Гидрокрекинговые масла — что это?
Гидрокрекинг
Процесс гидрокрекинга известен относительно недавно, только с середины шестидесятых годов прошлого века. Хотя надо отметить тот факт, что практическое применение было налажено только лишь к середине семидесятых годов в Соединенных Штатах Америки.
Гидрокрекинг — гидрокаталитическая переработка сырья для получения базовых масел с высоким индексом вязкости (100 и выше), низким содержанием сернистых и ароматических углеводородов. Масла нужного качества получаются не удалением нежелательных компонентов из сырья (как в случае с очисткой селективными растворителями, адсорбционной очисткой и гидроочисткой), а преобразованием их в углеводороды необходимой структуры за счёт реакций гидрирования, крекинга, изомеризации и гидрогенолиза (происходит удаление серы, азота, кислорода), что сказывается на стабильности получаемых масел. При гидрокрекинге получают высококачественные основы широкого ассортимента товарных смазочных масел: гидравлических, трансформаторных, моторных, энергетических, индустриальных и т.
Гидрокрекинг-синтетика, полусинтетика или минералка?
Попробуем разобраться. Правильнее, все-таки, относить ГК-масла к особому классу масел, хотя, производители моторных масел, дабы не пугать автолюбителей сложной и непривычной терминологией, а также пользуясь тем, что Американский Институт Нефти признал гидрокрекинговые масла синтетическими, пишут на упаковках нечто вроде «синтетические технологии» и тому подобное. Некоторые производители вообще не пишут на своих упаковках способ производства основы, а по своей сути масла ГК — это улучшенная минералка.
Полусинтетика – это, по определению, смесь минеральных и синтетических базовых масел. В роли синтетической базы выступают обычно поли-альфа-олефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь. В ГК маслах – минеральное масло заменяют на крекинговое. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины (длина углеводородных цепочек – 20…35 атомов) и разного строения.
Из-за этой неоднородности:
- нестабильность вязкостно–температурных свойств
- высокая испаряемость
- низкая стойкость к окислению.
Минеральная основа – самая распространенная в мире моторных масел. ПАО — основа, это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (соединения) коротких углеводородных цепочек – мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат бензиновые молекулы, либо нефтяные газы – бутилен и этилен. Преимущества ПАО: не застывают до –60С, высокая стойкость к перепадам температур, старению, низкая испаряемость. Такая масляная основа в 4,5 раза дороже минеральной. Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства – растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое.
Недостатки традиционных синтетических компонентов не ограничиваются высокой ценой. Дело в том, что и ПАО и эстеры, в них хуже растворяются присадки, без которых невозможно производство современного моторного масла. Что же касается эстеров, то их отличает повышенная чувствительность к попаданию воды и, особенно, водяного пара. Весьма удачной попыткой совместить высокие качества синтетики с неагрессивностью «минералки» и, главное, за приемлемую цену, стала технология гидрокрекинга, или «НС-синтеза».
Сырьем для ГК масел, в отличие от ПАО, выступают не короткие углеводородные молекулы – мономеры, а тяжелые, длинные углеводородные цепочки из 20…35 атомов и более. Длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие «масляные» с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда и название – «гидрокрекинг». В результате гидрокрекинга получают базовое масло с очень высокими вязкостно – температурными характеристиками – индекс вязкости (ИВ) достигает у них 130 – 150 единиц. Для сравнения – ИВ у лучших минеральных основ — не более 100. К тому же, НС-масла не разъедают уплотнений, меньше «боятся» попадания воды, гораздо лучше совместимы с присадками чем ПАО и эстеры. И самое главное! Гидрокрекинговая основа стоит всего в 2 раза дороже минеральной, т.е. в 2,5 раза дешевле ПАО и в 3-5 раз дешевле эстеров. Поэтому
Так же не так давно появилась еще одна интересная технология: GTL Pure Plus от Shell, проще говоря, это синтез нужных нам молекул с нужными нам свойствами из природного газа. Она мало чего имеет общего с производством «обычных масел» и именно ее, на сегодняшний день, можно назвать полностью синтетической.
Дело в том, что масла GTL имеют все преимущества ПАО и при всем при этом не имеют их недостатков, в том числе и цены. И соответственно их рабочие характеристики выше чем у масел на основе гидрокрекинга, как минимум потому что из них не делают полусинтетику и не добавляют минеральную основу. Что касается цены, то она стоит на уровне «синтетических гидрокрекинговых» масел других известных производителей, а преимущества на лицо.
Хочу заметить, что в линейки Shell имеются, и стоят отдельно (HX8 и HX7), синтетические и полусинтетические масла на основе гидрокрекинга, произведенные по технологии XHVI. И именно эта технология позволяет делать ГК масла сверхвысокого индекса вязкости в отличие от других производителей ГК масел.
ПАО или гидрокрекинг
Есть много различных мнений относительно
свойств гидрокрекингового масла, как положительных, так и отрицательны. Кто-то утверждает, что работает оно не хуже синтетического и
одновременно позволяет существенно экономить, так как представляет собой
оптимальное соотношение между ценой и качеством. Более того, есть даже те, кто
считает, что данный смазочный материал по многим химическому составу отличается
от синтетического в лучшую сторону.
Противники синтетических масел приводят в доказательство тот факт, что полусинтетические смеси изнашиваются намного быстрее и якобы их главное и единственное отличие от минеральных масел состоит сугубо в цене, неоправданно завышенной.
Давайте разберемся, так ли это, и
действительно ли синтетическое масло всего лишь красивый маркетинговый ход,
необходимый только для получения выгоды производителями?
Начнем с того, что ПАО (ПолиАльфаОлефиновое)
масла или моторные масла сделанные на основе синтеза попутных нефтяных газов и
принадлежат к классической синтетике 4-й группы.
ПАО масла выдерживают огромные нагрузки, высокие обороты, попадание топлива практически без ухудшения качества масла, очень долго сохраняет все свои основные технические параметры, прекрасно выдерживает термические нагрузки. Однако, несмотря на множества положительных характеристик, ПАО масла также имеют ряд недостатков, одни из которых является плохое растворение присадок. Дабы исправить данный недостаток производители используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается, поэтому так или иначе все ПАО масла в мире используют некий процент минеральной основы.
Еще одним неприятным недостатком ПАО масел
является низкая полярность, грубо говоря молекулы таких масел не “прилипают” к
поверхностям металла и после выключения двигателя могут стечь в картер и плохо
срабатываются с резинотехническими уплотнителями, такими как сальники и
присадки. Но и тут производители нашли решение, для борьбы с подобным
недостатками они стали использовать специальные вещества, которые придают
определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства
«прилипания» к металлу. Раньше для достижения подобных свойств использовали
эфиры и эстеры, но с развитием технологий они уступили алкалированным
нафталинам. По сути, они так же как и эстеры избавляют ПАО базовое масло от
недостатков, но это более современное поколение присадок. Как уже становится
ясно, классическое синтетическое масло – это масло в базе которого содержится
большой процент ПАО базового масла.
В противовес синтетических масел на ПАО основе
появились масла НС синтеза, так называемые гидрокрекинговые масла. Данный тип
масел получают в результате глубокой очистки и химического катализатора сырой
нефти. Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается низкой ценой и
зеркальным отражением достоинств и недостатков масел на ПАО основе.
Гидрокрекинг продолжительное время относили к минеральным маслам с высокой
степенью очистки и отчасти это утверждение верное, так как его делают из
минеральной основы. В 1999 году, после иска Exxon Mobil к Castrol данные масла
получили право использовать в своих маркетинговых компаниях слова “синтетика”,
после чего масса компаний стали использовать данный термин при выпуске
продукции гидрокрекинговой очистки базового масла. Сам процесс гидрокрекинга
намного дешевле, нежели процесс синтеза из газа, как следствие и цена на него
намного дешевле, чем и выигрывает на рынке по отношению к ПАО маслам.
На данный момент рынок смазочных материалов
наполнился маслами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic»,
которые по своему составу являются смесью 3-й группы гидрокрекинговых базовых
масел со второй или первой группой минеральных масел. Согласно стандартам,
смазочные материалы имеют право называться синтетическими, если в их составе
есть 37% гидрокрекингового масла.
Гидрокрекинговые масла по своим свойствам
смогли приблизится к ПАО маслам и теоретически могли бы называться синтетикой,
но есть ряд особенностей при производстве и обработке, благодаря которым, ПАО
базовые масла останутся недостижимым уровнем для гидрокрекинговой базы.
Японские масла JAYTEC в России. Качество в каждой капле.
Минеральная основаХимический состав минеральных основ зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины и разного строения. Из-за этой неоднородности – нестабильность вязкостно – температурных свойств, высокая испаряемость, низкая стойкость к окислению. Минеральная основа – самая распространенная при производстве масел в большинстве стран мира, включая Европу и США.
Совершенствование минеральных базовых масел проводится по двум основным направлениям:
1. Масло очищается только до такой степени, чтобы в нем осталось оптимальное содержание
смол, кислот, соединений серы, азота и, дополнительно, вводятся присадки для улучшения
некоторых функциональных свойств. Такой метод не позволяет получить масла достаточно
высокого уровня качества.
2. Масло полностью очищается от всех примесей и проводится молекулярная модификация методом
гидрокрекинга. В результате получается масло, обладающее ценными свойствами для тяжелых
режимов работы (высокая стойкость к деформациям сдвига при высоких скоростях, нагрузках
и температурах, высокий индекс вязкости и стабильность параметров).
Вверх
Гидрокрекинговая основа
Гидрокрекинг — это глубокий вид обработки нефти, когда одновременно протекает сразу несколько реакций: удаляются серные и
азотистые соединения, а длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, при этом места
разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда происходит название – «гидрокрекинг».
При гидрокрекинге налицо все признаки синтеза – создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС- синтезом.
Итак, гидрокрекинговые масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. Гидрокрекинг отбрасывает все «ненужное», ну а если захватывается что-то «полезное», необходимые свойства придаются с помощью присадок. Гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике» 4 группы — ПАО, при снижении стоимости производства в 3-5 раз.
Гидрокрекинговые масла обладают высоким индексом вязкости (выше, чем у ПАО!), противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические масла на основе ПАО или эстеров.
В некоторых источниках по автомобильным смазочным материалам, в качестве недостатков гидрокрекинговой основы указано, что
гидрокрекинговые масла «быстрее стареют и теряют свои свойства». Заметьте, что это сравнение проводится с высоковязкостной
ПАО основой, которая в настоящее время используется крайне редко, в основном для производства профессиональных рейсинговых
масел, которые можно залить далеко не в каждый спортивный двигатель. В массовом производстве современных автомобильных
масел используется более дешевая ПАО основа низкой вязкости, основным назначением которой является получение широко-диапазонных
масел с улучшенными низкотемпературными характеристиками, таких как 0W-20, 0W-30, 0W-40 и 5W-50 (SN). Использование низковязкостной
ПАО основы несомненно улучшает текучесть и другие эксплутационные качества масла, но на увеличение срока службы масла особо не
влияет. Что гидрокрекинговая синтетика, что синтетика с использованием ПАО обладают примерно одинаковым эксплутационным ресурсом –
от 15 до 30 тысяч километров. Многое зависит от типа двигателя, стиля езды, пробега и техсостояния самого автомобиля. Масла со
«сверх-длинным сроком службы», которые рекламируют некоторые компании, производятся не на концентрированной ПАО или эстеровой
основе, как многие считают, а как раз на базе гидрокрекинга.
«Сверх-длинный срок службы» обеспечивают специальные присадки,
которые кстати не всегда хороши для двигателя.
Подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полусинтетические или даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программы BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), почти весь Castrol (кроме EDGE), Mobil1, Esso, Chevron, Fuchs построены на гидрокрекинге. Все масла южно-корейского бренда ZIC — это только гидрокрекинг.
Вверх
Полусинтетическая основа
Полусинтетика – это смесь минеральных и синтетических базовых масел,
и может содержать в своем составе от 20 до 40 процентов «синтетики».
Специальных требований к производителям полусинтетических смазочных
материалов в отношении того, какое количество синтетического базового
масла (синтетического компонента) должно быть в готовом моторном масле —
нет. Также нет никаких предписаний, какой синтетический компонент
(базовое масло группы III или группы IV) использовать при изготовлении
полусинтетического смазочного материала. По своим характеристикам эти
масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими
маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но уступают синтетическим.
По цене эти масла несколько дешевле гидрокрекинговых синтетических.
Вверх
Полностью синтетическая основа
Полностью синтетические масла обладают исключительно удачными вязкостно-температурными характеристиками.
Это, во-первых, гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (от -35°С до -60°C) и очень
высокий индекс вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Во-вторых, они имеют
более высокую вязкость при рабочих температурах свыше 100°C — благодаря этому масляная пленка, разделяющая
поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. К прочим достоинствам синтетических масел
можно отнести повышенную стойкость к деформациям сдвига (благодаря однородности структруры), высокую
термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нагаров и лаков (лаками называют
откладывающиеся на горячих поверхностях прозрачные, очень прочные, практически ничем не растворимые пленки,
состоящие из продуктов окисления), а также небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход
на угар. Немаловажно и то, что синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо
высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие — ведь разрушаются
в первую очередь именно присадки. Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических
потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных в 5 и более раз.
Основным фактором, ограничивающим применение синтетических масел IV и выше групп, является их высокая стоимость.
Они в 3-5 раз дороже гидрокрекинговых масел и раз в 10 дороже минеральных.
В роли синтетической базы выступают обычно полиальфаолефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.
ПАО — это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (проще говоря – соединения) коротких углеводородных цепочек – мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат нефтяные газы – бутилен и этилен.
Распространено ошибочное мнение, что «чем больше процент содержания ПАО, тем выше по характеристикам масло».
Это далеко не так. Основными определяющими качества масла являются не высокий процент содержания в нем ПАО или
эстеров, а правильно выбранное процентное соотношение (баланс) в использовании всех его компонентов (часто
называют «формула»), качество всех этих компонентов (имеются в виду базовые масла и пакет присадок), технология
самого производства и контроль за качеством производства. ПАО-основа тоже не лишена своих недостатков – она хуже
(по сравнению с другими базовами маслами) смешивается с присадками, без которых производство современных масел
невозможно. Таким образом, чрезмерное использование ПАО не только не повысит качеств масла, а наоборот, только
приведет к потере многих его свойств за счет снижения способности такого масла растворять присадки.
В современной индустрии смазочных материалов в основном используется ПАО основа с низкой вязкостью, причем только в самых необходимых, минимально требуемых для получения той или иной вязкости количествах (в основном для получения «низких» вязкостей 0W и 5W в маслах с широким диапазоном, таких как 0W-30, 0W-40, 0W-50, 5W-50). Процент содержания ПАО в современных маслах, включая такие, как CASTROL EDGE, MOBIL1 и MOTUL, колеблется в пределах 3%-15%, в зависимости от диапазона вязкости масла. Чем шире диапазон, тем больше содержание ПАО. Исключением являются маслах 0W-40 и 0W-50, которые на 80-90% состоят из ПАО. Следует отметить, что ПАО содержится далеко не во всех продуктах товарной линейки вышеуказанных брендов.
ПАО основа с высокой вязкостью используется крайне редко, в виду свой исключительной дороговизны (стоит в несколько
раз дороже, чем общераспространенное низковязкостное ПАО), в основном для производства профессиональных рейсинговых масел.
Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства – растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые «выгорают» в ходе работы в двигателе, приводят к «старению» масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т. к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются.
Одним из основных недостатков эстеров является плохая совместимость с водой, которая неизбежно попадает в масло в процессе эксплуатации двигателя, и становится причиной более быстрой (по сравнению с гидрокрекинговыми маслами и ПАО) деградации масла на эстеровой основе. Кроме того, все плюсы эстеровой базы могут показаться слишком дорогим удовольствием, так как стоит она в 5-10 раз дороже гидрокрекингового масла. Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%, и применяются они лишь в самых совершенных продуктах, например спортивных маслах, обычно составляющих вершину товарного ряда компаний-производителей.
Вверх
Гидрокрекинговые базовые масла / GT OIL автомобильные масла из Кореи
Гидрообработка и каталитический гидрокрекинг — реакция с водородом при повышенной температуре и давлении, в присутствии различных катализаторов.
Для получения масел применяются следующие процессы обработки водородом:
Гидрообработка (hydrogen processing) — проводится отдельно или одновременно с обработкой растворителями. Гидрообработка базовых масел может быть проведена до разной глубины — от гидроочистки (hydrogen treating, hydrotreating) до гидрокрекинга (hydrogen cracking). Как гидроочищенное базовое масло (hydrotreatedbase stocks), так и базовое масло гидрокрекинга (hydrocracked base stock)имеют больше предельных связей (saturates) и меньше серы (reduced sulfur content)no сравнению с базовым маслом, экстрагированным растворителем.
Гидроочистка(hydrotreating) — осуществляется действием водорода на нефтяные фракции в присутствии катализатора. Ненасыщенные и ароматические молекулы базового масла превращаются в предельные. Одновременно протекает процесс обессеривания (desulfurization) и удаления азотсодержащих соединений(denitrogenation). Умеренная гидроочистка (mild hydrotreating, hydrofinishing, hydrofining), обычно используется и для снижения окраски и запаха масла.
Гидроизомеризация (hydroisomerisation) — изомеризация парафинов или высокопарафиновых фракций. Линейные молекулы парафинов превращаются в разветвленные изопарафины, одновременно может иметь место и гидрокрекинг молекул. Сырьем для этого процесса служат продукты депарафинизации масел или производства парафинов. После гидроизомеризации проводится депарафинизация растворителем для понижения температуры застывания.
Гидродепарафинизация — каталитическая депарафинизация {catalytic hydrodewaxing) является альтернативным процессом депарафинизации растворителем. Молекулы парафинов каталитически разрываются и изомеризуются до изопарафинов. Эта стадия обработки непосредственно следует либо после гидрокрекинга, либо после экстракции растворителем.
Каталитический гидрокрекинг (hydrocracking) — получение базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. Масла гидрокрекинга защищают от износа, иногда лучше, чем синтетические. Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. В ходе гидрообработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота, другие гетероатомные соединения, одновременно протекает гидрирование полициклических ароматических соединений, расщепление нафтеновых колец, деструкция длинных парафиновых цепей и изомеризация продуктов. Эти процессы обеспечивают улучшение молекулярной структуры масла, усиливают стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям и стабильность свойств в интервале периода эксплуатации. Скорость и направление отдельных химических реакций, а тем самым и возможность получения желаемых продуктов, может регулироваться изменением параметров обработки (температуры, давления, соотношения реагентов, применением различных катализаторов и др.). Поэтому разные компании при выполнении процесса глубокой переработки масла, могут получить отличающиеся по свойствам продукты. Производители, как правило, охраняют свои оригинальные процессы переработки и продукты.
Чаще всего эти аббревиатуры присутствуют и в названиях товарных масел. Базовые масла, полученные методом гидрообработки, высоко ценятся, так как имеют высокие характеристики и свойства, не изменяющиеся при продолжительной эксплуатации.
Вязкость (viscosity) базовых масел — определяющий и классификационный показатель качества и выражается разными единицами. Раньше вязкость базовых масел измерялась универсальными секундами Сейболта (Saybolt universal seconds — SUS). В настоящее время вязкость измеряется в сантистоксах (1 сСт=1 мм7с) (centistokes — cSt), и, стандартно, определяется при 40 °С или 100 °С. Ряд, состоящий из базовых масел разной вязкости, называется общей номенклатурой базовых масел (common base oil nomenclature) или рядом базовых масел (base stock slate).
Индекс вязкости, VI, базовых масел (viscosity index) определяет зависимость вязкости масла от температуры. Базовые масла по индексу вязкости делятся на группы и маркируются:
- с низким индексом вязкости — LVI (low viscosity index), VI< 50;
- со средним индексом вязкости — МVI (medium viscosity index), VI = 50 — 93;
- с высоким индексом вязкости — HVI (high viscosity index), VI = 93 — 115;
- с очень высоким индексом вязкости — VHVI (very high viscosity index),VI > 115.
Масла LVI и MVI получают при переработке нафтеновой нефти. Они обладают хорошими моющими свойствами, достаточным индексом вязкости и низкой температурой застывания. Базовые масла MVI получают путем умеренной экстракции растворителем (до достижения VI = 70 — 90), их называют «solventpale» и обозначают SP, например:100SP, 500SP
Они применяются в качестве технологических масел и масел, работающих при низкой температуре.
Масла HVI составляют основную часть базовых масел. Они обладают более высоким индексом вязкости и лучшей антиокислительной стойкостью, по сравнению с LVI и MVI маслами. HVI масла получают путем более глубокой экстракции растворителем, они называются «solvent neutral» и обозначаются буквой N, например: 100N, 500N
Знаком HVI обозначает свои базовые масла фирма «Shell», рядом ставятся цифры, соответствующие численному значению кинематической вязкости при температуре 40°С, например: НVI 60, HVI 95, HVI 160, HVI 650
Базовые масла VHVI применяются для производства высококачественных моторных и трансмиссионных масел, отличающиеся продолжительной стойкостью к высокой температуре.
Гидрокрекинговое моторное масло – что это такое: фото- и видеообзор
В наше время благодаря современным технологиям появилось большое разнообразие смазочных материалов: минеральных, полусинтетических и синтетических. Они отличаются технологией производства и соответственно своими характеристиками. В статье рассматривается гидрокрекинговое моторное масло: что это, его характеристики, отзывы автолюбителей. На основании полученных сведений каждый автолюбитель вправе сам выбирать, какую смазку ему лучше использовать для своей машины.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Характеристики
Каталитический гидрокрекинг – технология очищения и повышения технических свойств базового масла, приближающего его по качеству к синтетическому. Оно имеет высокие показатели вязкости, устойчиво к окислению, а также деформациям на сдвиг.
Смазка для мотора Castle 0W20Основой для изготовления гидрокрекинговых смазок являются базовые минеральные масла. Путем гидрообработки и ряда химических реакций из минеральной основы удаляются различные вредные вещества, в том числе азот, сера. Во время процесса меняется молекулярная структура жидкости. Смесь приобретает устойчивость к высоким температурам, химическим, механическим воздействиям, увеличивается стабильность ее эксплуатационных свойств. Недостатком является высокая испаряемость и быстрое старение.
Преимущества использования
Минеральное моторное масло, полученное путем гидрокрекинга, характеристиками похоже на синтетическое. Американские производители на упаковках указывают, что оно получено с помощью синтетических технологий. Но суть остается прежняя – это минералка, прошедшая специальную обработку.
Главное преимущество гидрокрекингового моторного масла – низкая стоимость. Синтетические имеют высокую цену, так как получаются путем дорогостоящего синтеза масел-основ. Гидрокрекинг – недорогая технология, но дает возможность получить продукт по своим характеристикам аналогичный синтетике.
Смазывающая жидкость для двигателя от NISSANГидрокрекинговые масла имеют следующие преимущества:
- высокие вязкостные характеристики;
- стойкость к образованию отложений;
- не агрессивность к эластомерам;
- более высокие показатели снижения трения по сравнению с синтетическими аналогами;
- стойкость к окислению;
- в их основе хорошо растворяются присадки;
- низкую стоимость.
Отличить синтетическое моторное масло от гидрокрекингового, не проводя химического анализа, практически невозможно. Косвенным показателем является вязкость и цена. Большинство оригинальных ГСМ для японских автомобилей гидрокрекинговые, а также смазки южнокорейской фирмы ZIC.
Смазывающая жидкость для двигателя ZICПримеры смазок, полученные гидрокрекингом:
- Castrol TXT;
- Castle 0W20;
- Softec Plus 5w-40;
- Ravenol LLO 10w-40;
- BP Visco 5000 5w-40;
- ОптималЭлитМото 2Т;
- Total Quartz 9000 5w-40.
Отзывы
Часто водители выбирают ГСМ на основании мнения знакомых, которые его уже испытали на своих машинах. Ниже приведены отзывы автолюбителей о применении гидрокрекингового моторного масла.
Положительные | Отрицательные |
Данные масло-смазывающие жидкости — это та же синтетика, но полученная из нефтесырья. Они мало чем отличаются от синтетических, но выигрывают в цене наполовину. Поэтому данная смазка на сегодняшний день занимает большую часть рынка, так как у нее самое лучшее соотношение цены и качества. Чистой синтетики с индексом 5W почти не бывает, в основном это 0W. | Считаю, что разумнее заливать синтетику, если искать смазку, отвечающую ее свойствам. Данная гидрокрекинговая смесь не пройдет и 15 000 километров, так как изнашивается быстрее синтетического. |
Это нормальные ГСМ. Просто надо менять почаще. Мотор чистый, правда, пробег на машине всего 15 тыс. км. Заливаю нисановскую смазку в жестяных банках вязкостью 5W30. Мотор работает как часы, запускается при любой погоде, уровень масла не падает. | Производители гидрокрекинговых смазок не афишируют ее существование и выдают за синтетику. Хотя на самом деле она не имеет к ней никакого отношения. Это глубоко переработанное минеральное масло, которое активно продается под видом и по цене синтетики. Хотя стоимость его производства намного ниже, чем синтетического. |
Трепетно отношусь к своей машине и стараюсь приобретать для нее все лучшее. Остановил свой выбор на оригинальном нисановском. Продавец, правда, уточнил не слишком ли жидкая смазка для моего авто. Но оказалось, что это то, что нужно из-за особенностей двигателя. Правда, приходится часто менять. |
Видео «Гидрокрекинговое моторное масло»
В этом видео представлены гидрокрекинговые смазки некоторых известных брендов.
Синтетика или гидрокрекинг: отличия и схожести
В вопросе выбора лубрикантов, автолюбители разделяются на два лагеря. Первый – поддерживает НС синтетику. Второй – классические синтетические продукты. Однако конечный выбор зависит от конкретного случая. Наша редакция собрала информацию по теме – гидрокрекинговое масло или синтетика, что выбрать.
Отличия
Гидрокрекинг или синтетика что лучше? Перед выбором продукта необходимо знать отличия формул и свойств изделий.
ПАО синтетика
Высококачественное масло, производится путем химического синтеза основы. За сырье, как правило, берутся полиальфаолефиновые соединения легких углеводородов. Процедура синтеза формирует молекулярную структуру будущего масла. Отличительной особенностью считается отсутствие посторонних примесей, способных навредить двигателю или снизить срок эксплуатации лубриканта.
Дополнительно технология создания очень затратная. Поэтому 100% синтетика стоит на 70-150% дороже гидрокрекинговых смазок.
Также предельно чистая основа гарантирует такие параметры:
- низкая испаряемость;
- стойкость к перепадам температур;
- стабильность формулы при высоких нагрузках;
- минимальное образование шлама;
- высокая степень защиты от коррозии.
Гидрокрекинговые масла
Процесс построения формулы представляет собой расщепление сложных углеводородов при высокой температуре в присутствии водорода. Простыми словами во время перегонки удаляется лишняя составляющая минерального сырья, что позволяет создать продукт глубокой степени очистки.
Гидрокрекинг позволяет повысить качество лубриканта до значений, превышающих номинальные показатели минералки. Однако у технологии имеется несколько серьезных недостатков.
- При расщеплении молекул теряется часть защитных свойств формулы.
- Характеристики изделия отстают от показателей 100% синтетики.
- Несовместимость с длительными межсервисными интервалами.
Схожести
Синтетика или гидрокрекинг? Оба продукта схожи в следующих пунктах:
- высокие защитные свойства;
- стабильность вязкости при перепадах давления, температур, нагрузок;
- возможность эксплуатации в современных моторах.
Важно! Независимо от типа основы, рекомендуется подбирать смазку исходя из рекомендаций завода изготовителя транспортного средства.
Видео
Итог
Выбор между гидрокрекинговым и синтетическим моторным маслом остается на плечах конечного потребителя. Каждый продукт имеет собственные достоинства и недостатки. Автопроизводители рекомендуют к применению обе разновидности. Однако при наличии большого количества сторонних факторов, влияющих на работу двигателя. Необходимо учитывать все плюсы и минусы обеих разновидностей.
Гидрокрекинговое масло — что это, в чем его отличия от обычных масел, плюсы и минусы
Ученые, инженеры и профессора едят свой хлеб не даром… Постоянно в нашей повседневной жизни появляются новые и новые вещи, соответственно и слова, значение которых большинство из нас не знает.
Синтетика, полусинтетика, минералка — здесь вроде все понятно, а вот, что такое гидрокрекинговое масло? К какому типу масел оно относится и для каких моторов предназначено, об этом вы узнаете после прочтения данной статьи.
Итак, с появлением такого термина как «гидрокрекинговое моторное масло», естественно, среди автолюбителей появилось немало различных гипотез относительно того, что собой представляет это масло. Одни считают его полусинтетикой, другие — не согласны и утверждают, что это самая настоящая «минералка», поскольку на банке написано: «минеральное масло, произведенное по синтетической технологии». Так, что же это такое и как это понимать, скажите на милость? В сети еще больше различных мнений и гипотез. Например, некоторые утверждают, что масла этого типа обладают лучшими свойствами и способны более качественно и эффективно защищать трущиеся поверхности. При этом гидрокрекинговое масло дешевле синтетики. Выходит — это золотая середина и плюс хорошая цена!? Но, как это обычно бывает, такие предположения не совсем верны и по большей мере это обычный маркетинг.
Актуально: Течь масла из-под масляного фильтра — основные причины и способы решения
Начнем с того, что такое гидрокрекинг? Под этим, естественно «не нашим», словом скрывается технология очистки, которая также позволяет повысить технические полезные свойства минеральной основы практически до уровня «синтетической». Гидрокрекинговое масло производится из нефти также, как и «минералка», однако в процессе «гидрокрекинга», молекулярная структура первого будет сильно отличаться от второго.
Тяжелые фракции и вакуумный остаток используются в качестве основы для высоковязких моторных, а также трансмиссионных масел. Легкие дистилляты используются для трансформаторных, а также индустриальных масел. В нефти очень много различных примесей, поэтому после первичной перегонки обязательно нужна вакуумная перегонка.
Выходит, имеем основу, которая качественнее и чище «минералки», однако все еще не дотягивает до «синтетики». Но, при всем этом цена гидрокрекинга ниже, чем стоит синтез. Следовательно, цена гидрокрекиноговых масел в конечном итоге будет ниже по сравнению с «синтетикой». Масло, получаемое после процедуры гидрокрекинга очень схоже с «минеральным» по методу получения, а также процессом его добычи.
Рекомендую: Моторное масло в антифризе — поиск причин и диагностика неисправностей
Создать гидрокрекинговое масло, способное по своим характеристикам и свойствам превзойти синтетические аналоги, конечно, можно, однако в таком случае существенно повысится его себестоимость. Многие производители автомобильных смазок используют основы, полученные гидрокрекингом. Очищая простое минеральное масло, при помощи химически сложных процессов лишают вредных примесей, таких как сера или азот, и разные производные.
- Избавиться от парафинов позволяет — депарафинизация. Это способствует повысить температуру застывания и загустения масел. Однако вместе с тем если удалить абсолютно все примеси — качество масла и его эффективность лучше не станут, наоборот.
- Повысить стойкость масел к окислению позволяет гидроочистка, которая представляет собой сложный химический процесс с использованием водорода, высокой температуры и давления.
- Гидрокрекинг – это гораздо более масштабный и широкий тип обработки, включающий в себя одновременно несколько химических реакций. Он позволяет избавиться от серных и азотистых соединений, происходит расщепление связей и образование новых.
Однако есть в нефти ряд компонентов, которые в большинстве случае воспринимаются как «зло», однако вместе с тем они нередко обладают ценными качествами. К примеру, смолы и кислоты позволяют повысить стойкость и адгезию масляного слоя, придавая ему лучшей адсорбции и наделяя его прекрасными смазывающими способностями.
Из этого следует, что не всегда сильно очищенное и обработанное масло будет лучшим вариантом, напротив из-за чрезмерной очистки многие его смазывающие, антикоррозионные, антиокислительные свойства могут просто исчезнуть.
Что в итоге дает гидрокрекинг?
Этот процесс позволяет удалить из основы все «плохое», после чего при помощи присадок добиться нужных характеристик масла. При этом важно понимать, что полностью удалить все вредные включения и примеси очень сложно, поэтому такие масла нередко склонные к нагарообразованию и плохой стойкости к коррозии, по сравнению с синтетическими аналогами. Но, при этом масла, полученные путем гидрокрекинга, имеют высокую вязкость и стойкость к окислению. Единой мысли в вопросе чем являются гидрокрекинговые масла — нет, некоторые производители причисляют его к «минеральным» маслам, другие к — «синтетическим».
Выводы…
Правда всегда где-то посередине! Поэтому не стоит сильно углубляться в маркетинг и химию, следует заливать то, что рекомендует ваш производитель, уж ему точно известно, что лучше для его творения и на чем оно будет работать эффективнее.
Гидрокрекинг | Toyo Engineering Corporation
Сводка
Гидрокрекинг — один из наиболее универсальных процессов переработки для превращения компонентов тяжелого нефтяного топлива в нафту, керосин, реактивное топливо, дизельное топливо или высококачественные смазочные масла посредством каталитических реакций в высокотемпературной атмосфере водорода под высоким давлением.
Виды процесса гидрокрекинга
При проектировании установки гидрокрекинга разрабатываются и применяются различные виды передовых технологических процессов.
Технологические схемы реакционной системы подразделяются на одноступенчатую реакционную систему и двухступенчатую реакционную систему, в зависимости от типов и степени конверсии исходных масел и продуктов, а также производительности катализатора. В общем, одноступенчатая реакторная система используется для экономичного производства керосина и дизельного топлива, а двухступенчатая реакторная система — для полного крекинга исходного масла и увеличения выхода среднедистиллятных масел.
Одноступенчатая реакторная система подразделяется на полную систему конверсии за счет рециркуляции непревращенного масла и однопроходную систему, которая частично преобразует масло без рециркуляции.Конфигурация будет оптимизирована с точки зрения экономики и производительности.
Типовая технологическая схема гидрокрекинга (одноступенчатая однопроходная система)
Особенности и преимущества установки гидрокрекинга
Установка гидрокрекинга для Ярославского НПЗУстановка гидрокрекинга пропускает тяжелую нефть на катализатор в условиях высокой температуры и высокого давления водорода, удаляет примеси посредством крекинга, гидрогенизации, изомеризации, десульфуризации и других химических реакций и превращает тяжелую нефть в ценные легкие нефтепродукты.Процесс гидрокрекинга широко используется в последние годы, особенно как технология облагораживания тяжелой нефти, которая превращает компоненты тяжелой нефти в средний дистиллят, спрос на который вырос, как один из основных процессов наряду с FCC и термическим крекингом.
TOYO имеет богатый опыт работы с лицензированными технологическими процессами UOP, Axens, Exxon Mobil, Shell и других, а также спроектировала и построила 6 установок гидрокрекинга как в Японии, так и за рубежом.
Гидрокрекинг — обзор | Темы ScienceDirect
12.1.1 Свойства бифункциональных катализаторов
Исследование, проведенное Allain et al. [755] используется для иллюстрации участия каталитических центров по сравнению с бифункциональными катализаторами. В этом случае HCR – HIS активность углеводородов с прямой цепью определялась на нескольких Pt катализаторах, нанесенных на кислотные носители. Наблюдения были интерпретированы в терминах механизма, показанного на рис. 12.2 [755], в котором C и O обозначают алканы и олефины соответственно. В этой схеме этапы 1 и 5 deHYD / HYD происходят на металлах Pt, тогда как кислотный носитель поставляет протоны для этапа 2.Предполагается, что превращение карбокатиона через стадию 3 является стадией, ограничивающей скорость. Во время HCR – HIS реакционная способность углеводородов с прямой цепью увеличивается с увеличением углеродного числа углеводородов [55]. В связи с этим кислотность бифункциональных катализаторов (поставляемых кислотной подложкой) должна быть должным образом сбалансирована, чтобы поддерживать HCR на оптимальном уровне и гарантировать высокий уровень HIS.
Рисунок 12.2. Механизм гидроизомеризации n -гексана [755].
Следовательно, исходя из вышеуказанного механизма, катализаторы, используемые для реакций HIS и HCR, должны обладать желаемой кислотностью [55,759] [55] [759].Для HCR кислотность должна регулироваться, чтобы предотвратить чрезмерное образование нежелательных газообразных побочных продуктов и кокса. В то же время сила кислоты, необходимая для HIS, зависит от длины цепи. Таким образом, HIS легких парафинов (например, бутана и пентана) требует очень сильных кислотных центров, то есть таких, которые встречаются в оксо-анионном активированном диоксиде циркония. Для длинных цепей сила кислоты, необходимая для разветвления, ниже. Это предполагает, что бифункциональный катализатор, демонстрирующий хорошую активность и селективность для одновременного HIS и HCR, требует оптимизации кислотных центров.Например, катализатор с преобладанием средних и слабых кислотных центров может проявлять высокую активность в отношении HIS, но его активность в отношении HCR может быть довольно низкой [759]. В разной степени другие реакции HPR протекают параллельно с реакциями HIS и HCR. Это говорит о том, что при разработке катализаторов для HIS – HCR необходимо учитывать происхождение сырья и свойства ожидаемых продуктов.
Был разработан и испытан широкий спектр катализаторов для IS и HIS n -парафинов и n -олефинов [55].В этих катализаторах преобладали различные комбинации активных металлов (например, Pt и Pd) с цеолитами, хотя на ранних этапах исследований внимание уделялось также ASA и активным глинам. Интерес вызывают также молекулярные сита SAPO и катализаторы на основе сульфатированного диоксида циркония. Кроме того, в нескольких исследованиях использовались активные металлы, нанесенные на различные носители (SiO 2 , Al 2 O 3 и различные углеродные носители). При определении активности использовались как модельные соединения, так и реальные корма.Исследования, в которых различные типы катализаторов испытывались в идентичных условиях, имеют особое значение для сравнения характеристик катализаторов [760, 761] [760] [761]. Давление H 2 варьировалось от атмосферного до примерно 6 МПа, а температура варьировалась от 100 до 400 ° C. Было отмечено, что некоторые испытания катализатора проводились в режиме IS, например, в присутствии N 2 в качестве газа-носителя. Среди цеолитов высокая селективность была достигнута при использовании цеолита ZSM-5 со средним размером пор.Бендорайтис и др. [762] наблюдали, что цеолит ZSM-5 и Pt / морденит проявляют свойства избирательности формы. Последний имел более крупные поры, чем цеолит ZSM-5. Температуры потери текучести смазочного базового масла были одинаковыми для обоих катализаторов, тогда как индекс вязкости катализатора ZSM-5 был выше, чем у Pt / морденита [762]. Модификация цеолита ZSM-5 была испытана Ченом и Гарвудом [763] для депарафинизации среднедистиллятного топлива. В этом случае цеолит заменяли на раствор Zn / CH 4 Cl с получением 0.9 мас.% Zn. Активность этого катализатора была в пределах активности катализатора Ni / кизельгур [764]. Принимая во внимание схожесть процесса, наблюдения, сделанные во время депарафинизации исходного сырья среднего дистиллята, также могут иметь отношение к депарафинизации VGO и DAO.
Серия нецеолитных катализаторов была запатентована Gillespie et al. [765–768] [765] [766] [767] [768]. Разработка катализатора была основана на наблюдении, что катализаторы, содержащие компоненты ряда лантанидов и Pt-группы, обеспечивают превосходные характеристики и стабильность во время HIS полного диапазона кипения от n -парафинов до — -парафинов.В этом случае катализатор содержал оксид циркония на вольфрамированном носителе, элемент лантаноид и / или иттрий в качестве первого компонента, а второй компонент представлял собой металл из группы Pt. Первый компонент состоял из одного элемента ряда лантанидов или иттрия, а второй компонент представлял собой один МПГ. Предпочтительно, чтобы первым компонентом был иттербий, гольмий, иттрий, церий, европий или их смесь, тогда как вторым компонентом была Pt. Катализаторы содержали связующее из неорганического оксида, такого как оксид алюминия.Другой твердый кислотный катализатор HIS, запатентованный Гиллеспи [765], состоял из сульфатированного ZrO 2 , а также компонента группы III A и Pt. Катализатор был активен для превращения парафинового сырья в продукт, богатый парафином iso , со значительно улучшенными свойствами текучести на холоде. Катализатор, содержащий носитель из вольфрамированного диоксида циркония; по меньшей мере, один элемент лантаноид, предпочтительно иттербий или гольмий; и Pt была активна для селективного повышения качества парафинового сырья до продукта, богатого парафином iso [766].Другие подходящие опоры включали HfO 2 , TiO 2 и SnO 2 . Другой катализатор содержал комбинацию сульфатированного ZrO 2 носителя с одним лантанидным элементом или иттриевым компонентом и осажденным Pt Al 2 O 3. Это также был очень активный катализатор для HIS. В данном случае в качестве связующего использовался Al 2 O 3 [768].
Следует отметить активную исследовательскую деятельность нескольких исследовательских групп по разработке новых HIS-катализаторов.Это исследование было проведено в связи с растущим интересом к синтетическому топливу из синтеза FT. Подробный отчет об этих исследованиях был дан де Клерком и Фуримски [55]. В этой книге дается лишь краткое изложение, чтобы указать на фундаментальные различия между структурой обычных катализаторов HPR и катализаторов, содержащих новые фазы.
Установка гидрокрекинга | McKinsey Energy Insights
Также известен как: HCK, HCU, unicracker, установка гидрокрекинга VGO
На нефтеперерабатывающем заводе установка гидрокрекинга модернизирует VGO путем крекинга с впрыском водорода.Это дает большое количество высококачественного дизельного топлива и керосина. Это отличается от FCC, который использует то же сырье (VGO), но производит больше бензина лучшего качества.
Установка гидрокрекинга особенно ценна на нефтеперерабатывающем заводе, который пытается максимизировать производство дизельного топлива и уменьшить количество остаточного мазута. Установка гидрокрекинга дает большой объем керосина и легкого газойля (дистиллята) хорошего качества (с высоким цетаном и низким содержанием серы). Однако объемный выход нафты низкий и низкого качества (низкий N + A).Рынки, которые имеют очень низкие пределы содержания серы в дизельном топливе, также предпочитают использование установок гидрокрекинга, поскольку дизельный продукт не требует последующей гидроочистки.
Часто для достижения высокого выхода светлых продуктов с балансом между бензином и дизельным топливом на нефтеперерабатывающем заводе есть установка FCC и установка гидрокрекинга. В этом случае эти две установки могут быть очень взаимодополняющими: FCC забирает непревращенное сырье из установки гидрокрекинга, а установка гидрокрекинга забирает более тяжелые продукты крекинга (LCO или HCO) из FCC.
Гибкость конструкции и эксплуатации установок гидрокрекинга позволяет использовать широкий диапазон кормов и выходов продукции. Однако это связано с очень высокими капитальными и эксплуатационными затратами.
Установка гидрокрекинга остатков представляет собой вариант типичной установки гидрокрекинга VGO. Это аналогичное устройство с аналогичным ассортиментом и качеством продукции, но оно предназначено для обработки более тяжелых остатков вакуума в качестве корма.
Как это работает
В двухступенчатой установке гидрокрекинга смесь углеводородного сырья и водорода нагревают и вводят в емкость реактора, содержащую катализатор гидроочистки.Этот катализатор ускоряет реакции, которые удаляют серу и азот из углеводорода и открывают и насыщают ароматические кольца. Весь выход из этого реактора затем вводится во второй реактор, содержащий катализатор гидрокрекинга, который помогает реакциям, которые расщепляют углеводороды, насыщая их водородом. Полученная смесь преобразованного и непрореагировавшего углеводорода затем разделяется. Непревращенный углеводород затем можно рециркулировать на стадию гидрокрекинга для дальнейшей конверсии, направить во вторую емкость гидрокрекинга или направить в другую установку конверсии в качестве сырья (например,g., FCC). Материал дизельного топлива также можно отводить на этапах разделения, чтобы максимизировать производство дизельного топлива, или его можно обрабатывать дальше (путем рециркуляции или вторичного гидрокрекинга), чтобы максимизировать производство нафты. Некоторые установки гидрокрекинга представляют собой одноступенчатые установки с одним реактором, который обычно заполнен катализатором гидрокрекинга, но остальная часть процесса такая же.
Входы
Установки гидрокрекингамогут принимать большое количество сырья в зависимости от желаемых продуктов.Наиболее распространены:
- VGO — Эта более легкая фракция из установки вакуумной перегонки является наиболее распространенным сырьем для большинства установок гидрокрекинга. Это желательное сырье, когда нефтепереработчик пытается максимизировать общее производство дизельного топлива
- Газойль установки для коксования — Этот продукт серии VGO из установки для коксования хорошо подходит для установки гидрокрекинга, которая лучше справляется с ненасыщенными компонентами, чем установка FCC
- Циклические масла и крекинг-дистилляты — эти низкокачественные потоки дизельного топлива могут подвергаться гидрокрекингу для получения реактивного топлива и материалов бензинового ряда
- Атмосферный газойль — Этот прямогонный дизельный материал может подвергаться гидрокрекингу для увеличения производства бензина за счет получения дополнительного сырья нафты для установки риформинга
Продукты
Установка гидрокрекинга может производить широкий спектр продукции в зависимости от того, какое сырье она обрабатывает и как она спроектирована и эксплуатируется.Типичные продукты:
Произошла ошибка при настройке пользовательского файла cookie
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.
Настройка вашего браузера для приема файлов cookie
Существует множество причин, по которым cookie не может быть установлен правильно. Ниже приведены наиболее частые причины:
- В вашем браузере отключены файлы cookie. Вам необходимо сбросить настройки своего браузера, чтобы он принимал файлы cookie, или чтобы спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
- Ваш браузер спрашивает вас, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, нажмите кнопку «Назад» и примите файлы cookie.
- Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Если вы подозреваете это, попробуйте другой браузер.
- Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie. Чтобы исправить это, установите правильное время и дату на своем компьютере.
- Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.
Почему этому сайту требуются файлы cookie?
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу. Чтобы предоставить доступ без файлов cookie потребует, чтобы сайт создавал новый сеанс для каждой посещаемой страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.
Что сохраняется в файле cookie?
Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в cookie; никакая другая информация не фиксируется.
Как правило, в файлах cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта. Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, пока вы не введете его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступа к остальной части вашего компьютера, и только сайт, который создал файл cookie, может его прочитать.
Что такое гидрокрекинг? — Определение из Corrosionpedia
Что означает гидрокрекинг?
Гидрокрекинг — это процесс, при котором углеводородные молекулы нефти разбиваются на более простые молекулы, такие как бензин или керосин, путем добавления водорода под высоким давлением и в присутствии катализатора. В этом процессе используется газообразный водород для улучшения соотношения водорода и углерода в крекированных молекулах и для получения более широкого диапазона конечных продуктов.
Основными продуктами гидрокрекинга являются реактивное топливо и дизельное топливо, но также производятся фракции нафты с низким содержанием серы и СНГ. Все эти продукты имеют очень низкое содержание серы и других загрязняющих веществ.
Corrosionpedia объясняет гидрокрекинг
Гидрокрекинг — это каталитический химический процесс, используемый на нефтеперерабатывающих заводах для превращения высококипящих углеводородов в нефти в низкокипящие продукты, такие как бензин, керосин, реактивное топливо и дизельное топливо.Процесс происходит в атмосфере, богатой водородом, при повышенных температурах (500–800 ° F, 260–425 ° C) и давлениях (35–200 бар).
Любая сера и азот, присутствующие в сырье для гидрокрекинга, в значительной степени также гидрогенизируются и образуют газообразный сероводород (H 2 S) и аммиак (NH 3 ), которые впоследствии удаляются. В результате продукты гидрокрекинга практически не содержат примесей серы и азота и состоят в основном из парафиновых углеводородов.
Катализаторы гидрокрекинга состоят из активных металлов на твердых кислотных носителях и выполняют двойную функцию, а именно функцию крекинга и функцию гидрирования. Функция крекинга обеспечивается кислотным носителем катализатора, а функция гидрирования обеспечивается металлами.
Процесс гидрокрекинга зависит от природы сырья и относительных скоростей двух конкурирующих реакций. Тяжелое ароматическое сырье превращается в более легкие продукты в широком диапазоне очень высоких давлений (1000–2000 фунтов на квадратный дюйм) и довольно высоких температур (750–1 500 ° F, 400–815 ° C) в присутствии водорода и специальных катализаторов.
Каталитический гидрокрекинг включает три основных химических процесса:
- Крекинг высококипящих углеводородов, содержащихся в сырой нефти, до низкокипящих углеводородов
- Гидрирование ненасыщенных углеводородов для получения насыщенных углеводородов, обычно называемых парафинами или алканами
- Гидрирование любой серы , соединения азота или кислорода в исходном сырье в газообразный сероводород, аммиак и воду
Установки гидрокрекинга обычно изготавливаются из низколегированных сталей с плакировкой типа 347 или наплавкой для предотвращения межкристаллитного коррозионного растрескивания под напряжением, а также во избежание воздействия водорода .
применений гидрокрекинга | FSC 432: Нефтепереработка
Использование гидрокрекингаНа нефтеперерабатывающем заводе гидрокрекинг дополняет каталитический крекинг за счет использования более ароматического сырья, которое сопротивляется крекингу, включая побочные продукты FCC, такие как легкое рецикловое масло (LCO). Гидрокрекинг также может быть использован для улучшения остаточных фракций с использованием различных конфигураций реакторов и катализаторов в зависимости от сложности задач модернизации, как показано на рисунке 7.12. Как показано на рисунке 7.13, для гидрокрекинга относительно легкого сырья (например, атмосферного остатка) можно использовать конфигурацию с неподвижным слоем и частицы катализатора относительно большого размера. В крайних случаях с очень тяжелым вакуумным остатком используется конфигурация расширенного слоя, в которой очень мелкие частицы катализатора уносятся в сырье при высоких давлениях водорода (высокое соотношение водород / масло). Эти экстремальные условия реакции необходимы для предотвращения обширного закоксовывания катализаторов, которое могло бы остановить процесс.Для промежуточных случаев может использоваться конфигурация с кипящим (псевдоожиженным) слоем, как показано на рисунке 7.13.
В Соединенных Штатах гидрокрекинг LCO (от FCC) обеспечивает большую часть производства дизельного топлива, поскольку прямогонный LGO является предпочтительным сырьем для FCC для производства бензина в качестве основного продукта. Основными лицензиарами процессов гидрокрекинга являются Chevron, UOP, ExxonMobil Research and Engineering, BP, Shell и BASF-IFP.
Рисунок 7.12. Конфигурация процесса гидрокрекинга в зависимости от свойств сырья.Щелкните здесь, чтобы увидеть текст, альтернативный цифре выше
Процесс гидрокрекинга
— одноступенчатый
-Только гидрокрекинг
— одиночный катализатор
— низкое S, N питает
— Гидроочистка, гидрокрекинг
-двойной катализатор
-высокий S&N
— можно обойтись с переработкой или без нее
-Двухступенчатая (разделение продуктов между ступенями 1 и 2)
-HT и HC
-двойной катализатор
-очень высокое S + N кормов
-HT и HC
-тройной катализатор
— Чрезвычайно высокое содержание S, N, подача металла
Источник: Dr.Семих Эсер
Рисунок 7.13. Гидрокрекинг тяжелых остатков.Щелкните здесь, чтобы увидеть текст, альтернативный цифре выше
Гидрокрекинг остатков
— увеличение H / C для обновления
— перегонка под атмосферным давлением или вакуумом
Кровать Тип | Кат. Размер | Частиц / см 3 |
---|---|---|
Фиксированный | 1.5 — 3 мм | 120 |
с бурлящим воздухом | 0,8 — 3 мм | 250 |
Расширенный | 0,002 мм | 2,4х10 9 |
Источник: доктор Семих Эсер
Сравнение гидрокрекинга и каталитического крекинга
Каталитический крекинг — FCC | Гидрокрекинг |
---|---|
-дорогой процесс ($$$) — отбраковка углерода -эндотермический -кислотный катализатор -больше газа -больше кокса | — присоединение водорода -экзотермический -металлический катализатор на кислотном носителе — без газа без кокса |
- Гидрокрекинг включает разрыв связи C-C с образованием более легких углеводородов
- Больше выхода жидкости с HYDRCRC
- Другие гидрогенизированные продукты
- Растрескивание менее серьезное
- Вторичные реакции крекинга сводятся к минимуму за счет стабилизации активных частиц водородом
- Гидрокрекинг более гибкий ш.r.t. сырье
- Огнеупорное сырье (например, ароматические углеводороды) можно перерабатывать
- Разрыв связи C-C после насыщения водородом
Выше мы сравниваем каталитический крекинг (FCC — процесс удаления углерода) с гидрокрекингом (HYDRCRC) в отношении основных характеристик обоих проектов. Очевидно, что на гибком нефтеперерабатывающем заводе с широким диапазоном сырой нефти оба процесса необходимы для оптимального превращения сырой нефти в желаемые продукты нефтепереработки.
Фильтры гидрокрекинга | Кормовые фильтры
Не на каждом НПЗ будет установка гидрокрекинга, тем не менее, поскольку спрос на средние дистилляты, такие как реактивное топливо, керосин и дизельное топливо, увеличивается, нефтепереработчики находят стимул строить их для увеличения выхода дистиллятов. В мире с низким содержанием серы установка гидрокрекинга является частью процесса преобразования материалов с высоким содержанием серы в топливо с низким содержанием серы для транспортных средств, кораблей и самолетов.
Две основные химические реакции в установке гидрокрекинга — это каталитический крекинг тяжелых углеводородов до более легких ненасыщенных углеводородов и насыщение этих вновь образованных углеводородов водородом.В то же время, когда происходит гидрокрекинг, сера, азот и кислород почти полностью удаляются, а олефины являются насыщенными, поэтому продукты представляют собой смесь по существу чистых парафинов, нафтенов и ароматических углеводородов.
Общие проблемы фильтрации включают загрязнение твердыми частицами питающих насосов технологической установки и теплообменников, переходящие углеводороды, загрязняющие компрессор рециркулируемого водорода, переходящие смазочные масла из компрессора рециркулируемого водорода, следы жидких углеводородов, загрязняющих амин в установке регенерации водорода, следы загрязнения воды в конечных продуктах и т. д.
Фильтрующий раствор | Назначение фильтра | Преимущество фильтра | |
---|---|---|---|
01 | Системы фильтров серии ProGuard с обратной промывкой или сменные системы LiquiPleat HF. | Удаление твердых загрязнителей, таких как окалина, ржавчина и твердые частицы, из сырья для гидрокрекинга. | Защищает коалесцер, предотвращает незапланированные простои реактора, снижает загрязнение теплообменников, увеличивает время между техническим обслуживанием и остановами, снижает количество случаев замены катализатора. |
02 | Коалесцеры жидкость / жидкость серии Phase-LOK ™ или Phase-PUR ™ | Удаление воды из сырья для гидрокрекинга. | Предотвращает незапланированные простои реактора, загрязнение теплообменника, защищает оборудование, расположенное ниже по потоку, и продлевает срок службы слоя катализатора. |
03 | Коалесцеры газ / жидкость серии Micro-LOK ™ или Micro-DEP ™. | Удаление жидкостей и твердых частиц из рециркулируемого водорода. | Эффективная работа водородного компрессора и значительное снижение затрат на техническое обслуживание. |
04-05 | Коалесцеры газ / жидкость серии Micro-LOK ™ или Micro-DEP ™. | Удаление смазочного масла из нагнетаемого газа компрессора. | Снижение затрат на техническое обслуживание и повышение эффективности реактора. |
06 | Гофрированные жидкостные элементы серии LiquiPleat ™ и резервуары. | Удаление твердых частиц из сырья для фракционирующей установки. | Повышает эффективность коалесцера и защищает оборудование, расположенное ниже по потоку. |
07 | Коалесцеры жидкость / жидкость серии Phase-LOK ™ или Phase-PUR ™ | Удаление жидких загрязняющих веществ из сырья фракционирующей колонны. | Поддерживает эффективность фракционирующей колонны, предотвращая накопление загрязнений на разделительных пластинах. |
08 — 10 | Элементы и резервуары для жидкости с высоким расходом серии LiquiPleat ™ HF. | Удаление твердых примесей из ректификационной колонны. | Защита коалесцеров жидкости и последующего оборудования.Соблюдайте технические характеристики конечного продукта. |
11 — 13 | Коалесцеры жидкость / жидкость серии Phase-LOK ™ или Phase-PUR ™ | Удаление следов загрязнения водой из конечного продукта. | Защита оборудования, расположенного ниже по потоку. Соблюдайте технические характеристики конечного продукта. |
14 | Коалесцеры газ / жидкость серии Micro-LOK ™ или Micro-DEP ™. | Удаление следов жидких углеводородов из высокосернистого технологического газа. | Предотвращение загрязнения аминов в установке регенерации водорода. |
Решения для фильтрации гидрокрекинга
Большой проблемой для клиентов является поддержание срока службы слоев катализатора при минимальных затратах.
Это приложение требует удаления твердых примесей из сырья гидрокрекинга для защиты слоя катализатора в реакторах.
Jonell Systems рекомендует предварительную фильтрацию с использованием ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СОСУДОВ С ВЫСОКИМ ПОТОКОМ с КАРТРИДЖАМИ СЕРИИ LIQUIPLEAT JHT ИЛИ JHF вместе с системами фильтрации с обратной промывкой серии ProGuard для защиты слоя катализатора и реактора.
Преимущества фильтров гидрокрекинга Jonell Systems
- Jonell Systems предлагает комплексное решение, дающее вам преимущество получения полного решения по фильтрации от одного поставщика.
- Кроме того, благодаря широкому спектру решений и индивидуальным инженерным возможностям Jonell Systems может порекомендовать и внедрить правильное решение для вашего процесса.
- Для гидрокрекинга мы предлагаем решения с обратной промывкой и решения с высокой пропускной способностью.Они могут быть реализованы в зависимости от потребностей вашего процесса.
- Мы также предлагаем предварительную фильтрацию для оптимизации эффективности систем обратной промывки.
Приложения для фильтрации
для нефтеперерабатывающей промышленности
Обсудите вашу заявку сегодня!
Свяжитесь с Jonell Systems, частью Filtration Group, чтобы узнать больше о том, как наши решения по фильтрации могут помочь вам решить ваши проблемы фильтрации и разделения в нефтегазовой отрасли.