Эффект подражания в психологии – Эффект подражания в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Содержание

Эффект подражания в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 13/12/2015

Эффектом подражания называют стремление людей перенимать определенные модели поведения, стиль и отношение у других. Психологи считают, что эффект подражания можно отнести к когнитивным ошибкам, которые влияют на принимаемые решения и поступки человека.
Конечно, они помогают моделировать ситуацию и принимать решения быстрее, но довольно часто приводят и к ошибкам.

Примеры

  • Мода. Многие вещи люди начинают носить после того, как видят их на других.
  • Музыка. Очень часто, когда человек начинает слушать какую-то новую для себя группу или новый жанр, окружающие тоже начинают ими интересоваться.
  • Диеты. Если все вокруг увлекаются популярной диетой, то велика вероятность, что и вы ей заинтересуетесь.

Почему люди заражаются популярными идеями?

Почему вообще возникает эффект подражания? Считается, что на человека очень сильно давят социальные нормы. Если большинство членов группы делают определенную вещь, отказаться от нее человеку становится сложно. Такое влияние затрагивает самые разные аспекты поведения — от выбора одежды до выбора политических лидеров.

Эффект подражания — это один из видов группового мышления.

Люди хотят чувствовать, что они правы. Они смотрят на других и ожидают увидеть, что правильно, что приемлемо, а что нет. И если большинство ведет себя определенным образом, значит, это правильно.

Особую роль играет также боязнь изоляции. Никто не хочет быть белой вороной, всем хочется быть принятыми и понятыми. И потребность в этом признании заставляет людей принимать нормы и ценности большинства.

Стоит отметить, что эффект этот — явление весьма неустойчивое. Люди легко перенимают предпочтения, и так же легко от них отказываются.

Может ли эффект подражания представлять опасность?

Можем привести несколько примеров негативного воздействия эффекта подражания:

  • Родители, наслушавшиеся противников вакцинации, зачастую отказываются делать детям прививки. Так, именно антивакцинальная пропаганда считается основной причиной недавней вспышки кори в США.
  • Исследователи обнаружили, что когда на выборах лидирует определенный кандидат, люди часто меняют свое мнение в его пользу, стремясь занять сторону победителя. Во время президентских выборов 1992 года в США проводилось одно исследование. Согласно результатам, студенты, которым говорили, что, по данным опросов, в предвыборной гонке лидирует Билл Клинтон, сторонники Буша меняли свою позицию и голосовали за Клинтона. Выбор президента — решение судьбоносное для всей страны, подходить к этому так легкомысленно не стоит.

Впрочем, не так уж и плох эффект подражания: ведь люди перенимают и полезные привычки: кто-то бросает курить, кто-то начинает заниматься спортом…

Теги: подражание, Социальная психология


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Подражание — в психологии, теория Тарда

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).

В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.

Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.

Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).

Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.

Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.

Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.

Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.

Подражание бывает трех видов:

— при наблюдении проявляются новые реакции;

— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;

— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Мода – форма подражания

Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.

Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.

Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.

Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.

Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.

Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).

psihomed.com

Эффект подражания

Особенности рыночных отношений

Между людьми во все времена действовали хозяйственные отношения, которые преобразовывались согласно новым потребностям общества. В настоящее время большинство национальных экономик строится на принципах рыночных отношений. Характерными чертами для них являются:

  1. Независимость и свобода действий экономических агентов.
  2. Многообразие форм собственности.
  3. Ограниченная роль государства.
  4. Ценообразование на соотношении предложения и спроса.

Свобода субъектов стимулирует развитие конкурентной борьбы. Вызвана еще и тем, что каждый из субъектов стремится к удовлетворению собственных потребностей. Конкуренция способствует росту экономических показателей, качественным изменениям в экономическом укладе, стимулирует научно-технический прогресс и скорость внедрения инноваций.

Замечание 1

Рыночная модель отношений является наиболее адаптированной, гибкой, способной подстраиваться под изменяющиеся запросы общества.

Основными категориями рыночного механизма являются спрос и предложение. Благодаря балансу между ними на рынке происходит свободное ценообразование. Под предложением понимается вся совокупность благ, которая может быть реализована в текущий момент всеми производителями. Спрос подразумевает тот объем продукции и услуг, который готовы выкупить потребители по текущей рыночной цене.

Замечание 2

Соотношение предложения и спроса влияют на уровень цен. Если цены растут, то предложение расширяется, а спрос уменьшается. Если наблюдается обратная тенденция, что предложение сжимается, а спрос растет.

Определяющим фактором для развития рынка является спрос. Он зависит от цен следующим образом. При росте цен объем спроса снижается, а при снижении, наоборот, увеличивается.

Сущность эффекта подражания

Современный этап развития общественных наук привел к тому, что многие процессы и явления в обществе стали рассматриваться на стыке нескольких научных знаний. Экономика все чаще пересекается социологией, политологией и их прикладными направлениями. Это связано с особенностями жизни человека. Каждый из нас живет в социуме, который прямо или опосредованно влияет на наше мировоззрение, поведение и совершаемый выбор.

Эффект подражания заключается в следовании правилам, нормам и тенденциям, наблюдаемым в группе. По сути, это процесс социализации. Например, если в какой-либо группе людей принято носить форму, то индивид с большой долей вероятности тоже будет в ней ходить. Кроме того, форма будет показывать принадлежность человека к определенной социальной группе.

Как правило, эффект подражания возникает у людей неуверенных в себе и в собственном выборе. Они придерживаются мнения людей, по их мнению, похожих на них самих. Помимо хозяйственной составляющей, подражание объединяет людей, позволяет новичкам адаптироваться в определенной социальной группе.

Подражание схоже с конформизмом. Главное различие заключается в том, подражание происходит на добровольной основе, а конформизм использует принуждение. Эффект подражания строится на принципе «мы и они». Когда индивид следует поведению большинства, тем самым он идентифицирует свою принадлежность к их группе. Это объединение происходит с изначально чужими людьми, но со временем обретается согласованность действий и их единая направленность.

Данный эффект включает в себя две психологических составляющих:

  1. Сопричастность индивида к общему делу.
  2. Ощущение невидимой поддержки от большинства.

При этом индивид может причислять себя к определенной группе по принципу реального совпадения интересов, уровня доходов, образа жизни, либо он может считать, что соответствует определенной социальной прослойке. Сопричастность влияет на индивидуальную ответственность за групповой результат.

Поддержка может быть не только прямой. На основе сопричастности покупатель уверен, что он не один приобрел товар или услугу, не он один столкнулся с преимуществами и недостатками своего приобретения. Эффект подражания активно используется производителями для расширения сбыта, получения сверхдохода, когда создается ажиотаж спроса на конкретный продукт или услуг. Человек руководствуется принципом «чем я хуже остальных».

Причины эффекта подражания

К причинам формирования эффекта подражания относят следующие тенденции в обществе:

  • Последние тенденции моды в различных сферах массового производства.
  • Положительные рекомендации друзей, знакомых и родственников. Позитивный опыт близкого окружения оказывает воздействие при совершении выбора в пользу определенного производителя.
  • Эффект распространения, если продукт является частью более сложной системы, например, мобильной сети обслуживания.
  • Возникает при использовании сложных технических устройств, требующих дополнительного высококвалифицированного обслуживания.

Эффект подражания графически выглядит следующим образом:

Эффект подражания в психологии – Эффект подражания в психологии - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Рисунок 1. Эффект подражания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рисунке видно, как изменяется объем спроса при следовании мнению большинства. Видно смещение спроса, увеличение его объема вследствие следования модным тенденциям, рекомендациям, желания соответствовать определенному социальному кругу.

Эффект подражания может обретать специфические формы. Например, индивид следует выбору одной группы, который полностью противоположен выбору другой. Тогда этот индивид становится против группы с другими интересами. Ярким примером такого подражания является противостояние пользователей смартфонов производства «Эпл» и «Самсунг». Производители часто пользуются этой психологической особенностью для расширения собственных рынков сбыта, в рекламных и маркетинговых кампаниях.

Замечание 3

Такое явление называется групповым фаворитизмом. Здесь индивид руководствует не схожестью общих человеческих, психологических и социальных качеств, а стремится присоединиться к той группе, которая вызывает наибольшую эмпатию. В таких группах успех объясняется внутренним потенциалом, а неуспех – негативным воздействием внешних факторов.

spravochnick.ru

Что такое подражание в психологии

Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.

В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.

Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.

В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.

Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Рекомендуем: Конформность: что значит явление?

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Психическое заражение

Охарактеризуем суггестию, которая представляет собой некий ряд факторов, происходящих из социально-экономической реальности, которая окружает человека. Предпосылкой для этого может выступить механизм имитации, а также некоего внушения.

Главным фактором психологического заражения представляется эмоциональная составляющая. Она выражается не в сознательном принятии какой-либо информации и даже шаблонного поведения, а как транслирование конкретного состояния. Массовость эмоциональной составляющей воздействует на окружающих как механизм, который увеличивает эмоциональную связь между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Рекомендуем: Адаптация человека — это

В таком варианте ситуация вовсе не содержит преднамеренного организованного давления на индивидуума. Человек попросту усваивает пример иного мышления и мировосприятия, неосознанно следуя ему.

Психологическое заражение уже довольно хорошо исследовано и используется в качестве средства воздействия на человеческие массы. Сюда относятся различные фобии людей, религиозные секты, массовые психозы, веяния в культуре и, как ни странно, даже мода. Функции подражания в этом случае – сгруппировать массы людей по конкретному признаку.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересно отметить тот факт, что суггестия была известна и в давние времена и была многогранно представлена в обществе – это и азарт в физических состязаниях, и всеобщее погружение в транс во время ритуального действа, рефлексия, панические настроения масс народа и т.д.

Исследователи утверждают, что существует некая реакция заражения. Она проявляется сильнее всего тогда, когда группа лиц находится в просторном, ярко освещенном помещении, из-за чего воодушевленное состояние присутствующих в разы усиливается рефлекторно.

Рекомендуем: Явление социальной аномии

Наиболее заметно явление психического заражения в слабо слаженной толпе людей, где эмоциональная составляющая выходит на передний план. Необузданная толпа нагнетает собственное эмоциональное состояние, повышая «градус накала» до предела. Итоги нам известны – это массовые беспорядки, погромы и драки, несмотря на то что изначально ничего такого не предусматривалось.

Для того чтобы появилось эмоциональное заражение, нужно взять образец для подражания и установить всеобщую систему оценок. Пример такого заражения – когда в толпе кто-либо один начинает аплодировать или скандировать слоган, а остальная масса сразу же подхватывает за ним. Автор: Андрей Воробьев

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Группа и групповые эффекты: от ореола до бумеранга

Эффект подражания в психологии – Эффект подражания в психологии - Практическая психология на Aboutyourself.ru Эффект подражания в психологии – Эффект подражания в психологии - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

 

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

 

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению.

Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

 

Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

 

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 — 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

 

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

 

Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.

Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

 

Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.

Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

 

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному.

На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

 

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Дейвид Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

 

Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.

Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

 

Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека. Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

 

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

 

Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

 

Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества.

Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

 

Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

 

Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

 

Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему).

Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

 

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.

Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

 

Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы.

Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ее делам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

 

Изучить навыки формирования команды и управления взаимоотношениями внутри рабочей группы вы можете с помощью курса «Управление проектами». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

7. Эффект моды (подражания).

Данный эффект подразумевает то, что группа вырабатывает свои стереотипы, которыми вынуждены придерживаться все члены группы.

8. Эффект ореола ( гало эффект).

К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проек­ция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. В основе эффекта ореола лежат механизмы обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации о социальных объектах при ее недостатке. [7]

Ореол — это стойкое суждение об одном важном каче­стве или группе качеств, распространяющееся на всю лич­ность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зави­симости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку.

Эффект ореола — это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность лично­сти партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых схем за­пуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схе­ма восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Люди склон­ны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто пре­восходит их по какому-то существенному для них параметру. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспри­нимающего неравенстве. Так, если я — болезненный и слабый, но хочу быть здоро­вым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр [4]

Выделяют следующие условия возникновения эффекта ореола:

  1. Дефицит времени

  2. Яркость и неординарность личности

  3. Перегруженность информацией

  4. Стереотип восприятия

  5. Незначимость другого человека

Эффект ореола в негативном смысле может привести к предубеждению со стороны другого человека.

9. Эффект группового фаворитизма.

Групповой фаворитизм – тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес другим группам.

Негативные отношения с членами других групп не только усиливают сплоченность собственной группы, но и порождают дополнительные эффекты, как например, эффект ингруппового фаворитизма. Этот эффект может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. [8]

Закономерности фаворитизма:

  1. Эффект группового фаворитизма сильнее проявляется когда для группы значимы критерии сравнения по результатам деятельности, то есть когда группы конкурируют.

  2. Эффект группового фаворитизма сильнее в отношениях тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых соответствуют собственным критериям.

  3. Членство в группе оказывается более важным, чем межличностное сходство.

studfiles.net

Юрий Петрович Платонов: Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, то есть бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врождённой или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильным стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе

Английский психолог МакДугалл в 1908 году в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тёрнер в конце 1970-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить её положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определённой группе. Как и любая установка, она состоит из трёх компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путём сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект Макс Рингельман, ученик В. Меде. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности её членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трёх человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С = 100–7 * (К–1), где C — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождётся помощи, если за её страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  1. Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень.
  2. Групповая сплочённость и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди.
  3. Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень.
  4. Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур.
  5. Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии»

Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1 + 1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объёме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одарённые люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия

Эффект группомыслия — это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплочённой группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплочённое мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлечённой в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жёстко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трёх отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

  1. Тип личности. Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой.
  2. Численность группы. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек.
  3. Состав группы. Степень конформизма повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде.
  4. Ловушка «группомыслия» среди людей.
  5. Сплочённость. Чем больше степень сплочённости группы, тем больше у неё власти над своими членами.
  6. Статус, авторитет. Люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются.
  7. Наличие союзника. Если к человеку, отстаивающему своё мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает.
  8. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределённость ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определёнными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект подражания

Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола»

Эффект ореола — это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени — у человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией — человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека — соответственно, возникает смутное, неопределённое представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия — возникает на основе обобщённого представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности — одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все её другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надёжность, а воспринимается на веру.

Эффект группового фаворитизма

Эффект группового фаворитизма — это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, то есть когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют её собственным критериям, то есть в этом случае появляется возможность чёткой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а её возможную неудач

gtmarket.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *