Главные причины масложора. И как с ним бороться
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
15.08.2020 12:12
Поделиться
Татьяна Акимова
Принято считать, что нормальный расход масла в моторах современных машин составляет от 0,05% до 0,5% от потраченного топлива. Этот показатель во многом зависит от типа двигателя: например, дизельным моторам, так же как и турбодвигателям, нужно в среднем больше масла. Также расход увеличивается с возрастом силового агрегата, по мере его износа и износа его компонентов.
iStock
Если автомобиль расходует объективно больше моторного масла, то надо искать причины такого явления. А их может быть немало. Чаще всего повышенный расход связан с утечками масла, с наружными или внутренними.
Масло может протекать из-за негерметичности прокладки под клапанной крышкой. И это, пожалуй, первое место, где и нужно искать причины потери масла. Прокладки в этой части двигателя весьма быстро изнашиваются под воздействием высоких температур. Прокладочный материал под клапанной крышкой выполнен обычно из резины, которая в таких условиях со временем пересыхает и дает трещины. Нередко причина может быть и в повреждении самой крышки. Она сделана чаще всего из пластика и ее можно повредить иногда во время ремонта или обслуживания.
При замене клапанной крышки рекомендуется правильно затянуть болты и гайки, в противном случае незатянутый или перетянутый крепеж станет еще одной причиной протечки. Также «виноватыми» в утечке масла могут быть и другие прокладочные компоненты — например, прокладка поддона или прокладка передней крышки двигателя.
Также часто пропускают масло и сальники коленвала или распредвала. Со временем эти прокладки разрушаются, теряют свою плотность и герметичность. В результате через передний сальник коленвала моторное масло может попадать на ремень ГРМ, а через задний — на сцепление. И это становится дополнительным фактором износа для данных узлов. Еще одно уплотнение, где могут возникнуть проблемы — прокладка масляного фильтра. Часто у некачественных фильтров бывают ненадежные уплотнения, которые со временем начинают пропускать масло. Зачастую прокладку пробивает именно при запуске непрогретого мотора в холодное время.
Если повреждаются маслосъемные колпачки в двигателе, то возникают внутренние утечки масла. Сальники клапанов подвержены естественному износу, который усугубляет и воздействие высоких температур. В итоге со временем они пересыхают, трескаются и начинают пропускать масло, которое протекает по клапану и попадает в камеру сгорания.
Износ маслосъемных и компрессионных колец также становится причиной внутренних утечек масла. Кольца со временем теряют подвижность, засоряются, разрушаются и пропускают масло.
Кроме того, повреждение других деталей двигателя — стержней клапанов, направляющих втулок, а также поршней и цилиндров двигателя — это дефект, который будет проявляться в том числе и в виде повышенного расхода моторного масла. К тому же износ поршневой группы, поломка поршней, их элементов, а также цилиндров силового агрегата говорит о том, что эксплуатировать такой опасно, надо проводить замену изношенных компонентов и готовиться к крупным расходом на капитальный ремонт.
Для охлаждения моторного масла на ряду с охлаждающей жидкостью может использоваться отдельный радиатор, который и обеспечивает отвод тепла. И жидкостные радиаторы могут дать течь, например, из-за износа прокладки, которая устанавливается между маслокулером и блоком двигателя.
Неправильно подобранное моторное масло или использование некачественного масла — это простая и понятная причина так называемого «масложора». Если в двигатель залить масло неправильной вязкости или несоответствующее по допускам, он будет работать некорректно, и расход масла окажется, конечно же, большим. Плюс к этому применение некачественного масла может стать причиной полного выхода из строя двигателя. А его ремонт и уж тем более полная замена обернется огромными затратами для автовладельца.
Нельзя игнорировать протечки масла, ведь это серьезный и опасный для автомобиля дефект. Если расход масла растет, его уровень в двигателе падает, увеличивается износ компонентов всего мотора. Их ресурс снижается, и они преждевременно выходят из строя. Не менее опасны и внутренние протечки масла, которые могут приводить к замасленности мотора и его возгоранию.
Поделиться
Почему появляется повышенный расход масла: названы причины
Портал Quto назвал восемь причин повышенного расхода моторного масла в двигателе.
Прежде чем говорить о причинах проблемы, стоит учесть, что небольшой расход масла является нормой для любого мотора, но это не значит, что от одного ТО до другого двигатель должен потреблять масло литрами. Нормальный расход обычно исчисляется 0,05–0,25% от объёма использованного топлива. Например, если вы потратили 100 литров бензина, уровень масла в агрегате должен сократиться не более чем на 25 граммов. Но на многих, даже новых машинах это выглядит фантастикой. Почему такое случается?
1. Конструктивные просчёты
Первая и основная причина повышенного расхода масла скрывается в недочётах, которые недобросовестные автопроизводители выдают за «конструктивную особенность». Конечно, высокопроизводительные или оппозитные силовые установки, работающие на высоких оборотах, действительно могут потреблять много масла, но нередко к таковым изделиям несправедливо относят самые обычные двигатели. Особенно злоупотребляет этим немецкий автопром.
Чтобы не попасться в ловушку маркетологов, лучше узнать, не замечен ли мотор в «масложоре». Насторожить должен и пункт в инструкции, допускающий расход масла в несколько литров от одного ТО до другого.
2. Естественный износ маслосъёмных колец
Со временем любой двигатель начинает потреблять масло. Это связано с естественным износом его компонентов. Стоит подчеркнуть, что в высококачественных изделиях до появления данной неприятности уходят сотни тысяч километров пробега.
На поршнях любого агрегата есть специальные кольца, которые снимают со стенок цилиндров масло, не позволяя ему попадать в камеры сгорания. Когда зазоры становятся больше, кольца перестают нормально выполнять свою функцию. Следствие — высокое потребление масла и характерный дым из выхлопной трубы.
3. Высокий износ стенок цилиндров
Помимо поршневых колец изнашиваются и стенки самих цилиндров, внутри которых ходят те самые кольца. Нередко поршневые кольца закоксовываются продуктами износа и залегают, оставляя задиры и бороздки на стенках цилиндров. Всё это приводит не только к попаданию масла в камеры сгорания, но и к снижению компрессии, а дальше — к дорогостоящему капремонту либо полной замене ДВС.
4. Износ маслосъёмных колпачков
Маслосъёмные колпачки уплотняют стержни клапанов и не позволяют моторному маслу проникать в камеры сгорания по направляющим втулкам. Они сделаны из специальных масло-жаростойких материалов, но подверженные старению и износу. Срок эксплуатации маслосъёмных колпачков, как правило, не превышает 100 тысяч километров.
5. Негерметичность стыков и сальников коленвала
Ещё одной распространённой проблемой, влияющей на уровень масла, являются утечки через негерметичные стыки, а также сальники коленчатого вала.
В последнем случае может уходить большой объём лубриканта, а под машиной после стоянки появляются масляные лужи. Заменять их, как пишет источник, не реже 100 тысяч километров.
6. Утечки через ротор турбины
Эта неприятность касается только турбомоторов. При высоком износе втулки на роторе турбины масло в больших объемах начинает поступать в камеры сгорания.
7. Повреждение прокладки ГБЦ
Блок цилиндров и его верхняя часть, именуемая головкой, соединяются между собой болтами через специальную прокладку.
Эта деталь не просто герметизирует стыки; по её каналам текут, не смешиваясь, охлаждающая жидкость и масло. Срок службы детали относительно небольшой — до 200 тысяч километров она работает редко. Со временем герметичность прокладки становится хуже, а масло начинает поступать в цилиндры, охлаждающую систему или вовсе сочится по внешним стенкам блока.
8. Некачественный ремонт двигателя
Ну и, напоследок, «масложор» может постичь агрегаты машин, попавших в руки недобросовестных сервисменов. Если до вскрытия двигатель не потреблял масло в больших количествах, а после начал — можно выставить требования мастерской, где осуществлялся ремонт.
Что такое расход масла и когда это плохо для вашего двигателя.
Скорее всего, если вы владелец автомобиля, вы слышали о расходе масла. Возможно, вы даже знаете, что это плохо для вашего двигателя. Но какой именно расход масла? Расход масла — это когда моторное масло попадает в камеру сгорания и сгорает, а не возвращается в масляный поддон для дальнейшего смазывания. Небольшое потребление масла является обычным явлением. Однако, если ваш автомобиль потерял значительное количество масла перед следующей заменой масла, то это свидетельствует о чрезмерном расходе масла. Если его игнорировать, чрезмерное потребление масла нанесет серьезный ущерб двигателю автомобиля.
В этом посте мы ответим на наиболее часто задаваемые вопросы и подробнее о расходе масла. Мы также поможем вам определить, есть ли у вашего автомобиля проблемы с расходом масла. Так что читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать об этой серьезной проблеме!
Когда возникает проблема с расходом масла?
Проблема расхода масла может сильно расстраивать владельцев автомобилей. Чаще всего производители не дают единых указаний по этому вопросу. Однако, как правило, если двигатель требуется литр масла каждые 3000 миль или меньше , что может быть признаком чрезмерного расхода масла . Такой уровень потребления масла является проблемой, которая может привести к повреждению направляющих клапанов, поршневых колец или даже вызвать катастрофический отказ двигателя.
Что вызывает расход масла?
Наиболее распространенными причинами расхода моторного масла являются изношенные штоки клапанов, плохие уплотнения и изношенные или треснутые поршневые кольца . Все это может привести к просачиванию масла в камеры сгорания двигателя.
Что такое чрезмерный расход масла?
Избыточный расход масла – это любой расход масла выше допустимого диапазона при нормальных условиях эксплуатации. У каждого двигателя будет естественный и приемлемый объем расхода масла, о котором можно не беспокоиться. Любое потребление выше этих заданных уровней является избыточным потреблением и должно быть устранено.
Имейте в виду, что двигатель вашего автомобиля может быть легко поврежден из-за чрезмерного расхода масла. Если игнорировать проблему слишком долго, проблема нанесет серьезный ущерб и оставит вас с перегретым или неисправным автомобилем.
Каковы последствия попадания моторного масла в камеру сгорания?
Моторное масло представляет собой углеводород, и при попадании в камеру сгорания во время цикла сгорания оно воспламеняется и горит, как любой другой углеводород. Однако из-за химической природы масла оно более вязкое и плотное, чем бензин. Это означает, что он горит медленнее и выделяет тепло в течение более длительного периода времени. Из-за этих характеристик моторное масло практически не участвует в части цикла сгорания, а только выделяет тепло в выхлопной системе.
Он потребляет часть кислорода в камере сгорания, тем самым снижая как воспламенение, так и эффективность сгорания. Это, в свою очередь, увеличивает выбросы, что заставляет систему управления подачей топлива вводить другое и чаще всего неоптимальное соотношение топлива и воздуха в течение следующего цикла.
Оптимальное сгорание зависит от правильного соотношения топливо/воздух, чтобы обеспечить смесь, близкую к стехиометрической. Кислородные датчики контролируют несгоревший кислород в выхлопных газах и отправляют эту информацию в модуль управления двигателем, который затем использует эту информацию, чтобы определить, является ли топливная смесь богатой (слишком много топлива) или обедненной (недостаточно топлива), и регулирует топливо/ смесь воздуха по мере необходимости. Датчики кислорода также измеряют уровень кислорода после реакции выхлопных газов с каталитическим нейтрализатором, чтобы помочь двигателю работать эффективно и минимизировать выбросы.
Каталитические нейтрализаторы представляют собой устройства для снижения выбросов, предназначенные для преобразования токсичных загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах, в менее токсичные загрязняющие вещества путем катализа окислительно-восстановительной реакции (окисления или восстановления).
Последствия чрезмерного потребления масла
Изношенные штоки клапанов, направляющие и уплотнения могут привести к просачиванию масла в камеры сгорания. Это часто является результатом преждевременного износа компонентов, которым не уделялось должного внимания с течением времени, побочным продуктом которого является сжигание топлива с небольшой мощностью, что приводит к снижению производительности двигателя.
Длительный неравномерный износ различных деталей двигателя может привести к еще большей проблеме в будущем, например выходу из строя уплотнения, что приведет к более серьезным проблемам, таким как серьезное повреждение двигателя.
Почему не отзываются из-за расхода масла?
Национальная администрация безопасности дорожного движения заявила, что не будет отзывать автомобили из-за чрезмерного расхода масла.
Заключительные мысли
Масло является важной, но часто игнорируемой частью двигателя. Если вы не будете поддерживать уровень масла на должном уровне, ваш автомобиль будет работать плохо или в некоторых случаях полностью перестанет работать. Лучший способ гарантировать, что ваш двигатель не сломается, — принять профилактические меры и следить за уровнем масла. Давно ли вы проверяли масло в своем автомобиле?
Подать жалобу на автомобиль
Проверить открытые отзывы с помощью нашего инструмента поиска отзыва автомобилей
Последнее обновление: 31 марта 2022 г.
Кристофер Россен
Любит все, что имеет двигатель и колеса.
Кристофер — технический писатель по автомобилям. Когда он не на местном мероприятии по автокроссу, его часто можно увидеть работающим над одной из своих машин. Специализируется на автомобильном коллективном праве, отраслевых тенденциях и обслуживании автомобилей. Напишите мне напрямую или узнайте больше о нас
DYK: Расход масла
Во времена заправки с полным обслуживанием обслуживающий персонал проверял уровень масла при каждой заправке и советовал, нужно ли вашему двигателю масло. Теперь на нас ложится ответственность регулярно проверять уровень масла, чего многие из нас не делают.
Если мы не проверяем масло постоянно (рекомендуется каждые 1000 миль или около того), мы можем не заметить потери, пока она не станет значительной. С более новыми автомобилями и отсутствием очевидных утечек феномен «потребления» двигателей большого количества масла или сжигания его во время работы становится все более серьезной проблемой для владельцев автомобилей.
Хотя потребление масла двигателями было нормальным явлением, особенно по мере их старения, проблемы с расходом масла со временем улучшались и, как правило, исчезали к началу 2000-х годов. Проблемы с расходом масла начали возникать по мере того, как стандарты экономии топлива стали более строгими. Производители начали идти на компромиссы в конструкции двигателей, которые улучшали топливную экономичность, но в некоторых случаях отрицательно сказывались на расходе масла. Усугубляя этот вопрос, каждый производитель сам решает, какой уровень потребления масла является приемлемым для его автомобилей.
Распространенный вопрос: как узнать, когда расход масла становится чрезмерным? Поскольку могут быть задействованы несколько факторов, вот некоторые из возможных последствий.
Во-первых, из-за износа автомобили с возрастом потребляют больше моторного масла. Распространенными причинами сжигания масла являются изношенные штоки клапанов, направляющие и уплотнения, а также поршневые кольца, которые могут позволить маслу просачиваться в камеры сгорания. Если моторное масло попадет в камеру сгорания, оно сгорит, возможно, в количествах, достаточно малых, чтобы не производить предательского синего дыма в выхлопе, но достаточном, чтобы заметить это, когда вы проверяете уровень масла в автомобиле.
Как правило, большинство двигателей с пробегом менее 50 000 миль не должны использовать более литра масла между заменами масла (если только производитель не говорит иначе). Если двигателю требуется литр каждые 3000 миль или меньше, это может быть признаком утечки.
Поскольку производители транспортных средств не предоставляют единых указаний относительно «нормального» расхода масла для транспортных средств, то, что считается чрезмерным для одного OEM или транспортного средства, может считаться нормальным для другого. Хотя одна кварта на каждые 3000 миль является средним показателем для многих автомобилей, двигатель может сжигать больше между заменами масла и считаться соответствующим спецификации.
Некоторые производители автомобилей указывают диапазон расхода масла в кварте на каждые 1000–1200 миль или всего лишь на 600 миль для некоторых европейских автомобилей. Это количество масла может быть в пределах спецификации для производителей, но требует, чтобы владельцы транспортных средств постоянно проверяли масло и доливали его!
После пробега двигателя более 75 000 миль, а уж тем более 100 000 миль, повышенный расход масла становится еще более распространенным явлением. Однако при регулярной замене на протяжении всего срока службы двигателя маслом высшего качества вероятность того, что это будет проблемой, значительно снижается.
Если вас беспокоит высокий расход масла, особенно на более новом автомобиле, обратитесь к руководству по эксплуатации или обратитесь к механику, чтобы убедиться, что проблема не механическая.