Что лучше вариатор или робот и с какой трансмиссией выбрать автомобиль
Робот и вариатор по конструкции относятся к двум разным типам коробок передач, первая к механической, вторая к автоматической. Но обе трансмиссии позволяют передачам переключатся автоматически и это их объединяет.
Что лучше вариатор или робот, какие их преимущества и недостатки, отличительные конструктивные особенности будет рассмотрено в этой статье.
Вариатор, устройство и принцип работы
Вариатор (CVT, или Continuously Variable Transmission) — это тип автоматической коробки передач, который обеспечивает бесступенчатое изменение передаточных отношений, позволяя двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов.
Вариаторы обеспечивают плавное и эффективное управление мощностью, что делает их популярным выбором для современных автомобилей.
Основные компоненты этого типа трансмиссии:
- Ременная передача: в большинстве CVT используется металлический ремень или цепь, который передает крутящий момент между двумя коническими шкивами.
Один шкив связан с двигателем (первичный), а другой — с колесами автомобиля (вторичный).
- Шкивы: первичный и вторичный имеют переменную геометрию. Это позволяет им изменять свои радиусы в зависимости от положения ремня или цепи. Шкивы состоят из двух половинок, которые могут сближаться или раздвигаться, изменяя тем самым передаточное отношение.
- Гидравлическая система: контролирует положение шкивов и, следовательно, передаточное отношение. Она определяет, как быстро и насколько сильно шкивы должны сближаться или раздвигаться для управления передачей.
- Электронный блок управления (ECU): собирает информацию от различных датчиков, таких как датчики скорости, положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя. На основе этих данных, ECU определяет оптимальное передаточное отношение и регулирует гидравлическую систему для достижения этого результата.
Существующие виды
Вариаторы могут быть классифицированы по разным критериям, но основные виды включают:
- Клиноременный (V-belt CVT): это наиболее распространенный тип вариатора, использующий металлический ремень для передачи крутящего момента между двумя коническими шкивами с переменной шириной.
Обеспечивает плавное изменение передаточных отношений и характеризуется высокой эффективностью. Однако, износ ремня может снижать надежность и срок службы системы.
- Цепной (Chain CVT): вместо ремня, цепной вариатор использует специализированную металлическую цепь для передачи крутящего момента между шкивами. Имеет преимущества аналогичные ременному вариатору, но может быть более надежным и долговечным благодаря улучшенной сопротивляемости износу и растяжению.
- Тороидальный (Toroidal CVT): использует два тороидальных (бубликовидных) диска и набор роликов, которые передают крутящий момент между дисками. При изменении положения роликов на дисках меняется передаточное отношение. Тороидальные вариаторы характеризуются высокой эффективностью и могут передавать больший крутящий момент, чем ременные или цепные аналоги, но их сложность и стоимость обычно выше.
- Электронно-гидравлический (Hydrostatic CVT): этот тип вариатора использует гидравлические насосы и моторы для передачи крутящего момента.
Электронно-гидравлический вариатор обеспечивает бесступенчатое изменение передаточных отношений путем регулировки объема и давления рабочей жидкости, которая передается между насосом и мотором. Этот вид вариатора имеет применение в сельскохозяйственной.
Преимущества и недостатки вариаторов
Для удобства все данные сведены в таблицу.
Преимущества | Недостатки |
Плавность хода. | Ограниченный диапазон передаточных отношений. |
Эффективность и возможность работы двигателя в оптимальном диапазоне оборотов. | Меньшую надежность по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач. |
Бесступенчатое ускорение. | Дороговизну ремонта или замены включая и расходники |
Меньший вес по сравнению с АКПП. | Не подходит для автомобилей с большой мощностью. |
Меньше «тормозит» при переключении передач по сравнению с роботом. | Не подходит для эксплуатации в сложных дорожных условиях. |
Рекомендации по правильной эксплуатации вариатора
Чтобы продлить срок службы коробки CVT соблюдайте следующие рекомендации:
- Регулярное обслуживание: следуйте рекомендациям производителя по регулярной замене масла и фильтра в вариаторе. Обычно это необходимо делать каждые 60 000 — 100 000 км, но уточните данные для своего автомобиля в руководстве по техническому облуживанию и ремонту.
- Используйте качественное масло: выбирайте только масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля.
Не экономьте на масле, т.к. оно играет ключевую роль в работе вариатора.
- Периодически контролируйте уровень смазки в трансмиссии.
- Плавное ускорение: избегайте резкого ускорения и торможения, особенно на холодном двигателе. Это снижает нагрузку на вариатор и продлевает его срок службы.
- Разогревайте двигатель: перед началом движения дайте мотору прогреться, особенно в холодное время года. Это позволяет маслу в вариаторе дойти до оптимальной рабочей температуры и обеспечивает лучшую смазку.
- Не превышайте допустимую нагрузку: следуйте указаниям производителя относительно максимальной нагрузки на ваш автомобиль. Перегрузка может привести к износу и повреждению вариатора.
- Не крутите двигатель на холостом ходу: делайте это только на короткое время иначе это может привести к перегреву вариатора.
- Прицепы и буксировка: убедитесь, что для вашей марки авто разрешена буксировка и используйте только подходящие прицепы. Буксировка тяжелых грузов может привести к износу и повреждению вариатора.
В заключении раздела, вариаторы предлагают ряд преимуществ для водителей, таких как плавность хода, эффективность и возможность работы двигателя в оптимальном диапазоне оборотов.
Однако, их использование также связано с некоторыми недостатками, включая ограниченный диапазон передаточных отношений, меньшую надежность и дороговизну ремонта или замены.
Читайте также:
Что такое вариатор (коробки передач CVT), устройство, принцип работы, преимущества и недостатки
Роботизированная коробка передач (РКП)
Также известная как автоматизированная механическая коробка передач (AMT) или полуавтоматическая КП, представляет собой компромисс между механической и автоматической трансмиссиями.
РКП использует традиционную МКПП с множеством передач, но автоматизирует процесс сцепления и переключения с помощью электронного управления и актуаторов.
Устройство и принцип работы
РКП состоит из нескольких ключевых компонентов:
- Основная коробка передач: она аналогична традиционной механической КП.
- Сцепление: в роботизированной трансмиссии может быть одно или двойное сцепление. Двойное сцепление (DCT) предпочтительнее, так как оно обеспечивает более плавное и быстрое переключение передач, минимизируя прерывания тяги между передачами.
- Электронный блок управления (ECU): это «мозг». ECU получает информацию от датчиков на автомобиле, таких как положения дроссельной заслонки, скорости, оборотов двигателя и других. Он анализирует эту информацию и определяет оптимальное время для переключения передач и управления сцеплением.
- Актуаторы: отвечают за физическое переключение передач и управление сцеплением на основе команд от ECU. В РКП могут использоваться разные типы актуаторов, такие как электромеханические, гидравлические или пневматические.
- Датчики: предназначены для сбора информации о состоянии автомобиля, такой как скорость, обороты двигателя и положение дроссельной заслонки. Эта информация используется ECU для определения оптимального момента переключения передач и управления сцеплением.
- Лепестки переключения или рычаг: в ручном режиме управления водитель использует лепестки на рулевом колесе или специальный рычаг для переключения передач. Сигналы от этих устройств передаются в ECU, который в свою очередь управляет актуаторами для включения той или иной передачи.
Преимущества и недостатки робота
Преимущества роботизированной коробки передач:
- Улучшенная производительность: более быстрое и точное переключение передач, особенно в коробках с двойным сцеплением, может привести к меньшему расходу топлива.
- Гибкость управления: Водитель может выбирать между автоматическим режимом, в котором передачи переключаются самостоятельно, и ручным, в котором водитель самостоятельно переключает передачи с помощью лепестков или рычага.
- Комфорт вождения: РКП обеспечивает более комфортное вождение по сравнению с механической трансмиссией, так как водителю не нужно управлять сцеплением и переключать передачи вручную.
Однако, роботизированные коробки передач также имеют некоторые недостатки:
- Сложность и стоимость: РКП имеет более сложную конструкцию по сравнению с механикой, что может привести к более высокой стоимости и сложности обслуживания.
- Надежность и износ: электронные компоненты, актуаторы и датчики могут износиться и выйти из строя со временем, что приведет к дорогостоящим ремонтам.
- Плавность переключения: в некоторых случаях, особенно при медленном движении или в условиях городского трафика, переключение передач в РКП может быть менее плавным по сравнению с автоматическими КП включая и вариатор.
- Адаптация: некоторым водителям, особенно тем, кто привык к МКПП, может потребоваться время для адаптации к особенностям управления роботизированной КП. В частности, переключение передач и работа сцепления могут отличаться от традиционных трансмиссий, что может вызвать изначальное неприятие со стороны некоторых автовладельцев.
Робот с двумя сцеплениями
Также известный как коробка передач с двойным сцеплением (DCT, от англ. Dual Clutch Transmission), представляет собой разновидность роботизированной трансмиссии.
Принцип работы DCT следующий:
- Два сцепления расположены на двух отдельных валах, каждый из которых контролирует определенный набор передач.
Одно сцепление управляет нечетными передачами (1-я, 3-я, 5-я и т. д.), а другое – четными (2-я, 4-я, 6-я и т. д.).
- Во время движения автомобиля одно сцепление активно и контролирует текущую передачу, в то время как другое заранее подготавливает следующую передачу.
- Когда наступает момент переключения, происходит быстрое и плавное переключение между сцеплениями, что практически исключает прерывание тяги и обеспечивает практически мгновенный переход с одной скорости на другую.
- Быстрое и плавное переключение: DCT обеспечивает быстрое и практически бесступенчатое переключение передач, что улучшает динамику и комфорт вождения.
- Улучшенная экономичность: благодаря быстрому переключению, двигатель работает с более оптимальными оборотами, что может привести к улучшению топливной экономичности.
- Производительность: DCT обычно обеспечивает лучшую производительность по сравнению с традиционными автоматическими или роботизированными КП с одинарным сцеплением.
- Стоимость и сложность: DCT имеет более сложную конструкцию и может быть дороже в производстве, покупке и обслуживании по сравнению с традиционными автоматическими или роботизированными коробками передач с одинарным сцеплением.
- Надежность: В связи с большим количеством движущихся частей и сцеплений, КП с двойным сцеплением может быть менее надежной и подвержена износу или поломкам по сравнению с другими типами трансмиссий.
- Плавность работы при малых скоростях: Некоторые DCT могут иметь сложности с плавным переключением передач при малых скоростях или в условиях городского трафика, что может вызывать некоторый дискомфорт при вождении.
Несмотря на некоторые недостатки, роботизированные коробки передач стали популярными среди автомобилей среднего и премиум-класса, благодаря их способности предложить компромисс между производительностью механикой и комфортом автоматической трансмиссии.
Читайте также:
Коробка DSG, что это такое, устройство и принцип работы, характеристики, на какие авто устанавливалась, плюсы и минусы по отзывам
Что выбрать вариатор или робот?
В заключении можно сказать, что вариаторы (CVT) и роботизированные коробки передач (РКП) имеют различия в конструкции и принципе работы, а выбор между ними во многом зависит от предпочтений водителя и условий эксплуатации автомобиля.
Отличия между вариатором (CVT) и роботизированной коробкой передач (РКП):
Особенности | Вариатор | Робот |
Принцип работы | Использует систему ремней и шкивов (или конических шестерен) с переменным диаметром для бесступенчатого изменения передаточных отношений, обеспечивая плавное движение. | РКП, с другой стороны, имеет фиксированные передачи, как в механической трансмиссии, но переключение между ними автоматизировано с помощью актуаторов и электронного управления. |
Комфорт | Обеспечивает более плавное вождение, так как отсутствуют рывки при переключении передач. | РКП, особенно с одинарным сцеплением, может иметь менее плавное переключение передач, особенно на низких скоростях. |
Производительность | Обычно предпочтительнее для автомобилей с акцентом на комфорт и экономичность. | РКП, особенно с двойным сцеплением (DCT), может обеспечить лучшую производительность и быстрое переключение передач, что делает его предпочтительным для спортивных автомобилей. |
Топливная экономичность | Позволяет двигателю работать на оптимальных оборотах, что может привести к лучшей топливной экономичности, особенно при городской езде. | Также может быть достаточно экономичным, но результаты могут варьироваться в зависимости от типа коробки передач и стиля вождения. |
Надежность и обслуживание | Имеет меньше движущихся частей и может быть менее подвержен механическому износу, однако ремонт или замена вариатора может быть дорогостоящим процессом. | Имеет больше изнашивающихся компонентов, таких как сцепления и актуаторы, что может привести к более частому обслуживанию или ремонту. Однако их стоимость может варьироваться в зависимости от конкретного типа коробки передач и автомобиля. |
Читайте также:
Выбор между вариатором (CVT) и роботизированной коробкой передач (РКП) во многом зависит от индивидуальных предпочтений водителя и требований к автомобилю.
Если вам важен комфорт и топливная экономичность, особенно при городской езде, CVT может быть более подходящим вариантом.
Если же вы предпочитаете быстрое и точное переключение передач с возможностью ручного управления и акцентом на производительность, роботизированная коробка, особенно с двойным сцеплением (DCT), может быть более привлекательным выбором.
Вариатору
0%
Роботу
0%
АКПП (коробке автомат)
100%
МКПП (механика)
0%
Проголосовало: 1
youtube.com/embed/SOxvPxJwSzU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»>плюсы и минусы – АТЦ «Гранд»
Появление АКПП, история развития
Вообще, вопрос об автоматах встал сразу же после выпуска машины, у которой была механическая коробка передач. Вопрос о комфорте стоял остро даже в то время, поэтому уже в 1947 году компания Buick выпускает первый серийный автомобиль с автоматической КПП. Так появился первый автомат, хотя патент на изобретение зарегистрирован ещё в 1903 году. В его основу входили такие сложные штуки как гидротрансформатор, планетарный редуктор и гидравлическая система управления. Обо всём этом мы поговорим позже, когда отдельно будем разбирать «классический» вариант АКПП.
Где-то на рубеже 1950-х появилась вариаторная трансмиссия. И ставилась она на легковые транспортные средства марки DAF. При этом, такой вариант был довольно ломучим, поэтому не только DAF, но и Volvo, которые вложили большие деньги в этот вид коробок, свернули их производство. Однако, уже японские автомобильные концерны начали вновь возрождать вариаторы. Такой вид трансмиссии считается улучшенным «классическим» автоматом. Здесь устраняются его недостатки и остаются только положительные моменты, но это только на первый взгляд. Основные детали здесь — гидротрансформатор, два шкива и ремень вариатора. О них мы также поговорим отдельно.
Логичным продолжение МКПП стал роботизированный короб, который впервые появился в 1939 году. В то время он был дорогим и неэффективным, поэтому к нему вернулись гораздо позже. А в серийных версиях он появился только в 2003 году. Основную работу здесь выполняют два сцепления и электронный блок.
Итак, мы разобрались с автоматическими КПП, который представлены на рынке больше всего, отследили исторические связи и узнали, что выполняет основную работу в каждой. Теперь нужно разобраться более подробно в каждом виде КПП, сделать выводы и выбрать необходимую для себя.
Гидравлическая АКПП
Собственно, это и есть первый автомат, установленный на серийное средство передвижения. Суть работы здесь такова: в коробке находится масло, которое под давлением насоса передаёт крутящий момент на механические части АКПП — сателлиты, планетарную и внешнюю шестерню. За счёт совместной работы этих деталей и масла, на колёса передаётся крутящий момент и ТС едет.
Плюсы: эта версия в теории надёжнее МКПП, так как автоматика работает в щадящем режиме и есть много примеров, когда машины уже сгнили, а коробка продолжает работать.
Минусы: высокий расход топлива за счёт низкого КПД, чтобы гидротрансформатор был надёжным, его нужно ещё и грамотно обслуживать.
Отлично подойдёт, если вы не проводите в пробках 80% всех поездок. Хотите иногда почувствовать скорость, но не гонитесь за бешенной динамикой. Если будете обслуживать чуть чаще, чем по регламенту, то коробка прослужит верой и правдой не только вам, но и следующему владельцу.
Вариаторная трансмиссия
Как уже говорилось вначале, этот тип трансмиссий — попытка усовершенствовать гидравлическую АКПП. Запрос на такое изменение возник, когда автомобили большую часть времени начали проводить в пробках. Постоянные трогания с места, небольшие дистанции проезда и езда накатом сказывались на расходе топлива и работе АКПП. Автоматическая коробка, настроенная под динамичную езду, начинала переключать с первой на вторую скорость, когда автомобиль медленно ехал в потоке. Или же, вовсе не переходил на пониженную передачу, когда ТС едет накатом. Чтобы исправить такие ошибки, автоконцерны начали активно развивать АКПП, но в итоге получилась вариаторная трансмиссия с другим подходом к работе автомобиля.
Да, здесь по-прежнему используется гидротрансформатор, но только чтобы трогаться с места. Для всего остального есть шкивы и ремень. После того как автомобиль тронулся, шкивы сужаются и выталкивают ремень на внешний радиус, благодаря чему увеличивается передаточное отношение. Когда ТС замедляется, шкивы расширяются и ремень возвращается на внутренний радиус, а передаточное отношение уменьшается. Благодаря такому решению, у коробки передач нет условных скоростей, а набор или снижение скорости происходит плавно, без рывков и потерь мощности.
Плюсы: незаметное переключение «передач», один из самых низких расходов топлива.
Минусы: дорогой ремонт и обслуживание АКПП, чувствительность к нагрузкам.
Отличное решение для города, будет самый низкий расход топлива в пробках. При этом не будет ощущаться переключение передач, а механизм не будет выходить быстро из строя при такой эксплуатации. Также неплохая динамика. При этом, с такой коробкой нельзя буксировать кого-то, нажимать педаль в пол на светофорах и перебуксовывать. Всё это приведёт к перегреву и скорому выходу из строя. Если ничего из таких мелочей не пугает и дальше своего города вы не выезжаете, то смело берите!
Робот
Мы уже говорили выше, что роботизированная коробка — это механическая КПП, управляет которой электроника. В серийном производстве она появилась только в 2003 году на ТС марки Volkswagen. Для того, чтобы обеспечить плавность и быстроту переключения передач, концерн решил использовать два сцепления. Первое сцепление отвечало за нечётный передачи, второе за чётные. Таким образом, во время движения, крутящий момент от двигателя передаётся на одно сцепление, а второе уже приготовило нужную передачу. В момент, когда нужно переключить передачу, первое сцепление разжимается, а второе одновременно сжимается. Благодаря такой настройке, переключение передач происходит незаметно и быстро.
Плюсы: плавность и скорость переключения передач, экономичный расход, динамичная езда.
Минусы: дорогой ремонт, сложность конструкции (в случае поломки, нужно искать специализированное СТО).
Берите, если нужен низкий расход, но иногда любите и погонять. При этом, вы внимательно следите за состоянием автомобиля, вовремя обслуживаете и не экономите на масле. При этом, на такой коробке лучше не стартовать в пол со светофора.
Правильный выбор
Автомобили с автоматической коробкой передач давно стали обыденностью в современных реалиях. Их существует огромное количество и в самых разных вариациях. И прежде чем купить то или иное ТС, вы должны чётко определиться с задачами, которые будет выполнять автомобиль. Не гонитесь за несуществующей универсальностью. Любой автомобиль — это компромисс. А тот, который может делать всё, скорее всего будет плох во всём. Поэтому, чёткое понимание цели, поможет выбрать то, что вам необходимо.
Robot Coupe-вариатор для моделей R602VV
Крышка с центральной пластиной.
MAN0790921380 Центральная пластина-ножÊКрышка в сборе (330IK/SA)
Больше информации
Матфер | Запасные лезвия Bourgeat Tom Slicer
404,16 $
Матфер | Запасные лезвия для слайсеров Bourgeat Tom
404,16 $
Код продукта: EU 215720
Matfer | Запасные лезвия для слайсера Bourgeat Tom
Больше информации
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
166,19 $
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
166,19 $
Код продукта: CC PURSP-0439510
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
Больше информации
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
409,30 $
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
409,30 $
Код продукта: CC PVIIP-1630005
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
Robot Coupe — *BLIXER 5A*
32,30 $
Robot Coupe — *BLIXER 5A*
32,30 $
221,35 $ 221,35 $ Код продукта: RC 29334
Больше информации Robot Coupe — только диск 10 мм Подходит для оборудования для нарезки кубиками
Robot Coupe — только диск 10 мм Подходит для оборудования для нарезки кубиками
Больше информации
Robot Coupe — только диск 10 мм Подходит для оборудования для картофеля фри
221,35 $
Robot Coupe — только диск 10 мм, подходит только для оборудования для картофеля фри
221,35 $
Код продукта: RC 29344
Robot Coupe — подходит только для диска 10 мм, оборудование для картофеля фри
Больше информации
Robot Coupe — серый колпачок 10 мм
4,75 $
Robot Coupe — серый колпачок 10 мм
4,75 $
Код продукта: RC 505351
Robot Coupe — серая завинчивающаяся крышка 10 мм
Больше информации
Robot Coupe — 10 QT Beater в соответствии с SP25
$ 289,75
Robot Coupe — 10 Qt Beater в соответствии с SP25
$ 289,75Код продукта: RC SP25-10QT BTR
COPE -10 QT SP25555.
Больше информации
Robot Coupe — 10 QT Hook в соответствии с SP25
$ 247,00
Robot Coupe — 10 QT Hook в соответствии с SP25
$ 247,00
Код продукта: RC SP25-10QT HK
Robot Coupe -10 QT TO SP25
Больше информации
Robot Coupe — 10-литровый венчик для Sp25
289,75 $
Robot Coupe — 10-литровый венчик для Sp25
289,75 $
Код продукта: RC SP25-10Qt WSK
Robot Coupe — венчик объемом 10 Qt для Sp25
Больше информации
Robot Coupe — кольцо 11 мм R8
29,45 $
Robot Coupe — кольцо 11 мм R8
29,45 $
Код продукта:
Больше информации
Robot Coupe — вариатор для 4-литровых моделей (R402vv)
Центральная пластина-крышка ножа в сборе (330IK/SA)
690,74 $
Центральная пластина-крышка ножа в сборе (330IK/SA)
90 BRI MAN0790921380
MAN0790921380 Центральная пластина-ножÊКрышка в сборе (330IK/SA)
Больше информации
Матфер | Запасные лезвия для слайсеров Bourgeat Tom
404,16 $
Matfer | Запасные лезвия для слайсеров Bourgeat Tom
404,16 $
Код продукта: EU 215720
Matfer | Запасные лезвия для слайсера Bourgeat Tom
Больше информации
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
166,19 $
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
166,19 $
Код продукта: CC PURSP-0439510
Бутылка минерального масла 1 л (ISO VG32) для Premier1635
Больше информации
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
409,30 $
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
409,30 $Код продукта: CC PVIIP-1635
Purevac Наклонная вставная пластина для жидких продуктов, соответствующая Premier1635
Больше информации
Robot Coupe — *BLIXER 5A*
32,30 $
Robot Coupe — *BLIXER 5A*
32,30 $
$ 221,35
Больше информации Robot Coupe — 10 мм только диск.
Оборудование для удара по скидке
Robot Coupe — 10 мм, только костюм.
Больше информации
Робот-купе — только диск 10 мм Подходит для оборудования для картофеля фри
221,35 $
Robot Coupe — только диск 10 мм, только для картофеля фри
Больше информации
Robot Coupe — серый колпачок 10 мм
4,75 $
Robot Coupe — серый колпачок 10 мм
4,75 $
Код продукта: RC 505351
Robot Coupe — 10 мм, серая винтовая крышка
Robot Coupe — 10 QT Beater в соответствии с SP25
$ 289,75
Robot Coupe — 10 Qt Beater в соответствии с SP25
$ 289,75
Код продукта: RC SP25-10QT BTR
COPE -10 QT SP25555.