Верхняя лямбда дастер — Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода
Содержание
Лямбда зонд или датчик концентрации кислорода — это элемент системы выпуска выхлопных газов. Он выполняет функцию определения объема кислорода на выходе из выпускной системы и регулирует соотношение компонентов топливно-воздушной смеси для следующей подачи в камеру сгорания двигателя. Постоянная и равномерная подача кислорода и горючего способствует правильной (как в области расхода топлива, так и в области экологии) работе ДВС.
Расположение в системе
Как уже было сказано, датчик кислорода размещается в системе выхлопа. В некоторых машинах используют сразу 2 зонда:
- первый лямбда зонд находится во выпускном коллекторе за катализатором;
- второй лямбда зонд находится в приемной трубе впереди каталитического нейтрализатора.
По типу оба датчика аналогичны. Отличаются они лишь тем, что в схеме первичного длиннее провода и большее количество отверстий для снятия проб.
Установка и применение 2-х зондов удваивает эффективность слежения за концентрацией отработки и улучшает функциональность катализатора. Каждый зонд имеет свой нагреватель, и при этом сопротивления обоих нагревателей не суммируются.
Основные виды
С целью максимально окислить углеводород и угарный газ или разложить оксиды азота на кислород и азот, инженерами автомобилестроения придумано 2 типа датчиков, отличающихся по конструкции.
Первый тип
2-хточечный датчик кислорода может быть установлен и до катализатора, и после него. Он анализирует число избыточного воздуха по показателям кислорода в отработке. Лямбда зонд данного типа является элементом из керамики с 2-хсторонним циркониевым покрытием. Процесс измерения происходит электрохимически, т.е. электроды одним краем имеют контакт с выхлопной массой газов, а другим — с атмосферной.
Функционирование 2-хточечника основано на замерах объема кислорода, как в выхлопе, так и в атмосфере.
Наиболее оптимальная пропорция топлива и воздуха — 14.7 на 1, где 14.7 — числовой параметр объема воздуха, требуемого для сгорания всего подаваемого горючего.
Далее датчик кислорода сигнализирует на электро блок управления. От силы сигнального импульса зависит воздействие блока управления на исполнительные механизмы.
Второй тип
Широкополосный лямбда зонд — это усовершенствованное устройство. Оно используется как входной датчик катализатора.
Данный тип зонда содержит в себе 2 элемента из керамики — 2-хточечный и закачивающий. Закачивание — это физический процесс, посредством коего кислород из выхлопа поступает через закачивающий механизм под действием некоторого напряжения.
Функция широкополосного типа основана на сохранении и поддержке одного и того же напряжения (450 мВ) среди электродов 2-хточечного механизма путем необходимого исправления напряжения закачивания.
Пониженное значение объема кислорода в отработке, т.е. когда смесь обогащена, влияет на увеличение напряжения меж электродов 2-хточечного типа механизма. От него на блок управления передается импульс, на основе которого на механизме закачивания возникает некоторый ток, способствующий закачке в измерительный зазор, вследствие чего напряжение доходит до требуемого значения. Коэффициент напряжения — своего рода объем кислорода в выхлопе. Он определяется с помощью электро блока управления и, преобразовавшись, действует на детали в системе впрыска.
Обедненная смесь с верхним пределом объема кислорода запускает процесс такого же типа работы широкополосного датчика. Единственное отличие заключается в выкачивании излишек кислорода из измерительного зазора.
Полноценное функционирование зонда возможно при температуре 300°С. Более быстрого набора данной температуры добились благодаря специальным встроенным обогревателям в виде спирали. В зависимости от модели авто, каждый нагреватель имеет свое рабочее сопротивление.
Неисправности
Лямбда зонд прямо действует на функционирование мотора, потому, если возникает какая-то неисправность датчика, качество смеси топлива и воздуха стремительно меняется, и мотор не может работать в обычном режиме. Неисправный датчик становится непредсказуемым, т.е. посылает различного типа сигналы, часто противоречащие друг другу, или вообще «не отвечает». В такие моменты автомобиль глохнет или не заводится.
Во избежание таких последствий был продуман и внедрен способ, способствующий запуску мотора и возможности добраться до пункта назначения. В момент появления поломки датчика блок управления активирует режим аварийного функционирования, при котором производится оптимизированная подача топлива и воздуха. Обычно в такие моменты количество подаваемого топлива увеличивается, чтобы снизить вероятность того, что автомобиль заглохнет. Очевидно, что расход горючего увеличивается, и это является одним из показателей поломки кислородного устройства.
Помимо поломки самого датчика, его функционирование может быть затруднено по ряду других причин. Например,
- места креплений могут потерять нужное уплотнение;
- механизм изначально был установлен неверно, т.е. датчик может быть не вкручен до упора;
- неправильное подключение проводов делает деталь неработоспособной, из-за чего включится аварийный режим;
- использование этилированного типа горючего способно изрядно попортить кислородный и иные датчики;
- перегревание корпуса лямбда зонда (к примеру, из-за повреждений в корпусе выпускного коллектора).
Способы самостоятельной проверки зонда
Современные кислородные устройства могут иметь однопроводную схему, а так же 2-х, 3-х и 4-х проводную. 4-х проводная схема обычно имеет 2 провода, которые ведут на цепь подогрева, один — для подачи сигналов, и еще один — на массу.
- Проанализировать лямбда зонд на наличие высокого или низкого напряжения внутри цепи подогрева можно при помощи любого вольтметра. Необходимо включить зажигание, затем проткнуть провод для нагревателя заостренным щупом или поместить его в разъем для проводов. Параметр напряжения должен быть около 12 в. Далее аккуратно завести мотор и, если отсутствует плюс, осмотреть цепь от аккумулятора через предохранитель и закончить самим зондом, а если отсутствует минус, стоит проверить цепь до блока управления на предмет потери контакта.
- Для проверки сопротивления нагревателя лямбда зонда нужно воспользоваться омметром — тестером, измеряющим сопротивление. Сначала нужно отсоединить разъем и замерить сопротивление меж проводами нагревателя. Нижняя граница сопротивления должна быть не менее 2-х Ом, а верхняя — до 10-ти Ом. А когда сопротивления нет вообще, вероятно возникновение обрыва в устройстве, поэтому срочно нужна его полная замена.
- Высокое или низкое опорное напряжение так же замеряется вольтметром.
Изначально необходимо включить зажигание и замерить напряжение меж проводом сигнала и массы. Обычно это значение = 0.45 В. Но, когда оно больше или меньше на 0.2 в и более, это означает неисправность в сигнальной части схемы зонда или нарушен контактный участок с проводом массы.
- Наиболее трудный момент — проверка сигнала всего механизма. Тут потребуется стрелочный вольтметр или осциллограф. Первым делом необходимо запустить мотор и дать ему нагреться, чтобы заработал лямбда зонд. Затем присоединить щупы меж проводами сигнала и массы. Поднять обороты движка ориентировочно до 3000 и вести наблюдение за параметрами кислородного датчика, сигнал которого должен двигаться в пределах от 0.1 до 0.9 В.
Уменьшение диапазона от 0.2 до 0.7 говорит о том, что датчик неисправен. Стоит отметить, что в течение 10-ти секунд показания должны поменяться от высокого к низкому около 9-ти/10-ти раз.
Заключение
Важно учитывать тот факт, что лямбда зонд является наиболее уязвимой частью системы выхлопа.
что это, как проверить, неисправности :: Autonews
Когда лямбда-зонд сбоит, это вызывает ряд симптомов, некоторые из которых потенциально опасны для мотора. Разбираемся, что такое лямбда-зонд, о каких видах и частых неисправностях стоит знать водителю.
- Что это
- Где находится
- Виды
- Неисправности
www.adv.rbc.ru
Эксперт в этой статье: Дмитрий Дегтев, руководитель отдела сервиса группы компаний «Обухов», официального представителя марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan
Что такое лямбда-зонд
Лямбда-зонд — это электронный датчик для измерения состава продуктов сгорания, образующихся в результате работы двигателя внутреннего сгорания. Свое название он получил по букве греческого алфавита λ (лямбда), которую в автомобилестроении используют для обозначения коэффициента избытка воздуха в топливно-воздушной смеси (ТВС).
Работа двигателей внутреннего сгорания строится на принципе воспламенения воздуха и топлива. Для стабильной работы мотора важно приготовить смесь в нужных пропорциях. Эталонное, или стехиометрическое, весовое соотношение этих двух компонентов составляет 14,7:1 (воздух/топливо). В этом случае лямбда равна единице. При отклонении этого значения говорят об обедненной или обогащенной смеси.
Фото: Shutterstock
Оба состояния одинаково вредны для мотора. Например, слишком бедная смесь, та, в которой больше кислорода, будет проявляться провалами, рывками и существенным снижением мощности. Если ситуация противоположная, то вырастет расход топлива, возможны пропуски зажигания. Фиксируя количество кислорода на выходе ,датчик передает информацию главному компьютеру, который принимает решение, как скорректировать подачу топлива в камеру сгорания.
В автомобилестроении кислородные датчики применяют с конца 1970-х годов. Изобретение принадлежит компании Bosch, а первыми серийными моделями, на которые ставились лямбды, стали Volvo серии 240/260 для рынка США. Сегодня в конструкции авто может быть от одного до четырех таких датчиков. Их основные задачи:
- контроль уровня кислорода в выхлопных газах;
- передача информации электронному блоку управления (ЭБУ) о том, насколько полно сгорает ТВС;
- обратная связь от каталитического нейтрализатора;
- снижение уровня вредных выбросов;
- повышение производительности мотора.
Каждый лямбда-зонд соответствует определенной марке и модели авто, поскольку его работа напрямую связана с «мозгами» машины. Подбирают элемент по VIN- номеру или по году, объему мотора и мощности.
Где находится лямбда-зонд
Лямбда-зонд обычно расположен в выхлопной системе автомобиля. В современных авто используют сразу несколько датчиков, которые можно найти как под капотом, так и на выхлопной трубе.
Первый располагается рядом с двигателем. Его хорошо видно, и он легко заменяем — это небольшой цилиндрический элемент, вкрученный в выпускной коллектор (иногда их сразу два). Основная задача такого лямбда-зонда — считывать информацию об уровне кислорода и вредных примесей в отработанных газах до их очистки каталитическим нейтрализатором. Второй зонд крепится под днищем автомобиля к выхлопной трубе до глушителя. Он фиксирует показатели после катализатора и также отправляет информацию ЭБУ. Электроника сравнивает два потока данных на предмет разницы.
Фото: Shutterstock
В более старых автомобилях, как правило, только один нижний датчик. В конструкции современных моделей с двигателем объемом 1,6 л и более предусмотрена система из двух лямбда-зондов. Автомобили с двойным выхлопом оснащаются тремя-четырьмя элементами. Два перед катализатором, ближе к двигателю, и по одному на каждую трубу выпускного коллектора.
В некоторых случаях в конструкцию датчика вводят дополнительный элемент — обманку. Это может быть некая металлическая проставка или электронный эмулятор. Чаще ее ставят на вторую лямбду. Таким образом удается обмануть ЭБУ об уровне кислорода и чистоте выхлопов. Подобная манипуляция может потребоваться в случае удаления катализатора или его неисправности. В противном случае компьютер автомобиля будет постоянно сигнализировать о проблеме (горящий Check на панели), что может негативно сказаться на продуктивности мотора.
Виды лямбда-зондов
Наиболее распространенные виды кислородных датчиков — из диоксида циркония и широкополосные. Реже встречают титановые. По количеству контактов бывают датчики с одним проводом (сигнальным) или сразу четырьмя, включая заземление и подогрев. Тип крепления элемента также варьируется. Наиболее распространен винтовой, когда датчик просто вкручивается в выхлопной коллектор, но может быть крепление и на фланец. Вот нюансы работы наиболее распространенных сегодня кислородных датчиков:
Циркониевый лямбда-зонд
Особенность этого датчика в том, что он сам генерирует напряжение. Электрический разряд возникает из-за разницы уровня кислорода в атмосфере и выхлопных газах. Рабочая температура циркониевой лямбды от 300 градусов Цельсия, ниже этого значения он просто не заработает. Первые модели таких датчиков нагревались исключительно от тепла выхлопов. Таким образом, элементу требовалось время, и двигатель работал определенный промежуток вслепую. Благодаря системе подогрева, которая сегодня монтируется внутри кожуха, рабочая температура достигается почти сразу, что особенно актуально в зимнее время. Соответственно, слепой промежуток в современных моделях сведен к минимуму. Главные рабочие элементы циркониевого лямбда-зонда это:
- твердый электролит из диоксида циркония;
- внутренний и внешний электроды;
- защитный колпак с перфорацией;
- нагревательный элемент.
Конструктивно внутренняя часть керамики сообщается с воздухом, а ее внешняя поверхность с отработанными газами. Разница в концентрации молекул кислорода снаружи и внутри формирует сигнальное напряжение в 0,45 В (в этом случае лямбда равна единице). В случае отклонения значений ЭБУ дает команду исполнительным механизмам увеличить или уменьшить подачу топлива в зависимости от показаний.
Титановый датчик кислорода
Такой датчик не сообщается с атмосферой и не генерирует электрический ток. В отличие от циркониевого, титановый снижает свое сопротивление, когда двигатель богат топливом, и увеличивает его, когда топливо обеднено. Рабочая температура титанового лямбда-зонда начинается от 700 градусов Цельсия. Сегодня такие элементы применяют в ограниченном количестве моделей авто, главным образом из-за дороговизны.
Широкополосный лямбда-зонд
Конструктивно такой элемент сложнее двух предыдущих, но зато он точнее. Главное отличие от циркониевого в том, что широкополосный элемент показывает величину обеднения или обогащения смеси, а не просто сам факт отклонения от нужных значений.
Такой лямбда-зонд состоит из двух камер: измерительной и насосной. В первой за счет разного напряжения поддерживается эталонный состав. Отработанные выхлопные газы из коллектора проникают в специальную диффузионную щель, где происходит их дожигание. Далее датчик кислорода измеряет эталонные значения в измерительной камере и показатели из диффузионной щели. Полученные результаты отправляются ЭБУ. Рабочая температура широкополосного датчика не менее 600 градусов Цельсия. Для этого в его конструкции также используется система подогрева.
Признаки неисправности лямбда-зонда
В отличие от масляных и воздушных фильтров датчики кислорода не требуют регулярной замены, но в случае поломки покупка нового элемента неизбежна. В целом это уязвимая деталь. Лямбда все время находится в крайне агрессивной среде: ее поверхность раскалена до высоких температур, на датчик воздействует сильное давление, вибрации, не меньшую роль играет качество топлива и, в частности, присадки в нем. В случае неисправности лямбда-зонда на приборной панели загорается лампочка Check Engine. Чтобы точно диагностировать проблему, специалисты в сервисе считают ошибку, но иногда может помочь простой визуальный осмотр.
Например, сажевые отложения на защитном кожухе характерны для мотора, работающего продолжительное время на переобогащенной смеси. Серый или белый налет указывает на чрезмерное количество присадок в моторном масле и топливе. Блестящие отложения говорят об избытке свинца, который образуется при использовании некачественного топлива.
В среднем производители автомобилей рекомендуют проводить замену кислородных датчиков с интервалом 50–100 тыс. км в зависимости от типа рабочего элемента. Как правило, верхний (установленный до катализатора), выходит из строя быстрее.
Дмитрий Дегтев, руководитель отдела сервиса группы компаний «Обухов», официального представителя марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan:
«Глобально проблем с лямбда-зондом может быть всего две: это нарушение проводки или внутренняя неисправность самого датчика, поскольку он не разборный.
Определить наличие неисправности легко — помимо сигнала Check, будет наблюдаться повышенный расход топлива, пропадание мощности при ускорении, сильный запах из выхлопной трубы и перепады оборотов ДВС.
Неисправный датчик начнет отправлять неправильные показания в блок управления ДВС. Головной компьютер корректирует неустойчивую работу ДВС, поднимает обороты и дополнительно обогащает смесь. В результате увеличивается расход топлива. В дальнейшем это может привести к выходу из строя свечей зажигания».
устройство, принцип работы, неисправности. Широкополосный лямбда-зонд :: SYL.ru
Как вписать в гардероб трендовые легинсы осени: стильные миксы для дам 50+
Перегрев детей, особенно маленьких, опасен: почему нельзя кутать ребёнка
Вместо и шапки, и замысловатой прически: актуальные ободки для волос на весну
Гибрид пучка и хвоста: особенности и техника самой модной прически осени
В тренде нежность: свадебный маникюр второй половины осени
Красное платье и желтый кардиган: 8 самых модных цветовых миксов осени
Женский осенний наряд в стиле бохо: тренды и лучшие миксы сезона
Женщина, которая все делает сама: почему она слабая. Как научиться жить иначе
Типы истерик у детей (как с ними справиться)
С ярко выраженной индивидуальностью: тенденции причесок на весну и лето 2022
Автор Михаил
Ежегодно в мире ужесточаются экологические нормы. Сейчас каждый автомобиль укомплектован системой фильтрации отработавших газов. И если на дизельных моторах эту функцию выполняет сажевый фильтр и система SCR, то на бензиновых все несколько иначе. Здесь используется каталитический нейтрализатор. Именно он преобразует вредные металлы в экологически чистые оксиды. Однако его работа и эффективность зависима от электроники. Так, в конструкции автомобиля можно встретить широкополосный датчик кислорода. Что это за элемент, как он работает, как устроен и можно ли его проверить своими руками? Ответы на эти вопросы узнаете в нашей сегодняшней статье.
Характеристика
Что это за элемент? Широкополосный лямбда-зонд – это устройство, которое отвечает за измерение количества кислорода в выхлопных газах автомобиля. Благодаря работе данного элемента обеспечивается наиболее правильное смесеобразование и, как следствие, оптимальная и стабильная работа двигателя на всех его режимах. Процесс управления концентрацией кислорода в газах называют лямбда-регулированием.
Сам название «лямбда» происходит от греческого символа λ. В автомобилестроении данным символом обозначается коэффициент остатка воздуха в горючей смеси.
Где находится?
Устанавливается широкополосный лямбда-зонд в выхлопной системе. В зависимости от типа автомобиля, в конструкции может использоваться один или несколько таких датчиков. Так, первый устанавливается до катализатора, второй – после него. Внешне его можно увидеть не всегда. Например, на «Калине» первых поколений данный элемент расположен в районе днища. А начиная со второго поколения кислородный датчик (лямбда-зонд) монтируется прямо в выпускной коллектор, доступ к которому осуществляется из-под капота. Но в любом случае данный элемент будет выглядеть как некая форсунка, что торчит из трубы со жгутом проводов.
Отметим, что на старых автомобилях использовался не широкополосный датчик кислорода, а двухточечный. Он имеет простую конструкцию. Был заменен ввиду необходимости более точных показаний. Ведь чем правильнее смесь, тем более оптимальной будет работа двигателя в разных режимах и нагрузках. Кстати, некоторые устанавливают широкополосный датчик кислорода с показометром. Обычно это цифровой «будильник», который показывает соотношение бензина и воздуха в смеси в режиме реального времени. Зачастую используется для диагностики неисправностей авто. На заводе такой элемент не устанавливается.
Устройство
Конструкция данного механизма предполагает наличие следующих элементов:
- Металлический корпус с резьбой.
- Электрический нагреватель.
- Наконечник.
- Защитный экран.
- Токопроводящий контакт.
- Уплотнительная манжета для провода.
- Изолятор.
В основе механизма лежат два чувствительных электрода. Внешний имеет платиновое напыление, благодаря которому электрод сильно чувствителен к кислороду. Внутренний же изготовлен из циркония. Устанавливается датчик таким образом, чтобы сквозь него проходили отработанные газы. Внешний электрод улавливает О2, после чего измеряется потенциал между двумя наконечниками. Чем он выше, тем больше кислорода в системе.
Широкополосный датчик кислорода являет собой усовершенствованную конструкцию двухконтактного механизма. Отметим, что потенциал разницы измеряется под воздействием определенной силы тока.
Как это работает?
Алгоритм действия данного элемента основывается на поддержке определенного напряжения. Оно составляет 0,45 В. Это стабильный показатель между двумя электродами датчика.
При снижении концентрации О2, напряжение между керамическим элементом возрастает. это свидетельствует о наличии обогащенной смеси. Данный сигнал моментально поступает в электронный блок управления. Последний на основаниях этих сигналов создает ток определенной силы на исполнительных устройствах (в том числе на форсунке). Та, в свою очередь, впрыскивает больше (или меньше, в зависимости от показаний) бензина в камеру. Если смесь бедная, датчик сигнализирует об этом ЭБУ таким же образом.
Важная особенность
Стоит отметить, что работа чувствительных наконечников возможна только при достижении температуры в триста градусов Цельсия. Рабочий диапазон керамических электродов составляет от трехсот до тысячи градусов. Но как тогда действует элемент «на холодную»? Ранее на двухконтактных устройствах сигнал формировался от иных датчиков (расхода воздуха, положения заслонки и числа оборотов коленвала). Усредненное значение лямбды поступало на блок и тот формировал готовую смесь. Правда, значения эти были не всегда верными. Это не гарантировало оптимальную и стабильную работу двигателя внутреннего сгорания.
Поэтому в новом поколении датчиков (широкополосного типа) используется специальный подогреватель. Его функция – повысить температуру наконечников. Это необходимо, чтобы устройство включилось в работу сразу же после холодного старта двигателя. При достижении температуры в триста градусов, керамический элемент становится твердым электролитом, который пропускает сквозь себя ионы кислорода, скопившиеся на платиновой электродной сетке.
Нагревательный элемент расположен внутри корпуса датчика и питается принудительно от бортовой сети автомобиля.
Значение лямбды и связь с ДВС
Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что работа стабильная работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без широкополосного датчика. Именно этот элемент формирует сигнальные значения для ЭБУ, который впоследствии корректирует горючую смесь. Электронный блок является связующим звеном, который не только принимает импульсы, но и подает опорное напряжение 0,45 В на датчик. В зависимости от нагрузки двигателя внутреннего сгорания, режима его работы и рабочей температуры электроника подбирает наиболее оптимальное соотношение воздуха и топлива в смеси.
Считается, что идеальное соотношение – это 14,7 частей кислорода на одну часть бензина. При таком условии значение лямбды будет равно единице. Но не стоит забывать о таком значении, как коэффициент избытка воздуха. Если лямбда показывает выше единицы, значит, смесь будет обедненной. В таком случае в цилиндр поступит больше кислорода. Ежели лямбда ниже одного, значит, ЭБУ будет формировать обогащенную смесь. Так, в цилиндры поступит больше топлива, чем обычно.
Ресурс
Это довольно хрупкий элемент в автомобиле. Замена лямбда-зонда может понадобиться уже через 50 тысяч километров. Но как правило, на таком пробеге изнашиваются датчики отечественных авто. Если говорить об иномарках, замена лямбда-зонда может наступить через 100-120 тысяч километров. Точных цифр никто не регламентирует, поскольку ресурс зависит от многих факторов (вплоть до содержания свинца в бензине).
Признаки
Как определить, что кислородный датчик (лямбда-зонд) требует замены? Узнать это очень просто. Поскольку датчик будет неисправен, на электронный блок заведомо поступят ошибочные сигналы и данные. В результате мотор будет работать нестабильно. Причиной тому является неправильно сформированная топливовоздушная смесь. Неисправность кислородного датчика широкополосного типа сопровождается:
- Увеличением расхода топлива.
- Нестабильными оборотами на холостом ходу.
- Неконтролируемым нагреванием катализатора. после остановки мотора, он может потрескивать.
- Изменением концентрации СО в газах. Выхлоп будет более едким и неприятным на запах.
- Появлением лампы «Проверьте двигатель» на панели приборов.
- Снижением разгонной динамики.
- Провалами (рывками) при попытке набрать скорость.
Если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, это повод произвести детальную проверку широкополосного датчика кислорода.
Причины неисправности
Почему данный механизм может выходить из строя? Первая причина – это естественный износ. Если пробег автомобиля составил более 50 тысяч километров, ресурс механизма может подойти к концу. Но также датчик ломается по другим причинам:
- При обрыве проводов, что идут на датчик. В таком случае сигнал попросту не поступит на ЭБУ.
- При механическом повреждении. Многие датчики устанавливаются в районе днища. Если автомобиль проехал через глубокое препятствие, возможно повреждение измерительного элемента. При малейшей деформации разрушается гальванический элемент широкополосного датчика кислорода.
- При перегреве датчика. Это может произойти из-за неполадок в топливной системе автомобиля. Обычно это некорректный угол зажигания либо неправильный тюнинг двигателя (например, не та прошивка ЭБУ при чип-тюнинге).
- При загрязнении чувствительного элемента. Если закоксовывается верхний слой с платиновым покрытием, ионы не будут улавливаться широкополосным датчиком.
Что это может быть? Обычно загрязнения происходят из-за попадания масла в камеру сгорания. данная копоть затем обволакивает стенки выпускного коллектора, а также наконечника датчика. Еще загрязнения могут происходить из-за использования некачественного бензина, который содержит много свинца.
- При разгерметизации корпуса. Такое бывает редко, но данную неисправность не следует исключать.
- При попадании антифриза в цилиндры двигателя. это происходит из-за пробоя прокладки головки блока. В результате газы приобретают характерный белый цвет. Помимо этого, меняется и концентрация кислорода в выхлопе. Простыми словами, датчик начинает «сходить с ума». ЭБУ готовит неправильную смесь.
Разбираем контакты
В отличие от двухконтактного датчика, широкополосный имеет несколько иное устройство.
К нему подводится целая колодка с проводами. За что отвечает каждый из них? Ниже мы расскажем о распиновке широкополосного датчика кислорода:
- Пин-1.
Отвечает за ток ионного насоса. Напряжение на этом контакте должно составлять не менее 10 микроампер.
- Пин-2. Отвечает за массу. Допустимое отклонение – не больше 100 mV.
- Пин-3. Отвечает за работу гальванического элемента (сигнал Нернста). В отключенном разъеме уровень напряжения должен составлять порядка 0,45 В. При подключенном разъеме данная цифра находится в пределах 1 В.
- Пин-4 и 5. Эти контакты отвечают за напряжение на подогревателе. Управляется подогреватель широкополосного датчика путем широтно-импульсной модуляции. В случае отказа подогревателя, при компьютерной диагностике будут следующие коды ошибок: РОО36 и РОО64.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, как работает кислородный датчик, как устроен и почему он выходит из строя. Как видите, устроен широкополосный элемент гораздо сложнее, чем двухконтактный. Тем не менее именно такой тип позволяет точно контролировать и правильно готовить топливно-воздушную смесь, не возлагаясь на усредненные параметры. В случае выхода из строя элемент нужно срочно заменить.
Где находится датчик кислорода, мы уже знаем (до и после каталитического нейтрализатора либо в районе выпускного коллектора). При замене могут возникнуть трудности. Резьба часто прикипает, а открутить датчик можно только с использованием универсальных смазок типа ВД-40.
Похожие статьи
- Кислородный датчик. Лямбда-зонд, датчик концентрации кислорода
- Как проверить лямбда-зонд на исправность?
- Датчик кислорода ВАЗ-2114: признаки неисправности
- Лямбда-зонд — обманка. Электронные и механические обманки
- Обманка на лямбда-зонд своими руками
- Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
- Сажевые фильтры для дизельных двигателей: назначение, устройство, принцип действия
Также читайте
Лаборатория автомобильной электроники Клемсона: Датчики кислорода
Датчики кислорода
|
Будьте внимательны к сообщениям об ошибках датчика кислорода, особенно с широкополосными датчиками
Слишком часто не кислородный датчик отвечает за сообщения об ошибках, которые обычно указывают в этом направлении. Это особенно актуально в случае, когда вместо обычных датчиков O2 используются широкополосные датчики. Вот почему очень важно уделять особое внимание процессу устранения неполадок с датчиками такого типа. Узнайте больше о структуре системы и источнике ошибок в этой статье.
Франк Донслунд, владелец и директор компании Elektro Partner, обеспечивающей горячую линию и технические решения для автомастерских в Дании, Норвегии и Швеции (Autodata, TEXA, Delphi и Nextech), заявляет: «На нашей горячей линии мы ежедневно отвечаем на вопросы, связанные с к кислородным датчикам. Многие кислородные датчики заменяются исключительно на основании кодов ошибок и без всякой причины. Особенно очень деликатный широкополосный тип часто вызывает проблемы для мастерских».
Назначение, функции и различия
Датчик кислорода предназначен для обеспечения того, чтобы блок управления двигателем (ECU) обеспечивал правильную смесь топлива и кислорода в любой ситуации. Это делается путем непрерывного измерения состава отработавших газов. Обычный датчик O2 способен измерять только количество кислорода (O2) в выхлопных газах и переключаться между двумя сигналами — один для богатой и один для обедненной смеси. С другой стороны, широкополосный датчик способен давать гораздо более детальное и разнообразное изображение состава кислорода и топлива в более широком диапазоне.
Оба типа сенсорных измерений основаны на измерении изменений напряжения. Однако для механика важно знать, что разница между широкополосными датчиками и обычными датчиками О2 заключается в том, что напряжение повышается (а не падает) при обеднении топливной смеси. Еще одно отличие состоит в том, что сигнал напряжения поступает от ЭБУ автомобиля, а не от самого датчика. Следовательно, вы не можете считывать выходное напряжение широкополосного датчика напрямую с помощью цифрового осциллографа (DSO), как это делается с обычными датчиками O2.
Еще одна вещь, о которой также должен знать механик, это то, что значение широкополосного датчика на тестере может вводить в заблуждение. Многие тестеры с «универсальным» программным обеспечением OBD II автоматически преобразуют выходное напряжение широкополосного датчика управления двигателем в шкалу от 0 до 1 вольт, как и обычный датчик O2. Это приводит к тому, что напряжение изменяется не так сильно, как можно было бы ожидать при работе на бедной или богатой смеси, и вы можете ошибочно сделать вывод о неисправности широкополосного датчика. Самый точный способ проверить широкополосный датчик — это использовать заводской тестер, который показывает фактические показания напряжения системы управления двигателем, или тестер для вторичного рынка, который способен это делать.
Если вы хотите узнать больше об источниках ошибок и устранении неполадок, вы можете прочитать больше здесь…
Загрязнение
Загрязненный датчик не может дать точного показания воздушно-топливной смеси. В этом смысле широкополосные датчики и датчики кислорода одинаково чувствительны. Существует множество источников загрязнения:
- Охлаждающая вода из-за утечек в системе охлаждения (негерметичная прокладка ГБЦ или трещины в ГБЦ)
- Фосфор из моторного масла, попавший в камеры сгорания (изношенные направляющие и уплотнения клапанов, изношенные поршневые кольца или цилиндры)
- Герметики RTV с высоким содержанием силикона
- Некоторые присадки к бензину
Слегка загрязненный лямбда-зонд медленно реагирует на внезапные изменения состава воздушно-топливной смеси. Если кислородный датчик сильно загрязнен, он никак не реагирует.
Утечки и неисправности
Помимо загрязнения, утечки или неисправности компрессии могут сбить с толку кислородный датчик, что приводит к неполному сгоранию, вызывая высокий уровень кислорода в выхлопной системе. Это также относится к негерметичному выпускному коллектору.
Цепь нагревателя широкополосного датчика
Другим источником кодов ошибок датчика кислорода может быть нагреватель широкополосного датчика. Для широкополосного датчика требуется более высокая рабочая температура (650°C), чем для обычного датчика O2 (350-400°C). Если нагреватель или электрическая схема не работают оптимально, датчик не может достичь правильной рабочей температуры.
Слишком низкая температура обычно, но не всегда, вызывает код ошибки. В любом случае, ВСЕГДА проверяйте электрические цепи на наличие неисправностей, включая напряжение питания и заземление, прежде чем решить, неисправен ли сам датчик.
На двигателях V6 и V8, где используются два широкополосных датчика (по одному на каждый ряд цилиндров), подогревы обычно управляются реле. Потребляемая мощность контура отопителя контролируется ЭБУ. В случае холодного двигателя потребляемая мощность высока, чтобы обеспечить максимально быстрое достижение рабочей температуры широкополосными датчиками. ЭБУ контролирует работу нагревателей и устанавливает код ошибки в случае возникновения ошибки. При этом отключается питание нагревателей.
Какие другие возможные источники ошибок существуют?
Двигатель, работающий на богатой или бедной смеси, часто вызывает ошибку P0172 или P0175 на богатой смеси и P0171 или P0174 на бедной смеси. Но с чего начать устранение неполадок? Можно предположить, что есть неисправность широкополосного датчика, но есть много других возможных источников ошибки. Коды бедной смеси срабатывают, когда измеренное значение LTFT — Long Term Fuel Trim (смесь, измеренная в течение длительного времени) слишком бедная. Подсоедините тестер и проверьте, есть ли в двигателе бедная смесь, посмотрев на значение LTFT. Нормальный диапазон обычно составляет от +5 до -5. Если показания составляют от 8 до 10 или выше, ЭБУ необходимо добавить дополнительное топливо, чтобы компенсировать показания, указывающие на бедную смесь. То же самое и для богатой смеси, но здесь число LTFT в минусе.
Утечка вакуума или клапан EGR
Это может быть связано с утечкой вакуума во впускном коллекторе, незакрепленным вакуумным шлангом или клапаном EGR, который не закрывается.
Топливный насос, топливный фильтр, регулятор давления или форсунки
Если ни один из вышеупомянутых источников ошибки не может быть идентифицирован, необходимо проверить подачу топлива. Слишком низкое давление топлива — например, из-за изношенного топливного насоса, забитого топливного фильтра или негерметичного регулятора давления топлива — также может быть причиной бедной смеси. Загрязненные форсунки являются еще одним возможным источником ошибок.
Расходомер воздуха
Если в топливной системе нет признаков неисправности, следует проверить рассчитанное значение нагрузки с помощью тестера. Следите за изменениями в заданном потоке воздуха при увеличении оборотов двигателя. Если датчик в измерителе воздушного потока загрязнен, это может привести к слишком низкому значению расхода воздуха, поступающему в ЭБУ (что приводит к бедной смеси).
Датчик температуры охлаждающей воды
Если расходомер воздуха работает правильно, проверьте работу датчика температуры охлаждающей жидкости и убедитесь в правильности показаний. При холодном двигателе показания температуры охлаждающей жидкости сравниваются с показаниями температуры всасываемого воздуха вашего тестера. Оба измерения должны быть идентичными. Разница более чем в несколько градусов указывает на проблему.
Загрязненный или неисправный широкополосный датчик
Если все в порядке, проблема может заключаться в загрязненном или неисправном широкополосном датчике (датчиках), который измеряет неточно. На автомобилях Toyota заводской тестер может выполнить «активное тестирование A/F Controls». Эта функция находится в меню «Диагностика», «Расширенный OBD II», «Активный тест», «Контроль A/F». Тест меняет смесь — пока двигатель работает на холостом ходу — чтобы проверить реакцию широкополосного датчика.
Типичные коды ошибок OBD II для широкополосных датчиков
Общие коды OBD II, указывающие на ошибку нагревателя широкополосных датчиков, включают: P0036, P0037, P0038, P0042, P0043, P0044, P0050, P0051, P0052, P0056, P0057, P0058, P0062, P0063 и P0064. Коды, указывающие на возможную ошибку собственно широкополосного датчика, представляют собой коды от P0130 до P0167. Могут быть дополнительные OEM-коды P1, которые различаются в зависимости от марки, года выпуска и модели автомобиля. Например, очень часто коды широкополосных датчиков Honda включают P1166 и P1167. Имейте в виду, что ошибка может быть обнаружена как в датчике, так и в проводах датчика.
Идентификация широкополосных датчиков
Коды широкополосных датчиков также определяют расположение датчика, например, датчик 1 или 2, ряд цилиндров 1 или 2. Датчик 1 представляет собой основной/регулирующий широкополосный датчик на выпускном коллекторе. Датчик 2 является вторичным/управляющим датчиком за каталитическим нейтрализатором. Датчик 2 — это обычные датчики O2, а не широкополосные датчики. Ряд цилиндров 1 — это ряд, который содержит цилиндр номер один в порядке зажигания двигателя.
Симптомы, причины и стоимость поломки лямбда-зонда!
Мы вам в начале января в кратком отчете прислали некоторую информацию о лямбда-зонде. И сегодня мы хотим перейти к Проблемам которые могут существовать с лямбда-зондом и немного приблизить вас к теме. Лямбда-зонд предназначен для максимально возможного снижения выбросов загрязняющих веществ двигателем. Однако, если лямбда-зонд неисправен, расход топлива может увеличиться, и двигатель больше не будет развивать полную мощность. Задача лямбда-зонда, который находится в выхлопе, — определить содержание кислорода в выхлопных газах. С помощью этих определенных значений система управления двигателем может соответствующим образом регулировать топливно-воздушную смесь, в результате чего Catalyst может обеспечить наиболее эффективную эффективность очистки. По этой причине лямбда-зонд еще называют Регулирующий зонд . В дополнение к обычному лямбда-зонду на большом количестве автомобилей также необходим еще один лямбда-зонд, диагностический зонд , устанавливаемый за каталитическим нейтрализатором и контролирующий значения выхлопных газов, хотя он не влияет на управление двигателем.
К сожалению, лямбда-зонд также может быть источником ошибок. В следующей статье мы хотели бы более подробно остановиться на конкретных задачах, функциях и дефектах, которые могут возникнуть.
Кто интересуется только очень специфическими областями вокруг темы неисправный лямбда-зонд заинтересован, вы можете использовать следующие метки перехода, чтобы перейти непосредственно к нужной теме одним щелчком мыши. И так же быстро можно вернуться к этому обзору из выбранного пункта меню всего в один клик. Тем не менее, мы рекомендуем нашим читателям всегда читать всю статью. Некоторые пункты меню становятся действительно понятными и понятными только после прочтения полной информационной статьи.
- Каковы задачи лямбда-зонда?
- Как работает лямбда-зонд?
- Скачковые и широкополосные зонды
- Скачковые зонды
- Широкополосные зонды
- Как отличить неисправный лямбда-зонд?
- Замена лямбда-зонда
- Сколько стоит лямбда-зонд?
- обобщая информацию о лямбда-зонде
- Учебники: замена лямбда-зонда
Какие задачи выполняет лямбда-зонд?
Лямбда-зонд устанавливается в бензиновые двигатели с конца 70-х годов. Только это устройство позволяло использовать регулируемый каталитический нейтрализатор — при условии, что использовался неэтилированный бензин. Лямбда-зонд позволяет электронной системе двигателя рассчитать содержание кислорода в отработавших газах. Это позволяет регулировать топливно-воздушную смесь, что достигается за счет продолжительности впрыска форсунок. В самом выхлопном газе содержание кислорода в идеале должно быть ноль процентов в противном случае каталитический нейтрализатор больше не сможет должным образом восстанавливать токсичные оксиды азота до азота. Кстати, в настоящее время уже не существует бензинового двигателя без лямбда-зонда.
С начала 2000-х годов лямбда-зонд все чаще устанавливается в дизельных двигателях с целью соблюдения предписанных значений выбросов. Еще одним преимуществом использования лямбда-зондов в дизельных двигателях является то, что они снижают восприимчивость к дефектам. Это связано с тем, что вредные ожоги, которые возникают, например, при переполнении, распознаются и отключаются. Кстати, так называемые накопительные каталитические нейтрализаторы NOX также контролируются лямбда-зондом. Лямбда-зонд предоставляет данные, важные для управления каталитическим нейтрализатором, регулирование которого должно происходить через определенные промежутки времени, чтобы сохранить эффект накопления. ( Назад к обзору )
Как работает лямбда-зонд?
Соотношение топливо-воздух определяется через так называемое значение лямбда, с требуемым эталонным значением на суммы. Здесь говорят о стехиометрическом равновесии. В этом контексте говорят об «окне лямбда» (значение находится между 0,97 и 1,03 ). Если указано это значение, то указано точное количество кислорода, которое требуется для сгорания всего топлива. Количество, которое требуется для одного килограмма 9Бензин премиум-класса с октановым числом 5 – это 14,7 килограмма воздуха. Если процентное содержание кислорода выше, говорят о бедной смеси , а об избытке топлива из одной богатой смеси говорят . Если значение лямбда находится в пределах лямбда-окна, каталитический нейтрализатор способен обеспечить максимальную эффективность очистки.
При значении лямбда 0,85, т.е. богатой смеси, двигатель достигает максимально возможного крутящего момента. По этой причине лямбда-значение не всегда находится в лямбда-окне, например, в процессе ускорения. 9Однако дизельные двигатели 0022 работают со смесью, значение лямбда которой находится между 1,3 и 6 . Кроме того, лямбда-зонд в дизельных двигателях не имеет прямого влияния на количество впрыскиваемого топлива — здесь лямбда-зонд влияет на тот клапан AGR, который в конечном итоге регулирует топливную смесь через скорость рециркуляции отработавших газов. ( Назад к обзору )
Прыгающие и широкополосные датчики
Существуют две основные версии лямбда-зондов: Так называемые Прыжковые датчики и Широкополосные датчики , последний из которых является более поздним вариантом. ( Назад к обзору )
Датчики скачков
Датчики скачков также называются бинарными лямбда-зондами. В таких пробниках сигнал соответствующих пробников прыгает туда-сюда между двумя разными значениями. Зонды для прыжков можно разделить на две дополнительные подгруппы: Зонды из диоксида циркония и Зонды из диоксида титана . Что касается формы, то оба имеют форму пальца и полые. В случае зондов из диоксида циркония внешняя часть зонда находится в потоке выхлопных газов, а внутренняя часть находится в контакте с окружающим воздухом. Его также называют так называемым эталонным газом. Между ними находится твердый электролит на основе диоксида циркония, который способен проводить ионы кислорода при температуре 300 градусов, которые, в свою очередь, мигрируют к выхлопным газам, так что различные концентрации кислорода между выхлопными газами и наружным воздухом выравниваются. сбалансированный.
В это время на платиновых электродах, окружающих диоксид циркония, генерируется электрическое напряжение. Это электрическое напряжение является так называемым выходным сигналом, который передается на блок управления. Если смесь бедная, т.е. в выхлопных газах высокое содержание кислорода, может быть измерено напряжение менее 0,2 вольта. При богатой смеси, т.е. при высоком содержании топлива в отработавших газах, можно измерить напряжение более 0,8 вольт. Если мы теперь соотнесем это с оптимальным значением лямбда 1, напряжение составляет около 0,45 вольт. Это означает, что зонд из диоксида циркония может только проверить, является ли смесь слишком бедной или слишком богатой, или она находится в идеальном диапазоне.
Это также относится к зонду из диоксида титана, но они значительно отличаются от зонда из диоксида циркония. В отличие от зонда из диоксида циркония твердый электролит в зонде из диоксида титана состоит не из диоксида циркония, а из диоксида титана. Кроме того, электрическое сопротивление изменяется пропорционально содержанию кислорода в отработавших газах, и происходит резкое снижение проводимости в лямбда-окне. Таким образом, информация о рабочем состоянии двигателя предоставляется через измеренное сопротивление. В отличие от зонда из диоксида циркония, зонд из диоксида титана не генерирует собственное напряжение. Кроме того, здесь не требуется окружающий воздух в качестве эталонного газа, чтобы можно было определить содержание кислорода в выхлопных газах. Из-за этого зонд из диоксида титана в целом более компактен, чем зонд из диоксида циркония. Одним из недостатков является то, что зонд из диоксида титана необходимо нагревать, чтобы он достиг рабочей температуры 700 градусов. В настоящее время прыжковые датчики больше не используются в серийном производстве. ( Назад к обзору )
Широкополосные зонды
Широкополосные зонды, по сравнению с прыгающими зондами, позволяют значительно более дифференцированно определять состав смеси. По этой причине их применяют и в современных бензиновых и дизельных двигателях, так как здесь необходимо точное регулирование соотношения между топливом и воздухом за пределами лямбда-окна. Например, бензиновые двигатели с непосредственным впрыском преднамеренно работают на обедненной смеси в диапазоне частичных нагрузок, чтобы экономить топливо. Напротив, дизельным двигателям требуется богатая смесь, чтобы каталитический нейтрализатор NOX мог регулярно регенерироваться. Широкополосные датчики способны получать значения лямбда от 0,6, т. е. очень богатая смесь , чтобы определить и все об этом практически уходит в бесконечность. Широкополосный зонд имеет более сложную конструкцию, чем скачковый: Составными частями такого зонда являются две ячейки — измерительная ячейка и ячейка накачки. Содержание кислорода в выхлопных газах определяется в измерительной ячейке. Если этот процент кислорода теперь отклоняется от эталонного значения, задачей насосной ячейки является закачка ионов кислорода в измерительную ячейку.
Между прочим, ток накачки, необходимый для этого, является измеряемой величиной, определяющей точное значение лямбда, которое имеет смесь. ( Назад к обзору )
Как отличить неисправный лямбда-зонд?
Лямбда-зонд является изнашиваемой деталью, которая через некоторое время подлежит замене, для чего есть некоторые признаки. Иногда, однако, случается и так, что лямбда-зонд выходит из строя преждевременно. Это может быть вызвано, например, поездкой на короткие расстояния или более быстрым процессом химического старения. В редких случаях неисправный лямбда-зонд может свидетельствовать и о другом серьезном повреждении двигателя. Еще одной причиной неисправности являются плохие соединения с землей или прерванные кабельные соединения.
Существует несколько симптомов, указывающих на неисправность лямбда-зонда, при этом важно, является ли неисправным контрольный датчик, установленный перед каталитическим нейтрализатором, или диагностический датчик, установленный за катализатором. дефектный. Если диагностический датчик неисправен, никаких прямых симптомов не заметно, потому что диагностический датчик предназначен только для контроля работы каталитического нейтрализатора. В отличие от этого контрольный датчик напрямую влияет на управление двигателем, поэтому в случае неисправности контрольного датчика на него не передаются более правильные измеренные значения. В результате в выхлопных газах может быть либо слишком много, либо слишком мало кислорода, что слишком 9.0022 жирный или один к нежирный Может возникнуть смесь. Однако эти симптомы также могут указывать на неисправность других компонентов двигателя.
На некоторых двигателях может случиться так, что Аварийная программа активируется, если лямбда-зонд неисправен или сильно загрязнен. Эта аварийная программа предназначена для защиты как двигателя, так и окружающей среды. Если эта программа активирована, обычно загорается контрольная лампа двигателя, и вы также найдете соответствующее сообщение в памяти ошибок бортовой диагностики. Другими симптомами, указывающими на то, что лямбда-зонд может быть неисправен, являются снижение мощности двигателя, плохая тяга при ускорении, рывки двигателя или пропуски зажигания, повышенный расход топлива, повышенный выброс выхлопных газов, дым из выхлопных газов и загорание лампы MKL. ( Назад к обзору )
Замена лямбда-зонда
К счастью, трудозатраты на замену лямбда-зонда не слишком высоки, так как обычно он очень легко доступен в выхлопной системе. Однако, что может занять много времени, так это анализ ошибки. Если лямбда-зонд легко доступен, его обычно можно заменить менее чем за 30 минут. Важно, чтобы перед началом работы выхлопная система немного остыла. В то время как старый лямбда-зонд следует выкручивать, когда он теплый, новый лямбда-зонд следует вкручивать, когда он холодный. Если вы хотите выполнить работу самостоятельно, желательно при демонтаже надеть перчатки, которые являются термостойкими, и перед установкой нанести на резьбу высокотемпературную пасту. Эта паста предназначена для предотвращения прилипания или заедания. В более старых автомобилях может случиться так, что лямбда-зонд сгорел в выхлопной трубе, что значительно усложняет его замену, и поэтому вам следует подумать о замене соответствующей части выхлопной системы. Часто резьба старого щупа откручивается и замена соответствующего участка выхлопа неизбежна. ( Назад к обзору )
Сколько стоит лямбда-зонд?
Независимо от того, есть ли у вас новый Регулирующий зонд или новый Диагностический зонд — диапазон цен на новый зонд составляет от 20 до 180 евро. Кроме того, однако, есть затраты на анализ и, конечно же, рабочее время. Время, которое может занять такое изменение, составляет от 30 минут до 2 часов, что впоследствии приводит к затратам от 40 до 250 евро.
В итоге информация о лямбда-зонде:
- Лямбда-зонд – датчик концентрации кислорода (т.е. прибор для регулирования выбросов бензиновых, дизельных, газовых двигателей)
- Лямбда-зонд измеряет остаточное содержание кислорода в выхлопных газах
- Лямбда-зонд обеспечивает оптимальный состав смеси
- блок управления распознает состав смеси (бедная/богатая) по напряжению лямбда-зонда
- если смесь слишком богатая, блок управления уменьшает количество топлива в соотношении смеси
- если смесь слишком бедная, блок управления увеличивает количество топлива в соотношении смеси
- Измеренное значение лямбда-зонда позволяет блоку управления регулировать количество впрыска для обеспечения оптимального состава смеси
- возможно второй лямбда-зонд (диагностический зонд после каталитического нейтрализатора), проверяет, оптимально ли работает контрольный зонд (перед каталитическим нейтрализатором)
- имеются скачкообразные и широкополосные зонды ( Вернемся к обзору )
Учебные пособия: замена зонда Lambda
( Back to Oproview )
youtube.com/embed/fi_5Z2UvjwY?start=332&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>HHTTPS:/WWWWWWWWWWSMORSISMENCIORSMORSMORSHISMORSHISMORSIORSMORSIOM.
Конечно, этого еще не было! tuningblog имеет бесчисленное множество других статей на тему автомобильного и автоматического тюнинга в наличии.