Октановое число бензина – ничего лишнего о важном
Тот бензин, что получается сразу после процессов нефтеперегонки, всегда имеет низкое октановое число, около 35 и этих параметров недостаточно для того, чтобы мотор заводился и работал исправно. Требуется получить марки высокооктановых бензинов, и для этого применяются методы высокотемпературной обработки (крекинга), риформинга, введение в «полуфабрикат» – сырой бензин – специальных присадок на установках компаундирования. Со стороны физико-химических процессов задача увеличения октанового числа решается на нефтеперерабатывающих предприятиях.
Но мериться размерами октанового числа не прочь и автовладельцы: это любимая тема для обсуждения, причина споров о качестве бензина, происхождений мифов и заблуждений. На что же на практике влияет октановое число бензина и что это, если обойтись без сложных формул и научных разъяснений?
Октановое число – просто о важном
Если коротко, любые бензины, поступая в камеру сгорания двигателя, способны сжиматься такого предела, чтобы начался процесс управляемого самовоспламенения – так работает свечное зажигание. Но до каких именно пределов могут сжиматься бензины, чтобы не сработало самопроизвольное воспламенение и последующая опасная детонация? Именно способность бензина сопротивляться нежелательной детонации и измеряется октановым числом. Параметр является важной составляющей безопасности для работы моторов, поскольку любая неконтролируемая, возникающая произвольно детонация является причиной оплавления, разрушения узлов мотора.
Название такого показателя антидетонационной устойчивости бензинов возникло, конечно же, не просто так, в расчёте участвуют такие химические соединения, как n-гептан и изооктан. Вещества обладают противоположными характеристиками относительно устойчивости к детонации, а их соотношение в итоге и показывает что такое октановое число.
Детонация, изооктан и гептан
Это три основных параметра в системе расчёта октановых чисел. Если детонация – это неконтролируемый самопроизвольный взрыв, физико-механический процесс, то изооктан и n-гептан – химические соединения, являющиеся эталонами по отношению к взрывам.
Изооктан – вещество с максимальной устойчивостью к сжатию, такое соединение способно выдержать нагрузки, превышающие те, что характерны для двигателей, работающих на бензине.
N-гептан – смесь, не выдерживающая даже минимальной нагрузки сжатия.
Октановое число – это пропорция, демонстрирующая, как поведёт себя та или иная марка бензина, будь на её месте смесь изооктана и n-гептана. Цифра в наименовании топлива указывает, сколько изооктана потребовалось бы для корректной работы мотора.
Бензин АИ-95 – это расчёт антидетонационной устойчивости, аналогичный смеси из 95 единиц изооктана и 5 единиц n-гептана. Чем выше цифра в октановом числе, тем меньше нужно опасаться за взрывоопасность такого горючего в камере сгорания.
Значения ГОСТ для октановых чисел бензина
Существует два основных документа, в каждом из которых установлены минимальные значения октановых чисел для автомобильных марок бензинов. На территории РФ хождение имеет топливо четырёх марок:
Нормаль-80, Регуляр-92 – октановое число установлено в ГОСТ Р 51105-97
Высокооктановые Премиум-95 и Супер-98 – для каждого из этих видов горючего октановое число прописано в ГОСТ Р 51866-2002
Также общие характеристики для автомобильных топлив указаны в ТУ 0251-001-12150839-2015. И каждый из документов описывает свойства только неэтилированных видов бензина, поскольку предшественник современного горючего, этилированный состав, запрещен почти во всех странах мира, включая Россию. Решение было принято в 2003 году из-за высочайшей токсичности этилированного бензина для человека и огромного вреда для экологии.
Конечно, стоит упомянуть и новые сорта бензинов – ЭКТО-100, также продаётся под наименованиями АИ-100, Ultimate 100 или Pulsar 100, а также гоночные (спортивные) смеси, в которых октановое число заявлено не менее 100, 102 и даже 105 ед. Но пока ни один ГОСТ характеристики таких марок не описывает.
В регламентах ГОСТ и ТУ к одному и тому же бензину всегда указывается два числа устойчивости к детонации, и оба верны, хотя и получены в разных условиях тестирования топливно-воздушных смесей. Речь идёт о замерах октановых чисел моторным и исследовательским методом.
Исследовательский метод замера октановых чисел
Именно этот способ определения антидетонационного числа отражён в маркировке на АЗС – АИ-80 / 92 / 95 / 98. Цифры получены, исходя из тестов на профессиональных установках, настроенных на определенные параметры работы двигателя. Исследовательский метод проводится с имитацией нагрузок на мотор и, соответственно, на бензин, как если бы автомобиль ехал в режиме «город».
Методика тестирования определена в ГОСТ 8226-82 и ГОСТ Р 32339-2013, исследование выполняется на установках УИТ и СFR, имитирующих работу одноцилиндрового четырехтактного двигателя, и такая работа позволяет оценить октановое число от 40 до 120 единиц.
Метод показывает антидетонационные качества топливно-воздушной смеси при работе ДВС на 600 об/мин, при условии t впрыска горючего +52С.
Моторный тест для определения октанового числа
Такие результаты больше необходимы для сертификации нефтепродуктов, а в бытовом применении достаточно показателей по исследовательскому методу. В этом случае, в отличие от первого способа, октановое число бензина выявляется уже при максимальных нагрузках на двигатель: это 900 об/мин и температуре впрыска топлива +149 С.
Тестирование проходит по условиям ГОСТ 511-2015, на тех же установках, имитирующих работу мотора, диапазон замера октановых чисел от нуля до 120 единиц.
Бытовые приборы, измеряющие октановое число
Октанометры – распространённые, но относительно точные устройства, показывающие октановое число жидкости, которая находится в ёмкости, а не рабочих качеств бензинов в камере сгорания. Теоретически, любой подобный аппарат с большой вероятностью покажет погрешность, при этом калибровка таких приборов также является неточной. Но если в функционале предусмотрено определение запрещенных присадок, это можно узнать с помощью октанометров.
Нужно ли повышать октановое число – мифы и заблуждения
Если вы помните из начала обзора, нефть, прошедшая первичный этап переработки, то есть, деления на фракции, уже является бензином, но не тем, который можно заливать в баки автомобилей и даже техники. Поэтому получение высокооктановых марок топлива – задача, в идеале, для производителей, несмотря на соблазн воспользоваться одной из присадок, обещающих повысить октановое число до 5-6 единиц. Такие составы предназначены для заливки в бак и продаются в специализированных магазинах.
А зачем дополнительно повышать октановое число?
Высокая степень сжатия топлива – это большее давление в камере сгорания. Чем выше давление, тем больше потребность в высокооктановом топливе.
Но производитель авто всегда указывает на внутренней стороне крышки люка бензобака минимальный показатель детонационной устойчивости. Это означает, что конструкция двигателя рассчитана на работу именно с бензинами указанного качества. При добавлении октанокорректоров добиться большей экономичности или КПД от мотора точно не получится, поскольку конструкция мотора вряд-ли имеет секретную запасную мощность на случай добавления присадок.
Магазинные присадки в бензобак для повышения октанового числа
Стоит помнить, что присадки, имеющие в составе магний, железо и свинец запрещены регламентом таможенного союза ТР ТС 013/2011, этот же документ предупреждает о нежелательности применения составов с N-метиланилином (монометиланилинов). Лояльность к присадкам для увеличения октановых чисел проявляется надзорными органами, пожалуй, только в отношении продуктов на основе МТБЭ – трет-бутилметиловых эфиров.
Это правило стоит применять не только по отношению к присадкам, повышающим октановое число. Как правило, такие смеси являются мультифункциональными и работают, как антикоррозийные средства, моющие, антигелевые и т.д. Выбирая многофункциональный состав, стоит обратить внимание на его компоненты, даже если придание бензину лучших антидетонационных параметров не является приоритетной задачей.
Увеличение октанового числа на этапе производства
Этот этап неизбежен и регламентирован ГОСТами, но преимущество метода состоит в том, что присадки к бензину добавляются на специальных установках компаундирования. Подобные конструкции позволяют добиться равномерного смешивания разных масс, также допускается введение до 5 составов. Дополнительно производитель проводит тестирование и сертификацию бензинов, что существенно снижает риск заправки некачественным топливом.
Конечно, выбор надёжных, проверенных АЗС, где можно заправиться чистым, качественным бензином, основывается на официальных и негласных, «народных» рейтингах доверия. Напоминаем, что даже если вы находитесь далеко от привычных локаций, для поиска и выбора одного из проверенных вариантов можно пользоваться нашей картой – здесь указаны все рейтинговые автозаправочные станции. Кроме того, все они являются участниками всероссийской программы топливных карт.
лить или не лить? — журнал За рулем
На АЗС появляется бензин с октановым числом 100. Эксперт «За рулем» разобрался, в какие моторы есть смысл его заливать.
Подобное высокооктановое топливо известно давно. Несколько лет назад мы испытывали спортивные бензины c октановым числом 102, но они предназначались только для гоночных высокофорсированных моторов — на АЗС такое топливо не продавали. А теперь — бери на здоровье.
Устарел ли 95‑й
Материалы по теме
Появление «сотых» бензинов было предсказуемо. Причина не техническая, а маркетинговая. Нефтяные компании вдруг начали откровенную травлю бензинов АИ‑95. На всех презентациях, посвященных появлению топлива с повышенной моющей способностью, настойчиво предлагают ездить исключительно на АИ‑98, да еще и «улучшенном», - иначе, мол, из-за детонации разрушатся перемычки поршней и двигатель выйдет из строя. В прошлом веке так пугали и владельцев первых Жигулей, не желающих заливать дорогой высокооктановый АИ‑93. Но тут ситуация другая — нас отговаривают использовать бензин, рекомендованный автопроизводителем. Только «девяносто восьмой»!
На этом фоне появление АИ‑100 уже не выглядит странным. Может быть, на нем машина действительно поедет лучше? Автопроизводители от четкого утвердительного ответа старательно уходят. Разве что фирма Subaru рекомендовала бензин с октановым числом 98 и выше для заряженной версии Impreza WRX STI, а Nissan — для спорткупе GT-R. В Volvo заявили: «Для наших моторов, продаваемых в России, такие бензины не нужны. Для получения максимальной мощности и экономии топлива заливайте 98‑й. Остальное — под ответственность владельца». Шкодовцы, наоборот, не советовали лить «сотый», мотивируя тем, что в России использование таких бензинов плохо сказывается на ресурсе каталитических нейтрализаторов.
НАША СПРАВКАВЫШЕ 100 %? Как октановое число (ОЧ) бензина может быть выше 100? Ведь этот показатель равен процентному содержанию изооктана в смеси с н‑гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу. Но ведь процентное содержание не может быть выше 100! Объяснение простое: речь идет об устоявшейся методике замеров. И существует много жидкостей с более высоким октановым числом, в частности спирты, анилин. Именно они и применяются при определении трехзначных октановых чисел. |
От практики к теории
Высокооктановый — вовсе не синоним определениям «высококачественный» и «высококалорийный». Когда при испытаниях спортивных бензинов мы мучили шестнадцатиклапанник ВАЗ‑21126, то никакого «кайфа» от крутого бензина тот не словил.
Материалы по теме
А вот когда испытания повторили на таком же, но форсированном моторе (с повышенной степенью сжатия и иной программой управления), ситуация поменялась в лучшую сторону: прибавились и «лошади», и ньютон-метры. И это логично: резвость мотору придает не октановое число бензина, а конструкция и настройки — степень сжатия, углы опережения зажигания и управляющий софт. А задача высокооктанового топлива — успешно противостоять детонации. Кстати, на «девяносто восьмом» форсированный мотор «зазвенел». Потому что каждому мотору — свое октановое число!
При заправке «сотым» бензином Гранта, Логан или Solaris никакого прироста показателей не выдадут. Современный мотор довольно легко переваривает топливо с разбросом октанового числа в одну-две единицы, но это не означает, что с ростом «октана» ему становится лучше. Каждому двигателю хорошо не высокое октановое число, а оптимальное.
Получается, что особой потребности в АИ‑100 сегодня нет. Зачем же его делают? И не является ли он просто «девяносто пятым» или «девяносто восьмым» с дополнительными присадками? Выпускают ли сейчас «девяносто восьмые» бензины, или их заменили «сотыми»? На эти вопросы мы попросили ответить специалистов нефтяной компании Роснефть, которая точно выпускает «сотые» бензины.
Глазами производителя
Материалы по теме
Роснефть не использует в производстве октаноповышающие золообразующие присадки. Компания выпускает как бензин АИ‑98, так и АИ‑100. В Москве и Санкт-Петербурге бензин АИ‑100 продается под марками Pulsar‑100 и Ultimate‑100. Они предназначены для высокофорсированных двигателей с непосредственным вспрыском, а также для моторов, рассчитанных на бензин с октановым числом выше 95. Форсункам в таких агрегатах приходится работать в более жестких условиях (высокие температуры в камере сгорания и давление). Вследствие этого возможно их быстрое закоксовывание, что отрицательно сказывается на рабочих характеристиках. Поэтому в бензине АИ‑100 увеличено число компонентов (таких как алкилат) с низкой склонностью к образованию отложений.
Сотрудники Роснефти говорят, что двигатели всегда проектируют и настраивают под бензин с определенным октановым числом. Поэтому повышением октанового числа его работу существенно улучшить не получится. Хотя положительный эффект будет проявляться благодаря предотвращению образования отложений на впускных клапанах и камере сгорания.
* * *
Итак, всё ясно. «Сотые» бензины необходимы автомобилям с высокофорсированными двигателями. Кроме того, бензины нового поколения продолжат вытеснять «девяносто пятые» с рынка — история повторяется. Думаю, вскоре производители нефтепродуктов начнут активнее проталкивать «сотые» бензины, рассказывая об их преимуществах перед «девяносто пятыми». А может быть, и перед «девяносто восьмыми».
Комментарий специалистаПОЕДУТ ЛИ ЛУЧШЕ? Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива — это проявление конкурентной борьбы в стремлении снизить расход топлива и выбросы вредных веществ без потери мощности двигателей. Бензин с октановым числом 100 предназначен для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия и, в большинстве случаев, оснащенными турбокомпрессором. Каждый двигатель при его разработке и доводке ориентируют на определенный диапазон работы системы топливоподачи и зажигания. При этом производитель дает рекомендации по октановому числу топлива, допустимого к использованию на таких моторах. В высокотехнологичных современных автомобилях карты работы систем топливоподачи и зажигания настолько широки, что позволяют блоку управления двигателем при эксплуатации самостоятельно адаптироваться под изменение октанового числа топлива (например, с 95 на 98 или 100), что в определенных режимах может дать прирост крутящего момента по сравнению с работой на базовом топливе. Но диапазон этих возможностей у каждого двигателя свой. Он достаточно широк у тех моторов, которыми снаряжают спортивные автомобили, а у предназначенных для массовых машин — значительно меньше. На испытаниях двигателя, доведенного фирмой «Лада Спорт», на 100‑м бензине мы получили прирост крутящего момента на 10–15 % при 2500–4500 об/мин по сравнению с работой на базовом 95‑м. Но если двигатель изначально не рассчитан на высокооктановые бензины, то возможны нарушения теплового режима и прочие неприятности. Поэтому автомобиль, заправленный 100‑м бензином, вовсе не обязан превращаться в спорткар или снижать топливную прожорливость. |
- Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин, читайте тут.
- На прилавках нашего магазина присутствуют проверенные автомобилистами присадки от SUPROTEC. Используя их, можно не только продлить срок службы автомобиля, но и уменьшить расход при ежедневной эксплуатации.
Фото: depositphotos.com
Что случится с авто, если смешать бензин с разным октановым числом
Можно ли смешивать в топливном баке бензин с разным октановым числом? Как показывает практика, многие водители не только опасаются это делать, но и предпочитают пользоваться заправками только одного, любимого автопроизводителя. Мол, топливо с разных заводов имеет разную плотность и разную консистенцию. Давайте разберемся, опасно или нет такого рода смешивание.
Для того, чтобы понимать, чем чревато смешивание в бензобаке разных видов бензина, следует понимать логику производства горючего на современных заводах. Весь бензин в нашей стране производят сегодня путем крекинга, который бывает термическим (высокотемпературная переработка углеводородов без доступа воздуха) и каталитическим (при нагревании используются различные катализаторы — металлы, их оксиды, различные соли).
Максимальное октановое число (ОЧ), которое может иметь бензин после крекинга — 80. Затем, чтобы поднять качество конечного продукта, используются специальные присадки. Сегодня это, как правило, составы с алкилами, эфирами, спиртами, присадки, повышающие устойчивость горючего к замерзанию. С их помощью удается довести ОЧ до: 92, 95, 98 и даже 100.
Иными словами, основа у всех бензинов одна, а различия состоят в разном качестве и количестве присадок. При этом вредные по отношению к природе присадки типа тетраэтилсвинца сегодня законодательно запрещены. Хотя, согласно сообщениям в СМИ, в Россию все еще продолжают нелегально ввозить запрещенный тетраэтилсвинец, который закупают в Китае и Румынии. Чтобы не нарваться на такое топливо, совет один — пользуйтесь проверенными, сетевыми АЗС.
Таким образом, ответ на вопрос, что будет, если смешать топливо с разным октановым числом, будет следующим — ровным счетом ничего. У получившейся смеси будет единая основа, и максимум, чем может грозить такой микс, это потеря динамики вашего автомобиля.
А как же с опасностью смешивания топлива с заправок разных компаний? Такого смешения тоже не нужно бояться. Хотя разные производители, как известно, «химичат» с присадками, стремясь обеспечить фирменному топливу оптимальные характеристики, такие добавки де-факто — капля в море. Топливо на российских АЗС стандартизировано, читай — отличия минимальны.
В то же время любители плеснуть в бензобак «девяноста пятого», добавив его к «девяносто второму», должны понимать, что топливо в баке практически не будет смешиваться. Это происходит прежде всего потому, что разное горючее имеет разную плотность.
В результате АИ-95 как более легкое горючее будет собираться, условно говоря, на поверхности 92-го. Так что сначала будет вырабатываться один, более эффективный вид горючего, а затем — второй. Субъективно поначалу может показаться, что «машина поехала» — приемистость возрастет. Однако скоро такой эффект минимизируется. Фактический же выигрыш в улучшении качества топливной смеси будет сомнительным.
Отдельная история, когда из экономии или по другим причинам льют 92-й бензин при допуске «не ниже 95-го». Что может произойти в таком случае, мы уже пояснили выше. Поначалу — первые километры — все будет хорошо, однако когда верхний слой — 95-й — выгорит, оставшийся 92-ой начнет причинять вред силовому агрегату. Такая практика чревата детонацией, способной вызвать выход из строя деталей цилиндропоршневой группы. Если с двигателем возникнут проблемы, сервисмены, конечно же, возьмут пробы топлива из бака, и тогда на гарантийный ремонт не рассчитывайте.
Полезные манипуляции с октановыми числами
Эксперты «АМ» провели исследование нескольких препаратов, повышающих октановое число бензина. С результатами знакомился Юрий ВАСИЛЕНКО
Октановое число — один из главных эксплуатационных показателей бензина. Оно характеризует его детонационную стойкость, иначе говоря, способность противостоять самовоспламенению при сжатии в камере сгорания. Чем больше данный параметр, тем выше его «антидетонационные» свойства. Именно поэтому в современных двигателях, рассчитанных на бензин с октановым числом 95, не рекомендуется, а иногда просто запрещается, использовать бензин с меньшим октановым числом. Последнее в значительной мере касается отечественного топлива, качество которого, особенно в регионах, часто оставляет желать лучшего.
Нужны присадки
Для случаев, когда в силу обстоятельств приходится покупать бензин на незнакомой АЗС и есть сомнения в его качестве, специалисты рекомендуют держать в багажнике пару-тройку флакончиков со специальными присадками, так называемыми октанкорректорами. Они позволяют на несколько единиц повысить октановое число заливаемого в бак топлива. Указанные свойства присадок — способность повышать октановое число бензина — мы и решили проверить во время теста, для которого закупили три образца октанкорректоров. Это немецкий Liqui Moly Octane Plus, а также два российских — «Astrohim Октан Плюс» и Lavr Next Octane Plus. В описаниях продуктов указывалось, что прирост октанового числа с их помощью может варьировать от двух до шести единиц.
Выбор метода
Оценка октанкорригирующих присадок, приобретенных для теста, проводилась совместно с порталом www.autoparad.ru в одной из испытательных лабораторий Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Ее сотрудники пояснили, что согласно действующим ГОСТам оценка октанового числа может производиться одним из двух методов: исследовательским или моторным. Поскольку каждый имитирует вполне определенные условия работы двигателя, октановое число одного и того же бензина, фиксируемое по упомянутым выше методам, будет иметь разные значения (в частности, при исследовательском процентов на десять выше, чем при моторном). В связи с этим для каждой марки бензина ГОСТ устанавливает два значения октанового числа: одно — для моторного метода, второе — для исследовательского. Мы остановились на последнем, так как он, по мнению специалистов, дает более наглядную картину прироста октанового числа при добавлении соответствующих присадок.
Индикаторный прибор «ОКТИС-2» российского производства |
Перед началом испытаний тем же самым исследовательским методом было измерено октановое число исходного топлива — бензина прямого перегона (прямогонной бензиновой фракции), получаемого путем дистилляции нефти. Октановое число «прямогонки», по результатам измерений, составило 64,8.
Выбор именно такого горючего был сделан ради чистоты эксперимента, поскольку в прямогонном бензине нет присадок и компонентов, которые применяют при производстве обычного бензина, реализуемого на АЗС. Таким образом мы полностью исключили их возможное влияние на рабочие свойства октанповышающих препаратов.
Тест показал…
На основе прямогонного бензина лаборанты приготовили три образца топлива, в каждый из которых был добавлен определенный октанкорректор в пропорции, рекомендованной производителем.
Результаты испытаний порадовали — октановое число всех образцов (см. таблицу) топлива, «замешанных» на исходном прямогонном бензине, после добавления проверяемых октанкорректоров увеличилось более чем на две единицы. Это означает: если бы мы при эксперименте использовали не прямогонный, а стандартный бензин с октановым числом 92, то, по мнению экспертов, прирост данного показателя вполне мог составить три единицы и более. Иначе говоря, присадки Liqui Moly Octane Plus, «Astrohim Октан Плюс» и Lavr Next Octane Plus соответствуют заявленным показателям. Все перечисленные октанкорректоры могут с успехом применяться для улучшения эксплуатационных параметров бензина, качество которого вызывает сомнения.
|
|
|
Наименование октан-корригирующих присадок и их характеристики |
Liqui Moly Octane Plus |
Astrohim Октан Плюс |
Lavr Next Octane Plus |
Страна-производитель (принадлежность бренда) |
Германия |
Россия |
Россия |
Заявленный прирост октанового числа (по исследовательскому методу) |
2-5,5 |
3-5 |
до 6 |
Измеренный прирост октанового числа (по исследовательскому методу) |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
Объем флакона с октан-корригирующей присадкой, мл |
150 |
300 |
330 |
Рекомендуемый объем обрабатываемого бензина (на один флакон присадки), л |
50 |
40-50 |
40-60 |
Качество автомобильного горючего можно контролировать. Как узнать октановое число бензина?
В настоящее время разработаны разнообразные методы экспресс-анализа бензина, которые предусматривают использование специального сертифицированного оборудования. Они достаточно дороги и внедряются только на предприятиях топливной промышленности и АЗС. Впрочем, сегодня возможность проверки качества горючего, так сказать, в порядке индивидуального надзора, предоставлена и автолюбителям. В продаже недавно появились персональные устройства бытового назначения — индикаторные приборы «ОКТИС-2» российского производства, выпуск которых налажен с использованием высокоточных импортных компонентов. Главное назначение устройства «ОКТИС-2» — оперативное определение октанового числа бензина, причем основной вариант применения прибора предусматривает измерение данного показателя топлива непосредственно в процессе его заливки в бак. Конструктивно прибор выполнен в виде узкой трубчатой воронки с электронным блоком. Канал воронки оснащен специальным сенсором. Проверка качества бензина с помощью такого индикатора проводится так. Сначала в горловину бензобака помещается прибор, а уже в заливное отверстие последнего вставляется наконечник топливного шланга АЗС. После того как через трубку прибора в бак будет залито 5—10 л бензина, на табло появится значение его октанового числа. И если при покупке, например, бензина Аи-95 прибор покажет реальное октановое число менее 93, заправку бака лучше прекратить.
Для дизельного топлива важно цетановое число
Источник www.avtomir.com
Развеяли мифы о бензине, в которые верят многие автомобилисты
Сорта бензина постоянно обновляются, разрабатываются новые виды топлива, у которых немного иные свойства и качества. Эксперты рассказали, что что нужно знать о бензине, развеяли популярные мифы и ответили на частые вопросы.
Качество бензина можно проверить по его цвету
До сих пор среди автомобилистов ходят истории, что качество бензина можно определить по его внешнему виду. Действительно, в советские годы сорта бензина различались по цвету, чтобы снизить возможность незаконных манипуляций. Однако сейчас все сорта выглядят одинаково. С переходом на Евро5 топливо АИ-92 не отличается от АИ-98 ни по цвету, ни по запаху.
Хотя грубый способ оценки качества бензина все же есть. Его можно определить на ощупь. Чистый бензин сушит кожу, а с примесью дизельного топлива (ДТ) — жирный. Между тем этот способ не работает для определения контрафактного бензина.
Более точную оценку качества можно сделать с использованием портативного индикатора качества бензина OKTИС-2.
Согласно требованиям ГОСТа, современный бензин может содержать красители любых цветов, кроме зеленого и голубого. Соответственно практика подкрашивания бензина по-прежнему имеет место, но исключительно для маркировки фирменного продукта и выявления подделок. Насторожить же должен осадок в топливе, чересчур темный или почти коричневый цвет.
Смешивание бензинов с разными ОЧ чревато расслоением смеси
Часто можно услышать такое утверждение, что если смешать бензин марки АИ-92 и АИ-98, то по факту горючее не смешается. Ввиду разной плотности АИ-98 якобы будет собираться, условно говоря, на поверхности 92-го горючего. В результате, когда 98-ой бензин выгорит, детонационная стойкость двигателя к низкооктановому остатку снизится, и это вызовет детонацию и повышенную нагрузку на силовой агрегат. Такое утверждение — миф. Что касается возможного расслоения, то требования стандарта к плотности бензинов едины: она должна находиться в диапазоне 725 — 780 кг/м3 при 15 °С. Ни один товарный бензин за эти пределы не выходит. Поэтому расслоения при их смешивании, тем более в условиях вибрации, не будет. Поэтому, если смешать в равных пропорциях АИ-92 и АИ-98, то получаем по сути аналог 95-го топлива. На работу двигателя данная манипуляция никак не повлияет.
Октановое число говорит о качестве бензина
Также можно встретить мнение, что более дешевое топливо мари АИ-92 отличается невысоким качеством, поскольку предназначено на неприхотливые двигатели. Такие утверждения неверны и опровергаются современным производственным процессом горючего. На самом деле максимальное октановое число, которое бензин получает после крекинга имеет значение 80. Для последующего повышения октанового числа используется различный набор присадок — составов с алкилами, эфирами, спиртами, элементами, повышающими устойчивость горючего к замерзанию. В результате октановое число возрастает до 92, 95, 98 и 100. Другими словами, у топлива с разным октановым числом одна, общая основа.
На АЗС известного бренда всегда хороший бензин
В большинстве случаев качество топлива на известных сетевых АЗС действительно высокое. Однако имеется и много исключений, которые связаны в большинстве случаев с практикой франчайзинга. Дело в том, что право продавать топливо под разрекламированным брендом может приобрести любая мелкая фирма, которой достаточно заключить контракт с компанией верхнего эшелона. Поэтому не редки случаи, когда бензин от головной компании разбавляют некачественным топливом, а октановое число такой «смеси» повышают присадками.
Топливо не стареет
Запасать топливо впрок не имеет смысла, так как оно имеет срок годности. Согласно современным нормам, гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок составляет 1 год со дня изготовления топлива. При этом скорость деградации бензина зависит от температуры: чем выше температура, тем топливо портится быстрее. Также качество бензина ухудшается быстрее от соприкосновения с воздухом и металлами. Получается, что быстрее всего бензин утрачивает свои свойства в топливном баке автомобиля. Отсюда получаем реальный максимальный срок хранения топлива — полгода.
Бензин не замерзает
Существует мнение, что в отличие от дизельного топлива бензин не замерзает и любые морозы ему нипочем. Однако это не совсем так. Постепенно в баке скапливается конденсат воды, которая опускается ко дну бензобака и скапливается углублении перед бензонасосом. Затем она в виде смеси всасывается в систему топливоподачи и испаряется в камерах сгорания. После выключения силового агрегата часть топлива остается в магистралях, в фильтре и в насосе. Во время сильных морозов вода расслаивается, превращается в крупицы инея внутри жидкости и кристаллизуется, закупоривая проход для бензина. В итоге машина глохнет. Чтобы вода не скапливалась в бензобаке, можно использовать специальные химические средства, которые добавляют в топливо. Они растворяют воду в себе и не дают ей замерзать. Также можно использовать для этих целей пищевой этиловый спирт.
При ДТП бензин в баке может взорваться
Подобный сценарий можно увидеть в кино, однако в реальной жизни такое практически невозможно. Как известно, взрыв провоцирует смешение паров бензина с воздухом. Между тем, топливная система герметична, а вероятность взрыва топливного бака никак не связана с количеством залитого в него топлива. Другое дело — возгорание. При разгерметизации топливопровода и попадании горючего на раскаленный коллектор или горячие элементы системы выпуска, очень вероятен пожар, который трудно погасить.
Какие присадки используют, чтобы увеличить октановое число бензина
Среди всевозможных присадок для топлива наибольшей популярностью среди водителей пользуются так называемые октан-корректоры. Как повысить октановое число топлива, знают даже новички, только вышедшие с автошкол. Автолюбители полагают, что такая добавка в бак для горючего пойдет на пользу автомобилю и существенно сэкономит расход топлива на километр пробега и, соответственно, деньги при заправке авто. Но так ли уж все радужно при использовании этих добавок, так ли уж это безопасно и для самого человека, и для двигателя автомобиля?
Говоря языком энциклопедическим, октановое число это стойкость топлива к воспламенению. При использовании бензина с низким октановым числом, при условии, что производитель машины предполагал другое качество горючего, неизменно приведет к детонации и поломке двигателя. Чаще всего страдают клапаны и седла, образуется очень сильный нагар.
Тем не менее производством присадок занимаются в промышленных масштабах. Активно подключают рекламу, обещая шоферам сказочный результат.
Увеличение октанового числа топлива происходит в основном из-за добавления в горючее парафиновых и ароматических углеводородов разветвленной структуры. Эти присадки добавляют на заводах в специальных условиях для лучшего хранения бензина. Но многие добавляют присадки самостоятельно. Не говоря уже о мошенниках, которые химичат с топливом прямо на АЗС.
Наиболее вредны, но популярны следующие химические добавки
Тетраэтилсвинец
Это очень ядовитое металлоорганическое вещество. С него, по сути, все начиналось. Наши папы и дедушки еще во времена СССР активно использовали тетраэтилсвинец. Но современный автопром сегодня выпускает машины, не совместимые с этим соединением. Будьте крайне осторожны. Это самый верный способ загубить авто и получить химический ожог самому. Присадка запрещена. Но ведь нам законе неписан.
Нафталин
Нафталин – наше все, куда только мы его не добавляем! Парадокс в том, что да, он действительно увеличивает октановое число топлива. На десять литров достаточно полкилограмма и – вуаля, у вас уже не 92, а 95 в баке плещется. Но готовьтесь полностью заменить систему подачи топлива. Выбросить придется и бензонасосы, и форсунки, и шланги.
Марганцевые присадки
Также старожилы на автомобильном рынке. Из-за колоссального вреда для экологии их использование официально запрещено. Не намного безопаснее тетраэтилсвинца. Вред в основном наносят мотору.
Спирт
Если в бензин добавить от пяти до двадцати процентов спирта, из 92тможно получить даже 98. Понятно, что процесс сгорания улучшится. А вот прокладки в двигателе спасибо не скажут. Кроме того, при несоблюдении нужной пропорции в цилиндре компоненты топлива не смешаются и октановое число понизится. Детонация гарантирована.
Ферроцен
Эти присадки рассчитаны на бензин. В них повышенное содержание железа. Оно-то и помогает поднять значение октанового числа. Использование ферроцена – смерть для свечей. В результате химической реакции на свечах образуется губительный токопроводящий налет. Готовьтесь поменять свечи.
Бензол и толуол
Эти добавки обеспечивают рост октанового числа на десять процентов. Но в качестве «бонуса» вы получите разъеденные кислотой практически все эластичные детали двигателя. Да и коррозии не избежать.
В малых количествах, не более полутора процентов, условно безопасными можно назвать монометиланилин и метилтретбутиловый эфир. Эти виды присадок популярны сегодня не только у нас, но и за границей. Но если и с ними переборщить, то все их достоинства сойдут на нет.
Вам решать, стоит ли химичить с топливом. Может дешевле обойдется, если заправиться на автозаправке у проверенного продавца?
Октановые числа бензина — moto strangers
Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.
В разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Например, в Америке — AKI, у нас в России — RON. При чтении мануала харли можно увидеть рекомендации для октанового числа топлива. Даны они для страны-производителя, т.е. Америки.
RON — Research Octane Number
Наиболее распространенный в мире тип определения октанового числа (Австралия, Европа). Определяется путем испытаний в двигателе с изменяемой степенью сжатия и сравнения результатов с аналогичным тестом для изо-октана и н-гептана. Частота вращения двигателя — 600 об/мин.
MON — Motor Octane Number
Другой тип определения октанового числа. Производится на аналогичной RON установке, но частота вращения 900 об/мин, топливная смесь подогревается и настройки зажигания изменяемые. Для современных видов топлива MON будет меньше RON на 8-10 пунктов, т.е. октановое число бензина в Америке будет на 4-5 пунктов ниже.
AKI — Anti-Knock Index
Применяется в основном в США и Канаде. Вычисляется как среднее значение RON и MON. Часто пишется как (R+M)/2 или же Road Octane Number (RdON), Pump Octane Number (PON).
Ниже таблица соответствия.
Топливо | RON | MON | AKI |
---|---|---|---|
hexadecane | < -30 | ||
n-octane | -10 | ||
n-heptane(MON 0 by definition) | 0 | ||
diesel fuel | 15–25 | ||
2-methylheptane | 23 | ||
n-hexane | 25 | ||
2-methylhexane | 44 | ||
1-heptene | 60 | ||
n-pentane | 62 | ||
рекомендации для типичных двухтактных подвесных моторов | 69 | 65 | 67 |
1-pentene | 84 | ||
n-butanol | 96 | 78 | 87 |
n-butane | 91 | ||
«обычный» бензин в Канаде и США | 91–92 | 82–83 | 87 |
«EuroSuper» или «EuroPremium» | 95 | 85–86 | 90–91 |
«premium» бензин в Индонезии | 90 | ||
«premium» бензин в США | 97-98 | 88–89 | 93 |
«SuperPlus» в Германии, Англии и Словении | 98 | 89–90 | 93–94 |
iso-octane (MON 100 by definition) | 100 | ||
benzene | 101 | ||
«BP Ultimate 102» | 102 | 93–94 | 97–98 |
t-butanol | 103 | 91 | 97 |
ethane | 108 | ||
propane | 110 | ||
toluene | 111 | 95 | 103 |
E85 gasoline | 100-105 | ||
xylene | 117 | ||
isopropanol | 118 | 98 | 108 |
ethanol | 129 | 102 | 116 |
methanol | 133 | 105 | 119 |
methane | 135 | 122 | 129 |
hydrogen* | > 130 | very low |
Для примера, в сервис-мануале на спортстер 05 года указано:
Harley-Davidson motorcycles were designed to obtain the best performance and efficiency using unleaded gasoline (91 pump octane or higher for the XL 1200 Custom and XL 1200 Roadster, 87 or higher for all other models). Pump octane is the octane number usually shown on the gas pump. Some fuel suppliers sell gasoline/alcohol blends as a fuel. The type and amount of alcohol added to the fuel is important.
Т.е. для для моделей 1200 custom и 1200 roadster рекомендуется использовать неэтилированный бензин с октановым числом 91 или выше, для остальный моделей — бензин с числом 87 и выше.
Согласно таблице, американский бензин 91 или выше соответствует российскому 95; 87 и выше американский — 91-92 российский.
Источники
en.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
MIT Школа инженерии | »В чем разница между бензином премиум-класса и обычным бензином?
В чем разница между бензином премиум-класса и обычным бензином?
Премиум бензин имеет более высокое октановое число, что может — или не может — сделать его хорошим выбором для вашего двигателя…
Питер ДаннС небольшими вариациями — в зависимости от сырой нефти и процессов очистки и смешивания, используемых в производстве — все марки бензина содержат одинаковое количество химической энергии.При сгорании бензин премиум-класса (высокооктановый) и менее дорогой (и менее привлекательный) обычный, а также все промежуточные сорта обеспечивают такое же количество тепловой энергии или тепла, которое двигатель использует для выработки механической энергии, которая перемещает транспортное средство.
Однако у этого вопроса есть еще один аспект, отмечает Ахмед Гонием, профессор машиностроения в Массачусетском технологическом институте Рональда К. Крейна. Какую часть необработанной тепловой энергии двигатель может фактически преобразовать в механическую энергию? «Можно утверждать, что использование высокооктанового топлива в правильном двигателе в конечном итоге приводит к увеличению механической мощности при том же количестве топлива», — говорит он.
Другими словами, топливо с более высоким октановым числом дает преимущество некоторым автомобилям, но не другим. Это позволяет двигателям, ориентированным на производительность (в частности, двигателям с более высокой степенью сжатия), сжигать бензин при более высоких давлениях и температурах. Эти условия в момент сгорания создают лучшую термодинамическую эффективность, поэтому больший процент тепловой энергии бензина преобразуется в движущую силу.
Октановое число— это мера изящества под давлением: насколько равномерно бензин будет гореть в сложных условиях, например, при резком ускорении.В идеале испаренный бензин внутри цилиндра двигателя горит за счет распространения волны пламени, воспламеняемой свечой зажигания цилиндра. Это позволяет плавно передавать мощность на коленчатый вал двигателя и колеса автомобиля. Но при более высоких давлениях или температурах небольшие карманы паров бензина могут преждевременно взорваться или самовоспламеняться, создавая характерный «стук», а также потенциально разрушительные ударные волны.
Бензин с более высоким октановым числом не самовоспламеняется и горит более равномерно, чем топливо с более низким октановым числом, в тяжелых условиях, сопротивляясь детонации и детонации.Современные двигатели с электронными датчиками и элементами управления очень хорошо предотвращают детонацию низкооктанового газа (вот почему водители больше не слышат сильный стук). Но высокооктановое топливо по-прежнему указывается, когда конструкторы хотят добиться лучшего ускорения и выходной мощности, и когда они готовы принять немного более громоздкий и тяжелый двигатель с более высокими эксплуатационными расходами.
Premium Gas против обычного: в чем разница?
Когда вы подъезжаете к заправке, знаете ли вы, что получаете, делая выбор между обычным или премиальным газом? Какой выбрать для своего автомобиля? Стоит ли переплачивать за премию? Вот несколько полезных фактов, которые помогут вам сделать выбор в пользу помпы:
Что такое бензин премиум-класса и чем он отличается от обычного?
Премиум бензин обычно считается любым типом бензина с октановым числом 91 или выше, причем с октановым числом 91 и с октановым числом 93 являются наиболее распространенными версиями бензина премиум-класса, доступными на заправочных станциях в Соединенных Штатах (бензин с октановым числом 93 можно назвать «ультра »Или« супер-премиум »в некоторых случаях). Бензин с октановым числом 87 считается «обычным», при этом бензин, продаваемый с октановым числом 89, на большинстве заправочных станций часто называют «средним».
Лучше ли бензин премиум-класса для вашего автомобиля?
Если ваш автомобиль не рекомендует премиум-класса, вы не окажете своему автомобилю никакой пользы, получив его. На некоторых автомобилях указывается бензин «премиум». Инженеры автопроизводителей прописывают бензин премиум-класса, потому что некоторые виды двигателей оптимально работают на высокооктановом топливе. Если в инструкции по эксплуатации не говорится о бензине премиум-класса, значит, вашему автомобилю он не нужен.
Когда следует покупать бензин премиум-класса?
Если в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля предлагается использовать бензин премиум-класса, на то есть причина. Автомобили, которым требуется бензин премиум-класса, имеют двигатели с высокой степенью сжатия, турбокомпрессоры и другие высокопроизводительные компоненты. Отказ от использования премиум-класса не обязательно повредит вашему двигателю, но вы можете потерять часть производительности того премиального двигателя, за который вы заплатили, если вы используете обычный или средний бензин.
Что такое бензин высшего качества?
Заправка на станции газом высшего уровня может помочь вам в долгосрочной перспективе сэкономить на затратах на техническое обслуживание.На вашем автомобиле может образоваться зубной налет из-за отложений бензина. В то время как большая часть бензина сегодня уже содержит моющие присадки, которые помогают содержать топливные форсунки и клапаны в чистоте, заправка на станциях с обозначением «Top Tier» на насосе дает некоторые существенные гарантии. «Высший уровень» — это официальное обозначение Агентства по охране окружающей среды, которое определяет газ, отвечающий минимальным стандартам качества и чистоты. Газ премиум-класса или обычный газ высшего уровня соответствует стандарту моющих присадок с более высоким процентным содержанием.
Как выбрать между премией и премией. Обычный газ
Учитывайте вес и возраст вашего автомобиля, делая выбор между бензином премиум-класса или обычным бензином на заправке. Если у вас более старый и тяжелый автомобиль, внедорожник или грузовик с высокопроизводительными двигателями, и вы испытываете детонацию в двигателе, попробуйте использовать бензин премиум-класса для нескольких заправок, чтобы увидеть, решит ли это проблему, даже если автомобиль этого не требует. .
Газ «Премиум» может варьироваться в зависимости от штата
То, что считается премиальным газом, варьируется от штата к штату.Так что будьте внимательны, если вы путешествуете по бездорожью или пересекаете государственную границу. В одном штате может потребоваться минимальное октановое число 92, чтобы считаться премиальным, в то время как в другом может потребоваться только 90. Заправочные станции в Соединенных Штатах обычно предлагают три октановых класса: обычное (обычно с октановым числом 87), среднее с октановым числом (обычно с октановым числом 89), и премиум (обычно 91 или 93). Проверьте наклейку на помпе, чтобы узнать, что вы получаете.
Если октановое число топлива вашего автомобиля побуждает вас купить новый или подержанный автомобиль, вы можете подтвердить свой поиск в сервисе покупки автомобилей GEICO на базе TrueCar, прежде чем даже отправиться в автосалон. Plus, каждая заявленная покупка у сертифицированного дилера TrueCar сопровождается дополнительными преимуществами, включая автоматическое возмещение франшизы . Посмотрите, сколько вы можете сэкономить на своем новом автомобиле сегодня.
Следующая статья: 6 советов, которые помогут вам сэкономить на газе
Что такое октан? | NACS
Каждый день более 30 миллионов водителей подъезжают к ТРК, чтобы заправить свой автомобиль, обычно выбирая один из трех видов топлива: обычное, среднее или премиальное.
Для каждого топлива есть число, которое измеряет уровень октанового числа в бензине. В большинстве регионов США обычный неэтилированный бензин имеет октановое число 87, средний — 89, а премиальный — от 91 до 93. Эти числа определяются в ходе испытаний двигателя, в результате которых проводятся два измерения: октановое число по исследовательскому методу (RON) и моторное октановое число (MON). ).
В США бензин продается с октановым числом, рассчитанным как среднее значение RON (октановое число, испытанное в нормальных условиях вождения) и MON (октановое число, испытанное в более строгих условиях), и обозначено на топливных насосах как (R + M) / 2. .Это значение, известное как Anti-Knock Index (AKI), является основным показателем октанового числа бензина, которое потребители видят на ТРК.
Многие владельцы транспортных средств могут не знать, как работает двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине, или почему октановое число имеет значение. Некоторые могут даже подумать, что продажа обычного газа в премиальный из-за более низких и высоких цен — это метод продажи «нормального газа» «качественному газу». Фактически, разные марки связаны с типами двигателей транспортных средств, которым требуется различный уровень октанового числа в бензине.
В мае 2016 года Институт топлива спросил потребителей: «Какое октановое число относится к бензину?» Большинство респондентов не знали ответа, и только 2% точно определили, что октан относится к антидетонационным свойствам бензина. Однако осведомленность потребителей об октановом числе может быть разницей между исправным двигателем транспортного средства или дорогостоящим повреждением двигателя.
В зависимости от конструкции двигателя автомобиля октан играет ключевую роль в работе двигателя и измеряет способность противостоять самовоспламенению, которое обычно называют детонацией.
По мере того, как компрессия двигателя увеличивается, увеличивается количество мощности и КПД, генерируемые данным количеством топлива. Чем выше октановое число, тем лучше топливо выдерживает сжатие и детонацию.
Бензиновый двигатель внутреннего сгорания сжимает топливовоздушную смесь в своих цилиндрах, тем самым повышая температуру и давление смеси. Топливно-воздушная смесь воспламеняется от искры во время сжатия, и в результате сгорания выделяется тепловая энергия, которая в конечном итоге приводит в движение автомобиль.Детонация может возникнуть при достаточно высокой температуре (вследствие сжатия) в цилиндрах двигателя. Длительная детонация снижает расход топлива автомобиля, лишает двигатель мощности и вызывает повреждение двигателя.
В Соединенных Штатах нефтеперерабатывающие заводы использовали различные методы для повышения октанового числа бензина.
До 1974 г. основным и наименее дорогим источником дополнительного октана был тетраэтилсвинец (TEL, или свинец). В период с 1960 по 1980 год бензин обычного и высшего сорта имел высокое октановое число.Однако переносимый воздухом и почвой свинец, вызываемый выбросами транспортных средств, представляет значительный риск для здоровья населения и окружающей среды. Следовательно, в 1975 году было введено неэтилированное топливо, и все новые автомобили с этого модельного года должны были работать только на неэтилированном топливе. Удаление свинца привело к небольшому снижению среднего октанового числа бензина в США.
После удаления свинца нефтепереработчики начали добавлять метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в бензин, но по мере роста опасений по поводу воздействия МТБЭ на окружающую среду нефтепереработчики удалили МТБЭ и перешли на смешивание топлива с этанолом для повышения октанового числа.
Сегодня почти весь бензин, продаваемый в США, смешан с 10% этанолом (E10), и все больше розничных продавцов продают E15 (15% этанол, 85% бензин), топливо с более высоким октановым числом, доступное в 30 штатах. E15 был одобрен Агентством по охране окружающей среды США для использования в автомобилях 2001 модельного года и более новых, легких грузовиках, среднетоннажных легковых автомобилях (внедорожниках) и всех транспортных средствах с гибким топливом. Эти автомобили составляют более 80%. автомобилей, грузовиков и внедорожников на дороге сегодня.
Вывод на рынок топлива с более высоким октановым числом — сложный и своевременный процесс, который привлекает все большее внимание со стороны разнообразной группы политиков, заинтересованных сторон и отраслей, включая США.С. Конгресс.
13 апреля 2018 года подкомитет по вопросам окружающей среды Палаты представителей США по вопросам энергетики и торговли провел слушания на тему «Высокооктановые топлива и высокоэффективные автомобили: проблемы и возможности» для изучения потенциала высокооктановых топлив. Во время слушания General Motors поддержала идею сделать 95 RON минимальным стандартом для бензина в Соединенных Штатах, чтобы повысить экономию топлива и сократить выбросы парниковых газов.
Министерство энергетики США в рамках своей инициативы Co-Optima изучает возможности максимального повышения производительности и энергоэффективности как транспортного топлива, так и транспортных средств, что включает исследования в области разработок, связанных с высокооктановым топливом.
Октановое число— Energy Education
Рис. 1. Заправочная станция с пятью октановыми числами, представленными пятью разными числами на насосе. [1]Октановое число , также известное как октановое число , является мерой качества или рабочих характеристик бензина. Чем выше число, тем лучше сгорает топливо в двигателе транспортного средства. Автомобили с более высокими характеристиками требуют топлива с более высоким октановым числом.
Октановое число конкретной бензиновой смеси основано на соотношении двух соединений в бензине — изооктана , , соединения с той же химической формулой, что и октан, но с немного другой структурой и свойствами (они являются химическими изомерами) , и нормальный гептан .Эти два соединения очерчивают две крайние точки шкалы: чистый изооктан имеет оценку 100, а н-гептан имеет оценку ноль. Таким образом, смесь 90% изооктана и 10% н-гептана будет иметь октановое число 90. [2]
Чем выше октановое число, тем большее сжатие от поршня бензин может выдержать перед воспламенением в двигатель. Способность бензина противостоять сжатию наиболее важна для автомобилей, работающих на традиционном бензине.В отличие от этого, дизельные двигатели сжимают не топливо, а воздух, а затем впрыскивают топливо. Эти двигатели имеют разные рейтинги, известные как цетановые числа. [3]
Предварительное зажигание и детонация
Основное различие между использованием бензина с высоким или низким октановым числом определяется уровнем «детонации» двигателя. Внутри двигателя от свечи зажигания воспламеняется топливовоздушная смесь. При этом поршень также движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь и одновременно повышая ее температуру (поскольку температура увеличивается с увеличением давления).При использовании топлива с более низким октановым числом топливовоздушная смесь также может воспламениться из-за этого сжатия. Когда этот фронт пламени сталкивается с фронтом пламени, зажженным свечой зажигания, слышен слышимый «стук». Когда топливовоздушная смесь в двигателе воспламеняется из-за сжатия, а не от свечи зажигания, это называется «предварительным зажиганием». [4] Если топливо сгорает и горит до того, как оно воспламеняется свечой зажигания, оно горит. не полностью. Остатки топлива от этого неполного воспламенения заставляют остатки прилипать к внутренней части топливной камеры, что в конечном итоге приводит к звукам из одного двигателя, известным как детонация двигателя. [5]
Чтобы просмотреть полезное видео, объясняющее детонацию в двигателе, щелкните здесь.
Как правило, руководство по эксплуатации, которое поставляется с новыми автомобилями, содержит рекомендации производителей относительно того, какое октановое число следует использовать в автомобиле, чтобы предотвратить опасное преждевременное зажигание и детонацию из-за отложений. Большинство автопроизводителей рекомендуют бензин с октановым числом 87, но советуют использовать бензин с более высоким октановым числом, если детонация является проблемой для более низкого сорта. [2]
Для дальнейшего чтения
Список литературы
Что делает октан в бензине? Октановое число
Большинство людей думают, что более высокое октановое число в бензине усиливает сгорание в цилиндре двигателя, давая им дополнительную мощность и производительность.Непонимание того, что на самом деле делает октан, заставляет людей тратить на бензин больше, чем им действительно нужно.
Если вы видите высокое октановое число для данного бензина, о чем это на самом деле говорит? Что вы увеличите пробег и увеличите мощность? Или это говорит вам что-то другое?
Октановое число бензина, по сути, говорит вам, насколько можно сжать топливно-воздушную смесь, прежде чем она самовоспламеняется. Бензин с оптимальным октановым числом лучше всего работает в двигателе, предназначенном для работы с этим октановым числом.Нефтепереработчики стремятся производить бензин с таким оптимальным октановым числом, чтобы он соответствовал спецификациям для большинства типов двигателей. Вот что такое этанол — он частично используется для повышения октанового числа газа. В бензин, не содержащий этанола, необходимо добавлять другие вещества, чтобы компенсировать октановую разницу.
Внутри двигателя поршень движется вверх и вниз, а форсунки дозируют заданное количество топлива в камеру сгорания по мере того, как поршень перемещается вверх к положению верхней мертвой точки.По мере продвижения вверх он сжимает топливно-воздушную смесь, уже находящуюся в цилиндре. Когда воздушно-топливная смесь воспламеняется от тепла сжатия, а не от искры от свечи зажигания, это вызывает детонацию в двигателе и потерю мощности. Стук вызван двумя взрывающимися «фронтами пламени» — один взрыв от предварительного воспламенения смеси топливо-воздух, вызванный сжатием, а другой — от остальной части топлива и воздуха, воспламеняемой искрой в немного другое время. затыкать. Два фронта пламени взрываются и посылают в воздух цилиндра ударные волны, которые встречаются в камере сгорания и вызывают раздражающий эффект детонации.
Бензин с более низким октановым числом, как и «обычный» бензин с октановым числом 87, может выдержать наименьшее сжатие перед воспламенением. Степень сжатия вашего двигателя определяет октановое число газа, который вы должны использовать в автомобиле. Это то же самое, что сказать, что ваш двигатель рассчитан на максимальную работу с определенным октановым числом бензина. «Высокопроизводительный двигатель» имеет более высокую степень сжатия и требует топлива с более высоким октановым числом, чтобы предотвратить преждевременное воспламенение топлива до того, как это сделает свеча зажигания.
Итак, октан не увеличивает взрыв в цилиндре, как думает большинство людей. Что делает октан? Он просто предотвращает воспламенение топливно-воздушной смеси до того, как это сделает свеча зажигания. Своевременное поджигание топливовоздушной смеси дает максимальную мощность, на которую рассчитан ваш двигатель. Использование бензина с более высоким октановым числом, чем рассчитано в вашем двигателе, — это только трата денег.
Возможно, вас заинтересуют эти сообщения:
Все об октане | VroomGirls
Бензиновые насосы предлагают множество вариантов: обычные, средние, премиальные, 85, 87, 91, 93… набор может быть головокружительным.Какой бензин нужно заливать в машину?
Автор: Аарон Голд
Краткий ответ
Используйте наименее дорогой бензин (с самым низким октановым числом), необходимый для вашего автомобиля (кроме E85 и дизельного топлива — см. Ниже), как указано в руководстве вашего владельца.
Длинный ответ
Цифры (87, 89, 91 и т.д.) относятся к октановому числу , рейтингу , показателю сопротивления бензина детонации . Ваш двигатель использует искру для воспламенения смеси бензина и воздуха, которая должна гореть определенным образом. Иногда тепло и сжатие могут привести к тому, что карманы с топливом взорвутся раньше, чем они должны были взорваться; это детонация (также известная как , стук за звук, который он издает). Чем выше октановое число, тем устойчивее топливо к детонации.
Большинство двигателей разработано для работы на обычном бензине (с октановым числом 87), но в некоторых автомобилях используются двигатели с высокой степенью сжатия, которые сжимают топливно-воздушную смесь до меньшего размера перед воспламенением искрой. Эти двигатели более подвержены детонации, поэтому для наиболее эффективной работы им часто требуется топливо премиум-класса — с октановым числом 91 или 93.
Топливо премиум-класса: Требуется VS. Рекомендуется
В руководстве по эксплуатации указано минимально допустимое октановое число для вашего автомобиля, и эта информация также может быть указана на крышке бензобака или люке топливного бака. Если для вашего автомобиля требуется что-либо с октановым числом выше 87, обратите внимание, если это , рекомендуемое или , необходимое . Рекомендуемый означает, что топливо премиум-класса обеспечит вам лучшую производительность (и часто лучший расход бензина), но автомобиль будет нормально работать на более низком октановом числе.Если указано, что требует , вы всегда должны покупать топливо с более высоким октановым числом, чтобы избежать повреждения двигателя.
Примечание. Некоторые европейские автомобили имеют два набора октановых чисел, один из которых обозначен как RON, а другой — как AKI или (R + M) / 2. Американские заправочные станции используют измерения AKI и (R + M / 2). Если вы не на 100% уверены, какое октановое число нужно вашему автомобилю, спросите своего дилера или позвоните в службу поддержки производителя вашего автомобиля.
Что произойдет, если я использую обычный автомобиль в автомобиле, требующем премиум-класса?
В прошлом использование бензина с октановым числом 87 в автомобиле, требующем премиум-класса, приводило к «детонации» двигателя и могло привести к серьезным повреждениям двигателя. Сегодняшние автомобили имеют датчики детонации , которые могут обнаруживать детонацию и повторно калибровать двигатель для компенсации, хотя двигатель будет вырабатывать меньше мощности и может иметь худший расход топлива. Если вашему автомобилю требуется топливо премиум-класса , использование бензина со слишком низким октановым числом потенциально может привести к повреждению и аннулированию гарантии.
Что произойдет, если я использую премиум-версию в автомобиле, требующем обычного?
Ничего, кроме того, что вы потратите больше денег. Некоторые люди считают, что высокооктановый газ улучшит характеристики, но это не так — помните, октан относится к сопротивлению детонации бензина, а не к количеству энергии, которое он содержит.Некоторые нефтяные компании заявляют, что их высокооктановое топливо лучше поддерживает чистоту двигателей, но правда в том, что Агентство по охране окружающей среды требует чистящих присадок ко всем сортам бензина.
А как насчет среднего класса?
Некоторые станции предлагают топливо среднего класса (обычно с октановым числом 89). Есть несколько автомобилей, которым требуется бензин с октановым числом 89, но большинство автомобилей предназначены либо для обычного, либо для премиум-класса. Если ваш автомобиль рекомендует (но не требует ) премиум-класса, средний класс даст вам некоторые преимущества в производительности, но вы все равно увидите снижение мощности и экономии топлива.Если вашему автомобилю требуется регулярный, средний класс не улучшит его работу.
Что делать, если нужное октановое число недоступно?
В некоторых высокогорных районах вы найдете бензин с октановым числом 86 или даже 85, продаваемый как «обычный» сорт. На больших высотах более разреженный воздух компенсирует более низкое октановое число бензина, поэтому двигатель обычно может работать без детонации. Если вы находитесь в этом районе, вы обычно можете использовать тот же уровень бензина, что и на более низких высотах, то есть обычный, средний или премиальный. Если вы собираетесь выезжать за пределы высокогорья, руководствуйтесь числами и используйте то же октановое число, что и на более низких высотах. Обратите внимание, что большинство автопроизводителей предлагает придерживаться рекомендуемого октанового числа даже на большой высоте.
А как насчет E85 и дизеля?
E85 представляет собой смесь 15% бензина и 85% этанола, заменителя бензина на растительной основе. E85 следует запускать только в транспортных средствах «Flex Fuel», которые предназначены для его использования. В Соединенных Штатах автомобили с E85 будут иметь желтую крышку бензобака с надписью E85.Автомобиль без гибкого топлива может работать на E85, но это может повредить топливную систему и вызвать утечки.
Дизельное топливо предназначено специально для автомобилей с дизельными двигателями. Бензиновые двигатели не будут работать на дизельном топливе (а дизельные двигатели не будут работать на бензине или E85). Дизельные насосы в Соединенных Штатах имеют форсунку большого диаметра, которая не помещается в заправочную горловину бензинового автомобиля. Если вы водите автомобиль с дизельным двигателем, вам следует только использовать дизельное топливо — бензин или E85 вызовут дорогостоящие повреждения.
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.
Настройка вашего браузера для приема файлов cookie
Существует множество причин, по которым cookie не может быть установлен правильно. Ниже приведены наиболее частые причины:
- В вашем браузере отключены файлы cookie.Вам необходимо сбросить настройки своего браузера, чтобы он принимал файлы cookie, или чтобы спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
- Ваш браузер спрашивает вас, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, нажмите кнопку «Назад» и примите файлы cookie.
- Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Если вы подозреваете это, попробуйте другой браузер.
- Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie.Чтобы исправить это, установите правильное время и дату на своем компьютере.
- Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.
Почему этому сайту требуются файлы cookie?
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу. Чтобы предоставить доступ без файлов cookie потребует, чтобы сайт создавал новый сеанс для каждой посещаемой страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.
Что сохраняется в файле cookie?
Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в cookie; никакая другая информация не фиксируется.
Как правило, в файлах cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта. Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, пока вы не введете его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступа к остальной части вашего компьютера, и только сайт, который создал файл cookie, может его прочитать.
.