Правила проезда круговых перекрестков изменятся с 1 марта — 21 февраля 2023
До 1 марта 2023 года круговое движение является главной дорогой по умолчанию, после 1 марта порядок проезда определят знаки приоритета
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Правила проезда круговых перекрестков менялись часто, и вот — опять: с 1 марта 2023 года вступает в силу очередная редакция ПДД, где принципы движения по кольцу снова подрихтовали. Максимально понятно рассказываем, что именно изменилось.
Новая формулировка пункта 13.11 (1) ПДД устраняет одно из противоречий прошлой редакции. Сейчас, если один из подъездов к круговому перекрестку обозначен знаком «Главная дорога», получается коллизия, потому что в нынешней версии главной дорогой по умолчанию является само кольцо. В новой версии появилось уточнение, что кольцо является приоритетным направлением, если подъездные дороги не являются главными.
С 1 марта 2023 года круговая часть будет иметь приоритет, если перед въездом на нее стоят знаки «Уступи дорогу», «Движение без остановки запрещено», «Конец главной дороги», либо же нет никаких знаков, кроме 4.3 (обозначает само круговое движение). Но если подъезд к кольцу обозначен главной дорогой, уступать должны те, кто уже движутся по кольцу. Для них приоритетность проезда будет определяться знаками или разметкой.
Самара, пересечение Московского шоссе и улицы Кирова. Знак 4.3 «Перекресток с круговым движением» по умолчанию означает, что кольцо главное
Фото: Google.Maps
Поделиться
Пункт 13.11 (1) ПДД (в редакции от 1 марта 2023 года): «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Чуть раньше на Московском шоссе стоит знак «Конец главной дороги», чтобы ситуация была однозначной
Фото: Google.Maps
Поделиться
Для чего вообще понадобилось такое уточнение? Ведь большинство круговых перекрестков в России уже имеют необходимый комплект знаков, которые делают кольца однозначно главной дорогой, и водители уже привыкли к приоритетности кругового движения. Комбинация знаков «Главная дорога» одновременно с «Круговым движением» встречается разве что по ошибке.
Новая редакция пункта 13.11 (1) нужна в основном для некоторых турбоперекрестков, на которых машины беспрепятственно въезжают на кольцо, а затем распределяются внутри него разметкой хитрой формы. При этом большинство существующих сейчас турбоперекрестков имеют классическую схему, на которой круговое движение является главной дорогой. Но иногда удобнее отдать приоритет одному из направлений, и поправки в ПДД легализуют такой подход.
Турбоперекресток в Тюмени на пересечении улиц Мельникайте и Широтной. Обратите внимание на хитрую форму полос с островками безопасности. По замыслу такие кольца обеспечивают почти беспрепятственное распределение потоков, если изначально автомобилисты занимают правильный ряд при въезде на круговое движение. В Тюмени круговое движение является главной дорогой
Фото: Семён Громов / 72.RU
Поделиться
Отчасти эти поправки выглядят шагом назад и запутывают ситуацию. Вот уже 13 лет в России идет кампания по упрощению правил проезда круговых перекрестков. До 2010 года с круговым движением творился хаос: многие пересечения имели сложную форму, а главная дорога могла идти как угодно. Где-то она захватывала само кольцо, где-то — подъездные дороги и сегменты круга. В 2010 году дорожникам предписали во всех случаях делать круговое движение главной дорогой. В результате многие кольца сложных конфигураций превратили в обычные перекрестки, а в остальных случаях — расставив знаки приоритета, чтобы кольцо получалось главным. В 2017 году реформу довели до логического завершения, и круговое движение стало главной дорогой даже при отсутствии знаков приоритета.
Развязка на улице Блюхера в Челябинске: одно время она была круговым движением сложной формы, но затем ее переделали в комбинацию обычных перекрестков
Фото: Google.Maps
Поделиться
В России провели большую работу по расстановке знаков приоритета в соответствии с правилом «кольцо — главная». Теперь же правила делают откат на полшага назад, и снова возможна комбинация знаков, с которой боролись все эти годы: она показана на фото ниже.
Один из перекрестков в Уфе (старое фото). Комбинация знаков «Главная дорога» и «Перекресток с круговым движением» была популярна в постсоветское время, но затем кольца постарались привести к единому стандарту, и подобные сочетания ушли в прошлое. Но с 1 марта 2023 года они снова могут появиться там, где это необходимо для организации движения
org/Person»>Фото: Google.MapsПоделиться
Скорее всего, на обычных круговых перекрестках схема движения остается прежней, то есть кольцо будет главной дорогой. Новый подход будет применяться на пересечениях сложной конфигурации, где важно дать дорогу одному из направлений. Так что будьте внимательны: теперь на круговом движении могут появиться знаки «Уступи дорогу», и в этом случае придется пропускать тех, кто въезжает на кольцо с главной.
Напоминаем, что одним из отличий при проезде круговых перекрестков является возможность въезжать на них с не крайних рядов. Впрочем, для любых пересечений такая схема возможна при наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 «Направление движения по полосам», так что это свойство не так уж уникально. При этом съезжать с кругового движения нужно с крайней полосы, если иного не предписано знаками и разметкой. Машины, уже находящиеся на круговом движении, имеют равный приоритет, поэтому при съезде с кольца из внутренних рядов нужно уступать дорогу тем, кто движется по его периферии. Вот пример конфликта, где один из водителей зажал машину полицейского.
Ранее мы подробно рассказывали о том, как проезжать круговые перекрестки.
А вот ответ на часто задаваемый вопрос: какими бортами нужно разъезжаться на перекрестках при повороте налево?
Правила на перекрестках с круговым движением изменились
Они заработали с 1 марта. Преимущество у тех, кто едет по кругу теперь не всегда.
Cогласно старой редакции, любой, кто въезжал на перекресток с круговым движением, должен был уступить дорогу тому, кто двигается по кругу. При этом, какие знаки установлены перед въездом, значения не имело.
С 1 марта регламент изменился, сообщают в Госавтоинспекции региона. Так, водитель, въезжающий на перекресток по второстепенной дороге, по-прежнему уступает дорогу тем, кто движется по кругу. А вот если при въезде на перекресток с круговым движением стоит знак «Главная дорога» (или «Направление главной дороги»), то у рулевого теперь преимущество, а тот, кто едет по кругу, должен уступить.
Если же знаков никаких нет, то все остается по-старому: кто едет по кругу, тот и главный.
Фото: из свободных источников
Теги:
Круг1 мартаПДДновые правилапреимуществоглавная дорогавторостепеннаяперекрестоккруговое движение
Светофор на Кати-Перекрещенко — Торговой не работал полдня
18:27 12.05.2023
Светофор на Кати-Перекрещенко — Торговой не работал полдня
18:27 12.05.2023
Отключён регулировщик из-за короткого замыкания
Общество
0 242 00:52
В России смягчили правила по сжиганию мусора и жарке шашлыков
09:57 01.03.2023
В России смягчили правила по сжиганию мусора и жарке шашлыков
09:57 01.03.2023
Прежние нормы безжалостно критиковали дачники
Общество
0 591
С 1 марта водителям автобусов и такси с судимостью запретят работать
11:22 28. 02.2023
С 1 марта водителям автобусов и такси с судимостью запретят работать
11:22 28.02.2023
Справки должны предъявить и новые, и действующие сотрудники
Общество
0 620
Не паникуем: 1 марта в Хакасии проверят системы оповещения
12:42 27.02.2023
Не паникуем: 1 марта в Хакасии проверят системы оповещения
12:42 27.02.2023
На улицах зазвучат электросирены и громкоговорители. Также перехватят вещание радио- и телеканалов
Общество
0 712
Перекрёсток Тельмана-Ярыгина лишился стрелки
17:54 16.01.2023
Перекрёсток Тельмана-Ярыгина лишился стрелки
17:54 16.01.2023
Служба благоустройства демонтировала дополнительный сигнал
Общество
0 1277 00:54
Автоледи не уступила внедорожнику на Щетинкина-Кирова
15:13 16. 01.2023
Автоледи не уступила внедорожнику на Щетинкина-Кирова
15:13 16.01.2023
Ремонт Land Cruiser обойдется очень дорого, рассказал владелец
Происшествия
0 1115
Абакан обвешивается камерами наблюдения
18:50 16.12.2022
Абакан обвешивается камерами наблюдения
18:50 16.12.2022
Комплексы фиксации нарушений заработают на главных перекрёстках улицы КироваОбщество
0 1118 00:29
Ночью водитель снес светофор на абаканском перекрестке
10:45 22.11.2022
Ночью водитель снес светофор на абаканском перекрестке
10:45 22.11.2022
Стойку восстанавливают. Автолюбитель покроет весь ущерб
Происшествия
0 1186
В Госдуме предлагают списать мобилизованным штрафы за нарушение ПДД
10:27 21. 11.2022
В Госдуме предлагают списать мобилизованным штрафы за нарушение ПДД
10:27 21.11.2022
Амнистия не коснется пойманных за пьяную езду
Экономика
0 1971
Участок Маршала Жукова открыли, но автобусы там пока не ездят
13:45 18.10.2022
Участок Маршала Жукова открыли, но автобусы там пока не ездят
13:45 18.10.2022
Подрядчик еще не установил светофоры
Общество
0 705 00:27
Для электросамокатов установят специальные дорожные знаки
08:44 10.10.2022
Для электросамокатов установят специальные дорожные знаки
08:44 10.10.2022
В правительстве России утвердили изменения в ПДД для электротранспорта
Общество
0 638
Из-за следственного эксперимента в Абакане перекрыли центр
16:15 21.
09.2022Из-за следственного эксперимента в Абакане перекрыли центр
16:15 21.09.2022
Движение закрыли на перекрестке Щетинкина-Кирова
Общество
0 3246
Карусели | FHWA
Уведомление сайта
Уведомление сайта
Министерство транспорта США Министерство транспорта США IconUnited States Department of TransportationUnited States Department of Transportation
Источник:JamesBrey, E+, Getty Images. Круговые перекрестки – проверенная мера безопасности, потому что они могут существенно снизить количество аварий, которые приводят к серьезным травмам или смерти. Карусель может:
- Повышение безопасности
- Содействовать снижению скорости и снижению трафика
- Уменьшить конфликтные точки
- Привести к улучшению эксплуатационных характеристик
- Удовлетворяют широкому диапазону транспортных условий, поскольку
они универсальны по размеру, форме и дизайну
Информационно-просветительские ресурсы
- Видео о правилах кругового движения
- Правила кольцевого движения PDF
- Объявление о государственной службе кольцевых развязок –
- Аудиозапись
- Стенограмма
- Современные перекрестки с круговым движением: инновационное решение проблем безопасности на пересечении
— видео - Современные карусели: более безопасный выбор
- Видео
- PDF (английский)
- PDF (испанский)
- Наклейка на стол или пол Образовательная иллюстрация многополосного движения
с круговым движением- JPG
- PDF *Обратите внимание, что это изображение не предназначено для использования в качестве шаблона или стандарта для кольцевых развязок. Показан здесь на торговой выставке.
- Карусели с пешеходами и велосипедистами – безопасный выбор для всех
- Карусели и службы экстренного реагирования – спасаем жизни вместе
- Круговые перекрестки по сельским дорогам
- Карусели и правительства племен
- Кармель, Индиана, привлекает общественность через печатные и веб-пропагандистские материалы
- Округ Вашингтон, Миннесота, обучает водителей через «Roundabout U»
- Штат Вашингтон уделяет особое внимание информационно-просветительской работе и показывает, как вести круговое движение
- Бенд, штат Орегон, учит детей рассказывать о перекрестках с помощью книжек-раскрасок
- Департамент транспорта штата Миссури убеждает скептиков в том, что кольцевые развязки работают
- Департамент транспорта штата Айова предоставляет техническую помощь «под рукой» для продвижения кольцевых развязок
- Комитет по проверке кольцевых развязок Департамента транспорта штата Вирджиния возглавляет информационно-разъяснительную работу
- Округ Браун, Висконсин, Спокойное движение на кольцевых развязках, Повышение безопасности школьной зоны
- Клируотер, Флорида, Общественные Шарреты производят прочную опору для кольцевых развязок
- Су-Фолс, Южная Дакота, проводит круговое родео
- DOT штата Вашингтон проводит кольцевое родео
- Montpelier, VT, Строительство кольцевой развязки с местным руководящим комитетом по кольцевым развязкам
- Мэдисон, Висконсин, делает круговые развязки удобными для пешеходов и велосипедистов
- Департамент транспорта штата Висконсин привлекает участников грузовых перевозок к процессу проектирования кольцевой развязки
- Санта-Крус, Калифорния, выбирает кольцевую развязку в качестве мультимодального решения
- Остин, Техас, проведение брифингов с общей информацией для продвижения кольцевых развязок
- DOT Канзаса Проектирование кольцевых развязок для движения грузовиков
Технические материалы и исследования
- Круговые развязки: информационное руководство, второе издание (отчет NCHRP 672)
- Турбо Карусель
- Обобщающий отчет
- Техническая грунтовка
- Ускорение внедрения кольцевой развязки в США
- Том I – Оценка прямоугольных быстро проблесковых маяков (RRFB) на многополосных перекрестках с круговым движением – Заключительный отчет
- Том II – Оценка моделей пропускной способности кольцевых развязок для Руководства по пропускной способности автомагистралей – Заключительный отчет
- Том III – Оценка экологических характеристик кольцевых развязок – Заключительный отчет
- Том IV – Обзор аварий со смертельным исходом и тяжелыми травмами на перекрестках с круговым движением – Заключительный отчет
- Том V.
- Том VI – Исследование конструкции пешеходного перехода и поведения водителей – Заключительный отчет
- Том VII – Оценка человеческого фактора эффективности устройств управления дорожным движением – Заключительный отчет
- Временное управление дорожным движением для строительства и обслуживания одно- и многополосных перекрестков с круговым движением
- Практика обхода (NCHRP Synthesis 488)
- Оценка стоимости жизненного цикла проектов перекрестков (документ 220, доступный только в Интернете NCHRP)
- Решения для пешеходов с нарушением зрения при пересечении перекрестков с круговым движением и поворотных полос с разветвленными каналами — руководство (отчет NCHRP 834)
- Оценка эффективности коридоров с кольцевыми развязками (отчет NCHRP 772)
- Исследование безопасности дорожного движения на кольцевых развязках в Миннесоте
- Оценка безопасности и мобильности двухполосных перекрестков с круговым движением
- Стратегии эффективного снижения скорости кругового движения
- Размещение крупногабаритных/тяжеловесных транспортных средств (OSOW) на перекрестках с круговым движением
Связи с другими темами безопасности на транспорте
- Круговые перекрестки могут быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечить безопасное перемещение как пешеходов, так и велосипедистов
- Круговые перекрестки – эффективная стратегия управления скоростью
- Круговые перекрестки могут быть частью эффективного плана управления доступом к коридорам
- Круговые развязки отлично подходят для проектов дорожной диеты
- Сцепление с дорожным покрытием играет важную роль в показателях безопасности дорожного движения, в том числе на перекрестках
- Руководство по унифицированным устройствам управления дорожным движением для улиц и автомагистралей предоставляет национальные стандарты для всех устройств управления дорожным движением, включая дорожную разметку, знаки и светофоры
Последнее обновление: вторник, 9 мая 2023 г.
круговых развязок, поворотных кругов и транспортных развязок, о боже!
Джексон Рэдлер
Если большая часть вашей карьеры водителя прошла в Северной Америке, вполне вероятно, что перекрестки с круговым движением немного нетрадиционны. Мы, американцы, любим перекрестки, чистые и эффективные: с острыми углами в 90° и управляемыми компьютером огнями, поддерживающими упорядоченный поток транспорта. Итак, что же не так с этими странными извилистыми европейскими приспособлениями? Действительно ли они лучше справляются с получением трафика там, где ему нужно? Как насчет безопасности? И пока мы этим занимаемся, давайте пройдемся по основному полевому руководству, чтобы вы могли правильно идентифицировать эти круглые приспособления в дикой природе. Обещаю, вы станете душой компании, как только начнете говорить о разнице между круговым движением и круговым движением.
Глава 1. Все ли круги одинаковы?
Наша история начинается с одного конкретного перекрестка: Columbus Circle (развязка ) в Нью-Йорке (рис. 1 слева). Его открытие в 1905 году положило начало повальному увлечению строительством транспортных развязок в городах по всей территории Соединенных Штатов. Кольцевая развязка – это группа перекрестков (каждый из которых оборудован светофором), соединенных кольцевой дорогой. Часто выполняя скорее эстетическую роль, чем функциональную, их можно найти в центре многих городов, с большими центральными островами, украшенными памятниками. Хотя они выглядят симпатично, их большой размер способствует высокой скорости и хаотичному плетению транспортных средств. Что еще более проблематично, так это то, что приоритет обычно отдается въезжающим транспортным средствам, в результате чего слишком много автомобилей въезжает в круг и становится «запертым». 1
Другой тип перекрестка, введенный в начале 1900-х годов, поворотный, сохраняет круглую форму, но не имеет светофоров. Ротари функционируют аналогично транспортным развязкам; они имеют широкие полосы и часто не требуют, чтобы транспортные средства уступали дорогу. Это облегчает въезд и маневрирование на высоких скоростях (40–60 миль в час), что хорошо для автомагистралей, но не для небольших дорог и местных улиц. 2
В 1960-х годах дорожные инженеры в Соединенном Королевстве решили, что они могут добиться большего успеха, чем американцы. Они спроектировали то, что станет первой современной кольцевой развязкой (рис. 1, справа). Центральным элементом этой конструкции было 1) требование, чтобы все въезжающие транспортные средства уступали дорогу движущемуся движению, и 2) уменьшение круга. Требование к транспортным средствам проходить крутые повороты заставляет их снижать скорость, и это является ключом к функции кольцевой развязки. 1
Рис. 1. Слева: Columbus Circle, Нью-Йорк. Обратите внимание, что на самом деле это 5 полных перекрестков (со светофорами), выходящих на кольцевую дорогу. Справа: Современная кольцевая развязка. Значительно меньше и контролируется только знаками «уступи дорогу». 1Глава 2: Конфликт
На обычном четырехстороннем перекрестке поворачивающие транспортные средства должны пересекаться с встречным потоком транспорта. На кольцевой все маневры либо слияние либо расходится , пересечение не требуется. Это может показаться знакомым; тот же принцип используется при въезде и съезде с шоссе. Когда все транспортные средства входят в один поток, столкновения на кольцевой развязке обычно представляют собой «изгиб крыла» под малым углом. Конструкция кольцевых развязок исключает возможность серьезных столкновений лоб в лоб и под прямым углом («t-bone»), которые преобладают на четырехсторонних перекрестках (рис. 2). 1
Рис. 2. Основные типы сбоев. На кольцевых развязках исключены наиболее тяжелые виды столкновений (лоб в лоб и t-кости).2Помимо изменения угла, под которым могут произойти столкновения, геометрия кольцевой развязки также уменьшает количество потенциальных конфликтных точек , мест, где путешественники могут пересечься на перекрестке. На 75 % меньше мест, где водители и пешеходы могут следить за потенциальными препятствиями (рис. 3), кольцевые развязки значительно снижают количество столкновений. 3 Когда традиционные перекрестки с четырехсторонним движением преобразуются в круговые, общее количество столкновений в среднем снижается на 37%. 1
Рисунок 3. Конфликтные точки в проекте перекрестка.2Глава 3: Скорость
Когда между транспортным средством и пешеходом возникает конфликт, скорость является основным фактором, определяющим вероятность гибели пешехода. На скорости 30 миль в час 40% столкновений смертельны для пешеходов, а на скорости 20 миль в час только 5% смертельных исходов (рис. 4). 5 Круговые развязки вынуждают водителей снижать скорость в силу их физической формы. Этот механизм радикально отличается от светофоров или знаков остановки, которые лишь указывают на то, что транспортные средства должны снизить скорость или остановиться, не налагая никаких физических ограничений. Светофоры и знаки остановки полагаются на послушание водителя, а не на хорошую систему, когда на карту поставлены жизни.
Рис. 4. Вероятность гибели пешехода при столкновении с транспортным средством, движущимся с разной скоростью.5На протяжении многих лет местные органы власти, превращающие перекрестки в круговые, стали естественным экспериментом по оценке преимуществ с точки зрения безопасности, которые обеспечивают круговые перекрестки. В 2021 году PennDOT опубликовал данные, собранные с 26 перекрестков, которые были преобразованы в кольцевые развязки (со знаком «Стоп» или светофором). На всех перекрестках, включенных в анализ, полиция предоставила данные о столкновениях не менее чем за 3 года. Выводы были следующими:
- Количество смертельных случаев сократилось на 100 %
- Количество серьезных травм сократилось на 81 %
- Количество легких травм сократилось на 36 %
- Общее количество аварий сократилось на 22 % на 13%
Эти данные показывают, что кольцевые развязки не только эффективны для сокращения общего числа столкновений, но и для преобразования доли столкновений, приводящих к травмам, в столкновения только с повреждением транспортных средств. 5 Такие преимущества связаны с тем, что столкновения происходят на более низкой скорости (по сравнению с обычными перекрестками), как того требует конструкция кольцевой развязки. 1
Глава 4: Эффективность
Итак, все это прекрасно, но так ли хороши кольцевые развязки для перемещения транспортных средств через перекресток, как светофоры или знаки остановки? Хотя эффективность зависит от конкретного перекрестка, Министерство транспорта США сообщает, что кольцевые развязки «обычно работают с меньшими задержками транспортных средств», чем обычные перекрестки. 1 Одним из ограничений кольцевых развязок является то, что транспортные средства со всех дорог обрабатываются с одинаковым приоритетом, поэтому они могут быть не такими эффективными на пересечениях между дорогой с интенсивным движением и местной улицей. Тем не менее, кольцевые развязки лучше всего подходят для непиковых условий, поскольку нет необходимости останавливать движение, когда перекресток малонаселен. Очереди транспортных средств также обычно короче, поскольку движение транспорта разрешено непрерывно, что снижает влияние автомобилей, находящихся в резерве, на близлежащие улицы. Эти более короткие очереди также дают психологическую выгоду; водители, как правило, лучше переносят медленный, но непрерывный прогресс, чем ожидание в тупике. 1
Заключение
Американцы не спешат сообразить, но многие правительственные учреждения теперь поощряют использование кольцевых развязок при проектировании перекрестков. В соответствии с этой тенденцией многие традиционные перекрестки (а также поворотные и кольцевые) в США недавно были преобразованы в небольшие современные перекрестки с круговым движением (рис. 5). Хотя кольцевые развязки могут не идеально подходить для каждого применения, Федеральное управление автомобильных дорог рекомендует их в качестве «проверенной контрмеры безопасности» для обеспечения более низких скоростей и повышения безопасности как автомобилистов, так и пешеходов. 6
Рисунок 5: Преобразование поворотного круга (большой круг) в современную кольцевую развязку (маленький круг) в Кингстоне, штат Нью-Йорк. Департамент транспорта штата Нью-Йорк, https://www.dot.ny.gov/I587IntersectionTL:DR
Крутые повороты на небольшой современной кольцевой развязке вынуждают водителей снижать скорость, что затрудняет движение на перекрестке. безопаснее для всех. Транспортные развязки и поворотные круги представляют собой гораздо более крупные круговые перекрестки и не обеспечивают таких же преимуществ в плане безопасности.
Примечание автора:
Неуместно использовать слово «авария» при обсуждении дорожно-транспортных происшествий. Эта формулировка подразумевает, что эти события неизбежны, и не поощряет работу по повышению безопасности. Вместо этого Федеральное управление автомобильных дорог рекомендует использовать такие описательные слова, как «авария», «столкновение» и «травма». 7
Ссылки
- Круговые перекрестки: информационное руководство. Публикация Министерства транспорта США № FHWA-RD-00-067
- MassDOT Руководство по планированию и проектированию кольцевых развязок. Март 2022 г. https://www.mass.gov/doc/massdot-guidelines-for-the-planning-and-design-of-roundabouts/download
- Отчет NCHRP 572: кольцевые развязки в США. Национальная программа совместных исследований автомобильных дорог, TRB, NAS, Вашингтон, округ Колумбия, 2007 г.
- Лиф, В. А. и Д. Ф. Преуссер. Обзор литературы о скорости движения транспортных средств и травмах пешеходов. Заключительный отчет DOT HS 809 021. Национальная администрация безопасности дорожного движения, Министерство транспорта, Вашингтон, округ Колумбия, 19 октября.99
- Департамент транспорта Пенсильвании. Проектирование дорог: кольцевые развязки. https://www.penndot.pa.gov/ProjectAndPrograms/RoadDesignEnvironment/RoadDesign/Pages/Roundabouts.aspx
- Круговые перекрестки, безопасность перекрестков. Министерство транспорта США, Федеральное управление автомобильных дорог.