Как называется счетчик пробега автомобиля – Как называется счетчик километража в автомобиле, пройденного расстояния

Содержание

Как называется счетчик километража в автомобиле, пройденного расстояния

В любом автомобиле есть устройство, измеряющее его скорость — спидометр. Но вместе с ним, в панель встроен и другой прибор, главное назначение которого — измерять пройденное автомобилем расстояние. Как называется счетчик километража в машине? Как называется прибор, считающий пройдённое расстояние автомобилем? Почему все его норовят «скрутить»? Как он работает, основные функции.

Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» — измерение.

В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.

Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных — специальный датчик.

Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.

Функции прибора одометра

  • Измерение общего пробега автомобиля;
  • Определение километража пройденного отрезка пути.

Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.

Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.

Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.

Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.

Для чего отматывают показания одометра, как это делают

Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.

Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.

«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).

Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.

Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин — скромно называют — «коррекция пробега». Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.

Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.

kak-nazyvaetsya.ru

разница этих приборов в машине

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.


 

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших при выборе и приобретении подержанного авто, поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и грамотная диагностика электронных систем автомобиля вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

Не все водители знают про гидроудар двигателя что это такое и почему он происходит.

Прочитайте о том, какая разница между тосолом и антифризом.

Система доступа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistema-dostupa/v-avtomobil-bez-klyucha.html в машину без ключа.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Полис е-ОСАГО купить онлайн за 7 минут

Добавить свою рекламу

Как проверить Б/У авто перед покупкой

Добавить свою рекламу

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

что это такое и как он работает

Приборную панель современного автомобиля, конечно нельзя сравнить с приборной панелью самолета, тем не менее, она  может поставить в тупик не опытного водителя. Спидометр, тахометр, одометр и другие приборы и индикаторы, безусловно, нужные и важные,  все же требуют разъяснения своих функций и своего предназначения. В этой статье мы поговорим о том, что такое одометр автомобиля, какими они бывают, а так же  скажем пару слов о том, как и зачем искажают показания этих приборов.

Что измеряет одометр

Электронный одометр на приборной панели. Внизу общий пробег, вверху суточный пробег, справа кнопка для сброса суточного пробега.

Если спидометр измеряет скорость, с которой движется в данный момент автомобиль, то одометр  показывает количество километров, которое проехала машина. В переводе с греческого, одо – дорога, а метр, соответственно измерять. Вот в итоге мы и получаем, такой себе «дорогомер».

Одометр считает пройденные километры на основании подсчета количества вращений колеса. Обычно у этого прибора есть два вида показаний. Общий пробег автомобиля,  здесь считается каждый километр пройденный авто с момента схода ее его с конвейера, а так же, так называемый,  суточный  пробег.  Суточным он называется весьма условно. По сути же вы нажимаете кнопку, обнуляете показания этой шкалы, после чего можете посмотреть километраж какого-либо отрезка пути, который вы проехали за какое-либо время.  Ну а суточным этот показатель называют обычно таксисты,  вот от них и пошло это название.

Как работает одометр на автомобиле

Как выглядит механический одометр на приборной панели

Существует всего три вида одометров:

  • механический;
  • электронно-механический;
  • электронный;

Механические одометры более чем просты. Есть трос, который соединяется с выходным валом коробки передач, есть механический счетчик с несколькими, как правило, пятью барабанами, на которые  через специальный механизм передается вращение троса. На барабанах нанесены цифры, из которых и складываются показания одометра.

В электронно-механических одометрах, вращение троса фиксируется при помощи электронного счетчика. Ну а в сугубо электронных одометрах трос вообще отсутствует. Вместо этого для подсчета расстояния используют показания датчиков Холла или других электронных компонентов. При этом в случае электронного одометра показания фиксируются бортовым компьютером машины. Такие системы считаются наиболее точными и надежными, но даже в них допускается погрешность измерения в целых пять процентов.

Как выглядит электронный одометр на приборной панели

Причины искажения показаний одометра могут быть разными. Например, это пробуксовка колес, когда они вращаются, но машина стоит на месте. И хотя такие моменты составляют мизерную часть от общей работы авто,  при больших значениях пробега, они могут вносить свою лепту в искажения показаний одометра.

Еще одна причина неточностей в показаниях таких приборов, это шины с радиусом отличным от того, на который рассчитан одометр.

Ну и  важнейшей, пожалуй, причиной искажений показателей пробега машины, могут являться намеренные коррекции показаний одометра, о них мы и поговорим.

Видео о проверке показаний одометра

Зачем и как отматывают одометры

Причинами для сознательных коррекций показаний одометра могут стать:

  • желание  уменьшить реальный пробег автомобиля;
  • попытки скрыть не целевое использование машины;
  • устранение некоторых сложностей с документальным оформлением  служебного автопарка;

Как мы можем увидеть,  причины в основном не очень правильные и порядочные. Если уменьшить цифру реального пробега, автомобиль можно продать его дороже. Если отмотать одометр до определенных  показателей, можно скрыть тот факт, что машина ездила и порой ездила много, когда она должна спокойно стоять в гараже.

Тем не менее, сегодня официально выпускается оборудование, которое позволяет корректировать показатели даже для электронных одометров, что без специальных навыков и знаний, задача очень непростая. Более того, в ряде стран Европы за подобные манипуляции полагается тюремный срок и достаточно значительный как для  таких проделок.

Проще всего, с технической точки зрения отмотать механический одометр. Трос снимается с вала, цепляется к дрели или иному подобному электроинструменту, после чего какое-то время вращается в нужную сторону. Но, далеко не все даже механические одометры позволяют так просто отматывать себя. Тогда приходится снимать сам счетчик и производить более сложные манипуляции уже с ним.

Что касается электронных одометров, коих сегодня большинство, то они отматываются при помощи специальных устройств и программных средств, которые вносят  измененные данные в память бортового компьютера автомобиля. В ряде случаев приходится перепрограммировать один или несколько бортовых контроллеров, ведь показания магнитных датчиков скорости вращения колеса, передаются не только на одометр.

Нужно отметить, что измененные показания одометра не только вводят в заблуждение либо потенциального покупателя, либо человека, осуществляющего контроль использования машины, они могут являться препятствием для своевременного прохождения машиной, технического обслуживания или даже правильной диагностики тех или иных неполадок. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, такие коррекции, это по сути,  мошенничество.

Похожие статьи

avtonov.com

Как называется счетчик пробега автомобиля

«Где в машине одометр стоит?» — вопрос, который может стать своеобразным тестом для автолюбителей. Не исключено, что «почесать репу» кое-кому в данной ситуации придется! А между тем, именно одометр — как дотошный биограф – скрупулезно записывает историю каждого конкретного автомобиля, буквально снимая ее с колес! Чтобы по достоинству оценить практическую значимость одометра, стоит досконально изучить назначение и принцип работы этого уникального устройства.

Как устройство работает

Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр — как некоторые привыкли думать! — ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.

Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.

Конструктивно работу одометра обеспечивают:

  • магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
  • связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
  • 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.

ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!

Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:

  • Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
  • Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.

Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов — нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.

Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.

Какие бывают конструкции

Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.

  1. Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума — прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
  2. Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
  3. Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.

Одометр и спидометр: в чем отличие?

Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого — либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?

  • Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения — км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
  • Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.

Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))

Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля

Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.

ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.

Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.

Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит — ниже продажная цена.

Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.

Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.

Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.

Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.

Если прибор не работает

Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:

  • объективно оценить пробег при длительных поездках;
  • принять в пути своевременное решение о дозаправке;
  • правильно определить сроки очередного ТО;
  • избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.

Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!

Причины поломки и ремонт

Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.

  1. Механический одометр может перестать работать вследствие:
  • естественного износа;
  • автомобильной аварии;
  • вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
  1. Электронно — механический одометр может «сломаться» вследствие:
  • нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
  • отказа микросхемы на приборной панели.
  1. Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.

Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.

Заключение

Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:

  1. Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
  2. Одометр — важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.

Начинающие автомобилисты могут в первое время ошибаются с названиями узлов и деталей. Особые трудности возникают с таким прибором, как одометр, что это такое в машине, известно не всем. Некоторые водителя иногда путают его со спидометром, хотя предназначение у них разное.

Каким образом все работает

Чтобы понять, что такое одометр в автомобиле, необходимо отыскать его на приборной панели. Чаще всего он располагается под стрелочным указателем скорости и представляет собой цифровой счетчик.

Основной задачей одометра является измерение пробега автомобиля.

Применение сложных кинематических схем, связанных с ведущей парой колес, позволяет рассчитывать пройденное расстояние транспортным средством. Итоговый результат отражается на приборной доске перед водителем.

Что измеряет одометр

В большинстве автомобилей предусмотрен не один, а два и более счетчика, помогающих рассчитывать километраж. Один из них обязательно фиксирует общий пробег машины с момента ее выхода с конвейера. При этом данный узел защищен от сматывания и сброса.

Второй элемент применяется для автономных замеров непосредственно водителем. Такой циферблат можно обнулять самостоятельно перед выездом в какой-либо пункт. По прибытии он отобразит длину пройденного расстояния. Пока работает второй, первый не прекращает отсчитывать свои значения.

Текущие показания одометра замеряются в большинстве моделей авто с точностью до 100 метров.

Для полноценной работы прибора используются следующие элементы:

  • магнитный счетчик, помогающий контролировать обороты колеса;
  • для фиксации оборотов используется магнитный контроллер;
  • пара индикаторов, выводящих пройденный километраж.

Получаемая водителем информация от счетчика обладает практическим функционалом, способствующим правильной эксплуатации транспортного средства. На ее основании удается контролировать срок регулярного техобслуживания всех систем и узлов автомобиля. Это позволяет избежать опасной эксплуатации и не допускает высокую степень износа расходных элементов.

На основании суточных значений пробега водитель самостоятельно имеет возможность контролировать проезжаемое расстояние в день. Также удается благодаря значку ODO на спидометре контролировать расход топлива на 100 км. Для сбрасываемых замеров применяются иконки с обозначением TRIP A и TRIP B.

Работа прибора, определяющего длину пробега автомобиля, основана на простой закономерности: для перемещения машина на один километр пути требуется фиксированное количество оборотов колеса. Скорость его вращения не оказывает влияние на результат. Для вычисления пути достаточно знать, число полных оборотов.

Используемые в автомобилях конструкции

В большинстве машин водители смогут обнаружить один из трех популярных типов конструкции одометра:

  • механический;
  • электронно-механический;
  • электронный.

Первый вариант предполагает применение исключительно механической методики вращения на каждой из ступени фиксации пробега. Недостаток такой относительно надежной системы заключается в том, что применяется механический счетчик. В нем задействовано 5 барабанов, на которых по кругу нанесено 10 цифр.

По достижении максимального значения результат обнуляется. Показания прибора, основанного исключительно на механике, имеют погрешность, которая может достигать в отдельных случаях 10%.

Бо́льшая точность свойственна гибридным моделям, где кроме механики используется электричество. Момент вращения передается посредством тросика, который соединяет счетчик с одним из валов коробки передач.

Обработка информации и ее фиксация осуществляется электронным способом. Подобный вариант позволяет существенно снизить погрешность, выводя значения с отклонением не выше 5%.

Наиболее точными агрегатами являются современные электронные модели, работающие как микроконтроллеры. Считывание и обработка осуществляются с применением цифровых форматов. Даже для корректировки подобных устройств необходимо спецоборудование. Одометры данного типа включены в систему бортового компьютера.

Одометр и спидометр: разница

Из-за близкого расположения приборов на панели перед водителем некоторые начинающие автомобилисты путают спидометр со счетчиком километража. Необходимо знать, чем отличается спидометр от одометра, ведь они являются независимыми друг от друга. Принципиальное отличие между ними очевидно.

Спидометр используется для фиксации скорости автотранспорта. Результат измерения выдается водителю в большинстве автомобилей в км/ч, реже для отдельных стран в миль/час. В авто с передним приводом показания снимаются на переднем левом колесе.

Для заднеприводных машин замеры ведутся через вращающийся вторичный вал КПП. В итоге результат окажется зависим от различных факторов:

  • габариты шин;
  • давление в шинах;
  • передаточное число редуктора заднего моста;
  • погрешность прибора.

При помощи одометра осуществляется фиксация пройденного транспортным средством пути в км или милях (для отдельных стран, например, США) за счет подсчета при вращении колеса. Момент передачи снимается с одного из валов в КПП. Показания преобразуются в числовые значения и выводятся на панель приборов.

Важная роль прибора в определении пробега

Возникающая погрешность при замерах зачастую появляется по объективным причинам, ведь со временем детали и узлы изнашиваются, а машины могут эксплуатироваться в жестких условиях. Принято считать, что нормальной является погрешность, которая не превышает 5–10%. Хотя для механических измерительных приборов с большим сроком эксплуатации цифра поднимается еще на 3–5% от номинала.

Водитель сможет самостоятельно оказывать влияние на понижение погрешности, если будет следить за эксплуатационными характеристиками авто. Автовладельцы стремятся различными легальными способами занизить показания счетчика, особенно в предпродажный период. Это связано с тем, что у машин, обладающих многотысячным пробегом, существенная степень износа большинства узлов, деталей и систем. Это отрицательно сказывается на ценнике для продавца.

Недобросовестные собственники машин могут пойти на нелегальную «скрутку» километража. Для такого мероприятия используется специальное программное обеспечение, кабели и диагностические разъемы.

Проще работать с механическими аппаратами. Достаточно аккуратно вскрыть пломбу, а дальше жулики соединяют валы с электродрелью для скрутки. В отличие от электронных образцов механика более уязвима.

Стоит учесть, что в легковушках с магнитными датчиками мошенники могут скрутить основной одометр, но показания его обычно дублируются в нескольких местах. Это позволяет восстановить реальные значения пробега.

Вышедший из строя прибор замера километража необходимо восстановить как можно скорей. В противном случае водитель не сможет ориентироваться в текущих значениях пробега. Также не удастся своевременно определить необходимость проведения техобслуживания для конкретной машины. Во время продажи легковушки покупатели не выкажут доверия машине со сломанным одометром.

Поломка механического измерителя может быть спровоцирована несколькими причинами:

  • естественный износ деталей и механизмов;
  • ДТП, в результате которого повреждена система учета;
  • внешнее нелегальное вмешательство, которое обычно проводится для скрутки показаний.

Электронно-механический аппарат рискует выйти из строя из-за отказа микросхем на приборной доске или по причине потери контактов с модулем, расположенным на колесе. Электронные аппараты в большей степени страдают от возможных скруток. Ремонт может оказаться довольно дорогостоящим, поэтому не рекомендуется вмешиваться в работу данной системы.

Так вот одометр и есть тот прибор, который показывает пройденный автомобилем путь. По сути дела, это счётчик (он считает сколько машина прошла), в переводе с греческого означающий «мерить дорогу». Причём он подсчитывает не только общий пробег с начала эксплуатации, который не подлежит сбросу, но и имеет обнуляемое табло (так называемый «суточник»), благодаря которому можно определить расход топлива и текущее расстояние между пунктами.

Принцип работы одометра был разработан почти 2 000 лет назад греческим математиком Героном Александрийским и с тех пор не менялся. Заключается он подсчёте количества оборотов, проделываемых колесами транспортного средства за время движения, и переводе их в метрическую систему – километры или мили. Это несложно сделать, когда знаешь, сколько окружностей колеса составляет взятая единица измерения.

На заре развития автомобилестроения на машинах ставились только механические одометры. С развитием электроники, начиная с середины прошлого века, появились электронно-механические приборы. На современных авто устанавливаются, в основном, электронные одометры и выносятся они на приборную доску, как правило, в виде отдельного табло.

Самые простые в изготовлении и надежные в эксплуатации механические приборы. В них подсчет километража осуществлялся передачей вращений шестеренки, установленной на вторичном валу коробки переключения передач (скорость его оборотов соответствует скорости вращения колес), через специальный тросик к валику с набором цифр, в блоке для спидометра. Существенным недостатком такого одометра было то, что циферки в какой-то момент заканчивались, и он обнулялся. Определить общий пробег машины, если, конечно, не записывать количество «обнулений», было невозможно. Да и при желании скрутить его показания недобросовестному владельцу тоже не составляло труда. «Грешили» эти приборы и неточностью показаний, которые напрямую зависели от диаметра используемых колес – он должен был быть строго расчетным.

Именно для того, чтобы наладить учёт общего пробега транспортного средства и усложнить возможность «скручивания» показаний и были разработаны полуэлектронные одометры. В них механические вращения всё того же тросика преобразовываются индукционным блоком в электромагнитные сигналы, затем считываемые электронным табло и бортовым компьютером, в котором и хранятся все данные. В таких приборах изменить показания уже сложнее, потому что нужно переписывать записи носителя информации, но умельцы для таких неправедных дел, к сожалению, уже имеются. Более того, в интернете создано много сайтов, таких как «одометр.рф», предлагающих такие услуги, рекламируя такую операцию, как очень простую. Хотя это и не так, потому как, чтобы добраться до записей о пробеге на всех электронных блоках, понадобится, кроме умения, ещё и значительное количество времени.

Более совершенствованные одометры – электронные. В них механические части заменены на датчики Холла, которые преобразуют вращения вторичного вала в электромагнитные импульсы, считываемые затем электронными приборами. Показания их наиболее правильные, разносятся и хранятся они по разным электронным блокам автомобиля, поэтому добраться до них, чтобы поменять записи, ещё сложнее.

Основное отличие одометра от спидометра заключается в том, что, несмотря на получение данных от одного датчика и интегрированность в одном приборе, замеряют они разные величины: первый, по количеству оборотов вращения вторичного вала КПП, вычисляет пройденный машиной путь, второй — на основании интенсивности этого вращательного движения – её скорость. Отличаются они и ценностью своих показаний. В одометре они наиболее значимые. Ведь именно по километражу пробега определяют удельный расход топлива, техническое состояние, степень износа узлов и агрегатов, оставшийся ресурс двигателя и в конечном итоге стоимость подержанного авто. Потому-то так велико желание недобросовестных продавцов скрутить его показания. Способов усомниться в их достоверности тоже найдено много.

Автолюбителя при покупке подержанного автомобиля должен насторожить маленький пробег при его солидном возрасте, при этом в расчёт нужно брать среднегодовой пробег в районе 15 000 км (в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург и того больше – до 25 000). Много и внешних признаков, не подтверждающих маленький пробег, таких как:

automotogid.ru

Что такое спидометр и одометр? Разница между приборами

«Да не нужно мне ничего объяснять, у меня на спидометре 100 тысяч км пробега», — зачастую можно услышать такую фразу среди спорящих об автомобилях. А ведь формулировка мысли совершенно неверная. Если проанализировать спидометр и одометр, разница приборов очевидна. Именно одометр показывает пробег машины, спидометр же определяет скорость движения.

Глубоко в историю

Самый древний одометр упоминается еще в первом веке. Греческий математик Герон стал родителем этого изобретения. Прибор был в виде обычной тележки, колеса в которой подобраны со специальным диаметром. Колеса поворачивались ровно 400 раз за 1598 метров (миллиатрий). Зубчатая передача приводила простейший механизм в движение. Индикатором пробега служили мелкие камни, которые выпадали в лоток. Для подсчета пройденного расстояния нужно было сосчитать количество выпавших камней. С той поры люди шагнули далеко вперед в своих изобретениях, но сама задумка являлась идеальной.

Спидометр и одометр, разница между которыми не только в показаниях, имеют и разные даты изобретения. Спидометр изобрели чуть более сотни лет назад. Впервые такой прибор был установлен на автомобиль Oldsmobile в 1901 году. В течение десяти лет спидометр устанавливали только как дополнительную опцию и считали его диковинкой. Уже позже на заводах стали устанавливать его как обязательный прибор. В 1916 году спидометр претерпел усовершенствования, которые внес Никола Тесла. До наших дней он дошел почти в таком же состоянии, не считая некоторых современных добавлений.

Что такое одометр? Устройство и назначение

Итак, каждый автомобилист должен знать, для чего нужны спидометр и одометр. Разница между этими приборами, конечно же, существует. Рассмотрим сначала одометр. Какую роль он играет на панели инструментов? Одометр – это механизм, который предназначен для того, чтобы замерять количество оборотов колеса во время движения транспортного средства. Другими словами, это узел, который дает нам возможность узнать путь, пройденный автомобилем в километрах. Показания одометра можно считать со специального устройства на панели машины. Одометр показывает как суточный, так и общий пробег. Две эти шкалы зачастую располагаются на самом спидометре.

Конструкция одометра несложная, включает в себя следующие компоненты:

  • Сам счетчик, показывающий количество оборотов колеса вашего транспортного средства.
  • Контроллер, который фиксирует обороты и непосредственно связан с самим счетчиком.
  • Индикатор, выведенный на спидометр. Демонстрирует пройденный автомобилем путь в километрах.

Принцип действия одометра

Многие новички-автолюбители часто слышат термины «спидометр» и «одометр». Разница между этими приборами известна не всем. Что такое одометр, мы разобрались, а теперь о принципе действия прибора, как он функционирует. Одометр – это электронное или механическое устройство, которое позволяет в точности определить то количество оборотов, которое совершено колесом. Такие данные дают возможность водителю точно определить, сколько километров прошел его автомобиль за весь срок эксплуатации и не только. Можно также узнать, сколько машина проехала за тот или иной временной промежуток. Данные выводятся в числовом значении на индикаторе одометра в километрах.

В этом и есть суть работы одометра – колесо транспортного средства за каждый километр пройденного пути совершает строго определенное количество километров. Показатель этот всегда одинаков. Зная, сколько оборотов совершено колесом, счетчик высчитывает путь в километрах.

Если у водителя есть необходимость определить пройденное расстояние от пункта А в пункт В, то он всегда может обнулить счетчик. Благодаря такому действию также легко подметить расход топлива за определенный путь. Естественно, что при нерабочем одометре такую операцию проделать просто невозможно.

Типы одометров

Рассматривая одометр и спидометр (разница между ними есть и в строении), определимся с типами одометров. Существует три основных вида:

  • Механический. Самый старый тип, прародитель его был изобретен еще древним Героном. Если нужно смотать такой одометр, сделать это можно любой крутилкой. С помощью цифрового счетчика происходит учет вращения колеса механической составляющей. Под воздействием механических сил счетчик считывает обороты и конвертирует их в километраж. Минус таких счетчиков заключается в том, что при достижении определенной цифры происходит автоматическое обнуление показаний.
  • Электронно-механический прибор. Более усовершенствованная модель одометра. Чтобы провести коррекцию такого счетчика, требуется уже применение CAN-крутилок. В данном случае обороты колеса считываются счетчиком при помощи механической связи, впоследствии информация конвертируется в сигналы. Данные в цифровом виде выводятся на приборную панель.
  • Цифровые одометры. Действуют на основе микроконтроллера. Самый современный прибор. Все необходимые показатели в данном случае считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Цифровой одометр – часть бортового компьютера транспортного средства.

Погрешность одометра

Всем известно, что любые современные приборы в своей работе имеют какие-либо неточности. Существуют некоторые стандарты, допускающие погрешности. У механических девайсов, к примеру, допускается этот показатель в 5%. Если транспортное средство эксплуатируется в каких-либо жестких условиях, то цифра эта может увеличиваться до 15%. В таких случаях идет скидка на износ различных деталей, узлов транспортного средства (например, пробуксовку). Формально в этом случае происходит вращение колес (якобы происходит движение), но ведь путь в километрах не увеличивается.

Определенную погрешность в работе может показывать и одометр, и спидометр (разница между этими приборами теперь понятна). Также на показания прибора влияют различные зазоры, ослабление троса, плохое сцепление, слабые пружины. Электромеханические девайсы считывают сигналы, которые указывает контроллер скорости за определенный промежуток времени. В этих случаях погрешность более низкая, точность выше. Автомобили с электромеханическими приборами, даже очень старые, редко выдают погрешность более 5%. Цифровые приборы самые точные, здесь не задействованы механические связи. Если такие девайсы имеют погрешность, то это напрямую связано с износом колес.

Что такое спидометр

Спидометр – прибор, который измеряет мгновенную скорость движения транспортного средства. Показания счетчика выводятся в км/ч (километры в час) или — в Америке – милях в час. Спидометры бывают двух типов: механические (аналоговые), цифровые. Как действует и что показывает спидометр? У заднеприводного автомобиля спидометр ведет контроль вращения вторичного вала у коробки передач, в этом случае скорость рассчитывается по нему. Соответственно, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также от собственной погрешности прибора. У переднеприводных автомобилей скорость измеряется при помощи привода левого колеса. К погрешности спидометра добавляется закругление дороги. Мы рассмотрели выше одометр и спидометр (разница, для чего служат, принципы действия). Узнаем теперь причины погрешностей спидометра.

Почему врет спидометр

Если рассматривать спидометр автомобиля, догадаться нетрудно, почему же он врет. Почему показывает скорость превышенную? Во-первых, водитель имеет меньше шансов нарушить скоростной режим, получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр указывал меньшую скорость от реальной, то, скорее всего, водители бы не переставали судиться с автопроизводителями, доказывая свою невиновность в превышении скорости. Обязательно ли спидометр должен врать? Дело в том, что этому прибору сложнее всех указывать суперточные показания, ведь скорость зависит от вращения колеса, от его диаметра, а это весьма нестабильный параметр.

Погрешность спидометра при скорости в 60 км/ч очень минимальна, ее практически нет. При скорости в 110 км/ч погрешность может составлять 5-10 км/ч. Если автомобиль развивает скорость до 200 км/ч, то среднее значение погрешности может составлять до 10%. Мы ответили на ваш вопрос «что такое одометр и спидометр». Разница теперь понятна. Подведем итоги. Все вышеперечисленное дает возможность сделать следующие выводы.

Одометр и спидометр: разница приборов

Как уже говорилось, не все автолюбители понимают разницу между двумя разными приборами — одометром и спидометром. Некоторых вводит в заблуждение то, что счетчик показаний пробега непосредственно вмонтирован в сам спидометр. Именно поэтому многие относят эту конструкцию к одному прибору. Что это такое — одометр и спидометр? Разница между функционалом очевидна. Путать эти приборы просто недопустимо. Если быть кратким, то:

  • Спидометр показывает скорость движения транспортного средства.
  • Одометр указывает пройденный путь в километрах.

Их функционал никак не взаимосвязан. Совмещение этих двух шкал на приборной панели обуславливается всего лишь удобством для восприятия водителем. Впрочем, современные бортовые компьютеры выводят эту информацию на дисплей среди основной информации.

Зачем скручивают пробег

«Скрутил спидометр, чтобы уменьшить пробег», — тоже неверное выражение среди автомобилистов. Мы рассказали, для чего служит и одометр, и спидометр. Разница и фото этих приборов указывают на то, что для уменьшения километража скручивают показания не спидометра, а именно одометра. Для чего это делают? Все оправдывают эти желания по-разному. Неисправность прибора, замена всей панели, езда на нестандартной резине. Если быть честным, то причина практически одна – все хотят «омолодить» свое транспортное средство. Часто это происходит при продаже автомобиля. Есть и те, кто хочет, наоборот, увеличить пробег. Зачастую это водители коммерческого транспорта, которые используют авто в служебных целях. Ведь очень часто расход топлива превышает допустимые бухгалтерией нормы, которые не учитывают амортизацию, износ транспортного средства. Для компенсации этих затрат водители и идут на такую хитрость, как увеличение пробега.

fb.ru

Как называется счетчик пробега автомобиля

«Где в машине одометр стоит?» – вопрос, который может стать своеобразным тестом для автолюбителей. Не исключено, что «почесать репу» кое-кому в данной ситуации придется! А между тем, именно одометр – как дотошный биограф – скрупулезно записывает историю каждого конкретного автомобиля, буквально снимая ее с колес! Чтобы по достоинству оценить практическую значимость одометра, стоит досконально изучить назначение и принцип работы этого уникального устройства.

Как устройство работает

Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр – как некоторые привыкли думать! – ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.

Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.

Конструктивно работу одометра обеспечивают:

  • магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
  • связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
  • 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.

ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!

Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:

  • Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
  • Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.

Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов – нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.

Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.

Какие бывают конструкции

Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.

  1. Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума – прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
  2. Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
  3. Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.

Одометр и спидометр: в чем отличие?

Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого – либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?

  • Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения – км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
  • Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.

Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))

Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля

Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.

ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.

Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.

Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит – ниже продажная цена.

Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.

Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.

Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.

Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.

Если прибор не работает

Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:

  • объективно оценить пробег при длительных поездках;
  • принять в пути своевременное решение о дозаправке;
  • правильно определить сроки очередного ТО;
  • избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.

Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!

Причины поломки и ремонт

Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.

  1. Механический одометр может перестать работать вследствие:
  • естественного износа;
  • автомобильной аварии;
  • вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
  1. Электронно – механический одометр может «сломаться» вследствие:
  • нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
  • отказа микросхемы на приборной панели.
  1. Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.

Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.

Заключение

Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:

  1. Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
  2. Одометр – важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.

Начинающие автомобилисты могут в первое время ошибаются с названиями узлов и деталей. Особые трудности возникают с таким прибором, как одометр, что это такое в машине, известно не всем. Некоторые водителя иногда путают его со спидометром, хотя предназначение у них разное.

Каким образом все работает

Чтобы понять, что такое одометр в автомобиле, необходимо отыскать его на приборной панели. Чаще всего он располагается под стрелочным указателем скорости и представляет собой цифровой счетчик.

Основной задачей одометра является измерение пробега автомобиля.

Применение сложных кинематических схем, связанных с ведущей парой колес, позволяет рассчитывать пройденное расстояние транспортным средством. Итоговый результат отражается на приборной доске перед водителем.

Что измеряет одометр

В большинстве автомобилей предусмотрен не один, а два и более счетчика, помогающих рассчитывать километраж. Один из них обязательно фиксирует общий пробег машины с момента ее выхода с конвейера. При этом данный узел защищен от сматывания и сброса.

Второй элемент применяется для автономных замеров непосредственно водителем. Такой циферблат можно обнулять самостоятельно перед выездом в какой-либо пункт. По прибытии он отобразит длину пройденного расстояния. Пока работает второй, первый не прекращает отсчитывать свои значения.

Текущие показания одометра замеряются в большинстве моделей авто с точностью до 100 метров.

Для полноценной работы прибора используются следующие элементы:

  • магнитный счетчик, помогающий контролировать обороты колеса;
  • для фиксации оборотов используется магнитный контроллер;
  • пара индикаторов, выводящих пройденный километраж.

Получаемая водителем информация от счетчика обладает практическим функционалом, способствующим правильной эксплуатации транспортного средства. На ее основании удается контролировать срок регулярного техобслуживания всех систем и узлов автомобиля. Это позволяет избежать опасной эксплуатации и не допускает высокую степень износа расходных элементов.

На основании суточных значений пробега водитель самостоятельно имеет возможность контролировать проезжаемое расстояние в день. Также удается благодаря значку ODO на спидометре контролировать расход топлива на 100 км. Для сбрасываемых замеров применяются иконки с обозначением TRIP A и TRIP B.

Работа прибора, определяющего длину пробега автомобиля, основана на простой закономерности: для перемещения машина на один километр пути требуется фиксированное количество оборотов колеса. Скорость его вращения не оказывает влияние на результат. Для вычисления пути достаточно знать, число полных оборотов.

Используемые в автомобилях конструкции

В большинстве машин водители смогут обнаружить один из трех популярных типов конструкции одометра:

  • механический;
  • электронно-механический;
  • электронный.

Первый вариант предполагает применение исключительно механической методики вращения на каждой из ступени фиксации пробега. Недостаток такой относительно надежной системы заключается в том, что применяется механический счетчик. В нем задействовано 5 барабанов, на которых по кругу нанесено 10 цифр.

По достижении максимального значения результат обнуляется. Показания прибора, основанного исключительно на механике, имеют погрешность, которая может достигать в отдельных случаях 10%.

Бо́льшая точность свойственна гибридным моделям, где кроме механики используется электричество. Момент вращения передается посредством тросика, который соединяет счетчик с одним из валов коробки передач.

Обработка информации и ее фиксация осуществляется электронным способом. Подобный вариант позволяет существенно снизить погрешность, выводя значения с отклонением не выше 5%.

Наиболее точными агрегатами являются современные электронные модели, работающие как микроконтроллеры. Считывание и обработка осуществляются с применением цифровых форматов. Даже для корректировки подобных устройств необходимо спецоборудование. Одометры данного типа включены в систему бортового компьютера.

Одометр и спидометр: разница

Из-за близкого расположения приборов на панели перед водителем некоторые начинающие автомобилисты путают спидометр со счетчиком километража. Необходимо знать, чем отличается спидометр от одометра, ведь они являются независимыми друг от друга. Принципиальное отличие между ними очевидно.

Спидометр используется для фиксации скорости автотранспорта. Результат измерения выдается водителю в большинстве автомобилей в км/ч, реже для отдельных стран в миль/час. В авто с передним приводом показания снимаются на переднем левом колесе.

Для заднеприводных машин замеры ведутся через вращающийся вторичный вал КПП. В итоге результат окажется зависим от различных факторов:

  • габариты шин;
  • давление в шинах;
  • передаточное число редуктора заднего моста;
  • погрешность прибора.

При помощи одометра осуществляется фиксация пройденного транспортным средством пути в км или милях (для отдельных стран, например, США) за счет подсчета при вращении колеса. Момент передачи снимается с одного из валов в КПП. Показания преобразуются в числовые значения и выводятся на панель приборов.

Важная роль прибора в определении пробега

Возникающая погрешность при замерах зачастую появляется по объективным причинам, ведь со временем детали и узлы изнашиваются, а машины могут эксплуатироваться в жестких условиях. Принято считать, что нормальной является погрешность, которая не превышает 5–10%. Хотя для механических измерительных приборов с большим сроком эксплуатации цифра поднимается еще на 3–5% от номинала.

Водитель сможет самостоятельно оказывать влияние на понижение погрешности, если будет следить за эксплуатационными характеристиками авто. Автовладельцы стремятся различными легальными способами занизить показания счетчика, особенно в предпродажный период. Это связано с тем, что у машин, обладающих многотысячным пробегом, существенная степень износа большинства узлов, деталей и систем. Это отрицательно сказывается на ценнике для продавца.

Недобросовестные собственники машин могут пойти на нелегальную «скрутку» километража. Для такого мероприятия используется специальное программное обеспечение, кабели и диагностические разъемы.

Проще работать с механическими аппаратами. Достаточно аккуратно вскрыть пломбу, а дальше жулики соединяют валы с электродрелью для скрутки. В отличие от электронных образцов механика более уязвима.

Стоит учесть, что в легковушках с магнитными датчиками мошенники могут скрутить основной одометр, но показания его обычно дублируются в нескольких местах. Это позволяет восстановить реальные значения пробега.

Вышедший из строя прибор замера километража необходимо восстановить как можно скорей. В противном случае водитель не сможет ориентироваться в текущих значениях пробега. Также не удастся своевременно определить необходимость проведения техобслуживания для конкретной машины. Во время продажи легковушки покупатели не выкажут доверия машине со сломанным одометром.

Поломка механического измерителя может быть спровоцирована несколькими причинами:

  • естественный износ деталей и механизмов;
  • ДТП, в результате которого повреждена система учета;
  • внешнее нелегальное вмешательство, которое обычно проводится для скрутки показаний.

Электронно-механический аппарат рискует выйти из строя из-за отказа микросхем на приборной доске или по причине потери контактов с модулем, расположенным на колесе. Электронные аппараты в большей степени страдают от возможных скруток. Ремонт может оказаться довольно дорогостоящим, поэтому не рекомендуется вмешиваться в работу данной системы.

Типы” устройств

На заре развития автомобилестроения на машинах ставились только механические одометры. С развитием электроники, начиная с середины прошлого века, появились электронно-механические приборы. На современных авто устанавливаются, в основном, электронные одометры и выносятся они на приборную доску, как правило, в виде отдельного табло.

Механический

Самые простые в изготовлении и надежные в эксплуатации механические приборы. В них подсчет километража осуществлялся передачей вращений шестеренки, установленной на вторичном валу коробки переключения передач (скорость его оборотов соответствует скорости вращения колес), через специальный тросик к валику с набором цифр, в блоке для спидометра. Существенным недостатком такого одометра было то, что циферки в какой-то момент заканчивались, и он обнулялся. Определить общий пробег машины, если, конечно, не записывать количество «обнулений», было невозможно. Да и при желании скрутить его показания недобросовестному владельцу тоже не составляло труда. «Грешили» эти приборы и неточностью показаний, которые напрямую зависели от диаметра используемых колес – он должен был быть строго расчетным.

Полуэлектронный

Именно для того, чтобы наладить учёт общего пробега транспортного средства и усложнить возможность «скручивания» показаний и были разработаны полуэлектронные одометры. В них механические вращения всё того же тросика преобразовываются индукционным блоком в электромагнитные сигналы, затем считываемые электронным табло и бортовым компьютером, в котором и хранятся все данные. В таких приборах изменить показания уже сложнее, потому что нужно переписывать записи носителя информации, но умельцы для таких неправедных дел, к сожалению, уже имеются. Более того, в интернете создано много сайтов, таких как «одометр.рф», предлагающих такие услуги, рекламируя такую операцию, как очень простую. Хотя это и не так, потому как, чтобы добраться до записей о пробеге на всех электронных блоках, понадобится, кроме умения, ещё и значительное количество времени.

Электронные

Более совершенствованные одометры – электронные. В них механические части заменены на датчики Холла, которые преобразуют вращения вторичного вала в электромагнитные импульсы, считываемые затем электронными приборами. Показания их наиболее правильные, разносятся и хранятся они по разным электронным блокам автомобиля, поэтому добраться до них, чтобы поменять записи, ещё сложнее.

Одометр и спидометр в чем разница

Основное отличие одометра от спидометра заключается в том, что, несмотря на получение данных от одного датчика и интегрированность в одном приборе, замеряют они разные величины: первый, по количеству оборотов вращения вторичного вала КПП, вычисляет пройденный машиной путь, второй — на основании интенсивности этого вращательного движения – её скорость. Отличаются они и ценностью своих показаний. В одометре они наиболее значимые. Ведь именно по километражу пробега определяют удельный расход топлива, техническое состояние, степень износа узлов и агрегатов, оставшийся ресурс двигателя и в конечном итоге стоимость подержанного авто. Потому-то так велико желание недобросовестных продавцов скрутить его показания. Способов усомниться в их достоверности тоже найдено много.

Автолюбителя при покупке подержанного автомобиля должен насторожить маленький пробег при его солидном возрасте, при этом в расчёт нужно брать среднегодовой пробег в районе 15 000 км (в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург и того больше – до 25 000). Много и внешних признаков, не подтверждающих маленький пробег, таких как:

  • потёртость руля;
  • просиженность водительского сидения и потёртость его обивки;
  • продавленность пола под водителем;
  • излишняя стёртость лакокрасочного покрытия на педалях и их резиновых накладок;
  • перерасход тормозных накладок или наличие новых, учитывая, что их замена проводится через каждые 50 000 км.

Любой из них должен навести на мысль о необходимости проведения технической экспертизы автомобиля профессионалами. Поэтому при всём многообразии приборов наиболее значимым в любом транспортном средстве является именно одометр.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

womaninred.ru

что это такое, принцип действия, показания, корректировка

Происходит это слово от греческих: ὁδός — дорога и μέτρον — мера. В автомобиле это счетчик регистрирующий путь, пройденный им. В каждом авто обычно есть одометр полного пробега ― без возможности обнуления показаний и суточник, показания которого можно сбросить на ноль. Одометр конструктивно объединен со спидометром и имеет с ним один привод.

Роль в жизни автомобиля

Одометр ― очень важный инструмент, так как по его показаниям определяется время проведения техобслуживания автомобиля (замена моторного масла, регулировка клапанов, замена ремня привода газораспределительного механизма, проверка углов установки колес и тому подобное). А следовательно, он косвенно свидетельствует о техническом состоянии вашего авто. Неспроста пробегом машины интересуются опытные автолюбители при покупке авто бывшего в эксплуатации, а еще более опытные продавцы таких машин давно научились уменьшать показания различными способами. Но не все владеют ими одинаково виртуозно. Поэтому при покупке авто с пробегом нелишнем будет попросить продавца немного прокатить вас на нем и понаблюдать за поведением стрелки спидометра и плавностью изменений показания одометра. Если вы заметете заедания или рывки в их работе будьте уверены ― одометр показывает такое значение какое счел подходящим для этого случая хозяин авто.

Применение суточника

Надеюсь, мы выясняли что такое одометр и как он используется. Теперь, несколько примеров того как можно использовать счетчик суточного пробега:

Вот такое применение суточному счетчику пробега вспоминается в первую очередь.

Конструкции одометров

Виды датчиков

  • Импульсные на основе эффекта Холла.
  • Индукционные на основе эффекта электромагнитной индукции.
  • Комбинированный ― шестереночный датчик, соединенный со вторичным валом коробки перемены передач в сочетании с одним из импульсных.

Наверное многие любят следить за пробегом своего железного коня — сколько километров туда, сколько сюда. Также через определенный пробег нам нужно производить необходимое техническое обслуживание — например менять масло, ремень ГРМ и т.д. ЗА этим всем следит не сложное, но очень «умное» устройство — одометр. Название незнакомое, наверное, многие слышали, но не знают что это такое. Постараюсь объяснить как обычно просто и на «пальцах»…

Для начала как обычно начнем с определения.

Одометр

– это устройство, которое фиксирует пробег (километраж) автомобиля. Принцип прост, он считает количество оборотов колеса таким образом выводит проходимое расстояние, которое отображается в километрах для российских и многих европейских авто, и в милях для многих американских машин.

Как вы видите, это просто отображение километража на спидометрах. Раньше устройство было механическое, сейчас все больше электронное или гибридное (электроника + механика).

Как работает?

Важно понять как работает этот узел, и из каких частей он состоит. Если не лезть в дебри — условно устройство можно разложить на три составляющих:

1) Это датчик который устанавливается рядом с колесом (есть варианты чуть ли не в самом колесе), также есть варианты которые установлены в трансмиссии (коробке передач) — они определенным образом учитывает обороты.

2) Счетчик или привод который считает эти обороты, после передает их в головное устройство

3) Отображение, это спидометр (для простых механических типов), или ЭБУ которое получает данные и после выводит их на цифровой дисплей.

Хочется отметить что сейчас практически не осталось механических одометров, все переходит на цифру.

Типы устройств

Предлагаю более подробно остановится на типах устройств одометров, так сказать пройтись по истории.

1) Механические одометры

— самые простые и самые легко исправляемые.

Обычно на коробку передач вешался датчик который механически, через тросик, передавал информацию на специальный узел, который в свою очередь выводил информация на монитор спидометра. Если честно надежность и достоверность данных была на низком уровне. Народные умельцы могли залезть под авто, открутить тросик от коробки передач, и пробег просто не учитывался. Также легко было снять сам спидометр, в котором одометр находился внизу, и в ручную его скрутить. Так что пробег легко корректировался в нужную сторону.

2) Гибридные одометры

— Здесь уже появляются первые

autokresla-isofix.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о