им точно можно довериться? — журнал За рулем
Ассистентов в современным машинах много — настолько, что можно запутаться. Эксперт «За рулем» раскрывает самое главное об основных и важное о второстепенных.
Автопарковщик и другие помощники – что они реально умеют сегодня?
О системах помощи при торможении, троганье и парковке мы рассказали тут.
При движении
- Адаптивный круиз-контроль (АСС). Обычный «круиз» только поддерживает заданную скорость. На сброс лимита клавишами реагирует вяло: отключает подачу топлива и ждет, пока машина замедлится накатом. Адаптивная или активная система с помощью радара, камеры (в этом случае система хуже работает в плохую погоду и в темноте) или их сочетания видит другие автомобили и при необходимости притормаживает, соблюдая безопасную дистанцию.
На BMW порой применяется промежуточный вариант, который назван динамическим круиз-контролем. При уменьшении заданного лимита клавишами машина применяет тормоза, однако сама при появлении помехи этого делать не умеет.
- Ограничитель скорости. Система не самостоятельная, а прилагающаяся к круиз-контролю. До установленного лимита ни в чем водителя не ограничивает, но превысить его не дает.
Активная и пассивная безопасность — в чем разница?
Очень удобно при обилии камер, когда из-за плотного трафика нельзя использовать «круиз». При нажатии газа «в пол» функция отключается. Поэтому, например, при обгоне или в экстренной ситуации «ошейник» не нужно снимать вручную.
- Система автоматического торможения. Может работать с адаптивным круиз-контролем или быть отдельной опцией без него.
Если по курсу движения возникает помеха, машина сначала попытается предупредить водителя – светом, звуком, вибрацией. При отсутствии реакции электроника сама задействует тормоза.
Возможности систем отличаются от модели к модели: производители пишут, при каких скоростях гарантируют полную остановку, а когда – только снижение тяжести последствий.
Важно понимать, что это работает только для помех, которые система замечает заранее и «ведет». Выскочивший в паре метров перед капотом пешеход в расчеты не входит, хотя и его машина будет стараться спасти.
У систем отличаются способности распознавания. Автомобили видят все устройства, пешеходов и велосипедистов – более продвинутые.
- Система контроля усталости. При частых подруливаниях и неравномерной скорости делает вывод об усталости водителя и выводит на панель совет остановиться на отдых. На грузовиках и автобусах используется более продвинутый аналог: на лицо водителя направлена камера, анализирующая мимику, положение глаз и головы.
Интересно, что примитивным системам контроля усталости уже больше 20 лет. Старые машины просто высвечивали предложение остановиться на кофе каждые два часа, без всяких дополнительных датчиков.
Сканер дорожных знаков – полезная штука или «ну такое»?
- Сканер дорожных знаков. Камера на лобовом стекле выводит изображения замеченных знаков на комбинацию приборов и (при наличии) проекционный дисплей. Чаще всего это ограничения скорости и запрет обгона, но встречается и более богатый ассортимент.
Сканер бывает синхронизирован с адаптивным «круизом». В этом случае машина предлагает в один клик изменить выставленное ограничение и привести его в соответствие с последним знаком. Самый продвинутый вариант, когда она это делает автоматически. В российских условиях с бестолково расставленными временными знаками и традицией ехать на 20 км/ч быстрее дозволенного лимита такая настройка попросту опасна.
При маневрах
- Система управления вектором тяги (AYC). Способна заметно улучшить управляемость в быстрых поворотах за счет раздельной регулировки тяги на внешнем и внутреннем колесах.
Есть реализации с помощью дифференциалов (Mitsubishi, Audi, BMW), но дешевле и проще – через тонкие настройки электроники. По аналогичному принципу работает на кроссоверах имитация межколесной блокировки.
- Система контроля слепых зон. Предупредит о наличии машины или мотоцикла при попытке перестроиться в соседнюю полосу. Для этого используются ультразвуковые сенсоры по углам бампера, аналогичные тем, что в парктронике. Предупреждения обычно только световыми индикаторами. Иногда их дополняют звук и вибрации.
38 помощников водителя: 2 обязательных, 4 полезных и несколько раздражающих
- Система контроля полосы. Просыпается при пересечении пунктира без включенного поворотника либо сплошной линии.
В зависимости от уровня устройства отличается функционал: только предупреждение или принудительный возврат в полосу подруливанием или тормозами.
На вершине технологий – системы, которые работают в постоянном режиме и ведут машину по центру полосы, не допуская существенных отклонений. Наиболее продвинутые комплексы умеют ориентироваться не только по разметке, но также по идущей впереди машине, а край полосы распознают по отбойнику или иному покрытию обочины. Источник данных – всегда видеокамера.
На пути к автопилоту
Тест систем автоторможения: как мы подстраивали аварии
Среди электронных ассистентов есть пара пока еще редких. Так, система безопасной остановки при долгом отсутствии реакции водителя на предупреждения решает, что ему стало плохо (или уснул) и берет управление на себя. Автомобиль в такой ситуации способен безопасно перестроиться и остановиться на обочине.
Некоторые машины помогают объехать препятствие в экстренной ситуации, включаясь в работу усилителя руля. Однако первое движение рулем должно исходить от человека.
Самостоятельно автоматике разрешено только тормозить (как того требуют ПДД), но не менять траекторию движения.
Второстепенные
Очень важная функция для зимы
- Адаптивный свет.
Самые простые системы предлагают подсветку противотуманными фарами или отдельными секциями фар в медленных поворотах (удобно во дворах и на парковках). Активируются при вращении руля или включении указателя поворота. Следующий уровень – поворачивающиеся на небольшой угол вслед за рулем секции ближнего света. Это удобно на трассе.
Камера на ветровом стекле может отслеживать встречные и попутные машины и автоматически переключать дальний свет на ближний и обратно.
Наиболее круты матричные фары. Они постоянно светят дальним, а, чтобы никого не слепить, «вырезают» отдельные сегменты светового пучка строго напротив других машин.
Системы контроля за давлением в шинах — как они устроены
- Система контроля давления в шинах. Из названия всё понятно, но реализаций может быть две. Упрощенная работает косвенно, по датчикам ABS: колесо с неправильным давлением делает другое количество оборотов. Иногда даже не предусмотрена индикация конкретного колеса, на панели просто загорается значок, и владельцу приходится проверять все четыре.
Удобнее, когда внутри каждого колеса стоит индивидуальный датчик. Тогда машина покажет и точное давление, и даже температуру воздуха в шине. Батареек хватает лет на 7–10.
- Система поддержания скорости на спуске. Помощник на бездорожье, поддерживающий минимальную скорость на скользких склонах. Этакий круиз-контроль для глины, песка и мокрой травы. Чаще всего скорость можно регулировать газом и тормозом.
- Система превентивной безопасности. Если электроника понимает, что авария неизбежна или очень вероятна, она предпринимает ряд действий. Чтобы минимизировать возможные травмы, закрываются окна и люк, спинки сидений поднимаются в вертикальное положение, ремни безопасности выбирают слабину, подтягивая седоков к креслам.
- Система предотвращения повторных столкновений
Часто в момент удара водитель теряет сознание и не контролирует машину, что чревато другими столкновениями. Система зажимает тормоза, и автомобиль становится неподвижным. Для безопасности одновременно включается аварийная сигнализация, разблокируются замки дверей.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: фирмы-производители
Круиз-контроль — что это такое? Как пользоваться
Круиз-контроль стал настоящим помощником. Без него путешествия на длительные расстояния были бы утомительными, а необходимость постоянно держать ногу на газе способствовала бы усталости водителя.
В данной статье поговорим, что такое круиз-контроль, как им пользоваться и чем отличается пассивный от адаптивного.
Что такое круиз контроль?
Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен.
В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Как пользоваться круиз-контролем?
Система круиз контроля состоит из 5 кнопок, располагающихся на руле: On (включить), Off (выключить), Set\Accel (установить/увеличить), Resume (восстановить), Coast (понизить). Плюс педаль тормоза, которая отключает круиз-контроль.
С кнопками включить/выключить более-менее понятно. При нажатии кнопки Set/Accel круиз контроль зафиксирует скорость, с которой вы идете на данный момент. Если повторно нажать эту кнопку, то скорость увеличится на 2 км/ч. Если вы тормозили, то для восстановления утраченной скорости нужно нажать кнопку Resume. Если держать кнопку Coast, то скорость будет снижаться.
«Мозги» круиз контроля — небольшой компьютер. Он соединен с дросселем и несколькими сенсорами. Хороший круиз контроль довольно быстро увеличивает скорость автомобиля, но без рывков и удерживает постоянную скорость автомобиля независимо от его веса и наличия уклонов или подъемов на дороге. Для расчета нужного контроля скорости компьютер берет во внимание такие показатели, как пропорция, расстояние и ускорение. Так работает пассивный круиз-контроль.
Что такое адаптивный и пассивный круиз контроль?
Сейчас разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. А традиционный круиз контроль называется пассивным.
В настоящее время автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Как и пассивный, активный круиз контроль будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.
Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.
Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если круиз контроль не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то система подает водителю аудио сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения.
Руководство по адаптивному круиз-контролю
Кит Бэрри
Фотоиллюстрация: Джон Риттер
Адаптивный круиз-контроль (ACC) похож на традиционный круиз-контроль, но более интеллектуален. Системы адаптивного круиз-контроля позволяют вам устанавливать желаемую скорость до тех пор, пока ваш автомобиль не столкнется с более медленным транспортным потоком. Затем он будет тормозить, чтобы поддерживать заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Как только движение возобновится или если на полосе впереди больше нет автомобиля, ACC ускорится, чтобы восстановить предыдущую заданную скорость. Хотя к системам ACC может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть, респонденты нашего опроса сказали нам, что они оценили снятие стресса, которое приносит эта функция.
«Я использую эту функцию в основном на автостраде и в пробках. Я считаю, что это снижает напряжение и усталость», — написал владелец Subaru Outback 2020 года. Водитель Audi Q5 2018 года согласился. «Так приятно просто установить его и позволить машине беспокоиться о пробках», — сказали они CR.
В системах используются лазеры, радары, камеры или их комбинация. Если движение замедляется до полной остановки, большинство систем ACC полностью останавливают автомобиль, а затем возвращают его к скорости, когда движение возобновляется. Другие работают только в пределах определенных скоростей и/или могут не запускаться автоматически.
Адаптивный круиз-контроль (ACC): Круиз-контроль, который также помогает при ускорении и/или торможении для поддержания выбранного водителем расстояния до впереди идущего автомобиля. Некоторые системы могут остановиться и продолжить работу, а другие нет. Если автомобиль полностью остановится, вам, возможно, придется нажать педаль газа или кнопку на рулевом колесе, чтобы снова начать движение.
Не все системы работают на низких скоростях, поэтому водителям, которые планируют использовать ACC в условиях медленного движения, следует проверить ограничения любой системы, которую они планируют купить. В названии этих конкретных систем часто встречаются слова «пробка» или «остановись и иди».
Эти функции обычно активируются с помощью кнопки на руле с изображением автомобиля рядом со спидометром со стрелкой, указывающей на него. Обычная система круиз-контроля не поддерживает автоматически заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля, о чем свидетельствует аналогичный логотип без автомобиля рядом со спидометром. Совет, чтобы узнать, есть ли в вашем автомобиле адаптивный круиз-контроль или обычный круиз-контроль, — это найти кнопку «промежуток», которая обычно показывает символ автомобиля с горизонтальными дистанционными полосами впереди. Эта кнопка определяет, сколько места ваш автомобиль оставляет между передним бампером и задней частью автомобиля, за которым он следует.
В нашем последнем опросе мы попросили участников CR оценить их опыт использования передовых систем безопасности и помощи водителю в их автомобилях 2017–2022 модельного года. Респонденты ответили на вопросы об их удовлетворенности системами. Опросом было охвачено около 47 000 автомобилей. Большинство респондентов сказали нам, что они «очень довольны» ACC. Удовлетворенность была выше у водителей старшего возраста.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
ОБЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Каждая система ACC работает немного по-своему, говорит Келли Фанкхаузер, менеджер по автомобильным технологиям в CR. Некоторые лучше других распознают слияние транспортных средств и автоматически включают тормоза, в то время как другие слишком долго ждут, чтобы замедлить скорость вашего автомобиля, требуя от водителя взять на себя управление, особенно когда транспортное средство впереди вас подрезает вас в тесном слиянии.
«Большинство систем адаптивного круиз-контроля могут быть настроены только на скорость выше 20 миль в час, но они будут замедлять транспортное средство до скорости ниже этой в условиях движения с частыми остановками», — говорит она. «Есть несколько систем, которые не останавливают автомобиль полностью, а просто отключают его на низких скоростях. Это может быть опасно, когда вы едете за другим замедляющимся транспортным средством». Она рекомендует внимательно прочитать веб-сайт автопроизводителя и узнать о диапазонах скоростей, прежде чем использовать ACC во время тест-драйва.
ACC предназначен для удобства, а не для замены бдительного водителя, говорит Фанхаузер. Так что не используйте адаптивный круиз-контроль как предлог, чтобы отвлечься. «То, что машина контролирует вашу скорость, не означает, что вы можете выехать», — говорит она. «Эти системы плохо справляются с обнаружением или замедлением транспортных средств впереди, если вы приближаетесь к ним на высокой скорости. Водитель всегда должен следить за окружающим движением и предвидеть потенциальные опасности».
Кит Бэрри
Кит Бэрри работает авторепортером в Consumer Reports с 2018 года. Он занимается вопросами безопасности, технологий и воздействия автомобилей на окружающую среду. Ранее он руководил освещением дома и бытовой техники в Reviewed; сообщил об автомобилях для USA Today, Wired и Car & Driver; а также писал для других изданий. Кит получил степень магистра общественного здравоохранения в Университете Тафтса. Подпишитесь на него в Твиттере @itskeithbarry.
Круиз-контроль: все, что вам нужно знать для спокойного круиза
Круиз по шоссе под ритм вашей любимой песни – разве это не опыт, которого мы все время от времени жаждем?
Однако ручное поддержание скорости автомобиля педалью акселератора на дальних дистанциях становится утомительным и неудобным.
Введите « круиз-контроль » — функция, которая становится все более популярной в автомобилях более высокого класса. Любопытно узнать, что именно делает эта функция и стоит ли ее иметь? Читай дальше.
Содержание
- Что такое круиз-контроль?
- Как пользоваться круиз-контролем?
- Преимущества круиз-контроля в автомобиле
- Недостатки круиз-контроля в автомобиле
- Адаптивный круиз-контроль
- Адаптивный круиз-контроль и круиз-контроль
- Резюме
- Часто задаваемые вопросы о круиз-контроле
Что такое круиз-контроль?
Круиз-контроль — это система, которая поддерживает заданную водителем скорость автомобиля, не требуя от него нажатия на педаль акселератора. Более того, он не дает автомобилю двигаться выше или ниже заданной скорости, пока водитель не нажмет на педаль тормоза или акселератора.
Функция круиз-контроля — это автоматическое воспроизведение того, как водитель вручную регулирует скорость автомобиля. Ранние системы круиз-контроля работали с кабелем и приводом для управления дроссельной заслонкой.
Современные системы круиз-контроля заменили кабель различными датчиками, подключенными к ЭБУ (электронный блок управления) . Когда водитель задает скорость, ECU вычисляет входные данные водителя для дроссельной заслонки, а затем соответствующим образом настраивает дроссельную заслонку. Система неизменно поддерживает скорость, заданную водителем, и регулирует конфигурацию дроссельной заслонки, чтобы заданная скорость оставалась неизменной при изменении дорожных условий.
Как пользоваться круиз-контролем?
Перед активацией круиз-контроля в автомобиле проверьте наличие неблагоприятных погодных условий. Воздержитесь от использования круиз-контроля на высоких скоростях во время дождя, так как плохая видимость и непредсказуемые дорожные условия делают вождение небезопасным.
Тем не менее, следующие шаги помогут вам понять, как использовать систему круиз-контроля в вашем автомобиле:
- Шаг 1 – Разгоните автомобиль до желаемой скорости. Будьте внимательны: не превышайте скоростной режим дороги или шоссе.
- Шаг 2 — Как только автомобиль наберет нужную скорость, активируйте круиз-контроль, нажав его кнопку, которая находится либо на рулевом колесе, либо рядом с ним. Не забудьте найти кнопку, прежде чем принять решение активировать круиз-контроль.
- Шаг 3 — Уберите ногу с педали акселератора, поскольку автомобилю больше не требуется ваше вмешательство для поддержания постоянной скорости.
- Шаг 4 — Во время вождения следите за дорогой и будьте готовы реагировать на меняющиеся дорожные условия.
Будьте готовы нажать на тормоз, если встретите препятствие.
- Шаг 5 — Если вы хотите ускориться, вы можете нажать данную кнопку «+» (плюс).
- Шаг 6 — Если вы хотите замедлить скорость, вы можете нажать данную кнопку «-» (минус).
- Шаг 7 – Если вы даже слегка нажмете на педаль тормоза, автомобиль должен отключить круиз-контроль.
Кнопки для включения круиз-контроля, ускорения и замедления различаются от автомобиля к автомобилю. Так что не забудьте проверить, прежде чем садиться за руль.
Преимущества круиз-контроля в автомобиле
Функция круиз-контроля предназначена для минимизации усталости водителей при поездках на большие расстояния, поддерживая постоянную скорость автомобиля без ручного управления. Водителю не нужно удерживать педаль акселератора нажатой, и он может позволить своей ноге расслабиться. Круиз-контроль в основном используется на автомагистралях, когда его можно задействовать на более длительное время.
Увеличивает пробег
Когда автомобиль движется с постоянной скоростью, его двигатель также работает с постоянным числом оборотов в минуту (оборотов в минуту). С меньшими колебаниями скорости и оборотов расход топлива также в значительной степени контролируется, что помогает увеличить пробег вашего автомобиля при длительных поездках по шоссе.
Помогает безопасно управлять автомобилем
Водители обычно превышают скорость на чистых бесконечных дорогах. С круиз-контролем вы можете установить скорость ниже ограничения скорости на шоссе и безопасно путешествовать.
Легкое управление
Для увеличения или уменьшения скорости автомобиля обычно используются педали акселератора и тормоза. Находясь на шоссе, вы можете отрегулировать скорость в соответствии с дорожными условиями. Скоростью системы круиз-контроля можно управлять с помощью кнопок на рулевом колесе, что дает вам адаптивный контроль на дороге. Более дорогие автомобили также оснащены адаптивным круиз-контролем, где эта операция выполняется автоматически.
Недостатки круиз-контроля в автомобиле
Ограничения индийских дорог
Круиз-контроль лучше всего подходит для широких, длинных, ровных и (что особенно важно) чистых шоссе. В то время как в Индии есть фантастическая сеть гладких автомагистралей, по пути можно столкнуться с такими препятствиями, как крупный рогатый скот, собаки и т. д. Более того, многие люди пренебрегают правилами и ограничениями скорости и подвергают опасности поездки по шоссе.
Увеличивает время реакции, когда вам нужно быть быстрым
Из-за неопределенности на индийских дорогах вы никогда не знаете, когда вам может понадобиться внезапно нажать на педаль тормоза. Если вы столкнетесь с чрезвычайной ситуацией при активированном круиз-контроле, вам может потребоваться немного больше времени, чтобы задействовать тормоза и спасти себя от аварии.
Может вызвать сонливость
При активированном круиз-контроле автомобиль может оставаться на постоянной скорости столько, сколько вы пожелаете. Поскольку круиз-контроль уменьшает активное участие в вождении, уровень вашей бдительности может снизиться, что в конечном итоге приведет к сонливости. Мы настоятельно рекомендуем отключать круиз-контроль каждые 10–15 минут.
Адаптивный круиз-контроль
Адаптивный круиз-контроль — это новейшая технология и значительно модернизированная форма круиз-контроля. Он автоматически регулирует скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля. Суть этой технологии заключается в обеспечении того, чтобы автомобиль сохранял безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства независимо от изменения его скорости. Технология автономного вождения уровня 1, адаптивный круиз-контроль использует радарные датчики для оценки разницы в скорости и расстоянии от впереди идущего автомобиля. Например, если автомобиль впереди вашего автомобиля замедляется или ускоряется, с помощью адаптивного круиз-контроля ваш автомобиль снизит скорость или ускорится, чтобы поддерживать заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Адаптивный круиз-контроль обычно встречается в автомобилях премиум-класса. Однако теперь он распространился на некоторые легковые автомобили премиум-класса, такие как Mahindra XUV700, MG Gloster и MG Astor.
Адаптивный круиз-контроль и круиз-контроль
Круиз-контроль | Адаптивный круиз-контроль |
Поддерживает постоянную скорость без участия водителя. | Умно меняет скорость автомобиля, чтобы держать его на безопасном расстоянии от впереди идущего автомобиля. |
Для настройки дроссельной заслонки используются различные датчики | Он использует радары для оценки относительной скорости и дистанции. |
Идеально подходит для высокоскоростной езды по автомагистралям | Чрезвычайно удобен в условиях дорожного движения, поскольку автоматически замедляет и ускоряет автомобиль, удерживая его на безопасном расстоянии от других автомобилей |
Доступно в большинство автомобилей | Доступно в основном для автомобилей высшего класса |
Резюме
Круиз-контроль является главной достопримечательностью в вариантах, которые поставляются с ним, и хотя он определенно звучит как мечта, он может быть не для всех. Поэтому, прежде чем вы решите приобрести себе автомобиль с круиз-контролем, узнайте, как он работает, его плюсы и минусы, а также подходит ли он для ваших нужд и окружающей среды.
Часто задаваемые вопросы о круиз-контроле
Что делает круиз-контроль в автомобиле?
Круиз-контроль в автомобиле автоматически управляет им с постоянной скоростью, заданной водителем, и не требует от водителя нажатия на педаль акселератора.
Когда следует использовать круиз-контроль?
Помните, что при использовании круиз-контроля вы должны видеть дорогу впереди как можно четче и дальше. Следует избегать использования круиз-контроля в дождливую погоду.
Подходит ли круиз-контроль для вашего автомобиля?
Круиз-контроль имеет свои плюсы и минусы. Хотя это значительно снижает ваши усилия, поскольку вам не нужно держать ногу на педали акселератора, в то же время вам нужно оставаться максимально внимательным к непредсказуемости индийских дорог, например, к крупному рогатому скоту, бездомным животным, водитель-новичок, внезапно повернувший руль, не проверив машины, идущие за ним, и т.