Покупаем авто: «механика», «вариатор», «робот» или «автомат?
В мире, пожалуй, не осталось автомобилей, которые бы выпускались лишь с механической трансмиссией. Ассортимент выбора будущего владельца машины между механической КПП и «автоматом» дополнили роботизированная КПП и вариатор. «СитиТрафик» попробовал разобраться, какую из коробок передач можно назвать универсальной, а какая требует внимания и особых условий эксплуатации.
Начнем со старой доброй механической КПП. Во всем мире «ручка» или «мешалка», как называют «механику», по праву заслужила звание надежной коробки передач. Оптимальное соотношение цены, качества, долговечности и относительно невысокой стоимости эксплуатации делает именно механическую коробку передач универсальной для любого автомобиля и водителя. Имея под ногами 3 педали, водитель сам регулирует плавность включения передач, выбирает, с какой динамикой ему разгонять автомобиль или останавливать его, без лишних волнений преодолевает крутые подъемы и спуски, а также буксирует другое транспортное средство. К тому же, механические коробки передач не так требовательны к качеству трансмиссионного масла. При неаккуратном использовании сцепления и рывках при включении скоростей износ самого сцепления и синхронизаторов КПП происходит быстрее, чем у автоматических и полуавтоматических аналогов. Но тут уж водителю пенять остается только на самого себя.
Вариатор, или бесступенчатая коробка передач, придуман примерно в XV веке. Тогда не было автомобилей, но мельники, а позднее и первые мануфактурщики, зачастую использовали систему изменения передаточного числа с помощью двух конусов и натянутого на них жгута. Вариатор можно назвать одним из вариантов автоматической коробки передач. В автомобиле с такой «коробкой» две педали: газ и тормоз. Такая КПП позволяет плавно и быстро разгонять машину, чего нельзя сказать об «автомате». При этом производители машин с вариатором утверждают, что вариатор позволяет экономить ресурс двигателя и расход топлива. Опять же, в сравнении с АКПП.
Проехав раз из Тольятти в Самару и обратно на недешевом автомобиле Mitsubishi Lancer X с вариатором, автор данного текста сделал вывод, что никогда не купит себе автомобиль с вариатором. При выходе на крейсерскую скорость в 110-120 километров в час на трассе между двумя городами вариатор попеременно издавал то дикий вой, то веселый свист. Ни первый, ни второй вариант звукового сопровождения в дальней дороге не является подходящим. Хотя, может быть, это дело вкуса.
«Робот», или автоматическая-механическая трансмиссия, на наш взгляд, лучше вариатора в силу того, что «робот» — это, по сути, механическая коробка передач, в которой функцию сцепления выполняет электроника. Некоторые считают, что «робот» объединяет в себе лучшие черты автоматической и механической коробок передач, так как он дешевле «автомата» и надежен почти как механическая КПП. Доля правды в этом есть, поскольку в гоночных машинах, как правило, используют именно «робот», позволяющий пилоту механически включать пониженную или повышенную передачу простым переключением рычага КПП вверх или вниз. Но этот вариант «робота» весьма недешевый. Такие коробки называются «секвентальными» и в гражданских машинах не используются.
Если вы хотите приобрести гражданский автомобиль с «роботом», то в силу особенностей конструкции такой КПП при переключении передач могут проявляться рывки или определенная «задумчивость» в работе электронной системы сцепления. «Робот» дешевле, легче и «ест» чуть ли не вдвое меньше масла, чем тот же вариатор – 3 – 4 литра вместо 6 – 8 у вариатора. Не беремся рассуждать о стоимости ремонта разных коробок передач, но рекомендуем просто взглянуть на стоимость трансмиссионного масла на полках автомагазинов. Этого будет вполне достаточно, чтобы сделать взвешенный выбор. Но нужно учитывать, что «робот» не любит пробуксовок, буксировок и прочих «прелестей» эксплуатации автомобиля в условиях российских дорог и бездорожья. Из личного опыта езды на автомобиле с «роботом», а это была небольшая городская машинка Fiat Panda, нам особенно ярко запомнился момент, когда при подъеме в гору «робот» просто выключал передачу и заставлял водителя переключаться на полностью автоматический режим, чтобы вовсе не встать на дороге. Редкое, доложим вам, удовольствие – обнаружить при подъеме в гору, что машина едет на холостом ходу, а мнения водителя на предмет целесообразности такого маневра никто и не спросил. Наконец, в мороз «умная» электроника не позволит машине тронуться с места до тех пор, пока вы как следует ее не прогреете. Ресурс двигателя и КПП такой подход, конечно, сэкономит, а вот ваши нервы – вряд ли.
«Ккоробка передач для лентяев — предел совершенства КПП. Автоматическая коробка передач. Независимо от производителя и автомобиля, который ею оснащен, она отличается от всех перечисленных выше несколькими ключевыми характеристиками. Машина с автоматической коробкой передач всегда разгоняется медленнее, нежели аналогичный автомобиль с механической КПП. Она потребляет больше топлива, чем аналоги даже с «вариатором» или «роботом». Вы не сможете буксировать автомобиль друга или подруги, сломавшийся на дороге, а вернее – не станете этого делать, поскольку есть все шансы после этого загреметь на СТО, на капитальный ремонт КПП. Да, в случае с «автоматом» не нужно выжимать сцепление, можно внимательнее следить за дорогой, а двигатель с «автоматом», вполне вероятно, прослужит чуть дольше, чем с механической коробкой передач. Но невероятный аппетит АКПП в плане потребления трансмиссионного масла, дорогой ремонт и замедленная динамика разгона в наших реалиях эксплуатации машины – огромные минусы, которые заставят любого автовладельца крепко подумать, прежде чем приобретать авто с коробкой «автомат». Личный опыт использования новехонького Chevrolet Aveo с коробкой автомат оставил у автора данного текста (заядлого поклонника механической коробки передач) только одно впечатление: при движении в машине с «автоматом» после длительной езды на авто с «механикой» нет того чувства тотального контроля поведения машины, какое есть с «механикой». А контроль над автомобилем, как ни крути, важная составляющая. Да и 3 педали – не так уж много.
Конечно же, каждый водитель выбирает машину по себе, исходя из финансовых возможностей, эксплуатационных характеристик, комфорта и здравого смысла. Для полноты картины, наверное, надо бы провести тест-драйв автомобиля с «роботом» или вариатором и поделиться впечатлениями. Что мы и планируем сделать в ближайшее время.
Андрей Серёгин, фото автора
Поделиться:
Правильное использование вариаторных и роботизированных КПП
Вождение Использование коробки передач Как правильно пользоваться коробками «вариатор» и «робот»
В предыдущей статье мы рассмотрели основные правила эксплуатации классической АКПП. Но, как вы знаете, существует еще 2 типа автоматических коробок – вариаторные и роботизированные. Здесь мы расскажем об автомобилях именно с этими трансмиссиями, правилах их использования, эксплуатации и поддержания в исправном состоянии.
Как правильно пользоваться вариатором
Общее автомобиля с вариатором и автомобиля с классическим автоматом — это отсутствие педали сцепления. Отличаются же эти КПП, прежде всего принципом работы и устройства. Вариатор устроен таким образом, что в нем изменение передаточного числа происходит бесступенчато, за счет плавного изменения диаметров ведущего и ведомого дисков. При таком устройстве КПП, выжатая «в пол» педаль акселератора, обеспечивает вывод мотора на высокие обороты на протяжении всего разгона. Как результат — транспортное средство разгоняется быстрее из-за экономии времени на переключении ступеней передач. Режимы работы вариатора практически аналогичны режимам классического автомата:
- «P» – паркинг. Используется для длительной стоянки автомобиля, при этом все элементы управления автомобилем блокируются. Также с этого режима запускается двигатель.
- «D» — драйв, движение. Осуществляется обычное движение автомобиля вперед с плавным автоматическим переключением передач.
- «N» – нейтраль. На вариаторах используется, в основном при постановке автомобиля на стоянку на наклонной поверхности.
Для этого нужно остановить машину педалью тормоза, перевести рычаг в нейтральное положение, затянуть ручник, отпустить и сразу же опять выжать тормоз. Только после этого можно переводить РВД в положение «P».
Такая последовательность действий обусловлена тем, что у вариатора, при парковке, блокируется не колесо, а вал в коробке передач. Причем делается это штырем небольшой толщины, который легко можно сломать при неаккуратной парковке «на скорости». - «L» – low (с англ. низкий). Режим предполагает работу двигателя на завышенных оборотах и максимальную реализацию эффекта торможения двигателем. Поэтому в это положение нужно переходить при сложных дорожных условиях (бездорожье, крутые подъемы и спуски), а также при буксировке тяжелого прицепа. Хотя на вариаторе нет фиксированных передач, можно сказать, что этот режим является аналогом первой передачи МКПП.
Многие производители предусматривают также спортивный («S») и экономичные («E») режимы. Первый режим («S») предусматривает максимально возможное в конкретной ситуации использование мощности двигателя. Подходит для более «лихаческой» езды с быстрыми стартами, высокими ускорениями и резкими рывками.
Полную замену масла на вариаторе, как правило, рекомендуется проводить через каждые 60 000 км, но, учитывая наше состояние дорог, менять масло следует не реже, чем через каждые 30 000 км пробега.
Буксировку автомобиля с вариаторной коробкой передач производить можно, но только при заведенном двигателе. Именно при этом условии обеспечивается смазка соприкасающихся поверхностей и надежное зацепление ремня со шкивами. Если же проблема как раз в двигателе и завести его не удается, то остается вариант буксировки автомобиля с частичной погрузкой (причем погрузить нужно ведущую ось), либо вызов эвакуатора. Также как и классический автомат, вариатор не любит рваной езды. Плавные разгоны и торможения — это оптимальные условия для работы ремня, которые не приведут к излишним продольным нагрузкам и обеспечат щадящий режим работы дисков. В ином случае, на них появятся задиры, что приведет к некорректной работе трансмиссии и, впоследствии, к дорогостоящему ремонту. Особенно это касается кроссоверов. Как ни парадоксально звучит, но если его использовать как внедорожник, то нужно учитывать, что, вероятнее всего, трансмиссия прослужит гораздо меньше заявленного времени. При езде на автомобиле с вариаторной КПП следует также избегать и всяческих ям, ухабов, выбоин и выпуклостей на дороге.
Если вы еще не определились, что лучше выбрать — автомат или механику, читайте нашу статью о всех преимуществах и недостатках АКПП и МКПП.Интересно какая часть цены при покупке нового авто отходит на растаможку, автосалонам и государству? Здесь вы найдете интересную информацию на эту тему.
Неудобная ситуация, когда нужно завести машину, а ключа нет. /tehobsluzhivanie/alert/zavodit-mashinu-bez-klyucha.html — читайте как это сделать быстро и правильно.
Как пользоваться роботом
Управление автомобилем с роботизированной коробкой передач осуществляется аналогично управлению авто с классическим автоматом или вариатором. Даже внешний вид рычага может быть похожим, например, как у Audi и Infiniti. Но чаще разработчики избавляются от режима «Р» (парковка), например, как это сделали инженеры Toyota и Citroen. При этом, стоянка автомобиля осуществляется на нейтралке (N) или, если в автомобиле предусмотрен мануальный режим, — на первой передаче. В последнем случае позиция “D” может заменяться на “A/M” для переключения между автоматическим и ручным режимами управления авто.
Многие знают о неприятной особенности роботов «дергаться» при каждом переключении передач (это не относится к роботу DSG с двумя сцеплениями). Естественно каждый такой рывок не вызывает особо приятных ощущений у водителя и, тем более, пассажиров. Также очевидно, что такое поведение робота может быть особо опасно при движении по снегу или по скользкой поверхности. Для того, чтобы уменьшить неприятные ощущения и риск застрять в снегу или уйти в занос, водителю во время переключений нужно ослабить нажим на педаль газа или вообще убирать с нее ногу. Тогда переключения будут происходить гораздо более плавно. Правда научиться подгадывать момент переключения передач осуществляемый электроникой бывает довольно сложно, но с наработкой опыта этот навык обязательно придет. Следует помнить, что устройство коробки передач робота практически аналогично устройству обычной МКПП, с тем различием, что сцепление здесь «выжимает» электроника, а не водитель, давя на соответствующую педаль.
Обязательным правилом эксплуатации автомобиля с роботизированной механикой является включение ручного тормоза при постановке авто на стоянку.
Разница между робототехникой и автоматизацией (и почему это важно).
Автоматизация и роботы — две разные технологии, но эти термины часто используются взаимозаменяемо. Вместе они преобразовали производственное пространство.
Обязанности, ранее отнимающие много времени, теперь полностью автоматизированы с минимальным вмешательством оператора, а роботы берут на себя более трудоемкие и опасные задачи от людей.
Так чем же отличаются автоматизация и робототехника и как они связаны?
Что такое робототехника и автоматизация?
Автоматизация — это процесс, в котором для выполнения задач используется программное обеспечение, машины или другие технологии вместо рабочих-людей .
Автоматизация применяется как к виртуальным задачам, так и к физическим. Эту методологию можно использовать для многих простых функций, таких как программируемый термостат. Он также может выполнять чрезвычайно сложные процессы (например, в производстве) и иногда работает на основе искусственного интеллекта или машинного обучения.
Робототехника — это область, которая объединяет инженерию и информатику для проектирования и создания роботов для выполнения задач.
Роботов можно разделить на три (широкие) категории:
- Роботы, которые полностью полагаются на человеческий фактор в работе
- Полуавтономные роботы , которые могут выполнять некоторые задачи самостоятельно, но требуют некоторого вмешательства/наблюдения человека
- И автономные роботы , обладающие интеллектом для выполнения задач полностью самостоятельно и способные реагировать на реальные условия с минимальным вмешательством человека
Промышленная робототехника и программное обеспечение для машин позволяют производителям управлять крупносерийными производственными линиями, повышая эффективность и снижая затраты. В суровых условиях они могут снизить риски для работников.
Прежде чем вы сможете воспользоваться преимуществами их приложений, важно понять различия и узнать, как они могут работать вместе на благо вашей компании.
Что такое автоматизация и робототехника: типы и область применения
Существует три различных типа автоматизации.
- Программная автоматизация использует компьютерную программу для выполнения повторяющихся задач в виртуальной среде. Несмотря на название, эти «боты» не являются физическими роботами, и их можно использовать для автоматизации таких задач, как автоматическое заполнение форм или предоставление финансовых услуг.
- Роботизированная автоматизация процессов (RPA) — это тип автоматизации программного обеспечения, предназначенный для использования пользовательского интерфейса компьютера так же, как и человек. Некоторые инструменты RPA дополнены машинным обучением или искусственным интеллектом, что помогает им более эффективно выполнять задачи на основе правил.
- Промышленная автоматизация использует машины для управления физическими процессами. Общие примеры включают станки с ЧПУ и автоматизированное контрольное оборудование. Промышленная автоматизация может также включать автоматизацию роботов.
Однако не все роботы полагаются на технологию автоматизации.
Робототехника включает в себя любое количество программируемых машин, которые выполняют процессы. Роботы взаимодействуют с физическим миром, используя сенсорный ввод для выполнения своих задач. Они предлагают большую гибкость, чем однофункциональные машины, потому что они перепрограммируемы. Роботы обычно используются для:
- Подъем и обработка материалов
- Сварка
- Сборка
- Сбор и размещение
- Загрузка и разгрузка
Различия между автоматизацией и робототехникой
При наличии подходящих систем управления и программного обеспечения для автоматизации роботы могут выполнять сложные задачи и работать круглосуточно и без выходных с большей эффективностью, чем их коллеги-люди. Фактически, исследования показали, что производители могут сократить сверхурочные затраты и количество ошибок на 15% и 25% соответственно, если они интегрируют роботизированные технологии.
Более того, роботы могут обрабатывать детали, которые слишком малы для человеческих пальцев, и с большей точностью. Они могут выполнять множество задач, а не специализироваться на одной задаче, в отличие от традиционных сборщиков.
С другой стороны, программная автоматизация , такая как реализованная RPA, может улучшить рабочие процессы сотрудников и позволить им сосредоточиться на важных задачах. Он может оптимизировать различные бизнес-задачи за счет поддержки службы поддержки с помощью чат-ботов, эффективного планирования встреч или предоставления аналитики производительности сотрудников.
К преимуществам RPA относятся:
- Освобождение времени сотрудников — Боты RPA берут на себя утомительную работу, чтобы ваши сотрудники могли сосредоточить свою энергию на чем-то другом.
- Снижение затрат — RPA может непрерывно выполнять повторяющиеся задачи, что позволяет сэкономить деньги на рабочей силе.
- Легко отслеживается — Настроить аналитику для ботов гораздо проще, чем для пользователей-людей.
- Улучшенное управление — Боты запрограммированы на следование строгим протоколам, и вы программируете их на пометку действий, выходящих за рамки вашего соответствия.
- Легко масштабируется — Боты легко дублируются и перепрограммируются для других целей.
- Лучшая безопасность — Боты избегают многих проблем с безопасностью, создаваемых пользователями-людьми.
Однако программная автоматизация имеет ограниченное применение, когда речь идет о выполнении нескольких задач с использованием одной системы. Вам нужно будет создавать новые программные решения для каждой задачи, которую вы хотите автоматизировать.
Промышленная автоматизация сталкивается с аналогичными ограничениями. Хотя они отлично подходят для выполнения повторяющихся задач с небольшим количеством переменных, машины обычно служат одной основной цели. Создание машин, которые могут выполнять несколько задач, — это то, на что способны робототехника и автоматизация, когда они работают вместе.
Как автоматизация и робототехника пересекаются
Автоматизация позволяет создавать совместных роботов, которые могут получать инструкции от людей. Автоматизация и роботы могут работать рука об руку для автоматизации промышленных задач. Вместе они обеспечивают повышенную производительность и эффективность, а также позволяют высвободить рабочую силу, чтобы они могли максимально использовать свои навыки в других областях. Тем не менее, есть множество проблем, которые могут замедлить работу.
Одним из основных факторов для любого бизнеса — малого, среднего или крупного — являются первоначальные затраты. При хорошем планировании и эффективной реализации вы можете добиться окупаемости инвестиций в течение двух лет.
К сожалению, процесс автоматизации в робототехнике часто носит разрозненный характер. Трудно соединить несколько систем без подходящего программного обеспечения.
На этапе разработки возникает множество непредвиденных затрат при внедрении. Если вы застряли в процессе проектирования на несколько месяцев, создавая несколько прототипов для решения проблем с производительностью, стоимость вашего проекта может перевесить преимущества.
Преодоление этих препятствий для создания индивидуальных решений промышленной автоматизации требует сложного программного обеспечения для робототехники. Это позволяет вашим инженерам и дизайнерам совместно работать над проектами с максимальной эффективностью. Вы также можете создавать и тестировать цифровые модели, прежде чем инвестировать в физические прототипы.
Ваш SDK помогает или сдерживает ваш проект?
Узнайте о 3 распространенных ошибках при выборе набора инструментов для разработки программного обеспечения.
Как улучшить сотрудничество между робототехникой и автоматизацией (и сократить время выхода на рынок)
Spatial предлагает более 35 лет опыта разработки комплектов для разработки программного обеспечения (SDK). Мы можем предоставить производителям проверенную основу для разработки специализированных приложений, чтобы оптимизировать их рабочие процессы, сократить время обучения и повысить производительность.
Наши программные компоненты позволят вам создавать 3D-визуализации роботизированных рабочих ячеек и обновлять траектории движения инструментов, связанные с моделями САПР. Облачная совместная работа с САПР избавляет сотрудников от головной боли при работе с незавершенными обновлениями и оптимизирует взаимодействие между командами.
С помощью 3D InterOp вы можете легко импортировать большие сборки САПР. Ваша команда может находить и изолировать определенные части моделей для редактирования в итерациях проекта. Наши интегрированные инструменты управления проектированием и предварительно настроенные рабочие процессы позволяют вашим инженерам CAD и CAM быстро извлекать и дублировать функции в обновлениях версий.
Программные инструменты Spatial для трехмерной робототехники позволяют производителям сосредоточиться на основных возможностях, а не начинать с нуля. Наши SDK приложений для моделирования могут сократить время подготовки данных, повысив при этом точность моделирования, поэтому вы можете сократить время разработки и уверенно реализовать свой проект.
Свяжитесь со Spatial сегодня и узнайте больше о том, как наши программные решения могут помочь вашей компании в будущем!
В чем разница между AMR и AGV?
Транспортное средство с автоматическим управлением (AGV) — это тип беспилотного управляемого транспортного средства (UGV), которое перемещается по объекту, следуя набору заранее определенных путей. AGV НЕ является подклассом мобильных роботов. AGV являются предшественниками мобильных роботов и эксплуатируются с 1950-х годов, однако они по-прежнему находят множество применений в современной производственной или складской среде.
Автономный мобильный робот (AMR) — это другой класс UGV, который имеет больше возможностей, чем AGV. AMR способны к свободному перемещению и планированию маршрута в реальном времени, что позволяет им сотрудничать с людьми в задачах по обработке материалов.
Robotics Summit & Expo (10–11 мая) возвращается в Бостон
Кроме того, хотя AGV являются полноколесными транспортными средствами, AMR бывают разных конфигураций передвижения. Сюда входят не только колесные, но и гусеничные машины, двуногие роботы, четвероногие роботы и многоногие роботы.
Поезд против такси
Наилучшая аналогия для понимания одного из основных различий между AGV и AMR состоит в том, что AGV похож на паровоз железнодорожного поезда, который может работать только на своих железнодорожных путях. AMR, с другой стороны, похож на такси, способное свободно перемещаться между любыми двумя точками и перепланировать маршрут, когда движение становится слишком плотным.
Термин «промышленный мобильный робот» (IMR) был введен в недавнем стандарте безопасности ANSI/RIA R15.08. Несмотря на широкое обсуждение отраслевыми экспертами и голосование в рамках нового стандарта, IMR не получил широкого распространения на момент написания этой статьи, но может появиться в будущем, чтобы заменить термин AMR.
Помимо беспилотных управляемых транспортных средств (UGV), существуют также беспилотные летательные аппараты (дроны) и беспилотные морские транспортные средства (автономные катера/корабли).
Сходства между AGV и AMR:
- Оба могут использоваться для перемещения материалов из одной точки в другую на объекте.
- Избегайте столкновений с объектами, которые могут встретиться на их пути.
- Может работать совместно и безопасно с людьми в пределах их рабочего пространства (или намеченных путей).
- Перевозка грузов весом от 2 до 1500 кг.
Различия между AGV и AMR:
AGV
- Более простая система управления и датчики, чем у AMR. В некоторых случаях AGV являются менее дорогим решением, чем AMR.
- В основном путь следует за какой-либо стационарной инфраструктурой, такой как магнитная лента/провод, нарисованные линии, наклейки с QR-кодом или лазерные мишени.
- Оставайтесь в пределах своих рабочих полос/путей.
- Может быть разработан для перевозки экстремальных грузов, таких как двигатели локомотивов и фюзеляжи самолетов.
- AGV могут «застрять», если они наткнутся на объект на своем предполагаемом пути. Для этого часто требуется помощь оператора, чтобы переместить объект и перезапустить AGV в его миссии.
- Лучше всего работают в четко определенных условиях и приложениях, таких как погрузочно-разгрузочные работы или незавершенное производство на производственном предприятии.
AMR
- Свободно перемещайтесь по рабочему пространству.
- Навигация по пути между начальной точкой и пунктом назначения.
- Может работать вне здания.
- Может следовать за людьми по объекту в приложении «Следуй за мной».
- Не только избегайте препятствий, но и активно обходите их, чтобы двигаться к цели миссии.
- Может «потеряться», если не сможет распознать свое окружение. Это часто происходит при пересечении больших пространств без какой-либо узнаваемой инфраструктуры (например, ангара для самолета или большого конференц-зала). AMR также могут потеряться в повторяющихся средах, таких как похожие складские проходы или в хаотичных рабочих зонах, таких как погрузочная площадка. У производителей AMR есть множество способов «локализировать» свои машины.
- Лучше всего работает в приложениях в неструктурированных средах, таких как безопасность, доставка, интралогистика от человека к товару и от товара к человеку.