Восстановление гелевых аккумуляторов своими руками
Гелевые аккумуляторы для автомобилей выпускаются сравнительно недавно. В результате, как в случае с любой новинкой, у автолюбителей возникает ещё немало вопросов, связанных с их обслуживанием и эксплуатацией.
И в первую очередь автовладельцев волнует, возможно ли восстановление гелевых аккумуляторов. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, опишем коротко особенности их устройства, требования фирм-производителей к обслуживанию гелевых аккумуляторов, и лишь после этого рассмотрим способы, как возможно реанимировать гелевые аккумуляторы, выработанные в среде народных умельцев.
Содержание статьи
- 1 Особенности устройства гелевых аккумуляторов
- 2 Как обслуживать гелевые аккумуляторы
- 3 Что заливают в гелевый аккумулятор
- 4 Восстановление и ремонт гелевого аккумулятора своими руками
Особенности устройства гелевых аккумуляторов
Гелевый аккумулятор в разрезе
Принципиально новых идей накопления и отдачи электроэнергии в принципе действия гелевых батарей нет. Те же свинцовые пластины, тот же раствор серной кислоты в качестве электролита. Изменения коснулись лишь таких свойств электролита, как вязкость и текучесть.
В гелевых АКБ электролит имеет желеобразную консистенцию, т.е. он уже напоминает по свойствам не воду (как в обычных батареях), а гель – отсюда и название.
Фирмы производители гелевых аккумуляторов заявляют, что такие аккумуляторы имеют срок службы не менее 10 лет и не требуют специального обслуживания.
Фирмы, производящие гелевые батареи, заявляют, что такие аккумуляторы не требуют специального обслуживания – доливки электролита (или дистиллированной воды) и контроля за его плотностью. Производители также настаивают на соблюдении напряжения тока зарядки – оно не должно превышать 14,4 вольта.
Благодаря тому, что в таких батареях выделяющиеся в ходе химических реакций газы практически не выбрасываются в атмосферу, а остаются в замкнутом пространстве корпуса АКБ, происходит их рекомбинация, т.

В реальности же эти аккумуляторы служат немногим дольше обычных. В связи с этим и возникают вопросы, связанные с обслуживанием и восстановлением гелевых аккумуляторов своими руками.
Как обслуживать гелевые аккумуляторы
Снятие крышки гелевого аккумулятора
В гелевых аккумуляторах установлены клапаны, которые открываются лишь при избыточном давлении газов внутри батареи.
Обслуживание гелевых аккумуляторов сводится к восстановлению уровня геля-электролита и заряда батареи.
Прежде всего, нужно понять, что такое «таяние» геля. Здесь нет ничего необычного. Несмотря на то, что фирмы-производители делают особенный упор на то, что в гелевых батареях происходит полная рекомбинация газов и они не выбрасываются в атмосферу, утечка всё же присутствует. Просто у таких батарей установлены клапаны, которые открываются лишь при избыточном давлении газов внутри батареи.
И пресловутое «таяние» геля – не что иное, как банальное высыхание, особенно активное при превышении тока зарядки.
Проверить уровень геля можно, вскрыв крышку батареи острым инструментом. При установке крышки обратно следите, чтобы на клапаны не попала грязь – иначе они не закроются, и гель будет «таять» слишком быстро.
Что заливают в гелевый аккумулятор
Гелевый аккумулятор без крышки
Доливать в гелевый аккумулятор следует дистилированную воду, а не электролит, который может разрушить пластины.
Доливать в батарею можно дистиллированную воду, как и в обычный аккумулятор – с той лишь разницей, что нужно некоторое время, чтобы она «впиталась» в стекловолокно, либо перемешалась с двуокисью кремния. Уровень геля устанавливается так же, как и уровень обычного электролита – не «под завязку», а немного выше верхнего края пластин.
Некоторых владельцев интересует, можно ли заливать в гелевый аккумулятор электролит. Вообще – да, но в том случае, если гелевый аккумулятор старый и нужно лишь ненадолго его «оживить». В противном случае плотность электролита будет высокой, что приведёт к преждевременному разрушению пластин.
Восстановление и ремонт гелевого аккумулятора своими руками
Заливка дистиллированной воды в гелевый аккумулятор
Быстрое падение тока зарядки говорит о том, что аккумулятор отслужил свой срок – исправная батарея заряжается долго.
Как определить исправность гелевого аккумулятора? Сделать это можно вольтметром с нагрузочной вилкой – точно так же, как и в случае с обычной батареей. Замеряете напряжение на клеммах, подключаете нагрузку, имитируя работу стартера (около 3-х секунд). Далее смотрите, как быстро восстанавливается напряжение. Если стрелка вольтметра не поднимается обратно – значит, батарея нуждается как минимум в подзарядке.
Также косвенным свидетельством о том, что аккумулятор «доживает» свой срок, служит быстрое падение тока зарядки – исправная батарея заряжается долго.
Зарядка гелевого аккумулятора
Восстановление гелевого аккумулятора своими руками
При зарядке гелевого аккумулятора следует контролировать его температуру – она не должна превышать 40 – 45 градусов.
Как восстановить гелевый аккумулятор: ремонт своими руками
Содержание
- 1 Первое – заливка дистиллированной воды в банки батареи
- 2 Восстановление длительным заряжанием
- 3 Циклическое заряжание
В гелевых (а не в гелиевых) аккумуляторах нет газа – гелия, в них электролит связан твёрдым материалом и загущён, то есть находится в состоянии геля. Поэтому, не опасаясь за разгерметизацию, необслуживаемый аккумулятор можно открыть, если не получается его зарядить, и напряжение на нём упало ниже 10 В.
Первое – заливка дистиллированной воды в банки батареи
Хотя гелевые аккумуляторы ещё называют и сухими батареями, но внутри них обязательно присутствует электролит на основе воды. А вода в гелевых, а особенно в кислотных, аккумуляторах является расходным материалом, так как она, при восстановлении электролизом отложений сульфата свинца на пластинах, разрушается на гидроксильную группу и водород. Последний уходит из любой аккумуляторной батареи в окружающий воздух. В гелевых аккумуляторах водород уходит через резиновые колпачки-клапаны, расположенные под внешней пластмассовой крышкой, на которой часто производители пишут «Do not open». Поэтому в сильно пересушенный гелевый аккумулятор, который потерял ёмкость, нужно долить дистиллированной воды.
Чтобы обслужить «необслуживаемый» аккумулятор потребуется сорвать приклеенную верхнюю крышку, и поснимать все колпачки-клапаны. Воды нужно доливать немного – не до краёв заливных горловин на банках. Залитая вода будет впитываться в фильтровальную бумагу, поэтому через полчаса посмотрите (посветив фонариком) – сколько воды осталось в каждой секции аккумулятора. Уровень воды должен немного покрывать поверхность пластин батареи, поэтому лишнюю жидкость придётся удалить шприцом или резиновой грушей.
Восстановление длительным заряжанием
После увлажнения высохшего электролита, закройте все банки аккумулятора на колпачки-клапаны. А также не забудьте накрыть их внешней крышкой аккумулятора, и придавите её грузом (позже приклеите её). Надавливать крышку нужно для того, чтобы она удерживала резиновые колпачки. При заряжании через колпачки будет сбрасываться избыточное давление, созданное освободившимся водородом, а крышка будет для них упором.
Вот и пришло время подключить пострадавший гелевый аккумулятор к зарядному устройству. Узнать как заряжать необслуживаемый аккумулятор. Потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Напряжение при заряжании нужно выбрать не меньше 15 В.
Заряжать придётся долго – пока изголодавшийся аккумулятор не начнёт есть ток. Но если прошло уже более 15 часов и батарея не потребляет ток, то не ждите чуда, а повышайте напряжение до 20 В. А теперь уже не оставляйте аккумулятор, заряжающийся высоким напряжением, без присмотра. Ведь, если восстановиться связанный электролит, тогда через батарею пойдёт ненормально высокий ток, который будет в 4 – 6 раз выше положенного. Больший даже в 4 раза ток, чем максимально допустимый в 0,1 от ёмкости, нагреет аккумулятор, затем из него пойдёт дым, ну а потом…
В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.
Циклическое заряжание
Хорошо «раскачивает» нежелающий заряжаться аккумулятор способ, при котором сначала дают батарее зарядиться, а потом разряжают её – и так поочерёдно, небольшими периодами. Первые циклы заряжания, конкретно гелевого аккумулятора, должны происходить под высоким напряжением – около 30 В, а в последующих циклах напряжение зарядки нужно ступенчато снижать до 14 В.
Разряжать подзарядившуюся батарею нужно совсем небольшой нагрузкой – лампочкой на 5 или 10 Вт, а никак не автомобильной переноской с лампочками в 50, 75 или 100 Вт. Но, даже давая разгрузку аккумулятору при помощи маленькой лампочки, следите за напряжением на батарее, чтобы оно не просело ниже 10,5 В.
После того как вам удалось заставить «исхудавший» аккумулятор заглатывать ток, продолжайте восстанавливать его до полного заряда длительным заряжанием малым током – равным 0,05 от ёмкости батареи.
Вот восстановление кислотных аккумуляторов идет совсем по другому алгоритму.
Автор: Виталий Петрович, Украина, Лисичанск.
Как починить и восстановить гелевые аккумуляторы
Стивен Бенхам
George Doyle/Stockbyte/Getty Images гель, а не жидкость. Гелевые аккумуляторы считаются более безопасными, так как при повреждении корпуса гель не проливается, а из аккумуляторов на жидкой основе может вытечь серная кислота, если корпус поврежден. Гелевые батареи представляют собой герметичные блоки, поэтому, в отличие от аккумуляторов на жидкой основе, вы не можете получить доступ к ячейкам. Лучший способ починить и восстановить гелевый аккумулятор — максимально разрядить его, а затем медленно зарядить аккумулятор.
Шаг 1
Перед ремонтом и восстановлением убедитесь, что аккумулятор разряжен. Включите фары вашего автомобиля и другое электрическое оборудование, чтобы использовать любую энергию в аккумуляторе. Свет гаснет, когда батарея почти разряжена. Нет необходимости полностью разряжать батарею. Как только свет погаснет, выключите его и любое другое электрическое оборудование, которое вы ранее включали.
Шаг 2
Сожмите рукой рукоятки зажима на конце черного кабеля от зарядного устройства, чтобы челюсти открылись. Поместите открытые зажимы на клемму гелевой батареи, помеченную «-» или «Отрицательный», затем ослабьте давление, чтобы зажимы сомкнулись и зафиксировались на клемме. Повторите процесс, используя зажим на конце красного кабеля от зарядного устройства, но поместите его на клемму аккумулятора с маркировкой «+» или «Pos».
Шаг 3
Проверьте переднюю часть зарядного устройства, чтобы определить, какие настройки зарядки вы можете установить. Важно, чтобы вы заряжали свой гелевый аккумулятор при самом низком уровне заряда. Не используйте «Boost» или «Fast-charge», так как вы можете непоправимо повредить аккумулятор.
Шаг 4
Установите зарядное устройство на самый низкий уровень; обычно он помечен как «струйный заряд». Некоторые зарядные устройства имеют специальные настройки для гелевых аккумуляторов, поэтому, если они у вас есть, используйте их. Если у вас нет настроек гелевого или непрерывного заряда, убедитесь, что скорость зарядки на 20 процентов ниже, чем выходное напряжение гелевого аккумулятора. Напряжение четко обозначено на аккумуляторе и обычно составляет 12 вольт. Используя 12 вольт в качестве примера, вам нужно заряжать аккумулятор при 10 вольтах или меньше.
Шаг 5
Подключите зарядное устройство к электросети. Включите зарядное устройство, а затем дайте аккумулятору зарядиться. Пощупайте сторону аккумулятора через 6 часов. Если он теплый, ничего страшного, поэтому продолжайте зарядку, но если он горячий, выключите зарядное устройство и дайте аккумулятору остыть в течение примерно 30 минут. Затем снова включите зарядное устройство.
Шаг 6
Продолжайте заряжать аккумулятор, но проверяйте его каждые шесть часов, чтобы убедиться, что он не перегревается. Через 24 часа ваша гелевая батарея фиксируется, восстанавливается и полностью заряжается, поэтому выключите зарядное устройство. Отсоедините два зажима на клеммах аккумуляторной батареи.
Список литературы
- Vonwentzel: Типы батареи
- Университет батареи .com: Зарядка батарея
. , Его текущие статьи появляются на различных веб-сайтах. Бенхэм работал автором страховых исследований в Axco Services, готовя отчеты во многих странах. Он был страховщиком в Lloyd’s of London и директором трех компаний. Бенхэм имеет диплом по бизнес-исследованиям колледжа Южного Эссекса, Великобритания.0005
Еще статьи
Как восстановить и отремонтировать свинцово-кислотную гелевую батарею
Стивен Бенхам
зарядное устройство изображение Альберта Лозано с Fotolia.com
Свинцово-кислотные гелевые батареи считаются более безопасными, чем обычные жидкостные заправленные свинцово-кислотные аккумуляторы. Каждая ячейка батареи содержит густой гель, и если батарея падает или повреждается и корпус раскалывается, гель остается на месте, тогда как из заполненной жидкостью батареи может вытечь опасная серная кислота. Свинцово-кислотные гелевые аккумуляторы являются герметичными блоками, вы не можете получить доступ к ячейкам и пополнить электролит. Это также означает, что их нужно заряжать и разряжать иначе, чем обычные свинцово-кислотные батареи. Если вы обнаружите, что у вас возникли проблемы с зарядкой аккумулятора, попробуйте восстановить его.
Шаг 1
Используйте оставшуюся энергию свинцово-кислотной гелевой батареи. Этот процесс помогает восстановить клеточную структуру. Если энергии недостаточно для питания оборудования, требующего много энергии, включите свет. Оставьте аккумулятор разряжаться, пока свет не станет очень тусклым.
Шаг 2
Поместите зарядное устройство рядом со свинцово-кислотным гелевым аккумулятором. Проверьте зарядное устройство на наличие режима низкого заряда, такого как «непрерывный заряд». Некоторые зарядные устройства имеют настройку «Гель». Важно, чтобы аккумулятор заряжался медленно, так как быстрая зарядка приведет к повреждению аккумулятора, который не подлежит ремонту. Если ваше зарядное устройство не имеет медленной скорости зарядки, приобретите или одолжите зарядное устройство, которое обеспечивает такую скорость.
Шаг 3
Выберите минимальный уровень заряда на зарядном устройстве. Используйте «Гель», если он имеет настройку. Подсоедините два кабеля аккумулятора, прикрепленных к зарядному устройству, к клеммам свинцово-кислотного гелевого аккумулятора. Используйте зажим на конце красного кабеля и подключите его к положительной клемме «+» аккумулятора. Используйте зажим на конце черного кабеля и подключите его к отрицательной клемме «-» аккумулятора.
Шаг 4
Включите зарядное устройство, чтобы начать зарядку свинцово-кислотного гелевого аккумулятора. Низкая скорость заряда полностью разряженной гелевой батареи позволяет клеточным структурам восстанавливаться. Оставьте на пять-шесть часов, а затем коснитесь рукой стороны батареи. Если он заряжается правильно, батарея нагревается. Оставьте его еще на пять или шесть часов, затем снова коснитесь батареи, и вы обнаружите, что она теплее, но не горячая. Если он горячий, немедленно выключите зарядное устройство и дайте аккумулятору полностью остыть, прежде чем возобновить зарядку.
Шаг 5
Выключите зарядное устройство через 12 часов. Не оставляйте его слишком долго, так как в отличие от обычных свинцово-кислотных аккумуляторов гелевый аккумулятор может перезарядиться. Отсоедините кабели зарядного устройства аккумулятора.
Шаг 6
Используйте свинцово-кислотный гелевый аккумулятор обычным способом, и он должен удерживать полный заряд. Повторяйте шаги по крайней мере один или два раза в год, чтобы продлить срок службы свинцово-кислотного гелевого аккумулятора.
Каталожные номера
- Von Wentzel: Типы батарей
- Судовая электроника: Аккумуляторы глубокого разряда
- Университет аккумуляторов: Зарядка свинцово-кислотного аккумулятора
- Основы автомобиля: Как зарядить автомобильный аккумулятор
Вещи, которые вам понадобятся гель» настройка)
Биография писателя
Стивен Бенхам пишет с 1999 года. Его текущие статьи появляются на различных веб-сайтах. Бенхэм работал автором страховых исследований в Axco Services, готовя отчеты во многих странах.