обзор, фото, видео и отзывы
15.01.202320 169 2 5 АКПП
Автор:Иван Баранов
Слово «типтроник» впервые было запатентовано в 1990г., автомобильным гигантом Porsche и обозначает четырехступенчатую механическую коробку передач с возможностью перехода на электронное управление. Эта система воплотила идею упрощения работы с МКПП, в простом для водителя виде. Вдобавок не требующая абсолютно никакого опыта и умений вождения на механической коробке.
Содержание
- 1 Что собой являет Типтроник?
- 2 Принцип работы
- 3 Отзывы
- 4 Видео «Что такое типтроник и по какому принципу он работает»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Что собой являет Типтроник?
Многие водители, читая характеристики машины и видя незнакомое слово типтроник, приходят в замешательство не зная, что это такое и не представляя хорошо это или плохо. Попытаемся детально разобраться, что такое Типтроник — это в первую очередь «интеллектуальная» АКПП, с возможностью выбора между ручным и автоматическим переключением скоростей.
Конструкция Tiptronic располагает 5-ю передачами и функционирует исключительно плавно и без каких-либо скачков. При включенном автоматическом управлении КПП функционирует как обыкновенная АКПП с добавочной системой DSP. Во время ручного управления рычаг нужно перевести в сектор, в котором имеются отметки «+ -» (он справа на фото).
Далее нужно чуток коснуться рычага в одну из сторон + или же — для того чтобы, повышать или понижать передачу. Благодаря этому можно комфортно и действенно переключать передачи без применения сцепления и утраты тяги. Переключатель передач «+» и «-» иногда для удобства располагается на руле в виде клавиш, что позволяет переключать всего лишь одним движением пальца.
Уже более десяти лет коробки Tiptronic могут оборудоваться специальной спортивной программой. Это позволяет существенно выигрывать в тяговом усилии и более эффективно ощутить всю мощь агрегата. При этом будет достигаться намного более высокая частота вращения.
В свою очередь, при желании может быть установлено руль, предусматривающий функцию Tiptronic. Благодаря чему можно перевести управление с автомата в ручной, всего лишь одним касанием лепестков и без рычага. К примеру, во время обгона можно сразу перейти с высоких скоростей на пониженные.
Принцип работы
Переключатели лепестки ручного управленияКоробка типтроник располагает рычагом селектора, который и реализует функцию «Tiptronic». Для этого рычага предусмотрены вырезы со знаками «+» и «-», но в некоторых моделях переход на ручное управление осуществляется так называемыми подрулевыми переключателями. Иногда они называют «лепестками» они показаны на фото.
Работу АКПП Типтроник контролирует особое программное обеспечение в ЭБУ над КПП. Для работы этой функции используются переключатели руля и селектора в КПП. При этом для селектора КПП, можно устанавливать несколько переключателей, беря во внимание систему непосредственно самой КПП типтроник. Каждый переключатель несет какую-то определенную цель, один переключает на пониженную передачу, другой на повышенную.
Производя определенные действия с переключателями, от них будут направляться определенные сигналы в блок управления. А с блока будут отправляться сигналы для переключения передач. Иногда используются рулевые «лепестки», после нажатия на которые, коробка передач типтроник переходит в ручной режим. Далее, в случае если в ручном режиме нет необходимости, то коробка перейдет в автоматический режим спустя некоторое время, если не поступит сигнал от рулевых лепестков.
Отзывы
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Нет необходимости опасаться ручного переключения на пониженных передачах при обгонах. К примеру – если скорость ниже 94 км/ч можно включить 2-ю передачу. | Очень грузная и очень тяжелая коробка. |
Автомобиль с коробкой передач типтроник удобно использовать вдвоем. К примеру, один ездит на механике, другой на автомате. | Существенные задержки переключения передачи на скоростях до 100 км/ч. |
Невысокий расход топлива.![]() |
Видео «Что такое типтроник и по какому принципу он работает»
Если у вас есть еще вопросы или вы еще не разобрались, что такое Типтроник обязательно посмотрите это видео, в котором до мелочей разобран принцип его работы.
Типтроник относительно малораспространенный тип КПП. Если у вас есть опыт работы с ним поделитесь им с нашими читателями в комментариях.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
Что такое типтроник в автомобиле и как им пользоваться?
Автоликбез7 ноября 2017
Содержание
- 1 Суть работы режима
- 2 Алгоритм действий водителя
- 3 Чем полезна функция Tiptronic?
- 4 Какая трансмиссия лучше?
Подавляющее большинство автоматических коробок, устанавливаемых на современные легковые авто, имеет режим ручного переключения скоростей под названием Tiptronic. Производителем первых агрегатов, наделенных подобной функцией, стала именитая немецкая компания Porsche, которая и ввела в обиход этот термин. Цель данной публикации – разъяснить малоопытным водителям, что такое типтроник в автомобиле и как он функционирует.
Суть работы режима
Обычная автоматическая коробка переключает передачи самостоятельно. Когда обороты коленчатого вала растут, повышается давление масла в гидротрансформаторе, инициирующем переход на более высокую скорость. При снижении оборотов до определенного уровня процесс идет в обратную сторону. Сместить момент переключения и «раскрутить» мотор до максимума водитель не может.
АКПП с функцией Tiptronic отличается от обычного «автомата» способностью имитировать работу механической коробки. Селектор (он же – рычаг КПП) переводится в режим ручного управления, после чего становится доступным поочередное включение скоростей «вверх» либо «вниз». Педаль сцепления по-прежнему отсутствует.
В различных марках автомобилей ручное управление АКПП реализовано разными способами:
- с помощью специальных подрулевых переключателей – лепестков;
- толчками селектора вперед и назад;
- двухклавишной кнопкой, встроенной в рукоятку селектора.
В результате водитель сам выбирает момент перехода на высшую либо низшую передачу, хотя контроль электроники все равно сохраняется. Блок управления, ориентирующийся по датчикам, не позволит автолюбителю поднять обороты выше критической отметки и в определенный момент переключит скорость автоматически. Аналогичное действие электронная система совершит при снижении частоты вращения коленвала и угрозе остановки двигателя на ходу.
Несколько слов о том, как работает режим типтроник. Когда водитель устанавливает селектор в положение «М» либо переводит ручку в зону со значками «+» и «–», пары шестерен внутри коробки передач меняются с помощью электропривода по команде подрулевых лепестков (или кнопок другого типа). Гидротрансформатор временно отстраняется от управления, но готов включиться в работу по сигналу контроллера.
Справка. Подобными системами оснащаются не только традиционные агрегаты гидромеханического типа, но и другие разновидности автоматических коробок – вариаторы и роботизированные АКПП.
Алгоритм действий водителя
Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:
- Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
- Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
- Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
- Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+».
Педаль газа отпускать не нужно.
- Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.
Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.
Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.
Чем полезна функция Tiptronic?
Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник.
- ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
- возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
- экономия топлива при движении накатом;
- торможение двигателем, когда считаете нужным;
- уверенное буксирование другого автомобиля;
- преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.
Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.
Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.
Примечание. Система Tiptronic защищена от случайных неправильных переключений. Если вы ошибочно перейдете сразу на 2 ступени вниз или вверх, автоматика исправит ошибку и совершит одно переключение.
Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.
Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.
Какая трансмиссия лучше?
В данном случае речь идет о традиционных автоматических коробках по сравнению с АКПП, оснащенными типтроником. Первый вариант однозначно выигрывает в городских условиях с многочисленными пробками и «тянучками», где ручное управление излишне утомляет водителя. Также обычный «автомат» полностью подходит автолюбителям, предпочитающим спокойный стиль езды.
Справка. Конструкцией автоматических КПП многих автомобилей предусмотрена дополнительная функция, актуальная для городских пробок. После включения этого режима машина способна медленно двигаться вместе с потоком при минимальном вмешательстве шофера.
Что лучше выбрать для динамичного стиля передвижения, вопрос не стоит. Здесь однозначно выигрывает система типтроник, дозволяющая набрать более высокие обороты коленчатого вала на каждой передаче. АКПП Tiptronic также рекомендуется для езды по загородным дорогам с любыми покрытиями (кроме грунтовых).
Поскольку практически все новые автомобили, укомплектованные автоматической трансмиссией, наделены функцией типтроник, вопрос выбора больше касается старых и подержанных машин. Подобные авто лучше покупать с обычным «автоматом», который проще и дешевле отремонтировать.
В чем разница между коробками передач Tiptronic и PDK? | Технические советы PCA
Фотографии предоставлены Porsche
Почему Porsche предлагает PDK для Macan, но не для Cayenne? Если трансмиссия PDK настолько превосходна, почему Porsche до сих пор выпускает Tiptronic?
Это частые вопросы, которые мне как техническому директору PCA задают. Ответ заключается в знании разницы между двумя передачами. Да, они оба автоматические, то есть педали сцепления нет. PDK очень спортивный и быстро переключается, но типтроник также хорошо известен своей надежностью и минимальным обслуживанием.
Все о гидротрансформаторе
8-ступенчатая коробка передач Cayenne Tiptronic S.
Типтроник наиболее тесно связан с «обычной» автоматической коробкой передач. Хотя легко отмахнуться от него как от «коробки для слякоти», он очень хорошо послужил Porsche. Вы можете вручную переключать передачи, но вы не можете повредить двигатель, выбрав более низкую передачу при неправильных оборотах. То, что у нее общего с другими автоматическими коробками передач, например, в «Бьюике» вашего отца, — это гидротрансформатор. Гидротрансформатор передает мощность от двигателя к трансмиссии, удваивая крутящий момент. Преобразователи крутящего момента необходимы для буксировки тяжелых грузов. В первую очередь поэтому Macan имеет меньший рейтинг буксировки, чем Cayenne. Macan рассчитан менее чем на 5000 фунтов, а Cayenne — на 7700 фунтов. Это видео лучше описывает работу гидротрансформатора.
youtube.com/embed/pTfipsejqS0?rel=0″ tabindex=»-1″>
Две коробки передач в одной
7-ступенчатая коробка передач от 718 GTS 4.0.
Коробка передач PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe, или Porsche Double Clutch) представляет собой нечто вроде двух коробок передач в одной, при этом одно сцепление включает четные передачи, а другое — нечетные. Программное обеспечение настолько интеллектуально, что знает, на какую передачу вы хотите переключиться, и готово к работе. В режимах Sport и Sport Plus изменяются не только демпфирование подвески и приемистость, но и карты переключения передач. Переключения становятся быстрее, и, если оставить их в автоматическом режиме, обороты двигателя будут выше перед переключением на более высокую передачу. Многие водители обнаружили, что самый быстрый способ объехать повороты — это позволить PDK выполнять переключение передач.
Компания Porsche первоначально тестировала PDK на 956, легендарном прототипе гоночного автомобиля в Ле-Мане 1980-х годов. Ключевым улучшением было то, что PDK удерживала автомобиль на наддуве при переключении на более высокую передачу.
Ссылка на видео ниже дает подробное визуальное описание двух коробок передач, работающих вместе как трансмиссия PDK, и почему она переключается намного быстрее, чем Tiptronic.
Какие модели Porsche поставлялись с Tiptronic, а какие с PDK?
При покупке новых Porsche вы можете найти Tiptronic только в линейке Cayenne, в которую входит очень спортивный Cayenne Turbo GT. Все остальные Porsche, включая Panamera, имеют PDK как единственную доступную автоматическую опцию.
Теперь, на рынке подержанных автомобилей, система Tiptronic впервые появилась на модели 964 в 1991 году, а затем на модели 968. Вариант с автоматической коробкой передач для модели 928 был получен от Mercedes-Benz. Вариант Tiptronic продолжился в моделях 993, 996 и 997.1, а также в моделях 986 и 987.1 Boxster. В 2009 году компания Porsche дебютировала с коробкой передач PDK в моделях 987.2 Boxster/Cayman и 997.2 911, и она стала единственным вариантом автоматической коробки передач для двухдверных моделей спортивных автомобилей. Типтроники оказались очень надежными и долговечными. Техническое обслуживание заключается в простой замене жидкости в соответствии с вашим руководством по эксплуатации. PDK столь же надежен, но замену жидкости следует производить чаще, если вы выезжаете на трассе.
Хотите получать больше интересного контента Porsche?
Еженедельный информационный бюллетень Porsche Club of America.
Похожие истории:
» Дорога в Реннспорт: 10 причин, почему серии Porsche и Can-Am навсегда связаны | PCA Tech Tips
» Наши любимые Porsche 356 на поле суждений на Werks Reunion Amelia Island 2023 | PCA Tech Tips
» Какой новый Porsche Macan является вашим выбором Златовласки? | Технические советы PCA
» Доверять ли спидометру или GPS? | PCA Tech Tips
» Какие 12 вариантов Taycan предлагает Porsche на 2023 год | Технические советы PCA
`
В чем разница между Porsche PDK и Tiptronic?
Порше
Porsche производит автомобили, ориентированные на энтузиастов, и исторически предлагала механическую коробку передач в своем флагманском спортивном автомобиле 9.11. Несмотря на то, что они по-прежнему предлагают три педали на современных 911-х, за эти годы Porsche также разработала впечатляющую технологию автоматической трансмиссии, кульминацией которой стала коробка передач с двойным сцеплением PDK. PDK был не единственной попыткой компании создать высокоэффективный автомат. До распространения PDK автомобили Porsche предлагались с традиционной автоматической коробкой передач, известной как Tiptronic. Даже сегодня некоторые новые Porsche используют трансмиссию Tiptronic вместо коробки передач с двойным сцеплением.
А какая разница? Мы собираемся глубоко погрузиться в то, что отличает коробку передач PDK от Tiptronic.
Краткая история автоматических коробок передач Porsche Еще в 1968 году компания Porsche представила свою первую автоматическую коробку передач. Компания осознала, что не все хотят переключать передачи, и, чтобы удовлетворить потребности этого рынка, Porsche выпустила коробку передач Sportomatic.
Эта коробка передач не была настоящей автоматической. Используя сцепление с вакуумным управлением, водитель мог переключать передачи с помощью рычага переключения передач, который можно найти в автомобиле с механической коробкой передач. Отличие заключалось в отсутствии педали сцепления. Эта трансмиссия была ранней попыткой создания полуавтоматической трансмиссии и использовалась в автомобилях Porsche до 19 века.80.
Затем последовала автоматическая коробка передач Tiptronic, которую поставил ZF. Porsche модифицировал коробку передач ZF, сделав ее более адаптивной и спортивной. Он также включал ручной режим, который мы видим сегодня в автомобилях с автоматической коробкой передач. Коробка передач Tiptronic была представлена в 1991 году в модели 911 поколения 964, и с тех пор используются ее модификации.
Все это время гоночные инженеры Porsche разрабатывали и совершенствовали коробку передач с двойным сцеплением, которая впоследствии стала известна как Porsche Doppelkupplungsgetriebe, или PDK. После почти 30 лет использования и разработок в гонках компания Porsche наконец начала устанавливать коробку передач PDK в серийные автомобили, начиная с 2005 года.
В настоящее время в Porsche можно найти либо коробку передач PDK, либо Tiptronic. Несмотря на то, что оба они автоматические, сходство между этими «коробками» на этом заканчивается.
TiptronicКоробки передач Tiptronic начинают свою жизнь как стандартная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором производства ZF. В этом типе трансмиссии используется ряд планетарных передач, пакетов сцепления и гидротрансформатора для передачи мощности от двигателя к земле. Porsche внес некоторые изменения в исходную коробку передач, предоставленную ZF, для улучшения характеристик.
Компьютер, управляющий коробкой передач, может адаптироваться к различным стилям вождения и переключаться между несколькими предустановленными «картами», управляющими переключением передач. Эта динамическая регулировка, в дополнение к возможности выбора передач на рулевом колесе, позволяет трансмиссии Tiptronic быть спортивной и сохранять плавность вождения обычной автоматической коробки передач. Современные коробки передач Tiptronic используются почти исключительно во внедорожниках Porsche Cayenne.
Коробка передач Porsche PDK — автоматическая с двойным сцеплением. Коробки передач с двойным сцеплением спроектированы так же, как и обычные механические коробки передач, и обеспечивают наиболее быстрое и отзывчивое переключение передач, доступное в серийных автомобилях.
Коробки передач с двойным сцеплением используют два приводных вала с муфтами, выходящих из двигателя, каждый из которых управляется своим сцеплением. Каждый карданный вал отвечает за набор шестерен. Один управляет нечетными передачами, а другой — четными. Благодаря двум муфтам, управляющим приводными валами, трансмиссия может начать переключение передач до того, как оно произойдет. Следующая передача будет готова к работе, когда первое сцепление будет отключено, что обеспечит мгновенную мощность при включении второго сцепления.
Это быстрое переключение контролируется мехатронным блоком, который управляет коробкой передач и работает, чтобы предвидеть следующее переключение передач. Если вы хотите узнать больше о том, как работает трансмиссия со сцеплением, прочитайте нашу статью о трансмиссии Volkswagen DSG.
Коробка передач PDK с ее сверхбыстрым переключением передач используется Porsche в высокопроизводительных спортивных автомобилях и седанах. Отзывчивость и быстрое переключение не могут сравниться даже с хорошим водителем с механической коробкой передач.
Закрытие Как видите, трансмиссии Tiptronic и PDK сильно различаются по функциям. PDK — это ориентированная на производительность трансмиссия с гоночной родословной, а Tiptronic — это высокотехнологичная версия классической автоматической коробки передач от Porsche.