РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ
В этой статье мы рассмотрим способ регулировки зазоров клапанов и узнаем, как отрегулировать клапана двигателя самому.
зачем и КАК регулировать КЛАПАНа?
Как вы уже, наверное слышали, в каждом цилиндре есть выпускной и впускной клапан. Впускной клапан отвечает за впуск горючей смеси, а выпускной клапан за выпуск отработавших газов. За своевременное открытие и закрытие клапанов отвечает газораспределительный механизм (или клапанный механизм).
Регулировка клапанов очень важный процесс, ведь при неправильных зазорах эффективность работы двигателя снижается в разы, не говоря уже о том, что это влияет на ресурс двигателя.
Маленькие зазоры клапанов будут приводить к подгоранию седел клапанов.
Что будет, если будут большие зазоры клапанов?Большие зазоры клапанов будут приводить к неполному открытию клапанов, что будет сказываться на мощности двигателя. Увеличенные зазоры клапанов можно распознать по характерному металлическому стуку. Шумы в двигателе могут сигнализировать о неисправности ГРМ.
Клапана регулируются каждые 20-30 тыс. км. в соответствии с руководством по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.
Мы рассмотрим на примере тепловые зазоры для регулировки клапанов автомобилей ВАЗ. Как правило, для впускного и выпускного клапанов тепловые зазоры разные.
РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ
Регулировку клапанов проводят на холодном двигателе. Для проверки теплового зазора следует воспользоваться специальным инструментом – плоским щупом. Отрегулировать тепловой зазор можно поворачивая регулировочные винты коромысел клапанов (или головкой регулировочного болта на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110).
Последовательность регулировки зазоров клапанов двигателя
Прежде чем начать регулировку, установите поршень цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку) в такт сжатия. При этом положении оба клапана регулируемого цилиндра должны быть закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.
После этого потихоньку отпускайте контргайку на регулировочном винте или болте. С помощью плоского щупа и регулировочного винта регулируйте необходимый зазор, после чего затяните контргайку.
«Следите за тем, чтобы во время затяжки контргайки не изменить установленный зазор».
После затяжки контргайки необходимо снова проверить тепловой зазор. Для проверки зазора используйте щуп. Щуп должен проходить в него с небольшим усилием, если такого ощущения не возникает, а он проходит очень легко или очень тяжело, надо отрегулировать зазор заново.
Чтобы отрегулировать тепловой зазор в остальных клапанах, необходимо провернуть коленчатый вал на пол оборота. Во время регулировки следует учитывать порядок работы цилиндров двигателя (1-3-4-2). Коленчатый вал проворачивайте за болт крепления шкива привода генератора.
РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ НА ДВИГАТЕЛЯХ ВАЗ СВОИМИ РУКАМИ
Проверка зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала:
- Проворачиваете коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, покаметка на звездочке распределительного вала не совпадет с меткой на корпусе подшипников. В этом положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (то есть 8 и 6 кулачки).
- С помощью гаечного ключа зажмите регулировочный болт рычага, и в это время с помощью другого ключа ослабьте контргайку. Установите требуемый зазор регулировочным болтом, затяните контргайку. Щуп должен входить в зазор с легким сопротивлением.
На двигателях автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110 тепловые зазоры регулируются регулировочными шайбами. - После регулировки зазоров в клапанном механизме, запустите двигатель и внимательно послушайте его на различных режимах работы.
При регулировке клапанов следует учесть, что клапана должны быть правильно притерты (что такое притирка клапанов), а зазоры не должны превышать допустимые.
Если некоторые детали вам непонятны или вы не до конца понимаете работу газораспределительного механизма, вам следует прочитать статью про устройство газораспределительного механизма.
Регулировка клапанов двигателя автомобиля — советы бывалых.
У этого поста — 2 комментария.
Содержание:
- Чем грозит плохая регулировка клапанов.
- Как часто проверять зазоры?
- Как сделать правильную регулировку клапанов?
Для чего нужна автомобилю регулировка клапанов двигателя и что они собой представляют. У автомобиля имеется два или более клапана на цилиндр. Один предназначен для запуска горючей смеси, другой – для выпуска отработавших газов. Механизм, приводящий в действие клапаны и устанавливающий порядок их работы, называется газораспределительным или, как его еще называют, клапанным.
Чем грозит плохая регулировка клапанов?
Плохая регулировка клапанов становится причиной снижения эффективности работы двигателя и приводит к преждевременному износу его деталей. Если зазоры слишком малы, будут подгорать клапаны и их седла. Снижение мощности двигателя, металлический стук, выстрелы в глушителе и чихание в карбюраторе происходит при чрезмерно больших зазорах.
Периодичность проверки зазоров клапанов?
После каждых 20-30 тыс. км. пробега автомобиля должна проводиться проверка и если это необходимо, регулировка клапанов. Данные о размерах тепловых зазоров можно найти в руководствах по ремонту и обслуживанию авто. Следует обратить внимание на то, что зазоры для впускного и выпускного клапана, а в некоторых случаях и для разных цилиндров, отличаются.
Как провести регулировку?
Во время проверки и регулировки зазоров двигатель должен находиться в охлажденном состоянии. Зазор проверяют при помощи плоского щупа нужной толщины, регулировку производят путем поворота регулировочных винтов коромысел, на некоторых ВАЗовских автомобилях – головкой регулировочного болта.
Перед началом регулировки клапанов необходимо установить поршень цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия, при которой клапаны цилиндра находятся в закрытом состоянии, а коромысла клапанов свободно качаются в пределах зазора. Затем на регулировочном винте или болте отпускается контргайка. Плоским щупом или регулировочным винтом (болтом) настраивается зазор и затягивается контргайка.
Нужно быть предельно аккуратным, и после затяжки необходимо еще раз проверить зазор, так как он может измениться. Оптимальным считается зазор, в который щуп проходит с некоторым усилием. Повторная регулировка зазора потребуется, если щуп проходит с большим трудом или слишком свободно.
Затем проводится регулировка клапанов других цилиндров. При этом соблюдается порядок работы цилиндров двигателя автомобиля. Коленвал поворачивается только по часовой стрелке за пусковую рукоятку или за болт крепления шкива привода генератора. Можно использовать для этого вывешенное ведущее колесо, но при этом необходимо соблюдать осторожность.
По окончании регулировки зазоров в клапанном механизме, двигатель запускается и прослушивается его работа в разных режимах. Если регулировка клапанов проходила после ремонта головки, необходимо, чтобы клапаны были правильно притерты. Кроме того, не допускается, чтобы клапаны были разбиты на концах, а зазоры втулок превышали норму.
Другие похожие статьи:
Дайте ему хлестать! Понимание зазора клапана
Здесь я помогу вам понять необходимость поддержания зазора клапана на всех сельскохозяйственных двигателях. Необходимые шаги и зазор будут специфичными для каждого двигателя.
Я заранее разберусь с распространенными возражениями против регулировки клапанов: я знаю, что добраться до места обслуживания — это тяжелое испытание. После прочтения этого, я надеюсь, вы поймете, что это стоит усилий, ваш двигатель будет!
Шлюз
Вопреки распространенному мнению, отверстие цилиндра не заполняется до отказа топливно-воздушной смесью на атмосферном (NA) двигателе. Степень заполнения цилиндра измеряется в процентах и называется объемным КПД (VE).
Большинство двигателей Северной Америки имеют только 80% VE, и это происходит при максимальном крутящем моменте. Таким образом, если это двигатель объемом 300 кубических дюймов, заполнение цилиндра при максимальном крутящем моменте эквивалентно 240 кубическим дюймам.
VE уменьшается с пикового крутящего момента до максимальной мощности. Крутящий момент — это заполнение цилиндра, а мощность — это число оборотов в минуту (частота вращения коленчатого вала).
Турбокомпрессор предназначен для увеличения КПД до 100 % и более. В зависимости от мощности наддува и воздушного потока, VE может выйти далеко за рамки этого. Как правило, на каждые 15 фунтов на квадратный дюйм давления наддува двигатель действует так, как будто он увеличивается в два раза.
Впускной клапан является воротами в отверстие цилиндра. Если зазор клапана чрезмерный, подъем клапана теряется, и, в свою очередь, расход во впускном отверстии падает вместе с мощностью и крутящим моментом.
Что касается выпускного клапана, то уменьшенный подъем ограничивает опорожнение цилиндра во время такта выпуска и снижает мощность и долговечность из-за чрезмерного нагрева.
Кроме того, неправильный клапанный зазор влияет на фазы газораспределения и надежность двигателя.
Если зазор клапана слишком мал, то клапан откроется раньше и закроется позже, чем предполагалось. Если он слишком свободный, клапан откроется позже и закроется раньше.
Слишком тугая установка зазора клапана может привести к тому, что клапан не полностью закроется на седле. Это позволит стравить давление в цилиндре вместе с высокотемпературными дымовыми газами. Тогда температура головки клапана и седла клапана может стать настолько высокой, что может произойти быстрое прогорание.
Это может привести к пламенной резке головки блока цилиндров за пределами седла и поверхности клапана. Обычно это усугубляется обугливанием масляной пленки на штоке клапана, из-за чего клапан застревает в направляющей.
Если зазор клапанов чрезмерный из-за отсутствия регулировки, двигатель работает шумно и страдает VE. Кроме того, происходит чрезмерный износ из-за ударов клапана о седло.
Не только регулировка
Регулировка клапанов также дает возможность проанализировать ситуацию и выявить потенциальные проблемы. Состояние ресниц также говорит о многом. Клапан, который перед регулировкой оказывается слишком тугим, обычно указывает на рецессию седла клапана или на протягивание клапана через головку блока цилиндров. В любом случае это серьезная проблема, если ее не решить.
Напротив, при чрезмерном зазоре может быть виден грибовидный шток клапана или изношенные детали, такие как коромысло или механизм регулировки.
Вы найдете различия на каждом цилиндре, но они должны быть минимальными; зазор не слишком тугой или свободный по сравнению с другими.
- URL исходного содержания:
Understanding valve lash.
Журнал главного инженера
В двигателе клапаны регулируют впуск воздуха и поток выхлопных газов. Со временем и длительной работой двигателя зазоры клапанов изменяются из-за вибраций, выхода из строя пружин и крепежных гаек и болтов или из-за износа клапанов и седел. Износ клапанного механизма приводит к увеличению зазоров, в результате чего снижается мощность и экономичность дизельного двигателя, усиливаются удары и износ между деталями и увеличивается шум. Поэтому зазор клапанов следует регулярно проверять и регулировать в течение всего срока службы двигателя, а у каждой модели двигателя есть свои особые требования. Клапанный зазор двигателя обычно указывается производителем.
Зазоры толкателей необходимы, так как они допускают тепловое расширение длины штока клапана при рабочей температуре и обеспечивают закрытие и уплотнение клапана относительно седла при нормальной работе двигателя. Зазоры обычно следует устанавливать, когда двигатель холодный, а толкатели распредвала находятся вне пика распредвала (это можно проверить, перемещая толкатели вручную или визуально проверяя распределительный вал, что я настоятельно рекомендую).
Прежде чем приступить к проверке и регулировке зазора толкателя, вы должны убедиться, что ознакомились с руководством по эксплуатации производителя, где вы можете найти конкретную процедуру двигателя и данные, касающиеся допустимых пределов зазора и способа измерения.
Как правило, перед началом работы и после ознакомления с руководством и принятия всех мер безопасности (например, перекрыть пусковой воздух, слить воздух из пускового трубопровода, остановить предварительную смазку двигателя, включить поворотный механизм, если он установлен, пометить генератор как «выполняется работа»). ” и т. д.) вы должны убедиться в следующем:
- двигатель находится в холодном состоянии – работы должны быть выполнены не ранее, чем через 30 минут после остановки двигателя, так как температура клапанов должна быть примерно такой же, как температура головки блока цилиндров.
Если зазор измерять при горячем двигателе, возможны «ложные» показания и регулировка из-за различных свойств материалов и температур.
- открыть контрольные краны двигателя – это необходимо сделать для того, чтобы двигатель мог легко проворачиваться по мере необходимости.
- блок цилиндров, зазор которого необходимо проверить, должен находиться в ВМТ – это необходимо сделать, чтобы убедиться, что все клапаны находятся в закрытом положении и можно проверить, проверив маркировку на маховике, положение распределительного вала для этого блока и/или проверка свободного хода толкателей (если толкатели затянуты, это означает, что двигатель находится в рабочем такте, и его следует избегать).
- проверьте фактический зазор с помощью щупа – это необходимо сделать, чтобы определить, нужно ли увеличивать или уменьшать зазор.
После того, как все вышеперечисленное будет выполнено, будет иметь место фактическая регулировка, которая объясняется в видео ниже от MAN Diesel: как двигатель ведет себя из-за нештатных ситуаций, таких как:
- Если зазор впускного клапана слишком мал, это может привести к обратным выбросам во впускной коллектор.
- Если зазор впускного клапана слишком велик, свежего воздуха будет поступать меньше, и нормальное сгорание не произойдет. Это приведет к высокой температуре выхлопных газов, большому количеству нагара на выпускном коллекторе из-за неполного сгорания и плохой работе двигателя.
- Если зазор выпускного клапана слишком тугой, клапан будет закрываться с опозданием, что повлияет на компрессию в цилиндре и могут возникнуть пропуски зажигания, поэтому этот конкретный цилиндр будет генерировать меньше мощности или вообще не будет генерировать ее.
- При слишком большом зазоре выпускного клапана выхлопные газы не будут полностью удалены из цилиндра, и новая топливовоздушная смесь будет загрязнена остаточными выхлопными газами. Это приведет к плохому сгоранию и, следовательно, к плохой работе цилиндра и двигателя.
Проверяя и регулируя зазоры этих клапанов, инженеры, ответственные за эти механизмы, могут быть уверены, что синхронизация клапанов соответствует рекомендациям производителя.