Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
- Главная
- Статьи
- Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Автор: Алексей Кокорин
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
1. Что такое аквапланирование?
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин».
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
2. Какие факторы повышают риск аквапланирования?
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды.
В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
3. Как бороться с аквапланированием?
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной.
популярные вопросы
Новые статьи
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 15553 8 9 07.
04.2023Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 9325 14 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 7682 1 1431 03.
Аквапланирование. Что это такое?
Необходимо отметить, что и тот, и другой термины приняты для обозначения одного и того же процесса. Разница присутствует только в названии.
Спросите опытного водителя: «Как часто у него возникают проблемы, связанные с управлением автомобилем на обильно покрытых водой весенних дорогах?» Ответ будет приблизительно следующим: «Проблемы могут появиться только у тех водителей, которые не пытаются объехать широкие лужи, а пролетают над ними на высокой скорости». Если внимательно проанализировать отчеты сотрудников ГАИ, можно обнаружить факт, подтверждающий увеличение количества ДТП в результате того, что водитель не смог справиться с управлением.
Любой автомобиль в условиях передвижения по мокрой трассе может оторваться от поверхности дороги и в буквальном смысле поплыть. Все зависит от скорости движения этого автомобиля, при более высокой скорости, вероятность возникновения аквапланирования увеличивается. При этом, скорость авто является не последним фактором, стимулирующим проявление этого процесса.
Что называют аквапланированием покрышек?
Если условно принять величину сцепления автомобильной покрышки, установленной на колесе автомобиля, с таким покрытием, как сухой асфальт, за единицу (1), то эта же самая шина в условиях мокрого асфальта будет обладать сцеплением с покрытием, величина которого уменьшится, в сравнении с предыдущими показателями наполовину, ее величина станет приблизительно 0,5. На ледяном покрытии коэффициент сцепления будет еще меньше, приблизительно 0,25 от начального значения. Понятие «аквапланирование» означает ситуацию, когда сцепление шин движущегося с высокой скоростью по поверхности воды автомобиля отсутствует полностью, в результате чего колеса, как бы, скользят по мокрому участку дороги. Подобная ситуация опасна тем, что находясь в ней, водитель теряет возможность эффективного управления автомобилем.
При каких условиях возникает подобная опасность? Как правило, аквапланирование имеет место при передвижении автомобиля по огромным лужам, возникшим на поверхности дороги после обильных осадков. При движении автомобиля по подобному покрытию, каждая из его шин будет выполнять роль своеобразного водоотвода жидкости из области контактного пятна, образуя впереди себя водяной вал высотой от 1до 3 см. Специально проведенные исследования позволили измерить величину давления, создаваемого этим валом, она составила 2 бара. Учитывая, что в среднем ширина колеса легкового автомобиля составляет 15 см, нетрудно подсчитать, что каждое из колес автомобиля стремится прижать водяной вал к дорожному покрытию с силой около 30 кг.
Понимая основу механизма описанного выше процесса, нетрудно догадаться, что каждая из покрышек способна успешно отводить воду из области контакта с дорожным покрытием только до определенного момента. Эффективность водоотведения непосредственно связана с такими факторами, как скорость передвижения автомобиля, рисунок протектора его шин, а также толщин слоя воды на дорожном покрытии.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при движении автомобиля с лысой резиной по лужам на высокой скорости избежать очистки контактного пятна от воды не удастся. Не позволит сделать этого очень незначительная величина глубины канавок протектора. Шины, имеющие степень износа более среднего, не способны эффективно отводить воду из контактного пятна при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч по поверхности воды толщиной всего лишь 1 мм. Казалось бы, совершенно незначительная по своим габаритам волна через незначительное время станет достаточно большим водяным валом, в результате чего сцепление колес автомобиля с дорогой исчезнет, и он будет скользить. Прекратить начавшееся аквапланирование невозможно даже в случае резкого торможения. Как правило, в подобных ситуациях экстренное торможение только усугубляет ситуацию, приводя к полной потере контроля над управлением автомобиля.
Особенности аквапланирования автомобилей с передним и задним приводом
У автомобилей, обладающих задним приводом, аквапланирование прежде всего возникает на передней оси. Основным признаком начинающегося гидропланирования является возникающая внезапно, едва заметная потеря контроля над управлением автомобилем. Как правило, опытные водители моментально оценивают сложившуюся ситуацию и производят соответствующие действия для ее исправления. В подобной ситуации резкое уменьшение скорости движения, к которому может прибегнуть начинающий водитель, не принесет желаемого результата. Скорость снижать нельзя. Для выхода из возможного заноса необходимо использовать рулевое управление.
Для автомобилей, имеющих передний привод, гидропланирование возникает в обратном порядке, т.е. оно проявляется, прежде всего, на задней оси. В данной ситуации даже опытному водителю нелегко определить начальный момент аквапланирования. В любом случае, независимо от того в какой момент времени автомобиль начинает терять управление, нельзя резко сбавлять скорость и тормозить, так как подобные действия обязательно приведут к заносу автомобиля.
Нельзя сказать, что риск возникновения гидропланирования может быть связан только с эксплуатацией изношенной резины. В дождливую погоду аквапланирование может возникнуть при управлении автомобилем, «обутым» в новенькую резину. Дело в том, что традиционный протектор при движении по воде не всегда способен справиться с возложенными на него обязанностями, и только резина, на которой присутствует логотип под названием «антидождь», при неизменной скорости движения, обеспечит надежное сцепление колес с дорогой.
Отсюда напрашивается вывод: каждый уважающий себя автомобилист просто обязан разбираться в маркировке покрышек. А если ему часто приходится ездить в дождливую погоду, выбирать покрышки, обладающие улучшенными водоотводящими характеристиками. Такие шины имеют достаточно глубокую продольную канавку по центру покрышки и множество поперечных многопрофильных разрезов. Максимального эффекта позволяет добиться рисунок протектора, имеющий форму елки. Ветви этой елки служат надежным водоотводом. В ходе передвижения по влажной поверхности вода отводится назад и в обе стороны от центра покрышки.
При монтаже покрышки с подобным рисунком на колесный диск очень важно установить направленный рисунок протектора в правильном направлении. Если покрышка будет установлена в противоположном направлении, потоки воды не будут отходить в строну, наоборот, они будут направлены к центру шины, что только увеличит риск возникновения гидропланирования. А как известно, в этом нет ничего хорошего.
Также, каждый водитель должен учитывать, что передвижение в дождливую погоду по идеально гладкой поверхности автобана скорее приведет к возникновению аквапланирования, чем аналогичная поездка в условиях шоссе с крупнозернистым покрытием на основе бетона и асфальта. Дело в том, что гидропланирование возникает в тех случаях, когда потоки воды полностью заливают все имеющиеся на дорожном покрытии неровности. Еще необходимо знать, что шины, обладающими улучшенными характеристиками водоотлива, в условиях сухой дороги изнашиваются быстрее своих традиционных аналогов, а также способствуют повышенному расходу топлива и увеличению продолжительности тормозного пути.
Как уже говорилось ранее, возникновению эффекта гидропланирования способствует одновременное наличие двух составляющих – чрезмерно высокого уровня воды на поверхности дороги, а также высокой скорости передвижения автомобиля. Необходимо отметить, что в настоящее время какие-либо методики контроля этих негативных факторов отсутствуют. Более того, в настоящее время нет никакой научно обоснованной теории, описывающей взаимосвязь этих составляющих. Однако, не стоит расстраиваться, сотрудники отечественных специализированных научно-исследовательских институтов занимаются решением этой проблемы.
Кроме этих двух основных составляющих, на вероятность возникновения эффекта гидропланирования может оказывать влияние множества случайных факторов, таких как техническое состояние амортизаторов, узлов подвески и рулевого управления автомобиля. Совершенно неожиданную отрицательную роль может сыграть неравномерность загрузки по осям, а также отсутствие правильной регулировки развала и схождения колес. Экспериментально было доказано, что даже амортизатор, изношенный только лишь наполовину, гораздо увеличивает риск гидропланирования.
Учитывая все сказанное выше, можно сделать один-единственный вывод: гидропланирование можно и нужно предотвратить, а вот остановить его невозможно. При определенных условиях, аквапланирование может быть более опасным фактором в сравнении с простым скольжением по ледяной поверхности. Для обеспечения надлежащей безопасности движения в условиях покрытой влагой дороги не стоит экономить на покупке соответствующей резины, в пути не нужно использовать методы агрессивного вождения, а встречающиеся на трассе лужи лучше медленно объезжать, чем пролетать над их поверхностью на высокой скорости.
Гидропланирование и скольжение
В условиях сухого асфальтового покрытия требуемая величина сцепления покрышки с дорогой обеспечена надежным контактом незначительных неровностей дороги со специальными элементами протектора. В дождливую погоду, на мокром асфальте надежность сцепления зависит от толщины слоя воды, с имеющимися в нем фракциями грязи и пыли, и особенностями рисунка протектора. Безусловно, контакт автомобильной резины с мокрой дорогой значительно хуже ввиду того, в данной ситуации в контактном пятне присутствует промежуточная структура – слой воды, которая уменьшает силу трения между колесом автомобиля и дорожным покрытием, значительно снижая их взаимодействие.
Если площадь контактного пятна шины с поверхностью сухой дороги принять за определенную величину А, то в условиях влажного покрытия значение данной величины А снизится на некоторую величину В. Это произойдет по причине влияния водяного вала, который возникает из присутствующей на поверхности дороги воды, отводимой протекторами при движении. Объем отводимой воды находится в прямой зависимости от скорости движения: чем быстрее едет автомобиль, тем большее количество воды находится под его колесами. В свою очередь, увеличение толщины водяной пленки приводит к ухудшению контакта дороги с шиной. В определенный период времени, при превышении скорости выше допустимого предела, между покрышкой и дорогой будет присутствовать сплошной слой воды. В этом случае автомобиль остается без какого-либо контакта с дорогой и теряет управляемость или, иными словами, переходит в режим аквапланирования.
Некоторые водители не замечают принципиальной разницы между скольжением и гидропланированием. А, тем не менее, разница существует довольно таки значительная. Прежде всего, необходимо сказать, что скольжение абсолютно не зависит от скорости движения. Скольжение возникает в результате присутствия слоя воды и дальнейшего снижения величины сцепления шины с дорожным покрытием. Скольжение может иметь место при резком повороте или экстренном торможении. Скольжение можно, так или иначе, контролировать.
В случае возникновения эффекта гидропланирования водитель не сможет изменить траекторию неуправляемо движущегося автомобиля до той поры, пока несущие силы вала воды не изменятся до минимальных значений. При попадании автомобиля в режим аквапланирования снижение скорости движения должно быть постепенным. Категорически запрещается резко вращать рулевое колесо или тормозить, так как по окончании действия эффекта гидропланирования развернутые колеса и зажатые колодки тормозов могут стать причиной сильного заноса.
Как правило, скольжение имеет место во время дождя, когда его капли смешиваясь с дорожной пылью, образуют грязь. При усилении дождя бурные потоки воды очищают поверхность дороги от грязи, улучшая, таким образом, качество контакта покрышки с дорожным покрытием. Возникновение эффекта аквапланирования абсолютно не зависит от стадии или силы дождя.
Гидропланирование может наблюдаться даже в сухую погоду при попытке проехать на высокой скорости огромную лужу.
Рассказать друзьям:Следущая новость:
Особенности Run Flat — технологии производства шин для автомобилей
Предыдущая новость:Новая зимняя резина Goodyear UltraGrip Ice Arctic
Все новости
Как работает аквапланирование | HowStuffWorks
Вы едете по межштатной автомагистрали, слушаете утреннее радиошоу и думаете обо всем, что вам нужно сделать, когда вы приедете на работу. Вы думаете о презентации, которая должна состояться на следующей неделе, а также о том, что вы еще даже не приступили к ней. Ваш босс тоже дышит вам в затылок. Ко всему прочему, идет дождь. Ничего особенного, но этого достаточно, чтобы вы не убегали в парк во время обеда. Пока ваш разум блуждает где-то еще, вы ведете машину по глубокому участку воды. В одну секунду вы поете вместе с радио, а в следующую вы теряете контроль над соседней полосой. К счастью, движение не слишком интенсивное. Вы никого не ударили, но этот опыт встряхивает вас и на мгновение очищает ваш разум от других забот. На более умеренной скорости вы добираетесь до офиса, обещая в будущем более серьезно относиться к вождению под дождем.
Вы только что испытали потенциально опасный опыт аквапланирования. Аквапланирование происходит, когда слой воды попадает между шиной автомобиля и дорожным покрытием. Шина из-за износа или плохого дренажа на дороге не может достаточно быстро отводить воду с дороги. Резина не касается дороги, автомобиль теряет сцепление с дорогой, а водитель теряет контроль над управлением. Некоторые сравнивают это со скольжением по льдине. Торможение или рулевое управление не помогут, потому что шины автомобиля не соприкасаются с дорогой. Аквапланирование может произойти с любым типом транспортного средства. Глубина воды должна быть более одной десятой дюйма (0,3 сантиметра), чтобы произошло аквапланирование, а скорость автомобиля должна составлять 50 миль в час (22,35 метра в секунду) или более.
Advertisement
Аквапланирование является частой причиной несчастных случаев, и производители шин постоянно придумывают новые рисунки протектора, которые пытаются отводить воду и прокладывать путь для шины. Инженеры работают над новыми материалами и новыми конструкциями дорог, чтобы уменьшить вероятность аквапланирования.
Содержимое- Как происходит аквапланирование
- Что делать при аквапланировании
Как происходит аквапланирование
Чтобы понять, как работает аквапланирование, вам нужно знать, как работает сцепление. Сцепление — это трение, возникающее между шинами автомобиля и дорожным покрытием. Сцепление при качении — это взаимодействие между шиной и поверхностью, что приводит к движению вперед. Когда вода покрывает поверхность, шина теряет сцепление с дорогой. Аквапланирование происходит, когда ваши шины движутся по мокрой поверхности так быстро, что не успевают вытеснить достаточное количество воды и войти в контакт с поверхностью. Вода поднимает шину с поверхности, и машина начинает аквапланировать.
Хотя скорость, дорожные условия и износ шин играют определенную роль, основной причиной аквапланирования является глубина воды. Аквапланирование возможно, когда вода скапливается на глубину одной десятой дюйма (0,3 сантиметра) или более на протяжении не менее 30 футов (9,14 метра) и транспортное средство движется по ней со скоростью 50 миль в час (22,35 метра в час) или более. [источник: Crash Forensics]. Также важны размер шин и рисунок протектора. Аквапланирование более вероятно, если у вашего автомобиля узкие шины. Изношенные шины более опасны во влажных условиях. Некоторые рисунки протектора шин лучше отводят воду, чем другие. Полноприводные автомобили более склонны к аквапланированию, чем автомобили с приводом на два колеса, потому что их компьютеризированные дифференциалы могут переключать мощность с передних колес на задние, создавая ситуацию аквапланирования. Тяжелые автомобили менее склонны к аквапланированию.
Advertisement
Независимо от ваших шин или типа транспортного средства, вы можете сделать несколько вещей, чтобы предотвратить аквапланирование. Во-первых, помедленнее. Скорость увеличивает вероятность аквапланирования. Даже если вы летите на акваплане, чем медленнее, тем меньше опасность. Еще один совет: следите за водителями впереди вас. Неустойчивое управление от них может означать, что вы приближаетесь к опасному участку. Если машины впереди вас внезапно выбрасывают больше воды, это может означать, что они проехали лужу, из-за которой вы можете сесть на акваплан.
Теперь давайте разберемся, что делать, если (и когда) вы окажетесь в ситуации аквапланирования.
Реклама
Что делать при аквапланировании
Даже если все меры предосторожности не сработали и вы все же попали в аквапланирование, сохраняйте спокойствие. Если держать голову и не паниковать, ситуация управляемая. Прежде всего, не давите на тормоза и не допускайте избыточной поворачиваемости. Крепко держите руль и держите нос автомобиля прямо. Управляйте ровно настолько, чтобы машина двигалась вперед. Уберите ногу с педали акселератора, позволяя автомобилю замедлиться самостоятельно.
Прежде чем вы обнаружите, что скользите по шоссе на водной подушке, узнайте, есть ли у вашего автомобиля обычные или антиблокировочные тормоза. Посмотрите в руководстве по эксплуатации или спросите у механика. Если вы начинаете аквапланировать и вам необходимо затормозить, чтобы избежать столкновения, нажимайте на обычные тормоза быстро и легко. Тормозите обычным образом для антиблокировочной системы тормозов, но не тормозите слишком резко. Компьютер автомобиля будет имитировать действие насоса для вас. Если шины вашего автомобиля вообще соприкасаются с дорогой, вам следует начать снижать скорость и восстановить контроль.
Реклама
Интернет полон ужасных предупреждений о том, что нельзя использовать круиз-контроль во время ливня. Эти рассказы рассказывают об авариях, в которых круиз-контроль улавливал ситуацию аквапланирования и фактически заставлял автомобиль ускоряться. Хотя доказательств этому нет, большинство экспертов советуют не использовать круиз-контроль в дождливую погоду. Если вы летите на гидроплане, вы бы нажали на тормоза, чтобы обезвредить его, и вы не хотите тормозить, если в этом нет крайней необходимости.
Дорожные инженеры работают над проблемой аквапланирования с 1960-х годов, когда более высокие скорости и более широкие автомагистрали между штатами приводили к большему количеству аварий. Предотвращение аквапланирования при проектировании шоссе определяется выбором материалов и спецификациями здания, в частности, так называемым поперечным уклоном — направлением, перпендикулярным направлению основного уклона. При правильном построении вода сможет легко стекать с проезжей части. Уклон также важен для предотвращения аквапланирования, поскольку вода лучше стекает на более крутом уклоне, а транспортные средства, движущиеся в гору, с меньшей вероятностью аквапланируют.
В дополнение к поиску лучших строительных технологий, дорожники также работают с новыми материалами, которые снижают вероятность аквапланирования. Текстурирование дорог с помощью канавок может помочь снизить вероятность аквапланирования, но только бетонные дороги могут иметь канавки или тонировку. Большинство автомагистралей построено из более дешевого горячего асфальтобетона, на который нельзя нарезать канавки. Он также более склонен к колееобразованию, что способствует аквапланированию.
Реклама
Много дополнительной информации
Похожие статьи HowStuffWorks
Источники
- Badnews4u. «Сумма.история4у.» (18 ноября 2009 г.) http://www.alienarmy.net/badnewz4u/index_history.htm
- Университет Дэвидсона. «Качающееся трение». (12 ноября 2009 г.) http://webphysics.davidson.edu/faculty/dmb/py430/friction/rolling.html
- Erie Insurance. «Что нужно знать о аквапланировании». 8 июня 2009 г. (12 ноября 2009 г.) http://www.erieinsurance.com/eriesense/issues/Summer2009/Hyrdoplaning.aspx
- Гленнон, Джон К. «Аквапланирование — проблема с поперечным уклоном шоссе». Crash Forensics Услуги по расследованию и восстановлению автомобильных аварий. Январь 2006 г. (16 ноября 2009 г.) http://www.crashforensics.com/papers.cfm?PaperID=8
- Хорн, Уолтер Б. и Дреер, Роберт К. «Явления аквапланирования пневматических шин». Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Ноябрь 1963 г. (12 ноября 2009 г.) http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19640000612_1964000612.pdf
- Куртус, Рон. «Предотвращение потери тяги». Школа чемпионов. 28 марта 2008 г. (18 ноября 2009 г.) http://www.school-for-champions.com/SCIENCE/friction_traction.htm
- Онг, Г.П. и Фва, Т.Ф. «Моделирование явления аквапланирования». Национальный университет Сингапура. Декабрь 2005 г. (16 ноября 2009 г.) http://www.nus.edu.sg/comcen/svu/publications/hpc_nus/dec_2005/hydroplaning.pdf
- Smart Motorist.com. «Аквапланирование (Аквапланирование)». (16 ноября 2009 г.)http://www.smartmotorist.com/driving-guideline/hydroplaning-aquaplaning.html
- Университет Питтсбурга, «Информационный бюллетень Комитета по безопасности и защите». 2007. (16 ноября 2009 г.) http://www.engr.pitt.edu/ssc/hydroplaning.html
- Уолтер Дж. Д. и др., «Фрикционное взаимодействие шины и дорожного покрытия». Американское общество испытаний и материалов. Февраль 1983 г. (16 ноября 2009 г.) me1OA&hl=en&ei=qbL8Sv71HoTenAfbq9WPCw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CA0Q6AEwATgU#v=onepage&q=accidents%20caused%20by%20аквапланирование&f=false
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks. com:
Марта Барксдейл
«Как работает аквапланирование»
5 октября 2009 г.
HowStuffWorks.com.
Citation
Аквапланирование: что это такое и чем оно вызвано
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШИНАХ
Что такое аквапланирование?
На самом базовом уровне аквапланирование (иногда называемое аквапланированием) — это состояние, которое возникает, когда шины вашего автомобиля теряют контакт с мокрым дорожным покрытием. В частности, шина для аквапланирования плавает в небольшой пленке воды, а не остается прочно закрепленной на земле.
Как возникает аквапланирование?
Аквапланирование происходит, когда на дороге больше воды, чем шина может удалить с места контакта резины протектора с дорогой. Шины автомобиля, движущегося по мокрой дороге, могут скапливать воду на передней кромке шины, заталкивая воду под шину. Если протектор шины не может эффективно отводить воду, она будет вытесняться между шиной и дорогой и может вызвать аквапланирование.
Шины имеют канавки и прорези, которые помогают отводить воду от пятна контакта; то есть точка, где шина встречается с дорогой. Однако более высокая скорость автомобиля, сильный дождь и повышенный износ шин могут увеличить вероятность аквапланирования.
Когда возникает аквапланирование?
Аквапланирование чаще всего происходит во время и сразу после сильных дождей, когда на дорожном полотне образуются большие лужи и другие скопления воды. Хотя это и не связано с аквапланированием, вы должны знать, что после периода сухой погоды даже небольшой дождь может повлиять на сцепление с мокрой дорогой. Различные масла на асфальтовом покрытии могут всплывать на мокрую поверхность дороги, что может привести к ухудшению сцепления с мокрой дорогой.
Чем выше скорость в дождливую погоду, тем выше вероятность аквапланирования. По мере увеличения скорости шины менее способны отводить воду из пятна контакта с дорогой. Если он мокрый, притормозите, чтобы сохранить надлежащий контроль над автомобилем.
Как моя шина помогает снизить вероятность аквапланирования?
Помните, что единственное, что касается земли в вашем автомобиле, это шины. Глубина протектора шины является самым важным фактором, снижающим вероятность аквапланирования. Более глубокие канавки на шине дают больше места для отвода воды из пятна контакта. Однако по мере износа шины канавки становятся более мелкими, а объем пустот уменьшается. По мере того как шины изнашиваются до минимальной глубины протектора 2/32 дюйма, они постепенно теряют способность противостоять аквапланированию. Если глубина протектора шины указывает на то, что пора ее заменить, Найдите шины для своего автомобиля здесь .
Шины имеют рисунок протектора, предназначенный для отвода воды из пятна контакта. Глубокие окружные канавки помогают направлять воду, а боковые канавки отводят воду из пятна контакта. Такие шины, как Goodyear Assurance® WeatherReady® , помогают сметать воду, обеспечивая превосходное сцепление с дорогой и уверенность в любых погодных условиях.
Со временем шина изнашивается, канавки становятся более мелкими. В свою очередь, это снижает сцепление с дорогой во влажных условиях. Такие шины, как Assurance WeatherReady, имеют развивающиеся тяговые канавки, которые переходят от глубоких канавок к более широким по мере износа шины, чтобы продолжать отводить воду из пятна контакта в течение всего срока службы шины.
Как избежать аквапланирования на мокрой дороге
Когда дороги становятся мокрыми, как во время, так и после ливней, увеличивается вероятность аквапланирования. Ниже приведен ряд советов, которые помогут свести к минимуму вероятность аквапланирования во время вождения и помогут безопасно управлять автомобилем на мокрой поверхности.
- Притормозите: Двигайтесь медленнее. Более высокая скорость увеличивает вероятность аквапланирования.
- Без внезапных остановок: избегайте внезапных остановок и резких торможений. Внезапное замедление может увеличить вероятность аквапланирования.
- Избегайте больших участков воды: избегайте стоячей воды, если это возможно. Если вы не можете объехать глубокую лужу, проезжайте ее медленно.
- Избегайте внешних полос движения: если вы находитесь на многополосном шоссе, избегайте внешних полос движения. Вода имеет тенденцию скапливаться на внешних полосах автомагистралей, увеличивая риск аквапланирования.
- Оставайтесь в пределах существующих следов шин: если вы следуете за другим автомобилем в пробке, старайтесь оставаться на его следах шин. Тот первый автомобиль уже очистил дорогу от большого количества воды — имеет смысл ехать только там, где воды нет.
- Фары: во-первых, если на улице мокро, включите фары. Свет поможет вам увидеть глубокие лужи, а также поможет другим на дороге увидеть вас. Хорошее эмпирическое правило: если у вас включены дворники, то должны работать и фары.
- Правильно накачанные шины: убедитесь, что ваши шины правильно накачаны и имеют достаточную глубину протектора.