Причины и последствия гидроудара двигателя
Гидроудар двигателя — это попадание воды в надпоршневое пространство цилиндров двигателя, что вызывает резкое повышение давление и разрушение элементов цилиндропоршневой группы двигателя (ЦПГ).
Причины гидроудара
В двигатель автомобиля вода чаще всего попадает через систему впуска, обеспечивающую подачу воздуха в цилиндры. Несмотря на то, что воздушный фильтр располагается над двигателем, нередко бывают ситуации, когда при преодолении глубокой лужи на большой скорости вода, как волна, перетекает по капоту и через воздухозаборники попадает в подкапотное пространство. А эти воздухозаборники находятся возле корпуса воздушного фильтра. А далее вода вместе с воздухом засасывается и через впускной коллектор попадает в цилиндры.
Отметим, что жидкость попадает в цилиндры не только через систему впуска. Пробой прокладки ГБЦ, при котором трещина соединяет между собой канал системы охлаждения и цилиндр, тоже вызовет попадание воды в цилиндр.
Пока трещина маленькая, особой опасности она не представляет. То небольшое количество охлаждающей жидкости, которая попадает в камеру сгорания, будет выводиться. Но если прокладку не заменить и продолжать эксплуатировать авто, трещина со временем разрастется, поэтому количество жидкости, проникающей в цилиндр, увеличится. В конечном итоге произойдет гидроудар, поскольку ОЖ уже не сможет вывестись из цилиндра через систему отвода выхлопных газов.
Что происходит в цилиндре при попадании воды?
Топливо – тоже жидкость, но оно подается в цилиндры в небольших количествах, и к тому же оно – легкоиспаримое. В цилиндрах бензин переходит в газообразное состояние. А газ запросто сжимается под давлением, чего не скажешь о воде.
Любая жидкость – несжимаема. Если много воды попадет в цилиндр, то на такте сжатия поршень поднимет ее вверх, и как только она заполнит все свободное пространство камеры сгорания, она начнет выполнять роль упора для поршня.
В результате, в камере сгорания резко повышается давление, причем настолько сильно, что элементы ЦПГ не выдерживают нагрузки, поэтому деформируются и разрушаются.
Последствия попадания воды
Для водителя гидроудар проявляется в виде резкой остановки мотора, в некоторых случаях сопровождаемой ощутимым ударом. Сила гидроудара зависит от двух условий:
- оборотов двигателя;
- количества проникшей в цилиндр жидкости.
Чем выше обороты, тем разрушительней последствия. То же касается и объема жидкости.
При несильном гидроударе особых негативных последствий может и не быть. Но это не значит, что можно сразу же продолжать эксплуатацию авто, поскольку требуется проведение мероприятий для устранения последствий.
Последствиями среднего по силе гидроудара являются изогнутые шатуны. Основная нагрузка при сжатии жидкости приходится именно на них. При этом деформация нередко сопровождается столкновениями изогнутого штока со стенками цилиндра.
Самый большой урон получается при сильном гидроударе. При нем повреждения получают не только шатуны. Из-за сильного изгиба штока разрушается поршень, а сам шатун либо срывает с коленчатого вала, либо он пробивает стенку блока цилиндров.
Бывает и так, что возникающее высокое давление приводит к разрыву шпилек или болтов крепления головки блока, ее изгибу, повреждению прокладки ГБЦ.
Помимо ЦПГ от гидроудара повреждения получает и газораспределительный механизм, точнее его привод. При попадании жидкости кривошипно-шатунный механизм резко «стопорится», но инерцию никто не отменял, поэтому привод ГРМ еще продолжает небольшое движение. В результате ременной привод обрывается, цепной же – растягивается. Возникшая нагрузка воздействует и на натяжные механизмы привода, повреждая их.
В общем, при сильном гидроударе двигатель получится восстановить, если блок «выдержал». Но определить это можно только после тщательной диагностики.
Но даже средний по силе удар приводит к дорогостоящему и трудоемкому ремонту, поскольку приходится менять поршни с кольцами, шатуны, цилиндры же нужно протачивать.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Диагностика и ремонт
Видео: Гидроудар и последствия на Приоре
youtube.com/embed/VWt08VEllOU» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>После остановки авто посреди лужи водители пытаются запустить мотор и выбраться из лужи. Эта ошибка приводит к повышению степени повреждения.
Если появилась вероятность, что в двигатель попала вода, нужно сначала провести ряд процедур, чтобы точно установить, что стало причиной остановки мотора. Конечно, стоя посреди лужи что-либо предпринимать сложно, но и двигатель крутить стартером в надежде, что он заведется – нельзя. Поэтому просим кого-то взять машину на буксир или же вызываем эвакуатор, чтобы отправить автомобиль на СТО, где проводится осмотр.
Можно попробовать провести диагностику самому.
Процедура проверки мотора несложная и проводится она так:
- Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, осматриваем корпус изнутри, а также проверяем рукой состояние фильтрующего элемента. Если корпус и фильтр сухие, то гидроудара не было, а двигатель заглох по другой причине (обычно она кроется в промокании проводки). Если же корпус и фильтр мокрые, то остановка вызвана гидроударом.
- Удаляем остатки воды из корпуса фильтра.
- Выкручиваем свечи.
- Аккуратно и плавно ключом прокручиваем коленчатый вал, прислушиваясь, нет ли скрежета или сторонних звуков при вращении.
- Сделав несколько оборотов и убедившись, что вал крутится легко, приступаем к просушке цилиндров.
- Просушка делается стартером. Раскручиваем двигатель, чтобы поршни вытолкали воду из цилиндров через свечные отверстия.
- Проверяем компрессию в цилиндрах. Если на одном из цилиндров погнут шатун, то компрессия на нем сильно упадет.
- Для заключительного этапа проверки двигателя после гидроудара применяется технический фонендоскоп. Им следует воспользоваться даже если во всех цилиндрах компрессия соответствует норме.
Для проверки фонендоскопом ставим на место свечи и запускаем мотор, но нагрузку давать на него не стоит. Сразу же после запуска прослушиваем двигатель фонендоскопом, особенно в районе шатунов. Никаких сторонних звуков при прослушивании мотора быть не должно, если же они есть, лучше сразу же заглушить мотор.
В случае, когда в двигателе никаких признаков повреждения от гидроудара не обнаружено, то можно продолжить эксплуатацию авто, но воздушный фильтр меняется.
Если проявляются признаки повреждения силовой установки, то снимается и полностью разбирается двигатель, делается дефектовка и замена поврежденных составляющих.
Чтобы избежать гидроудара или минимизировать последствия, глубокие лужи следует преодолевать на очень малой скорости. При этом, если впереди идет другая машина, лучше остановиться и подождать, пока не успокоится поверхность воды, что снизит вероятность накатывания ее на капот. А еще лучше постараться объехать водное препятствие, ведь лучше потратить немного больше бензина на объезд, чем ремонтировать двигатель.
последствия попадания воды в двигатель
Неопытный водитель, гоняющий по лужам, не снижая скорости, рискует получить гидравлический удар двигателя (далее также гидроудар). Что это за явление и чем оно опасно? Об этом будет рассказано ниже.
Что такое гидроудар
При гидроударе двигателя в его камеру сгорания попадает влага. Как правило, её источник – мощные брызги, влетевшие в воздуховод вместе с воздухом. В камере сгорания они образуют водяную пробку, о которую ударяются поршни. Последствием становится ощутимый удар и последующая остановка мотора, завести который становится невозможно. При этом чем выше обороты ДВС были в момент удара, тем более значительными могут оказаться повреждения. Причина кроется в кинетической энергии вращающихся частей, под воздействием которой ломаются практически все металлоконструкции.
Как происходит гидроудар
Существуют две причины возникновения данного явления:
- Автомобиль влетает в лужу на большой скорости, в результате поднимая брызги, часть из которых впоследствии оказывается в воздушном фильтре, а далее в камере сгорания (об этом было сказано выше).
- Водитель пытается преодолеть высокую водную преграду, в результате чего вода напрямую заливает воздушный фильтр его авто. Далее она оказывается в камере сгорания и, в общем, сценарий аналогичен.
Однако второй вариант слишком экстремален и встречается намного реже, чем первый. То есть причина возникновения гидравлического удара кроется в неопытности и халатности человека за рулём.
Не зная о последствиях данного явления, он на максимальной скорости едет по лужам. А далее происходит следующий сценарий:
- Сжать воду точно так же, как топливную смесь или воздух, не получится ни при каких обстоятельствах.
- Поэтому когда происходит сжатие, то есть закрыты оба клапана мотора, поршень в конце движения сталкивается с водным барьером.
- Такое столкновение приводит к самому настоящему гидравлическому удару.
Чем выше показатели кинетической энергии поршня (выше обороты мотора), тем больше сила данного удара и, конечно, больше вероятность, что поломка будет критической.
Необходимо отметить, что наиболее сильно рискуют получить гидравлический удар спортивные машины, имеющие низкую подвеску. То есть чем выше будет располагаться мотор, тем ниже окажется риск получить подобный удар. Однако снижение риска не тождественно полному его исчезновению.
Последствия гидроудара и ремонт
Получить гидравлический удар для автомобилиста означает впасть в крупные неприятности. Поломанные поршни или их пальцы, погнутые шатуны, разорванный блок ДВС – вот наиболее распространённые последствия такого удара. Возможны и более серьёзные повреждения – критические поломки двигателя.
Зачастую возникает необходимость провести капитальный ремонт после гидроудара, а в наиболее тяжёлых случаях потребуется замена двигателя. Обходятся подобные работы недёшево, и чем сложнее поломка, тем выше плата. Ведь понадобится не только приобрести нужные запчасти, но и заплатить за услуги профессионалам, занимающимся конкретным видом работ.
Выводы
Гидравлический удар приводит к серьёзным поломкам машины, требующим дорогостоящего ремонта. Поэтому самым правильным будет его не допускать.
Профилактика гидроудара такова:
- Основная причина этого явления, как отмечалось раньше, — езда на большой скорости по лужам. Или буквально по «рекам», которые образуются на дорогах в ливень. Если водителю дорог его автомобиль, от таких поездок нужно отказаться;
- Вторая причина – переоценка возможностей своего авто. Например, если это малолитражка, пересекать на ней глубокую лужу нецелесообразно;
- Но бывает так, когда водитель никак не может отложить поездку, а на улице льёт сильный дождь. В этом случае надо действовать осторожно. В первую очередь, ехать по знакомой дороге, на которой известна каждая яма. Именно в этих ямах и будут глубокие лужи. Поэтому их надо объехать как можно дальше. Во-вторых, уменьшить скорость. Если уровень воды значителен, последняя не должна превышать 10 км/ч. В третьих, ограничиться первой передачей. И обязательно помнить: увеличение скорости прямо пропорционально величине потенциальных разрушений мотора.
Однако от гидравлического удара не застрахован даже самый осторожный и опытный водитель. Если он всё же произошёл, надо помнить, что паника в такой ситуации – плохой советчик. И выполнять следующие действия:
- О гидроударе можно говорить тогда, когда у автомобиля, преодолевшего значительную водную преграду либо переехавшего лужу на высокой скорости, резко отключается мотор. Не стоит пытаться заводить его снова: так можно только его добить. Вместо этого опытный водитель выходит из машины, открывает капот и выкручивает все свечи.
- Следующим шагом становится разбор кожуха воздушного фильтра. Если он влажный на ощупь, это тревожный сигнал. В этом случае может помочь прокрутка вала мотора. Не факт, что данная процедура будет возможна или даст положительный результат. Но если повезёт, из отверстий, в которые были вкручены свечи, вытечет лишняя влага. Однако ремонт при попадании воды в двигатель, проведённый профессионалами, всё равно необходим. Нельзя вкручивать свечи обратно и заводить мотор снова.
- Логичным завершением ситуации станет вызов эвакуатора, который отвезёт автомобиль на станцию техобслуживания. Там он попадёт в руки профессионалов, которые полностью обсушат его цилиндры и двигатель на специальном оборудовании. А также проведут просушку патрубка воздухоотвода и воздушного фильтра.
Только путём профилактики можно защитить машину от гидравлического удара. Только своевременно обратившись за помощью к специалистам можно не усугубить его последствия.
Последствия и решения гидравлического удара
Опубликовано Джеффом Кейном на | Комментарии отключены на последствиях и решениях гидравлического удара
Гидравлический удар — это явление, которое может быть как легкой неприятностью, так и серьезной проблемой. Обычно это считается угрозой безопасности. Чрезвычайное давление, вызванное гидравлическим ударом, может привести к разрыву прокладок и внезапному разрыву труб, что может привести к серьезным травмам окружающих.
Идентификация гидравлического удараОбычно гидравлический удар можно определить по громкому стуку или стуку, исходящему из труб, особенно после быстрого отключения источника воды. Этот звук возникает из-за того, что ударная волна с большой силой ударяет в какой-то блок, например, в закрытый клапан или соединение. Шум иногда может быть оглушающим, а иногда может стать основным источником стресса, особенно для находящихся поблизости рабочих.
Повреждения, вызванные гидроударомПовторяющиеся случаи гидравлического удара, однако, больше, чем просто неприятность. Гидравлический удар может привести к серьезному повреждению трубопроводов, прокладок соединений труб и всех других компонентов системы, таких как расходомеры и манометры. При контакте эти скачки давления могут легко превысить рабочее давление в системе в пять-десять раз, создавая огромную нагрузку на систему.
Гидравлический удар также может вызвать протечки в местах соединений в системе, растрескивание стенок труб и деформацию опорных систем трубопроводов. Ремонт или замена поврежденных компонентов трубопровода и оборудования может быть довольно дорогим. Хуже того, стоимость может вырасти в геометрической прогрессии, если разлив приведет к экологическим проблемам.
Решения для гидроударовГидравлический удар можно предотвратить или уменьшить несколькими способами, в зависимости от его причины. Обучение и подготовка операторов — один из самых простых способов минимизировать гидравлический удар, вызванный гидравлическим ударом. Обучение позволяет операторам узнать о важности правильного открытия и закрытия ручных или приводных клапанов, а также может позаботиться о том, чтобы свести к минимуму последствия гидравлического удара. Операторы также могут быть более осторожными при безопасном открытии и закрытии четвертьоборотных клапанов, таких как шаровые краны, дисковые затворы и плунжерные клапаны.
Другим вариантом снижения скачков давления, вызванных гидравлическим ударом, являются гасители гидравлического удара. Резисторы гидравлического удара — это компоненты трубопроводной системы, которые снижают шум и нагрузку на трубопроводные системы, поглощая удары. Просто убедитесь, что они правильно подобраны и установлены, иначе они не будут такими эффективными.
Клапаны могут уменьшить гидравлический ударВы также можете установить обратные клапаны на вертикальные трубопроводы. К ним относятся поворотные обратные клапаны, наклонные диски и двойные дверные обратные клапаны, все из которых можно настроить для работы в вертикальной линии. Имейте в виду, что они не предотвратят обратный поток в этой ориентации, и в этом случае бесшумный обратный клапан является лучшим вариантом.
Иногда внезапное закрытие обратного клапана, наклонного диска и двухстворчатого обратного клапана может вызвать гидравлический удар. Вы можете предотвратить это, заменив эти клапаны бесшумными обратными клапанами, например, такими, которые производит DFT. Вместо того, чтобы реверсировать поток, бесшумные обратные клапаны закрываются, когда перепад давления на запорном элементе клапана уменьшается.
Гидравлический удар может быть вызван захлопыванием клапанов; бесшумные обратные клапаны гораздо реже вызывают это. Клапан полностью закрывается, когда перепад давления на диске приближается к давлению открытия клапана. Затем жидкость замедляется и уменьшает импульс до того, как клапан полностью закроется. Это также гарантирует, что поток жидкости не изменит направление.
Эффекты водяного удара
Для кого-то это просто характер старого дома — этот громкий лязг, когда перекрываешь воду. Таким образом, можно легко проигнорировать или списать на нет. Не делайте этого — это признак гидравлического удара.
Всего лишь несколько последствий отказа от этой проблемы: выдутые уплотнения, прокладки, диафрагмы или разрушенные счетчики и манометры. Все это приводит к тому, что деньги тратятся там, где вы, скорее всего, не хотите их тратить.
Первым признаком присутствия WH в водопроводной системе является один или несколько ударов, за которыми следует эхо после отключения источника воды. Обычно вода течет по трубам в постоянном режиме, который по своей природе не останавливается. Таким образом, может быть довольно очевидно, что существует проблема, требующая внимания.
Несколько соображений при работе с гидроударником включают размер трубы, скорость закрытия клапана и скорость воды. С точки зрения размера трубы, чем короче труба, тем быстрее вода может беспрепятственно течь.
Если установить более длинную трубу, могут возникнуть проблемы с гидравлическим ударом. Когда клапан быстро закрывается, это создает эффект ударной волны для воды в трубе. Его скорость слишком быстро останавливается, и вода падает в систему, создавая слышимый стук.
Точно так же, если вода течет очень быстро, закрытие клапана снова вызовет эффект ударной волны.
Итак, теперь вы знаете, что у вас, вероятно, есть эта проблема , когда вы слышите характерный шум, и вам нужно провести расследование. Давление, вызванное резкой остановкой, может вызвать сбои системы, среди других упомянутых проблем.
Понимание давления в вашей системе может помочь вам найти проблему и, следовательно, решить ваши проблемы с WH. Традиционная математика — это проверенный и верный способ выяснить, какое давление создается, когда клапан закрыт.
Используйте следующую формулу, чтобы найти соответствующее давление: P=(0,07)(V)(L)/t + P1, где P=увеличение давления, P1=давление на входе, V=скорость потока в футах в секунду, L=на входе длина трубы в футах и t=время закрытия клапана в секундах.
Чтобы использовать эту формулу, вы соберете необходимые данные для решения для P. Вот пример: если у вас есть труба длиной 40 футов вверх по течению, время закрытия клапана 48 мс, рекомендуемая скорость трубопровода из ПВХ 5 футов в секунду. , и давление на входе 50 фунтов на квадратный дюйм, решите для P, чтобы получить 331,67 фунтов на квадратный дюйм.
С рекомендуемым максимальным давлением для дома около 80 фунтов на квадратный дюйм вы можете видеть, что наш сценарий в формуле намного выше безопасного уровня. Это также может помочь вам отрегулировать компоненты, чтобы отрегулировать давление до более приемлемого уровня. Если вам не хватает информации для использования этой формулы, купите манометр в ближайшем хозяйственном магазине.
Теперь, когда вы знаете о проблеме и о том, насколько ее нужно облегчить, есть несколько решений, которые следует рассмотреть. Новые трубопроводы должны включать воздушные камеры или подушки для сжатия возможной ударной волны воды.