один из важнейших компонентов тормоза.
Суппорт? Звучит как термин из конного спорта. Но на самом деле это один из важнейших компонентов тормоза.
➤ задача и функции суппорта
➤ как обнаружить дефекты в суппортах
➤ что делать со сломанными тормозными суппортами
➤ отремонтировать или заменить тормозные суппорты
Если вы нажмете на педаль тормоза, машина замедлится и остановится. Но для того, чтобы это простое движение ноги фактически вызывало тормозное усилие на колесах, требуется много компонентов. Одним из них является тормозной суппорт.
Что делает суппорт?
Тормозные диски расположены за колесами, которые привинчены к ступицам колес. Тормозной суппорт прикручивается к колесному кронштейну или корпусу колесного подшипника через монтажную раму или держатель, поэтому он выполняет все рулевые движения колеса. Функция суппорта тормоза заключается в преобразовании нажатия педали тормоза в замедление колес и, следовательно, всего транспортного средства. Для этого суппорт прижимает тормозные колодки, прикрепленные к тормозному диску.
Как работает суппорт?
Тормозные суппорты на высокопроизводительной композитной тормозной системе AMG окрашены в желтый цвет.
Суппорт работает как плоскогубцы. Нажав на педаль тормоза, водитель нажимает тормозную жидкость в направлении тормозного суппорта и приводит поршень в движение. Это закрывает «плоскогубцы», прижимая тормозные колодки к диску — автомобиль тормозит. При торможении поршень в суппорте движется на доли миллиметра, деформируя его уплотнительное кольцо. Если водитель снимает ногу с тормоза, это уплотнительное кольцо немного оттягивает поршень назад, тормоз отпускается. В то же время минимальное боковое биение тормозного диска гарантирует, что тормозные колодки в их направляющих также отодвигаются от диска и больше не трутся о него. Существует два основных типа суппортов: фиксированные и плавающие. Неподвижные суппорты имеют как минимум два поршня, по одному на каждой стороне тормозного диска. Они действуют непосредственно на тормозные колодки, сам суппорт не двигается — отсюда и фиксированный суппорт. Поскольку фиксированные суппорты являются дорогими из-за более сложного производства, они используются в основном только в очень быстрых транспортных средствах.
Плавающее суппорты означают подвижность тормозной колодки относительно монтажной рамы. Преимущество: такой плавающий суппорт имеет обычные размеры только с одним поршнем. Самым распространенным дизайном является плавающего суппорта — форма которого напоминает слегка раскрытый кулак. Здесь поршень прижимает накладку своей стороны к тормозному диску и опирается на нее. В результате весь суппорт перемещается в противоположном направлении, а также натягивает противоположную накладку на диск. Недостаток конструкции такого типа: накладка со стороны поршня и соответствующая сторона тормозного диска изнашиваются немного быстрее, это необходимо учитывать при регулярной проверке тормозных колодок.
В большинстве современных систем плавающий суппорт направляется двумя направляющими штифтами. Они служат только для перемещения его в направлении движения поршня. Плавающий суппорт поддерживает силы, возникающие при торможении, непосредственно на монтажном кронштейне.
Почему тормозные суппорты ломаются?
Ошибки при сборке и ржавчина сокращают срок службы тормозных суппортов.
Дорожная соль и влага приводят к коррозии, которая также может проникнуть в гильзы поршней и направляющих штифтов. Затем поршень ржавеет в своем цилиндре, становится все более жестким и не сбрасывается. Результат: постоянно тормозят тормозные колодки, быстро изнашиваются и увеличивается расход топлива. Ржавые направляющие штифты уменьшают поперечную подвижность тормозного суппорта, тогда при легком нажатии тормозятся только накладки со стороны поршня. В продвинутой стадии тормоз также становится более жестким.
Ошибки сборки часто возникают при замене тормозных колодок, например, когда сборщик использует инструменты с слишком острыми краями при очистке валов футеровки и разрушает чувствительную поршневую гильзу. Тогда влага также проникает туда, вызывая ржавчину поршня. А при ослаблении направляющих штифтов часто забывают прижать отверткой небольшую втулку к держателю. Затем держатель поворачивается, манжета может оторваться или ослабнуть. Влага проникает, ржавчина развивается.
Электрический стояночный тормоз также все больше интегрируется в суппорты на задней оси. Частой причиной является то, что тормозная жидкость меняется слишком редко или вообще не меняется. Тормозная жидкость притягивает воду. Это может привести к образованию пузырьков пара при высоких нагрузках и, соответственно, к нагреву тормозов и, следовательно, к полному отказу от эффекта торможения. В то же время слишком высокая доля воды также приводит к ухудшению внутренней части тормозной системы независимо от нагрузки. Это касается не только тормозных суппортов, но и гораздо более дорогих деталей, таких как гидравлический блок ESP.
Как распознать неисправный тормозной суппорт?
Самый легкий способ — на подъемнике. Поверните каждое колесо и проверьте, можно ли это сделать в некоторой степени плавно. Если колесо застревает или издает шумы, рассматриваемый суппорт вызывает подозрения.
Заклинивающий суппорт и, следовательно, постоянно медленно работающий тормоз лучше всего распознаются по прогреву рассматриваемого колеса. Просто остановитесь после поездки без тормозных маневров и потрогайте все четыре колеса. Все они должны быть одинаковой температуры. Если одно колесо значительно теплее, мастерская должна проверить тормоз. Но будьте осторожны: если тормозной суппорт застрял сильно, то обод также может сильно нагреться. Другим возможным дефектом являются изношенные направляющие штифты. Тогда тормозной суппорт начинает греметь при неровностях на дороге.
Можно ли продолжить движение со сломанным суппортом?
До следующей остановки. И только если не видно никаких тревожных знаков, таких как едкий запах или даже дым. В этом случае транспортное средство должно быть вывезено на эвакуаторе. В крайних случаях, тормозной диск может стать настолько горячим, что шина лопнет. Даже если направляющие штифты неисправны, автомобиль должен немедленно отправиться в мастерскую, так как существует риск ослабления тормозного суппорта.
Вы можете починить тормозной суппорт?
Едва ли. Ремонтные комплекты редко предлагаются для более молодых транспортных средств. Усилие не стоит того, так как есть качественные сменные суппорты за сравнительно небольшие деньги. Однако направляющие штифты или гильзы обычно можно заменить.
Сколько стоит новый суппорт?
Довольно недорогой: направляющие штифты начинаются с пяти евро. Две части, включая все манжеты и винты, стоят около 20 евро. Брендовые будут дороже.
Можете ли вы заменить неисправный тормозной суппорт самостоятельно?
Да, если вы прошли профессиональную подготовку в качестве инженера по мехатронике транспортных средств. Потому что обычным водителям нечего возиться с небезопасными деталями, такими как тормоза. Даже если это описано на форуме или в интернет-фильме, как это должно быть сделано. Потому что в этих инструкциях часто встречаются ошибки. Например, рекомендуется протирать направляющие штифты обычной смазкой. Нет, потому что, во-первых, смазка разрушает манжеты, а во-вторых, она может сильно нагреться на тормозе, затем смазка капает на тормозной диск и может резко снизить эффект торможения. Поскольку это, скорее всего, произойдет только с одной стороны, в следующий раз, когда вы будете тормозить сильнее, автомобиль свернет на другую сторону. Кто будет отвечать за ущерб?
DRI Тормозной суппорт 3265300
DRI Тормозной суппорт 3265300Средний
- Показатели
- OEM номера
- Подходящие транспортные средства
- Cопутствующие товары
Сторона установки | перед мостом |
---|---|
Сторона установки | передний мост справа |
Тип тормозного диска | полный |
Вес нетто [кг] | 1. 7 |
Тип тормозного суппорта | Плавающий суппорт |
Материал | сталь |
для тормозного диска толщиной [мм] | 11 |
для тормозного диска диаметром [мм] | 240 |
парные номера артикулов | 3165300 |
ограничение производителя | BENDIX / BOSCH |
Диаметр поршня [мм] | 48 |
Тип тормозного суппорта | суппорт тормоза (1 поршень) |
FIAT LANCIA
UBD | 54041 |
---|---|
Brake ENGINEERING | CA1513R |
METZGER | 6250080 |
DELCO REMY | DC82449 |
DELPHI | LC4901 |
CARDONE | 381406 |
ELSTOCK | 83-0635 |
MAPCO | 4031 |
Brake ENGINEERING | CA1512R |
HELLA | 8AC 355 387-801 |
FRIESEN | QBS1160 |
CEF | SCA6173 |
ERA Benelux | BC62447 |
ELSTOCK | 83-0635-000 |
ELSTOCK | 83-0635-001 |
ELSTOCK | 83-0635-004 |
ELSTOCK | 83-0635-007 |
GENERAL RICAMBI | FI6078 |
DRI | 3265300010 |
DRI | 3265300110 |
AMK | 506-01869 |
AMK | TCA1600 |
AMK | TCA1620 |
SHAFTEC | BC9597R |
75586 | |
FRIESEN | 701160 |
TRISCAN | 8170 342447 |
EAI | 2254146 |
SASIC | SCA6173 |
DEPA | ET72447 |
DEPA | ET72449 |
ERA | BC62447 |
GENERAL RICAMBI | LA6096 |
RE-EX | 506-01869 |
RE-EX | TCA1600 |
RE-EX | TCA1620 |
METZGER | 6260080 |
BENDIX | 691406B |
TRW | BHV255E |
TRW | BHV292E |
FTE | RX489852A0 |
BUDWEG CALIPER | 342447 |
NK | 2123104 |
DELCO REMY | DC82447 |
sbs | 13012123104 |
BOSCH | 0 204 902 090 |
BREMBO | F 23 085 |
BOSCH | 0 986 135 007 |
ATE | 24. 3481-1744.5 |
TRW | BHV255 |
TMI | BR001869 |
DELCO REMY | RAB93558 |
Плавающие или фиксированные суппорты: что лучше?
Все согласятся, что торможение так же важно, как и ускорение. Если вы зациклитесь на модификациях производительности и проигнорируете торможение и управляемость, ваш автомобиль не сможет справиться со всей этой дополнительной мощностью.
Хорошие тормоза могут сделать вас быстрее. Они позволяют тормозить позже и сильнее перед поворотом. Доли секунды, которые вы сэкономите в процессе, могут творить чудеса с вашим временем прохождения круга.
Но прежде чем вы броситесь за большим комплектом тормозов или каким-либо образом модернизируете свои стандартные тормоза, понимание разницы между плавающими и фиксированными суппортами поможет вам принять взвешенное решение.
Это два основных типа штангенциркуля, с которыми вы столкнетесь. Одно объективно не лучше другого. Что подходит именно вам, будет зависеть от вашего конкретного варианта использования.
Стоит отметить, что эффективное торможение — это гораздо больше, чем просто суппорты. Различные типы тормозных колодок, шин, роторов и даже тормозной жидкости будут влиять на эффективность торможения.
В этой статье мы сравним плавающие и фиксированные тормозные суппорты, объясним, как они работают, и обсудим плюсы и минусы каждого из них.
Понимание тормозных суппортов
Прежде чем мы углубимся в детали различий между плавающими и фиксированными суппортами, давайте кратко рассмотрим, что именно делают тормозные суппорты.
Основное назначение тормозного суппорта — зажать вращающийся ротор между двумя тормозными колодками, чтобы замедлить его. Он делает это с помощью поршня, который приводится в действие гидравлической жидкостью под давлением.
Мы не будем углубляться в то, как работают гидравлические тормоза, но если вам интересна тема гидромеханики, ознакомьтесь с законом Паскаля — это принцип, на котором основана эта технология.
«Давление, оказываемое в любом месте содержащейся несжимаемой жидкости, равномерно распределяется по всей жидкости во всех направлениях».
Закон Паскаля
Когда вы нажимаете на педаль тормоза, поршень главного тормозного цилиндра вдавливается, и все четыре суппорта одновременно получают жидкость под давлением.
Затем жидкость толкает поршень, что приводит к небольшому, но мощному механическому движению. Именно это движение толкает несущие пластины и в результате сжимает тормозные колодки.
И вот в чем ключевое различие между плавающими и фиксированными суппортами — механическое движение, сжимающее тормозные колодки вместе, выполняется по-разному в обоих типах суппортов.
Как работает плавающий суппорт?
Плавающие суппорты прижимают тормозные диски с помощью одностороннего поршня. Двухпоршневые плавающие суппорты существуют, но важно то, что оба поршня расположены на одной и той же стороне суппорта.
Если поршень находится только с одной стороны суппорта, справедливо задаться вопросом, как тормозные колодки работают с обеих сторон.
При нажатии на педаль тормоза главный цилиндр подает жидкость под давлением к поршню. Затем он прижимает внутреннюю тормозную колодку к ротору.
Когда тормозная колодка соприкасается с двигателем, движение поршня ограничивается. Тем не менее, вы все еще нажимаете педаль тормоза, поэтому вы все еще оказываете усилие на суппорт.
Следующий компонент, который может изгибаться, — это внешняя сторона суппорта. И причина, по которой он изгибается, заключается в том, что он соединен с внутренней стороной суппорта с помощью скользящих штифтов.
В результате противоположная сторона суппорта скользит внутрь, вступая в контакт с внешней тормозной колодкой, эффективно завершая прижимное движение.
Большинство современных автомобилей имеют плавающие или полуплавающие суппорты. Фиксированные суппорты обычно можно увидеть на спортивных автомобилях более высокого класса, и вы поймете, почему это так, в следующем разделе.
Что такое фиксированный тормозной суппорт?
Как следует из названия, фиксированные суппорты не имеют никаких движущихся частей, кроме поршней и тормозных колодок. Они представляют собой прочный моноблок.
Основным отличием этих суппортов от плавающих суппортов является отсутствие ползунковых штифтов. В отличие от плавающих суппортов, у которых поршни только с одной стороны, у фиксированных суппортов поршни с обеих сторон.
Вам, наверное, интересно, как противоположные поршни толкают внешнюю тормозную колодку, если на месте нет скользящего механизма.
Противоположные или внешние поршни снабжаются той же гидравлической жидкостью под давлением, что и внутренние поршни, через один или несколько каналов.
Это приводит к равномерному распределению силы зажима и мощности торможения.
Плавающие и фиксированные суппорты: плюсы и минусы
Как плавающие, так и фиксированные суппорты отлично справляются с замедлением вашего автомобиля. Как мы упоминали ранее, одно объективно не лучше другого, потому что то, что подходит именно вам, зависит от вашего стиля вождения и требований.
И, кроме того, эффективность торможения зависит от таких факторов, как эффективность главного цилиндра, давление прижима суппорта, материал тормозных колодок, шины, вес автомобиля и геометрия подвески и многие другие.
Самое главное, если все остальные переменные считать равными, то площадь поршней больше всего влияет на тормозную способность. Это то, что вы можете рассчитать для сравнения двух разных тормозных блоков.
Ниже мы перечислили некоторые плюсы и минусы как фиксированных, так и плавающих суппортов.
Преимущества фиксированного суппорта
Несмотря на то, что плавающие суппорты являются отраслевым стандартом, вы всегда можете модернизировать их и установить фиксированные суппорты.
Наиболее заметным преимуществом является равномерное распределение прижимной силы между поршнями, направленными внутрь и наружу, что в целом приводит к улучшению эффективности торможения.
Это идеальный вариант, если вы часто посещаете трассу или если ваша машина едет быстрее, чем предполагалось.
Еще одним преимуществом является повышенная жесткость. Из-за жесткой фиксации суппортов они обеспечивают стабильную эффективность торможения и ощущение педали.
Более того, тормозная жидкость, как правило, не нагревается так сильно при использовании фиксированных суппортов, а это означает, что исчезновение тормозов не происходит так быстро, как при перегруженных плавающих суппортах. Кроме того, износ колодок остается хорошим и равномерным.
Фиксированные суппорты довольно легкие, поскольку изготовлены из алюминиевого сплава. Это приводит к небольшому снижению неподрессоренной массы, что всегда хорошо.
Алюминиевая конструкция не только обеспечивает легкий вес, но и очень хорошо рассеивает тепло, не ржавеет и не подвергается коррозии.
Эти суппорты также имеют более длительный срок службы благодаря меньшему количеству подвижных компонентов. Они требуют меньше обслуживания по сравнению с плавающими суппортами.
Еще одна интересная особенность фиксированных суппортов заключается в том, что они саморегулируются. Поскольку механизма скольжения нет, по мере того, как тормозные колодки начинают изнашиваться, поршни автоматически подстраиваются и заполняют пустоты, оставленные изношенным фрикционным материалом.
Замена колодок чрезвычайно проста и не требует разборки.
Недостатки фиксированных суппортов
Фиксированные суппорты имеют много преимуществ, но есть причина, по которой в большинстве автомобилей используются плавающие суппорты. Основная причина этого заключается в том, что фиксированные суппорты более дороги в производстве.
Большинство экономичных автомобилей прекрасно останавливаются с плавающими суппортами, поэтому у производителей нет стимула тратить дополнительные деньги на фиксированные суппорты.
В результате фиксированные суппорты почти всегда можно увидеть в высокопроизводительных и роскошных автомобилях.
Несмотря на то, что фиксированные суппорты имеют меньше движущихся частей по сравнению с поплавками, они имеют более сложную конструкцию и сложные внутренние компоненты. Это делает их более восприимчивыми к утечкам, хотя это редкое явление.
Отбрасывание поршня — еще одна известная проблема с фиксированными суппортами. Смещенные подшипники колес или деформированные роторы могут привести к тому, что тормозные колодки будут отодвинуты дальше от их первоначального положения.
В результате поршни еще больше забиваются в отверстия. Это приводит к губчатой педали тормоза и необычно длинному ходу педали, прежде чем тормоза наконец схватятся.
Водители обычно исправляют это, несколько раз нажимая на педаль тормоза, прежде чем они действительно намерены снизить скорость, что не является идеальным.
Несмотря на то, что фиксированные суппорты легче, чем плавающие суппорты, они намного больше, чтобы увеличить площадь поверхности.
Это приводит к проблемам совместимости на многих автомобилях, требуя установки новых колесных дисков для установки суппортов большего размера.
Преимущества плавающих штангенциркулей
Плавающие штангенциркули проверены временем. Они обеспечивают достаточную эффективность торможения для большинства применений, и сегодня их можно увидеть на большинстве современных автомобилей.
Они намного дешевле в производстве по сравнению с фиксированными суппортами. Это потому, что они намного проще по конструкции и имеют меньше компонентов, учитывая, что поршень односторонний.
Плавающие поплавки не имеют сложных внутренних масляных каналов, потому что нет противоположного поршня. Вместо этого они используют простые механические ползунковые штифты. Однако они нуждаются в частом уходе.
Еще одним преимуществом использования только одного поршня является снижение вероятности утечек. Это также облегчает прокачку тормозов и выполнение других видов технического обслуживания.
Благодаря компактности плавающих суппортов они не будут ограничивать ваш выбор дисков, и вам не придется беспокоиться о проблемах с зазором при покупке новых колес или компонентов подвески.
Недостатки плавающих суппортов
Хотя плавающие суппорты гораздо более распространены в автомобилях, это не означает, что они автоматически лучше фиксированных суппортов.
Поплавки имеют движущиеся части, в первую очередь скользящие штифты. Эти штифты выполняют очень важную функцию, заключающуюся в том, чтобы зажимать противоположную сторону ротора внешними тормозными колодками.
Если их не смазывать и не обслуживать надлежащим образом, это может привести к потере тормозной мощности и неравномерному износу колодок.
Со временем, по мере старения суппорта, грязь, копоть и коррозия могут привести к заклиниванию подвижных компонентов суппорта. У фиксированных суппортов такой проблемы нет.
Плавающие суппорты также создают повышенную вероятность пробуксовки колодок. А поскольку они обычно имеют более крупные поршни и не могут равномерно распределить нагрузку на оба ряда суппорта, они, как правило, нагревают тормозную жидкость больше, чем фиксированные суппорты.
Наконец, эти суппорты обычно весят намного больше, чем фиксированные, потому что они изготовлены из чугуна или стали.
Когда вам нужны плавающие или фиксированные суппорты?
Теперь, когда вы знаете больше о плавающих и фиксированных суппортах, вы можете принять более взвешенное решение о том, какой из них является правильным выбором для вашего автомобиля.
Если вы часто ездите на автомобиле по трассе или вам нравится динамичное вождение и вам нужно более эффективное торможение, то фиксированные суппорты идеальны.
Но если вы просто хотите заменить штатный суппорт на что-то более новое с намерением восстановить потерянную тормозную мощность, тогда плавающие суппорты — это то, что вам нужно.
Фактически, многие спортивные автомобили используют поплавки. Например, Mazda RX8 поставляется с однопоршневыми чугунными плавающими суппортами.
Только если вы едете в гораздо более экстремальных условиях, вам действительно понадобится дополнительное тормозное усилие, которое обеспечивают фиксированные суппорты.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы хотеть чуть более мощные тормоза, даже если они вам совершенно не нужны.
Заключение
Независимо от того, установлены ли на вашем автомобиле плавающие или фиксированные суппорты, важно, чтобы вы хорошо обслуживали тормозную систему.
Своевременная замена тормозной жидкости, регулярная проверка износа колодок и просто обеспечение правильной работы тормозов чрезвычайно важны, даже если вы не участвуете в гонках.
Если вы собираетесь заменить тормоза, колеса или подвеску, это поможет вам выбрать продукт, чтобы избежать проблем с совместимостью.
Какую тормозную систему вы выберете в первую очередь? Вы бы предпочли плавающие суппорты вместо фиксированных? Дайте нам знать, оставив комментарий ниже!
И если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями и разместите на Reddit, Facebook или на своих любимых интернет-форумах. Мы ценим вашу поддержку!
Integrated Publishing — ваш источник военных спецификаций и образовательных публикаций
Администрация — Навыки, процедуры, обязанности и т. д. военнослужащих
Продвижение — Военный карьерный рост книги и т. д.
Аэрограф/метеорология
— Метеорология
основы, физика атмосферы, атмосферные явления и др.
Руководства по аэрографии и метеорологии военно-морского флота
Автомобилестроение/Механика — Руководства по техническому обслуживанию автомобилей, механика дизельных и бензиновых двигателей, руководства по автомобильным деталям, руководства по деталям дизельных двигателей, руководства по деталям бензиновых двигателей и т. д.
Автомобильные аксессуары |
Перевозчик, персонал |
Дизельные генераторы |
Механика двигателя |
Фильтры |
Пожарные машины и оборудование |
Топливные насосы и хранение |
Газотурбинные генераторы |
Генераторы |
Обогреватели |
HMMWV (Хаммер/Хамви) |
и т.д…
Авиация — Принципы полета,
авиастроение, авиационная техника, авиационные силовые установки, справочники по авиационным частям, справочники по авиационным частям и т. д.
Руководства по авиации ВМФ |
Авиационные аксессуары |
Общее техническое обслуживание авиации |
Руководства по эксплуатации вертолетов AH-Apache |
Руководства по эксплуатации вертолетов серии CH |
Инструкции по эксплуатации вертолетов Chinook |
и т.д…
Боевой — Служебная винтовка, пистолет
меткая стрельба, боевые маневры, органическое вспомогательное вооружение и т. д.
Химико-биологические, маски и оборудование |
Одежда и индивидуальное снаряжение |
Боевая инженерная машина |
и т.д…
Строительство — Техническое администрирование,
планирование, оценка, планирование, планирование проекта, бетон, кирпичная кладка, тяжелый
строительство и др.
Руководства по строительству военно-морского флота |
Совокупность |
Асфальт |
Битумный корпус распределителя |
Мосты |
Ведро, Раскладушка |
Бульдозеры |
Компрессоры |
Обработчик контейнеров |
дробилка |
Самосвалы |
Землеройные машины |
Экскаваторы | и т. д…
Дайвинг — Руководства по водолазным работам и спасению различного снаряжения.
Чертежник — Основы, методы, составление чертежей, эскизов и т. д.
Электроника — Руководства по обслуживанию электроники для базового ремонта и основ. Руководства по компьютерным компонентам, руководства по электронным компонентам, руководства по электрическим компонентам и т. д.
Кондиционер |
Усилители |
Антенны и мачты |
Аудио |
Батареи |
Компьютерное оборудование |
Электротехника (NEETS) (самая популярная) |
техник по электронике |
Электрооборудование |
Электронное общее испытательное оборудование |
Электронные счетчики |
и т.д…
Машиностроение — Основы и методы черчения, составление проекций и эскизов, деревянное и легкокаркасное строительство и т. д.
Военно-морское машиностроение |
Армейская программа исследований прибрежных бухт |
и т. д…
Еда и кулинария — Руководства по рецептам и оборудованию для приготовления пищи.
Логистика — Логистические данные для миллионов различных деталей.
Математика — Арифметика, элементарная алгебра, предварительное исчисление, введение в вероятность и т. д.
Медицинские книги — Анатомия, физиология, пациент
уход, оборудование для оказания первой помощи, фармация, токсикология и т. д.
Медицинские руководства военно-морского флота |
Агентство регистрации токсичных веществ и заболеваний
Военные спецификации — Государственные спецификации MIL и другие сопутствующие материалы
Музыка — Мажор и минор масштабные действия, диатонические и недиатонические мелодии, паттерны такта, и т.д.
Основы ядра — Теории ядерной энергии, химия, физика и т.