Правила проезда кругового движения будут изменены
28 августа 20172564
В МВД выступили с предложением изменить правила проезда кругового движения в России для увеличения пропускной способности перекрестков.
В МВД России подготовили проект постановления правительства России, который предполагает важные изменения в ПДД в части проезда перекрестка с круговым движением. На сегодняшний день, на проезд «колец» распространяется норма ПДД, согласно которой на перекрёстке равнозначных дорог водитель автомобиля обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это правило действует в случае, если перед круговым движением нет знака «Уступи дорогу». Теперь же, согласно документу, двигающиеся по кругу автомобили будут всегда иметь преимущество, если нет иных дорожных знаков.
Как пояснили в ведомстве, необходимость установления такого приоритета обусловлена двоякостью восприятия водителями действующих норм. Так, в различных субъектах страны и даже в одном городе схемы проезда перекрестков с круговым движением отличаются друг от друга, что способствует образованию на них заторов и возникновению ДТП. При установлении приоритета проезда перекрестка с круговым движением значительно возрастает пропускная способность улично-дорожной сети в сравнении с обратной схемой проезда указанного перекрестка.
«Практика приоритета проезда перекрестка с круговым движением установлена практически во всех европейских странах, данный положительный опыт подтверждает целесообразность внесения проектируемых изменений», — отметили в ГИБДД. Глава экспертного центра, член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Александр Шумский отметил, что в 2010 году было принято постановление, согласно которому главным для автомобилистов считается круг. Однако формулировки в ПДД остались прежними, согласно которым круг считается второстепенным при проезде, если нет иных дорожных знаков. «В итоге получилось так, что у людей в памяти отложилось, что круг главный, а кто-то запомнил, что круг второстепенный, и многие до сих пор не понимают, как ездить правильно», — сказал он.
Напомним, что совсем скоро должен быть утвержден и новый регламент МВД по надзору за участниками дорожного движения. Документ, который пришел на смену старому регламенту, действующему с 2009 года, должен был вступить в силу еще с 1 апреля 2017 года, однако тогда это сделать не удалось. Его решили доработать для усовершенствования и уточнения всех возможных ситуаций, в которых могут оказаться сотрудники ГИБДД на службе. Одной из главных норм обновленного регламента станет официальная отмена запрета на проверку документов у водителей вне стационарных постов. Что касается места для несения службы нарядами ДПС, то они будут определяться на основании анализа состояния аварийности в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.
О перекрёстках с круговым движением
У нас в стране, как известно, две беды: дураки и дороги. Иногда они встречаются…
Минул год, как в ПДД вторично за 10 лет внесены поправки, касающиеся проезда перекрёстков, где организовано круговое движение. Посмотрим, что же из этого получилось.
Для начала следует развеять массовое заблуждение о существовании неких «круговых перекрёстков» — этот расхожий термин является абсурдным даже с точки зрения русского языка. И такое определение отсутствует и в ПДД РФ, и в Венских конвенциях (их две — «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах»).
Кольцевая (круговая) проезжая часть сама по себе является дорогой и вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом.
При этом ничто не препятствует раздельной организации движения на каждом из пересечений, вплоть до установки светофорных объектов. Такой подход по крайней мере снимает вопрос о том, каким является «круговой перекрёсток» в случае, когда светофор установлен, например, лишь на одном из пересечений, в то время как остальные являются нерегулируемыми.
В одной из дискуссий, ведущейся в интернете, для выхода из ими же придуманного алогизма такому перекрёстку даже дали название «полурегулируемый».
Круговое движение в Венской конвенции
Итак, что же такое круговое движение и как его отличать? Обратимся к первоисточнику — Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Этой конвенции обязано отвечать и национальное законодательство стран-участниц, в число которых с 1974 года входил и СССР, а теперь входит и РФ.
Определение дано в Приложении 1 «Дорожные знаки», раздел D «Предписывающие знаки»:
Знак D, 3 «Обязательное круговое движение» указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.
Знак D, 3 в ПДД РФ носит обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — это 2. 4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» соответственно.
Никакого иного определения круговому движению в конвенциях нет. Отсюда следует первый важный вывод: При отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) никакого кругового движения нет! Даже если Ваши глаза его видят, никакие правила, относящиеся к круговому движению, применяться не должны.
Круговое движение в России
Собственно говоря, именно так и было организовано движение до последней «реформы» 2017 года. Все пересечения, где было организовано круговое движение, обозначались знаком 4.3, а вопрос приоритета решался установкой соответствующих знаков. Причём при их отсутствии действовало правило «помехи справа» и круг был второстепенной дорогой.
Предыдущая «реформа» 2010 года добавила к этому лишь то, что прямо написано в Венской конвенции: установку знаков приоритета на пересечениях проезжих частей. Кому-то это не понравилось. То ли захотелось «единообразия», то ли ещё чего, но ПДД в очередной раз переписали. Хотя ту же задачу можно было решить простейшим способом: установкой знаков приоритета во всех случаях, где круг решили сделать главным (как в Венской конвенции и как во всём мире). Но у нас нашли свой, суверенный способ.
Что же мы имеем сегодня, после второй «реформы»? Для начала посмотрим на описание знака 4.3:
4.3 «Круговое движение». Разрешается движение в указанном стрелками направлении.
Эта формулировка вызовет полное недоумение у любого юриста. Спросите, почему? Да потому, что согласно этой формулировке знак вовсе не является предписывающим, хотя и находится в группе таковых.
Нормы, как известно, бывают императивные и диспозитивные. Императивные выражаются глаголами «следует, должен, обязан» и тому подобными словами, исключающими свободу действий лица, на которое нормы направлены. Именно так и сформулирован пункт в Венской конвенции: «Обязательное круговое движение».
Глагол «разрешается» предоставляет водителю свободу выбора: можно ехать так, а можно — иначе. То есть при въезде на круг поворачивать не направо, а налево. Можно лишь изумляться тому, что никто до сих пор не обратил на это внимание.
Это безусловная ошибка, к тому же — явное противоречие Венской конвенции, и она должна быть вне всякого сомнения срочно исправлена. Но статья не только об этом.
Посмотрим, как решён вопрос приоритета после поправок 2017 года. В ПДД, как известно, появился новый пункт:
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
У меня, когда я впервые это прочёл, сразу возник совершенно естественный вопрос. А что, просто поставить знаки приоритета, как это предусмотрено Венской конвенцией и уже было реализовано на подавляющем большинстве таких перекрёстков, было нельзя? Знаки закончились или завод обанкротился?
Ну хорошо, не стану придираться. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш «суверенный» подход — это, в конце концов, проблема иностранцев. Нашим соотечественникам, выезжающим за рубеж, проще: там везде стоят знаки.
Проблема возникла в другом. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются главными. Тут уж без знаков приоритета не обойтись никак.
А теперь ещё раз внимательно прочтём пункт 13.111 ПДД. Там что-либо говорится о знаках приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг главный, либо знаки приоритета. Одно с другим несовместимо.
И во что же это вылилось на практике? А вылилось это в то, что на таких перекрёстках сняли знаки 4.3 (к счастью, не повсеместно) и в полном соответствии с действующими нормами (включая Венскую конвенцию) они перестали быть перекрёстками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими из этого последствиями, из которых главных два:
- Нет обязанности при въезде на круг поворачивать направо, можно и налево.
Строго говоря, исходя из описания знака 4.3 это можно было делать и ранее, но теперь это подчёркнуто дополнительно полным отсутствием предписывающего знака.
- При въезде на такой перекрёсток водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если знаками или разметкой не разрешено иное.
К счастью или к несчастью, но об этом не знают навигаторы, которые «помнят», что ранее это был перекрёсток с круговым движением и предупреждают об этом водителя. Знаки же не говорят о том, что движение круговое.
Понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно висит табличка 8.13, показывающая направление главной дороги, и она даёт какую-то информацию водителю. В частности, по схеме видно, что там есть кольцо. Но табличка — не предписывающий знак и наказать за невыполнение вышеуказанных требований нельзя.
В ряде случаев для разрешения этой искусственно созданной коллизии стали на въезде устанавливать знак 4.1.2 или же знаки особых предписаний 5. 15.1. Либо наносить соответствующую разметку на проезжей части.
Поэтому каждый такой перекрёсток превратился в настоящий ребус для водителя, который обязан каждый раз его расшифровывать. И, спрашивается, чего ради?
Примеры перекрестков в России
Чтобы не быть голословным, приведу несколько фотографий.
Рисунок 1
Перекрёсток на улице Школьная в городе Видное до «реформы», весна 2017 года. Всё понятно: впереди — круговое движение.
Рисунок 2
Тот же перекрёсток в городе Видное (подъезд с противоположного направления) уже осенью 2018 года. Как видим, теперь там нет кругового движения (не верь глазам своим!). Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД.
Рисунок 3
Егорьевское шоссе (Московская область). Год — 2018, то есть уже действует пункт 13.111 ПДД. Перед перекрёстком установлен знак 4. 3 и водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по кругу. А согласно знаку 2.1 у него главная дорога и приоритет. Приплыли…
Рисунок 4
Город Подольск. Согласно ПДД РФ и Венской конвенции здесь нет кругового движения. Въезд на круг со второй полосы запрещён, поворот налево хотя и неудобен, однако нарушением ПДД не является, достаточно лишь уступить дорогу. Представляю себе разбор ДТП вследствие такого маневра…
Рисунок 5
Тоже Подольск. Как говорится, без комментариев. Хотя, если перевернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.
Рисунок 6
Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, въезжающих на пересечение проезжих частей, нарушают п. 8.5 ПДД.
Рисунок 7
Тот же перекрёсток в Челябинске с другого въезда. Здесь тоже нет знака 4.3 и не верьте своим глазам. Это не круг.
Рисунок 8
Третий въезд на тот же перекрёсток в Челябинске. Видимо, организаторы движения догадались, что круглое вовсе не является круглым, и хотя бы с одной стороны поставили знаки 5.15.1, разрешающие поворот со всех трёх полос. Заодно и поворот налево запретили. Ну хоть так…
Полагаю, достаточно. Думаю, подобных ребусов у каждого водителя в достатке.
Хуже, когда ребус заложен в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели «как лучше», а получилось по В. С. Черномырдину — «как всегда».
Организация кругового движения в Европе
Если авторы хотели сделать «как в Европе», то есть устранить двоемыслие, то там его не было и нет. Там руководствуются Венской конвенцией.
Если угодно, вот выписка из Правил ФРГ (перевод мой):
§ 8 Преимущество
(1) На перекрестках и примыканиях преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа. Это правило не действует
(1а) Если на примыкании к круговому движению установлен знак 215 («Круговое движение») под знаком 205 («Уступите дорогу»), приоритет имеют транспортные средства, движущиеся по кругу.
При въезде на такое круговое движение включать указатели поворота запрещено.
На указатели поворотов я тоже бы хотел обратить внимание. Практически во всех учебных пособиях и в автошколах насаждается правило: куда крутим руль, такой поворотник и включаем. Зачем это делать при въезде на круговое движение, если направо поворачивают все? Разумеется, если движение правильно организовано и в ПДД нет таких ребусов, какие появились у нас.
Любой европейский водитель, попав в нашу страну, воспримет включённый сигнал правого поворота при въезде на круг как подсказку о том, что водитель намерен покинуть круг на первом же съезде. Хотя водитель делать это вовсе и не собирался.
Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу.
Практически везде и всегда именно так и организуется движение. Примеры:
Рисунок 9. Германия, Дрезден.

Рисунок 10. Прага.
Рисунок 11. Болгария, Бургас.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н., г. Москва
Автор: Тимофей Черепанов
Обновлено: 22 октября 2022
Раздел: Неоднозначности ПДД
О Roundabout – Театральная компания Roundabout
Начав преобразование нашего учреждения, мы признаем свою ответственность за увековечивание, а теперь и за исправление несправедливости в нашей индустрии и за создание американского театра, который процветает благодаря разнообразию. Следующие принципы составляют основу наших стратегий — от нашей внутренней практики до нашей публичной работы и нашего поведения в нашем сообществе. Они применяются к административному и производственному персоналу, руководству, совету директоров, художникам, преподавателям, спонсорам, студентам и зрителям Roundabout. Мы живем и продвигаем эти ценности:
КАПИТАЛ. Мы работаем над устранением всех форм системного угнетения.
ТВОРЧЕСТВО. Мы создаем театральные постановки и создаем программы, которые создают диалог между прошлым и настоящим, между искусством и публикой, уделяя при этом первостепенное внимание инновациям и защите интересов, как это может делать только некоммерческая организация.
СОТРУДНИЧЕСТВО. Мы продвигаем коммуникацию и прозрачность как необходимые условия для заботливого рабочего места и для каждого сотрудника — и компании в целом — для раскрытия своего потенциала.
ОБУЧЕНИЕ. Мы практикуем культуру обучения для себя, для наших сообществ и для развития нашей области. Наш институт и наша отрасль будут расти только благодаря постоянному и открытому обмену идеями.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. Мы отражаем наш город и влияем на него, делая наши рабочие места и наши шоу приветливыми и доступными для всех, поскольку мы строим доверительные и прочные отношения.

ОТЧЕТНОСТЬ. Мы призываем себя и заинтересованные стороны на всех уровнях принять и продемонстрировать эти принципы, а также призываем наших коллег и нашу общественность возлагать на нас ответственность по мере того, как мы движемся к справедливому и инклюзивному будущему.
После общекорпоративной оценки и процесса обсуждения, начатого Roundabout в октябре 2019 года, наша команда по трансформации, состоящая из 29 сотрудников, разработала пятилетний план по обеспечению равенства, разнообразия, инклюзивности и антирасизма (EDI/AR) в Наши структуры и действия.
При надежной поддержке нашего руководства и Совета директоров мы придерживаемся этих методов и понимаем, что их успех будет определяться не намерениями, а результатами.
Вот наши действия пункты плана на август 2021 года:
ПОСМОТРЕТЬ ПЛАН
Театральная компания Roundabout Theater Company признает, что наши театры и офисы расположены на традиционной земле народа ленапе Маннахатты, что в переводе означает «Остров многих холмов».
На протяжении многих поколений эти коренные американцы жили, работали и создавали произведения искусства на этой земле, за которой они традиционно ухаживали.
Другие народы, которые прошли и/или переселились в этот район, это племена могавков, онейда, онондага, каюга, сенека, тускарора, абенаки, манси, могеган, монтаук, шиннекок, могикан и ваппингер.
Мы выражаем уважение, делясь нашими произведениями на их исконной земле, отмечая многочисленные коренные народы, живущие сегодня на Манхэттене и его окрестностях, и обязуемся работать над установлением подлинных отношений с этими общинами коренных народов.
Присоединяйтесь и давайте — Театральная труппа Roundabout
Roundabout Theatre Company — это некоммерческая организация 501(c)(3), и мы полагаемся на поддержку щедрых участников, чтобы воплотить в жизнь отмеченные наградами постановки на наших сценах и трансформировать образовательный опыт в Нью-Йорке и за его пределами. Продемонстрируйте свою поддержку подарком, не облагаемым налогом, сегодня!
Присоединяйтесь к нам
Наслаждайтесь эксклюзивными преимуществами, игровыми чтениями только на одну ночь, доступом к домашним местам, приглашениями на премьеры и многим другим.СТАТЬ ЧЛЕНОМ
Специальные мероприятия
Преимущества членства включают эксклюзивные приглашения на захватывающие мероприятия и дополнительные возможности для поддержки организации.Особые события
КОРПОРАТИВНЫЙ
Roundabout предлагает индивидуальные преимущества, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности вашей компании, сотрудников и клиентов.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
СПОСОБЫ ПОДАРИТЬ
Будьте креативны с вашей поддержкой! Ваш вклад позволяет нам создавать театральные и образовательные программы мирового класса, которые вдохновляют и обогащают наше сообщество.Исследовать
Финансовая информация
Нажмите здесь, чтобы увидеть последние финансовые отчеты Roundabout и аккредитацию по сбору средств.Узнать больше
Членство
Особые события
Присоединяйтесь к нам
Ваша поддержка делает Roundabout одним из ведущих некоммерческих культурных учреждений Нью-Йорка.