Блог о моторных маслах и смазочных материалах — Лукойл
19.03.2019
Торможение двигателем — это замедление автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Одни автомобилисты используют метод в целях экономии топлива и ресурса колодок. Другие прибегают к нему, чтобы избежать заноса на скользкой дороге или при движении по горной местности. Третьи — когда есть проблемы с тормозами. Так или иначе, торможение двигателем имеет две стороны медали. В сегодняшнем материале расскажем о пользе и вреде этого метода.
Что значит тормозить двигателем
Под выражением подразумевается снижение скорости автотранспорта путем отпускания педали акселератора при включенной передаче. Другое название способа — «принудительный холостой ход». Чтобы понять, как это работает, приведем простой пример. Движущийся на скорости водитель, увидев на значительном расстоянии красный сигнал светофора, перестает газовать, в этот момент машина начинает двигаться по инерции, постепенно замедляясь, так что перед перекрестком остается лишь плавно нажать на тормоз. Как правило, процесс идет через последовательное понижение передачи и оборотов двигателя. Рассмотрим подробнее, что происходит в этот момент с автомобилем.
Механическое трение на самом деле не является главной причиной, из-за которой происходит замедление, как думают многие. Исключение составляют дизельные моторы, в которых нет дроссельной заслонки. В отличие от них, у бензиновых агрегатов перекрытие впуска в значительной мере способствует снижению скорости. Водитель отпускает газ — как следствие, топливо перестает поступать в мотор. С этого момента двигатель больше не передает энергию на коробку передач. Скорость замедляется вследствие сопротивления инерции, которая в свою очередь пытается нарастить вращения коленчатого вала. Обороты снижаются, и возникает прямо противоположный эффект — энергия поступает через вращающиеся колеса и трансмиссию в двигатель. Коленвал производит вынужденную работу, за счет механических потерь обороты карданной передачи снижаются, компрессионное сопротивление в цилиндрах растет, скорость снижается — то есть машина тормозит двигателем.
Теперь разберемся с тем, как работает коробка передач, — это даст нам понять, почему тормозить двигателем можно только с переходом на пониженные передачи
. При разгоне автомобиля в стандартном режиме коробка дозирует энергию согласно выбранной передаче, если у вас механика. На машине с автоматической коробкой это происходит само собой. Например, если вы едете на пониженной передаче (1-3), то на колеса передается много силы, при этом достичь высокой скорости не получится. На повышенных передачах (4-7) передаваемая на колеса мощность меньше, машина может двигаться быстрее, однако динамика разгона значительно хуже. При движении в таком режиме сопротивление двигателя и коробки минимально, возрастает роль инерции. Отсюда вывод: быстрый разгон возможен только на низких передачах. Если в этот момент перестать давить акселератор, возникнет существенное сопротивление инерции и машина быстро замедлится. Если проделать то же самое на высоких передачах, сброс скорости произойдет менее интенсивно.
Плюсы и минусы метода
Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.
В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива.
Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).
Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.
Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.
Алгоритм действий
Торможение двигателем на машине с коробкой-автомат обычно ограничивается снятием ноги с педали акселератора: далее «умная» система самостоятельно понижает передачи в нужной последовательности. Однако это возможно не на всех машинах. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции каждой конкретной модели. Так, встречаются АКПП, где сначала нужно включить режим овердрайв (который соответствует третьей передаче), далее по достижении определенной скорости (не более 92 км/ч) следует перейти поочередно сначала на D2, затем при снижении скорости до 54 км/ч и ниже включить L, что соответствует второй и первой передаче. Иногда достаточно включить ручной режим.
С машинами на механике все не так просто. Существует стандартный способ и с «прогазовкой». В первом случае водитель поступает следующим образом: отпускает педаль газа, нажимает сцепление, включает третью передачу, далее по мере падения скорости — вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переход на пониженную следует делать только через третью передачу. Если сразу перейти на низкую, колеса могут заблокироваться и машину закрутит. Кроме того, излишняя нагрузка не лучшим образом скажется на двигателе и коробке.
Режим с «прогазовкой» считается более щадящим. Основное отличие в том, что перед переходом на пониженные передачи водитель выжимает сцепление, переводит коробку в нейтральное положение, немножко газует и только потом осуществляет переключение на пониженную передачу.
В любом случае, ни при каких условиях нельзя переходить с высокой передачи сразу на первую. Выжимать педаль сцепления следует максимально плавно и только тогда, когда обнаружится связь двигателя с трансмиссией.
Подведем итоги
Торможение двигателем из всех способов сброса скорости наименее интенсивный и характеризуется большим тормозным путем. Злоупотреблять им не стоит, экономия топлива и фрикционного покрытия колодок здесь минимальны. В целях безопасности такой метод оправдан на резких поворотах и при езде по скользкой дороге. Если сцепление с дорожным покрытием плохое, рекомендуем применить комбинированное торможение: сначала с помощью педали тормоза, а затем двигателем. В любом случае правильным будет выбирать скорость, при которой требуется минимум торможений вообще, и действовать в соответствии с ситуацией на дороге.
Предлагаем ознакомиться с другими статьями ЛУКОЙЛ в нашем блоге.
К списку статей
Торможение двигателем: как работают моторные тормоза и как использовать? — Иксора
Когда вы слышали выражение «моторный тормоз» в разговоре, вы когда-нибудь пытались сделать вид, будто знаете, что это значит? Есть даже забавная история о водителе, который сказал механику: «Пожалуйста, замените моторный тормоз».
Что такое торможение двигателем?
Торможение двигателем — это торможение, в котором используется сопротивление вращения мотора автомобиля. Когда акселератор нажат, частота вращения двигателя увеличивается, чтобы генерировать мощность, но, когда акселератор возвращается, скорость вращения двигателя падает, и срабатывает тормозное усилие.
Когда акселератор не нажат, частота вращения двигателя ниже, чем у вращающихся шин, поэтому он оказывает эффект торможения. Это и есть механизм торможения двигателя.
Эффективное использование торможения двигателем
Ниже мы привели случаи, когда лучше использовать торможение двигателем, и преимущества, которые можно получить от этого.
- Безопасный спуск по склонам
Скорость автомобиля будет постоянно расти, если вы преодолеваете длинный спуск. Чтобы избежать этого, необходимо снизить скорость автомобиля, но, если это делается только с ножным тормозом, система тормозов может сильно разогреться, что часто вызывает их клин и блокировку. В худшем случае тормоза просто не сработают, и это очень опасно. Поэтому на длинных спусках используйте торможение двигателем и уменьшите частоту использования ножного тормоза, чтобы повысить безопасность своего вождения. - Повысить экономию топлива
В современных автомобилях останавливается впрыск топлива, пока акселератор не нажат. В таком случае расход топлива повышается, если водитель активно использует педаль акселератора. Для экономии топлива, рекомендуется максимально снизить скорость при помощи торможения двигателем и после этого использовать ножной тормоз для полной остановки транспортного средства.Этот совет актуален не только на спуске, но и при движении по ровной поверхности, даже при остановке на светофоре.
- Продлить срок службы тормозных колодок и ротора
Ножной тормоз удерживает ротор между тормозными колодками, и в качестве тормозного усилия используется трение. Увеличение доли использования тормоза двигателем позволяет снизить частоту использования педали тормоза, и вы можете продлить работу колодок и роторов.
Предостережения в использовании тормоза двигателем
Стоп-сигнал не включается
При нажатии на педаль тормоза загорается стоп-сигнал, и вы можете уведомить идущее за вами транспортное средство о том, что вы замедляете движение. Однако стоп-сигнал не загорится, если вы тормозите двигателем.
Используйте правильную передачу
Чем ниже скорость двигателя, тем выше мощность торможения. Если вы внезапно переключитесь с повышенной передачи на низкую, только потому, что вам нужна большая тормозная сила, разница между вращением шин и частотой вращения двигателя увеличится настолько, что ведущие колеса будут блокироваться и скользить.
Все необходимые автозапчасти можно приобрести в магазине IXORA, а подобрать подходящую деталь могут профессиональные менеджеры.
Производитель | Номер детали | Наименование |
FELIX | 430130008 | Тормозная жидкость Felix ДОТ3 910г, 430130008 |
CASTROL | 155BD0 | Жидкость тормозная CASTROL Brake Fluid DOT 4, 500 ML |
LUKOIL | 1338295 | Жидкость тормозная Лукойл Brake Fluid DOT4 0.91 л |
CASTROL | 157D5A | Жидкость тормозная Castrol Brake Fluid DOT 4, 1л |
FELIX | 430130006 | Тормозная жидкость Felix ДОТ4 910г, 430130006 |
TOTAL | 181942 | Жидкость тормозная TOTAL HBF DOT4 0,5L |
TOYOTA | 882380112 | Тормозная жидкость Toyota Brake and Clutch Fluid DOT 4, 1л |
TOYOTA | 882380111 | Тормозная жидкость Toyota DOT-4 EURO 0,5л |
FORD | 1776308 | Жидкость тормозная FORD Super DOT-4 M6C57A |
FORD | 1776310 | Жидкость тормозная Ford Super Dot 4, 0,5л |
FORD | 1776311 | Жидкость тормозная FORD SUPER DOT-4 EU 1L |
TRW | PFB450 | Жидкость тормозная DOT-4 EU 0,5L |
NISSAN | KE90399932 | Жидкость тормозная DOT4 EU 1L |
TRW | PFB425 | Жидкость тормозная DOT-4 EU 0,25L |
HYUNDAI | 110000100 | Жидкость тормозная HYUNDAI DOT-3 KR 1L |
HYUNDAI | 0110000A00 | Тормозная жидкость Hyundai Brake Fluid DOT-3 |
VAG | B000750M3 | Жидкость тормозная Brake Fluid DOT 4 EU 1L |
MERCEDES | A000989080713 | Жидкость тормозная Mercedes DOT-4 EU 1L |
HONDA | 820399938 | Жидкость тормозная ULTRA BRAKE FLUID DOT-4 JP 0,5L |
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Полезная информация:
- Системы торможения дискового и барабанного типов – что выбрать?
- Очиститель тормозов: почему без него не обойтись
- Обзор неисправностей тормозной системы и способы устранения
Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Нужна помощь в подборе запчастей?
Нужна помощь в выборе запчасти? У вас есть вопросы о покупке? Наши сотрудники помогут вам.
Что такое торможение двигателем или тормоз Джейка?
A Jake Brake — торговая марка системы торможения двигателем с компрессией. По сути, это дополнительная тормозная система, помогающая быстрее остановить грузовик в дополнение к традиционным фрикционным тормозам на колесах. С системой сжатия воздуха двигатель будет работать на замедление полуприцепа.
Двигатели для 18-колесных грузовиков довольно сложны. Проще говоря, воздух поступает во впускной клапан и нагнетается в цилиндры двигателя. Этот воздух сжимается, а выделяемая энергия распределяется поршнями.
При включении Jake Brake воздух снова нагнетается в цилиндры. Однако на этот раз поршни не распределяют энергию для питания грузовика. Вместо этого он направляется на выпускные клапаны, чтобы остановить грузовик, замедляя вращение коленчатого вала.
Это похоже на механику в обычном бензиновом автомобиле. Когда вы отпускаете педаль газа, двигатель тормозит автомобиль в сочетании с тормозами. Поскольку дизельные двигатели не предназначены для этого, водителям грузовиков нужен способ безопасного замедления автомобиля с помощью фрикционных тормозов.
Запишитесь на бесплатную оценку вашего дела прямо сейчас по номеру
, позвонив по телефону (800) 559-5741 или связавшись с нами через Интернет по номеру
.
Свяжитесь с нами сегодня, чтобы чувствовать себя лучше завтра.
(800) 559-5741
Плюсы и минусы торможения двигателем
Полуприцепы тяжелые. Действительно, очень тяжелый. Если они едут вниз по склону и им нужно остановиться или сильно замедлиться, их традиционные тормоза могут не помочь. Слишком сильное давление может привести к перегреву фрикционных тормозов и, следовательно, к выходу их из строя. Jake Brakes снимает большую часть нагрузки с традиционных тормозов, уменьшая износ и в то же время повышая безопасность.
Однако не все любят Джейка Брейкса. На самом деле, если вы путешествуете по стране, вы можете увидеть много знаков с надписью «Торможение двигателя запрещено» или, что реже, «Торможения Джейка запрещены». Вы, скорее всего, увидите эти знаки в густонаселенных районах. Почему? Потому что торможение двигателем ГРОМКОЕ . Его можно сравнить со стрельбой из пушки или очень громким лаем двигателя.
Это может быть серьезной проблемой ночью, когда большинство людей спят. Таким образом, во многих городах и штатах прямо запрещено использование Jake Brakes. Хотя это может показаться отличным решением для жителей, пытающихся заснуть, запрет на использование торможения двигателем может вызвать серьезные проблемы.
Хорошей новостью является то, что все грузовики должны использовать системы торможения выхлопными газами. Это практически бесшумные системы, которые помогают замедлить грузовик почти так же эффективно, как Jake Brakes. Однако на крутых подъемах для безопасной остановки или замедления необходима система торможения двигателем.
Если грузовик не тормозит должным образом и вместе с вами попал в аварию, вы можете потребовать компенсацию. В Auger & Auger мы можем помочь вам получить деньги, которых вы заслуживаете. Позвоните нам по телефону (855) 969-5624 или свяжитесь с нами через Интернет, чтобы назначить бесплатную консультацию с одним из наших юристов по ДТП.
Кому нужен моторный тормоз?
Избранное, Видео
Тим Джайлз Комментариев нет на Кому нужен моторный тормоз?
52148
Ответ на вопрос, кому нужен моторный тормоз? это, конечно, все, в грузовике. Однако то, как развиваются технологии, вероятно, сделает знаменитого Джейка Брейка немного менее важным в схеме вещей, в разработке грузовиков будущего.
Последние разработки показали более широкое использование ретардеров трансмиссии в конструкции грузовиков, как показано в этом видео. Интардер от ZF начал появляться во многих европейских грузовиках. Марки грузовых автомобилей, такие как Scania, MAN, DAF и Isuzu, само собой разумеется, включают ретардеры в свои топовые тягачи.
Включение тормоза-замедлителя не исключает включения компрессионного моторного тормоза. У многих есть и то, и другое, и они используют методы смешивания тормозов: выхлопной тормоз, затем моторный тормоз, затем ретардер и, наконец, рабочий тормоз в качестве каскадного метода внедрения каждой технологии по мере того, как нога на педали тормоза становится более настойчивой.
У ретардера есть плюсы и минусы. Плюс в том, что ретардер будет тянуть грузовик вверх намного больше, чем компрессионный моторный тормоз. Его усилие замедления больше, и его можно использовать для удержания полностью загруженного грузовика с заданной скоростью на крутом спуске.
Минус в том, что у ретардера есть ограничение по температуре жидкости. Попытки статора замедлить поток жидкости в замедлителе отнимают много энергии от трансмиссии. Эта энергия должна куда-то деваться и нагревать среду, используемую в тормозе-замедлителе, что увеличивает нагрузку на охлаждающую способность грузовика.
По мере повышения температуры она может достигать критического уровня, при котором жидкость перестает так эффективно замедлять грузовик.