есть ли разница между коробками
Сегодня автоматическая трансмиссия пользуется большой популярностью. На фоне активного спроса современная автомобильная промышленность предлагает потребителям много вариантов коробок-автоматов. При этом машина с АКПП может быть оснащена так называемым классическим автоматом, вариатором или роботом. Потому вопрос, как можно визуально отличить вариатор от автомата, считается весьма актуальным.
Содержание
Что такое автоматическая коробка передач (АКПП)?
Такая коробка передач принадлежит к ступенчатым планетарным моделям, которые подключаются к силовой установке при помощи гидротрансформатора. При этом процесс выбора и переключения передачи осуществляется гидромеханическим способом.
В современных моделях это осуществляется при помощи электроники. Именно она определяет скорость, на которой должна работать коробка в тот или иной момент. При этом количество ступеней все время нарастает. Если до этого стандартным решением был четырехступенчатый агрегат, то сейчас производят автомобили с моделями, имеющими 9 ступеней.
К основным плюсам АКПП относят следующее:
- плавная смена передач;
- комфортное управление автомобилем;
- щадящее использование двигателя и коробки передач.
При этом автоматическая коробка имеет такие недостатки:
- высокая стоимость;
- большой расход топлива;
- высокая стоимость ремонта;
- необходимость в большем количестве времени для разгона;
- небольшой срок эксплуатации;
- невозможность заведения «с толкача».
Современные автоматические коробки передач значительно усовершенствованы. Существуют модели, которые характеризуются высокой реактивностью. Они оснащены разными режимами работы – зимним, спортивным, экономичным.
К тому же АКПП может иметь до 8 передач.
Что такое вариатор?
Под вариатором тоже понимают автоматическую коробку передач, однако принцип ее работы заключается в плавном и непрерывном изменении передаточного числа. Важно учитывать, что бесступенчатый вариатор не имеет классического переключения скоростей, которые имеются у обыкновенного автомата.
Как следствие, основным отличием для водителя считается зависание оборотов двигателя, которое сопровождается постепенным набором скоростей. Тут вообще нет толчков в процессе старта с места и во время разгона.
К плюсам вариаторов относят:
- эффективность при использовании мощности двигателя;
- экономия топлива;
- комфортное управление и само движение автомобиля;
- плавный ход авто;
- невысокая нагрузка на двигатель;
- экологичность;
- ровный разгон и быстрое наращивание скорости;
- высокий коэффициент полезного действия.
При этом вариатор отличается такими недостатками:
- сложность конструкции и ремонта;
- ограниченное количество сервисов, которые способны ремонтировать такую коробку;
- быстрое изнашивание при движении по бездорожью;
- специфические звуки при работе;
- ограниченный период эксплуатации;
- невозможность установить на мощные авто.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Опытные автолюбители и автослесари не советуют покупать старые машины с вариатором. Если же покупка была сделана, важно вовремя менять масла и следить за уровнем топлива.
Как визуально отличить вариатор от автомата?
Даже опытные автомобилисты не всегда понимают, какая коробка передач установлена в машине. Чтобы визуально определить ее тип, требуется соблюдать целый ряд рекомендаций:
- Перед осмотром авто собрать максимум сведений о вариантах трансмиссии на определенной модели. Это можно сделать в Интернете или воспользоваться технической литературой и каталогами.
- Изучить документы на авто и проанализировать маркировочные таблицы на кузове и агрегатах. Обычно машины с коробкой-автоматом дополнены обозначением «А» или «АТ». Если используется вариатор, присутствует аббревиатура «CVT».
- Визуально осмотреть рычаг КПП.
На вариаторах часто присутствует обозначение «CVT». Также стоит обратить внимание на режимы около селектора переключения коробки. У обыкновенного автомата, помимо стандартных режимов P-R-N-D, присутствуют дополнительные – «L», «2», а иногда и «3». При этом вариаторы оснащают только режимом «L».
При этом многие современные автоматические коробки передач так же, как и вариаторы, могут не иметь перечисленных опций. Это означает, что их дополняют режимами P-R-N-D и М – ручным режимом типтроником. Это несколько осложняет задачу. Потому на следующем этапе проверок стоит оценить АКПП в движении, или проанализировать функции трансмиссии на ходу.
Для этого после запуска двигателя требуется динамично разогнать авто с места в стандартном режиме D. Если во время разгона ощутимое переключение передач отсутствует, а двигатель одинаково работает на одних и тех же оборотах, это говорит об использовании вариатора. В случае с АКПП авто разгоняется примерно так же, как при использовании МКПП. Это означает, что вначале двигатель раскручивается, затем переходит на повышенную передачу, после чего обороты падают.
В чем разница между вариатором и автоматом?
Отличия между автоматом и вариатором затрагивают много особенностей. Они касаются конструктивных нюансов, принципа работы и других параметров.
Конструкция
Автоматическая коробка передач представляет собой стандартный гидротрансформатор, который был придуман еще в начале двадцатого века. В современные модели входят такие составляющие:
- Гидромуфты – требуются для обеспечения передачи и преобразования крутящего момента, который идет от двигателя к редуктору. Этот элемент находится на маховике силовой установки.
- Планетарный редуктор – отвечает за переключение передач и скорость движения авто.
- Механизм гидравлического управления – контролирует правильность работы планетарного редуктора.
Главными элементами вариатора считаются следующие составляющие:
- Устройство, которое отвечает за отсоединение коленвала и трансмиссии.
- Гидротрансформатор.
- Блок управления – его задача заключается в контроле передачи момента и процесса ускорения авто.
- Механизм автоматического сцепления.
- Особый агрегат заднего хода и планетарный редуктор, которые требуются для того, чтобы машина могла двигаться назад.
Принцип работы
Работа автоматической коробки передач осуществляется по принципу передачи крутящего момента, который поступает от коленвала на другие механизмы трансмиссии. Все давление в такой трансмиссии обеспечивает гидронасос. Отличительной чертой вариатора считается отсутствие зубчатых шестерней. Потому четкое количество передач отсутствует.
Надежность
Классический автомат считается более надежным вариантом. Он больше подходит для движения на высокой скорости, езды по бездорожью, агрессивного стиля вождения. При этом слабым местом вариатора считается ремень. CVT подходит только для плавной и аккуратной езды.
Ремонтопригодность
Ремонтировать обычный автомат значительно проще и дешевле. При выходе из строя вариатора придется потратить много средств. К тому же далеко не каждый мастер возьмется за такую работу.
Стоимость
Автомобили с вариатором имеют более доступную стоимость, чем машины, в которых используется автоматическая коробка передач.
Сравнительная таблица
Главные отличия рассматриваемых устройств сведены в таблицу:
Критерий | Автомат | Вариатор |
Количество режимов | Содержит больше режимов. | Используется меньше режимов – как правило, «P», «N», «D», «R». |
Обозначение | «АТ» | «CVT» |
Поведение авто при движении | Присутствуют рывки и точки. | Движение является более плавным. |
Поведение машины при подъеме на горку | Если затормозить и убрать ногу с педали газа, авто продолжит плавное движение вперед, не делая отката. | При торможении при движении вверх авто сделает откат назад и не будет двигаться вперед на холостых оборотах.![]() |
Выводы
Вариатор и автомат считаются распространенными видами коробок передач, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Опытные автомобилисты все же советуют отдавать предпочтение стандартной АКПП.
Вариатор, механика или автомат. Что лучше? Эксплуатация вариатора
Современные автомобили оснащаются несколькими видами трансмиссий. Отечественные автомобили до последнего времени в основном комплектовались механической коробкой переключения передач. С коробкой автомат российские автолюбители познакомились, после того как в страну стали импортировать автомобили из-за границы. А вот с вариатором пока еще мало кто сталкивался. Широкое распространение этого вида трансмиссии только еще начинается.
Так устроен вариатор
Принцип работы вариатора
Вариатор был изобретен давно. Описание основных принципов его работы встречается еще в записках Леонардо да Винчи, датированных концом пятнадцатого века. Первые автомобили с вариатором появились в пятидесятых годах прошлого столетия. Это были малолитражки DAF. Затем этой трансмиссией стали оснащать некоторые модели Volvo. Но широкого распространения в то время вариатор так и не получил. И лишь в наши дни разработчики вновь стали развивать и активно внедрять в производство этот вид трансмиссии.
Принцип работы вариатора или CVT(аббревиатура от английского continuously variable transmission) в корне отличается от классической механики и автомата. В нем не происходит фиксированного переключения передач. Переключение скоростей с первой на вторую и т.д. отсутствует. Передаточное отношение с вала двигателя на привод колес изменяется плавно по мере разгона или замедления автомобиля. Современные автомобили оснащают тороидальными, цепными и клиноременными вариаторами. Наиболее распространен последний тип трансмиссии.
Рассмотрим принцип работы вариатора с клиноременной передачей
Сдвижение конусообразных половинок шкива приводит к выталкиванию ремня к внешнему диаметру, а раздвижение к перемещению в сторону оси
Основу клиноременного вариатора составляют два шкива. Каждый шкив состоит из пары конусов, обращенных вершинами друг к другу. Сдвигание и раздвигание конусов позволяет изменять диаметр шкива. Шкивы соединены клиновидным ремнем. Сдвижение конусообразных половинок шкива приводит к выталкиванию ремня к внешнему диаметру, а раздвижение к перемещению в сторону оси. Таким образом, плавно изменяется радиус, по которому работает ремень – от меньшего к большему и наоборот. Соответственно меняется и передаточное отношение двигатель – привод. Если ведущий и ведомый шкивы находятся в промежуточном положении (диаметры шкивов равны), передача становится прямой – частота оборотов вала двигателя равна частоте оборотов привода.
Для трогания машины с места предусмотрено обычное сцепление или гидротрансформатор, который блокируется после начала движения. Дисками шкивов управляет электронная система, состоящая из сервопривода, датчиков и блока управления.
Важную роль в работе данной трансмиссии играет такая деталь, как ремень вариатора. Очевидно, что обычный прорезиненный ремень, из тех, что используют в приводах кондиционера или генератора, сюда не подойдет. Он не выдержит нагрузок, возникающих при передаче вращающего момента в вариаторе, и быстро износится. Поэтому клиновидный ремень вариатора имеет довольно сложное строение. Это может быть стальная лента с особым покрытием или совокупность тросов, на которые нанизано множество стальных пластинок трапецеидальной формы.
Ремень вариатора
В автомобилях марки Audi устанавливают вариаторы с ремнем, выполненным в виде широкой стальной цепи. Для смазки цепи применяют специальную жидкость. При сильном давлении в местах соприкосновения цепи со шкивом она меняет свое состояние. Это позволяет цепи передавать большие усилия без проскальзывания.
Вариатор — плюсы и минусы
К преимуществам автомобиля с вариатором можно отнести плавный и в тоже время достаточно быстрый разгон. Комфортная езда на вариаторе сравнима с ездой на коробке автомат – в автомобиле также предусмотрено наличие только двух педалей и отсутствует необходимость манипулировать рычагом переключения скоростей. Это особенно актуально для начинающих водителей. Двигатель с вариаторной трансмиссией не замолчит на светофоре и не даст автомобилю сдать назад на крутом подъеме.
Благодаря вариатору нагрузка на элементы привода и двигателя распределяется равномерно при любом стиле вождения. Двигатель с вариатором всегда работает ровно, в благоприятном щадящем режиме. Это в значительной степени повышает его ресурс, уменьшает расход топлива, снижает выброс в атмосферу вредных веществ.
Недостатки вариатора:
- Дороговизна трансмиссионной жидкости и невозможность заменить ее обычным маслом
- Дороговизна ремонта и недостаток узкопрофильных квалифицированных специалистов
- Необходимость снятия показаний с большого числа различных датчиков.
При выходе из строя даже одного из них наблюдаются серьезные нарушения в работе всей трансмиссии
- Невозможность установки на автомобили с мощным двигателем
Хотя стоит отметить, что в отношении оснащения вариаторной трансмиссией более мощных двигателей наблюдается некоторый прогресс. Например, на Audi A4 2.0 TFSI (мощность двигателя 200 л.с.) успешно работает вариатор с цепью multitronic. А кроссовер Nissan Murano с объемом двигателя 3,5 литра и мощностью 234 л.с. оснащают клиноременным вариатором X-Tronic. Если для грузовиков вариатор еще неприемлем, то для легковых автомобилей он является неплохой альтернативой механике или автомату.
В этом видео подробный обзор автоматических коробок передач
Что лучше — вариатор или автомат
Многие автолюбители задают себе вопрос – что лучше вариатор или автомат? Краткое описание принципа работы вариатора было приведено выше. Поэтому чем отличается вариатор от автомата вполне понятно. А вот лучше ли такая трансмиссия, чем АКПП – однозначного ответа нет. С преимуществами вариатора по сравнению с автоматом все ясно. Это и динамичный разгон, и низкий расход топлива, и больший ресурс двигателя. Но вот, что касается ремонта и обслуживания, то здесь в выигрыше все же коробка автомат. Хотя нельзя сказать, что ремонт автоматической трансмиссии дешев, тем не менее, он обойдется дешевле, чем подобные работы с вариатором. Да и сервисов, предоставляющих услуги по ремонту АКПП значительно больше.
Вариатор или механика что лучше
Такой же вопрос может возникнуть и в отношении МКПП – вариатор или механика, что лучше? По преимуществам вариатора здесь ситуация та же, что и с автоматом. В отношении ремонта и обслуживания механика однозначно дешевле как вариатора, так и автомата. Не лишним будет заметить, что вариатор, как впрочем и автомат, предназначены скорее для любителей спокойного безопасного движения. Тем кто относится к автомобилю, в первую очередь, как к средству позволяющему быстро переместиться из пункта А в пункт Б.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Что такое раздатка?
- Что такое дифференциал?
- Как сделать замену внутреннего шруса?
Советы по покупке и обслуживанию автомобиля с вариатором
В связи с дорогим обслуживанием и ремонтом автомобилей, оснащенных вариатором, при покупке рекомендуется отдавать предпочтение новым автомобилям с гарантией. В случае с подержанными авто трудно судить о степени износа элементов трансмиссии. Ремонт неисправной коробки может потребовать дополнительные расходы, да такие, что общая сумма, затраченная на приобретение и ремонт б/у автомобиля, будет соизмерима с покупкой нового.
Автолюбителям все же, решившимся на приобретение подержанного автомобиля с вариатором, следует знать, как проверить вариатор при покупке. Самый простой тест – прогреть машину и тронуться с места. Рывков при старте не должно быть. Если они присутствуют то, скорее всего, выработался ресурс трансмиссионной жидкости. Ее необходимо менять. При замене жидкости меняют и фильтры. При проверке вариатора во всех режимах работы трансмиссии должны отсутствовать посторонние шумы.
При покупке автомобиля может возникнуть вопрос, а что собственно нам продают вариатор или, может быть, классический автомат? Как определить автомат или вариатор находится под капотом? Дело в том, что визуально определить тип трансмиссии довольно сложно. Даже обозначения режимов переключателя у автомата и вариатора одинаковые — P, R, N, D.
Определить вариатор или автомат можно следующим образом:
- Внимательно ознакомиться с документацией на авто – автомат обозначается буквами АТ или А. Вариатор – CVT
- Собрать информацию о конкретной марке автомобиля из справочников, каталогов, в интернете. Таким образом, можно узнать, какой тип трансмиссии установлен на интересующей марке авто
- Произвести тестовую поездку на автомобиле.
При динамичном разгоне автомат, переключая передачи, дает ощутимые толчки. Одновременно с переключениями изменяется и количество оборотов, что можно определить по тахометру или на слух. Вариатор разгоняется без толчков при неподвижной стрелке тахометра.
- В некоторых новых моделях вариатора отсутствует щуп для проверки уровня масла коробки передач. В автоматических коробках щуп для масла присутствует всегда.
Владельцам автомобилей с вариатором рекомендуется через каждые 24 тысячи километров пробега посещать сервисную станцию для проверки состояния рабочей жидкости. Замена масла в вариаторе производится через каждые 60 тысяч км пробега. Это по инструкции производителя, но по рекомендациям специалистов лучше сделать замену жидкости раньше через 30 – 40 тыс. км.
Как правильно ездить на вариаторе
- При отрицательных температурах не рекомендуется давать большую нагрузку на трансмиссию сразу после начала движения. Элементы системы должны прогреться на малом ходу.
- Стараться избегать сильных и резких нагрузок, вариатор не создан для гонок, буксировки и бездорожья.
Во время эксплуатации необходимо регулярно проверять состояние проводки, разъемов и датчиков. При появлении посторонних шумов нужно незамедлительно обратиться в сервисный центр. Пытаться ремонтировать вариатор самостоятельно, не имея навыков и специальных приборов, не рекомендуется.
DCT или CVT — проверьте, какая трансмиссия лучше
Автомобильная промышленность претерпела кардинальные изменения за последние несколько десятилетий. Трансмиссия, в частности, претерпела значительные изменения. Было время, когда «двойное сцепление» было нормой. Двойное сцепление означало, что для включения другой передачи во время движения нужно было сначала переключиться на нейтраль, а затем переключиться на нужную передачу. Итак, вы дважды нажали на педаль сцепления для переключения одной передачи. Но сегодня автоматические коробки передач являются обычным явлением в наших автомобилях из-за удобства, которое они обеспечивают в индийских условиях вождения.
В Индии трансмиссия с двойным сцеплением (DCT) и бесступенчатая вариаторная трансмиссия (CVT) являются двумя довольно популярными автоматическими трансмиссиями. Это связано с плавной и удобной ездой, которую они обеспечивают. Поскольку обе трансмиссии определяют качество езды, а также экономичность вашего автомобиля, давайте узнаем, что их отличает.
Что такое автоматический DCT?
Как следует из названия, коробка передач с двойным сцеплением работает с двумя сцеплениями, которые работают автоматически. Обе муфты на основе датчиков связаны соответственно с двумя цилиндрическими валами, которые размещены концентрически (один заключает в себе другой) и независимы друг от друга. Внутренний вал выходит за пределы длины внешнего и имеет несколько шестерен, установленных на нем, как и внешний вал. На одном валу шестерни четные, на другом — нечетные. Шестерни, установленные на этих валах, остаются в зацеплении с свободно установленными шестернями (независимыми) на выходном валу, который обеспечивает вращение колес.
Поскольку выходной вал работает с выбранным передаточным числом, датчики прогнозируют следующее передаточное число, калибруя скорость, частоту вращения двигателя и ускорение или замедление. Например, если автомобиль движется на 3-й передаче, компьютер, связанный с датчиком, предскажет следующую необходимую передачу, которая может быть либо 4-й, либо 2-й на следующем валу. Если автомобиль разгоняется, компьютер автоматически выключит сцепление, связанное с валом с нечетными передачами (3-й), и включит сцепление, связанное с валом с четными передачами, на которых он уже предварительно выбрал 4-ю передачу.
Что такое автоматический вариатор?
Вместо коробки передач бесступенчатая вариаторная передача состоит из набора двух конических шкивов, соединенных ремнем. Один шкив соединен с двигателем, а другой с дифференциалом, который вращает колеса. Это устройство шкива можно описать как две противоположные конические пластины, конически направленные внутрь, с ремнем, проходящим по их соединению. В обоих шкивах одна коническая пластина неподвижна, а противоположная подвижна в осевом направлении. Подвижная коническая пластина перемещается ближе или дальше от противоположной для увеличения или уменьшения диаметрального вращения ремня. Поскольку оба шкива имеют подвижную коническую пластину, диаметр обоих может непрерывно изменяться, и транспортное средство может двигаться с различными соотношениями диаметров между ведущим и ведомым шкивами. Так трансмиссия получила название «непрерывная переменная трансмиссия». Вся система управляется блоком управления двигателем трансмиссии, который гидравлически управляет движением подвижных конических шкивов и обеспечивает транспортному средству бесконечное число передаточных чисел (диаметров).
Что выбрать, DCT или CVT?
Пробег
Среди всех типов коробок передач DCT является наиболее эффективной, так как она не позволяет топливу расходоваться впустую при переключении передач. CVT, с другой стороны, не сильно отстает и также довольно эффективен. Непрерывное движение ремня между шкивами не прерывает передачу мощности на колеса. И CVT, и DCT хорошо экономят топливо; однако, если вы хотите что-то, что дает вам преимущество, то трансмиссия DCT — это то, что вам нужно.
Техническое обслуживание, техническое обслуживание и замена
Автомобили с автоматической коробкой передач, как правило, надежны, и автомобили с автоматической коробкой передач DCT и автоматической коробкой передач с автоматической коробкой передач аналогичны с точки зрения надежности и затрат на техническое обслуживание. Однако и автоматические коробки передач DCT, и CVT потребуют полной замены коробки передач в случае ее повреждения. Их замена требует больших затрат, а регулярное техническое обслуживание при правильном вождении обеспечит долговечность любой трансмиссии.
Стаж вождения
Здесь автомат DCT превосходит автомат CVT. В автоматической вариаторной трансмиссии, поскольку трансмиссия основана на системе шкивов и ремней, а шкив — это то, что передает мощность, в потоке мощности отсутствует реакция. Автоматический вариатор имеет тенденцию вызывать эффект резиновой ленты и лишает ощущения мощности, которое предпочитают энтузиасты вождения. В трансмиссии с двойным сцеплением, хотя выбор передач происходит автоматически, шестерни зацепляются так же, как и в механической трансмиссии, что обеспечивает энергичную и высокооктановую работу. Вот почему автоматы DCT обычно используются в спортивных автомобилях.
Лучшие автомобили DCT в Индии
Skoda Kushaq — один из лучших автомобилей DCT в Индии.Двигатель | Пробег | ||
Бензиновый двигатель 1,5 л с турбонаддувом | 17,88 км/л | 17,79 – 19,49 лакха | Hyundai i20 | Бензиновый двигатель 1 л с турбонаддувом 9 |
Hyundai Creta | Бензиновый двигатель 1,4 л с турбонаддувом | 17 км/л | ₹15,15 лакхов |
Лучшие автомобили с вариатором в Индии
strong>Honda City — один из лучших автомобилей с вариатором в Индии.
Двигатель 9 0003 | Пробег | ||
Honda City | Бензиновый двигатель 1,5 л 90 045 | 18,4 км/л | 11,16 ₹ – 15,11 лакха |
Nissan Magnite 17,7 км/л 45 |
Растущий спрос на автоматические трансмиссии привел к тому, что многие автомобили с трансмиссиями DCT или CVT теперь доступны в Индии. На самом деле, ожидается, что в ближайшее время будет реализовано гораздо больше возможностей. Если вы путаетесь между DCT и CVT, мы надеемся, что этот блог поможет вам сделать осознанный выбор.
Часто задаваемые вопросы о трансмиссии Сравнение: DCT и CVT
Какой из DCT и CVT обеспечивает лучший пробег?
A. Коробка передач с двойным сцеплением (DCT) обеспечивает больший пробег, чем бесступенчатая вариаторная трансмиссия (CVT).
Какие автомобили с трансмиссией CVT самые доступные в Индии?
Самыми доступными автомобилями с вариатором в Индии являются Honda Amaze, Nissan Magnite, Hyundai i20, Renault Kiger и Honda Jazz.
Какая из трансмиссий CVT и DCT дороже?
Автоматическая коробка передач DCT дороже, чем трансмиссия CVT.
Что лучше подходит для длинных приводов CVT или DCT?
Обе трансмиссии подходят для дальних поездок. Однако, если вам нужна дополнительная мощность двигателя, то DCT — это то, что вам нужно. В вариаторной автоматике вы не сможете разобрать переключения передач, так как у вариатора их нет, вы услышите только сплошное ровное гудение двигателя, то есть если сможете.
Сколько фрикционов в трансмиссии CVT?
Бесступенчатая трансмиссия не имеет ни сцепления, ни педали сцепления, ни шестерен.
Важные ссылки7-местные автомобили | Лучшие автомобили с пробегом | Подержанные автомобили в Бангалоре | Подержанные автомобили в Дели | Гибридные автомобили в Индии | Люк Автомобили | Подержанные автомобили в Гургаоне | Подержанные автомобили в Хайдарабаде | Подержанные автомобили в Нойде | Подержанные автомобили в Пуне | CNG Автомобили в Индии | Джипы в Индии | Подержанные автомобили в Мумбаи | Подержанные автомобили в Ахмадабаде | Типы автомобилей | Марки автомобилей в Индии | Подержанные автомобили в Ченнаи | Подержанные автомобили в Калькутте | Подержанные автомобили в Лакхнау | Автоматические автомобили в Индии | Роскошные автомобили в Индии | Подержанные автомобили в Чандигархе | Подержанные автомобили в Коимбатур | Подержанные автомобили в Индауре | Подержанные автомобили в Джайпуре
Бесступенчатая трансмиссия и автоматическая трансмиссия
В целом существует три типа трансмиссий — механическая, автоматическая и вариаторная. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Автоматическая и бесступенчатая коробки передач похожи тем, что не требуют участия водителя для переключения передач. Однако они отличаются тем, как они функционируют внутри. Так в чем разница? Давай выясним!
Прежде чем мы углубимся в технические детали, стоит отметить, что и автоматическая, и вариаторная коробки передач имеют несколько подтипов в зависимости от их конструкции.
Автоматические коробки передач
В случае автоматической коробки передач у нас есть AMT (автоматическая механическая коробка передач), автоматическая коробка передач с планетарной передачей или гидротрансформатором, а также коробка передач с двойным сцеплением — DST, DSG, PDK и т. д.
Автоматическая планетарная коробка передач/гидротрансформатор Коробка передач
Планетарно-гидротрансформаторная автоматическая коробка передач по-прежнему остается наиболее распространенным типом автоматических коробок передач. Преобразователь крутящего момента обычно имеет два вращающихся элемента. Есть крыльчатка, которая механически приводится в движение первичным двигателем — в данном случае двигателем внутреннего сгорания — и турбиной, которая вращает входной вал трансмиссии. Чтобы система работала, между рабочим колесом и турбиной помещается статор. Его работа заключается в изменении потока гидравлической жидкости, возвращающейся от турбины к рабочему колесу.
Когда крыльчатка вращается вместе с двигателем, трансмиссионная жидкость проходит через статор и вращает турбину. Рабочее колесо, турбина и статор блокируются и разблокируются с помощью системы сцепления. Система остается разблокированной большую часть времени, но когда трансмиссия переключается на повышающую передачу, статор блокируется и создает прямую связь между двигателем и трансмиссией, обеспечивая соотношение 1 к 1. Это помогает улучшить экономию топлива и уменьшить паразитные потери мощности. В разблокированном состоянии турбина и крыльчатка могут вращаться с разной скоростью, поэтому вы также можете остановить автомобиль с автоматической коробкой передач на передаче без остановки двигателя.
Автоматизированная механическая коробка передач (АМТ)
АМТ — это самая простая и недорогая реализация автоматической коробки передач. По сути, это механическая коробка передач, управляемая электрогидравлической системой, состоящей из специального электронного блока управления и гидравлической системы. Коробка передач отслеживает такие параметры, как положение педали акселератора и скорость, чтобы активировать переключение передач без дополнительных действий со стороны водителя. Это похоже на то, как работает обычная автоматическая коробка передач, но конструкция во многом отличается.
— Дешевле в производстве — Экономичный расход топлива — Позволяет водителю смягчить управление с помощью подрулевых лепестков
— Переключения не такие плавные — Переключение может быть медленным — Шумнее, чем другие автоматические коробки передач
Коробка передач с двойным сцеплением подтип автомат. По сути, это два редуктора в одном. По этой причине их часто сравнивают с двумя механическими коробками передач, слитыми воедино.

Концепция коробки передач с двойным сцеплением появилась в 1939 году благодаря Адольфу Кегрессу, французскому инженеру. Однако из-за отсутствия финансовых средств проект не был завершен. Это подводит нас к основным недостаткам коробки передач с двойным сцеплением – ее сложное и очень дорогое производство.
— Превосходная экономия топлива — Молниеносное переключение — Небольшие паразитные потери и отличная производительность — Надежный
— Тяжелый — Сложный — Дорогой в производстве и ремонте
Бесступенчатая трансмиссия (CVT)
Хотя ее применение в автомобилях относительно недавнее, по сравнению с традиционной автоматической коробкой передач, концепция трансмиссии CVT на самом деле довольно старая. Первый вариатор датируется 1490 годом и был разработан Леонардо да Винчи. Официально он был запатентован намного позже, в 1886 году, компаниями Даймлер и Бенц. Еще в 1910 году, когда Zenith выпустила мотоцикл, оснащенный собственным вариатором, его эффективность стала настолько очевидной, что его запретили участвовать в гонках по подъему на холм.
Как уже упоминалось, и автоматическая, и вариаторная коробки передач могут переключаться без участия водителя. Однако на этом сходство заканчивается. В отличие от традиционной автоматики, бесступенчатая вариаторная трансмиссия не имеет набора передач. Самый распространенный тип вариатора работает через систему из двух шкивов. Один шкив соединен с двигателем, а другой — с колесами через гибкий цепной ремень. К каждому шкиву прикреплены конусы. Конусы двигаются, что увеличивает или уменьшает диаметр ремня, тем самым изменяя передаточное отношение по мере необходимости. Ширина шкивов меняется в зависимости от необходимой мощности. В то время как один шкив становится больше, другой становится меньше. Из-за этого вариатор дает вам почти бесконечное количество передаточных чисел для работы, эффективно устраняя необходимость переключения передач. По той же причине вариатор иногда называют безредукторной трансмиссией. Тем не менее, в некоторых моделях у вас есть возможность переключиться в ручной режим, как и во многих традиционных автоматах, и в этом случае вариатор эмулирует ряд предварительно установленных передаточных чисел и ведет себя аналогично традиционному автомату.
Другим менее распространенным типом является туроидальный вариатор. Вместо крыльчатки и турбины у него два диска — входной и выходной. Между ними вместо шкивов вращающиеся силовые ролики. Эти ролики будут поворачиваться к внешнему ободу выходного вала для низкой передачи/высокого крутящего момента или к внешнему ободу входного вала для высокой скорости. Сами ролики приводятся в движение гидравлическим поршнем. Общеизвестным фактом является то, что бесступенчатые вариаторы не могут работать с высокой мощностью и крутящим моментом, поэтому они почти полностью используются в автомобилях эконом-класса. У них также есть история проблем.
Коробки передач Nissan CVT, в частности, использовались дольше всех с тех пор, как стали массовыми. Благодаря обширным исследованиям и инновациям компания Nissan недавно представила новую тороидальную трансмиссию CVT. Что примечательно в нем, так это то, что это первый вариатор, предназначенный для приложений с высоким крутящим моментом. Благодаря тому, что ролики изготовлены из очень твердой стали, они способны выдерживать усилия до 10 тонн.
В то время как производительность традиционной автоматической коробки передач улучшается за счет добавления большего количества передач, разработка бесступенчатых трансмиссий направлена на более компактную компоновку и меньшее трение. Примером может служить трансмиссия Xtronic Nissan CVT, которая в своем 3-м поколении более компактна, обеспечивает более широкий диапазон передаточных чисел, повышает экономичность на 15 процентов и снижает трение на целых 40 процентов. Последнее снижает потери в трансмиссии и, следовательно, повышает производительность. Поскольку трансмиссия CVT не выполняет переключение передач, ей необходимо постоянно поддерживать двигатель в верхнем диапазоне оборотов, пока автомобиль набирает скорость. Более того, у некоторых это создает такое же ощущение, как пробуксовывающее, изношенное сцепление.
Как и традиционная автоматика, для правильной работы трансмиссии CVT требуется жидкость. Трансмиссионная жидкость CVT имеет специальные модификаторы трения, которые позволяют цепному ремню сохранять необходимое сцепление со шкивами.
— Более простая конструкция, чем у некоторых традиционных автоматических коробок передач — Компактность — Легкий вес — Повышенная топливная экономичность — Плавное ускорение
— Большинство бесступенчатых трансмиссий не могут работать с высокой мощностью и крутящим моментом — Шумны — Снижение производительности и ощущения от вождения — Меньший срок службы, чем у традиционных автоматических коробок передач
Вопросы и ответы
Часто задаваемые вопросы
В: Что такое бесступенчатая трансмиссия?
CVT (бесступенчатая трансмиссия) — это тип коробки передач, не имеющий шестерен. В зависимости от типа вариатор может иметь систему шкивов и конусов или систему дисков и роликов.
В: Как работает бесступенчатая трансмиссия?
Бесступенчатая трансмиссия не имеет предустановленных передаточных чисел. Вместо этого он использует конусы или ролики для соответствующей регулировки передаточных чисел. Поскольку у него нет обычных передач, количество доступных передаточных чисел практически бесконечно.
В: Что означает CVT?
CVT расшифровывается как Бесступенчатая трансмиссия
В: Является ли CVT автоматической коробкой передач?
В каком-то смысле да. Как и традиционная автоматика, она не требует участия водителя для переключения передач. Однако из-за того, что в ней нет набора шестерен, как в любой другой трансмиссии, ее часто называют безредукторной.
В: Сколько гр у трансмиссии CVT?
В вариаторе нет шестерен. Вместо этого у него есть система шкивов или роликов с ременным приводом, которые изменяют передаточное число.