9 несуразностей в действующих ПДД — журнал За рулем
Нынешние Правила дорожного движения постоянно увеличиваются в размерах и видоизменяются. Но по сути становятся лишь бестолковее и запутаннее. Вот основные примеры тех глупостей, с которыми мы, водители, вынуждены сталкиваться каждый день.
«Каждый слышит только то, что он понимает».
Гёте
Материалы по теме
Поворот запрещен, но мне очень надо. Есть лазейка в ПДД!
Правила дорожного движения должны быть интуитивно понятными любому участнику движения — от новичка до бывалого. Грубо говоря, «Красный свет — движения нет!» Это легко запомнить, этому легко следовать.
ПДД полувековой давности примерно такими и были — короткими и понятными. Основные, нерушимые принципы поведения на дороге прочно сидели в головах — не запомнить их было невозможно. Цвета, светофора, помехи справа, езда с учетом гололеда и прочих дорожных реальностей… При этом никто не пытался расписать эти принципы с микроскопической точностью, указывая, к примеру, длину волны красного излучения.
Современные ПДД — это, на мой взгляд, воплощение некомпетентности и словоблудия. Огромное количество терминов, куча дорожных знаков… Попробуйте, например, осознать вот такую формулировку:
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Ну и как — всё понятно? Говорят, что один русский император при строительстве очередного моста через Неву пообещал инженеру повышать его в звании за каждый построенный пролет. В итоге тот быстренько… увеличил число пролетов, заработав генеральский чин. Интересно, кому сегодня платят за подобное раздувание ПДД?
Еще примеры? Пожалуйста: вот описание велосипеда:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Все запомнили про «номинальную максимальную мощность»? А повторить это на память слабо? Представьте, что вы на экзамене…Сколько, например, у велосипеда должно быть колес?
Выросло во много раз число терминов, множатся дорожные знаки. Словоблудие одерживает победу над здравым смыслом. Впрочем, остановимся на главных, на мой взгляд, несуразностях.
Такси
Материалы по теме
6 главных проблем с таксистами. Пополняйте список!
Зачем мне брать такси? Затем, чтобы спокойно добраться до места назначения, не задумываясь об остановках, парковках и т.п. Однако, согласно нынешним ПДД, таксист не имеет права останавливаться в зоне действия знаков «Остановка запрещена», которыми утыкана вся столица, да и не только она. В итоге одни таксисты отказываются ехать по ряду адресов, другие высаживают пассажиров во втором ряду, третьи пытаются подгадать высадку под красный сигнал светофора… Это как — нормально???
Замечу, что раньше у таксистов было право остановки под знак 3.27 «Остановка запрещена». Однако год назад его аннулировали (абзац утратил силу с 18 июля 2018 года. — Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 618.). Кому сделали лучше?
Жилая зона
Что такое термин «Жилая зона»? В «Общих положениях» ПДД такого понятия… нет! Зато в п. 17.1. поясняется, что составители ПДД имели в виду территорию, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.21 и 5.22. Но упомянутые знаки, по сути, никому не нужны, потому что чуть ниже, в п. 17.4. того же раздела, сказано»: «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории». Короче говоря, приехали: жилая зона и двор — одно и то же. Так зачем забивать водителю голову новыми терминами?
Обгон тихохода
Материалы по теме
Тихоход на дороге: когда можно обгонять?
Старые ПДД разрешали это делать, если скорость тихохода составляла 30 км/ч и менее. Затем началось словоблудие: скажем, мотоциклы обгонять можно, а велосипеды — нельзя … Потом одумались, но…
Можно ли сегодня обогнать в зоне действия знака «Обгон запрещен» плетущийся перед тобой трактор или поврежденный автомобиль? Нет, нельзя. Правда, толкование знака 3.20 «Обгон запрещен» поясняет, что тихоходов обгонять можно.
Это еще не все. Термина нет, а знак — есть! Только он не в самих ПДД, а в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации…» — есть там красный треугольник с желтой или красной полосой… Если к чадящей перед вами молотилке прицепили такую табличку — обгоняйте. Только вот в определении сплошной линии разметки исключения для обгона тихохода нет. В итоге обогнать тихохода можно в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только если нет сплошной линии разметки. А в чем разница?
Препятствие или нет?
На дороге с одной полосой в каждую сторону сломался грузовик. Разделительная — сплошная! Как его объехать? По Правилам — никак. Впрочем, если за грузовиком притаился экипаж ДПС, то шанс есть: Нужно выскочить из машины, рысцой добежать до стражей порядка и заискивающе спросить, можно ли объехать это препятствие? Вам недовольно буркнут — валяй, мол… Кстати говоря, по действующим ПДД «Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил». А как можно сломаться по Правилам?
Не создавай помех
Как повернуть налево, если посередке скользят трамваи? Читаем ПДД: «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15 или разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.» Стало быть, я обязан заехать на трамвайные пути! Однако читаем дальше: «При этом не должно создаваться помех трамваю». Это как??? На рельсы заехать можно, а помеху создавать нельзя? Допустим, мне нужно повернуть налево на перекрестке. Прежде чем это сделать, я обязан пропустить встречный транспорт. А что если встречный поток нескончаем и очень плотный. Пока жду возможности совершить маневр, сзади подъезжает трамвай, которого и в помине не было. Выходит, я теперь нарушитель?
Круг
Затор на «круге» — привычная картина. Потому что, согласно нашим ПДД, круг объявили главным, но… не всегда.
Затор на «круге» — привычная картина. Потому что, согласно нашим ПДД, круг объявили главным, но… не всегда.
Материалы по теме
Круговая развязка — не для дураков!
Мне кажется, что только в наших ПДД несчастный круг выделили в какое-то особенное явление природы, на которое нужно выпускать только специально подготовленных водителей. Если бы про него вообще ничего не писали, было бы лучше. А сегодня круг главный, но… не всегда! И не везде.
В Европе, которую нам постоянно приводят в пример, движение организовано таким образом, что круг действительно, без уточнений, сам собой становится главным. На всех дорогах, примыкающих к перекрестку с круговым движением, есть разметка и дорожные знаки. На самóм кругу — тоже. И все, что от тебя требуется — следовать знакам, да разметкам. А у нас круг является главным только в тех случаях, если перед въездом на него есть знак 4.3 «Круговое движение», а других не видать.
Опасное вождение
Глупость глупостей. Имеется в виду (цитирую ПДД):
вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.
Зачем это придумали? Можно подумать, что раньше это самое «опасное вождении» было разрешено! Ведь в прежних редакциях ПДД и без того запрещались несоблюдение безопасной дистанции, препятствование обгону, перестроение при интенсивном движении, излишне резкие торможения и пр. Но кому-то, видимо, показалось, что в ПДД слишком мало буковок — решили опять дополнить. Каким образом это число буковок способствует безопасности на дороге? Никаким. Кстати говоря, за это самое «опасное вождение» и ответственности нет. Как отличить излишне резкое торможение от «не излишне резкого»? Какая частота перестроений считается опасной? Ничего этого сегодня не оговаривается, что лишь подтверждает несуразность указанной формулировки.
И еще…
Что еще? Почему без конца меняется определение обгона? Так называют то опережение с выездом на встречку, то любое опережение с выездом из занимаемой полосы. А в чем разница между тротуаром и обочиной? И то, и другое, согласно ПДД, является элементом дороги, примыкающим к проезжей части. А еще есть газоны — как отличить их от обочин, покрытой травой? А почему лица на самокатах являются пешеходами?
Очевидно одно: в нынешних ПДД не могут разобраться даже их сочинители. В итоге они породили цепную реакцию с бесконечными уточнениями изменениями и дополнениями того, что нужно безжалостно сократить, уделив внимание основополагающим требованиям безопасности, а не мощности велосипедного моторчика. ПДД должны не подлавливать водителя с помощью запутанных формулировок, а заботиться о безопасности на дорогах. Сегодня же водители видят: Закон постоянно переписывают — следовательно, законодатель беспомощно мечется, как на перекрестке с круговым движением.
При таком раскладе глупо требовать от участников движения образцового поведения. Как говорил мудрец, где нет Закона, там нет и преступления.
9 несуразностей в действующих ПДД
Нынешние Правила дорожного движения постоянно увеличиваются в размерах и видоизменяются. Но по сути становятся лишь бестолковее и запутаннее. Вот основные примеры тех глупостей, с которыми мы, водители, вынуждены сталкиваться каждый день.
9 несуразностей в действующих ПДД
Дороги насытят картинками и цветами – Авто – Коммерсантъ
Регионы теперь могут использовать новые типы дорожных знаков и разметки: это предусмотрено новыми стандартами, вступившими в силу 1 апреля. Речь идет об указателях «Участок перекрестка», «Движение автобусов запрещено», «Заправка для электромобилей», «Стоянка для автомобилей дипмиссий» и других. Также уточнено, что окончание желтой линии разметки не прекращает зону действия знака запрета парковки, а синей разметкой можно обозначать платные места.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фотоФото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
1 апреля начали действовать два стандарта — новый ГОСТ Р 52289-2019 (правила применения знаков, разметки, светофоров) и измененный ГОСТ Р 52290-2004 (требования к знакам). Оба документа, о которых “Ъ” рассказывал, готовились в Российском дорожном научно-исследовательском институте Минтранса (РосдорНИИ). Стандарты пока носят рекомендательный характер. Как только ссылки на них пропишут в ПДД и распоряжении правительства (поправки уже готовятся), правила станут обязательными. Основные нововведения связаны с новыми типами знаков, которые уже введены в ПДД, но не были стандартизированы.
Некоторые указатели ранее применялись в Москве в рамках эксперимента, теперь эта практика полностью легализована как на столичном, так и на федеральном уровне.
Знак «Участок перекрестка»
Знак «Движение автобусов запрещено» запрещает въезд на определенную территорию автобусов без специального разрешения, за исключением маршрутных и школьных.
Знаки «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» обозначают участок дороги или территорию, в пределах которых велосипедисты имеют приоритет перед пешеходами и автомобилями.
Особые знаки и таблички, запрещающие использование транспортных средств с определенным экологическим классом двигателя. В будущем их будут применять зонах с плохой экологической обстановкой или, напротив, в экологически чистых зона — парках, заповедниках и т. д. В ПДД указатель ввели еще в июле 2018 года, до сих пор он нигде еще не применялся. В конце 2018 года правительство начало проработку сценария по введению в Москве и Петербурге зон, куда могут запретить въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса, но проект так и не реализовали.
Новые таблички «Вид транспортного средства» и «Кроме вида транспортного средства» с изображением электромобиля. Могут применяться вместе с другими знаками — например, когда нужно выделить парковочные места только для электромобилей или, наоборот, запретить им проезд.
Новая табличка «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса», которая может применяться совместно со знаком «Парковка» возле зданий дипкорпуса или мест, которые часто посещают представители дипломатических миссий.
ГОСТ также запрещает применять знаки «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено» на прямоугольных щитах желто-зеленого цвета.
Введены также новые правила применения разметки. Зона платной парковки теперь может быть обозначена синей сплошной линией. Уточнено, что окончание желтой линии 1.4 не прекращает действие запрещающего знака 3.27 «Остановка запрещена». Иными словами, если желтая разметка началась у указателя и закончилась на въезде из двора, то запрет парковки все равно сохраняется.
Правила обозначения камер также поменялись, но скорее с формальной стороны.
В старом ГОСТе табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» предупреждала водителей только о стационарных камерах, теперь она может присутствовать и перед передвижными комплексами, причем внутри населенных пунктов — на расстоянии не менее 100 м до камеры, а вне — не менее чем за 300 м. Но поскольку ГОСТ носит рекомендательный характер, то водители не могут пожаловаться на несоблюдение этих правил. Эта норма еще поменяется: на regulation.gov.ru сейчас выложены изменения в ПДД о введении в действие новых знаков 6.22 (пока еще не стандартизирован) вместо 8.23, ставиться они будут по другим правилам. Москва, пользуясь этим правилом, все знаки, предупреждающие о камерах, собирается с городских улиц убрать, оставив только на въезде.
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) “Ъ” заявили, что принимали участие в разработке стандартов. «В Москве в качестве эксперимента уже применяются эти методы, и они показали свою эффективность,— говорят в центре.— Мы считаем, что наш положительный опыт после утверждения новых ГОСТов смогут использовать регионы». «Некоторые из новшеств связаны с программами благоустройства городской среды и появлениями принципиально новых зон организации дорожного движения и парковки,— поясняет член Общественного совета при подмосковном минтрансе Андрей Мухортиков. — Большая часть таких новшеств так или иначе использует опыт стран развитой автомобилизации».
Эксперт уверен, что вступившие в ГОСТы поправки «явно не последние»: «организация дорожного движения развивается значительно быстрее, чем нормативная база».
В Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга “Ъ” пояснили, что ГОСТы не подразумевают массовую замену знаков или других «средств организации дорожного движения», при этом расширяются возможности их применения и улучшается их восприятие участниками движения. В дирекции отметили заложенную в стандарте возможность применять уменьшенные знаки (500 мм вместо 600 мм), а также обязательное дублирование знаков «Обгон запрещен» на обеих сторонах дороги. Совмещенные указатели в ведомстве также считают «эффективной мерой с точки зрения как информативности, так и минимизации затрат на изготовление и содержание дополнительных знаков»: в городе они ранее уже устанавливались в зонах платной парковки. Синяя разметка для обозначения платных мест появится в Санкт-Петербурге уже в этом году. Знаки, ограничивающие проезд авто с низким экологическим классом, будут применяться «исходя из дорожных условий при разработке и реализации новых схем организации дорожного движения».
В территориальном управления автодорог Новосибирской области планируют в этом году устанавливать знаки и наносить разметку по новому стандарту. Среди новелл в ведомстве отметили новые правила обозначения пешеходных переходов на регулируемых перекрестках, когда переход организован по диагонали. Также, обратили внимание в управлении, изменены правила применения знака «Километровый знак»: теперь его применяют для указания расстояния от начального пункта дороги до места его установки (то есть на знаке с обеих сторон будет указан один и тот же номер километра). Новый стандарт будет применяться при проведении дорожных работ и установке новых информационных знаков уже в этом сезоне, рассказали “Ъ” в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, но замена ранее установленных знаков не планируется: первые знаки, соответствующие новому стандарту, появятся на автодороге Шершни—Северный под Челябинском. В департаменте промышленности и транспорта Воронежской области пообещали уже в этом году начать наносить синюю разметку для обозначения платной парковки.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области пообещали, что новые правила будут «обязательными для применения» на территории региона. «Но реализация изменений возможна только на этапе проектирования,— пояснили там.— С 1 апреля 2020 года в задания на проведение проектно-изыскательских работ в сфере дорожной деятельности будет включено требование руководствоваться вышеперечисленными документами». В ведомстве отметили новую возможность применения осевого ограждения для разделения потоков на двух- и трехполосных дорогах и улицах вне населенных пунктов.
В Главном управлении автодорог Нижегородской области планируют перейти на новые правила в 2021 году, так как конкурсная документация и бюджеты на оборудование дорог в 2020 году уже сформированы. В департаменте транспорта администрации Нижнего Новгорода рассказали, что уже применили новые знаки «Движение автобусов запрещено» из-за сошедшего недавно на Похвалинском съезде оползня при работах по восстановлению склона, но тотальная замена указателей пока не планируется.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края рассказали, что для использования новых знаков и разметки нужно сначала поменять проекты организации дорожного движения: «Будем постепенно переходить на новые требования». В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края также пообещали учесть ГОСТы при разработке проектной документации на ремонт автодорог. В ведомстве назвали важной норму, согласно которой вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 «Пешеходный переход» дублируются над проезжей частью.
Директор департамента автомобильных дорог Ульяновской области Сергей Холтобин особо отметил закрепление в ГОСТе термина «конструктивно выделенная разделительная полоса» с возможностью установки тросовых ограждений на разделительной полосе. «Это однозначно эффективная мера, которая позволит значительно снизить количество ДТП,— считает он.— Пока мы просчитываем введение таких разделений для ряда участков напряженных улиц областного центра. Просчитаем, сколько это займет времени, возможно, уже в 2021 году мы это реализуем. Такое тросовое ограждение удобнее для города».
Власти Ярославской области пообещали руководствоваться новым ГОСТом, при этом в пресс-службе департамента дорожного хозяйства не считают, что новый стандарт является «революционным» документом. «Он вводит в поле регулирования уже имеющиеся, успешно применяемые на практике решения,— поясняют в ведомстве.— Поэтому широкомасштабной работы по переустановке имеющихся технических средств организации движения не планируется. Замена знаков на новые и нанесение новой разметки планируются уже в текущем строительном сезоне».
Власти Орловской области намерены воспользоваться новым стандартом во время пересмотра организации движения. В Якутии торги на подряд по установке новых знаков еще не проводились, при этом в республиканском управлении автодорог особо отметили уточненные требования по поводу применения временных и постоянных разметок. В департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры Севастополя также пообещали учитывать требования новых ГОСТов «в полном объеме»: новая разметка после ремонта будет наноситься уже по новым правилам, знаки будут меняться по мере их износа. Замена знаков проходит каждый год планово в рамках госконтрактов на содержание дорожной сети, рассказал “Ъ” начальник управления автодорог и транспорта правительства Еврейской автономной области Евгений Турбин. «Расположенные на дорогах дорожные знаки не противоречат новым ГОСТам. Вводятся в действие ряд новых дорожных знаков, установку которых мы будем выполнять в сотрудничестве с ГИБДД. По разметке точно такая же ситуация»,— сказал чиновник.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев заявил “Ъ”, что новый дорожный знак «Заправка электромобилей» и синюю разметку для определения мест платной парковки в республике пока использовать не будут. «У нас электромобилей нет, один только по всей республике,— сказал господин Горбачев.— По поводу синей разметки: нам бы с желтой пока справиться. Синяя разметка — это не просто то, что полоса должна быть синего цвета, а под определенные случаи, поэтому на сегодняшний день — нет, ее не будет».
Иван Буранов; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Карина Кальярова, Челябинск; Эрнест Филипповский, Хабаровск; Андрей Прах, Воронеж; Роман Рыскаль, Нижний Новгород; Туяра Филиппова, Якутск; Оксана Павлова, Новосибирск; Вадим Никифоров, Симферополь; Оксана Мымрина, Ижевск; Александра Ларинцева, Пятигорск; Анна Перова, Краснодар; Сергей Титов, Ульяновск; Сергей Петунин, Саратов; Александр Тихонов, Ярославль
Раздел 4511.
25 — Пересмотренный кодекс штата Огайо
(A) На всех дорогах достаточной ширины транспортное средство или безрельсовая тележка должны двигаться по правой половине проезжей части, за исключением следующего:
(1) При обгоне и обгоне другое транспортное средство, следующее в том же направлении, или при выполнении левого поворота в соответствии с правилами, регулирующими такое движение;
(2) При наличии препятствия, вынуждающего двигаться влево от центра шоссе; при условии, что любое лицо, делающее это, должно уступить право проезда всем транспортным средствам, движущимся в правильном направлении по свободному участку шоссе на таком расстоянии, которое представляет непосредственную опасность;
(3) При движении по проезжей части, разделенной на три и более полосы, обозначенные для движения в соответствии с действующими на ней правилами;
(4) При движении по проезжей части, обозначенной и обозначенной знаками для одностороннего движения;
(5) По иным указаниям сотрудника полиции или устройства управления дорожным движением.
(B)(1) На всех дорогах любое транспортное средство или безрельсовая тележка, движущаяся со скоростью ниже преобладающей и законной скорости движения в то время, в месте и при существующих условиях, должно двигаться по правой полосе, доступной для движения. дорожного движения и достаточно далеко вправо, чтобы пропустить более быстрые транспортные средства, если такой обгон является безопасным и разумным, за исключением любого из следующих обстоятельств:
(a) При обгоне и обгоне другого транспортного средства или безрельсового троллейбуса, следующего в том же направлении;
(b) При подготовке к левому повороту;
(c) Когда водитель обязательно должен двигаться по полосе, отличной от правой, чтобы продолжить движение по намеченному водителем маршруту.
(2) Ничто в разделе (B)(1) этого параграфа не требует, чтобы водитель более медленного транспортного средства поставил под угрозу безопасность водителя, чтобы разрешить обгон более быстрому транспортному средству.
(C) На любой проезжей части, имеющей четыре или более полосы движения и обеспечивающей двустороннее движение, ни одно транспортное средство или безрельсовая тележка не должны двигаться слева от осевой линии проезжей части, за исключением случаев, когда это разрешено должностным лицом. устройства управления дорожным движением, обозначающие определенные полосы слева от центра проезжей части для использования транспортными средствами, которым не разрешено использовать полосы иным образом, или за исключением случаев, разрешенных в соответствии с разделом (A)(2) настоящего раздела.
Это деление не должно толковаться как запрещающее пересечение центральной линии при повороте налево в переулок, частную дорогу или подъездную дорожку или из них.
(D) Если иное не предусмотрено в этом разделе, любое лицо, нарушающее этот раздел, виновно в незначительном правонарушении. Если в течение одного года после совершения правонарушения правонарушитель ранее был осужден или признал себя виновным в совершении одного основного правонарушения, связанного с транспортным средством или дорожным движением, любое лицо, нарушившее этот раздел, признается виновным в совершении мисдиминора четвертой степени. Если в течение одного года после совершения правонарушения правонарушитель ранее был осужден за два или более основных правонарушения в отношении транспортных средств или дорожного движения, любое лицо, нарушившее этот раздел, признается виновным в совершении мисдиминора третьей степени.
Если правонарушитель совершает преступление в состоянии отвлечения внимания и отвлекающая деятельность является фактором, способствующим совершению правонарушения, на правонарушителя налагается дополнительный штраф, установленный в соответствии со статьей 4511.991 Пересмотренного Кодекса.
- 21 сентября 2006 г. — законопроект 389 Палаты представителей — 126-я Генеральная ассамблея. [ Просмотреть версию от 21 сентября 2006 г. ]
- 29 октября 2018 г. — изменен законопроектом Палаты представителей № 95 — 132-я Генеральная ассамблея. [ Посмотреть 29 октября, Версия 2018 г.]
Усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения в Бразилии
В Докладе о глобальном состоянии безопасности дорожного движения (ВОЗ, 2018 г. ) подчеркивается, что число ежегодных смертей в результате дорожно-транспортных происшествий достигло 1,35 миллиона человек. Дорожно-транспортные травмы в настоящее время являются основной причиной смерти людей в возрасте от 5 до 29 лет. Это бремя непропорционально ложится на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов, особенно на тех, кто живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/66/L.43/2012 призывает государства-члены принять и внедрить всеобъемлющее национальное законодательство по безопасности дорожного движения в отношении основных факторов риска посредством последовательных и устойчивых правоприменительных мероприятий;
В Бразилии с населением 209 млн человек, 105 млн зарегистрированных транспортных средств, из которых 28% составляют мотоциклы, в 2017 г. погибло 35 375 человек в результате дорожно-транспортных происшествий (Источник: Министерство здравоохранения), что на 5,3% меньше, чем в 2016 г. ( 37 345 смертей) и при коэффициенте смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 000 населения, равном 17,1. Основными факторами риска, связанными с этими смертельными случаями, являются превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и неиспользование шлемов мотоциклистами.
Управление безопасностью дорожного движения в Бразилии координируется Министерством инфраструктуры и имеет три уровня: а) федеральный: Национальный совет по дорожному движению (CONTRAN), Национальное дорожное управление (DENATRAN) и Федеральная дорожная полиция; б) государство: 27 ГАИ (ДЭТРАН) и 27 ГАИ (СЕТРАН), и; в) Муниципальные: 1659Муниципальные транспортные агентства.
Штат Пара имеет население 8 миллионов человек, 144 муниципалитета и 2,1 миллиона зарегистрированных транспортных средств. В 2017 году число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий достигло 1 431 человека, что на 7,62 % меньше, чем в 2016 году. Однако, несмотря на это сокращение (первое за период 2008–2017 годов), количество смертей, связанных с мотоциклами, за период 2008 года -2017 г. увеличилась на 135,1% (с 245 до 576), а в период 2016-2017 гг. рост составил 11,2%. Превышение скорости и неиспользование шлемов были основными причинами этих смертей.
В штате Пара число серьезных травм в 2017 г. увеличилось на 13,8% по сравнению с 2016 г. В 2016 и 2017 гг. сумма, выплаченная за госпитализации в 2017 году, составила 1,7 миллиона долларов.
Предлагаемое решение и подход, предполагаемое воздействие, связи/синергизм с текущими инициативами, механизмы реализации:
В 2018 году федеральное правительство запустило Национальный план обеспечения безопасности дорожного движения на 2019 год.- 2028 г. с целью снижения на 50% смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек населения и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в стране на 10 000 транспортных средств в период 2019-2028 гг. На основании компонента «Безопасный пользователь» и областей правоприменения и законодательства из Нового глобального рамочного плана действий по обеспечению безопасности дорожного движения Национальный план обеспечения безопасности дорожного движения на 2019–2028 годы требует от государственных департаментов дорожного движения выполнения следующих действий:
на 20%; 2. Усилить правоприменительную деятельность по: 2.1. использование шлемов для мотоциклистов 2.2. управление скоростью; 2.3. вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; 2.4. запрещенный обгон на отдельных полосах; 2.5. двухколесные транспортные средства; 2.6. использование ремня безопасности; 2.7. другое обязательное оборудование и правила дорожного движения; 2.8. использование детских удерживающих устройств; 2,9использование мобильных телефонов во время вождения; 2.10. время вождения и периоды отдыха для профессиональных водителей.
Национальные правила дорожного движения установлены в Кодексе дорожного движения Бразилии 1997 года и в правилах Национального дорожного совета (CONTRAN). Национальный план обеспечения безопасности дорожного движения на 2019-2028 годы содержит необходимые механизмы для эффективного выполнения обязательств и целей органов Национальной системы дорожного движения. Этот проект направлен на содействие снижению смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий посредством оказания технической помощи для поддержки и усиления текущей деятельности по обеспечению соблюдения правил дорожного движения и расширения возможностей сотрудников дорожного движения на государственном уровне для осуществления контроля за соблюдением согласованности.
Для достижения этой цели основное внимание в рамках проекта будет уделяться совершенствованию оперативного потенциала органов контроля за соблюдением правил дорожного движения в штате Пара, повышению эффективности и уровня уверенности сотрудников дорожного движения, пересмотру и обновлению их методов работы с помощью специальные учебные занятия, основанные на основных факторах риска и посвященные мероприятиям, предусмотренным в Национальном плане безопасности дорожного движения на 2019–2028 годы.
Стратегии проекта следующие:
а) заседание Государственного дорожного совета (CETRAN-PA) для представления, обсуждения и утверждения плана реализации проекта. CETRAN-PA является высшим координационным органом Национальной системы дорожного движения в штате, и все инициативы, связанные с проектами, подобными этому, должны представляться Совету.
b) провести семинар по обучению инструкторов (мультипликаторов) с избранными инспекторами дорожного движения с учетом передового международного опыта, рекомендаций и инструментов ООН и основных проблем гражданского общества, научных кругов и других соответствующих местных заинтересованных сторон.