Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Содержание

Обкатка двигателя на новом авто или после капиталки: что нужно знать?

Двигатель внутреннего сгорания — это довольно сложный агрегат, который состоит из сотен различных движущихся деталей. В процессе эксплуатации они притираются между собой, что снижает дополнительное трение и нагрузку на них.

Для того чтобы новый двигатель (или же после того, как он прошел капитальный ремонт) работал эффективно, необходимо, чтобы эксплуатация начиналась с учетом этого. Другими словами, необходимо соблюдение определенного режима работы в течение какого-то времени (или пробега) после запуска нового агрегата. Этот специальный режим работы и называется «обкаткой».

Содержимое:

  • Обкатка новых машин
  • Обкатка после ремонта
  • Виды обкаток
  • Как обкатывать новый или откапиталенный мотор?
  • Надо ли обкатывать дизельный мотор
  • Автохимия для обкатки движка

Обкатка новых машин

Многие производители утверждают, что их двигатели, которые только что сошли с конвейера, можно эксплуатировать в оптимальном рабочем режиме.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Необходимо согласиться с тем, что точность подгонки деталей моторов между собой действительно стала очень высокой, что, впрочем, не отменяет полностью необходимость подгонки работающих деталей между собой.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Поэтому для нового двигателя необходимо избегать тяжелых режимов эксплуатации, например, длительной работы на холостом ходу. Об этом, кстати, упоминается в инструкции по эксплуатации практически к любой модели автомобиля.

Специалисты утверждают, что ресурс двигателя внутреннего сгорания без правильной обкатки снижается более, чем в два раза. Кроме того, неправильно обкатанный силовой агрегат может повлечь за собой и другие проблемы и неприятности: попадание масла в воздухоочиститель, высокий расход топлива, проблемы с запуском и т.п.

Обкатка после ремонта

Обкатка необходима не только для новых двигателей. Автомобилисты со стажем утверждают, что обкатывать мотор следует даже при минимальном вмешательстве в его конструкцию.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Например, при замене распределительного вала или цепи. В этом случае длительной обкатки не требуется. Обычно бывает достаточно около 500 км пробега в щадящем режиме.

После капитального ремонта обкатка двигателя должна составлять не менее 1 500 — 2 000 км, а при замене гильз блока цилиндров и поршневых колец — все 3 000 — 4 000 км. Особый щадящий режим эксплуатации включает в себя движение на скорости не более 50 км/ч, плавный набор оборотов двигателя и ограничение числа оборотов показателем в 2 500 об/мин.

С поршневыми кольцами при замене возникает определенная проблема, связанная с тем, что их необходимо укладывать на место поршневых канавок, которые уже являются достаточно разношенными. При сильно разбитых канавках на поршне, новые кольца можно поломать уже при первом пуске мотора после замены. Как в этом случае определить степень изношенности канавки?

Для этого следует провести внимательный осмотр старого кольца и прежде всего обратить внимание на его нижнюю поверхность.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Глянцевый блеск с характерным «волнистостью» на солнечном свете — это главный признак того, что такой поршень подлежит замене, также как и ощутимый на ощупь износ канавки.

Обычно при этом наклон нижней поверхности увеличивается. Таким образом, угол износа старого кольца соответствует углу износа канавки на поршне. Если в такую канавку установить новое кольцо, то оно, как правило, сломается при первом же запуске.

Характерно также и то, что изнашивается только верхняя (компрессионная) канавка с кольцом, поэтому износ других поршневых колец почти не наблюдается. Именно это необходимо учитывать, осуществляя обкатку после капитального ремонта с заменой поршневых колец.

Виды обкаток

Существует три основных вида обкатки, а именно «холодная», «горячая» и естественная. Первую проводят непосредственно на заводе после сборки автомобиля, либо же в сервисе — после капитального ремонта движка.

При «холодной» обкатке имитируется работа силового агрегата, но без сжигания топлива.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Для этого к ДВС подключают специальный электромотор, который вращает его без запуска.

Услугу «холодной» обкатки предлагают лишь некоторые сервисные центры, имеющие в своем арсенале соответствующее оборудование. К тому же этот метод неудобен для людей, которые хотят сразу же начать эксплуатацию свежекупленного авто.

«Горячую» обкатку нередко проводят в сервисах после капитального ремонта двигателя, причем во время процедуры автомобиль остается неподвижным. В мотор заливают антифриз и масло, затем запускают и дают ему поработать на холостых оборотах несколько минут.

После этого силовой агрегат глушат и дают ему время, чтобы остыть. Подобная процедура повторяется несколько раз. На следующем этапе его запускают уже на час, в течение которого планомерно повышают обороты.

К концу указанного времени мотор должен раскрутиться до оборотов в два раза меньше максимальных. То есть если отсечка у него на 6 000 об/мин, то в конце «горячей» обкатки на тахометре должно быть 3 000 об/мин.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Завершается такая процедура заменой масла и масляного фильтра.

Что касается естественной обкатки, то под ней подразумевается обычная эксплуатация нового автомобиля (или машины с откапиталенным ДВС), но в условиях пониженных нагрузок. По сути от водителя требуется проехать 2-3 тысячи километров, соблюдая скоростной режим (не более 60-80 км/ч и удерживая обороты двигателя в пределах 1 500 — 2 500).

Ездить нужно как в городе, так и по трассе, то есть в разных режимах. Необходимо воздержаться от резких ускорений и торможений, не переключать коробку выше четвертой ступени (на механике). Машина при этом должна быть налегке (в идеале без пассажиров и, конечно же, без тяжелых грузов).

В процессе обкатки автомобилисту следует следить за уровнем и давлением масла, уровнем антифриза и температурой самого мотора. Если какие-то из показателей будут вне нормы, то следует заглушить машину, вызвать эвакуатор и отправиться на ближайшую СТО.

Главное — чтобы движение было максимально равномерным, без переключений на пониженные передачи.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Практически это несложно выполнить, сделав пробег по ночной незагруженной загородной трассе без значительных подъемов и спусков. После первых 300 — 400 км обороты можно постепенно повышать.

Главное, чтобы режим эксплуатации приближался к оптимальному максимально плавно. Так, уже после 1 000 — 1 500 км пробега можно начинать ехать в нормальном режиме, не заостряя внимание на количестве оборотов и скорости.

Как обкатывать новый или откапиталенный мотор?

С вводом в эксплуатацию нового силового агрегата или двигателя после капремонта рекомендуется провести трехчасовую холодную обкатку, во время которой можно окончательно отрегулировать работу других систем (зажигания и питания).

Естественно, что необходимо соблюдение и перечисленных выше правил вождения. Также следует провести обязательную замену моторного масла. В процессе обкатки менять его нужно через каждые 500 км и не менее четырех раз полностью. Считается, что 10W-30 является наиболее подходящим для этого.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Кроме того, перед первым запуском необходимо проверить качество обтяжки резьбовых соединений, отрегулировать зазоры клапанов, натяжение ремня (цепи), привод газораспределительного механизма и заменить масляный фильтр.

После окончания обкатки двигателя необходимо еще раз заменить масло и провести полную промывку двигателя. После этого можно использовать рекомендованные марки синтетических масел, которые не смогут вызвать повреждения двигателя. Следующая замена масла может быть проведена уже после 5 000 км пробега.

Надо ли обкатывать дизельный мотор

Принцип проведения обкатки дизельного мотора ничем не отличается от бензинового ДВС, но существуют некоторые нюансы. Например, после капремонта дизель следует обкатывать не менее 10 000 км. При этом необходимо следить за тем, чтобы перед началом движения двигатель был хорошо прогрет, а после окончания поездки дать ему поработать хотя бы секунд тридцать.

После обкатки нужно выполнить полную диагностику и обслуживание агрегата.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Правильно обкатанный двигатель редко выходит из строя, а также отличается повышенной мощностью и экономностью.

Автохимия для обкатки движка

Заметим, что в настоящий момент на рынке имеются различные обкаточные присадки, которые предназначены для добавления в моторное масло или топливо. Они позволяют упростить процесс обкатки деталей двигателя, снижая уровень его шума, расход масла и топлива.

А еще в ассортименте встречается и так называемое «обкаточное масло». В новые машины автопроизводители его не заливают, так что его сфера применения — моторы после капиталки.

Читайте также: Доливаем масло в двигатель: советы и рекомендации, как сделать все правильно

Повреждения в результате обкатки двигателя на режиме холостого хода · Technipedia · Motorservice

Установки

Назад к поиску

Информация о пользовании

Какие ошибки можно допустить при обкатке двигателя? Допускается ли многочасовая работа двигателя на режиме холостого хода после его установки? Какие повреждения могут возникнуть? В данной статье вы узнаете о том, как правильно обкатывать отремонтированные двигатели.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Рис. 1. Недостаток смазки при длитель-
ной работе на режиме холостого хода

СИТУАЦИЯ

На многих СТО или ремонтных предпри- ятиях практикуется вредный метод обкатки двигателя. После установки и запуска, двигатель оставляют работать на режиме холостого хода в течение нескольких часов или даже дней. Бытует неверное мнение о том, что данный метод обкатки является особо щядящим, так как при этом отсутствует нагрузка на двигатель, что позволяет избежать повреждений. В действительности происходит обратное: многочасовая работа на режиме холостого хода очень вредна для двигателя! Обкатка двигате- ля на режиме холостого хода недопусти- ма. Данный метод обкатки может привести к повышенному износу или повреждениям.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБКАТКИ НА РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА

  • Из-за низкой частоты вращения масляный насос создает слишком низкое давление и не подает достаточного количества масла к местам смазывания.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта  
  • Подшипники скольжения не смазы- ваются и не охлаждаются надлежа- щим образом. Грязь и продукты износа/приработки деталей не вымываются из мест установки подшипников. 
  • Из зазоров в подшипниках скольже- ния вытесняется недостаточное количество масла. В результате слишком мало масла разбрызгива- ется на стенки цилиндров. Грязь и продукты износа/приработки деталей не вымываются маслом и приводят к повышенному износу двигателя уже на стадии обкатки (Рис. 1). 
  • На режиме холостого хода не открывается нагнетательный клапан (стрелка на Рис. 1) для охлаждения поршня распыливанием масла. Поршень не охлаждается, а из-за слишком малого количества стекающего масла в недостаточной степени смазываются поршневой палец и вкладыш шатунного подшипника. 
  • Турбонагнетатели плохо смазывают- ся и охлаждаются. Даже 20-ти минут работы на режиме холостого хода достаточно для повреждения турбонагнетателя. Это справедливо не только для процедуры обкатки, но и для обычной эксплуатации.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта
     
  • Удаленные от масляного насоса детали контура циркуляции масла, такие как распределительный вал, клапаны и коромысла, смазываются маслом в недостаточном количестве или не смазываются вовсе. 
  • При работе на режиме холостого хода поршневые кольца не обеспечи- вают 100%-ого уплотнения. В результате, под действием прорыва- ющихся в картер горячих отработан- ных газов, нагреваются стенки цилиндров и разрушается масляная плёнка. При неблагоприятных условиях возможно также попадание масла в камеру сгорания. Следствие: из выхлопной трубы начинает выходить синий дым и капать масло.
Рис. 2: Непосредственное и опосредо-
ванное смазывание деталей распылива-
нием и разбрызгиванием масла

СМАЗЫВАНИЕ НА ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ

На Рис. 2 схематично показано, как смазывается двигатель при средней частоте вращения. При работе на более высокой частоте вращения, давления масла достаточно для открывания клапанов масляных форсунок, обеспе- чивающих охлаждение поршней свежим маслом (01).Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Масло, стекающее затем из внутренних полостей поршней, дополнительно смазывает и охлаждает поршневые пальцы. Расположенные под поршнями поверхности стенок цилиндров в достаточной степени смазываются разбрызгиваемым маслом, поступаю- щим из мест установки подшипников скольжения коленчатого вала.

ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ РЕМОНТА

При отсутствии специального стенда, позволяющего выполнить обкатку по заданной программе, двигатель необходимо обкатывать в движении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБКАТКЕ В ДВИЖЕНИИ

  • Загрузка транспортного средства не должна быть максимальной. 
  • Двигатель должен работать с переменной частотой вращения, не превышающей 2/3 от максимально допустимой частоты вращения. 
  • Избегайте езды на низких оборотах. 
  • Избегайте езды с максимальными для каждой передачи оборотами. 
  • Избегайте длительного движения на подъем (чрезмерная нагрузка). 
  • Избегайте длительного движения на спуске (недостаточная нагрузка и неблагоприятный режим принуди- тельного холостого хода).Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта  
  • Не тормозите двигателем. 
  • Не двигайтесь с максимальной скоростью. 
  • Избегайте езды в очень жаркую погоду. 
  • Избегайте длительных простоев на режиме холостого хода (например, остановки на светофорах, пробки и т. д.).

ПРОЧИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Во время выполнения обкатки следует регулярно проверять уровень масла, так как в этот период возможен его повышенный расход. Уровень масла рекомендуется проверять каждые 50–100 км; при необходимости доливайте масло. В случае заметного снижения уровня масла на щупе, продолжайте контроль, сократив интервалы между проверками. 
  • Не заливайте в двигатель масло выше максимального уровня. 
  • Важно! При замене масла через 1000 км необходимо заменять также масляный фильтр. Грязь и продукты износа, образующиеся в процессе приработки деталей, должны быть удалены из двигателя.
Ключевые слова :
Подшипник скольжения, вкладыш , вкладыши подшипников скольжения
Группы продуктов :
Подшипник скольжения , Кривошипно-шатунный механизм

Группы продуктов на ms-motorservice.

Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта com

Это вас тоже могло бы заинтересовать

Информация о диагностике

Повреждения поршней и их причины

Только для специалистов. Мы сохраняем за собой право на изменения и несоответствие рисунков. Информацию об идентификации и замене см. в соответствующих каталогах или в системах, основанных на TecAlliance.

Использование куки и защита данных

Группа Motorservice использует на Вашем устройстве файлы куки с целью оптимального оформления и постоянного улучшения своих веб-страниц, а также в статистических целях. Здесь Вы найдете дополнительную информацию об использовании куки, наши Выходные данные и Указания по защите персональных данных.

Нажатием кнопки «OK» Вы подтверждаете, что Вы приняли к сведению информацию о файлах куки, заявление о защите данных и выходные данные.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Ваши настройки в отношении файлов куки для данного веб-сайта Вы можете изменитьв любое время [ссылка]

Установки приватности

Мы придаем большое значение прозрачности в вопросе защиты персональных данных. На наших страницах Вы получите точную информацию о том, какие настройки Вы можете выбрать и какие функции они выполняют. Выбранную Вами настройку Вы можете изменить в любое время. Независимо от выбранной Вами настройки, мы не будем определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах). Информацию об удалении файлов куки Вы найдете в справке Вашего браузера. Дополнительная информация приводится вЗаявлении о защите данных.

Измените свои настройки приватности путем нажатия на соответствующие кнопки

  • Необходимость
  • Комфорт
  • Статистика
Необходимость

Файлы куки, необходимые для работы веб-сайта, обеспечивают его надлежащее функционирование.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта При отсутствии файлов куки возможно появление ошибок и сообщенийоб ошибках.

Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
  • сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
  • сохранять настройки, выполненные Вами на данном сайте.

При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
  • сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.
  • анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
  • определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).
Комфорт

Файлы куки делают посещение Вами веб-сайта более удобным и комфортным, сохраняя, например, определенные настройки, чтобы Вам не приходилось заново выполнятьих каждый раз при посещении сайта.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
  • сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
  • сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.

При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
  • анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
  • определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).

Разумеется, что мы всегда согласны с настройкой Do Not Track (DNT) Вашего браузера. В этом случае не устанавливаются отслеживающие файлы куки и не загружаются функции отслеживания.

Половина и четверть марафона

OhioHealth Capital City , 2024

Местонахождение: Центр города Колумбус , , Колумбус, Огайо 43215

Расстояние: 13,1 мили I 6,55 мили I 3,1 мили

Время начала: 8:00


ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫ!

ПОЗДРАВЛЯЕМ и СПАСИБО за вашу поддержку 20 годовщины годовщины OhioHealth Capital City Half & Quarter Marathon и Columbus Promise 5K которая была в центре города Колумбус, штат Огайо, в субботу, 29 апреля.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Полумарафон OhioHealth Capital City — это крупнейший в нашем сообществе праздник активного и здорового образа жизни, и мы еще раз СПАСИБО за 20 лет поддержки.

2023 Результаты

2023 Фото

2024 OhioHealth Capital City Half & Quarter Marathon и Columbus Promise 5K пройдут в субботу, 27 апреля! Регистрация открыта!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС

Полумарафон OhioHealth Capital City для празднования и поддержки программы Columbus Promise с Columbus Promise 5K

Run. Вечеринка. Повторить! Половина Кэп-Сити представлена ​​в журнале 614!

BYERS XTRA MILE FINISH LINE PARTY и PNC POST-RACE CONCERT
Вечеринка Byers Xtra Mile Finish Line 2023 и концерт PNC после гонки с участием North To Nashville снова прошли в Columbus Commons.

Всех бегунов и пешеходов отпраздновали разнообразными бесплатными блюдами и напитками на вечеринке после гонки:

  • Jet’s Pizza
  • Пиво Land Grant
  • Крылья петуха без костей
  • Чили Верде Теремана Маргарита
  • Белый Коготь Hard Seltzer
  • Мумм-Напа

OHIOHEALTH EXPOTIQUE & PANERA BREAD RAPID PACKET PICK UP
The OhioHealth Expotique & Panera Bread Rapid Packet Pick Up для полумарафона OhioHealth Capital City 2024 проводится с 11 до 19 часов.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта в четверг, 25 апреля, и в пятницу, 26 апреля, в The Vue Columbus, 95 Liberty St., Колумбус, Огайо.

Подробнее о полумарафоне OhioHealth Capital City

С 2004 года тысячи бегунов и пешеходов выбирают полумарафон OhioHealth Capital City, демонстрируя город Колумбус, его разнообразные районы и развлекательные районы бегунам и пешеходам со всего региона. Каждый год Cap City принимает более 12 000 бегунов и пешеходов, а также зрителей и волонтеров. Годовой экономический эффект оценивается в 7,5 миллионов долларов.

Полумарафон OhioHealth Capital City также имеет давние обязательства перед благотворительным сообществом и будет продолжать приносить пользу Фонду OhioHealth. Доходы, полученные в 2023 году, пойдут на поддержку программы терапии холодной шапочки OhioHealth, инновационного лечения рака, которое помогает предотвратить или свести к минимуму выпадение волос в результате химиотерапии.

Благодарим вас за поддержку полумарафона OhioHealth Capital City и M3S Sports.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта Мы будем отправлять периодические обновления по электронной почте, но не забудьте связаться с нами в социальных сетях, чтобы получать последние новости о событиях. Ждем вас в День гонки!


Что вы получаете:

  • Футболка Cap City Technical Event
  • Медаль отличного финишера
  • Вечеринка Byers Xtra Mile Finish Line
  • БЕСПЛАТНЫХ фотографий гонки, представленных OhioHealth
  • Концерт PNC после гонки с участием North To Nashville
  • Пицца Джета
  • Пиво Land Grant
  • Чили Верде Теремана Маргарита
  • Крылья петуха без костей
  • Крепкий зельтер «Белый коготь»
  • Игристое вино Кампо Вьехо
  • #RunWithPNC Официальный плейлист Cap City

    Медали к 20-летию!

    Рубашки к 20-летию!

    2024 Сборы

    См. страницу регистрации

    Зарегистрируйтесь 3 и сэкономьте 30 долларов

    Зарегистрируйте трех (3) или более участников одновременно и получите скидку 30 долларов (скидка применяется автоматически при выезде, если в корзине 3 или более регистраций).Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта ).

    Packet Pick Up

    Panera Bread Rapid Packet Pickup будет проходить на выставке OhioHealth Expotique в четверг, 25 апреля, и в пятницу, 26 апреля, в Vue Columbus, 95 S. Liberty St., Columbus, 43215.

    • Четверг, 25 апреля, с 11:00 до 19:00.
    • Пятница, 26 апреля с 11:00 до 19:00.

    С любыми вопросами обращайтесь по электронной почте [email protected].

    Обратите внимание:  У M3S Sports действует политика НЕВОЗВРАТА средств для полумарафона OhioHealth Capital City. КОЛЯСКИ разрешены.

    Когда я должен делать первую букву первого слова цитаты заглавной?

    Перейти к содержимому

    Примечание: этот пост относится к содержанию восьмого выпуска Справочник MLA . Актуальные рекомендации см. в девятом издании MLA Handbook .

    Будь то заглавная или строчная первая буква первого слова цитаты, зависит от того, как цитата интегрирована в вашу прозу и что появляется в оригинале.Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

    После глагола высказывания

    Если цитата стоит после глагола высказывания, используйте первую букву с заглавной буквы, независимо от падежа, используемого в источнике, но отмечайте любые внесенные вами изменения.

    Цитата, которая следует за глаголом высказывания (например, пишет , говорит , утверждает , восклицает ) и встречается в вашем тексте, начинается с запятой и начинается с заглавной буквы. Если первое цитируемое слово в вашем источнике начинается со строчной буквы, используйте заглавную букву, заключенную в квадратные скобки, чтобы указать, что вы изменили источник:

    Введите блочную цитату, которая следует за глаголом высказывания с двоеточием, и начните с заглавной буквы. первая буква первого слова цитаты:

    После двоеточия

    Цитата, которая встречается в тексте и начинается с двоеточия, может начинаться со строчной или заглавной буквы — используйте то, что найдете в источнике:

    Форстер описывает реакцию Джорджа на это воспоминание: «Он покраснел и ему стало стыдно».Обкатка после капиталки: Обкатка двигателя после капитального ремонта

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *