коллектором и ГБЦ. В непрогретом состоянии зазор в месте разгерметизации увеличивается, поэтому в цилиндры попадает больше неучтенного воздуха. Пропуски зажигания возникают по причине излишнего переобеднения смеси. Среди перечня причин не стоит исключать негерметичность уплотнительных колец форсунок, треснувшие шланги вакуумной системы.

Признаки пропусков воспламенения: двигатель троит, снижается мощность, увеличивается расход топлива. Неравномерная работа хорошо заметна на 3, 4, 5-цилиндровых моторах, но на V-образных 6 и 8-цилиндровых ДВС заметить отключение одного из цилиндров сложнее.

Коды ошибок

Самодиагностика современной инжекторной системы впрыска способна регистрировать пропуски и определять, в каком именно из цилиндров причина неравномерной работы двигателя.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Поэтому мы рекомендуем начинать с диагностики актуальных кодов неисправностей. При поиске причины поломки важно понимать, в каком именно из режимов работы двигателя возникает ошибка по пропускам зажигания.

Без воспламенения в цилиндре отсутствует рабочий ход, что сказывается на скорости вращения коленвала. ЭБУ двигателя получает информацию с датчика положения коленчатого вала, поэтому по моменту замедления КВ может рассчитать, в каком именно из цилиндров происходят пропуски зажигания.

  • Р0300 – множественные пропуски зажигания. Это значит, что проблемы с поджогом возникают не только в одном цилиндре;
  • Р03001, Р03002, Р03003, Р03004, Р0300n … – пропуски в конкретном цилиндре. Где N – порядковый номер камеры сгорания, в которой проявляется неисправность.

Определить коды ошибок можно подключившись к разъему OBD II с помощью простейшего диагностического прибора наподобие ELM 327. Важно, чтобы версия ПО позволила подключиться к блоку управления двигателем на вашей модели авто.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Как определить цилиндр

Если двигатель троит, но вы не знаете, в каком из цилиндров причина, на работающем моторе поочередно снимите высоковольтные провода или отключите разъемы модулей зажигания, топливных форсунок. Отключение рабочих цилиндров будет заметно по падению оборотов. Проблемы будут в том «горшке», который никак не отреагирует на отключение ВВП/разъема. Неработающий цилиндр мы определили, поэтом переходим к поиску причины пропусков зажигания.

Диагностика системы зажигания

Мы не будем рассматривать диагностику вторичной цепи зажигания, для которой требуется осциллограф и базовые навыки работы с сигналами датчиковой аппаратуры. Остановимся на базовых методах проверки, которые можно выполнить своими руками.

Выкрутите свечу зажигания. Измерьте воздушный зазор, оценить состояние электродов, изолятора и количество нагара.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Более подробно процесс диагностики мы описали в статье «Симптомы неисправности свечей зажигания».

Если свеча мокрая и ощущается яркий запах бензина, значит, топливо в цилиндр подается и к системе питания претензии стоит выдвигать в последнюю очередь.

Лучший способ самостоятельно определить причину пропусков зажигания в цилиндре – сменить местами сначала свечи зажигания, потом ВВП и модули зажигания. Перед запуском после смены элементов сотрите все коды ошибок. Определить неработающий «котел» можно, считав актуальные ошибки либо воспользовавшись описанным выше методом.

Закрутите свечу из цилиндра, в котором проблемы с воспламенением, в исправный «горшок». Если проблема перекочует в ранее исправный цилиндр, значит, причина пропусков зажигания именно в свече. Точно также поступите с ВВП, индивидуальными катушками зажигания.

На автомобилях с системой DIS, устройство которой предполагает одну катушку на 2 цилиндра, неисправность катушки зажигания будет проявлять себя пропусками воспламенения сразу в 2 «котлах».Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Проверка высоковольтных проводов

 

  • Измерьте сопротивление ВВП. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете самостоятельно проверить высоковольтные провода и сравнить полученные значения с номинальными. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве – такой высоковольтный провод следует заменить.

  • Определение пробоя. Обрызгайте ВВП водой, запустите двигатель. Один контакт контрольки подключите к металлической неокрашенной детали, контактирующей с кузовом. Вторым контактом проведите вдоль каждого провода. Между исправными высоковольтными проводами и контролькой не должно быть пробоя искры.

Внимание! Контакт должен быть подключен именно на «массу», а не на минусовой вывод АКБ! Иначе при пробое есть риск взрыва аккумулятора. В контрольке должна быть лампа накаливания, а не светодиод.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

Возможные неисправности

В начале статьи были описаны основные причины, но существуют и некоторые более редкие неисправности.

  • Износ контакта резистивного датчика положения дроссельной заслонки. ЭБУ не может адекватно рассчитать количество воздуха и желаемую нагрузку.
  • Растянутая цепь ГРМ, из-за которой сдвигаются фазы газораспределения.
  • Поломка демпфера венца ДПКВ. Износ приводит к неравномерному вращению венца, что может быть расценено ЭБУ как проблемы с горением рабочей смеси.

Не попадитесь

На некоторых автомобилях ЭБУ после регистрации пропусков зажигания в цилиндре принудительно отключает подачу топлива и искры. Именно так работает система защиты каталитического нейтрализатора, которая предотвращает попадание несгоревшего бензина к сотам катализатора.

Чтобы эта особенность не сбила вас с пути при поиске причины пропусков зажигания, обращайте внимание на первые секунды прокрутки стартера/ работы двигателя.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Нужно как минимум несколько оборотов венца, чтобы ЭБУ мог зарегистрировать пропуски. Поэтому в первые моменты система защиты катализатора гарантированно не сработает.

Выявление (и устранение) распространенных причин пропусков зажигания в двигателе

Независимо от того, являетесь ли вы автомехаником или энтузиастом, если вы работали с автомобилем, скорее всего, вы уже сталкивались с пропусками зажигания в двигателе. Они могут быть настоящей болью, но, как и большинство проблем, чем больше вы знаете, тем лучше для вас будет. Многие вещи, от свечей зажигания до катушек зажигания, могут вызвать пропуски зажигания в двигателе.

Наиболее распространенными причинами пропусков зажигания являются изношенные, неправильно установленные и неправильное обращение со свечами зажигания, неисправные катушки зажигания, следы нагара, неисправные провода свечей зажигания и утечки вакуума. Неудивительно, что свечи зажигания являются одной из наиболее распространенных проблем, связанных с пропусками зажигания в двигателе, но достижения в металлургии этих компонентов неуклонно улучшают их характеристики.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение

В частности, иридиевые свечи зажигания с тонкой проволокой, которые были разработаны для более целенаправленного зажигания и меньшего количества пропусков зажигания.

Большинство пропусков зажигания, связанных со свечами зажигания, составляют изношенные или неправильно установленные свечи зажигания. Свечи зажигания подают электрический ток от системы зажигания в камеру сгорания, воспламеняя сжатую топливно-воздушную смесь. Если свечи зажигания не затянуты должным образом, они могут пропускать воздух и нарушать соотношение воздух-топливо, а при неправильной установке свечи могут вызвать проблемы с воздушным зазором.

Для катушек зажигания в случае отказа они отправят код пропуска зажигания, но код может не быть причиной фактической проблемы. Код пропуска зажигания может быть вызван чем-либо, что приводит к тому, что цилиндр не запускается, поэтому необходимо провести полную диагностику, чтобы быть на 100% уверенным в том, что вызывает пропуски зажигания.

Еще один распространенный пропуск зажигания в двигателе называется прогаром или прогаром.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Это происходит при зажигании катушки на свече на изоляторе свечи зажигания и часто вызвано маслом, грязью, эрозией или влагой, которые заземляют искру. Но с современными свечами зажигания вы можете предотвратить пробой благодаря многореберному керамическому изолятору с высоким содержанием оксида алюминия.

Свечи зажигания могут быть одной из основных причин пропусков зажигания в двигателе, но благодаря использованию иридия в конструкции тонкой проволоки свечи зажигания он устраняет пропуски зажигания, как никогда раньше. Это обеспечивает меньше шансов на пропуски зажигания из-за металла, который защищает от высоких температур, окисления и коррозии.

Пропуски зажигания двигателя не имеют универсального решения, поэтому убедитесь, что ваши клиенты изучают полную диагностику пропусков зажигания двигателя. Если пропуск зажигания у клиента вызван состоянием свечи зажигания, убедитесь, что он знает об имеющихся у него иридиевых вариантах, чтобы избежать пропусков зажигания.

Компания Autolite® занимается разработкой свечей зажигания с 1935 года.Пропуски воспламенения причины: Пропуски зажигания: причины, признаки, диагностика, устранение Мы провели исследования, в том числе измерения ядра пламени, испытания диапазона температур, анализ микроматериалов, испытания диэлектрических свойств и многие другие оценки, чтобы улучшить характеристики, долговечность и воспламеняемость свечей зажигания. свечи для отечественных и импортных двигателей. Наши последние технологические достижения — это свечи зажигания Iridium Ultra®. Эта вилка предлагает высочайший уровень производительности и ограниченную пожизненную гарантию, чтобы показать вам, что мы серьезно относимся к делу. Узнайте о преимуществах наших свечей зажигания Iridium Ultra на сайте autolite.com.

Спонсором этой статьи является Autolite.

В этой статье:Autolite, Свечи зажигания