Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит

Содержание

Тормозной путь автомобиля |

Тормозной путь автомобиля.

Тормозной путь автомобиля — расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

Нормативные значения тормозного пути автотранспортных средств при определенных условиях приведены в разделе требования к тормозному управлению ГОСТ 33997 2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».

1. Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях.

Таблица 1.

 Категория колесного транспортного средстваУсилие на органе управления, НТормозной путь рабочей тормозной системы, м, не болееТормозной путь запасной тормозной системы, м, не более
М1 (легковые автомобили)49016,6
М1 (легковые автомобили с прицепом без тормозов49019,8
М2, М3 (автобусы)68618,630,6
N1 (легкие грузовые автомобили – полной массой до 3,5 т)68616,6
N2, N3 (грузовые автомобили)68620,034,0

Примечание.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит Запасная (аварийная) тормозная система — тормозная система, предназначенная для снижения скорости КТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Нормативные значения тормозного пути установлены при:

а) начальной скорости торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч;

Начальная скорость торможения при проверках инерционным методом эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении рабочей тормозной системой в дорожных условиях – 40 +/- 4 км/ч. При отклонении начальной скорости торможения в указанных пределах от установленного значения 40 км/ч пересчитывают нормативы тормозного пути по методике приложения Б, приведенного в данном ГОСТе;

б) не превышении технически допустимой максимальной массы транспортного средства;

в) соблюдении при торможении с начальной скоростью 40 км/ч коридора движения шириной не более 3-х метров для категорий транспортных средств М2, М3, N2, N3, О3, О4 и коридора движения шириной не более 2,6 метра для категорий транспортных средств М1, N1 и О1.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит Транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из этого коридора.

г) движении на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием, свободной от участников дорожного движения;

д) торможении рабочей и запасной тормозными системами в дорожных условиях в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления. Время полного приведения в действие органа управления тормозной системой не более 0,2 с.

2. По ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», категориями обозначаются:

М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).

М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (автобусы).Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит

М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (автобусы.

N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

3. Тормозной путь автомобиля при начальной скорости торможения выше 40 км в час.

ГОСТ 33997 2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» предусматривает методику пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС, т.е. скорости, превышающей 40 км в час.

Для этого в ГОСТе приводится следующая формула (приложение Б):

St = AVо + Vо2/26 Jуст.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит , где

Vо — начальная скорость торможения АТС, км/ч;

Jуст — установившееся замедление, м/с2;

А — коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

При пересчетах нормативов тормозного пути Sт следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления Jуст для различных категорий АТС, приведенные в нижеуказанной таблице (по ГОСТ 33997 — 2016):

Таблица 2.

Наименование АТСКатегория колесного транспортного средства
Исходные данные для расчета норматива тормозного пути ST  АТС в снаряженном состоянии
АJ уст, м/с2
Пассажирские и грузопассажирские автомобилиМ10,105,8
М2, М30,105,0
Грузовые автомобилиN1, N2, N3 (одиночные)0,155,0
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)N1, N2, N3 (автопоезда)0,185,0

Примечание.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит Масса транспортного средства в снаряженном состоянии — определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива.

Далее (в таблице 3) приводятся значения тормозного пути для различных скоростных режимов, расчитанных по данной методике.

Таблица 3.

Категория КТСТормозной путь в метрах при следующих скоростных режимах
50 км/ч70 км/ч90 км/ч110 км/ч130 км/ч
М1 (легковой)22396391125
М2, М3 (автобусы)244571
N1, N2, N3 (одиночные грузовые автомобили)274876110
N1, N2, N3 (автопоезда)285079113

4.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит Тормозной путь автомобиля является основным составляющим длины остановочного пути.

Остановочный путь — это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Остановочный путь будет больше тормозного пути на величину в метрах за время реакции водителя и за время срабатывания тормозной системы.

Время реакции водителя составляет от 0,4 до 1,2 с и зависит от профессионализма водителя и его физического и психо — эмоционального состояния (время реакции увеличивается при усталости, заболеваниях, резко возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении).

Время срабатывания тормозной системы — это время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие тормозного устройства. Зависит от качества и состояния тормозной системы, обычно составляет до 0,4 сек у тормозов с гидравлическим приводом и до 0,8 сек у тормозов с пневматическим приводом.

Для справки. 60 км в час равно 16,7 метров в секунду (60000 м:3600 сек).Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит

5. Тормозной путь автомобиля, кроме начальной скорости торможения, зависит от множества других дополнительных факторов. 

Это состояние тормозов, состояние шин, наличие АБС, вид дорожного покрытия, погодные условия. Обобщающим показателем состояния шин и дорожных условий является коэффициент сцепления шин с дорогой.

5.1. По ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием» коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием — показатель, характеризующий сцепные свойства дорожного покрытия, определяющийся как отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дорожного покрытия на площади контакта испытательной установки с дорожным покрытием к нормальной реакции в площади контакта испытательной установки с дорожным покрытием.

5.2. Согласно краткого автомобильного справочника НИИАТ значения коэффициента сцепления при скорости 40 км в час выглядят следующим образом (таблица 4):

Таблица 4.Что такое тормозной путь: Что такое тормозной путь автомобиля и от каких параметров он зависит

Тип покрытияКоэффициент сцепления с дорогой
Сухая поверхностьМокрая поверхность
Асфальтобетонное, цементобетонное покрытие0,7-0,80,35-0,45
Щебеночное покрытие0,6-0,70,3-0,4
Грунтовая дорога0,5-0,60,2-0,4
Дорога, покрытая укатанным снегом0,2-0,30,2-0,3
Обледенелая дорога0,1-0,20,1-0,2

5.3. Измерение фактического коэффициента сцепления шин с дорогой проводят в соответствии с ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием».

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Остановочный и тормозной путь транспортных средств | Поурочные планы по ПДД 10 класс

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Остановочный и тормозной путь транспортных средств