какая коробка передач лучше? — Транспорт на vc.ru
Выбор типа коробки передач часто становится дилеммой не только для водителей-новичков, но и для опытных автолюбителей. Какой вариант лучше: автомат или механика? А если выбирать автоматическую трансмиссию, на чем лучше остановиться: на роботе, вариаторе или гидротрансформаторе? Мы подготовили материал, который поможет вам выбрать тип коробки передач.
343 просмотров
Механика и автомат: изучаем матчасть
Прежде чем рассказывать о преимуществах и недостатках той или иной коробки передач, стоит разобраться, какими они бывают. И начнём мы с механики. Её полное название МКПП (механическая коробка переключения передач). Такой тип трансмиссии обладает простым устройством. Двигатель передаёт ей мощность при помощи сцепления. А несколько шестерен внутри коробки определяют скорость вращения колёс. Эти шестерни переключаются вручную при помощи рычага в салоне автомобиля. Перед переключением необходимо нажимать педаль сцепления.
У автомата или АКПП (автоматической коробки переключения передач) может быть несколько типов устройства, но их объединяет один принцип работы. Водитель при помощи рычага выбирает только режим движения: вперёд, назад, паркинг или нейтраль. Остальное автомобиль сделает сам. А теперь углубимся в виды автоматических коробок передач.
Какими бывают автоматы?
Начнём с гидротрансформатора. Это один из древнейших типов коробок передач, появившийся более 100 лет назад. Он представляет собой камеру, заполненную специальной жидкостью. В ней друг напротив друга расположены несколько колёс с лопастями. Одно колесо соединено с двигателем напрямую и осуществляет вращение, при этом колёса друг с другом не соприкасаются, а в движение их приводит циркуляция жидкости. Среди всех автоматических трансмиссий этот вариант самый надёжный.
Второй вид коробки передач – робот, также известный как РКПП (роботизированная коробка переключения передач). Он представляет собой сильно переработанную механику.
Последний тип автоматической трансмиссии – вариатор. Он сильно отличается от других коробок своим устройством. Он представляет собой два шкива и соединяющий их клиновидный ремень. У вариатора нет ступеней, а скорость вращения регулируется при помощи изменения диаметра шкивов, состоящих из двух конусовидных элементов. Вариатор – самая плавная коробка передач, так как у неё отсутствуют скорости. Единственный уязвимый элемент его конструкции – клиновидный ремень.
Плюсы и минусы механики
Первый и самый главный плюс механической коробки передач – простое устройство и высокая надёжность. Механика практически не ломается, её ресурса хватает на долгое время из-за минимального количества электроники. А если поломка всё же произошла, МКПП лучше поддаётся ремонту. Да и обслуживать механику проще, и опытные автолюбители справляются с этой задачей самостоятельно. Другой плюс, вытекающий из простой конструкции, – низкая цена. Автомобили, оснащённые МКПП, стоят примерно на 10% меньше аналога с автоматом. При этом такой автомобиль дешевле обслуживать.
Также стоит отметить, что в умелых руках плюсами механической трансмиссии станут низкий расход топлива, лучшая динамика и больший потенциал на бездорожье. А если у автомобиля с механикой сел аккумулятор, его можно запустить «с толкача». К тому же часто механической трансмиссией оснащают высокопроизводительные спортивные автомобили с мощными моторами. Дело в том, что МКПП вызывает больше интереса у любителей высокоскоростного вождения. При этом у механики есть и обратная сторона. Пришло время познакомиться с её минусами.
Прежде всего, МКПП сложнее в эксплуатации: необходимо ловко управлять сцеплением и выбирать нужную передачу. При этом механическую трансмиссию невозможно оснастить современными функциями помощи водителю, например, экстренным торможением, адаптивным круиз-контролем. А функции, которые можно установить на такие автомобили, часто ограничены. Так, при активации автоматической парковки, водитель всё равно самостоятельно выжимает сцепление, переключает скорости и осуществляет рулевое управление автомобилем. Также при управлении механикой сильнее устают ноги, особенно при езде в пробках. Дело в том, что педаль придётся часто нажимать, отчего к концу поездки ноги могут наливаться свинцом.
Плюсы и минусы автомата
Преимущества автоматической коробки передач вполне очевидны. Прежде всего, это высокий комфорт во время движения. Так, водителю не нужно переключать передачи и «орудовать» сцеплением. Такой тип коробки передач оптимален для крупных городов с частыми пробками и неспешным ритмом движения. А вот во время движения по трассе автоматическая коробка и механика практически не различаются, ведь движение, в основном, происходит на одной скорости без переключений.
У отдельных видов автоматов есть свои особенные плюсы. Как мы уже отметили ранее, вариатор признан самой плавной коробкой передач, лучше всего подходящей для неспешного ритма движения. Роботизированная коробка, напротив, подойдёт для динамичного движения за счёт более быстрых переключений. А меньшая скорость переключения передач и небольшая масса самого робота позволят снизить расход топлива. Что касается гидротрансформатора, то он лёгок в обслуживании и обеспечивает довольно высокую плавность хода.
Среди минусов автоматов отметим повышенную стоимость обслуживания, меньшую надёжность и необходимость прогрева. Гидротрансформаторы и вариаторы медлительны при переключении, что может стать неприятным сюрпризом на трассе. А робот отличается более резкими переключениями, которые могут показаться некомфортными. Автомобили с АКПП нельзя возить на буксире. Пробуксовки и перегазовки могут привести к перегреву и повреждению коробки. Такой же эффект может иметь и выезд на бездорожье. А ещё один значительный минус касается водителя: если он обучался ездить на автомате, то не сможет управлять машинами с МКПП.
Подведение итогов
Так что же лучше выбрать: механику или автомат? Однозначный ответ на этот вопрос дать тяжело.
А если вы опытный водитель, и заинтересованы в снижении затрат на владение автомобилем, рациональнее остановиться на механической трансмиссии. МКПП стоит рассмотреть и в том случае, если вы любитель активного вождения и хотите получать максимум эмоций от поездки. При этом учиться в автошколе лучше на механике, такое решение будет более универсальным.
Тут же стоит отметить, что механическая трансмиссия – это «вымирающий вид» коробок передач. Как показывает опыт стран с развитой автомобильной промышленностью, от механики постепенно отказываются, замещая её автоматами. Эта тенденция характерна и для китайских автомобилей, широко представленных на нашем рынке. Так как в Поднебесной автомобили, в основном, предназначены для движения в мегаполисах, механика там считается крайне дискомфортной.
Итак, выбор коробки передач и автомобиля зависит только от предпочтений покупателя. Очевидно, что автоматы – более современное и комфортное решение. А через несколько десятков лет такие коробки и вовсе могут вытеснить механику. Но сейчас и у того и у другого вида есть как значительные преимущества, так и досадные недостатки. Изучив их, автолюбитель может сделать окончательный выбор.
Коробка передач: робот и автомат
Количество машин с автоматами и роботами приближается по числу к автомобилям с классической механикой. Но не все понимают, в чем разница и какой тип коробки лучше выбрать. Помогаем разобраться в этом вопросе.
Разница между роботом и автоматом
Оба типа коробок относятся к общему классу автоматических, куда включается еще автомат с вариатором.
- Автомат построен на принципе взаимодействия редуктора и гидротрансформатора. Работа коробки водителем не регулируется. Все зависит от количества оборотов коленвала и величины давления масла в самой коробке. Чем больше крутящий момент, тем больше давление масла в коробке. За счет давления происходит самостоятельное переключение фрикционов, которые регулируют диапазон скорости движения. Участие электроники в управлении действиями коробки минимально.
- Робот построен на принципе действия обычной механики с установленным на нее блоком управления. В этот блок входят гидропривод и узел электроники, который иначе называют сервопривод. В этой системе участие водителя в переключении скоростей и работе со сцеплением напрямую не предусматривается. То есть узел сцепления в роботе есть и действует он подобно сцеплению в обычной механической коробке. Но управляют работой сцепления электроника и гидравлика.
Сцепление включается и выключается сервоприводом.
Преимущества и недостатки автомата и робота
Каждая из коробок, о которых здесь говорится, обладают своими преимуществами и недостатками. Они есть как в конструкции, так и в эксплуатации. Специалисты по продаже автозапчастей в Украине из АТЛ рассказали нам о нюансах автоматических и роботизированных коробок передач.
Автоматическая коробка
За время существования автомат претерпел много изменений. Это касается количества фрикционов, которые отвечают за переключение скоростей. Семи и девяти скоростные коробки стали обыденным явлением. Они обеспечивают плавный ход машине, придают больше динамики разгону и надежности самой коробке. Большинство автоматов гарантированно пробегают до 20000 километров и больше. Главное, своевременная замена масла. Его рекомендуется менять на каждые 80000 километров пробега. Основные плюсы автомата это:
- простота управления автомобилем;
- комфорт для водителя;
- плавность хода авто;
- высокая надежность коробки;
- редкая замена комплектующих узлов и деталей.
Основными недостатками автоматической коробки считаются:
- высокий расход бензина;
- дорогой ремонт;
- низкая динамика разгона.
Правда, с учетом выпуска новых модификаций, с последним пунктом можно поспорить.
Роботизированная коробка передач
Робот тоже постоянно совершенствуется. Повышена надежность и стабильность ее работы. Появилась новая конструкция с двумя сцеплениями, что позволяет улучшить динамику переключения скоростей. Главными преимуществами робота всегда считались:
- простота конструкции;
- значительная дешевизна;
- меньший расход топлива;
- невысокая стоимость ремонта.
К недостаткам такого типа трансмиссии можно отнести:
- возможные рывки в коробке при переключении передач, особенно при старте;
- ненадежность электроники управления коробкой;
- зависание при переключении скоростей;
- переход на нейтральную скорость при остановках;
- откат машины при остановке на подъеме.
Но выбор всегда остается за будущим владельцем автомобиля. Каждый выбирает тип коробки под свой стиль езды, учитывая экономичность и комфорт.
Сравнение робота-мусора 4 и автоматических туалетов Leo’s Loo Too
Мы самостоятельно оцениваем все рекомендуемые товары и услуги. Если вы нажмете на предоставленные нами ссылки, мы можем получить компенсацию. Узнать больше.
Еловые питомцы / Маркус Миллан
Никому не нравится выгребать мусор из кошачьих лотков, и теперь нам это больше не нужно — за определенную цену. Автоматические лотки бывают разных форм и размеров, но если вы ищете две передовые машины высокого класса, Whisker Litter-Robot 4 и Smarty Pear Leo’s Loo Too — конкурентоспособные варианты.
Оба лотка имеют одинаковую конструкцию. Кошки пролезают через круглое отверстие машины и занимаются своими делами на подстилке, которая находится на дне внутренней бочки. После выхода кота бочка вращается, сбрасывая помет через сито или решетку, отделяя его от слипшихся отходов. Бочка помещает отходы в ящик в нижней части машины, а мусор возвращается на дно бочки.
Эти туалетные лотки — если мы можем их так назвать на данный момент — также поставляются с приложениями для смартфонов, которые родители кошек могут использовать для наблюдения за своими кошками и планирования самоочистки. Совок не требуется. Но что лучше для вас?
Это трудное, не говоря уже о дорогом, решение, которое зависит от того, что вы больше цените в автоматическом туалете. Но мы должны согласиться с тем, что наша группа тестирования одобрила Litter-Robot 4.
Он интуитивно понятен, прост в использовании (после того, как вы разберетесь с его разнообразными функциями) и привлекателен для кошек. Он даже может настраивать свои данные для отдельных кошек, отслеживая их использование и вес. Пользоваться им так же весело, как и любой кошачьей ванной.
Робот-лоток 4 | Туалет Лео Ту |
— Внутренние сферические ролики для отделения мусора от какашек | — Внутренние сферические ролики для отделения мусора от какашек |
— Бесшумно просеивает мусор | -Тихо просеивает мусор |
— Датчик веса гарантирует, что уборка никогда не начнется, если кошка внутри | — УФ-лучи убивают бактерии, оставшиеся в отходах |
-Легко очищается | – Датчик веса гарантирует, что уборка никогда не начнется, если кошка внутри |
— Оснащен ночником | – Сопряжение с Google Home и Amazon Alexa | .
-Панель дисплея предлагает ручное управление, данные | – Приложение-компаньон позволяет проводить уборку по расписанию, отслеживает действия | .
— Более широкий вход, чем в предыдущей версии | — Ящик для мусора с пластиковым мешком и фильтром для устранения запаха |
– Сопутствующее приложение позволяет планировать уборку, отслеживать данные о кошках, уровни отходов и мусора | -Большой резервуар для отходов означает, что владельцам кошек не нужно опорожнять его так часто |
— Фильтры ограничивают запах из резервуара для отходов | – Доступны четыре цвета: зеленый авокадо, нежно-голубой, серый лев или нежно-розовый. |
— Доступен в черном или белом цвете | .|
– поставляется в предварительно собранном виде |
Наш выбор
Whisker Litter-Robot 4 в Chewy
Smarty Pear Автоматический туалет Smarty Pear в Amazon
Робот-лоток
Посмотреть на Чуви
Посмотреть на Litter-robot. com
Для кого это: Люди, которым нужны как можно больше настроек и данных о привычках своих кошек в туалете. Litter-Robot 4 отслеживает вес ваших кошек и количество отходов, которые они оставили после себя, предоставляя вам частый доступ к данным об их самочувствии. Он также прост в использовании и идеально подходит для владельцев кошек, которые хотят как можно меньше суеты, когда дело касается их кошачьих дел.
Цена на момент публикации: 700 долларов США
Размеры: 29,5 x 22 x 27 дюймов | Ввод: 15,75 | Вес: 24 фунта | Цвета: Белый, черный
Амазонка
Посмотреть на Амазоне Посмотреть на Чуи Посмотреть на Smartypear.com
Для кого это: Родители кошек, которые хотят убить бактерии в экскрементах своих кошек, используя только свой голос. Leo’s Loo Too идеально подходит для умных домов с поддержкой Google и Amazon, позволяя владельцам кошек запускать циклы уборки с помощью голосовой команды. Владельцы кошек также могут «стерилизовать» экскременты своих кошек с помощью ультрафиолетовых лучей.
Цена на момент публикации: 650 долларов США.
Размеры: 24 x 22 x 27,5 дюймов | Вес: 27,5 фунтов | Ввод: 8,5 дюймов | Цвета: Зеленый авокадо, нежно-голубой, серый Лев, нежно-розовый
Значение: Робот-помет 4
Да, Litter-Robot 4 стоит на 50 долларов дороже своего аналога, но мы думаем, что дополнительные 7,7% стоят того. Litter-Robot 4 просто может предложить больше.
Он включает в себя ночник и удобную панель управления, которая позволяет вам вручную давать инструкции роботу, например, опустошать мусор или запускать цикл уборки, если это необходимо. Его парное приложение даже отслеживает уровни отходов и мусора, чтобы вы знали, когда пришло время его опорожнить.
Конечно, Leo’s Loo Too не лишен собственных интересных функций. По данным Smarty Pear, УФ-лучи уничтожают 99,9% бактерий. У него также есть собственное приложение, и, как мы упоминали ранее, вы можете подключить машину к Amazon Alexa или Google Home, чтобы управлять ею с помощью голосового управления.
Поскольку оба этих автоматических лотка довольно дорогие, выбор может зависеть от ваших индивидуальных предпочтений.
Устранение запаха: Leo’s Loo Too
Самая большая жалоба, которую наша команда по тестированию подала на Litter-Robot 4, заключалась в том, что он может быть вонючим. Поскольку машина отделяет какашки от наполнителя, наполнитель больше не может предотвратить выделение неприятных запахов отходами. Теперь робот запечатывает отходы в фильтрующем отсеке, который может устранить запахи, но вам нужно купить новые ловушки для запахов Whisker, чтобы не допустить запаха.
Loo Too от Leo получил более высокий балл (5/5) за предотвращение запаха. Наши тестировщики чувствовали себя комфортно, проработав неделю или больше без необходимости опорожнять ящик для отходов. Владельцу одной кошки приходилось опорожнять свой ящик всего раз в месяц, хотя на тот момент это был довольно полный мешок.
Дизайн: Робот-помощник 4
Litter-Robot 4 заслуживает одобрения по двум основным причинам: широкое отверстие для входа кошек, простота очистки и обслуживания. Эта итерация Litter-Robot имеет отверстие на 5,5 дюймов шире, чем его предшественник, Litter-Robot 3. Это сделало его привлекательным для кошек наших тестеров.
Более крупные компоненты также облегчают очистку Litter-Robot 4. Вы даже можете снять ствол и распылить на робота, если вам нужно.
Наши тестеры обнаружили, что Leo’s Loo Too труднее чистить, хотя он меньше и представлен в большем разнообразии цветов, чем Litter-Robot 4. Если один из его четырех цветов соответствует эстетике вашего дома, он может подойти вам.
Остин Кэннон — редактор журнала The Spruce Pets. За почти три года он написал и отредактировал сотни статей о здоровье и поведении домашних животных.
9 лучших автоматических кормушек для кошек 2023 года, проверенные и проверенные
МКПП — роботизированная коробка передач
Любой современный автомобиль не может плавно заводиться и двигаться, если в его устройстве нет трансмиссии. На сегодняшний день существует большое разнообразие всевозможных коробок передач, которые не только позволяют водителю подобрать вариант, соответствующий его материальным возможностям, но и дают возможность получить максимальный комфорт от вождения.
Кратко об основных видах трансмиссии описано в отдельный отзыв . Теперь поговорим подробнее о том, что такое роботизированная коробка передач, ее основные отличия от механической коробки передач, а также рассмотрим принцип работы этого агрегата.
Что такое роботизированная коробка передач
Работа коробки передач практически идентична механическому аналогу за исключением некоторых особенностей. Устройство робота включает в себя множество деталей, составляющих уже знакомую всем механическую версию коробки. Основное отличие роботизированного в том, что управление у него микропроцессорного типа. В таких коробках переключение передач осуществляется электроникой на основе данных датчиков двигателя, педали газа и колес.
Роботизированную коробку тоже можно назвать автоматом, но это неправильное название. Дело в том, что АКПП часто используется как обобщающее понятие. Так вот, тот же вариатор имеет автоматический режим переключения передаточных чисел, так что у некоторых он тоже автомат. Фактически по устройству и принципу работы робот ближе к механической коробке.
Внешне отличить АКПП от МКПП невозможно, ведь у них может быть идентичный селектор и корпус. Проверить коробку передач можно только во время движения автомобиля. Каждый тип агрегата имеет свои особенности работы.
Основная цель роботизированной трансмиссии — максимально облегчить управление автомобилем. Водителю не нужно самостоятельно переключать передачи – эту работу выполняет блок управления. Помимо комфорта, производители АКПП стремятся удешевить свою продукцию. На сегодняшний день робот является самым бюджетным типом коробки передач после механики, но он не обеспечивает такого комфорта вождения, как вариатор или автомат.
Принцип работы роботизированной коробки передач
Роботизированная коробка передач может переключаться на следующую скорость автоматически или полуавтоматически. В первом случае микропроцессорный блок получает сигналы от датчиков, на основании которых срабатывает запрограммированный производителем алгоритм.
Большинство коробок передач оснащены ручным селектором. При этом скорости все равно будут включаться автоматически. Единственное, водитель может самостоятельно сигнализировать о моменте включения повышенной или пониженной передачи. Аналогичный принцип имеют некоторые автоматические коробки передач типа Tiptronic.
Чтобы увеличить или уменьшить скорость, водитель перемещает рычаг селектора в сторону + или в сторону -. Благодаря этому варианту некоторые люди называют эту трансмиссию секвентальной или секвентальной.
Роботизированная коробка работает по следующей схеме:
- Водитель нажимает на тормоз, запускает двигатель и переводит переключатель режимов движения в положение D;
- Сигнал с блока поступает на блок управления коробкой;
- В зависимости от выбранного режима блок управления активирует соответствующий алгоритм, по которому будет работать блок;
- В процессе движения датчики посылают в «мозг робота» сигналы о скорости движения автомобиля, о загрузке силового агрегата, а также о текущем режиме коробки передач;
- Как только показатели перестают соответствовать установленной с завода программе, блок управления дает команду на переключение на другую передачу. Это может быть как увеличение, так и уменьшение скорости.
При управлении автомобилем с механикой водитель должен чувствовать свое транспортное средство, чтобы определить момент, когда нужно переключиться на другую скорость. В роботизированном аналоге происходит аналогичный процесс, только водителю не нужно думать, когда перевести рычаг переключения передач в нужное положение. Вместо этого это делает микропроцессор.
Система отслеживает всю информацию со всех датчиков и подбирает оптимальную передачу для конкретной нагрузки. Чтобы электроника могла переключать передачи, трансмиссия имеет гидромеханический привод. В более распространенном варианте вместо гидромеханики устанавливается электропривод или сервопривод, который включает/отключает сцепление в коробке (кстати, это имеет некоторое сходство с коробкой-автоматом — сцепление расположено не там, где его находится в МКПП, а именно возле маховика, но в самом корпусе коробки передач).
При подаче блоком управления сигнала о том, что пора переключаться на другую скорость, первым включается первый электрический (или гидромеханический) сервопривод. Он отключает фрикционные поверхности сцепления. Затем второй сервопривод перемещает шестерни в механизме в нужное положение. Затем первый медленно отпускает сцепление. Такая конструкция позволяет работать механизму без участия водителя, поэтому у машины с роботизированной трансмиссией нет педали сцепления.
Многие коробки переключения передач имеют принудительные положения передач. Этот так называемый типтроник позволяет водителю самостоятельно контролировать момент переключения на более высокую или более низкую скорость.
Устройство роботизированной коробки передач
На сегодняшний день существует несколько типов роботизированных коробок передач для легковых автомобилей. В некоторых приводах они могут отличаться друг от друга, но основные детали остаются идентичными.
Вот узлы входящие в коробку передач:
- Сцепление. В зависимости от производителя и модификации узла это может быть одна деталь с фрикционной поверхностью или несколько однотипных дисков. Чаще всего эти элементы находятся в охлаждающей жидкости, которая стабилизирует работу агрегата, не допуская его перегрева. Преселективный или двойной вариант считается более эффективным. В этой модификации, пока включена одна передача, второй набор готовится включить следующую скорость.
- Основная часть — обычная механическая коробка. Каждый производитель использует разные собственные разработки. Например, робот от марки Mercedes (Speedshift) — это внутри АКПП 7G-Tronic. Отличие агрегатов только в том, что вместо гидротрансформатора используется сцепление с несколькими фрикционными дисками. Аналогичный подход у BMW. Его коробка передач SMG основана на шестиступенчатой механической коробке передач.
- Сцепление и привод коробки передач. Есть два варианта – с электроприводом или гидромеханическим аналогом. В первом случае сцепление выжимается электродвигателем, а во втором — гидроцилиндрами с клапанами ЭМ. Электропривод работает медленнее гидравлики, но не требует поддержания постоянного давления в магистрали, от чего работает электрогидравлический тип. Гидравлический робот значительно быстрее переходит на следующий этап (0,05 секунды против 0,5 секунды у электрического аналога). На бюджетные автомобили в основном устанавливается электрическая коробка передач, а на премиальные спорткары – гидромеханическая, так как в них крайне важна скорость переключения передач без прерывания подачи питания на карданный вал.
- Датчик. Таких деталей в роботе очень много. Они контролируют множество различных параметров трансмиссии, например, положение вилок, обороты входного и выходного валов, в каком положении заблокирован селектор, температуру охлаждающей жидкости и т. д. Вся эта информация подается на устройство управления механизмом.
- ЭБУ представляет собой микропроцессорный блок, в который запрограммированы разные алгоритмы с разными показателями, поступающими от датчиков. Этот блок подключается к основному блоку управления (оттуда поступают данные о работе двигателя), а также к электронным системам блокировки колес (ABS или ESP).
- Приводы — гидроцилиндры или электродвигатели в зависимости от модификации коробки.
Особенности работы РКПП
Для плавного трогания автомобиля водитель должен правильно пользоваться педалью сцепления. После того, как он включил первую или заднюю передачу, ему нужно плавно отпустить педаль. Как только водитель почувствует зацепление дисков, отпуская педаль, он может увеличить число оборотов двигателя, чтобы автомобиль не заглох. Так работает механика.
Идентичный процесс происходит в роботизированном аналоге. Только в этом случае от водителя не требуется большого мастерства. Ему нужно только перевести переключатель коробки в соответствующее положение. Автомобиль начнет движение в соответствии с настройками блока управления.
Простейшая модификация с одним сцеплением работает так же, как и классическая механика. Однако при этом наблюдается наличие одной проблемы – электроника не фиксирует обратную связь от сцепления. Если человек способен определить, насколько плавно нужно отпускать педаль в конкретном случае, то автоматика работает более жестко, поэтому движение автомобиля сопровождается ощутимыми рывками.
Особенно это чувствуется в модификациях с электроприводом исполнительных механизмов — при переключении передачи сцепление будет в разомкнутом состоянии. Это будет означать разрыв потока крутящего момента, из-за чего машина начнет тормозить. Поскольку скорость вращения колес уже меньше соответствует включенной передаче, возникает небольшой рывок.
Инновационным решением этой проблемы стала разработка модификации с двойным сцеплением. Ярким представителем такой трансмиссии является Volkswagen DSG. Давайте подробнее рассмотрим его особенности.
Характеристики роботизированной коробки передач DSG
Аббревиатура расшифровывается как коробка передач прямого переключения. По сути, это две механические коробки, установленные в одном корпусе, но с одной точкой подключения к шасси машины. Каждый механизм имеет свою муфту.
Главной особенностью этой модификации является преселективный режим. То есть, пока работает первый вал с включенной передачей, электроника уже подключает соответствующие шестерни (при разгоне повышать передачу, при торможении — понижать) второго вала. Главный привод должен только отключить одну муфту и подключить другую. Как только от блока управления поступает сигнал о переходе на другую ступень, рабочая муфта размыкается, и тут же подключается вторая с уже зацепленными шестернями.
Такая конструкция позволяет ездить без сильных рывков при разгоне. Первая разработка преселективной модификации появилась в 80-х годах прошлого века. Правда, потом роботы с двойным сцеплением стали устанавливать на раллийные и гоночные автомобили, в которых большое значение имеет скорость и точность переключения передач.
Если сравнивать коробку DSG с классическим автоматом, то у первого варианта больше преимуществ. Во-первых, за счет более привычного строения основных элементов (за основу производитель может взять любой готовый механический аналог) такая коробка будет дешевле в продаже. Этот же фактор влияет и на обслуживание агрегата – механика надежнее и проще в ремонте.
Это позволило производителю установить инновационную трансмиссию на бюджетные модели своей продукции. Во-вторых, многие владельцы автомобилей с такой коробкой передач отмечают увеличение экономичности автомобиля по сравнению с идентичной моделью, но с другой коробкой передач.
Инженеры концерна VAG разработали два варианта трансмиссии DSG. Один из них помечен цифрой 6, а другой цифрой 7, что соответствует количеству ступенек в рамке. Также шестиступенчатый автомат использует мокрое сцепление, а семиступенчатый аналог – сухое. Более подробно о плюсах и минусах коробки DSG, а также чем еще модель DSG 6 отличается от седьмой модификации, рассказано в отдельный артикул .
Достоинства и недостатки
Рассматриваемый тип трансмиссии имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам коробки можно отнести:
- Такую трансмиссию можно использовать в паре с силовым агрегатом практически любой мощности;
- По сравнению с вариатором и автоматом, роботизированная версия дешевле, хотя это довольно инновационная разработка;
- Роботы надежнее других АКПП;
- Благодаря внутреннему сходству с механикой проще найти специалиста, который возьмется за ремонт агрегата;
- Более эффективное переключение передач позволяет использовать мощность двигателя без критического увеличения расхода топлива;
- За счет повышения эффективности машина выбрасывает меньше вредных веществ в окружающую среду.
Несмотря на явные преимущества перед другими АКПП, у робота есть несколько существенных недостатков:
- Если автомобиль оснащен однодисковым роботом, то поездку на таком транспортном средстве нельзя назвать комфортной. При переключении передач будут ощутимые рывки, как будто водитель резко бросает педаль сцепления на механику.
- Чаще всего в узле выходит из строя сцепление (меньше плавность включения) и исполнительные механизмы. Это усложняет ремонт трансмиссий, так как они имеют небольшой рабочий ресурс (около 100 тысяч километров). Сервоприводы редко можно отремонтировать, а новый механизм стоит дорого.
- Что касается сцепления, то ресурс диска тоже очень мал — около 60 тысяч. При этом примерно на половине ресурса необходимо осуществлять «подключение» коробки по условию поверхности трения деталей.
- Если говорить о преселективной модификации DSG, то она оказалась более надежной за счет меньшего времени переключения скоростей (благодаря этому машина не так сильно тормозит).
Несмотря на это, адгезия у них все же страдает.
Принимая во внимание перечисленные факторы, можно сделать вывод: по надежности и сроку службы механике пока нет равных. Если упор делается на максимальный комфорт, то лучше выбрать вариатор (в чем его особенность, читайте здесь ). Следует учитывать, что такая трансмиссия не даст возможности экономить топливо.
В завершение предлагаем небольшое видео-сравнение основных видов трансмиссий — их плюсы и минусы:
Как выбрать машину, какая коробка лучше: автомат, вариатор, робот, механика
Посмотреть это видео на YouTube
Вопросы и ответы:
Чем отличается автомат от робота? АКПП работает за счет гидротрансформатора (жесткой связи с маховиком через сцепление нет), а робот аналогичен механике, только скорости переключаются автоматически.
Как переключать передачи на роботизированной коробке? Принцип управления роботом идентичен управлению автоматом: нужный режим выбирается на селекторе, а обороты двигателя регулируются педалью газа.