Буква законна: как «ё» отвоевала право на жизнь | Статьи
Наверное, это самая эмоциональная буква нашего алфавита. Есть в ней что-то особенное, драматическое и неуловимо русское. С одной стороны, это совершенно нормальная буква алфавита, имеющая свой порядковый номер и законное место в общем ряду между «е» и «ж». С другой стороны, это единственная буква, написание которой считается необязательным. А еще это единственная буква, которой поставлен памятник и которая имеет свой точный день рождения — 29 ноября 1783 года. О самой необычной из букв русского алфавита — в материале «Известий».
Откуда взялись точкиВсё началось с того, что в 1708 году по указу Петра I был введен Гражданский шрифт, среди прочего, упразднивший надстрочные буквы и диакритические знаки, коих ранее было немало. Теперь все буквы следовало писать в одну строку, без дополнительных символов над ними. Однако вскоре выяснилось, что реформа была недостаточно продуманной, и уже в 1735 году была восстановлена в правах упраздненная ранее буква «й» или «и краткое». А через некоторое время очередь дошла и до буквы «ё». Причем если авторство и обстоятельство появления буквы «й» нам неведомо, то с «ё» всё более или менее известно.
Княгиня Екатерина Дашкова (фрагмент картины неизвестного художника XVIII в.)
Фото: РИА Новости/Олег Ласточкин
В 1782 году после 12-летнего пребывания в Европе в Санкт-Петербург вернулась княгиня Екатерина Дашкова (урожденная графиня Воронцова) — некогда близкая подруга императрицы Екатерины, немало усилий приложившая для восхождения ее на престол. Позже между барышнями пробежала кошка, и Дашкова предпочла испросить разрешения на длительный заграничный вояж.
В средствах молодая вдова была не ограничена, посему могла позволить себе путешествовать, заниматься литературным творчеством и общаться с лучшими людьми своего времени — Дидро, Вольтером, Адамом Смитом и т.д. Такой круг знакомств вывел графиню в число самых незаурядных и уважаемых женщин эпохи Просвещения, а по возвращении на родину она, естественно, стала центром внимания всего российского общества.
Императрица сделала вид, что былые обиды забыты, и приблизила княгиню, обсуждая с ней самые насущные вопросы российского бытия и науки. Вскоре она назначила Дашкову на должность директора Академии наук при президенте Кирилле Разумовском. Последний получил этот почетный пост еще при Елизавете, но особенной активности на нем не проявлял, а энергичная и амбициозная княгиня должна была разбередить это «тихое болото».
Через несколько месяцев Дашкова вышла с инициативой создания Императорской Российской академии — специального учреждения, занимающегося русским литературным языком. За образец была взята Французская академия, созданная еще при кардинале Ришелье. Екатерине II идея понравилась, и она назначила Дашкову председателем академии. В уставе главные цели учреждения были сформулированы как «вычищение и обогащение российского языка, общее установление употребления слов оного, свойственное оному витийство и стихотворение».
Первой конкретной задачей нового центра стало издание «Словаря Академии Российской» — современного на тот момент толкового словаря русского языка. Для его подготовки собрали внушительный коллектив знатоков русской словесности: литераторов Гавриила Державина, Николая Карамзина, Дениса Фонвизина, Михаила Хераскова и Якова Княжнина, академиков Степана Румовского, Семена Котельникова, Алексея Протасова и Ивана Лепёхина, графа Александра Строганова, Ивана Шувалова, адмирала и литератора Ивана Голенищева-Кутузова, настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Георгия Покорского и т.д.
Н. М. Карамзин (фрагмент картины В. А. Тропинина)
Фото: commons.wikimedia.org
29 ноября 1783 года (по новому стилю) ученая компания собралась в доме директора Петербургской академии наук княгини Дашковой для обсуждения проекта словаря. В разговоре Екатерина Романовна спросила великомудрых мужей, как они отобразят на доске слово ёлка. По правилам того времени написали «іолка», после чего Дашкова обратилась к присутствующим с коварным вопросом: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?»
Далее она продолжила: «Выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», — и предложила ввести новую букву «ё», тут же изобразив ее на бумаге.
Сегодня предложение Дашковой выглядит довольно спорным, во всяком случае, в плане написания буквы. Можно было, например, пойти по пути буквы «и краткое» и наградить «е» же такой же «птичкой», которая правильно именуется «бревис» или «кратка». Это было бы логично, как минимум, единообразно. Но Екатерина Романовна предложила писать новую букву на французский (или даже немецкий) манер с двумя точками, и спорить с ней никто не решился.
Буква «ё» на надгробии 1799 года в Донском монастыре
Фото: commons.wikimedia.org/Андрей Суриков
Последующие 12 лет новая буква появлялась лишь в рукописных текстах — в частности, в письмах Державина. Впервые в печатный шрифт она была внесена в 1795 году в Московской университетской типографии, а первой книгой с буквой «ё» стали «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева — поэта, баснописца, обер-прокурора Сената, а потом министра юстиции.
Еще через год в 1798 году Гавриил Романович Державин впервые употребляет букву «ё» в фамилии Потёмкин. А настоящая прародительница самой русской буквы нашего алфавита к этому времени уже была в опале под домашним арестом, куда ее отправил в 1796 году новый император Павел. Сын Екатерины и Петра III не смог простить Дашковой участия в заговоре против отца.
Однако новая буква приживалась с большим трудом. Кстати, даже сам Карамзин в своей главной книге «История государства Российского», которая вышла в 1816–1817 годах, «ё» не употреблял. Почему-то бытовало мнение, что это буква «мещанская», «подлая», а уважающий себя грамотный человек употреблять ее не должен — мол, и так всё понятно. Посему использовали ее лишь в фамилиях или когда это было необходимо, чтобы не исказить смысл слова. Или рифму, как в известной эпиграмме на Льва Сергеевича Пушкина:
Автор цитаты
Наш приятель Пушкин Лёв
Не лишен разсудка,
Но с шампанским жирный плов
И с груздями утка
Нам докажут лучше слов,
Что он более здоров
Силою желудка.
Этот ехидный опус приписывают то ли Антону Дельвигу, то ли Евгению Баратынскому, а иногда им обоим — известно, что друзья часто писали эпиграммы совместно. Некоторые лингвисты даже намекают на авторство самого Александра Сергеевича, хотя он о младшем брате обычно отзывался более лестно. Впрочем, в данном случае это не принципиально, а важно, что буква «ё», когда это было нужно, появлялась в произведениях известных литераторов.
С другой стороны, в прологе поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» буква «ё» не употребляется, хотя по смыслу и рифме могла бы присутствовать:
Автор цитаты
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Очевидно, что поэт имел в виду именно «берёсту», а не бересту. Да и «костер» написан по старинке.
Свое официальное место в алфавите буква «ё» получила в 1860-х годах, с легкой руки Владимира Даля. В первом издании «Толкового словаря живого великорусского языка» она впервые следует за буквой «е». А вот Лев Толстой в вышедшей в 1875 году «Новой азбуке» отправил ее на 31-е место, между буквами «ѣ» (ять) и «э». Впрочем, попытки великого писателя внести изменения в официальный язык успехом не увенчались.
Буквы «ё» и «ять с двумя точками» в словаре Даля
Фото: commons.wikimedia.org
В филологической науке спор о букве «ё» шел всю вторую половину XIX века. Звучали предложения в диапазоне от «сделать ее обязательной» до «отказаться и забыть». Были ученые, которые предлагали, помимо «ё», вести также «ö» и «ӭ» с двумя точками для более точно обозначения немецких (Гёте, Рёнтген) или французских (Эжен, Эйзель) слов. Великий Даль в конце жизни предложил вариант буквы «Ѣ» (ять) с двумя точками.
От представителей типографского бизнеса звучали предложения реформировать написание «ё», поскольку дополнительные точки сверху строки создавали неудобство при наборе, что и было главной причиной частого игнорирования этой буквы. Так появился вариант «ø», но и он не был принят.
Лингвистические споры (не только в отношении буквы «ё») должна была разрешить «Комиссия по вопросу о русском правописании», созданная при Императорской академии наук в 1904 году. Её почетным председателем стал президент Академии наук великий князь Константин Константинович (он же известный поэт К.Р.), а возглавляли ее великие русские филологи Филипп Федорович Фортунатов, а после его смерти Алексей Александрович Шахматов. Как известно, до войны и революции вердикт комиссии утвержден не был, посему его принимало уже советское правительство. Но если в отношении Ѣ (яти), Ѳ (фиты) и І («и десятеричного») ученые поступили радикально, то с «ё» обошлись более либерально.
Следующий эпизод в сложной биографии буквы «ё» связан с вождем народов и автором работы «Марксизм и вопросы языкознания» И.В. Сталиным. Согласно легенде, 6 декабря 1942 года управделами Совнаркома Яков Чадаев принес на подпись верховному главнокомандующему приказ о производстве в генеральский чин нескольких офицеров, в котором фамилии были напечатаны с буквой «е», а не «ё». Называют даже одну фамилию, которую невозможно было правильно прочитать, —- то ли Огнев, то ли Огнёв. Сталин был страшно возмущен и лично поставил точки над фамилией.
Иосиф Сталин лично поставил точки над фамилиями офицеров, и уже на следующий день газета «Правда» вышла с буквами «ё»
Фото: ТАСС
Намек был понят, и уже на следующий день газета «Правда» вышла с буквами «ё», которых еще накануне не было. А 24 декабря 1942 года был обнародован приказ наркома просвещения РСФСР В.П. Потёмкина «О применении буквы «ё» в русском правописании». Этот приказ вводил обязательное употребление «ё» «во всех классах начальных, неполных средних и средних школ» и последовательном применении буквы во всех вновь выходящих учебниках, учебных пособиях и книгах для детского чтения. Кроме того, в приказе говорилось об обстоятельном изложении правил употребления «ё» в школьных грамматиках русского языка, а также об издании школьного справочника всех слов, в которых употребление «ё» вызывает затруднения. Такой справочник под названием «Употребление буквы ё» под редакцией Н.Н. Никольского был выпущен в 1945 году.
Примерно на десять лет «ё» обрела полноценный, официальный статус: её не игнорировали в печати, а за отсутствие точек в школьном сочинении снижали отметку, как за грамматическую ошибку. Неприкаянная буква снова была в противофазе со всей страной — в СССР как раз пошла вторая волна репрессий и борьба с «безродными космополитами», а ей словно отменили «поражение в правах». Но со смертью «вождя народов» буква вернулась в прежнее «неполноценное» положение. Официально оно было вновь утверждено в 1956 году в новых «Правилах русской орфографии и пунктуации», в которых было четко прописано:
Автор цитаты
Букву ё в печати обычно заменяют буквой е. Рекомендуется обязательно употреблять ё в следующих случаях:
1) Когда необходимо предупредить неверное чтение слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все, вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное).
2) Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
3) В словарях и орфографических справочниках, в учебниках для нерусских, в книгах для детей младшего школьного возраста и в других специальных видах литературы».
Эти правила действуют по сей день, правда, с небольшими уточнениями — например, в 2007 году к ним добавились обязательное употребление буквы «ё» в личных именах и фамилиях. Но бои за «ё» не стихают.
В XXI веке даже появилось движение «ёфикаторов», требующих возвращения букве полноценного статуса. Их аргументы давно известны и достаточно логичны. Поклонники обязательного употребления «ё» указывают, что это поможет очистить язык от ошибок, связанных с неправильным ударением в словах свекла́́, нега́шеная известь (правильно: свёкла, негашёная известь) и т. д. Кроме того, постоянное написание «ё» предупредило бы ошибки в употреблении слов афёра, бытиё, гренадёр, опёка и т.д. (правильно: афера, бытие, гренадер, опека). Необходимо постоянное написание «ё» и для правильного произношения иноязычных и русских собственных имен: Кёльн, Гёте, Конёнков, Олёкма, а также малоизвестных слов: фён (ветер), гёзы (голландские повстанцы XVI века). И конечно, «ёфикаторы» говорят о том, что обязательное употребление «ё» облегчало бы чтение и понимание любого текста, а также различение и узнавание слов по их письменному облику.
Противники напирают на историческую традицию и указывают, что мы рискуем потерять чуть ли не всю русскую классику. Председатель орфографической комиссии Академии наук академик Виктор Владимирович Виноградов говорил: «Мы не знаем, как поэты прошлого слышали свои стихи, имели ли они в виду формы с «ё» или с «е». А в пример приводил пушкинскую «Полтаву»:
Автор цитаты
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога брани благодатью
Наш каждый шаг запечатлен».
Что имел в виду поэт: знамен и запечатлен, или знамён и запечатлён? Или:
«В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает.
Можно произносить раскалённым и отражённым, а можно раскаленным и отраженным. Сегодня это отдано на усмотрение чтецам, но в случае обязательного употребления буквы «ё» кто-то должен будет сделать выбор за Пушкина.
Рекомендуется обязательно употреблять «ё» в книгах для детей младшего школьного возраста
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов
Понятно, что простого выхода из ё-истории нет. Это признают и лингвисты, и литераторы, разделившиеся на два лагеря. Даже некоторые вполне конкретные проблемы не имеют однозначного решения — например, еще сравнительно недавно в столичном метро объявляли станцию «Планёрная», а последнее время стали говорить «Пла́нерная». Теоретически, правильнее говорить планёр, но с 1920-х годов, как раз из-за необязательного употребления буквы «ё», прижилось произношение пла́нер. Привычны для нашего уха стали и явные ошибки в произнесении таких фамилий и названий, как Кёнигсберг, Пхёнъян, Гёринг, Ришельё, Матьё, Депардьё и т.д. Чаще всего в этих словах употребляется «е», хотя это и неправильно.
Но это вопросы скорее теоретические, а есть и сугубо практические, даже личные. Например, с точки зрения государственных органов Федор и Фёдор — имена разные. Особенно для компьютера, филологического разнообразия не приемлющего. А в старых документах, выданных до 2007 года, это даже не считалось ошибкой.
И хотя в 2009 году Верховный суд Российской Федерации вынес постановление о том, что «буква «е» не является смыслообразующей. Отсутствие двух точек над буквой не искажает данных о гражданине», но документы зачастую не принимают. Людям приходится обращаться за справкой в Институт языкознания РАН. Впрочем, это делает букву «ё» еще более эмоциональной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Театр потеснил автомобили | «Новый компаньон»
Юлия Баталина
редактор отдела культуры ИД «Компаньон»Музеи теряют позиции на «Заводе Шпагина»
Поделиться
Твитнуть
Марина Дмитриева
Как рассказал директор частного музея «Ретро-гараж» Александр Черепанов, место расположения экспозиции исторической техники на «Заводе Шпагина» снова стало неопределённым. По словам Черепанова, предполагалось, что «Ретро-гараж» разместится в новом культурно-общественном пространстве «Завод Шпагина» в пристройке к зданию, известному как «Цех №5» или «Буква Ш». По проекту автора реконструкции территории завода Сергея Чобана (архитектурное бюро Speech) эта пристройка предполагалась к ликвидации, на её месте должна была быть оборудована Театральная площадь. Черепанов при поддержке краевого минкульта отстоял это помещение: ликвидация была отменена, и, по словам директора частного музея, в пристройке предполагалось размещение постоянной экспозиции ретроавтомобилей с открытой реставрационной мастерской. Энтузиаст сообщил, что вместе с другими фанатами ретротехники он трижды выходил на субботники, чтобы прибрать это помещение.
Тем не менее, позже минкульт принял решение, что пристрой будет отдан муниципальному театру «У Моста». Напомним: ранее предполагалось, что театр разместится на третьем этаже бывшего заводоуправления, где есть актовый зал, однако это помещение стало репетиционной базой симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета.
Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский эту информацию подтвердил. По его словам, Александр Черепанов не смог представить в минкульт убедительные расчёты по ожидаемому количеству посетителей «Ретро-гаража» на «Заводе Шпагина», тогда как театр «У Моста» гарантированно привлечёт трафик порядка 200-300 тыс. чел. в год, поэтому выбор был сделан в пользу театра.
Вячеслав Торчинский в то же время говорит, что «Ретро-гараж» минкульт не бросит на произвол судьбы, помещение для коллекции и реставрационных мастерских сейчас подыскивается.
Не менее сложным неожиданно оказался вопрос с размещением Музея современного искусства PERMM. Казалось бы, для него помещение было определено одним из первых — так называемая «Литера А», красивый отдельно стоящий новый цех, построенный в 1990-е годы «под старину», чтобы не нарушать общий облик завода. Однако, как стало известно «Новому компаньону», проектный офис «Завода Шпагина» приглашал директора музея Наилю Аллахвердиеву «на смотрины» помещения, и этим помещением оказалось заводоуправление, которое под размещение музея никак не подходит.
По некоторым данным, есть намерение разместить в «Литере А» некий «музей робототехники». По словам Наили Аллахвердиевой, для наиболее правильного размещения музея и его дальнейшего эффективного функционирования необходимо провести проектную сессию, которая бы определила экономическую и организационную схему будущей работы учреждения. В зависимости от целей и возможностей необходимо определить соотношение постоянной экспозиции и временных выставок как в пространственном, так и во временном плане. Можно, например, делать не более одного выставочного проекта в год, но зато такого, на который поедут зрители со всего мира, как едут на Уральскую индустриальную биеннале в Екатеринбург. В остальное время музей может работать с постоянной экспозицией и просветительскими проектами. Или, напротив, как можно чаще размещать новые выставки, чтобы обеспечить зрительский трафик не уровня «вау», зато постоянный.
По словам директора Наили Аллахвердиевой, «Литера А» вполне устраивает музей, но необходимо радикальное переоборудование этого пространства.
«Цех очень красивый, жаль его менять, однако квалифицированный архитектор сможет сделать это деликатно», — считает директор музея.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.
Поделиться
Твитнуть
власть и политика
У моста
музей
Платежи и возмещения — DMV штата Калифорния
Вы можете запросить возврат средств за регистрацию транспортного средства, водительские права, удостоверения личности, страховку и другие сборы и штрафы, взимаемые DMV. DMV возвращает средства в случаях, когда вы случайно уплатили неправильный сбор или когда сбор не требовался, но вы его уплатили. Транспортный кодекс Калифорнии (CVC) §42231 и Налоговый и налоговый кодекс Калифорнии (CRTC) §10901
Возврат
не в соответствии с законом CVC §42231 и/или CRTC §10901.
Следующие обстоятельства могут претендовать на возмещение уплаченных сборов:
- Сборы за продление были уплачены после того, как автомобиль был продан.
- Транспортное средство было разбито, утилизировано, утилизировано или украдено до первого дня нового периода регистрации.
- Вы являетесь военнослужащим-нерезидентом или супругом-нерезидентом и по ошибке уплатили пошлину за лицензию на транспортное средство.
- Автомобиль выехал из Калифорнии до первого дня нового периода регистрации.
- Вы принимаете решение до первого дня нового периода регистрации, что транспортное средство не будет эксплуатироваться, и подаете форму подтверждения планируемого неэксплуатируемого состояния (REG 102).
Плата за плановое неиспользование (PNO) будет вычтена из вашего возмещения.
Онлайн-сервис Simple Refunds
Этот онлайн-сервис позволяет:
- Запросить возврат платы за лицензию на транспортное средство/судно, взимаемой за просрочку платежа, и вы знаете, что платеж был произведен вовремя.
- Запросить возврат лицензионных сборов за транспортное средство/судно за транспортное средство/судно, которое покинуло Калифорнию до истечения срока регистрации и было зарегистрировано в другом штате.
- Запросить возврат платы за повторную выдачу, поскольку действие, требующее уплаты пошлины, было отклонено и суд сообщил об этом DMV.
Если вы не соответствуете вышеуказанным критериям, распечатайте и отправьте по почте форму Заявления о возмещении (ADM 399) вместе с необходимой документацией.
Чтобы воспользоваться онлайн-сервисом простого возврата, нажмите кнопку ниже и заполните заявку. После того, как вы ввели всю необходимую информацию, нажмите кнопку «Отправить» внизу страницы.
Запросить возврат онлайн
* Вы можете получить корреспонденцию от DMV, если будет установлено, что требуется подтверждающая документация (например, копия погашенного чека).
Неоплаченные платежи
Если вы получили письмо «Требование платежа» за оспоренный чек, у вас есть три варианта оплаты:
Оплата через Интернет
Оплата чеком Dishonored
Оплата по почте
- Отправьте кассовый чек или денежный перевод, подлежащий оплате в DMV.
- Не отправлять наличные по почте. Сделайте , а не отправьте персональный чек или информацию об оплате кредитной картой. Неоплаченные чеки нельзя оплатить личным чеком или кредитной картой.
- Напишите номер своего счета на лицевой стороне платежа.
- Номер вашего счета — это десятизначный номер, расположенный в верхнем правом углу письма с требованием платежа.
Отправьте платеж и копию письма с требованием платежа по адресу:
DMV
Служба поддержки налоговых органов
Почтовая станция C140
PO Box 825341
Sacramento, CA 94232-5341
Оплата лично в офисе DMV
Возьмите с собой:
- Наличные деньги, банкоматную/дебетовую карту, кредитную карту, кассовый чек или денежный перевод, подлежащий оплате в DMV.
- Неоплаченные чеки не могут оплачиваться личным чеком.
- Копия письма с требованием платежа. Если письмо с требованием платежа утеряно, а оплаченный чек был для вас:
- Автомобиль: Принесите номерной знак вашего автомобиля.
- Водительское удостоверение: возьмите с собой водительское удостоверение.
- Удостоверение личности: возьмите с собой удостоверение личности.
Часто задаваемые вопросы о нарушениях платежа
Управление DMV удалило отметки о неуплате из всех записей водителей и уведомило клиентов, у которых были удалены соответствующие приостановки.
С тех пор, как 27 июня 2017 года губернатор Эдмунд Г. Браун-младший подписал законопроект Ассамблеи 103 (AB 103), DMV больше не принимает уведомления FTP от судов и не может по этой причине приостанавливать или отказывать в выдаче водительских прав.
Нет. Если вы не явитесь в суд для получения штрафа, суд все равно может направить уведомление о FTA в DMV, и DMV может по этой причине приостановить действие вашего водительского удостоверения.
Если вы не уплатите штраф за штраф или судебные издержки, DMV не приостановит действие ваших водительских прав и не откажет в них, а также не сделает отметку в вашем личном деле. Тем не менее, вы по-прежнему обязаны оплатить штрафы или сборы в суде.
Нет. DMV не отмечал FTP в записях водителей с 27 июня 2017 года и удалил все прошлые записи FTP из записей водителей. Это относится ко всем водителям в базе данных DMV.
Управление транспортных средств удалило приостановку FTP, имевшую место до 27 июня 2017 г., из всех записей водителей.
DMV разослал уведомления клиентам, у которых весной 2018 г. была снята приостановка FTP. Если вы не получили уведомление, вы можете получить копию досье вашего водителя (см. вопрос 8), чтобы подтвердить отмену приостановки.
У некоторых клиентов лицензия может быть приостановлена по другим причинам.
Запросить копию водительского удостоверения можно тремя способами:
- Онлайн (плата 2 доллара США).
- По почте (плата 5 долларов США):
- Заполните форму запроса на удостоверение личности водителя или регистрационную информацию о транспортном средстве/судне (INF 1125).
- Лично в местном отделении DMV (плата 5 долларов США).
DMV не восстановит ваши права на вождение до тех пор, пока вы не разрешите другие приостановки или задержания. Некоторые клиенты, получившие уведомление об удалении FTP, могут по-прежнему иметь приостановленную лицензию по другим причинам, и это действие не устранит эти приостановки. Например, это изменение не повлияет на приостановку, связанную с вождением в нетрезвом виде.
Чтобы узнать, есть ли у вас другие приостановки или задержания в отношении вашего водительского удостоверения, вы можете запросить копию через Интернет, по почте или в местном отделении DMV. DMV будет взимать плату за повторную выдачу водительского удостоверения для клиентов с приостановкой действия, отличной от FTP.
Если у вас есть действующее водительское удостоверение, вы можете легально управлять автомобилем без каких-либо дополнительных действий.
Если срок действия вашей лицензии истек или вы ее больше не имеете, вы должны посетить местный офис DMV, чтобы подать заявку на продление или выдачу дубликата и оплатить соответствующий сбор. Могут потребоваться проверки зрения и/или знаний.
Если вы не уверены, есть ли другие приостановки в вашей истории, свяжитесь с DMV, позвонив по телефону 1-800-777-0133, или запросите копию досье вашего водителя, чтобы убедиться, что DMV восстановил ваши водительские права.
Нет. Со всех транзакций по кредитным/дебетовым картам взимается невозмещаемый сервисный сбор от компании, обрабатывающей транзакцию по кредитным/дебетовым картам для DMV.
Вы можете подать форму ADM 399 в течение трех лет после оплаты. DMV не может обработать форму ADM 399 в связи с истечением срока давности.
Исключение: Военные-нерезиденты (NRM) и военнослужащие/гражданские подразделения Организации Североамериканского договора (НАТО), не являющиеся гражданами Соединенных Штатов (США), могут запросить возврат платы за лицензию на транспортное средство (VLF ) и/или сбор за улучшение транспорта (TIF) более чем через три года после уплаты сбора.
Вы получите возмещение или запрос на получение дополнительной информации от DMV примерно через 30 дней с даты подачи заявления на возмещение.
Нет. Возврат невозможен, поскольку на момент продажи транспортное средство/судно было зарегистрировано. Плата за регистрацию транспортного средства привязана к транспортному средству, а не к владельцу транспортного средства.
Да. Регистрационные сборы, уплаченные после продажи транспортного средства/судна, подлежат возврату.
Да. Возврат средств в связи с запланированным неэксплуатацией (PNO) можно запросить в течение 90 дней после начала периода регистрации, если транспортное средство не эксплуатировалось. Плата за PNO будет вычтена DMV из суммы возмещения.
Это не относится к судам или автобусным прицепам, поскольку они не могут быть переведены в статус PNO.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо предоставить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399)
- Заполненная и подписанная форма PNO (REG 102).
- Регистрационная карточка И неиспользованная наклейка.
- Если у вас нет регистрационной карты и/или неиспользованной наклейки, заполните Заявление о фактах (REG 256), чтобы объяснить, почему товар(ы) не может быть возвращен.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо предоставить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399)
- Копия квитанций DMV, подтверждающих, что вы заплатили дважды ИЛИ
- Доказательство двойного платежа:
- Если вы платили чеком (чеками), приложите копии лицевой и оборотной сторон погашенного чека (чеков).
- Если вы платили кредитной/дебетовой картой, копию выписки (выписок) с выделенной транзакцией DMV.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо предоставить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление на возврат (ADM 399).
- Заполненное и подписанное Заявление о фактах (REG 256), в котором указано, что сборы были уплачены и отправлены по почте до истечения срока действия.
Да. Чтобы получить возмещение, вам необходимо отправить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399).
- Заполненное и подписанное Заявление о фактах (REG 256), в котором говорится, что вы не получили уведомление о продлении.
Да, если регистрационные сборы были оплачены после возврата транспортного средства.
Например, если вы вернули автомобиль 1 июля, но уплатили регистрационные сборы 25 июля, вы имеете право на возмещение регистрационных сборов, причитающихся 31 июля.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо представить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399).
- Заполненное и подписанное Уведомление о передаче и освобождении от ответственности (REG 138) ИЛИ копия страницы подтверждения из онлайн-уведомления DMV об освобождении от ответственности.
- Регистрационная карточка/свидетельство № И Неиспользованная наклейка.
- Если у вас нет регистрационной карты/сертификата номера и/или неиспользованной наклейки, заполните Заявление о фактах (REG 256), чтобы объяснить, почему товар(ы) не может быть возвращен.
Да, за определенную плату. Плата за лицензию на транспортное средство (VLF) и плата за усовершенствование транспорта (TIF) подлежат возмещению для военнослужащих-нерезидентов (NRM) и военнослужащих/гражданского компонента Организации Североамериканского договора (НАТО), которые не являются гражданами США. Вы можете запросить возврат средств более чем через три года после оплаты сборов.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо предоставить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399)
- Освобождение от платы за лицензию на военную технику для нерезидентов (REG 5045) ИЛИ Форма Соглашения о статусе вооруженных сил НАТО (REG 5046)
- Должен быть заполнен и подписан командиром.
- Должен быть заполнен и подписан командиром.
Это не относится к судам и туристическим прицепам. Этот возврат предназначен только для VLF и TIF.
После установления льготы для ветеранов-инвалидов сборы за продление регистрации, уплаченные за текущий год, подлежат возврату. Льгота распространяется на одно транспортное средство.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо предоставить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399)
- В поле «Другое» укажите причину запроса на возмещение как «освобождение от уплаты взноса для ветеранов-инвалидов».
Нет. Возврат средств не производится, если предметы запрашиваются добровольно.
Нет, не из DMV. По вопросам использования возврата налогов обращайтесь в Департамент по налогам и сборам штата Калифорния (CDTFA) по телефону 1-800-400-7115.
Вам необходимо связаться с судом(ами) или агентством(ями) по парковке/плате за проезд, выдавшим штраф(а).
Да, если пошлины за продление были уплачены, а транспортное средство было разбито, утилизировано или украдено до периода продления регистрации.
Чтобы получить возмещение, вам необходимо отправить в DMV следующее:
- Заполненное и подписанное Заявление о возмещении (ADM 399)
- Заполненное и подписанное Уведомление о передаче и освобождении от ответственности (REG 138) ИЛИ Копия страницы подтверждения из онлайн-уведомления DMV об освобождении от ответственности (за исключением угнанных автомобилей).
- Регистрационная карточка И неиспользованная наклейка.
- Если у вас нет регистрационной карты и/или неиспользованной наклейки, заполните Заявление о фактах (REG 256), чтобы объяснить, почему товар(ы) не может быть возвращен.
Нет. Плата за подачу заявления на получение водительских прав не возвращается.
Вам необходимо связаться с DMV по телефону 1-800-777-0133; Понедельник-пятница с 7:00 до 19:00.
Вам необходимо связаться с DMV по телефону 1-916-229-3126 с 8:00 до 17:00. С понедельника по пятницу по тихоокеанскому времени.
Вам необходимо связаться с DMV по телефону 1-916-229-3128 с 8:00 до 17:00. С понедельника до пятницы.
Процедурные изменения в отношении неявки Часто задаваемые вопросы о нарушениях
Неявка имеет место, когда вы не являетесь в суд на слушание по делу о нарушении правил дорожного движения.
Недавнее решение апелляционного суда, Hernandez v Department of Motor Vehicles (DMV), , постановило, что практика DMV приостанавливать действие водительских прав человека на основании определенных уведомлений FTA, о которых сообщалось, противоречит VC §13365(a).
DMV приостановит действие FTA только на основании заключения суда о том, что водитель умышленно не явился в суд.
DMV удалило приостановку приблизительно 555 000 записей.
Да. DMV выявило и отменило эти приостановки FTA в результате решения суда.
DMV отправит уведомления большинству водителей, чьи действия FTA были сняты. Тем не менее, водители с другой, не связанной с этим открытой приостановкой или аннулированием, не получат уведомление от DMV.
Нет. Плата за повторную выдачу не взимается. Тем не менее, некоторые лица могут платить сборы за водительские права за другие, не связанные с этим действия, предпринятые против их водительских прав.
Да. Если вы не явитесь в суд, суд может приостановить или приостановить действие ваших водительских прав.
Хотя DMV отменил приостановку FTA, DMV сохраняет основные нарушения FTA, не связанные с проступком. Вы должны устранить все нарушения FTA, прежде чем водительские права (DL) могут быть выданы.
Вы можете позвонить в DMV по телефону 1-800-777-0133 или запросить копию водительского удостоверения.
Запросить копию водительского удостоверения можно тремя способами:
- Онлайн (плата 2 доллара США).
- По почте, заполнив форму Запрос на получение удостоверения личности вашего собственного водительского удостоверения или записи регистрационной информации о транспортном средстве/судне 9Форма 0005 (INF 1125), доступная онлайн по адресу www.
dmv.ca.gov (плата в размере 5 долларов США).
- Лично в местном отделении DMV (плата 5 долларов США).
Нарушения FTA будут перечислены в нижней части личного дела вашего водителя в разделе «УБЕДИТЕЛЬНЫЕ ПРИГОВОРКИ». Если осуждение находится в статусе FTA, будет отображаться сообщение «*FAILURE TO APPEAR».
В распечатке вашего водительского удостоверения в разделе «СТАТУС ЛИЦЕНЗИИ» будет указано состояние «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО» или «ПРИНЯТО или ОТЗЫВАНО».
Да. Вы можете водить машину на законных основаниях при условии, что у вас есть действующий DL и нет никаких других открытых действий против ваших водительских прав.
Если срок действия вашего DL истек, вы должны очистить все незавершенные соглашения о свободной торговле, прежде чем посетить местное отделение DMV и подать заявку на продление DL.
Если срок действия вашего DL истек или его больше нет в вашем распоряжении, DMV взимает плату за подачу заявления либо за дубликат, либо за продление вашего DL.
Сборы за повторную выдачу
Сбор за повторную выдачу – это плата, уплачиваемая за восстановление водительских прав, действие которых было приостановлено или аннулировано.
Ниже приведен список сборов за повторную выдачу:
- 15 долларов за добавление судебного ограничения
- 20 долларов за снятие ограничения на получение водительских прав
- Лекарственная суспензия за 24 доллара
- Сбор за повторный выпуск в размере 55 долларов США (наиболее распространенный вид сбора за повторный выпуск)
- Любой, чья лицензия была приостановлена или аннулирована, должен заплатить административный сбор в размере 55 долларов США за повторную выдачу лицензии.
- $100 предварительная проверка на алкоголь (PAS)
- 100 долларов США для администратора как такового (APS)
- $85 APS (частичная оплата сбора $100 APS)
- $45 APS (частичная оплата сбора $100 APS)
Возврат платы за лицензию на транспортное средство (VLF) за полностью утраченные автомобили
Законодательство Калифорнии предусматривает пропорциональное возмещение части VLF (вместо налога на имущество) регистрационных сборов, уплаченных, когда ваше транспортное средство становится:
- Невозмещенный Total Lost- Автомобиль, подлежащий регистрации, который был украден и не возвращен в течение 60 дней после даты заявления полиции.
Транспортное средство должно быть передано физическому лицу или компании (страховой компании и т. д.), которые заплатили вам за утрату вашего транспортного средства ( Кодекс доходов и налогообложения Калифорнии (CRTC) §10902).
- Полная конструктивная гибель — Автомобиль, который был разбит, уничтожен или поврежден до такой степени, что владелец или страховая компания считает нерентабельным ремонт транспортного средства, и из-за этого транспортное средство не ремонтируется лицо, которому принадлежало транспортное средство в соответствии с Кодексом транспортных средств штата Калифорния (CVC) §544. Прежде чем запрос на возмещение будет обработан, для этого автомобиля должен быть выдан аварийный сертификат (согласно CVC §11515 и CRTC §109).02).
- A Не подлежащий ремонту- Автомобиль, не представляющий ценности, кроме как в качестве источника запчастей или металлолома, либо обнаруженный полностью раздетым после кражи, либо полностью сожженный (согласно CVC §431).
Для этого автомобиля должен быть выдан сертификат неремонтопригодности, прежде чем будет обработан возврат.
Кто имеет право на возмещение VLF?
Владелец аварийного автомобиля может запросить возмещение пропорционального VLF. Владельца аварийного автомобиля обычно можно определить следующим образом:
- Страховая компания является владельцем, если вы получили компенсацию за вашу потерю, и право собственности на спасенный автомобиль сохраняется за страховой компанией или их агентом.
- Вы являетесь владельцем, если вы сохранили аварийный автомобиль после того, как ваша страховая компания определила, что ремонт вашего автомобиля нерентабелен и :
- Ремонт не инициируется вами или от вашего имени, и
- Вы подали заявку на получение сертификата аварийного состояния или сертификата неремонтопригодности.
Если вы не уверены, что возмещение VLF было включено в вашу компенсацию, вам следует обратиться в свою страховую компанию для проверки. Данной информации у DMV нет. Лица, привлеченные к ответственности за нарушения CVC §§23152, 23153 или 23103, как указано в §23103.5 (разделы, касающиеся вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), связанные с потерей, имеют право на возмещение.
Как определяется сумма возмещения VLF?
Сумма возмещения VLF основана на одной двенадцатой годовой VLF за каждый полный месяц, оставшийся до истечения срока регистрации транспортного средства. Регистрационный сбор, сбор за вес и прочие сборы возврату не подлежат. Плата за услугу частичного возврата VLF при полной потере транспортного средства будет вычтена из суммы возмещения. Если плата за услугу превышает сумму VLF, подлежащую возврату, возврат не производится.
Как запросить возврат средств VLF?
Заполните форму Заявления о возмещении стоимости лицензии на транспортное средство (REG 65) следующим образом.
- Часть A- Для невозвращенного автомобиля с полной потерей (угнанного).
- Часть B — Для конструктивно полной потери или не подлежащего ремонту транспортного средства (разбитого, уничтоженного или поврежденного в результате одного события).
Прежде чем подавать форму REG 65, вы должны иметь сертификат аварийного состояния или сертификат неремонтопригодности. Отправьте заполненный REG 65 по адресу, указанному в форме.
Информацию о сертификате аварийного состояния или сертификате о неремонтопригодности см. в брошюре «Как получить сертификат аварийного состояния или сертификат неремонтопригодного транспортного средства (HTVR)» 16.
Все чеки на возмещение будут выдаваться в штаб-квартире DMV в Сакраменто.
Часто задаваемые вопросы об автостраховании | СК ДОИ
Tab/Accordion Items
Всякий раз, когда ваша страховка ответственности отменяется или не продлевается, ваша страховая компания обязана уведомить Отдел транспортных средств Северной Каролины (DMV). DMV обязан уведомить вас о получении уведомления. Если есть штраф, DMV сообщит вам о таком и о том, какие действия, если таковые имеются, вам необходимо предпринять.
Да, члены семьи застрахованы по вашему полису. Член семьи определяется в вашем полисе как лицо, связанное с вами по крови, браку или усыновлению, которое проживает в вашей семье. Это включает подопечного или приемного ребенка. Обратите внимание, что эти члены семьи должны быть указаны в качестве водителей в соответствии с вашим полисом.
При определенных условиях ваш автомобильный полис может покрывать расходы на использование арендованного автомобиля. Тем не менее, свяжитесь с вашим агентом для уточнения деталей.
Да, если вы уведомите страховую компанию в течение 30 дней после приобретения нового автомобиля. Дополнительные транспортные средства будут иметь самое широкое покрытие любого транспортного средства, указанного в вашем полисе. Автомобили на замену будут иметь такое же покрытие, как и автомобиль, который он заменил. Если вы не уведомите компанию в течение 30 дней, автоматического покрытия не будет.
Нет, договор автомобильного полиса не распространяется на ответственность, возникающую в связи с владением или эксплуатацией транспортного средства, когда оно используется в качестве общественного транспорта или транспортного средства. Это включает, но не ограничивается любым периодом времени, в течение которого застрахованный зарегистрирован в TNC в качестве водителя, независимо от того, находится ли пассажир в транспортном средстве.
Да, ваша компания по-прежнему должна покрывать ее расходы, если ее постоянным местом жительства является ваш дом. Даже если у нее нет с собой машины, ваш полис покрывает ее ответственность, когда она может брать машину в школе и дома в гостях.
Да, покрытие по-прежнему будет действовать. Ваша премия может быть скорректирована из-за того, где сейчас находится автомобиль.
Ваш полис автоматически соответствует требованиям об ответственности другого штата. Когда придет время продлить ваш полис, вам может потребоваться приобрести страховку в штате, где вы находитесь.
Да, если он проживает в вашей семье. Однако вы должны уведомить своего агента или компанию. Невыполнение этого требования может поставить под угрозу ваше покрытие.
Подтверждение страховки в другой компании может помочь вам удалить его. Кроме того, покажите компании любые документы, которые помогут доказать, что произошла смена адреса. Примеры этих документов могут включать договоры аренды, счета за коммунальные услуги или квитанции, а также действующее водительское удостоверение.
Возможно, компания применяет к вам так называемую отмену краткосрочной ставки. Если вы отменили свой автоматический полис до истечения срока действия полиса, ваш контракт позволяет их отменить на основе короткой ставки. Компания подсчитает, сколько дней действовала политика, и, используя проценты в личном автомобильном руководстве, будет сделан расчет, чтобы определить, сколько причитается или подлежит ли возмещению. Отмена краткосрочной ставки не является законом Северной Каролины, но является частью договора полиса.
Вы имеете право оставить аварийный автомобиль себе. Когда вы это сделаете, страховая компания вычтет ликвидационную стоимость из фактической денежной стоимости. По запросу страховая компания должна предоставить вам имя и адрес дилера по утилизации, который купит утиль на вычитаемую сумму.
Вы можете использовать положение об оценке вашего полиса. Согласно положению, вы и страховая компания выберете компетентного оценщика. Затем два оценщика выберут судью. Оценщики сообщат отдельно ACV и сумму убытка. Если они не согласны, они представят свои разногласия судье. Решение любых двух будет иметь обязательную силу.
Страховая компания и застрахованный платят выбранному оценщику и несут расходы на оценку и судью в равных долях.
Страховая компания не может начислять страховые баллы за несчастный случай, произошедший не по вашей вине. Ваш агент может дать вам совет относительно андеррайтинга вашей компании и того, как претензия может повлиять на вашу политику.
Страховые компании обычно разрешают аренду автомобиля на время ремонта вашего автомобиля. Однако не существует законодательных или административных кодексов, требующих от страховой компании предоставления автомобиля в аренду.
После получения претензии у страховой компании есть 30 дней, чтобы подтвердить претензию. Признание должно быть одним из следующих: сделать предложение об урегулировании, отклонить претензию, произвести оплату претензии или сообщить заявителю о том, что расследование претензии продолжается. Платежи по убыткам и претензиям должны быть отправлены по почте или доставлены в течение 10 рабочих дней после урегулирования претензии.
Да. Страховая компания должна предоставить разумное объяснение того, почему ваше требование было отклонено в отношении языка полиса или применимого законодательства.
Нет, страхование гражданской ответственности покрывает только чужие травмы и материальный ущерб, за которые застрахованный водитель несет юридическую ответственность.
Медицинское обслуживание. Ваше страховое покрытие для автомобилистов с недостаточной страховкой (UIM) может обеспечить защиту разницы между страхованием ответственности другого водителя и ограничениями по вашему страховому покрытию UIM. Вы можете найти дополнительное покрытие в части страхового покрытия медицинских выплат вашего полиса. Проконсультируйтесь со своим агентом и просмотрите свою политику, чтобы убедиться, что вы надлежащим образом застрахованы.
Ущерб имуществу. Разница может быть покрыта вашей страховкой на случай столкновения. Опять же, проконсультируйтесь со своим агентом и просмотрите свою политику, чтобы убедиться, что вы надлежащим образом застрахованы.
Ваша компания может не продлевать страховое покрытие, отличное от страхового покрытия (всеобъемлющее) и Страхование от столкновения, если вы не соответствуете ее критериям андеррайтинга, при условии, что компания направит надлежащее уведомление. Многие компании будут использовать частоту претензий, принимая во внимание как виновные, так и безошибочные претензии, в качестве одного из своих критериев.
Да, компания должна указать причину (причины), по которой ваша политика была отменена, и дата прекращения действия.
Предложение — это приблизительная оценка вашей страховой премии. Он не предлагает твердую цену или контракт. Если ваш агент неверно указал премию, ваша компания должна исправить это, выставив вам счет за правильную премию или возместив переплаченную сумму. Точность информации о вождении — лучший способ гарантировать правильность начисления страховых взносов.
Когда люди, проживающие в вашем доме, имеют плохой водительский стаж, компания знает, что это повышенный риск. Ваша компания учтет этот риск при заключении полиса. Согласно разделу «Покрытие ответственности» вашего полиса, любой член семьи считается застрахованным. Любой, кто управляет вашим застрахованным транспортным средством с разрешения, также подпадает под вашу политику.
Нет, ставки должны применяться к транспортному средству, которым в основном управляет ваш ребенок. Если ребенок работает водителем от случая к случаю, ставки будут применяться к транспортному средству, которым чаще всего пользуется ваш ребенок.
Да, ваш полис автоматически будет соответствовать минимальным требованиям других штатов, в которые вы путешествуете.
Это может произойти по многим причинам, включая низкий первоначальный взнос, высокие процентные ставки и плохое обслуживание. Вы можете приобрести тип покрытия под названием «Гарантированная автомобильная защита» (GAP). Покрытие GAP покрывает разницу между действительной стоимостью вашего автомобиля в денежном выражении и остатком по кредиту. Обычно это доступно только для новых автомобилей. В противном случае вы можете нести ответственность за разницу.
Нет. Страховая компания не может потребовать, чтобы вы обратились в конкретную ремонтную мастерскую.
Уведомить страховую компанию о том, как, когда и где произошел несчастный случай или ущерб. Укажите имена и адреса всех пострадавших и любых свидетелей. Сотрудничайте со следствием. Получите или разрешите страховой компании получить соответствующие документы, медицинскую информацию и другие соответствующие записи.
При аннулировании вашей ответственности, медицинских выплат и страхового покрытия для незастрахованных автомобилистов или незастрахованных/недозастрахованных автомобилистов в связи с неуплатой страхового взноса ваша компания должна отправить уведомление на ваш последний известный адрес как минимум за 15 дней. Уведомление за шестьдесят дней требуется для всех других причин.
Страховая компания несет ответственность за предоставление доказательств того, что уведомление об аннулировании было отправлено по почте, а не доказательств того, что вы его получили или не получили.
При отмене какого-либо покрытия, кроме Страхования гражданской ответственности, Медицинских выплат и Незастрахованных автомобилистов или Незастрахованных/недостаточно застрахованных автомобилистов, ваша компания должна отправить уведомление на ваш последний известный адрес как минимум за 10 дней.
Да, если он дает вам надлежащее уведомление о том, что ваш первоначальный полис не будет продлен.