О действии правила помехи справа в жилой зоне | Бортовой журнал kua1102
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня у нас на повестке дня дискуссионная тема. А именно – надо ли руководствоваться правилом «помеха справа» на территории жилой зоны или в данном случае это ошибочное мнение? Скажу честно – я был уверен в первом, но в процессе дискуссии с читателем к одной смежной статье я начал сомневаться в правильности моих суждений. Приведу этот комментарий целиком:
Каким образом оно (правило «помеха справа», прим. kua1102) там должно работать? Все правильно они считают — приоритетом обладает тот, кто едет прямо. Те, кто двигаются из любых выездов, неважно с какой стороны — уступают. Это прилегающие территории, а не перекрестки. (п 1.2). А вообще главное правило — не гонять там, даже прямо, т.к. иногда видимость ограничена 10-20 метрам
Комментарий читателя к одной из моих статей
Давайте действовать поэтапно, разбираясь в этом вопросе. Начнём с понятия «жилая зона».
Что такое жилая зона?
Пункт 17.1 правил дорожного движения определяет жилую зону как территорию, въезды на которую обозначены знаком 5.21, а выезд с которой – знаком 5.22. Важной особенностью такой территории является то, что пешеходы обладают преимуществом и могут передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части.
Пункт 17.3 ПДД РФ говорит о том, что при выезде с территории жилой зоны водитель должен уступить дорогу другим участникам движения, а пункт 17.4 ПДД РФ уведомляет, что требование раздела «Движение в жилых зонах» распространяется также и на дворовые территории [1].
Вроде бы всё отлично, но при этом вопрос приоритета в движении автомобилей на территории жилой зоны в разделе 17 ПДД РФ никак не оговаривается.
Что такое помеха справа?
Этот термин разъясняется в главе 8 «Начало движения, маневрирование» Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» [2]. Цитирую пункт 8.9 Постановления дословно:
В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа
Выдержка из пункта 8.9 Постановления №1090
Очевидно, что когда речь идёт о жилой зоне, то траектории движения транспортных средств пересекаются. А очерёдность проезда никак не оговаривается правилами, т.к. жилая зона – это такая территория, где не установлены знаки «главная дорога» или «уступи дорогу», а значит это территория равного приоритета.
Так надо ли руководствоваться пунктом 8.9 Постановления на территории жилой зоны?
Я считаю, что ПДД в текущей их редакции однозначным образом говорят об одном – водитель обязан руководствоваться правилом «помеха справа» при проезде жилой зоны.
Некоторые тезисы из приведённого выше комментария: «Приоритетом обладает тот, кто едет прямо. Те, кто двигаются из любых выездов, неважно с какой стороны — уступают».
Представьте ситуацию в жилой зоне, когда две дороги, совершенно равнозначные по ширине, пересекаются друг с другом. Водители, которые по этим дорогам двигаются, вполне резонно могут рассуждать в риторике «я еду прямо». Так как им поступать?) Определять, у кого длиннее участок прямой дороги? Думаю, что вполне однозначную точку в этой риторике ставит решение суда №12-220/2018 от 4 июня 2018 года по делу №12-220/2018 [3].
Пример судебного решения по делу о ДТП в жилой зоне
В чём суть дела? Автомобиль одного из участников ДТП двигался по внутриквартальному проезду к жилому дому, а автомобиль второго участника ДТП выезжал из двора данного дома с поворотом налево. Как не трудно догадаться, произошло ДТП. Приведу дословно объяснение суда по поводу очерёдности проезда:
ДТП произошло не при выезде из жилой зоны, где водитель, выезжающий с прилегающей территории (жилой зоны) в силу п.
Выдержка из решения суда №12-22017.3 ПДД РФ должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по главной дороге, а непосредственно внутри жилой зоны на внутриквартальном проезде при въезде во двор, то есть на участке дороги, на котором очередность проезда Правилами не оговорена и дорожными знаками не обозначена, соответственно водители должны руководствоваться положениями п.8.9 ПДД РФ, предоставляющего преимущество в движении транспортному средству приближающемуся справа по отношению к другому транспортному средству-участнику дорожного движения
Поэтому Вы, конечно, можете руководствоваться соображениями о том, чья дорога «прямее» и поэтому такой водитель не должен уступать тому, кто выезжает со двора, но в случае ДТП помните, что окажется виноват в этом ДТП тот, кто проигнорировал правило «помеха справа».
С уважением, Юрий (kua1102)
безопасностьавтомобильпддПоделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
«Помеха справа» — правило ПДД
Большинство действий и ситуаций на проезжей части оговорены нормами ПДД: что делать, водителю всегда подсказывают светофоры, регулировщик, разметка и дорожные знаки. Во всех остальных случаях, когда регуляторов дорожного движения просто нет или они бездействуют, принято руководствоваться «правилом правой руки», оно же – «помеха справа».
Contents
Определение
Стоит признать, что в ПДД Российской Федерации нет конкретного описания такого термина, как «помеха справа» или «правило правой руки», его значение логично вытекает из п. 8.4, п. 8.9 и п. 13.11 этих правил, которые предписывают водителям в случаях неоговоренной и никак не обозначенной очередности проезда перекрестков, при одновременном перестроении с одной полосы в другую, а также на равнозначных пересечениях пропускать машины, движущиеся по правой стороне.
Но делать это следует лишь при наличии следующих условий:
- ни один из участников не имеет статусного преимущества;
- траектории движения транспортных средств пересекаются;
- обстановка, в которой оказался автовладелец, не оговаривается пунктами ПДД.
Правило очень простое и понятное, однако в реальной жизни именно с его незнанием или неправильным применением и связано большинство случающихся дорожно-транспортных происшествий, поэтому давайте рассмотрим его максимально подробно во всех наиболее распространенных случаях (для наглядности будем использовать картинки).
Правила ПДД при движении на перекрестке
Ситуация 1 – вы находитесь на обозначенном перекрестке (есть знаки приоритета – главная и второстепенная дороги).
По знакам очевидно, что первыми здесь будут двигаться оранжевый и желтый автомобили, а мотоцикл и синяя машина уже после них, но все траектории пересекаются, поэтому движение нужно начинать по одному.
Итак, первым перекресток должен проехать оранжевый автомобиль, т.к. он находится на главной дороге и не имеет препятствий со стороны правого борта (синий автомобиль и мотоцикл ими не являются, поскольку находятся на второстепенных дорогах), затем свое следование должна продолжить желтая машина – она тоже находится на главной дороге и имеет преимущество перед прочими участниками дорожного движения за исключением оранжевой легковушки, находящейся по правую руку водителя. После свой путь могут продолжить мотоциклист и синее транспортное средство, причем первым среди них тронется именно мотоциклист, поскольку в отношении синего авто он находится по правую руку.
Ситуация 2 – вы находитесь на необозначенном перекрестке равнозначных дорог.
Что делать при описанных выше обстоятельствах и полном отсутствии знаков? Как понять, кому ехать первым, ели все автомобили друг для друга выступают помехами? Здесь придется ориентироваться на месте и договариваться с другими автомобилистами жестами и/или морганием фар (означает «пропускаю»). Как только проедет первая машина, остальные в очередности «по часовой стрелке» тоже могут продолжать свой путь.
Обратите внимание: описанные выше действия характерны и для классического перекрестка, и для Т-образного. Не стоит думать, что если дорожная полоса примыкает к такому пересечению она считается второстепенной, это совершенно не так!
Ситуация 3 – один участник двигается по прямолинейной траектории на зеленый сигнал светофора, второй выезжает на нее с поворота по разрешительной дополнительной секции, при том, что основной цвет светофора красный.
При таких обстоятельствах «помеха справа» не действует, поскольку автомобилисты изначально находятся в неравнозначных позициях и согласно ПДД тот, кто едет на дополнительную секцию при основном запрещающем сигнале светофора, прежде, чем совершить маневр, должен пропустить все транспортные средства, двигающиеся на основной разрешающий сигнал светофора.
Перестроение
Ситуация 1 – одновременное перестроение равнозначных субъектов.
В данном случае для водителя легкового автомобиля мотоциклист – это препятствие справа, поэтому свой маневр он будет осуществлять вторым.
Ситуация 2 – маневр осуществляет только один из участников, второй двигается прямо.
Здесь правило помехи справа действовать не будет! Тот, кто совершает перестроение, всегда уступает транспорту, двигающемуся без смены направления.
Правила ПДД при разъездах на автозаправочных станциях и парковках
Вариант 1 – вы выезжаете с места стоянки одновременно с другим автомобилем, закономерно возникает вопрос: при повороте налево кто из водителей должен уступить?
Ответ: уступить должны именно вы, так как пока машины стоят на своих местах, никто никому не создает никаких препятствий, но стоит только тронуться и вас появится помеха справа, а у второго водителя нет.
Вариант 2 – легковое авто выезжает с АЗС (дворовой территории) на проезжую часть, по которой движется грузовик.
В данном случае рассматриваемое в данной статье правило не действует, поскольку транспорт, выезжающий с прилегающей территории обязан уступать всем.
Когда «помеху справа» применить нельзя.
- Когда один из участников движения – пешеход, трамвай или автомобиль со спец. сигналом (они в любых ситуация обладают преимущественным правом).
- Когда участники находятся на позициях с разным приоритетом (предписанных регулировщиком, светофором, знаками).
- В начале движения или при движении задним ходом – здесь водитель обязан уступать всем.
Истории автовладельцев
Дмитрий:
«Правила правилами, но в реальной жизни им следуют далеко немногие, к примеру, я живу на небольшом переулке и выезжая на равнозначный перекресток (светофора и знаков нет), где переулок встречается с улицей, по правилу «правой руки» мне все, кто движется слева, должны уступать. На деле дорогу уступаю я и только потому, что просто жалко свою машину, если в нее кто-то впишется… первое время ругался, но понял, что делать это бесполезно, у нас народ привык считать, что тот, кто движется прямо или у кого дорога шире, тот и в приоритете, поэтому, боясь попасть в ДТП, приходится ездить не по правилам, а по понятиям».
Веня:
«Помнить про правило правой руки, конечно, хорошо, но еще лучше в спорных ситуациях руководствоваться правилом 3Д – «дай дорогу дураку» – так безопаснее».
Миша:
«Правило помехи справа действует всегда, главное, не забывать следить за действиями других водителей».
Юрий:
«Абсолютно согласен с написанным, вот только сотрудники ГИБДД, составившие на меня протокол пару недель назад, считают по-другому. Ситуация такая: Т-образный перекресток на дворовой территории, один водитель едет прямо, другой (я) поворачивает на прямую дорогу, став помехой справа для первого, машины сталкиваются. ГИБДД называет виновным меня, аргументируя, что тот, кто ехал прямо, осуществлял движения, а тот, кто выезжал на дорогу совершал маневр. А раз это маневр, то я первым делом должен был убедиться в его безопасности и только потом выезжать на перекресток, так что, даже если вы абсолютно уверены в своей правоте, не торопитесь!»
Видео пособие
Рекомендую прочитать:
Кто имеет преимущественное право проезда?
Опубликовано 14 января 2015 г. Безопасное вождение | в безопасном вождении онлайн, советы по безопасному вождению, безопасность водителя для вас и вашей семьи
Хотя мы все должны хорошо знать правила дорожного движения к тому времени, когда мы управляем собственным автомобилем, всегда есть несколько серых зон. на дороге, которые приводят к случайным, часто предотвратимым, авариям. Одна из проблем, с которой сталкиваются многие водители, заключается в том, что они не знают, кто имеет преимущественное право проезда в той или иной ситуации. Хотя вы можете подумать, что это было бы относительно просто выяснить, сколько раз вы оказывались на перекрестке с тремя другими водителями, с недоумением уставившимися друг на друга?
Согласно Национальной ассоциации безопасности дорожного движения (NHTSA), первое, что нужно знать, это то, что ни у кого никогда не было юридически обозначенного «права проезда». Вместо этого определенные водители в определенных ситуациях должны уступить право проезда. Хитрость заключается в том, чтобы точно знать, когда возникают эти ситуации, и действовать соответственно.
Вот несколько советов, которые помогут вам понять, когда вам нужно уступить право преимущественного проезда на дороге.
1. Остановиться первым = поехать первым
Есть хорошее практическое правило: на нерегулируемом перекрестке (без светофоров и знаков) или на остановке с четырехсторонним движением первое подъехавшее транспортное средство уезжает первым. Поэтому, если вы подъезжаете к остановке с четырехсторонним движением и видите, что транспортное средство уже остановилось там, вы должны уступить им право проезда.
2. Когда вы подъезжаете в одно и то же время
Возможно, вы часто слышали «уступите дорогу» при обсуждении правил дорожного движения, но это только в том случае, когда вы подъезжаете к перекрестку одновременно с другим транспортным средством . В противном случае правило «первым остановится, первым пойдет» имеет приоритет.
3. Движение прямо идет первым
Практически на любом перекрестке те, кто едет прямо, всегда имеют преимущество перед теми, кто поворачивает. Поэтому, если вы поворачиваете налево, вы обязаны уступить дорогу транспортному средству, движущемуся прямо в противоположном направлении.
4. но вы всегда должны следовать указателям
Если вы подъезжаете к перекрестку, на котором нет знаков «Стоп», но видите перед собой знак «уступи дорогу», это хороший признак того, что вам следует уступить дорогу!
5. кольцевые развязки
Люди часто не понимают, как правильно двигаться по кольцевой развязке (или поворотной, если вы читаете это с Восточного побережья!). Тем не менее, это относительно просто, когда вы понимаете, что большинство тех же правил по-прежнему применяются, только на этот раз вы уступаете дорогу слева (поскольку движение движется против часовой стрелки), и человек, который уже находится на кольцевой развязке, никогда не должен должны уступить.
6. если сомневаетесь, выручайте
Как показано на графике NHTSA, лучше всего просто подождать. Когда вы не уверены, никому не повредит подождать еще немного. Однако следует отметить, что это не относится к случаям, когда вы знаете, что имеете преимущественное право проезда, поскольку ненужные колебания могут создать больше проблем, чем предотвратить.
Если вы все еще не уверены в правилах, хорошей идеей будет пройти курс безопасного вождения и отточить свои знания.
← CES 2015: Mercedes представил концепт-кар с автоматическим управлением | Умные часы хороши или плохи для отвлеченного вождения? →Общая безопасность вождения
Вождение в сонном состоянии
Когда вы устали, вы медленнее реагируете, ваше суждение и зрение ухудшаются, и у вас возникают проблемы с пониманием и запоминанием вещей.
Вождение в состоянии усталости имеет те же последствия, что и вождение в состоянии алкогольного опьянения. Бодрствование в течение 18 часов ухудшает ваше вождение примерно так же, как уровень алкоголя в крови 0,05 процента. Бодрствование в течение 24 часов подряд ухудшает ваше вождение так же, как уровень алкоголя в крови 0,10 процента.
Если вы достаточно устали, вы заснете и даже не заметите этого. Поспать за рулем даже несколько секунд достаточно, чтобы убить вас. Подростки, которые спят менее восьми часов в сутки, подвергаются повышенному риску дорожно-транспортных происшествий. Лучшее, что можно сделать, если вы начинаете чувствовать усталость за рулем, — это прекратить вождение.
Национальный фонд сна предлагает следующие советы по борьбе с сонливостью за рулем:
Высыпайтесь в достаточном количестве — большинству взрослых требуется 7-9 часов, чтобы сохранять бодрость в течение дня.
Планируйте надлежащие перерывы — каждые 100 миль или 2 часа во время длительных поездок.
Организуйте попутчика — кого-то, с кем можно поговорить и разделить вождение.
Избегайте употребления алкоголя и седативных препаратов — проверьте этикетки или спросите у врача.
Безопасность на дорогах в сельской местности
В Пенсильвании имеется множество сельских дорог, предлагающих автомобилистам захватывающие дух пейзажи и места с богатой историей и традициями. Во многих районах штата нет ничего необычного в том, что вы делите дорогу с сельскохозяйственной техникой и гужевым транспортом. Несмотря на то, что эти транспортные средства являются знакомыми приспособлениями на многих дорогах, они также могут нести с собой незнакомые опасности. Кроме того, многие сельские дороги предлагают меньше места для маневра, рыхлые гравийные или травяные насыпи, а также множество крутых провалов и неожиданных поворотов. В сочетании с наличием медленно движущихся транспортных средств эти опасности доставляют автомобилистам определенные трудности при вождении.
Советы по совместному использованию дороги с медленно движущимися транспортными средствами:
Транспортные средства, предназначенные для движения со скоростью 25 миль в час или менее, и гужевые транспортные средства по закону должны иметь флуоресцентный оранжевый треугольник, окруженный красными полосами.
Если вы видите этот символ сзади любого транспортного средства, немедленно притормозите и соблюдайте безопасную дистанцию.
Не обгоняйте медленно движущееся транспортное средство, если:
Вы плохо видите перед собой и транспортное средство, которое собираетесь обогнать;
Впереди на дороге повороты или холмы;
Вы находитесь в обозначенной «Зоне для проезда»; или
Вы находитесь в пределах 100 футов от любого перекрестка, железнодорожного переезда, моста, эстакады или туннеля.
Не думайте, что водитель транспортного средства, который тянет автомобиль к правой стороне дороги, поворачивает направо или пропускает вас. Водитель транспортного средства может широко раскачиваться, чтобы выполнить левый поворот.
Водители сельскохозяйственных транспортных средств обычно лучше видят встречный транспорт. Обычно они готовы подать сигнал водителям, когда можно безопасно проехать, при условии, что они знают, что позади них находится транспортное средство.
Используйте гудок вашего автомобиля, чтобы сообщить фермеру, что вы там.
Приближаясь к гужевой повозке, дайте ей достаточно места, когда следуете или обгоняете ее, используйте ближний свет и НИКОГДА не подавайте звуковой сигнал, поскольку это может напугать лошадей.
Следите за временем закрытия на проселочных дорогах. Время закрытия — это время, которое водитель должен распознать медленно движущееся транспортное средство и отреагировать на него. Сельскохозяйственные транспортные средства обычно движутся со скоростью менее 25 миль в час, в то время как гужевые транспортные средства имеют скорость от 5 до 8 миль в час. Будьте бдительны и готовы остановиться.
Следите за обочинами дороги на наличие почтовых ящиков, мостов или дорожных знаков, которые могут заставить фермера или оператора гужевой повозки маневрировать к центру дороги или пересекать осевую линию на приближающуюся полосу движения, чтобы избежать их препятствия.
Будьте особенно осторожны с сельскохозяйственной техникой весной и осенью во время посадки и сбора урожая.
Сельскохозяйственные и гужевые транспортные средства имеют такое же право на использование дорог общего пользования, как и другие автотранспортные средства.
Во время вождения: «Начните SMART, оставайтесь SMART» ЗЕРКАЛА регулируемые и прозрачные
A — Кондиционер, обогрев и управление разморозкой, набор
R — Комплект РАДИО и аудиопанели
T — ТЩАТЕЛЬНО проверьте зону на предмет движения, людей или объектов
Оставайтесь умными
S — Следите за своей СКОРОСТЬЮ
M — Чаще проверяйте свои ЗЕРКАЛА
A — ИЗБЕГАЙТЕ отвлекающих факторов
R — Помните ПРАВИЛА дорожного движения
T — Дайте себе ВРЕМЯ, чтобы добраться до места назначения
Отравление угарным газом
Угарный газ в вашем транспортное средство? В этом информационном бюллетене Департамента здравоохранения штата Пенсильвания разъясняются риски и предупреждающие признаки отравления угарным газом, где бы вы ни находились.
Вот советы по предотвращению отравления угарным газом в транспортных средствах:
- Регулярный осмотр и техническое обслуживание выхлопной системы и глушителей вашего автомобиля необходимы для предотвращения отравления угарным газом в вашем автомобиле. Если вы знаете о дырах или других недостатках в своей выхлопной системе, немедленно обратитесь к специалисту по автомобильной технике для ее проверки.
- Не прогревайте автомобиль в гараже с опущенной или частично опущенной дверью. Полностью откройте дверь гаража, если ваш автомобиль находится в вашем гараже.
- Если ваш автомобиль не имеет ключа и вы паркуете его в пристроенном гараже, никогда не забывайте выключать автомобиль.
- В снежные дни всегда проверяйте выхлопную трубу и удаляйте снег или лед, которые могут блокировать выхлопную трубу вашего автомобиля.
- Если вы застряли в пробке или иным образом сидите в машине, работающей на холостом ходу, обязательно приоткройте окно.