Обзор рынка топливных карт – Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества | Технологии

Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества | Технологии

Бурное развитие компьютерных технологий, начавшееся в середине восьмидесятых, не замедлило отразиться и на топливных картах, которые, наподобие банковских, стали изготавливаться с магнитной полосой. Такая полоса позволила на определенном этапе усилить защиту карт. Их стало несколько сложнее подделать и, что важнее, это помогло значительно снизить количество ошибок, допускаемых людьми при ручной обработке транзакций. Дальнейшее технологическое развитие привело к тому, что магнитные полосы на топливных картах были заменены чипами.

Современные топливные карты оборудованы электронным микрочипом, хранящим необходимую для заправки на АЗС информацию: в нем зашифрован индивидуальный идентификатор пользователя. Кроме того, на карточку может быть записан уникальный кодовый серийный номер, название организации-владельца, государственный номер автомобиля и любая другая информация.

Пластиковые карты, отвечающие стандарту EMV, практически не подделываются, компании-разработчики и поставляемые ими процессинговые системы сертифицированы на соответствие международным стандартам безопасности PSI DSS и PA DSS, поэтому решение очень неплохо защищено. Такой подход, хоть и требует вложений, позволяет свести к минимуму количество мошеннических операций.

Сегодня топливные карты выпускаются крупными топливными организациями и сервисными (процессинговыми) компаниями, у которых нет собственных сетей АЗС. По данным консалтинговой компании Radiant Insight, рынок топливных карт пяти крупнейших экономик Европы (Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания), вырастет в период с 2016 по 2021 год на 11,3% за счёт перехода небольших локальных перевозчиков к расчетам с использованием топливных карт. Крупнейшими игроками на мировом рынке считаются Royal Dutch Shell, ExxonMobil, BP, FleetCor, Wex, Oilibya, Puma Energy, Engen. Текущий объем мирового рынка топливных карт (по разным источникам) оценивается Radiant Insight приблизительно в 16-20 млрд долл.

В нашей стране представлены карты, эмитированные процессинговыми центрами крупных нефтяных компаний («Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть» и другими), а также карты межрегиональных сервисных компаний.

Банковские VS топливные. Сходства и различия

Несмотря на то, что топливные карты, на первый взгляд, практически не отличаются от банковских ни по исполнению и используемым технологиям, ни по сути, представляя собой идентификатор клиента, необходимый для проведения той или иной транзакции, между ними существуют различия.

Основной объект операций с банковской картой — только и исключительно денежные средства счета клиента. Топливная карта, имея в качестве обеспечения клиентские платежи, оперирует с товарными позициями, отличающимися, к тому же, более широким набором изменяемых параметров: это и разрешённые типы топлива, и допустимые лимиты заправки, которые, в свою очередь, могут задаваться, исходя из различных критериев, вплоть до определенного времени суток, а также дополнительные ограничения, или, напротив, полномочия. К примеру, водителю может быть разрешена оплата определенных товаров и услуг, которые могут экстренно потребоваться в рейсе: мойка, шиномонтаж, приобретение масла или шин. Пользователи некоторых топливных карт могут оплачивать сборы, взимаемые с грузовиков, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн (система «Платон»), в своём личном кабинете.

Процессинговые системы на основании операций, проведенных с топливными картами, предоставляют возможности формирования разнообразных отчётов. Они предназначены для владельцев транспортных предприятий и менеджеров. Отчеты позволяют отслеживать любые показатели, включая эксплуатационные расходы каждого отдельного рейса и помогают снизить риск возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором. Дополнительно к проверкам по банковским картам добавляется контроль по справочникам, по разрешённым товарам. Ведь для одних водителей предусмотрен широкий спектр покупок, а другим доступен лишь конкретный вид топлива, например, дизель, и они не смогут расплатиться за 95-ый бензин для личного автомобиля и т. д. Данные, которые получают клиенты в рамках своих проектов, могут использоваться для аналитических и учётных целей.

Топливо онлайн

Сегодня в России около 70% топливных карт функционирует в режиме реального времени (еще четыре года назад этот показатель был на порядок ниже). Сейчас у ведущих топливных компаний есть личный кабинет на сайте, есть мобильное приложение и, вне зависимости от канала доступа, клиенту стараются предоставить актуальные данные. Соответственно, менеджер, осуществляющий мониторинг, может в режиме онлайн вносить блокировки, увеличивать или уменьшать лимиты и т.д. Ранее на всякий случай водители возили с собой наличные средства или должны были решать вопрос, связываясь с диспетчерами, что требовало дополнительного времени и вело к вынужденным простоям.

Онлайн-процессинг позволяет более точно контролировать расходы. Несколько лет назад организация, заключившая договор с ВИНКом (вертикально-интегрированной нефтяной компанией) на поставку топлива по топливным картам, должна была вносить денежный депозит заблаговременно. Сейчас большинство контрактов также предполагает внесение средств на счет, но клиент может выбирать средства до нуля, а также «пополнять» счет в удобное время неограниченное количество раз, а не замораживать солидные суммы на длительный период. Кроме того, в отдельных случаях крупные и VIP-клиенты могут рассчитывать на кредитную линию или овердрафт. Масштабные транспортные компании России и государственные предприятия («Деловые линии», «ПЭК», «Мосгортранс» и т.д.) при выборе топливного партнера часто указывают требование онлайн-обработки транзакций в качестве обязательного.

Крупные игроки данного сегмента рынка стараются подхватывать «на лету» технологические новинки, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества. Поэтому современные ИТ-решения внедряются по возможности оперативно. Сегодня организации, предлагающие услуги процессинга по топливным картам, не только поддерживают работу в режиме реального времени, но и продвигают в качестве отдельного инструмента интеграцию своих IT-решений с существующими ИТ-системами клиента (ERP, CRM и пр.), предоставляя возможность на стороне клиента гибко настраивать параметры договора по топливным картам и параметры самих карт.

Такая интеграция оказывается интересной для крупных компаний, в которых зачастую невозможно без автоматизированного взаимодействия организовать управление большим количеством карт. Например, в «Газпром нефти» функциональность IT-систем позволяет управлять договором, остатком средств на счете, картами и их лимитами, получать данные по транзакциям через такую интеграцию.

Интеграция для удобства пользователей

Большие компании и те средние по размеру организации, которые хотят работать с крупными, готовы вкладываться в построение сети взаимного приёма карт. После подключения к онлайн-процессингу ВИНКам стало проще работать с мелкими независимыми игроками топливного рынка: риски несёт компания-эмитент, факт платежа зафиксирован, споров и разбирательств вокруг незаконных транзакций стало на порядок меньше.

Что касается сотрудничества топливных компаний с банками, самый простой пример — это слияние топливного и банковского приложений на одной карте лояльности: это уже не топливная карта для юридических лиц, а карта лояльности для физических лиц, которая позволяет водителю одним касанием оплатить заправку и моментально получить бонусные баллы. Такая интеграция выгодна всем участникам. Кроме того, расширенный функционал может привлечь внимание частных лиц к данному направлению.

Дело в том, что физические лица пока не до конца осознают выгоду от использования топливных карт. Если расширить функционал решения, сделать его более «универсальным», наверняка это покажется интересным обычным пользователям. Например, многих интересует, можно ли топливной картой расплатиться в обычном магазине. Пока эта возможность в России реализуется нечасто. В основном, топливные карты к оплате принимают специализированные магазины, в которых можно заказать услуги ремонта и мойки машины или приобрести шины. Также возможна оплата гостиниц на пути следования водителей большегрузных автомобилей.

При трансгосударственных рейсах по одной и той же топливной карте можно расплатиться в разных странах на АЗС, входящих в партнёрскую сеть.

Уход от пластика

Как и банки, топливные компании уже готовы использовать технологии виртуализации, то есть карточка как носитель непосредственной информации о клиенте и как точка доступа уходит на второй план. Многие участники рынка задумываются о том, чтобы использовать технологии HCE или более простые варианты, связанные со считыванием QR-кодов для того, чтобы уйти от пластика. Карта с чипом стоит серьёзных денег, а её виртуальный аналог обходится в копейки. Почти каждый водитель сегодня имеет в распоряжении смартфон, и это предоставляет дополнительные возможности для распространения новых технологий.

В настоящее время наработки в области мобильных приложений для топливных карт по аналогии с Apple Pay и Samsung Pay уже есть.

Компании, предлагающие топливо по картам, не сомневаются, что пользователям покажется привлекательным сценарий, предполагающий оплату топлива посредством мобильного приложения, интегрированного с топливной картой. Это работает так: человек, подъехав к заправке, не выходя из машины с помощью приложения определяет своё местоположение, выбирает номер ТРК, вид топлива, количество литров и нажимает кнопку «оплатить» (по аналогии с системами парковки). Такая система уже разработана Екатеринбургской компанией и работает на ряде АЗС России.

Конечно, о полном отказе от пластика и переходе к технологиям виртуализации говорить пока преждевременно. Как и о том, что топливные карты получат в ближайшее время широкое распространение среди массовых пользователей. Пока соотношение корпоративных клиентов к «обычным» примерно 1:10 в масштабах всей страны. Однако, цены на бензин продолжают расти, а люди учатся экономить. И возможность получать скидки и предоплачивать топливо по выгодной цене может заинтересовать массового покупателя. Клиенты становятся все более требовательными, и игрокам рынка не остается иного пути, как постоянно меняться, внедряя новые технологии и создавая привлекательные предложения. А потому сценарий «бесконтактной заправки» может из красивой фантазии с точечной реализацией превратиться в рабочую модель в отдельных регионах.

Топливный рынок в нашей стране разнообразен. Кроме крупных компаний, которые могут себе позволить перейти на новые технологии, приобретая современные процессинговые онлайн-платформы, существует большой пласт средних и более мелких организаций, которые до сих пор живут на системах предыдущего поколения. К сожалению, некоторые из этих систем архитектурно не предназначены для онлайн-обработки транзакций и/или межхостовых соединений с партнерами. Для обеспечения возможности 100% кросс-приема карт необходимо провести существенный объем работ по модернизации существующих систем, а иногда и полной их замене. Это повлечет за собой финансовые затраты. Кроме того, сроки завершения работ по таким проектам сложно спрогнозировать.

Вполне возможно, что рынок подойдет к созданию сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги онлайн-процессинга топливных карт для третьих организаций на основе современных процессинговых решений, вне зависимости от объема их бизнеса — хоть от одной АЗС. В таком случае, проникновение новых технологий произойдет существенно быстрее. Сегодня у российского топливного рынка есть шансы стать заметным в мировых масштабах.

www.forbes.ru

Обзор топливных карт Часть 1

В России на 2014 год существует более 200 различных организаций предлагающие топливные карты для организаций , имеющих собственные автопарки. В каждом областном центре, крупном городе работают не мене трех-пяти процессинговых или топливных фирм, специализирующихся на продажу топливных карт. В Москве их гораздо больше. В Москве работает более 20 таких организаций. Некоторые закрываются или продаются, другие организации , которые ранее работали по обеспечению наливом, начинают заниматься и топливными картами. Заключать и самое главное обслуживать клиентов по картам довольно хлопотное занятие, поэтому фирм на этом рынке не так много. Самая старая компания работающая на этом рынке наверное «Инфорком». Сайт «Инфоркома» утверждает, что их организация работает с 1994 года. Возможно, но вероятно в 1991 году «Инфорком» эмитировал свои талоны. Профиль «Инфоркома» это транзитный клиент. Крупные или не очень перевозчики, осуществляющие перевозку грузов в другие города и страны. «Инфорком « имеет свою сеть терминалов расположенных таким образом, чтобы клиент на трассах мог заправляться на удобных для себя АЗС. Недавно «Инфорком» установил терминалы на АЗС «Татнефть» в г. Москве , вероятно и для привлечения и локальных клиентов. Ценовая политика у «Инфоркома « гибкая . « Инфорком» предлагает фиксированную цену на каждой конкретной АЗС. Причем для разных клиентов она разная. Очень удобная система для увеличения или наоборот снижения при необходимости цены. Есть возможность у системы «Инфоркома» и давать скидку от цены на АЗС. Например на АЗС «Татнефть» в Москве «Инфорком» предлагает скидку до 6%. К сожалению сеть в Москве у «Инфоркома» ограничивается Татнефтью. А ведь АЗС Татнефть в Москве есть не в каждом районе и качеством Татнефть не блещет. Инфорком предоставляет клиентам неплохие отсрочки, однако надо иметь ввиду, что и цена у Вас будет не розничная, а немного выше. За все надо платить и за отсрочку тоже. Пользуясь программой клиент-дизель (т.е . возможность получения отсрочки платежа) , многие недобросовестные клиенты не раз наказывали «Инфорком» на крупные суммы. Судится Инфорком часто и на крупные суммы. Но видимо обороты «Инфоркома» таковы что потери их не смущают и программу кредит –дизель они не свертывают. География АЗС «Инфоркома» не ограничивается Россией . Топливные карты «Инфоркома» принимаются и за границей. В Европе «Инфорком» предлагает топливные карты Шелл.
Компанию «Инфорком» можно назвать динамично развивающейся компанией в сегменте компаний специализирующейся на транзите. Основные конкуренты в сегменте» Инфоркома» это ВИНКИ. Газпром нефть и ЛУКОЙЛ. Помимо вышеуказанных компаний на рынке транзитных карт работают РОСНЕФТЬ (Рн-карт, Магистраль), Сканойл, РОСБЕРЛИО и многие другие.

www.gsmshoping.ru

Аналитика российского топливного рынка — Алгоритм. Топливный сервис

Всплеск бензиновых индексов на протяжении четырех дней оказался фальстартом. Выбраться из ценовой ямы биржевым индексам так и не удалось. За три торговых сессии они вновь выпали на «дно».

Средневзвешенная цена сделок с бензином Аи95 22 февраля составила 41 030 р/тн, превысив абсолютный минимум года (40 750 р/тн, пришедшийся на 13 февраля 2019 г.) лишь на 280 р/тн. А цена сделок с бензином Аи92 39 880 р/тн на эту же дату превысила минимумом года (39 240 р/тн) на 640 р/тн. 

 

Рынок ожидал всплеска. Участники торгов в большинстве своем не рассчитывали, что индексы так долго могут оставаться на ценовом «дне», что вот-вот наступит восходящая фаза и нужно успеть выхватить ресурс на короткой цене. И случай представился. Нефтяная компания Роснефть, а это крупнейший поставщик топлива на биржу, заметно, с 4,4 до 2,0 тыс. тн/сут. сократила реализацию бензина Аи92 на своеобразном базисе ценообразования для центрального региона страны – на Самарской группе НПЗ. В трейдерских кругах такое событие было воспринято как конец изобилию, что и стало спусковым крючком стартового пистолета. Вспыхнул ажиотаж.

Ходит в кругах и конспирологическая версия, мол, спекулянты виноваты. Действительно, вторичные сделки имели место быть, их объём в феврале составил 15 тыс. тн с бензином Аи92 и 1,3 тыс. тн с бензином Аи95.

 

К спекулятивным сделкам их отнести трудно по той причине, что спекулянтов не осталось. С 9 января 2019 года в ряде секций СПбМТСБ вступили новые Правила проведения торгов, допуска к торгам и клиринговой деятельности. Согласно нововведениям, обычные трейдеры со статусом «посетитель торгов» полностью отключены от возможности выставлять заявки на продажу с использованием денежного обеспечения в секции «Нефтепродукты» и «Мелкий опт». Такой возможностью располагают лишь участники со статусом «контролер поставки», то есть сами нефтяные компании.

Оставлена лазейка для брокеров, однако, ставка денежного обеспечения, повышенная с 5% до 15% от объёма договора при продаже товара на ЖД-базисах заводов-производителей, отрезает эту категорию участников от спекулятивных операций с товаром, так что спекулянты не при чем. Обращает на себя внимание и тот факт, что вторичные сделки совершены в период неопределенности тренда, а не на фазах острого роста или спада, привлекательных для спекулятивных операций. Лишь только страхи и стадность поведения, полагаю, создали вспышку цен на пустом месте.

Тем не менее вопрос о дате, когда же бензин начнет выкарабкиваться из ценового «дна», не снимается с повестки дня. Дать оценку поможет нам сопоставление запасов бензина в нынешние дни и год назад. Последняя сводка от ЦДУ ТЭК фиксирует остатки на НПЗ и нефтебазах в количестве 1,834 млн. тн, которые превосходят максимум всего 2018 года. И, что примечательно, естественным образом, в феврале, и не по просьбе Минэнерго, нарастят запасы к 1 апреля до 2 млн. тн перед началом весенних ремонтов НПЗ. Таким образом, статистика по запасам бензина подает сигнал рынку о том, что избыток бензина продолжит удерживать цены на низком уровне. Хотя вариативность цен день ото дня будет значительной. Не исключено, что в начале следующей недели мы опять увидим отскок вверх от локальных минимумов с последующим за ним спадом. И так будет продолжаться до полного пробуждения рынка от зимней спячки.

  

Избыток предложений и довольно высокая маржинальность АЗС вызвали подзабытую на время конкуренцию между участниками розничного рынка. Цены в рознице откатываются вниз, с чем рынок, хоть и сталкивался ранее, но крайне редко.  Последняя по времени сводка Росстат фиксирует снижение цены литра бензина за февраль в среднем по России на 5-6 коп. При этом снижение в той или иной степени отмечено в 35 из 85 субъектах РФ. Во Владимире, Чите, Улан-Уде литр Аи92 подешевел на 60-70 коп.  В 47 регионах цены «замерзли» и остались без изменений в феврале. И только в 3 – Иркутске, Казани, Чебоксарах – зафиксирован незначительный на 1-7 коп. прирост.

Нефтяные компании возвращаются к отложенным на время программам лояльности, возвращая клиентов в регионах бонусами и скидками в мелкооптовом сегменте.

Неблагоприятная для производителей сложилась на неделе конъюнктура по дизельному топливу. Оно дешевело, несмотря на расширяющийся дифференциал с экспортным паритетом. Спроса нет, и даже сокращение объёма реализации не удерживает индексы от спада.   

Обзор рынка топливных карт – Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества | Технологии

Ключевые индикаторы рынка

Автор обзора: Виктор Костюков

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания «Алгоритм Топливный Интегратор» — простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

www.fuelservice.ru

Аналитика российского топливного рынка — Алгоритм. Топливный сервис

Республика Крым в рейтинге российских регионов по объёму потребления автомобильного бензина в количестве 410 тыс. тн в 2017 году занимает двадцатую позицию из 75 регионов. Доля Крыма в общерегиональном списке составила 1,5%. Для справки, возглавляют таблицу Москва и область, объемом рынка 4,1 млн. тн.

Если же соотнести объём потребления бензина с численностью полуострова, то Крым с показателем 2090 литров бензина на одного человека занимает первое место среди всех российских регионов. Такие данные приводит ЦДУ ТЭК на основе мониторинга с января по ноябрь 2017 года.  Для сравнения, аналогичный показатель по стране оценивается как 300 литров на человека. Естественно столь разительное отличие объясняется специализацией Крыма как рекреационной зоны с большим потоком отдыхающих и туристов.

В сегменте дизельного топлива Крым с оборотом 195 тыс. тн в 2017 году занимает 40-ю позицию в рейтинге регионов. При этом объём потребления дизельного топлива в связи активным дорожным строительством, включая Крымский мост, вырос относительно 2016 года на 23%.

Керченская переправа была в 2017 году единственным путём, соединяющим полуостров с материковой частью России. Топливо, в основном дизель, доставлялось также автомобильным транспортом, водным путём. Но эти поставки незначительны по объёмам, к тому же носили эпизодический характер и в дальнейших расчётах нами не учитывались.

Всего за 2017 год в Крым железнодорожным транспортом поставлено нефтепродуктов в количестве 757 тыс. тн.

Доля автомобильного бензина в структуре нефтепродуктов составляет 54% или 410 тыс. тн. Дизельного топлива вдвое меньше, чем бензина – 195 тыс. тн или 26%. Авиакеросина – 92 тыс. тн, 12%; СУГов – 4 тыс. тн, 6%.  

Мазут, в основном флотский (3,7 тыс. тн), поставляется в Севастополь на ст. Мекензиевы Горы для обеспечения кораблей Черноморского флота, а также топочный мазут в Симферополь (1,6 тыс. тн) для городских ТЭЦ.

Суммарная доля мазуту, битума, гудрона и масел едва достигает 2% или 15 тыс. тн.

 

 

В течение года потребление бензина и дизеля носит сезонный характер, что отражает его специфику как курортного региона.

 

 

Нефтебазы

В качестве промежуточных хранилищ бензина и дизельного топлива перед отправкой топлива на автозаправочные станции или конечным потребителям на полуострове размещается 12 нефтебаз. 

Самой крупной из перечисленных является нефтебаза, условно назовём её «Остряково» по имени обслуживающей её ЖД станции. Нефтебаза расположена в географическом центре полуострова, что наряду с Симферополем делает её наиболее привлекательной с точки зрения логистики. 55 процентов потребностей Крыма обеспечиваются через эти две нефтебазы.


Участники нефтепродуктового рынка Крыма

Хранением и сбытом автомобильного топлива в Крыму задействовано 12 компаний.

Лидером является ООО «Кедр», располагающая в Крыму сетью АЗС из 77 единиц под брендом «ATAN». Хранение топлива компания осуществляет на шести нефтебазах — .

Вторую позицию по обороту занимает компания «ТЭС» («TES») с сетью из 67 АЗС и тремя нефтебазами – Симферополе, Самохвалово, Керчи. 

На третьей позиции по обороту располагаются государственные компании и службы, представляющие армию, флот, военно-воздушные силы, полицию. В таблице они условно обозначены как «Н/Д, 0000». 

 

 

Авиакеросин

Объём потребления авиакеросина в 2017 году составил 91 тыс. тн.

60% топлива, 54,4 тыс. тн, потребляет аэропорт Симферополя. Перевалка осуществляется на нефтебазе «СИМФЕРОПОЛЬ-ГРУЗ». Оператором ТЗК выступает компания «Предприятие ВИТЭК». Остальные 40% размещаются на нефтебазах, приближённых к районам дислокации ВКС, ВМФ, МВД.

 

 

Сжиженные углеводородные газы  (СУГ)

 

По уровню потребления Крым располагается в середине среди российских регионов, на 21 месте, между   Иркутской и Томской областями. Половина из поступающих объёмов реализуется через нефтебазы в Самохвалово и Симферополе.  

 

Обзор рынка топливных карт – Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества | Технологии Ключевые индикаторы рынка

Автор обзора: Виктор Костюков

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания «Алгоритм Топливный Интегратор» — простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

www.fuelservice.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *