Что такое ЭБУ (ECU) в автомобиле
Процесс чип-тюнинга заключается в смене программы управления двигателем в электронном блоке управления(ЭБУ). А что такое ЭБУ, как он устроен и за что отвечает — мы рассмотрим в этой статье.
С 80-х годов для повышения экологичности и экономичности (и ни для чего другого) вместо карбюратора установили систему впрыска и на форсунку повесили «мозги» — электронный блок управления (ЭБУ), или electronic control unit (ECU). Управлял он впрыском, углом опережения зажигания и подачей воздуха. С тех пор прошло достаточно много времени, и на сегодняшний день в автомобиле легко может находиться около 80 блоков управления самыми разными узлами — от подогрева сидений до системы автоматической парковки.
Электронный блок управления — это герметично закрытая металлическая (в редких случаях — с пластиковой крышкой) коробка в которую идет пара толстых кабелей. В самом блоке, наиболее важными элементами является микроконтроллер и EPROM (Erasable Programmable Read Only Memory — энергонезависимая память с возможностью перепрограммирования)
Микроконтроллер отвечает за обработку сигналов от датчиков по программе, содержащейся в EPROM. В памяти блока находятся так называемые Калибровки — таблицы со значениями по конкретному узлу «что показывает датчик»->»что нужно передать(открыть/закрыть/
Програма в EPROM отвечает за использование калибровок и за их обновление. Многие величины не могут быть заложены в память и всегда выдавать эталонный результат — тот же УОЗ будет разным при разном зазоре электрода на свече, поэтому значения постоянно обновляются. Это назвается самообучение блока.
В зависимости от предназначения блоки управления имеют разделение по видам.
ECM(Engine Control Module) — модуль, отвечающий за работу двигателя. Ранее его называли ECU — Engine Control Unit, и EMS (Engine management system).
Формирование топливной смеси, время впрыска, зажигание, контроль скорости вращения валов — это его область ответственности. И да, чип-тюнинг мотора затрагивает именно его. Изменения вносятся в значения калибровок и в управляющую программу EPROM, благодаря чему получается исправить некоторые ошибки и недочеты производителя, увеличить мощность и крутящий момент (в основном за счет более точной топливной корректировки из-за исключения работы с 92-м октаном), отключить некоторые экологические функции. Основные датчики, работающие на этот блок — датчик массового расхода воздуха(ДМРВ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и еще несколько десятков датчиков напрямую или косвенно влияющие на работу двигателя. Например, датчик неровной дороги помогает отличить электронному мозгу детонацию двигателя от вибрации при езде по колдобинам.
EBCM(Electronic Brake control module) — электронный блок контроля тормозной системы. Система ABS — Anti-block system управляется именно им. На входе в этот блок подаются значения нажатия педали тормоза, скорость автомобиля, скорость вращения каждого колеса и положение ключа зажигания. Кстати, на большинстве автомобилей именно эта система используется для анализа накачанности колес. По скорости вращения колеса можно определить его радиус, сравнить с эталонным и в случае значительного отклонения от нормы — зажечь лампочку на приборке.
PCM (Powertrain control module) — модуль управления силовой установкой, или передачи крутящего момента на колеса. Отвечает за коробку передач, круиз-контроль, режим овердрайва (переключение на повышенную передачу для повышения экономичности при езде по трассе) и выполняет другие функции по обеспечению корректной работы этого узла.
VCM(Vehicle control module) — модуль контроля автомобиля. Отвечает за безопасность — EPS, ACC, ESC и подушки безопасности. Расположен, как правило в середине салона, подальше от источников опасности.
BCM(Body control module) — управление сиденьями, стеклоочистителями, стеклоподъемниками, люками в крыше и самими крышами (у кабриолетов)
Самый интересный для чип-тюнинга блок — управления двигателем. Хотя и блок управления коробкой (PCM) тоже вызывает множество вопросов и пожеланий…хотя на самом деле всего один — можно ли сделать так, чтобы автомат перестал «тупить» и не в ущерб надёжности? В большинстве случаев — нельзя. В редких случаях — можно.
Электронный мозг имеет свои органы восприятия — датчики. Ориентируясь на их показания он принимает решения. Некоторые используют эту возможность для обмана электромозга в своих целях — например, включив в цепь между ЭБУ и датчиком «хитрый» приборчик можно добиться от ЭБУ нужной реакции. Такой подход был весьма оправдан на раннем этапе использования ЭБУ, когда программы были простыми. Подать неверный сигнал, например, с второй лямбды о том, что «катализатор по-прежнему на месте, а вовсе даже не удалён» было простым и дешевым решением. Но сейчас блоки стали гораздо умнее, программы на много порядков усложнились и теперь одновременно анализируется несколько десятков показаний датчиков, строятся тренды и проверяются отклонения. Обмануть мозги внося исправленные данные в один единственный датчик уже невозможно.
Всевозможных датчиков, передающих информацию в электромозг автомобиля очень и очень много. Обо всех рассказывать долго, да и в рамках нашей общеобразовательной статьи не нужно. Но о самых главных — мы расскажем.
MAT Sensor (Manifold Air temperature) — датчик температуры воздуха впускного коллектора.
CTS Sensor (Coolant Temperature Sensor) — датчик температуры охлаждающей жидкости
.
CPS Sensor (Camshaft/Crankshaft Position) датчик положения распредвала или коленвала.
KS (Knock Sensor) — датчик детонации
.
HO2S (Heated Oxygen Sensor) — датчик кислорода, или лямбда. Обычно их два — первый датчик находится после выпускного коллектора и анализирует количество кислорода в сгоревшей смеси. На основании показаний этого датчика ЭБУ корректирует топливную смесь. Второй датчик кислорода стоит после катализатора и оценивает эффективность его (катализатора) работы. Вторую лямбду пытаются обмануть при помощи всевозможных «обманок» и именно её отключают программисты-чиптюнеры. Если интересно что лучше — обманка или программное отключение катализатора, то советуем почитать этот материал)
VSS (Vehicle Speed Sensor) — датчик скорости.
MAP Sensor (Manifold Absolute Pressure) — ДАД — датчик абсолютного давления.
MAF Sensor (Mass Air Flow) — ДМРВ — датчик массового расхода воздуха.
nstuning.ru
что это такое, где находится, принцип работы и фото
Каждое современное транспортное средство оснащается электронной системой управления двигателем ЭСУД. Основным элементом системы является блок управления двигателем, позволяющий обеспечить оптимальную работу силового агрегата. Что это за устройство, какие функции выполняет ЭБУ, в чем заключается его принцип действия? Ответы на эти и другие вопросы касательно ЭСУД вы можете найти ниже.
Описание ЭБУ
Для начала рассмотрим описание ЭБУ двигателя автомобиля, его типовые параметры, а также расскажем, где находится девайс. Начнем с основных опций, возложенных на это устройство.
Функционал
Итак, что такое ЭБУ в машине? Блок управления двигателем представляет собой устройство, использующееся для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд на исполнительные механизмы. Данные, которые получает система управления мотором в машине, обрабатываются по установленному производителем алгоритму. После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды на исполнительные механизмы и компоненты.
Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать важные параметры для функционирования силового агрегата, в частности:
- наладить наиболее оптимальный расход горючего;
- контролировать состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
- произвести контроль за показателями крутящего момента;
- обеспечить наиболее оптимальную мощность силового агрегата;
- произвести регулировку положения заслонки дросселя;
- контролировать работу системы зажигания;
- отрегулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
- произвести управления фазами газораспределительного механизма;
- произвести регулировку температуры антифриза при необходимости.
Нужно учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ЭСУД, управляющий модель может выполнять и другие опции. Этот девайс также дает возможность произвести диагностику автомобиля в целом, если в работе тех или иных узлов были зафиксированы неполадки. О необходимости проведения проверки может свидетельствовать появление лампочки Чек на щитке приборов.
Контрольная лампа системы управления двигателем, которая стоит на приборке, появляется в том случае, если ЭСУД обнаружила неисправности в функционировании тех или иных узлов. Для получения более точных данных о поломках, автовладелец должен осуществить компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео — Павел Ксенон).
Теперь рассмотрим воп
autocentrum.ru
ЭБУ (электронный блок управления) — Словарь автомеханика
ЭБУ — сокращение от термина «электронный блок управления двигателем» на английском языке звучит Powertrain Control Module, представляет собой одну из основных частей системы контроля за двигателем транспортного средства. Часто этот блок называют «мозг» системы управления двигателем. ЭБУ принимает и обрабатывает входящую информацию от большинства датчиков автомобиля и, оперируя собранными данными, обуславливает управляющее воздействие на большинство управляющих систем.
Преимущества электронного блока управления двигателем:
- оптимизация мощности и крутящего момента двигателя;
- оптимизация расхода горючего и состава отработанных топливных газов;
- оптимизация остальных опций работы двигателя внутреннего сгорания.
Основной принцип работы блока управления двигателем
Приспособление сконструировано по принципу объединения программного обеспечения и аппаратной части девайса. Основным компонентом аппаратного обеспечения можно назвать микропроцессор, перерабатывающий аналоговые сигналы с датчиков автомобиля. В некоторых случаях бортовик обеспечивает аппаратное воздействие, совершаемое с помощью совместного перерабатывающего устройства.
Модули программного обеспечения блока управления:
Функциональный. Получает и обрабатывает сигналы от сенсоров, а также оказывает управляющее воздействие на отдельные устройства автомобиля.
Контролирующий. Выполняет проверку и корректирует сигналы. Большинство Электронных Блоков Управления являют собой программированное устройство, благодаря чему пользователь в любой момент может перепрограммировать девайс. Эта функция особенно актуальна для тех, кто решил заняться тюнингом двигателя: установкой турбины и гиперкулера, внесением изменений в топливную систему или установкой дополнительного оборудования для обработки дополнительных видов топлива.
Функции, которые выполняет электронный блок управления двигателем:
- Оптимизация, корректировка и контроль за впрыском топлива;
- Корректирование положения заслонки при любом ходу;
- Оптимизация систем, отвечающих за зажигание, предотвращение неполадок связанных с ним;
- Регулирование отработанных газов и управление системами сбора паров отработанного топлива;
- Продвинутое регулирование большинства систем регулирования газов и управление их распределением;
- Регулирование температуры жидкости для охлаждения.
Электронный блок управления двигателем подключается ко всей электронике автомобиля и работает в совокупности с ними.
Основные признаки проблем с электронным блоком управления:
Замену ЭБУ нужно производить лишь после тщательной диагностики и определения причин неисправности.
- отсутствие сигналов, отвечающих за управление системами двигателя и исполнительными механизмами;
- отсутствие реакции на регулирование датчиков автомобиля;
- полное отсутствие любой связи с подключающимся диагностическим устройством;
- физические повреждения ЭБУ.
Основные причины возникновения неисправностей в ЭБУ:
- Вмешательство в электронные системы авто неквалифицированным работником;
- «Прикуривание» при рабочем двигателе автомобиля;
- Неправильное подключение полярности аккумулятора авто;
- Снятие клеммы аккумулятора при рабочем двигателе;
- Запуск стартера при отсоединенной силовой шине;
- Попадание электрода на датчики или проводку при проведении сварочных работ;
- Чрезмерная влажность, что приведет к попаданию воды в блок ЭБУ;
- Неисправность частей системы зажигания;
- Замыкание или частичных обрыв проводки автомобиля.
При возникновении неисправности следует незамедлительно отвезти автомобиль в сервис.
В сервисных условиях можно определить лишь основные коды внутренних неисправностей. Блок ремонту не подлежит, меняется целиком.
Произвести самостоятельный поиск неисправности можно следуя универсальному алгоритму:
- визуальный осмотр электронного блока управления двигателем;
- сканирование с помощью специального оборудования;
- проверка исправности приспособления путем его замены;
- мониторинг функций обеспечения работы бортовика;
- полная проверка функций исполнения бортовика.
Прежде, чем произвести визуальный осмотр или замену, нужно убедиться что:
- в бензобаке отсутствует топливо;
- в выхлопной трубе отсутствует затычка;
- клеммы аккумулятора надежно затянуты;
- электропроводка авто не повреждена;
- ключ зажигания подлинный.
Следует отметить один важный момент — когда вы меняете блок управления, то основная работа заключается в подключение к проводке через соответствующие разъемы. Подключение часто усложняется и труднодоступностью к расположению ЭБУ.
Нужно помнить, что в любом случае перед тем как подключать блок нужно отсоединить клемму от аккумулятора, иначе вероятность выхода из строя электронного блока очень высока.
А вместе с ним, последствия коснутся работы электропитания, трансмиссии, выхлопной системы и других элементов. Поскольку для правильного функционирования, электронный блок нуждается в сигналах от всех датчиков, ему требуется нормальное напряжение от аккумуляторной батареи, хорошее соединение с «массой» и возможность отправлять управляющие импульсы и сигналы всем исполнительным устройствам электронной системы.
Связанные термины
etlib.ru
что это такое, где находится, принцип работы и фото
Каждое современное транспортное средство оснащается электронной системой управления двигателем ЭСУД. Основным элементом системы является блок управления двигателем, позволяющий обеспечить оптимальную работу силового агрегата. Что это за устройство, какие функции выполняет ЭБУ, в чем заключается его принцип действия? Ответы на эти и другие вопросы касательно ЭСУД вы можете найти ниже.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Описание ЭБУ
Для начала рассмотрим описание ЭБУ двигателя автомобиля, его типовые параметры, а также расскажем, где находится девайс. Начнем с основных опций, возложенных на это устройство.
Функционал
Итак, что такое ЭБУ в машине? Блок управления двигателем представляет собой устройство, использующееся для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд на исполнительные механизмы. Данные, которые получает система управления мотором в машине, обрабатываются по установленному производителем алгоритму. После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды на исполнительные механизмы и компоненты.
Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать важные параметры для функционирования силового агрегата, в частности:
- наладить наиболее оптимальный расход горючего;
- контролировать состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
- произвести контроль за показателями крутящего момента;
- обеспечить наиболее оптимальную мощность силового агрегата;
- произвести регулировку положения заслонки дросселя;
- контролировать работу системы зажигания;
- отрегулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
- произвести управления фазами газораспределительного механизма;
- произвести регулировку температуры антифриза при необходимости.
Нужно учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ЭСУД, управляющий модель может выполнять и другие опции. Этот девайс также дает возможность произвести диагностику автомобиля в целом, если в работе тех или иных узлов были зафиксированы неполадки. О необходимости проведения проверки может свидетельствовать появление лампочки Чек на щитке приборов.
Контрольная лампа системы управления двигателем, которая стоит на приборке, появляется в том случае, если ЭСУД обнаружила неисправности в функционировании тех или иных узлов. Для получения более точных данных о поломках, автовладелец должен осуществить компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео — Павел Ксенон).
Теперь рассмотрим вопрос расположения управляющего модуля в автомобиле. В большинстве случаев, как видно по фото, девайс стоит в салоне автомобиля, за центральной консолью, посредине. Для получения доступа к устройству необходимо будет разобрать часть торпеды. Также ЭБУ может быть расположен за вещевым ящиком или приборной панелью, если же он был установлен самостоятельно, то место монтажа определяется установщиком. В некоторых моделях авто устройство находится в моторном отсеке.
Компоненты
Две основные составляющие любой электронной системы управления двигателем — это программное, а также аппаратное обеспечение.
Программное обеспечение, в свою очередь, включает в себя следующие вычислительные модули:
- Контрольный модуль, изначально предназначенный для проверки транспортного средства и инспектирования исходящих сигналов. Благодаря этому модулю, если нужно, осуществляется корректировка импульсов. Помимо этого, контрольный модуль позволяет даже заглушить мотор, если в этом есть необходимость (к примеру, при перегреве или других неполадках).
- Не менее важный модуль — функциональный. Он используется для получения сигналов, передающихся на блок управления автомобиля от контроллеров и датчиков. Когда модуль получает сигнал, он его обрабатывает, а затем формирует определенные команды, которые впоследствии посылаются на исполнительные элементы (автор видео — Павел Ксенон).
Также схема ЭБУ включает в себя и аппаратное обеспечение, которое включает в себя разные электронные элементы — микросхемы, процессор и т.д. В конструкции управляющего модуля имеется специальный аналогово-цифровой преобразователь, предназначенный для улавливания аналоговых сигналов, которые передают контроллеры и датчики. С помощью преобразовательного устройства осуществляется перевод полученных импульсов в цифровой формат, с которым в дальнейшем работает сам процессор. Также данный элемент преобразует импульсы и в обратной последовательности, если есть необходимость передачи сигнала от микропроцессора.
Отдельно следует сказать о защите модуля. В случае взлома автомобиля злоумышленник может с легкостью получить доступ к ЭБУ, вскрыв торпеду. Защита ЭБУ может быть обеспечена путем установки дополнительного сейфа либо специального резервуара, который позволит предотвратить получение преступником доступа к устройству. Здесь же нужно отметить такой момент, как взаимозаменяемость ЭБУ.
Взаимозаменяемость ЭБУ автомобиля позволяет заменить управляющий модуль в машине в случае его выхода из строя, однако это также позволит преступнику поменять установленный в авто блок на собственный. Благодаря чему злоумышленник сможет обойти противоугонную систему, именно поэтому важно позаботиться о защите модуля.
Принцип работы
Если говорить о принципе действия, то блок управления мотором получает сигналы от различных датчиков, их количество может изменяться в зависимости от типа авто:
- импульсы от лямбда-зонда;
- сигналы о расходе воздуха, поступающие от ДМРВ;
- о температуре работы двигателя;
- о положении коленвала, а также о частоте его работы:
- о неровной дороге;
- о скорости авто и т.д.
Обрабатывая полученные сигналы, управляющий блок передает команды на различные системы:
- Зажигания машины. Как известно, транспортное средство, в зависимости от того, какой двигатель на него установлен, может быть оснащено одной или несколькими катушками. В соответствии с полученным сигналом система зажигания определяет оптимальный режим для подачи искры, что необходимо для возгорания топливовоздушной смеси.
- На приборную панель. Лампа Чек, как сказано выше, является связующим звеном между блоком и водителем. Ее появление на приборке может быть обусловлено обнаружением ЭСУД неполадок в работе тех или иных узлов. В некоторых случаях сообщения об ошибке свидетельствуют о неисправности тех или иных датчиков.
- На форсунки силового агрегата, с помощью которых осуществляется наиболее оптимальный впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС. Нужно учитывать, что частота изменения объема смеси может быть разной.
- На устройства для тестирования ЭСУД (автор видео — Павел Ксенон).
Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем
Сначала рассмотрим достоинства:
- с помощью ЭСУД осуществляется оптимизация основных рабочих параметров автомобиля;
- снижается расход воздушного потока;
- обеспечивается более упрощенный запуск силового агрегата;
- у автовладельца больше нет необходимости производить регулировку параметров работы мотора, практически все, что нужно, регулируется автоматически;
- если двигатель работает правильно, то корректная работа ЭБУ позволит добиться оптимальных параметров в плане экологической чистоты.
Основные недостатки:
- Стоимость ЭБУ достаточно высокая. В случае выхода из строя девайс можно попытаться отремонтировать, но если это не поможет, то устройство подлежит замене.
- Чтобы система работала правильно, проводка автомобиля должна быть целой, в частности, речь идет об участке цепи питания самой ЭСУД.
- Для оптимальной работы водитель должен заправлять только качественное горючее.
- Чтобы выявить поломку в работе агрегата, автовладельцу потребуется специальное оборудование, которое обычно стоит недешево.
Фотогалерея
Несколько фото автомобильного ЭБУ.
Загрузка …Видео «Ремонт электронного блока управления своими руками»
В ролике ниже представлен процесс ремонта блока ЭСУД, а также основные особенности этого процесса с описанием всех нюансов (автор видео — канал Авто Практика).
avtoklema.com
что это такое и где находится?
В данной статье вы узнаете про такое устройство, как ЭБУ. Что это такое и для каких целей оно необходимо автомобилю? Сейчас и постараемся разобраться в этом. В последние годы вышли из производства автомобили, в которых впрыск топлива осуществлялся при помощи карбюратора. Сегодня все машины оснащены системами с принудительным впрыском. Принцип их работы намного проще, но вероятность поломки больше. В частности, если выйдет один датчик, двигатель начинает работать неправильно.
Как работает блок управления?
Это устройство еще называют «мозгом». А ведь и правда, именно этот черный ящик «думает», как должен работать двигатель в различных режимах. Он ежесекундно проводит контроль десятков параметров мотора, выбирает наиболее оптимальный процент содержания воздуха в смеси с бензином. Открывает и закрывает своевременно форсунки, которыми производится подача топлива в камеры сгорания. Вряд ли кто-то может думать так же быстро, как и блок управления. К нему подключены не только датчики, но и исполнительные механизмы. Например, те же форсунки, а также регулятор холостого хода и другие. Чтобы более детально изучить принцип функционирования, вам потребуется рассмотреть схему этого устройства. А вот принципиальная схема ЭБУ приведена в статье.
Внутреннее устройство ЭБУ
В основе его лежит микроконтроллер. У него имеются порты ввода и вывода, к которым произведено подключение всех механизмов и датчиков. Среди последних стоит выделить тот, который замеряет расход воздуха. На его примере будет рассмотрено то, как происходит подача сигналов на электронный блок управления. Все датчики подключены к портам ввода либо при помощи специальных делителей напряжения, либо же усилителей на ОУ. Это усилительные каскады на микросхемах или полевых транзисторах. С их помощью производится увеличение уровня сигнала, поступающего от датчиков. А вот порты вывода необходимы для проведения управления. Стоит отметить, что распиновка ЭБУ у различных автомобилей отличается. Поэтому применить мозги от «Шевроле» на «Ладе» вряд ли получится без существенных переделок. Например, форсунки подключены к ним. Но не все так просто, порт вывода микроконтроллера может управлять только лишь слабой нагрузкой. Другими словами, обмотку форсунки к нему нельзя подключить напрямую. Поэтому между ними устанавливаются специальные сборки на полевых транзисторах. Они позволяют усиливать во много раз сигнал от контроллера. Называются они сборками Дарлингтона.
Алгоритм работы
Но без одной составляющей не сможет работать микроконтроллер – без алгоритма. Визуально его можно представить в виде дерева с множеством параметров. В нем заложены все «вопросы», на которые необходимо ответить электронному мозгу. Например, если частота вращения коленчатого вала рана 2000 об/мин, а концентрация кислорода слишком мала, при этом расход воздуха увеличивается. Что же делать двигателю в таком случае? Микроконтроллер моментально отвечает на все эти вопросы, подводя алгоритм к решению возникшей проблемы. И тут же производит подачу импульсов на порты вывода, приводя работу двигателя в нормальное состояние. Это не то иное, как прошивка ЭБУ.
Где производится монтаж ЭБУ?
Он устанавливается на всех инжекторных автомобилях. С его помощью производится анализ и сбор всей информации, которая поступает от датчиков, расположенных на двигателе внутреннего сгорания. К сожалению, электронный блок иногда выходит из строя. Поэтому его необходимо заменять новым. Перед началом проведения ремонта, связанного со снятием электронного блока, вам потребуется обесточить электросеть всего автомобиля. Для этого отключаете от аккумулятора минусовую клемму. Это позволит избежать случайных замыканий в электроцепи. Обратите внимание, что даже кратковременное короткое замыкание запросто спровоцирует выход из рабочего состояния определенных элементов, в частности полупроводников в блоке управления, а также предохранителей. Обратите внимание на то, где находится ЭБУ. На первых автомобилях «Лада Калина», например, он располагается прямо под радиатором печки. И при возникновении протечек блок управления моментально сгорает.
Снятие электронного блока управления
Если взять в пример автомобиль ВАЗ 2107, то в нём ЭБУ (что это такое, вы уже знаете) находится под приборной панелью, в районе ног пассажира. Чтобы было удобнее проводить демонтаж устройства, вам потребуется снимать полку, которая находится непосредственно под бардачком. Для этого вам необходимо выкрутить саморезы, которыми она крепится к парпризу. Чтобы обеспечить доступ до электронного блока управления, необходимо также демонтировать кронштейн, на котором расположены предохранители, и реле, работающие от этого устройства. Теперь можно отключить от электронного блока все провода. Закреплен корпус при помощи двух гаек к кузову автомобиля. При помощи ключа на «10» необходимо выкрутить эти гайки и полностью снять блок управления. Вот и все, ЭБУ двигателя полностью демонтирован, он готов к проведению ремонтных работ или замене. Монтаж нового устройства делается в обратном порядке.
Диагностика датчиков
Рассмотрим на примере отечественного автомобиля ВАЗ, на котором ДМРВ является важнейшим элементом учета всех характеристик, которые необходимо учитывать для правильного впрыска топлива. Как вы уже знаете, все данные, которые поступают от этого прибора, влияют на работу всего двигателя. Крайне важна прошивка ЭБУ, а если точнее, то это топливная карта, в которой заложено несколько важных параметров. В частности, количество воздуха и бензина, подаваемое в рампу для смесеобразования, частота вращения коленвала и нагрузка на мотор. Перед тем как проводить замену этого устройства, необходимо провести небольшую диагностику. Первоначальную проверку можно сделать при помощи обычного мультиметра. С его помощью необходимо проверить значение напряжения, которое присутствует у датчика на выводах.
Для этого отключаете от него штекер. Устанавливаете мультиметр в положении, в котором производится замер напряжения. Минусовой провод соединяется с массой ДВС. При включенном зажигании производится замер напряжения на пятом выводе в штекере, идущем к датчику. Ориентир нужно держать на значение около 12 Вольт. Если имеется сильное отклонение, то имеется неисправность ЭБУ двигателя либо же нарушена проводка к датчику. На четвертом выводе должно быть около 5 Вольт. Если имеется существенное отклонение от этого значения, то причиной этого является также нарушение электропроводки, либо же она кроется в самом блоке управления.
Замена датчика расхода воздуха – стабильная работа двигателя и ЭБУ
Теперь вы в курсе про ЭБУ. Что это такое, для каких целей необходимо, знаете. Пора поговорить немного про устройства измерения, которые влияют на его правильную работу. Заменить датчик довольно-таки просто. Для этого при помощи крестовой отвертки необходимо ослабить хомут, которым закреплен патрубок. Далее снимаете рукав, которым осуществляется отвод воздуха. После этого ключом на «10» необходимо выкрутить два винта, которыми произведено крепление датчика массового расхода воздуха непосредственно к воздушному фильтру. После этого датчик может быть полностью снят. Установка устройства производится в обратном порядке. Если вы снимаете датчик для очистки, не вздумайте во время проведения работ промывать спираль, прикасаться к ней руками или иными предметами. Допускается только распыление спрея на поверхность проволоки из платины.
Заключение
Вы узнали немного про ЭБУ. Что это такое, наверняка поняли. Для каких целей он необходим автомобилю — тоже. Старайтесь следить за состоянием не только электронного блока, но и за датчиками и исполнительными устройствами. Они должны быть быть в идеальном состоянии, чтобы не возникло неполадок.
fb.ru
Как расшифровывается аббревиатура «ЭБУ» и каковы функции этого прибора в автомобиле
Аббревиатура «ЭБУ» расшифровывается по первым буквам словосочетания: электронный блок управления. Прочитать о составляющих ЭБУ и его использовании можно тут. Такой блок представляет собой небольшую электронную плату, отвечающую за сбор с обработкой различной информации, говорящей о состоянии автомобиля. Если тот же движок считается сердцем авто, то, в свою очередь, ЭБУ является, без всякого сомнения, мозгом. ЭБУ за глаза частенько автомобилисты называют «контроллером», так как здесь собрана информация о скорости машины, о температуре движка, об уровне кислорода и прочих составляющих, поступающих напрямую к ЭБУ от датчиков. Кстати, из этого устройства могут исходить команды для системы зажигания и коробки передач, в частности, для автоматической, ABS и насоса топливного, управления светом и др. систем.
ЭБУ относится к прибору-командиру для поддержания автомобильных систем в их рабочем режиме
Если так посмотреть, то ЭБУ, без сомнения, относится к прибору-командиру для поддержания всех систем автотранспортного средства в их рабочем состоянии. В частности, блок управления держит под контролем следующие элементы автомобиля:
- впрыск инжекторов и подачу воздушных масс с системой зажигания;
- управление газовым распределением или газораспределением;
- состав выхлопных газов с управлением автоматической КП;
- поддержка заданного значения температуры;
- контроль за всей осветительной системой, как внутренней, так и наружной;
- поддержание на должном уровне системы подогрева и кондиционирования, подъема стекол и прочих составляющих.
Сам по себе электронный блок управления или ЭБУ представляет собою электронную плату, которая помещена в небольшой корпус, выполненный из алюминия или пластика. Из корпуса будут выходить наружу два разъема под CAN шины. Нередко бывает и дополнительный разъем, с помощью которого осуществляется диагностика и перепрошивка. Непосредственно сама плата блока имеет устройства в виде ОЗУ и ППЗУ, а также ЭРПЗУ.
osoko.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ — DRIVE2
Эту статью я писал в 2009 году когда еще работал в компании CLUTURBO, так что к современным автомобилям это не относится. Но если кому то интересно, то могу написать продолжение. Статья опубликована здесь, да бы объяснить элементарные вещи новой волне «Тюнеров».
16.05.2009
Нам часто задают вопрос какой ЭБУ на автомобиле ВАЗ вы можете «прошить». Отвечаем — любой. Важно не путать понятия чип-тюнинг и калибровка (индивидуальная настройка автомобиля под не стандартную конфигурацию). В этом сейчас мы и попробуем разобраться. На сегодняшний день автомобили семейства ВАЗ встречаются укомплектованые разнообразными ЭБУ как отечественного так и импортного производства. Вернее ЭБУ фирмы Bosch, произведённого по лицензии в России. Довольно редко, но всё же встречаются автомобили с ЭБУ GM или Январь 4. На них мы останавливаться не будем, потому что это уже не актуально. И так, сегодня в своём автомобиле вы можете найти ЭБУ семейства 5.1 или 7.2 Основное, интересующее нас в данный момент, их отличие — разъём подключения к проводке. Семейство 5.1 или 1.5.4 (по bosch), имеет 55-ти контактный, трёхрядный разъём рис.1
Полный размер
РИС 1
Полный размер
Семейство 7.2 или 7.9.7 (по bosch), имеет 81 контактный, четырёхрядный разъём с пятью отдельно вынесенными контактами.
Рис.2
С семейством 5.1 всё довольно просто, если на вашем автомобиле стоял ЭБУ с надписью ЯНВАРЬ-5.х, любой модификации, мы можем произвести калибровку. Если у вас стоит Bosch, то возможен только Чип Тюнинг. Если у вас стоит ЭБУ VS-5.х, то калибровка, у нас, так же не возможна.
С семейством 7.2 не всё так просто. На сегодняшний день можно встретить блоки Bosch — которые мы не имеем возможности калибровать, только Чип Тюнинг, и блоки производства Ителма или Автел — калибровка которых возможна, но с некоторыми оговорками. Эти блоки условно можно разделить на блоки: первого поколения 7.2, блоки второго поколения 7.2+ и блоки третьего поколения М7.3
Блоки первого поколения прекрасно настраиваются, для чего в нашем арсенале имеется инженерный ЭБУ — блок в котором возможно изменение калибровок в реальном времени. Эти блоки можно отличить по номеру прошивки, на рисунке обведено красным.
Номера прошивок для блоков 7.2 следующие: Передний привод 8-кл. Объём 1500 I(A)203EK33, I(A)203EK34, I(A)203EL35, I(A)203EL36
Передний привод 8-кл. Объём 1600 I(A)204DM53, I(A)204DM53, I(A)204DO57
Передний привод 16-кл. Объём 1600 I(A)205DM52? I(A)205DM53? I(A)205DO54
Классика I(A)226FM10
Калина 8-кл. Объём 1600 I(A)201CO56, I(A)201CO57, I(A)210CO58
Буква в скобках I-Ителма, A-Автел.
Блоки управления 7.2+ имеют прошивки следующих номеров: I204DP57, I205DP57, I201CP57, A201CP57, I226FN11, I303DP57, I203EM36. Для этих блоков нет инженерного ЭБУ, в связи с чем настройка в реальном времени не возможна. Но эти блоки имеют алгоритм управления схожий с блоками первой серии. Существует возможность откатать прошивку в старом блоке 7.2, а потом калибровки перенести в 7.2+
Все остальные блоки М7.3, калибровка этих блоков, на сегодняшний, день не возможна. В связи с тем, что алгоритм управления этих ЭБУ сильно отличается от 7.2, перенос калибровок тоже.
www.drive2.ru