устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика
Подавляющее большинство современных авто сегодня оснащаются двухмассовым маховиком, который пришел на замену обычному классическому маховику. Основная причина внедрения такой конструкции связана с тем, что современные моторы стали более мощными и одновременно более экологичными. При этом моторы часто работают на обедненной смеси, сама работа двигателя на такой смеси неравномерная. В результате возникает много колебаний, которые нужно гасить.
Основное отличие двухмассового маховика от обычного — наличие двух корпусов. Пространство между корпусами заполнено специальной смазкой, при этом допускается смещение этих корпусов относительно друг друга. Такая конструкция позволяет дополнительно демпфировать крутильне колебания, что необходимо для повышения комфорта при переключении передач и увеличения ресурса самой трансмиссии.
При этом двухмассовый маховиком по ряду причин считается менее надежным решением с ограниченным ресурсом по сравнению с традиционным маховиком. Также можно выделить достаточно высокую стоимость такой детали. Подробнее об устройстве, принципах работы, ресурсе и неисправностях двухмассовго маховика читайте в нашей статье.
Содержание статьи
- Почему начали устанавливать двухмассовый маховик вместо обычного
- Устройство и принцип работы двухмассового маховика
- Шумит или стучит двухмассовый маховик: диагностика шума маховика и ремонт
- Ресурс двухмассового маховика: от чего зависит и как увеличить
- Что в итоге
Почему начали устанавливать двухмассовый маховик вместо обычного
Начнем с того, что раньше на машины повсеместно устанавливался обычный маховик с зубчатым венцом. Такой маховик по сути является тяжелой круглой шестерней, которая крепится на заднем конце коленвала. Основные функции маховика:
- при запуске мотора шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, коленчатый вал проворачивается и мотор запускается;
- за счет большого веса и высокого инерционного момента маховик подталкивает поршни при движении из ВМТ (верхняя мертвая точка), благодаря чему удается компенсировать те неравномерности, которые могут возникать при вращении коленвала.
- на плоскость маховика устанавливается ведущий диск сцепления, крепление достаточно надежное.
Долгое время обычный маховик в полной мере справлялся со всеми поставленными задачами, деталь отличается большим ресурсом (400-500 тыс. км. и более) и высокой надежностью. Казалось бы, дорабатывать данный элемент нет никакой необходимости. Однако позже сначала на дизельных моторах, а затем и на бензиновых появился двухмассовый маховик.
Все дело в том, что мощность современных двигателей заметно выросла, сами по себе моторы стали легче и меньше по размеру и одновременно ужесточились экологические нормы и стандарты. Чтобы сделать двигатель экологичным и экономичным, производители настраивают ЭБУ на подачу обедненной смеси. На разных режимах работы при подаче «бедной» смеси двигатель закономерно начинает работать «рвано».
Результат – крутильные колебания передаются на трансмиссию, что значительно снижает ее ресурс. На машинах с классическим маховиком колебания гасятся за счет демпферов ведомого диска сцепления, однако в случае с мощными современными моторами, которые отличаются повышенной частотой таких колебаний, этого решения оказывается недостаточно.
По этой причине возникла необходимость в установке дополнительных элементов для демпфирования, которые интегрировали в устройство маховика. В результате появились двухмассовые маховики, которые вполне совместимы со всеми видами КПП (МКПП, АКПП, вариатор CVT, коробка «робот» с одним или двумя сцеплениями).
Устройство и принцип работы двухмассового маховика
Сегодня у разных производителей можно встретить различные виды двухмассовых маховиков. При этом общая конструкция обычно схожа, а отличия зачастую сводятся к количеству демпфирующих пружин, месту их расположения и т.д. В качестве примера рассмотрим устройство простого двухмассвого маховика.
Двухмассовый маховик имеет два корпуса. Первым корпусом является обычный маховик с зубчатым венцом, который крепится на коленчатом валу. Второй корпус опирается на подшипник скольжения, к этому корпусу крепится сцепление или с гидротрансформатор. Как первый, так и второй корпус могут смещаться относительно друг друга свободно, пространство между ними заполняется консистентной смазкой.
Каждый из корпусов имеет внутри пакеты пружин и сепараторы. В каждом пакете имеется до 3-х пружин, причем эти пружины имеют разную жесткость. Сепараторы (выполнены из пластика) не дают пружинам блокироваться при работе за счет сцепления друг с другом, а также выступают в роли направляющих. Направляющие обеспечивают пружинам возможность свободно перемещаться внутри маховика по окружности.
- Теперь рассмотрим принцип работы двухмассового маховика. Чтобы понять, как работает двухмассовый маховик, нужно рассмотреть момент запуска двигателя, момент остановки ДВС и момент, когда автомобиль начинает движение.
Запуск двигателя считается тяжелым режимом для маховика, так как крутящий момент не передается и трансмиссия в этом момент не работает. При этом в момент пуска ДВС шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом, который выполнен на корпусе, установленном на коленчатом валу.
При этом передача крутящего момента на сцепление произойдет только после того, как сработают демпферы (пружины), размещенные в корпусах двухмассового маховика. Срабатывание пружин происходит ступенчато, так как сначала задействуются более слабые пружины (имеют витки меньшего диаметра).
Если же такого демпфирования окажется недостаточно, происходит сжатие более жестких пружин. После гашения колебаний крутящий момент от двигателя будет передаваться на трансмиссию. Кстати, аналогичным образом осуществляется работа двухмассового маховика в момент остановки мотора.
Что касается самой езды, наиболее сильными являются нагрузки на маховик в начале движения и вплоть до момента, пока трансмиссия не выйдет на прямую передачу. Фактически, пока машина начинает движение на первой, второй и третьей передаче, крутильные колебания от двигателя нарастают и являются достаточно сильными.
В отличие от простого классического маховика и сцепления, двухмассовый маховик позволяет получить более высокую плавность работы трансмиссии в момент переключения передач, что значительно повышает комфорт. Фактически, рывки сведены к минимуму, даже если водитель несвоевременно включает передачу на МКПП.
В целом, плавность переключений напрямую зависит от степени подвижности корпусов двухмассового маховика, то есть свободы их перемещения относительно друг друга, а также от особенностей работы пакетов демпфирующих пружин. Например, классический маховик в связке с простым сцеплением (демпферные пружины находятся на ведомом диске сцепления) способен погасить всего лишь около 12-15° колебаний.
В свою очередь, даже простейший двухмассовый маховик расширяет диапазон до 20-25°. Что касается современных разработок, которые допускают значительно расширенные возможности перемещения второго корпуса маховика по отношению к первому, этот показатель может доходить до 70-75° относительно центра.Шумит или стучит двухмассовый маховик: диагностика шума маховика и ремонт
Как правило, основным признаком проблем с двухмассовым маховиком можно считать следующие симптомы:
- после запуска двигателя маховик щелакает на холодную и/или на горячую;
- появился шум двухмассового маховика, маховик стучит как на холостых, так и при езде;
- после запуска мотора, а также во время езды при переключении передач на трансмиссию передаются повышенные вибрации.
Как показывает практика, шум двухмассового маховика обычно может быть вызван как естественным износом его пакетов, так и преждевременной поломкой. При этом в рамках диагностики неисправности двухмассового маховика важно исключить другие возможные причины.
Диагностика двухмассового маховика начинается с прослушивания участка его расположения автомобильным стетоскопом. Часто бывает так, что щелчки в трансмиссии при запуске мотора, переключении передач или в режимах изменяющихся нагрузок не связаны с маховиком.
Такие звуки могут возникать по причине износа и люфтов зубьев шестерен КПП, во время работы шарнирного/карданного вала с износом, дифференциала. Также в рамках диагностики оптимально сравнить шумы работы трансмиссии с заведомо исправным автомобилем.
Еще отметим, что если маховик сняли с автомобиля и при проверке заметны посторонние шумы, важно понимать, что два корпуса маховика могут перемещаться относительно друг друга. При этом шумы могут исходить от фланца, который ударяется об дуговые нажимные пружины, или же происходят удары об фрикционную муфту.
В таком случае подобные шумы не указывают на неполадки, маховик исправен.Гул двухмассового маховика (маховик гудит), может указывать как на проблемы с трансмиссией (резонанс), так и на неисправности самого маховика (дисбаланс). Если биение маховика сильное, (например, имеет место обрыв балансировочных грузов на задней стороне, произошел износ подшипника скольжения и т.д.), в этом случае нужно знать, как проверить двухмассовый маховик.
Делается это следующим образом:
- нужно завести двигатель и дождаться появления гула, если он не проявляется сразу;
- далее следует медленно и плавно нажимать на педаль газа, фиксируя уровень вибраций;
В том случае, если вибрация при увеличении оборотов усиливается (гул маховика может стать более явным и интенсивным), это зачастую указывает на дефект двухмассового маховика. Еще один симптом – неестественный посторонний шум при пуске двигателя, далее не пропадающий и при движении автомобиля.
При этом важно понимать, что замена двухмассового маховика является трудоемкой и дорогостоящей процедурой. Дело в том, что цена двухмассового маховика намного выше классических аналогов, а также для его замены нужно снимать сцепление.
По этой причине важно точно определить причину повышенной вибрации и шума, так как в ряде случаев уже после снятия маховика выясняется, что элемент полностью работоспособен и исправен, а источником шума, гула или вибраций была сама трансмиссия, подушки КПП, детали выхлопной системы и т.д.
Ресурс двухмассового маховика: от чего зависит и как увеличить
Сразу отметим, что средний ресурс двухмассового маховика обычно составляет около 150-200 тыс. км. При этом у одних водителей никаких проблем может не возникать и после преодоления отметки в 200 тыс. км пробега, тогда как у других маховик требует замены вместе со сцеплением уже на 100-120 тыс. км. пробега.
Чтобы увеличить срок службы маховика, нужно обращать внимание на следующие рекомендации:
- С учетом того, что двухмассовый маховик подвержен наибольшим нагрузкам при запуске двигателя (во время его вращения стартером), важно, чтобы при запуске силового агрегата не возникало проблем, сам пуск был максимально облегчен. Простыми словами, следует не допускать длительного вращения стартером. Если двигатель заводится с трудом или не запускается, необходимо определить и устранить причину как можно скорее.
При этом возможных причин, по которым мотор плохо заводится и/или работает с перебоями, может быть достаточно много. Чтобы точно определить неисправность, нужна комплексная профессиональна диагностика.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроено и работает сцепление в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете, как реализовано сцепление на автомате, какая деталь в автоматической трансмиссии является сцеплением АКПП, а также какие особенности и отличия имеет данное решение по сравнению с обычным сцеплением.
В одних случаях проблемы с запуском мотора могут быть связаны с аккумулятором или стартером, в других с системой питания, системой электронного управления, общим состоянием самого двигателя (например, низкая компрессия) и т.д. Важно понимать, что нестабильная работа двигателя означает повышение уровня вибраций, разрушающих маховик.
- Сильные нагрузки на двигатель и трансмиссию также заметно сокращают ресурс маховика. К таким нагрузкам относится агрессивная езда, пробуксовки колес, преодоление сложных препятствий, сильная загрузка машины, буксировка других авто, прицеп и перевозка тяжелых грузов и т.д.
Также следует отметить увеличение мощности двигателя без дополнительной доработки трансмиссии. Если просто, на многих современных авто с турбомотором только за счет изменений заводских программных настроек (чип-тюнинг двигателя) можно ощутимо увеличить мощность и крутящий момент.
При этом производитель изначально рассчитывает максимальные нагрузки на маховик с тем или иным типом двигателя. В результате увеличение мощности мотора прошивкой неизбежно сокращается ресурс маховика, так как данный элемент после чип-тюнинга всегда работает в режиме повышенных нагрузок, при этом для водителя это становится обычными штатными режимами эксплуатации авто.
com/embed/Ka5GAWd1Ggw?ab_channel=» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Что в итоге
С учетом приведенной информации становится очевидно, что двухмассовый маховик повышает комфорт при эксплуатации авто и в ряде случаев даже несколько увеличивает ресурс КПП за счет более эффективного демпфирования и поглощения вибраций. При этом важно помнить, что сам маховик двухмассовый менее надежен, чем классический вариант.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется буксировка автомобиля с коробкой автомат. Из этой статьи вы узнаете, как буксировать машину с АКПП, а также что нужно учитывать при буксировке автомобиля с автоматической коробкой передач.
Это значит, что при эксплуатации автомобиля с двухмассовым маховиком следует избегать повышенных нагрузок на трансмиссию, а также внимательно следить за стабильностью работы мотора. Следует безотлагательно устранять любые неполадки, приводящие к повышению уровня вибраций, причем как при запуске, так и во время работы двигателя автомобиля.
Игнорирование рекомендаций, рассмотренных выше, может привести к тому, что дорогостоящий двухмассовый маховик может потребоваться менять уже на 80-100 тыс. км пробега даже на новых автомобилях. Если добавить к этому необходимую замену сцепления на подобных пробегах, а также общий объем работ, стоимость обслуживания трансмиссии с заменой маховика и сцепления получается достаточно высокой.
По этой причине оптимально эксплуатировать автомобиль, избегая резких и постоянно меняющихся нагрузок, избегать буксировки других авто и перевозки тяжелых грузов, отказаться от резких разгонов с места и т.д. В этом случае ресурс маховика и других элементов значительно увеличивается, что позволяет владельцу автомобиля избегать дополнительных затрат на внеплановое обслуживание и/или ремонт на относительно небольших пробегах.
конструкция, принцип работы и ресурс
Назначение и функции
Обычный маховик представляет собой литой, хорошо отбалансированный чугунный диск, на котором напрессованы стальные зубья для зацепления со стартером двигателя, так называемый зубчатый венец. Маховик передает крутящий момент от двигателя на коробку передач. Соответственно, он располагается между двигателем и трансмиссией. В случае использования механической коробки передач на маховике крепится корзина сцепления, а в АКПП – гидротрансформатор.
Сплошной маховик
Сам по себе маховик – это довольно массивная деталь по весу и его масса будет зависеть от мощности двигателя и количества цилиндров. Объясняется это тем, что основное назначение маховика – аккумулировать кинетическую энергию от коленчатого вала и создавать необходимую инерцию. Дело в том, что у ДВС из четырех тактов только один совершает полезную работу – рабочий ход. Остальные три такта КШМ и поршневая группа должны совершить по инерции. Именно для этого и нужен маховик, закрепленный на конце коленвала.
Резюмируя описанное выше, назначение маховика и основные функции у него следующие:
- обеспечение плавной работы двигателя;
- передача от двигателя крутящего момента на КПП и обеспечение работы сцепления;
- передача крутящего момента от стартера на венец маховика для запуска двигателя.
Принцип действия
В момент запуска ДВС вращение маховика обеспечивается стартером, деталь получает начальную скорость, набирает инерцию. Дальше поршень двигателя «зависает» в верхней мертвой точке, вал вращаться не может. Однако за счет инерции маховика коленвал немного прокручивается, что позволяет ему осуществить следующий цикл сжатия, воспламенения топливной смеси, получить энергию для следующего вращения.
Рис. 12 Принцип работы маховика со сцеплением
В это же время датчик контролирует положение вала и поршней на нем, соответственно. Информацию, передаваемую этим прибором, анализирует компьютер, подавая поочередно зажигание в соответствующие камеры сгорания.
В двухмассовом маховике ситуация немного другая:
- в момент старта одна половинка этого узла получает высокую угловую скорость, вторая остается неподвижной;
- в это же время первая половинка маховика начинает сжимать пружину, которая обеспечивает плавное вращение жестко связанного с ней диска трансмиссии;
- затем скорости обеих половинок выравниваются относительно друг друга, работают в едином режиме;
- в момент сбрасывания оборотов водителем педалью газа вторая половинка начинает обгонять первую;
- однако жесткого дара по деталям мотора вновь не происходит, так как начинает сжиматься другая пружина в обратном направлении;
- скорости половинок снова выравниваются, цикл повторяется снова.
Рис. 13 Принцип действия маховика двухмассового
За воспламенение по прежнему отвечает ДПКВ датчик, а кожух маховика защищает узел от внешних воздействий. В узел сцепления встроен аналогичный демпфер, который при эксплуатации двухмассового маховика становится не нужным.
Разновидности маховиков
На текущий момент можно выделить три разновидности маховиков:
Сплошной
Наиболее распространенная и простая конструкция. Представляет собой чугунный литой диск, устройство которого было описано выше. Маховик для АКПП гораздо легче обычного, поскольку рассчитан на использование совместно с гидротрансформатором.
Облегченный
При тюнинге автомобиля, трансмиссии и двигателя часто устанавливают облегченный маховик. Его небольшой вес уменьшает инерцию и повышает производительность двигателя на 4-5%. Автомобиль быстрее откликается на педаль газа, становится более динамичным. Однако, установку облегченного маховика нужно делать только в комплексе с другими работами по улучшению характеристик двигателя и трансмиссии.
Использование облегченных маховиков без доработки поршневой и КШМ приведет к нестабильной работе двигателя на холостых оборотах.
Двухмассовый
Двухмассовый или демпферный маховик более сложен по конструкции и устанавливается на современные модели автомобилей. Он может применяться на автомобилях с механической и автоматической трансмиссиях без гидротрансформатора. В случае с МКПП используется ведомый диск сцепления без демпфера крутильных колебаний.
Двухмассовые маховики получили широкое распространение благодаря улучшенным характеристикам подавления вибраций, шума, защите трансмиссии и синхронизаторов. Именно этот вид стоит рассмотреть более подробно.
Конструкция маховика
Большинство маховиков не отличаются сложной конструкцией. Во многих автомобилях это сплошной увесистый диск с зубьями на торце. Крепится он к фланцу хвостовика коленвала при помощи болтов.
С увеличением мощности силовых агрегатов и повышением их максимальных оборотов возникла необходимость в создании модернизированных деталей, которые уже имеют сложную конструкцию. Их смело можно уже называть демпферным механизмом, а не обычной деталью.
Устройство и особенности двухмассового маховика
Двухмассовый маховик
В конструкции двухмассового варианта не один, а два диска. Один диск соединён с двигателем, а второй с трансмиссией. Оба они могут работать независимо друг от друга. На первичном диске также имеется венец маховика с зубцами для зацепления со стартером. Два подшипника (осевой и радиальный) обеспечивают соединение двух корпусов.
Внутри дисков находится усовершенствованная пружинно-демпферная система. Она состоит из мягких и жестких пружин. Мягкие пружины обеспечивают плавность работы на низких оборотах при запуске и остановке двигателя. Жесткие пружины гасят колебания на высоких оборотах. Внутри находится специальная смазка.
Принцип действия маховика двигателя
Маховик зафиксирован на коленчатом валу в непосредственной близости к коренному подшипнику. В зависимости от конструкции диска он компенсирует вибрации при вращении кривошипно-шатунного механизма. Многие современные маховики оснащены пружинным механизмом, который выполняет функцию демпфера при рывках двигателя.
Когда мотор находится в состоянии покоя, маховик используется для проворачивания коленвала. В этом случае он работает по принципу ручного стартера старых автомобилей (ручной рычаг вставлялся в специальное отверстие в моторе, что позволяло водителю провернуть коленвал и завести ДВС).
Принцип работы
Одними из первых двухмассовые маховики получили автомобили с автоматической КПП. Для роботизированной коробки характерна быстрая и частая смена передач. С этим он хорошо справляется. Затем в силу своих преимуществ их стали устанавливать на автомобили с механикой.
Принцип работы довольно прост. Крутящий момент от коленвала передается на первичный диск, который отклоняет пружинную конструкцию внутри. Достигнув определенно уровня сжатия, крутящий момент затем передается на второй диск. Такая система гасит высокие колебания от двигателя, позволяя значительно снизить нагрузку на КПП.
Симптомы неисправности
Маховик испытывает сильные перегрузки, поэтому, рано или поздно, он выходит из строя. Признаком его поломки может быть скрип и посторонние звуки при запуске и остановке мотора.
Ощущение сильной вибрации также может указывать на неисправность. Многие списывают это на «троение» двигателя. При переключении на более высокие передачи вибрации обычно исчезают. Щелчки при старте и разгоне также могут указывать на неполадки.
Но не стоит сразу торопиться с заменой маховика, ведь эти симптомы могут указывать и на другие проблемы. Например, с опорами двигателя, КПП, навесным оборудованием, выхлопной системой и другим.
Более точный диагноз может поставить непосредственный осмотр детали. Но чтобы до неё добраться, нужно будет демонтировать коробку передач, а это потребует специальных навыков и средств.
Типы маховиков
Схема маховика сцепления автомобиля
Сплошной выполняется как чугунный диск со стальными зубьями по внешней поверхности. В автомобилях он устанавливается чаще всего.
Облегченными маховиками оснащаются тюнинговые автомобили и модели с автоматической коробкой передач. Основным его достоинством является сниженный вес. Масса маховика перераспределяется по диску, поэтому он получается легче где-то на 1.5 кг. Уменьшается инерция, отдача двигателя повышается до 5%. Этот вид устройства конструктивно упрощен. Его назначение — быть шестерней, которую вращает бендикс стартера при запуске.
Широко распространен двухмассовый (демпферный) маховик. Он гасит вибрации, борется с крутильными колебаниями коленвала, снижает шумы, уменьшает износ синхронизаторов, защищает трансмиссию от перегрузки, а также упрощает переключение передач. Этот тип устройства имеет не такую легкую конструкцию, как простые маховики. Поэтому отдельные производители не ставят их на свои модели.
Ремонт двухмассового маховика
Неисправный двухмассовый маховик
Ввиду высокой стоимости оригинальной запчасти многие водители задумываются о возможности ремонта маховика. Стоит сказать сразу, что производители не подразумевают ремонт этой детали. Она неразборная и лучше ставить новую.
Но все же есть умельцы, которые берутся за работу. Все зависит от уровня поломки. Если вышли из строя пружины, то в сервисе их могут заменить. Они первыми подвержены износу. Но если разрушился корпус или один из подшипников, то лучше приобрести новый. В любом случае мало кто даст гарантию стабильной работы двигателя и трансмиссии после ремонта.
Замена на одномассовый
Теоретически заменить можно. Хороший мастер в сервисе сделает это без проблем. Но стоит ли? Никто не сможет спрогнозировать, сколько после этого продержится КПП и двигатель, поэтому со своей стороны мы не рекомендуем!
Если у вас мощный мотор и механическая КПП, то не избежать сильных вибраций и тряски при запуске и остановке. Ездить возможность будет, но с большим дискомфортом. Роботизированная коробка не выдержит тандема со сплошным маховиком и быстро выйдет из строя. А вместе с коробкой ремонт обойдется уже гораздо дороже.
Эксплуатация маховика и возможные неисправности
По большему счету, маховик – один из самых надежных элементов двигателя. Чаще всего его рабочий ресурс идентичен ресурсу силового агрегата. В зависимости от материала и производителя данные детали отхаживают 350 тысяч километров и более.
Самая проблемная часть маховика – зубья на венце. Ресурс данного элемента напрямую зависит от исправности стартера. Зуб от частого использования стартера может сломаться или просто износиться. Если произошла подобная поломка, то можно купить новый венец и установить вместо старого. В этом случае весь диск нужно снять с двигателя, а после ремонта устанавливают обратно, только с использованием новых болтов.
Еще одной распространенной поломкой маховика является перегрев фрикционной поверхности. Обычно это происходит в процессе неправильной эксплуатации автомобиля, связанной с нарушением правил переключения передач (например, не до конца выжимается педаль сцепления).
Из-за перегрева диск может деформироваться или на нем могут появиться трещины. Одним из симптомов такой неисправности является постоянное биение сцепления в определенном диапазоне оборотов. Также это сопровождается сильной вибрацией. Если водитель сжег сцепление и его сразу заменили на новое, маховик нет необходимости менять.
Двухмассовые модели выходят из строя немного чаще, так как в их конструкции имеется больше дополнительных деталей. Может лопнуть пружина, произойти утечка смазочного материала или выйти из строя подшипник (это происходит крайне редко, но имеет место в данном перечне).
Еще одной причиной износа маховика является несвоевременная замена фрикционного диска сцепления. В этом случае заклепки будут царапать поверхность детали, последствия чего ни чем не устраняются, только заменой детали.
Манера вождения тоже может сказаться на ресурсе маховика. Например, если на длинной дистанции водитель ведет машину с пониженными оборотами, вибрация от агрегата усиливается, что может вывести из строя элементы крепления маховика. Некоторые автомобилисты заводят и глушат мотор, не выжимая педаль сцепления.
Обслуживание маховика отдельно не проводится. В основном эта процедура производится во время замены сцепления. В этом случае проводится визуальный осмотр детали. При отсутствии дефектов ничего не предпринимается. Если слышен скрежещущий звук, то обязательно нужно отбуксировать машину на СТО, чтобы износившийся фрикционный диск не поцарапал поверхность маховика.
Что такое эффект маховика
Перейти к основному содержанию
Команда Chicago Bulls, выигравшая чемпионат (Nuccio DiNuzzo/Chicago Tribune/TNS)«Эффект маховика» как бизнес-концепция была представлена Джимом Коллинзом в его основополагающей книге «От хорошего к великому » и использовалась для подтверждения того факта, что компании не становятся исключительными в результате одного вмешательства или инициативы, а скорее от накопления маленьких побед, которые накапливаются в течение многих лет напряженной работы до того момента, когда инерция берет верх над продолжительными периодами ускоренного роста, значительно превышающими усилия, прилагаемые в этот конкретный момент времени. Основная гипотеза, лежащая в основе «эффекта маховика», заключается в том, что в бизнесе всегда есть комбинация элементов, которые, если их правильно согласовать в течение определенного периода времени, наберут значительный импульс и впоследствии создадут самоусиливающийся благотворный цикл для компании.
Термин «маховик» пришел из механики, где он относится к очень тяжелому колесу, которое используется для выработки и передачи энергии другим частям машины. скорость и нарастающий импульс начнут накапливаться и продолжат вращаться сами по себе. Маховики бывают разных форм и размеров, и, поскольку вращающиеся объекты генерируют кинетическую энергию в зависимости от распределения их массы (момент инерции) и скорости их вращения (угловая скорость), колеса большего диаметра и более тяжелые колеса будут накапливать больше энергии, чем колеса меньшего размера. и более легкие колеса, а те, которые вращаются быстрее, хранят намного больше энергии, чем те, которые вращаются медленнее.
Как и в случае с машинами, в бизнесе возникает «эффект маховика» в результате тщательно продуманного создания и объединения возможностей для достижения поставленных стратегических целей таким образом, что совокупная отдача от усилий, приводящая к получению вводится продолжающееся ускорение роста бизнеса. Важной концепцией создания «эффекта маховика» является принцип ежа, который просто гласит, что бизнес должен иметь понимание (не цели, стратегии или плана) того, что оно может быть лучшим, различие абсолютно важное.
В большинстве случаев предприятия не могут достичь эффекта маховика, потому что они не ставят перед собой четкий набор целей в течение необходимого периода времени, необходимого для достижения желаемых результатов. Они не применяют принцип ежа и как таковые толкают себя в разные стороны одновременно, потому что у них нет «истинного севера», у них нет четко сформулированной «Теории их бизнеса» и как таковые легко устремился к новым целям.
Каждый раз, когда цель меняется и ресурсы перераспределяются, «маховик» теряет скорость, замедляется и соскальзывает в то, что называется Петлей Рока, когда каждое предпринятое действие приводит к результату, который хуже, чем первоначальный. ситуация. Иногда в одном и том же бизнесе может наблюдаться как «эффект маховика», так и «петля судьбы» друг за другом, особенно если бизнес четко не понимает, какие компоненты запустили «маховик» в первом колесе, и вносит непродуманные корректировки.
От маховика к роковой петле
Примером организации, прошедшей через «эффект маховика» и «гибельную петлю», является Чикаго Буллз, баскетбольная команда, играющая в лиге Национальной баскетбольной ассоциации США. Америки.
В то время как большинство людей считают выдающиеся результаты в победном чемпионате сезона 1991 года «событием», которое привело к тому, что команда выиграла шесть чемпионатов за восемь лет (с 1991 по 1998 год), на самом деле это были многочисленные решения, принятые Генеральный менеджер команд Джерри Краузе между 1985 по 1991 год, что в совокупности сформировало команду вокруг Майкла Джордана и привело к «мгновенному» успеху 1991 года. выбывание (посредством выхода на пенсию и обменов) по крайней мере четырех игроков первой команды привело к замедлению «маховика» команды и создало «гибельную петлю», из-за которой каждое действие, предпринятое с этого момента для восстановления команды, приводило к постепенное ухудшение качества команды.
Забавное упражнение
Чтобы проверить свое понимание концепций «эффекта маховика» и «петли судьбы», составьте список воспроизводимых успехов, которых добился ваш бизнес (тот, которым вы владеете или в котором работаете). Эти победы должны быть одинаковыми, например, если вы работаете в строительной фирме, и ваша фирма всегда сдает определенные типы зданий вовремя, в соответствии со спецификацией и в рамках бюджета. Это был бы воспроизводимый успех.
Затем составьте список неудач из ваших постоянных неудач, используя тот же пример строительной фирмы, возможно, у фирмы всегда есть проблемы с получением утверждений плана строительства от соответствующего агентства по надзору за строительством.
Затем сравните успехи вашего бизнеса с неудачами, чтобы осветить возможные компоненты вашего маховика и определить, чего нет в вашем маховике.
Это первая из трех записей в блоге об эффекте маховика
Следите за моим блогом https://adewaleadisa.com/blog-2/
Пройдите курс «От данных к пониманию» и узнайте, как демистифицировать бизнес-данные с помощью простого Методы решения проблем, используемые элитными консультантами по стратегии для быстрого извлечения из них полезной информации. Нажмите здесь, чтобы узнать больше
Другие также смотрели
Концепция маховикаДжима Коллинза
Концепция маховика: в этой статье на практике описывается концепция маховика , созданная Джимом Коллинзом. После прочтения вы поймете определение и основы этого мощного инструмента стратегии .
Что такое концепция маховика?
Маховик — это механическое устройство, специально разработанное для эффективного накопления энергии вращения.
Маховик сопротивляется изменению скорости вращения своим моментом инерции. Количество энергии, хранящейся в маховике, пропорционально квадрату скорости его вращения и массы. Чтобы изменить запасенную энергию маховика без изменения его массы, нужно увеличить или уменьшить скорость его вращения.
Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?
Концепция маховика — это термин, впервые использованный Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому» , для компаний, которые могут сравнить свою бизнес-стратегию с массивным маховиком.
Основная идея этой концепции заключается в том, что обычно требуется много усилий, чтобы привести в движение огромный маховик. Тем не менее, когда он нашел свой импульс, ответные шарниры на внешней стороне маховика создают больше силы и мощности. В результате маховик может двигаться быстрее и эффективнее с меньшими усилиями.
Концепция маховика визуализирует эту теорию в бизнесе. По словам Джима Коллинза, огромная сила великих компаний проистекает из постоянного совершенствования и достижения результатов.
Таким образом, концепция маховика показывает, что предприятия прилагают много усилий для достижения постепенных улучшений. Тем не менее, когда все эти улучшения накоплены, люди в организации чувствуют эту силу и приспосабливаются к ней, в результате чего достигаются результаты быстрее и с меньшими усилиями.
Согласно концепции маховика, малые, средние и крупные компании вкладывают много часов в организацию, чтобы она стала успешной. Часто результаты затраченного времени незаметны, а точнее, не видны непосредственно в организационных результатах.
Обычно эти люди или команды продолжают инвестировать время в бизнес, пока не наступит момент прорыва. Это время, когда результаты компании более заметны с точки зрения доходов. Как следствие, организационные результаты будут улучшаться все быстрее и быстрее из-за огромной силы.
Джим Коллинз дополнительно утверждает, что эффект маховика всегда будет возникать во всех великих и успешных компаниях, потому что ни одна из великих компаний никогда не сможет осуществить значительные преобразования, не предпринимая более мелких шагов. У компании может быть великая цель, но единственный способ достичь этой цели — создать небольшие цели и обеспечить их достижение.
Важным элементом концепции маховика является то, что предприятия должны смотреть изнутри наружу. Идея Джима Коллинза состоит в том, чтобы сравнить компанию с яйцом, в котором развивается цыпленок. Представьте, как это яйцо будет выглядеть для широкой публики.
Каждый может подумать, что это всего лишь яйцо, пока цыпленок не расколет яичную скорлупу, чтобы жить во внешнем мире. С того момента, как цыпленок разбивает яичную скорлупу, он привлекает внимание публики из-за момента прорыва.
Однако пока публика занималась своими повседневными делами, птенец незаметно проходил через различные процессы развития. Это также то, что происходит со многими организациями. Часто эти предприятия делают шаги в развитии, которые остаются незамеченными для внешнего мира, пока не наступает момент прорыва.
Эффект роковой петли против концепции маховика
Эффект роковой петли противоположен эффекту маховика. Это еще одна концепция, созданная Джимом Коллинзом, которая дополнительно описана в его книге 9.0005 «От хорошего к великому» . В этой книге Джим Коллинз связывает эффект роковой петли с компаниями сравнения, а не с великими компаниями.
Эффект роковой петли противоположен концепции маховика, связанной с постоянными усилиями или внедрением новых идей для мотивации людей в организации.
Например, генеральный директор может принять решение о запуске нового продукта и мотивировать команду приложить все усилия, чтобы этот продукт или другой план увенчались успехом. Однако из совершенно новых стимулов только небольшая часть станет успешной.
Если эти стимулы показывают развитие, они не вносят кардинальных изменений в организационные стратегии. Эти стимулы могут повысить эффективность бизнеса, но не сделают прорыв.
Идея об эффекте роковой петли заключается в том, что люди ищут момент прорыва, создавая и внедряя новые идеи. Это мотивирует команду, но компании также получают быструю обратную связь, например, бизнес-результат, который не соответствует ожиданиям.
Ожидается, что только одна или несколько новых инициатив создадут момент прорыва. Однако, как и в объяснении о яйце и цыпленке в предыдущем разделе, невозможно пропустить этапы развития, чтобы добиться успеха.
Эффект роковой петли показывает, что лидеры такого типа реализуют различные программы и надеются достичь прорывного момента. Программы получают реакцию без понимания, и, как следствие, многократно выбирается новое направление или план. И снова с надеждой дойти до момента прорыва.
Однако здесь нет накопленного импульса, как в концепции маховика, где все силы нарастания работают вместе для увеличения мощности и, таким образом, также достигают значительного улучшения.
В результате снова появляются неутешительные результаты, которые ведут к первому шагу, который заключается в создании или реализации новых идей в надежде, что это сделает прорыв.
Признаки того, находится ли ваша компания на маховике или в петле рока
Компании, которые следуют модели наращивания в надежде, что это приведет к прорыву, следуют стратегии маховика. Компании такого типа достигают прорыва, предпринимая множество последовательных шагов один за другим. Ожидается, что эти организации не будут думать о будущих спекуляциях, а больше сосредоточатся на более мелких результатах, которые вместе образуют трансформационный процесс.
Компании, испытавшие на себе силу концепции маховика, имеют дело с фактами и стараются разрешить конфликт как можно скорее и, если возможно, определить необходимые шаги, которые необходимо предпринять для придания импульса маховику.
Еще одна характеристика компаний на маховике заключается в том, что они используют концепцию ежа. Эти фирмы состоят из вовлеченной и дисциплинированной рабочей силы.
Что еще более важно, люди, которые работают в таких организациях, тратят мало времени на мотивацию людей, потому что они уже вовлечены и чувствуют импульс маховика, который представляет собой значительную силу, движущую бизнесом.
Наоборот, компании, находящиеся в петле гибели, пытаются пропустить наращивание и реализовать крупные и масштабные инициативы. Эти компании ищут чудо, которое, вероятно, не произойдет.
Эти предприятия несовместимы с реализованными инициативами и часто пытаются генерировать новые идеи, когда оказывается, что это не чудо. Кроме того, эти организации сразу переходят к внедрению без рационального и дисциплинированного мышления и тратят много времени на мотивацию сотрудников.
Заключение
Суть концепции маховика заключается в том, что великие и успешные компании всегда проходят различные этапы развития. Прорыв по-прежнему является результатом накопления многочисленных улучшений, созданных силами людей.
Независимо от вклада конкретных людей, именно объединенная энергия создает движение в концепции маховика. Сила и последовательность всех сотрудников необходимы для осуществления прорывов и создания великой и успешной организации.
Как только организация достигает прорыва, а значит, инерции вращения маховика, маховик крутится еще сильнее, и в результате бизнес-результаты становятся более заметными.
Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Вы знакомы с объяснением концепции маховика? Как вы думаете, ваша компания находится в маховике или в петле гибели, или ваша компания испытала и то, и другое? Как объяснение концепции маховика может помочь вашему бизнесу? Есть ли у вас комментарии или дополнения?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Колкинс, Д. Д. (2008). Переосмысление культуры дисциплины Джима Коллинза в книге «От хорошего к великому» . Инновации: Европейский журнал социальных исследований, 21(3), 217-232.
- Коллинз, Дж. (2006). Лидерство 5-го уровня: триумф смирения и твердой решимости . Управление инновациями и изменениями, 234.
- Коллинз, Дж. (2006). Где вы находитесь на пути от хорошего к великому . От хорошего до отличного диагностического инструмента. Версия, 1, 1-22.
- Коллинз, Дж. (2009). От хорошего к великому — (Почему одни компании совершают прорыв, а другие — нет) .
- Коллинз, Дж. (2019). Вращение маховика: монография, сопровождающая хорошее к великому . Случайный дом.
- Финни, В.К., и Абрахам, С.К. (2002). Путь от хорошего к великому: разговор с Джимом Коллинзом . Стратегия и лидерство, 30(5), 10-14.
- Ли, Д. П. В., и Яконг, Л. (2015). Применимость схемы Джима Коллинза «От хорошего к великому» для Enactus China . Журнал азиатского предпринимательства и устойчивого развития, 11 (5), 53.
Как цитировать эту статью:
Зееман, А. (2019). Концепция маховика (Коллинз) . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/strategy/flywheel-concept/
Опубликовано: 12.01.2019 | Последнее обновление: 03.