ЭРА-Глонасс: новые функции и принцип работы
- Главная
- Новости
- ЭРА-Глонасс: новые функции и принцип работы
Автор: Евгений Костин
На днях «Колёса.ру» опубликовал серию новостей о количестве вызовов, обработанных ЭРА-Глонасс в 2016 и в начале 2017 годов, а также рассказала о том, как комплекс помог спасти жизнь замерзающему жителю Кемеровской области. Выяснилось, что не каждый представляет, что такое национальная система экстренного реагирования при авариях. Давайте разбираться.
Рассказывая про случай, когда автолюбитель из Кемеровской области чуть не замёрз на дороге, «Колёса.ру» сопроводили материал видеороликом, в котором подробно описывается принцип работы ЭРА-Глонасс. Мы публикуем его ещё раз.
com/embed/gWUb2VS60tw» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Напомним, что «Колёса.ру» ещё в октябре 2015 года рассказал в большой статье, что из себя представляет новая система экстренного реагирования при авариях. Тем не менее некоторая часть наших читателей не поверили в то, что «ЭРА» помогла спастись человеку, оказавшегося на пустой трассе в заглохшем автомобиле и с телефоном, который не ловил сигнал конкретного оператора. Их аргумент — ЭРА-Глонасс не передал бы сигнал «SOS», так как передача данных осуществляется по каналам сотовой связи.
Да, это действительно так, но только в комплекс, которым оборудованы современные автомобили, «зашиты» симки не одного, а трёх основных российских операторов. Во-вторых, система обеспечена резервными каналами доставки сообщения о ДТП, включая опциональную спутниковую связь.
АО «Глонасс» анонсировало следующие функции ЭРА-Глонасс:
- получение информации в режиме реального времени о приближении к зоне с чрезвычайной ситуацией, о природных катаклизмах и метеоусловиях, об особенностях дорожного покрытия, о приближении к заправочной станции, местам отдыха и так далее.
- сервисы на основе ЭРА-Глонасс могут помочь оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, вызвать техпомощь, эвакуатор, подменное транспортное средство или такси.
Мы обратились в АО «Глонасс» с просьбой прокомментировать случай спасения жителя Кемеровской области и рассказать, какие из объявленных функций уже реализованы, а какие готовятся к внедрению.
авто и общество авто и технологии
Новые статьи
Статьи / Электромобиль
Стейк из капусты: почему никто до сих пор не умеет продвигать и продавать электромобили
Стейк из капусты. Хот-дог с морковью. Фрикадельки из баклажанов. Колбаски из фасоли. Котлета из свеклы. Аппетитно звучит, не правда ли? Если ваш ответ – нет, то это нормально. Тогда почему в…
25
0
0
21.
Статьи / Обзор Длиннее, просторнее… мощнее? Первое знакомство с новым GAC GS8 Концерн GAC Group (Guangzhou Automobile Group Co., Ltd.) занимает в китайском автомобильном рейтинге пятое место, реализовав в прошлом году 2,144 миллиона автомобилей. Но в России дела GAC M… 1345 0 0 20.07.2023
Статьи / Популярные вопросы
Ограничение права на управление автомобилем для уклонистов: что начало действовать с 11 июля
С 11 июля гражданам, не выполнившим обязанность явиться в военкомат, нельзя садиться за руль. Что изменилось, кого именно касаются ограничения и что будет, если нарушить новое законодательст…
624
1
0
17.
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 19613 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300
Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…
11402
14
4
02. 03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 9446 3 1458 03.03.2023
Передача экстренных данных в системе ЭРА-ГЛОНАСС / Хабр
Bсе легковые автомобили, производимые или ввозимые на территорию РФ с 1 января 2017 года, обязаны оснащаться модулями «ЭРА-ГЛОНАСС». Новые автомобили Lada оснащаются экстренными кнопки SOS уже с 2016 года. ГОСТ на систему экстренного реагирования при авариях появился еще в далеком 2011-м, однако до сих пор не появилось ни одной технической статьи, описывающей принципы ее работы.
Что же такое ЭРА?
«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная система Экстренного Реагирования при Авариях, нацеленная на повышение безопасности дорожного движения и уменьшения смертности от ДТП за счет сокращения времени оповещения экстренных служб. По сути, это частично скопированная европейская система eCall с некоторыми отличиями в передаваемых данных и частично обратно-совместимая с европейским родителем. Принцип работы системы достаточно прост и логичен: при аварии, встроенный в автомобиль модуль (IVS) в полностью автоматическом режиме и без участия человека определяет степень тяжести аварии, определяет местоположение транспортного средства через ГЛОНАСС или GPS, устанавливает связь с инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС» и в соответствии с протоколом передаёт необходимые данные об аварии (некий сигнал бедствия). Приняв сигнал бедствия, сотрудник колл-центра оператора ЭРА-ГЛОНАСС должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Если никто не ответит — передать полученные данные в Систему-112 и отправить по точным координатам бригады спасателей и медиков, притом последним, чтобы прибыть на место, даётся 20 минут. И все это, повторюсь, без участия человека: даже если попавшие в ДТП люди не смогут самостоятельно вызвать экстренные службы, данные об аварии все равно будут переданы.
Что такое инфраструктура ЭРА?
Инфраструктуру для работы системы можно разделить на 3 основных части:1. Устройства вызова экстренных служб, устанавливаемые в автомобили (по стандарту eCall эти устройства называются IVS — In Vehicle System) и осуществляющие сбор и передачу данных от Автомобиля
2. Инфраструктура мобильной связи, по сути, единый виртуальный оператор сотовой связи (MVNO), базирующийся не на одном, а сразу на всех реальных операторах мобильной связи. Таким образом, в случае экстренного вызова, достаточно иметь покрытие любого из действующих на территории РФ операторов мобильной связи, что в свою очередь существенно увеличивает зону действия системы.
3. Инфраструтура приема и обработки вызовов (по eCall — PSAP — Public Safety Answering Point), представляющий из себя большой колл-центр для приема и обработки звонков.
Как это работает?
По сути внутри автомобиля находится обычный мобильный телефон, который при срабатывании подушек безопасности автоматически производит звонок и «сообщает оператору о произошедшем» и вот тут то и кроется главная технологическая «фишка» системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall: тональный модем.Так как система изначально разрабатывалась для работы в местах, где может отсутствовать мобильное интернет соеденение (даже GPRS есть не всегда) был придуман протокол, позволяющий все равно передать небольшой объем экстренных данных, называемых Минимальным набором данных (МНД). Суть этого протокола в том, что вся передача данных происходит внутри Голосового GSM канала, почти как DialUp модемы в середине 2000-х, однако более помехоустойчнивого, с поддержкой временной синхронизации и ARQ.
На рисунке ниже показана временная характиристика передаваемого от IVS (Uplink — Figure 1) и от PSAP (Downlink — Figure 2) сигнала (внутри голосового канала):
Передача данных в тональном модеме в общем случае состоит из 3-х этапов:
1. Синхронизация (Figure 1 — левая часть)
2. Готовность к передаче данных (тишина на Figure 1 и передача сообщений StartMSD на Figure 2)
3. Передача ‘экстренных данных (правая часть Figure 1, состоящая из 3-х блоков (в данном случае самый первый, это синхропоследовательность, далее 3 блока — это полезные данные, а остальные — это дополнительная избыточность для повышения помехоустойчивости). Причем дополнительных блоков может быть еще больше, что в свою очередь повысит вероятность успешного декодирования.
Если кому то интересно, более детально принцип работы тонального модема можно изучить в открытом стандарте ETSI TS 126.267.
После получения и декодирования данных из канала на стороне PSAP имеется закодирование с помощью АСН. 1 сообщение вида:
01580D0010410410410410410410410414100000000FFFFFFFFFFFFFFFFFF8020080200030104012328E
E6400400000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
00000000000000000000002000000080000000000000080000000000000004000800000000000000000000000000
000000000000
Из которого после ASN.1 декодера выделяется «полезный нам» Минимальный набор данных:
<ECallMessage> <id>1</id> <msd> <msdStructure> <messageIdentifier>3</messageIdentifier> <control> <automaticActivation> <false/> </automaticActivation> <testCall> <true/> </testCall> <positionCanBeTrusted> <false/> </positionCanBeTrusted> <vehicleType> <passengerVehicleClassM1/> </vehicleType> </control> <vehicleIdentificationNumber> <isowmi>111</isowmi> <isovds>111111</isovds> <isovisModelyear>1</isovisModelyear> <isovisSeqPlant>1111111</isovisSeqPlant> </vehicleIdentificationNumber> <vehiclePropulsionStorageType> <gasolineTankPresent> <true/> </gasolineTankPresent> </vehiclePropulsionStorageType> <timestamp>0</timestamp> <vehicleLocation> <positionLatitude>2147483647</positionLatitude> <positionLongitude>2147483647</positionLongitude> </vehicleLocation> <vehicleDirection>255</vehicleDirection> <recentVehicleLocationN1> <latitudeDelta>0</latitudeDelta> <longitudeDelta>0</longitudeDelta> </recentVehicleLocationN1> <recentVehicleLocationN2> <latitudeDelta>0</latitudeDelta> <longitudeDelta>0</longitudeDelta> </recentVehicleLocationN2> </msdStructure> <optionalAdditionalData> <oid>1.На значения внутри пакета можно не смотреть, это всего лишь пример, в который заранее были закодированы тестовые данные, он нужен лишь для понимания структуры и объема передаваемой информации.%MINIFYHTML9d87b037b92606e144bc5f365807adbe26% 4.1</oid> <data>28EE640040000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000</data> </optionalAdditionalData> </msd> </ECallMessage> <ERAAdditionalData> <diagnosticResult> <micConnectionFailure> <false/> </micConnectionFailure> <speakersFailure> <false/> </speakersFailure> <ignitionLineFailure> <false/> </ignitionLineFailure> <uimFailure> <false/> </uimFailure> <batteryFailure> <false/> </batteryFailure> <batteryVoltageLow> <false/> </batteryVoltageLow> <crashSensorFailure> <false/> </crashSensorFailure> <gnssReceiverFailure> <false/> </gnssReceiverFailure> <raimProblem> <true/> </raimProblem> <eventsMemoryOverflow> <false/> </eventsMemoryOverflow> </diagnosticResult> </ERAAdditionalData>

Как было сказано ранее, ЭРА-ГЛОНАСС отличается от системы eCall. Помимо базовой информации:
- VIN транспортного средства
- Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл, автобус и.т.п.)
- Тип топлива (бензин, газ, дизельное топливо и т.п.)
- Количество пристегнутых ремней безопасности (для примерного определения количества пострадавших)
- Геолокационные данные, в том числе о траектории движения
- Времени наступления события
- Дополнительной контрольной информации о типе активации, валидности координат и.т.п.
- о тяжести ДТП (расчитвается по формуле из ГОСТ на основе профиля ускорения, полученного от акселерометров на борту IVS)
- о месте первоначального удара (спереди, сзади, сбоку, с переворотом транспортного средства)
- и о состоянии устройства вызова экстренных служб
Заключение
Многие понимают, что передача МНД это всего лишь малая часть из всех возможностей, открывающихся перед автовлядельцами и регуляторами: автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом в целях безопасности дорожного движения, удаленной диагностикой транспортных средств и т.
Надеюсь, эта статья была полезна, однако если есть какие-то моменты, о которых хотелось бы узнать подробнее, пишите в комментариях и, возможно, я расскажу о них в следующей статье. До новых встреч!
Лаборатория Интернета Вещей
Сколковский Институт Науки и Технологий
Заметки строителей: Российская ГЛОНАСС на стадии активного внедрения — Внутри ГНСС
Модернизированный спутник ГЛОНАСС-М (слева), конструкция спутника ГЛОНАСС-М (справа)25 декабря 2005 года с космодрома Байконур были запущены три навигационных спутника системы ГЛОНАСС: один спутник ГЛОНАСС (последний из первого поколения) и два новых спутника ГЛОНАСС-М (см. фото , вверху слева ).
Этот запуск обеспечил возможность завершения летных испытаний модернизированной системы ГЛОНАСС и выполнения непосредственного навигационного определения одновременно с использованием четырех спутников ГЛОНАСС-М (два из этих спутников ГЛОНАСС-М были запущены ранее в 2003 и 2004 годах).
25 декабря 2005 года с космодрома Байконур были запущены три навигационных спутника системы ГЛОНАСС: один спутник ГЛОНАСС (последний из первого поколения) и два новых спутника ГЛОНАСС-М (см. фото , вверху слева ).
Этот запуск обеспечил возможность завершения летных испытаний модернизированной системы ГЛОНАСС и выполнения непосредственного навигационного определения одновременно с использованием четырех спутников ГЛОНАСС-М (два из этих спутников ГЛОНАСС-М были запущены ранее в 2003 и 2004 годах).
На сегодняшний день орбитальная группировка ГЛОНАСС включает 16 спутников (12 спутников ГЛОНАСС и 4 спутника ГЛОНАСС-М). В данной статье рассматривается планируемая модернизация спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС с особым акцентом на усовершенствование конструкции спутников ГЛОНАСС-М.
Новое обязательство
Первый спутник российской навигационной системы ГЛОНАСС был запущен 12 октября 1982 г., а система введена в эксплуатацию в 1993 г. , развернутая в полной группировке из 24 спутников в 1995. Имея на орбите 24 спутника, система ГЛОНАСС может обеспечить непрерывную глобальную навигацию для военных и гражданских пользователей за счет использования двух типов сигналов: сигнала стандартной точности для гражданских пользователей и сигнала высокой точности для военных пользователей.
Когда Россия столкнулась с новыми экономическими условиями в 1990-х годах, финансирование космической отрасли сократилось, что привело к сокращению орбитальной группировки ГЛОНАСС и снижению ее эффективности.
Принимая во внимание, что Космическая навигационная система ГЛОНАСС является частью национального достояния России, в 2001 году Президент России и Правительство Российской Федерации ратифицировали директивы, определяющие намерение окончательно сохранить и развивать эту навигационную систему. Одним из таких документов является Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система».
Эта программа рассчитана на десятилетие (с 2002 по 2011 год). В этот период должны быть выполнены отдельные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе наземная опытная отработка перспективного навигационного космического корабля, а также летные и конструкторские испытания; модернизировать наземный сегмент управления навигационной системой; орбитальная группировка с номинальным количеством спутников (24) должна пополняться.
ГЛОНАСС Модернизация
Десятилетняя программа создания и эксплуатации космического сегмента модернизированной российской навигационной системы ГЛОНАСС охватывает два этапа: действующие спутники ГЛОНАСС-М – на первом этапе и планируемые спутники ГЛОНАСС-К – на втором этапе.
Модернизация системы ГЛОНАСС осуществляется исходя из следующих основных условий:
• качественное улучшение радионавигационного сигнала (введение третьей частоты, увеличение скорости передачи сообщений, добавление новой информации в навигационный сигнал и т.д.), смещение частотных диапазонов с сохранением возможности работы для текущих существующих пользователей системы ГЛОНАСС
• повышение надежности и точности обеспечиваемого навигационного обеспечения
• увеличение периода автономности работы спутников и снижение уровня поддержки наземного сегмента управления, необходимого для управления спутниками
• снижение затрат на обслуживание спутниковой группировки в результате увеличения срока службы спутников, уменьшения массы и, как следствие, снижения стоимости одного спутника на орбите
• расширение круга решаемых задач миссии.
При выполнении предыдущих условий сохраняются установленная ранее конфигурация орбиты (три плоскости, по восемь спутников в каждой плоскости), параметры орбиты (Н=19 400 км, i=64,8°, е=0) и количество спутников в номинальной группировке (24 спутника). Это позволяет операторам ГЛОНАСС сохранять принципы и методы баллистического обеспечения спутниковой группировки и обеспечивать высокую точность эфемерид.
Спутники нового поколения
Спутник ГЛОНАСС-М, разрабатываемый на первом этапе модернизации Космической навигационной системы ГЛОНАСС, имеет следующие особенности по сравнению с эксплуатируемым в настоящее время спутником ГЛОНАСС:
1) модернизированный навигационный радиосигнал
2) реализация межспутниковых радиолиний для обеспечения дальномерных измерений и обмена данными между спутниками, находящимися в одной плоскости и в разных плоскостях
3) стабильность навигационных сигналов повышена до 1·10-13 в результате обеспечения прецизионной термостабилизации бортовых цезиевых эталонов частоты
4) усовершенствованная динамическая модель снизит уровень неучтенных активных сил, воздействующих на спутник, в основном за счет повышения точности наведения солнечных батарей на Солнце
5) увеличится срок службы спутника — до семи лет.
Спутник ГЛОНАСС-М может быть выведен на орбиту групповым запуском (три спутника одной ракетой-носителем — см. фото вверху статьи ) с космодрома Байкур (с использованием РН «Протон» и РБ «Бриз-М») или одиночным запуском с космодрома Плесецк с использованием РН «Союз-2» и РН «Фрегат».
Конструкция КА
Конструкция спутника ГЛОНАСС-М ( см. рис. 1 вверху справа ) основана на герметичном контейнере, внутри которого поддерживается комфортный температурный режим, обеспечивающий диапазон температур от 0 до 40°С, и локальные участки стабилизации температуры (вблизи атомных стандартов частоты) с точностью ±1°С. Температурный диапазон поддерживается активной газовой петлей, затворной подсистемой с электрическими приводами и набором управляемых нагревателей. Все рассеивающие блоки аппаратуры миссии размещены вне гермоконтейнера на антенном модуле в неосвещенных солнцем зонах.
В связи с тем, что на борту спутника ГЛОНАСС-М находится большое количество единиц бортовой аппаратуры, работающей в условиях открытого космоса, конструкция спутника представляет собой промежуточный этап между герметичным и негерметичным исполнением. В номинальном режиме продольная ось спутника постоянно поддерживается направленной на Землю с точностью до 0,5°, боковая ось спутника удерживается в плоскости Солнце-спутник-Земля с точностью ~0,5°, оси солнечных батарей ориентированы на Солнце с точностью до 2°. Ориентацию обеспечивают электрические колеса, периодически разгружаемые электромагнитами.
Двигательная подсистема, представляющая собой однокомпонентную двигательную подсистему на основе метода каталитической термогидразиновой сепарации, обеспечивает возможность формирования управляющих моментов в пределах начальных режимов ориентации спутника и формирования импульсов для коррекции орбиты. Коррекция орбиты выполняется после вывода спутника на орбиту при дрейфе в заданный орбитальный слот. Высокая точность начальной коррекции параметров орбиты позволяет удерживать спутник в заданных пределах станции (аргумент широты ±5°) без необходимости дальнейших коррекций в течение оставшегося срока службы.
Электроэнергетическая подсистема на базе никель-водородных аккумуляторов и кремниевых солнечных батарей (площадь 30 м 2 ) обеспечивает электроснабжение бортовой аппаратуры постоянным стабильным напряжением 27 +1-2 В и мощностью до 1400 Вт, непрерывно в затменных и освещенных дугах орбиты. Бортовая подсистема управления на базе БЦВМ обеспечивает обмен данными между аппаратурой по шинам MIL-STD-1553-B и выполняет функции управления, диагностики, обработки данных межспутниковой дальности, расчета и формирования данных эфемеридного времени.
Для получения рисунков, графиков и изображений загрузите статью в формате PDF выше.
Загрузить эту статью (PDF)
В войне России с Украиной эффективных спутников очень мало
По общему мнению, война России с Украиной идет не очень хорошо.
Предполагаемое число погибших среди российских солдат примерно такое же, как советские потери за всю 10-летнюю афганскую войну. Российским войскам не удалось достичь таких стратегических целей, как взятие столицы Украины Киева или крупного портового города Мариуполя. Развернуто более двух третей батальонных тактических групп России — ее основных боевых единиц. Его силы страдают от серьезных сбоев в оперативной совместимости и связи.
Еще один большой пункт в списке проблем: спутников — их слишком мало, и слишком мало с качественными возможностями.
Согласно экспертам и информации из открытых источников, собранной Радио Свобода, Россия уже давно обременена небольшим и неадекватным парком спутников связи и наблюдения, которые во многих случаях основаны либо на устаревших технологиях, либо на импортных компонентах, которые сейчас труднее достать из-за западных санкций.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Коммуникационный сбой: как застопорилось вторжение России в Украину
Украина не имеет собственного спутникового флота. Но большую пользу ему принесло не только беспрецедентное количество вооружения и военной техники, поставленных Соединенными Штатами, но и беспрецедентный объем разведывательных данных, включая данные о передвижениях российских войск в режиме реального времени.
Неясно, включает ли это изображения высокого разрешения со спутников-шпионов.
Но в любом случае распространение западных технологических разработок привело к резкому увеличению количества высококачественных спутниковых снимков в режиме реального времени, доступных не только военной разведке, но и частным коммерческим компаниям. В России этого практически нет.
«В принципе, Россия уже практически слепа на орбите», — сказал Барт Хендрикс, брюссельский аналитик и эксперт по советским и российским космическим программам. наблюдение за сигналами, остальные служат другим целям.0003
Разрешение имеет значение
Сейчас у России на орбите два спутника оптической разведки под названием «Персона», сказал Хендрикс, но они были запущены между семью и девятью годами назад, а это означает, что срок их службы подходит к концу.
Проблема усугубляется: считается, что максимальное разрешение спутников Persona составляет 50 сантиметров на пиксель, сказал Хендрикс.
Для сравнения, лучшие американские спутники-шпионы, называемые Keyhole, имеют разрешение около 5 сантиметров на пиксель. При таком разрешении буква «V», которую рисуют на крышах российских военных машин, действующих в Украине, была бы хорошо и четко видна с типичной высоты, на которой вращается спутник-шпион.
На космодроме Плесецк готовится к запуску российский военный спутник.
Коммерческие спутниковые компании, такие как Maxar и Planet, обычно имеют максимальное разрешение около 15 сантиметров.
«У американцев есть как минимум пять спутников Keyhole-12, у итальянцев, французов и испанцев есть свои спутники, их на порядок больше», — сказал Хендрикс Азаттыку.
Россия также отстала в создании и развертывании спутников дистанционного зондирования Земли, чьи радары могут видеть сквозь облачный покров, в отличие от оптических спутников.
Согласно базе данных Союза Обеспокоенных Ученых, Россия имеет только один подтвержденный радиолокационный спутник в эксплуатации под названием Кондор. Он был запущен в 2014 году и с ожидаемым сроком службы в пять лет, возможно, уже перестал работать.
В феврале космические силы России запустили еще один спутник , получивший название Космос-2553 или Нейтрон. Мало что известно о его назначении и возможностях, хотя он был построен Машиностроением, московским военным научно-исследовательским институтом, который специализируется именно на спутниках радиолокационного зондирования.
— Если «Нейтрон» — это радарный спутник, то это первый подобный запуск почти за 10 лет, — сказал Хендрикс.
«По радиолокационным спутникам Россия тоже на порядок отстает от НАТО», — сказал он.
GPS, ГЛОНАСС
Самая популярная в мире система для технологии позиционирования — созданная в США платформа, известная просто как Глобальная система позиционирования или GPS.
Эта технология общедоступна и широко используется везде, от навигационных систем до карманных смартфонов. Но поскольку она принадлежит и управляется правительством США, Россия давно недовольна этой системой и стремится создать альтернативу, известную как ГЛОНАСС.
Но для полноценной работы сети ГЛОНАСС необходимо 24 спутника. В настоящее время в России развернуто только 23, и срок службы некоторых из них приближается к концу на орбите.
России необходимо импортировать большую часть электроники, необходимой ей для новейшей навигационной системы ГЛОНАСС. (архивное фото) Россия изо всех сил пыталась построить и запустить новые блоки для сети ГЛОНАСС отчасти из-за западных санкций, наложенных на Москву за захват украинского Крымского полуострова в 2014 году9. 0003
По словам экспертов, до 90 процентов электроники, которая должна быть устойчива к космическому излучению, способному быстро вывести из строя чувствительное оборудование, используемого в спутниках ГЛОНАСС К-1 следующего поколения, импортируется. Россия пыталась спроектировать и изготовить собственные запасные части, но в результате получился спутник, который был в два раза тяжелее предыдущих моделей, и его еще предстоит запустить на орбиту.
«Половина спутников ГЛОНАСС может выпасть [с орбиты] в любой момент. В принципе, выход из строя первых трех-четырех повлияет на точность только в определенном районе. Но для нормального покрытия территории России необходимо около 18 единиц», — сказал один из экспертов, работавший в российской и европейской аэрокосмической отрасли, пожелавший остаться неизвестным для обсуждения острых отраслевых вопросов9.0003
«Если направление запусков принципиально не изменится, система ГЛОНАСС развалится в ближайшие несколько лет», — сказал он.