Амортизаторы автомобиля — для чего нужны?
Основная задача амортизатора – гасить вертикальные колебания. Кроме того, нельзя забывать и о влиянии амортизаторов на разгонную и тормозную динамику автомобиля.
В данной статье мы поговорим для чего нужен автомобильный амортизатор и как проверить его на неисправности. Какие бывают амортизаторы и какой лучше выбрать?
Для чего нужен амортизатор авто?
При разгоне автомобиль «приседает» назад, нагружая задние и разгружая передние колеса, снижая тем самым их сцепление с дорогой. При торможении наблюдается обратная картина. Основная нагрузка ложится на передние колеса, а задние лишь слегка притормаживают. И в той и в другой ситуации идеальным было бы состояние, при котором автомобиль сохранял бы свое нормальное «горизонтальное» положение.
Примерно та же картина и при маневрировании, но здесь нагрузка смещается не по осям, а по сторонам автомобиля.
Резюмируя, можно сказать, что главной задачей амортизаторов является удержание колеса в постоянном контакте с дорогой во избежание потери контроля над автомобилем. Для чего колесо должно как можно мягче и четче обогнуть препятствие и так же четко и быстро вернуться на дорогу, обеспечивая необходимое сцепление.
Современные тенденции сводятся к тому, что, к примеру, пружины или рессоры лишь поддерживают вес автомобиля. Всю остальную работу берут на себя именно амортизаторы, как более точный инструмент. Вот почему так важен их правильный выбор.
Какие бывают амортизаторы?
Наиболее распространены амортизаторы двух видов – гидравлические и газогидравлические (часто их называют газонаполненными или газовыми). В гидравлических амортизаторах гашение колебаний упругих элементов подвески происходит просто за счет перетекания жидкости (обычно это масло) из одного резервуара в другой и обратно через систему клапанов. В газогидравлических также присутствует жидкость, однако она предварительно “поджата” небольшим объемом газа, который, в отличие от жидкости, имеет свойство сжиматься.
У газогидравлических амортизаторов есть “классический” недостаток. При неизбежной тряске воздух вспенивает масло и создает “воздушные ямы” в работе амортизатора. При интенсивной же вибрации возникают воздушные пузырьки низкого давления, что не только снижает эффективность работы амортизатора, но и довольно быстро приводит его в негодность. Срабатывает эффект кавитации, когда мелкие пузырьки просто разъедают стенки и другие детали устройства.
В переднеприводных автомобилях, столь популярных сегодня, сосуществуют два принципиально разных вида амортизаторов – классические задние и передние, типа McPherson. McPherson – это амортизаторы с телескопической гидравлической передней стойкой довольно сложной конструкции.
Как проверить неисправность автомобильных амортизаторов?
Исправные амортизаторы. Не чувствуешь тряски и вибрации, да и шума в автомобиле меньше. Состояние амортизаторов сказывается на всем, что связано с автомобилем. Плохие амортизаторы – это и ухудшенный разгон машины, и проблемы с плавностью хода, торможением, прохождением поворотов и преодолением подъемов и спусков – словом, все, что способно привести к аварии из-за увеличившегося вследствие вибрации проскальзывания колес.
Между тем, самостоятельная проверка исправности амортизатора весьма проста.
Достаточно визуальным осмотром определить, нет ли потеков жидкости на корпусе амортизатора, а затем интенсивно покачать автомобиль по очереди за каждый угол, нажав на крыло или бампер три-четыре раза. После этого кузов должен совершить лишь одно “возвратное” движение до номинального уровня. Если же машина качается дольше или при этом слышны отчетливые стуки, амортизатор можно считать неисправным и его стоит заменить.
Также, важно: Стоит ли менять пружины при замене амортизаторов.
Какие амортизаторы лучше поставить?
Замена амортизатора влияет на соотношение комфорт/управляемость довольно значительно. Необходимо заметить, что когда вы улучшаете один параметр, ухудшается другой. А вот что важнее и насколько — вам следует определиться самим, всё равно не получив консультации специалистов вам не обойтись. А вообще вам следует знать, что многие автопроизводители всегда указывают, какие амортизаторы подходят для вашего автомобиля.
Большинство амортизаторов специально рассчитаны только под определенный автомобиль. В любом специализированном магазине имеется каталог, по которому вы можете выбрать, какой амортизатор подходит для вашего авто.
Единственно, на что следует обратить внимание — нравится ли вам поведение своего автомобиля или нет. Но если вы умеете ценить управляемость, прекрасно справляетесь с критическими режимами, то хотите ли вы этого или нет, вам придется разобраться в настройках подвески. А если вы являетесь спокойным водителем, то есть большая вероятность того, что вы так и не узнаете, какие у вас стояли амортизаторы.
Более того, прежде чем ставить газонаполненные амортизаторы, учитывайте, что они намного жестче гидравлических. И для многих из нас «табуреточный» комфорт не искупается улучшенной управляемостью. Особенно будут недовольны пассажиры, которые не способны осознать прелесть таких понятий, как управляемый занос и езда в скольжении.
Следующий немаловажный параметр — это цена. Может отличаться на разные типы амортизаторов от разных производителей на порядок, а то и больше. А вот целесообразность — отдельная песня. Нет смысла ставить на подержанную технику дорогие амортизаторы. Поэтому снова и снова отправляем вас к специалистам, которые подскажут, когда менять амортизаторы и на что.
Зачем нужен амортизатор?
Как известно, подвеска машины обеспечивает упругую связь между подрессоренными и неподрессоренными массами авто. К первым относится кузов со всем содержимым, рама и двигатель, ко вторым – колеса, мосты и часть элементов самой подвески. Если от упругой связи отказаться, т.е. лишить автомобиль подвески, то все вертикальные перемещения колеса, катящегося по неровностям дороги, вызовут точно такие же по амплитуде перемещения той или иной части автомобиля и, соответственно, людей, находящихся в нем. Вы когда-нибудь ездили на телеге? Так вот, автомобиль без подвески – то же самое, разве что пневматические шины немного смягчат ход.
Ездить с комфортом люди захотели давно, когда никаких автомобилей не было и в помине. Достаточно вспомнить рессорные экипажи – кареты. Понятно, что при такой организации ходовой части (т.е. с помощью рессор) вертикальное перемещение колеса вызовет сжатие упругого элемента. Таким образом, часть кинетической энергии толчка все же дойдет до кузова, а часть поглотится упругим элементом подвески. Но не бесследно: эта поглощенная энергия вызовет возникновение колебательного процесса в подвеске. Если учесть, что автомобиль продолжает движение, колесо наезжает на все новые препятствия (или проваливается в ямы), то очевидно, что процесс не прекратится никогда.
Вы когда-нибудь ездили на телеге? Автомобиль без подвески – то же самое. |
Поглощенная энергия вызовет возникновение колебательного процесса в подвеске.
Поглощенная энергия вызовет возникновение колебательного процесса в подвеске. |
При колебаниях (раскачивании подрессоренных масс) сила тяжести, прижимающая колесо к дороге, оказывается непостоянной, соответственно, меняется и сила сцепления. Таким образом, характеристики движения автомобиля будут меняться с течением времени: как сила тяги при разгоне машины или тормозная сила при его торможении, так и курсовая устойчивость и качество управляемости автомобиля.
Амортизатор призван обуздать возникающий при работе упругого элемента подвески колебательный процесс.
Амортизатор призван обуздать возникающий при работе упругого элемента подвески колебательный процесс. |
Амортизатор призван обуздать возникающий при работе упругого элемента подвески колебательный процесс. Мы уже разобрались в том, что помимо уменьшения раскачки кузова, т.е. улучшения плавности хода машины, его наличие позволяет оптимизировать прижатие колеса к дороге. Специальные исследования показали, что автомобиль с неисправными амортизаторами отдельных колес хуже разгоняется и имеет больший тормозной путь, а при маневрировании ухудшается его устойчивость.
Выше, говоря об упругом элементе подвески, мы упоминали рессору. Листовая рессора – это частные случай и далеко не самый худший с точки зрения демпфирования колебаний подвески.
Листовая рессора – это частные случай и далеко не самый худший с точки зрения демпфирования колебаний подвески. |
Листы при работе рессоры трутся друг об друга, что обуславливает довольно слабую инерционность колебательного процесса, возникшего в подвеске. Гораздо хуже обстоит дело с витыми пружинами, которые сейчас применяются повсеместно. Будучи сжатой или растянутой после прекращения внешнего воздействия пружина способна колебаться довольно долго, постепенно растрачивая запасенную энергию. Хорошая иллюстрация этого процесса – известная игрушка «чертик на пружинке».
История амортизаторов
Итак, гасить колебания подвески или рассеивать энергию сжатого/растянутого упругого элемента призваны амортизаторы. Появились они на машинах давно. Как они выглядят сейчас, знают, наверное, все – это длинные телескопические стойки.
Но они не всегда были такими. Вначале это были чисто механические устройства.
Например, фрикционные дисковые демпферы гасили колебания за счет силы трения, возникающей между дисками, сжимаемыми болтом с пружиной. Таким образом, энергия колебательного движения подвески переводилась в тепло. Этот основной принцип сохранился и по сей день. Дисковый демпфер, или амортизатор, оказывал сопротивление работе подвески как при ходе сжатия, так и при ходе отбоя.
Причем, это сопротивление было одинаковым. Иначе говоря, амортизатор был двухстороннего действия с симметричной характеристикой. Чтобы гасить сильную раскачку, диски приходилось поджимать, что, в свою очередь, приводило к увеличению жесткости подвески.
Но существуют также амортизаторы одностороннего действия, которые работают только на отбой и не оказывают влияния на работу подвески при ходе сжатия.
Не сразу амортизаторы приняли привычный для нас вид. |
Довольно быстро механические фрикционные демпферы уступили место гидравлическим, в которых энергия колебаний преобразуется также в тепло, но только выделяется оно не при сухом трении, а при перетекании жидкости определенной вязкости через отверстия и зазоры калиброванного сечения. Одним словом, не сразу амортизаторы приняли привычный для нас вид. Известны лопастные (крыльчатые) гидравлические амортизаторы, в которых демпфирование колебаний происходит за счет поворота лопастей с калиброванными отверстиями в корпусе, заполненном вязкой жидкостью.
Затем появились рычажные амортизаторы, где цилиндр с двумя поршнями, снабженными клапанами, размещался на раме авто, а поршни перемещались при помощи кулачка, связанного с мостом машины рычагом. Например, такие амортизаторы ставились на ГАЗ-69. Не стоит думать, что подобная конструкция осталась в далеком прошлом: рычажные амортизаторы до сих пор применяются на некоторых образцах военной техники, имеющих независимую подвеску.
Конечно, все мы привыкли к телескопическим амортизаторам. Но в последнее время все только и говорят, что о газовых. Строго говоря, термин не верный, поскольку в этих амортизаторах работает все та же жидкость, а не газ. Но вначале расскажем о классических гидравлических амортизаторах, которые все еще широко применяются на автомобилях.
Гидравлические амортизаторы
Классический гидравлический амортизатор состоит из цилиндра, вставленного в трубу. Зазор между этими деталями образует компенсационную камеру. В цилиндр вставляется поршень, шток которого соединяется с неподвижной частью подрессоренной массы (рама, кузов авто). Низ внешней трубы связан с неподрессоренной массой автомобиля (мостом, рычагом независимой подвески). В поршне и в нижней части цилиндра имеются перепускные и разгрузочные клапаны, а также калиброванные отверстия.
Классические гидравлические амортизаторы все еще широко применяются на автомобилях.
Классические гидравлические амортизаторы все еще широко применяются на автомобилях. |
При ходе сжатия (колесо наезжает на выступ дорожного полотна) поршень вдвигается в цилиндр и амортизатор сжимается. При этом рабочая жидкость перетекает через отверстия и клапан в поршне в надпоршневую полость. Поскольку часть объема цилиндра теперь занимает вдвинувшийся шток, излишек жидкости через отверстие в нижней части цилиндра выдавливается в компенсационную камеру. При ходе отбоя (колесо съезжает с выступа или проваливается в яму) процесс развивается в обратном порядке, только жидкость теперь идет через другие клапаны и перепускные отверстия с иной пропускной способностью. Поэтому сопротивление амортизатора при ходе сжатия и отбоя не одинаково: он легче сжимается, чем разжимается, не давая кузову раскачаться. При резких ударах колеса о дорогу сила сопротивления амортизатора ограничивается благодаря открытию разгрузочных клапанов, что снижает воздействие на подрессоренную массу.
A. — однотрубный газовый,B. — двухтрубный масляный, C. — двухтрубный газовый, D. — газовый с выносной камерой |
Как видим, все достаточно просто. Характеристики амортизаторов зависят, в первую очередь, от подбора сечений перепускных каналов и клапанов, ну и, разумеется, от вязкости жидкости.
Газовый амортизатор
Казалось бы, вязкость жидкости должна быть постоянной величиной. Однако при интенсивной работе подвески жидкость настолько интенсивно меняет уровень в компенсационной камере, что невольно начинает смешиваться с имеющимся в ней воздухом.
Вместо однородной жидкости определенной вязкости получается пена, имеющая совсем иную плотность. Она попадает в цилиндр, и характеристика амортизатора резко меняется: сила сопротивления на штоке практически исчезает. Конструкторы этот неприятный эффект заметили давно и стали в компенсационную камеру закачивать инертный газ азот под давлением 4-20 атм.
Гидропневматические амортизаторы именуют в народе «газовыми». |
Внешне они такие же, как и гидравлические, но разница заключается в том, что внешняя труба в них является также рабочим цилиндром, т.е. применяется так называемая «однотрубная схема».
Все клапаны и каналы тут находятся на поршне, а изменение объема цилиндра (за счет появления и исчезновения в нем штока) компенсируется перемещением разделительного поршня. Так он называется потому, что делит цилиндр на две полости – гидравлическую и пневматическую. В последней находится инертный газ под давлением 20-30 атм. Поскольку жидкость и газ теперь разделены плавающей перегородкой, их смешивание невозможно, поэтому характеристика амортизатора становится стабильной.
При интенсивной работе амортизатора жидкость, с большой скоростью перетекая туда-сюда, нагревается. При этом гидропневматический амортизатор с одной трубой (цилиндром) охлаждается набегающим воздухом или дождевой водой, летящей из-под колес автомобиля. Такой амортизатор лучше двухтрубного. Есть у этой схемы и другие преимущества, которые обеспечили газовым (гидропневматическим) амортизаторам широкое распространение, хотя они и дороже гидравлических.
Амортизаторы с выносными камерами
В последнее время в моду входят амортизаторы с выносными камерами, а в спорте без них вообще никуда. По сути это гидропневматический амортизатор, только компенсационная газовая полость у него выполнена в виде отдельного цилиндра. В нем и ходит поршень-разделитель.
Амортизатор с выносной камерой по сути — гидропневматический амортизатор, компенсационная газовая полость которого выполнена в виде отдельного цилиндра. |
Амортизатор с выносной камерой по сути — гидропневматический амортизатор, компенсационная газовая полость которого выполнена в виде отдельного цилиндра.
С основным цилиндром выносная камера соединяется шлангом. При такой схеме и гидравлическую, и газовую полости амортизатора можно сделать большими при сохранении габаритов амортизаторной стойки. Это благоприятно сказывается на температурном балансе системы – такие амортизаторы менее склонны к перегреву, чем обычные. Кроме того, становится возможным увеличить рабочий ход амортизатора.
Еще одно существенное преимущество амортизаторов с выносной камерой – сравнительно легкая регулировка жесткости амортизатора благодаря размещению регулируемых клапанов на соединительном шланге (штуцере).
Существенное преимущество амортизаторов с выносной камерой – сравнительно легкая регулировка жесткости. |
Вообще, идея создать амортизатор, характеристики которого можно менять, занимала умы конструкторов давно. Был предложен вариант со сменой давления газового подпора (характерный пример – амортизаторы с подкачкой). Другой путь – изменение настройки клапанов, для чего создавались сложные механические устройства, встраиваемые в шток поршня. Потом вместо обычных механических клапанов появились электромагнитные, открывая или закрывая которые при помощи электрического импульса, можно менять характеристики работы амортизаторов. Разработаны системы, в которых вообще нет привычных клапанов, и демпфирование происходит за счет изменения вязкости самой жидкости. Она, разумеется, тут не простая, а магнитореологическая. Она способна менять свою вязкость под воздействием электромагнитного поля, генерируемого специальными катушками. Конечно, это все сложные, дорогие системы, поэтому такие амортизаторы – удел автомобилей высокого класса, снабженных так называемой активной подвеской.
Что выбрать?
Что касается внедорожников, то разные производители устанавливают различные амортизаторы на разные модели. Если вы хотите настроить подвеску под себя, то нужно учитывать и конструктивные особенности подвески, и ваши пожелания к ней. Как правило, на короткоходных подвесках (а таковыми является большинство независимых подвесок) лучше себя зарекомендовали газонаполненные амортизаторы, т.к. они более стабильны при тех нагрузках, которые выпадают на их долю.
На длинноходных подвесках неплохо работают обычные гидравлические амортизаторы, т.к. их жесткость на отбой как раз позволяет «успокоить» колеблющуюся пружину. |
На длинноходных подвесках, где амортизаторы имеют большой объем жидкости и возможность лучшего охлаждения, неплохо работают обычные гидравлические амортизаторы, т.к. их жесткость на сжатие невысока и они не усиливают таким образом и без того мощную длинную пружину, но их жесткость на отбой как раз позволяет «успокоить» колеблющуюся пружину. Таким образом, подвеска получается энергоемкой и комфортной.
Если вы хотите настроить подвеску под себя, то нужно учитывать и конструктивные особенности подвески, и ваши пожелания к ней. |
Если позволяют финансы, то можно заказать амортизаторы штучного изготовления, которые используются в автоспорте. Они делаются и настраиваются под конкретный автомобиль и конкретного водителя, что позволяет добиться фантастических результатов по сравнению с любой (даже тюнинговой) подвеской. В любом случае, перед установкой амортизатора лучше получить консультацию у специалистов.
Алексей Фабин
Фото Александра Евдокимова, Auto Seikel и фирм-производителей
Демистификация черной магии: как работают амортизаторы
Амортизаторы не слишком гламурны, но они играют большую роль в управлении автомобилем. Вот загляните внутрь этих волшебных трубок, найденных под вашим автомобилем.
Амортизаторы — одна из важнейших частей автомобиля. Это тот компонент, который действительно определяет, будет ли ваш грузовик устойчивым с кузовом, полным гравия, сможет ли ваш внедорожник ехать по грунтовой дороге, не сбрасывая вас в лес, ваш семейный седан не застрянет на шоссе, или ваша спортивная машина не меняет местами местами из-за удара в повороте.
Эти детали могут показаться волшебными, трубки, которые прячутся под вашим автомобилем, пока не начнут протекать. Затем вы заменяете их на самые дешевые и ездите, пока они снова не начнут протекать.
Вот как работают амортизаторы, почему они так важны для управляемости вашего автомобиля, а также различия между различными типами. Да, и если вы на двух колесах вместо четырех, основные функции амортизаторов останутся прежними.
Типы амортизаторов
Стойка MacPherson; (фото/Монро)Сначала несколько вариантов.
В большинстве современных автомобилей используются так называемые стойки Макферсона в передней подвеске, иногда на всех четырех углах. У них другое название, но это просто шоки с большим количеством шагов.
Эти амортизаторы, разработанные тогдашним инженером Chevrolet Эрлом Макферсоном, представляют собой амортизаторы с более прочной рамой. Это позволяет им выполнять часть работы рычагов управления и поворотных кулаков. Стойка также держит пружину. Но это все для другой истории. Амортизирующая часть такая же, как и у любого другого амортизатора.
Системы подвески вторичного рынка для подъема или опускания автомобиля называются койловерами. Название восходит к тому времени, когда стойки были обычным явлением, когда амортизатор и пружина устанавливались на шасси в двух разных местах. Койловер давал им ту же точку крепления, помещая амортизатор внутри пружины — или спиральную пружину над амортизатором.
Деталь амортизатора такая же, как и у любого другого амортизатора.
Пружины Нужны амортизаторы
Амортизатор Multimatic DSSV показывает движение подвески; (фото/мультимат.)От лошади и багги до Ford Raptor , смысл подвески в том, чтобы отделить вас, пассажира, от того, что происходит на поверхности дороги. Даже самые лучшие дороги не бывают идеально гладкими, поэтому вам нужно, чтобы колеса и шины могли двигаться вверх и вниз без перемещения пассажиров и груза вверх и вниз.
Сначала это было сделано только с пружинами. Винтовые пружины (как в передней части автомобиля), листовые рессоры (загляните под заднюю часть пикапа) и торсионы (пикапы GM 1990-х годов) позволяют колесам двигаться вверх и вниз с меньшим движением пассажиров вверх и вниз. . Они также контролируют некоторые движения кузова, чтобы не дать ему сильно удариться о верхнюю или нижнюю часть хода подвески.
Но пружины не гасят энергию движения вверх-вниз. Они сжимают (или расширяют), сохраняют, а затем высвобождают большую часть этой энергии. Таким образом, они могут затем запустить транспортное средство после сжатия или дернуть его обратно на землю после расширения, или продолжать этот цикл снова и снова. Это неудобно. Это также тяжело для вас и автомобиля, и это опасно.
Если вы посмотрите отрывок, в котором Ford Model T едет по неровной дороге, это подпрыгивание происходит не из-за устаревших приемов киносъемки. Это потому, что у них была подвеска на листовых рессорах.
Амортизаторы обеспечивают сопротивление колебаниям вверх и вниз. Они замедляют пружину, когда она сжимается или растягивается, максимально быстро возвращая ее в нейтральное положение. Именно так они делают езду более комфортной, убирая все тяжелые движения.
История шоков
Гидравлический амортизатор был впервые запатентован в 1907 году, в нем использовался рычаг, вращающийся против лопастей и жидкости в небольшом корпусе. Телескопический амортизатор, названный так потому, что он втягивается и выдвигается, стал популярным в 1950-е годы. Такой дизайн сегодня можно найти на большинстве автомобилей.
Детали амортизатора
Разрез телескопического амортизатора с внутренним поршнем; (фото/Monroe)Современные телескопические амортизаторы имеют одни и те же основные характеристики. У них есть трубка, корпус амортизатора, которая заполнена гидравлической жидкостью, типом масла, предназначенного для амортизатора. Внутри амортизатора и прикрепленный к штоку, выходящему из конца корпуса амортизатора, находится поршень.
Поршень перемещается внутри корпуса вверх и вниз по трубке. Сопротивление протягиванию поршня через жидкость гасит движение пружин и обеспечивает хорошую управляемость автомобиля. Или плохо.
Волшебство творит поршень амортизатора. Поскольку ударная жидкость не может быть сжата, она должна проходить через поршень.
Управление тем, как жидкость течет через поршень, — это то, где разработчики подвески выполняют свою работу — настраивают, как амортизатор демпфирует движение вверх и вниз, как он делает это на высоких скоростях удара (например, выбоина) и на низких скоростях (мягко катящаяся дорога). ).
Этот поршень нужен даже роторным двигателям
В разрезе показан внутренний амортизатор, включая поршень и шток; (фото/Кони)Поршень главного амортизатора тщательно изготовлен. Отверстия, просверленные или отлитые в поршне, определяют, сколько жидкости может пройти через поршень. Чем больше жидкости может пройти, тем легче поршень может двигаться вверх и вниз. Меньший поток жидкости означает большее сопротивление.
Замена жидкости также меняет то, как жидкость проходит через амортизатор. Подумайте о современном моторном масле 0W20, которое течет более плавно, чем вода, по сравнению с патокоподобной консистенцией тяжелого трансмиссионного масла.
Разработчики амортизаторов должны выбрать жидкость, которая будет течь с желаемой скоростью, когда зимой холодно, а летом жарко. Они хорошо с этим справляются, хотя, если вы вели автомобиль по неровной дороге после старта при -30 градусах, вы, вероятно, почувствовали, что амортизаторы ослабли и стали чувствовать себя более нормально после нескольких минут вождения.
Точная настройка амортизаторов
(Photo/Fox)Это относится к базовой настройке, но у создателей амортизаторов есть способы точной настройки движения амортизаторов. Для управления сжатием (корпус автомобиля движется к земле) и отскоком (автомобиль движется от земли).
Они делают это с помощью небольших металлических дисков, называемых прокладками. Толщина, диаметр и количество прокладок являются частью процесса.
Прокладка в нижней части поршня амортизатора может полностью остановить прохождение жидкости через определенное отверстие во время сжатия. Затем та же прокладка может очень точно изгибаться во время отскока амортизатора, позволяя жидкости проходить с желаемой скоростью. Изменение размера, количества и положения этих прокладок меняет то, как поршень движется через жидкость, «настраивая» амортизатор.
Отверстия в другом месте и прокладки на другой стороне поршня выполняют ту же функцию против обратного движения.
Разработчики амортизаторов могут регулировать демпфирование высокой и низкой скорости вала независимо друг от друга. Для этого они используют несколько путей прохождения жидкости и клапаны с разным сопротивлением.
Движение на низкой скорости может открыть клапан с низким сопротивлением, позволяя жидкости проходить через него и контролировать плавные движения, такие как неровная дорога. Когда амортизатор движется с высокой скоростью, скажем, вы натыкаетесь на камень, выбоину или большую неровность, эти меньшие отверстия с низким сопротивлением не могут перемещать достаточное количество жидкости. Это открывает высокоскоростной клапан и направляет ударную жидкость по пути жидкости, предназначенному для высокоскоростного демпфирования.
Позиционно-зависимое демпфирование — это еще один передовой метод, при котором амортизатор ведет себя по-разному, когда он находится в конце своего пути, а не ближе к центру. В случае демпфирования, чувствительного к положению, в корпусе амортизатора есть дополнительные пути жидкости. Когда поршень находится в нужном месте, часть жидкости фактически обтекает его, а не проходит сквозь него, изменяя реакцию амортизатора.
Регулируемые амортизаторы
Маленькая шкала позволяет регулировать демпфирование подвески; (фото/Koni)А как насчет регулируемых амортизаторов? На вторичном рынке эти амортизаторы позволяют вам изменить ощущения подвески в соответствии с вашими предпочтениями и стилем езды. Заводские регулируемые амортизаторы позволяют инженерам по подвеске программировать различные уровни демпфирования для десятков возможных сценариев. Они позволяют компьютеру изменять амортизаторы для спортивного или плавного вождения (или вождения по бездорожью) на лету.
Амортизаторы с ручной регулировкой позволяют поворачивать ручку на корпусе амортизатора. Ручка прикреплена к небольшому клапану в поршне, который перемещается внутрь и наружу, чтобы изменить способ движения ударной жидкости через это отверстие. Больший поток жидкости смягчает его, меньший поток жидкости делает его жестким. Это небольшие корректировки, они не изменят полностью ощущение удара.
Амортизаторы с электронной регулировкой регулируются с помощью клапана с электронным управлением, а не клапана, который нужно поворачивать вручную. Некоторые из этих амортизаторов имеют всего пару настроек, скажем, «Нормальный» и «Спорт», но другие предлагают гораздо больше.
Амортизаторы с несколькими электронными настройками обычно называются адаптивными амортизаторами или адаптивной подвеской. С помощью этих систем компьютер может дать команду амортизатору настроиться много раз за одну секунду, адаптируясь к местности. Дает вам правильную настройку амортизатора для следующих нескольких дюймов дороги или тропы.
Газовые амортизаторы
Газовые амортизаторы долгие годы были модным словечком для амортизаторов, хотя оно исчезло из маркетинговых разговоров. Тем не менее, идея эффективна.
Перемещение поршня вперед и назад тысячи раз за милю приводит к смешиванию воздуха с жидкостью. Встряхните бутылку моторного масла, и вы увидите пузырьки. Пузыри плохие.
Это называется кавитация. Эти пузырьки воздуха не текут, как масло, и это создает проблемы для тщательно разработанного амортизатора. Добавление азота под давлением к амортизатору помогает предотвратить кавитацию, не допуская образования пузырьков и делая амортизаторы счастливыми.
Магнитные амортизаторы
GM показывает работающий магнитный демпфер; (фото/ГМ)MagneRide был изобретен тогдашним подразделением General Motors Delphi и представлен в Cadillac Seville STS 2002 года и Chevrolet Corvette 2003 года. Компания продала технологию, и теперь магнитная езда используется в автомобилях GM, Ford Mustang GT, Audi R8, даже в современных автомобилях Ferrari и Lamborghini.
Хитрость – демпферы, заполненные магнитореологической жидкостью. Магнитореологическая жидкость означает, что в жидкости есть крошечные частицы, на которые воздействуют магнитные поля.
Эти амортизаторы имеют электромагнит в поршне. При низкой магнитной мощности жидкость течет как обычная ударная жидкость. Увеличьте магнитную мощность, и жидкость станет гуще. Он усиливает движение поршня в жидкости.
Магнитное поле можно регулировать 1000 раз в секунду, постоянно изменяя вязкость жидкости. Ударьте острую выбоину, и удар может ослабнуть, чтобы поглотить первоначальный удар. Затем включается магнит, сгущающий жидкость и поглощающий движение выбоины до того, как подвеска опустится и направит удар на шасси — и на вас.
Магнитные амортизаторы позволяют массивным внедорожникам, таким как GMC Yukon , вести себя как легковой автомобиль и иметь высокую грузоподъемность. Они также позволяют спортивным автомобилям иметь жесткие пружины для трассы, не раздавливая вам почки на улице.
Амортизаторы с выносным резервуаром
Амортизаторы с выносным резервуаром имеют резервуар для жидкости, удаленный от амортизатора; (фото/Ohlins)Движение поршня в жидкости создает тепло. Это тепло меняет реакцию жидкости, когда она проходит через поршень. В большинстве случаев вождения по асфальту корпус амортизатора может передавать достаточно тепла наружному воздуху, так что это не проблема.
При движении по бездорожью, особенно при быстром движении по пересеченной местности или по гравийным дорожкам, жидкость может перегреться. Когда ударная жидкость перегревается, она не может выполнять свою работу. Это может привести к тому, что вы выйдете из-под контроля или отправитесь домой на задней части планшета.
Самый простой способ исправить это — долить больше жидкости в отдельный бак. Больше жидкости может поглощать больше тепла, а дополнительный резервуар означает большую площадь поверхности для охлаждения.
Существует два типа ударов удаленного резервуара. Один прикрепляет резервуар к корпусу амортизатора. Это похоже на более короткий второй удар, присоединенный к реальному удару. Второй — протянуть шланг и поставить резервуар в другом месте. Длинный шланг добавляет мощности и охлаждения. Отодвигание резервуара от колеса также помогает избежать повреждений в гонки по бездорожью условий.
Демпферы DSSV
Демпфер Multimatic DSSV в работе; (фото/Multimatic)Еще есть поистине волшебные амортизаторы: золотниковый клапан динамической подвески Multimatic или амортизаторы DSSV. Вы найдете их в завоевавших титулы автомобилях Формулы-1, Ford GT и автомобилях GM, таких как Chevrolet Colorado ZR2 .
Вместо металлических дисковых прокладок, используемых в других амортизаторах, Multimatic использует так называемые золотниковые клапаны. Они состоят из полой втулки с пружиной внутри и колпачка, который сидит на пружине.
Пружина сжимается при воздействии силы на демпфер. Тщательно спроектированные отверстия во втулке затем обнажаются с известной скоростью, позволяя жидкости течь через них. Есть два золотниковых клапана, один для силы сжатия, а второй для отбоя. Позвольте дизайнерам настраивать каждое движение независимо.
На внедорожнике Colorado ZR2 реально стоит третий золотник. Он чувствителен к положению, поэтому срабатывает только при экстремальном ходе подвески. По сути, это нужно для того, чтобы контролировать, как грузовик совершает приятные прыжки.
Золотниковый клапан Multimatic DSSV с разделенными втулкой и поршнем; (фото/Multimatic)Эти амортизаторы не регулируются. Но поскольку они гораздо более предсказуемы и постоянны, чем металлические прокладки традиционных амортизаторов, инженеры могут гораздо точнее заставить их ездить и управляться именно так, как они хотят.
Шокирующие выводы
Это волшебство вашего амортизатора, независимо от типа вашего автомобиля. Конечно, даже если все они выполняют одну и ту же функцию, важны время, бюджет и материалы, вложенные в прокладки, жидкости и даже резиновые уплотнения. Так что в следующий раз, когда вам понадобятся новые амортизаторы, помните об этом, как и со многими автозапчастями: вы получаете то, за что платите.
Часто задаваемые вопросы
Что такое амортизатор?
Амортизатор — это деталь, которая управляет движением подвески вашего автомобиля.
Что делают амортизаторы?
Амортизаторы смягчают колебания рессор вашего автомобиля вверх и вниз.
Как долго служат амортизаторы?
Амортизаторы со временем теряют эффективность. Они должны прослужить от 50 000 до 100 000 миль, в зависимости от дорожных условий.
Как работают амортизаторы?
Амортизаторы толкают тщательно сконструированный поршень через жидкость, которая смягчает движение автомобиля вверх и вниз, поглощая удары.
Что такое амортизаторы | Комплекты подвески Strutmasters Air Ride
Скотта Биддлза 08 ноября 2016 г. Категории: Техническое обслуживание и ремонт
В комплекты пневматической подвески входят амортизаторы («амортизаторы»), чтобы смягчить энергию дороги и помочь вашему автомобилю обеспечить плавную и стабильную езду. Они являются неотъемлемой частью любой системы подвески, но мало кто понимает назначение амортизаторов и то, насколько они важны для вашего автомобиля. Так для чего же нужны амортизаторы и почему они так важны?
Что такое амортизаторы?
Амортизаторы — это детали подвески, которые помогают вашему автомобилю плавно двигаться по пересеченной местности. Они предназначены для амортизации деталей пневматической подвески от энергии дороги, вызванной неровностями и провалами. Самое главное, амортизаторы работают, чтобы предотвратить подпрыгивание и падение. Амортизаторы помогают автомобилю сопротивляться движению, вызванному ударами. Каждый амортизатор оснащен поршнем, который перемещается по трубке, заполненной жидкостью или воздухом. При движении жидкость или воздух проходят через отверстия и клапаны в поршне. Это контролирует жесткость езды или то, насколько транспортное средство сопротивляется движению. Кроме того, современные достижения позволяют водителям регулировать жесткость подвески вручную или автоматически. Это помогает амортизаторам обеспечивать наилучшую амортизацию и производительность в зависимости от ваших конкретных потребностей вождения или текущей местности. Хотя все амортизаторы минимизируют движения автомобиля и обеспечивают плавность хода, они не являются универсальными элементами подвески. Амортизаторы бывают разных типов для конкретных автомобилей и рабочих характеристик. Некоторые виды амортизаторов:
- Пневматические амортизаторы
- Амортизаторы со стойками
- Пружинные амортизаторы седла
- Обычные телескопические амортизаторы
Что делают амортизаторы?
Опять же, амортизаторы в первую очередь предназначены для контроля подпрыгивания автомобиля и общего движения по различным типам местности. Однако они также могут помочь уменьшить определенные движения, вызванные чрезмерной и недостаточной поворачиваемостью, а также другие проблемы с производительностью. Например, эти детали подвески могут предотвратить наклон и перекатывание во время движения, чтобы снизить риск опрокидывания. Кроме того, амортизаторы отвечают за удержание шин вашего автомобиля на дороге во время движения. По сути, они могут контролировать подпрыгивание и подпрыгивание шин, чтобы ваши шины всегда сохраняли сцепление с дорогой и сцепление с дорогой.
Почему электрошок так важен?
Амортизаторы не важны, потому что они обеспечивают плавную работу. Они важны, потому что обеспечивают безопасность. Благодаря амортизаторам водители получают больше контроля и стабильности, особенно при движении по неровным дорогам. Кроме того, амортизаторы помогают продлить срок службы деталей и шин пневматической подвески. Во время движения амортизаторы защитят вашу пневматическую подвеску от чрезмерного износа. Амортизаторы также будут постоянно удерживать ваши шины на дороге, чтобы предотвратить неравномерный и чрезмерный износ протектора. В результате они обеспечивают оптимальную тягу и производительность как можно дольше. Чтобы узнать больше об амортизаторах для вашего автомобиля, свяжитесь со Strutmasters онлайн прямо сейчас.