зачем нужен, как работает, проверка
Одно из основных требований к современному автомобилю – нанесение минимального вреда окружающей среде. Именно для этой цели был разработан адсорбер – специальное устройство, предназначенное для улавливания бензиновых паров, которые затем направляются на дожигание в двигатель или, после конденсации, обратно в бак.
Применение адсорбера позволяет исключить попадание вредных паров бензина в атмосферу, добиться более стабильной работы двигателя и сэкономить топливо, которое вместо того, чтобы испаряться в окружающую среду сжигается в камерах сгорания или стекает обратно в бензобак. Если двигатель начинает работать неправильно – плавает холостой ход, снижается мощность, увеличивается расход, нужно обязательно проверить адсорбер, возможно именно он является причиной проблемы.
Как работает адсорбер
Чтобы быть более точным и понятным, возьмем пример конкретного автомобиля – популярную модель Лада Калина. Этот узел состоит из трех основных элементов, непосредственно адсорбера с порошкообразным активированным углем, который расположен на бензобаке, клапана и патрубков, которые их соединяют. Клапан адсорбера на Лада Калина находится в патрубке подачи воздуха, непосредственно после воздушного фильтра. Нужно отметить, что на других модификациях и моделях адсорбер может устанавливаться не на баке, а в разных местах подкапотного пространства.
Испарившийся из бака бензин попадает в адсорбер, который продувается воздухом, в результате чего пары по патрубку попадают на клапан, который открывается и направляет их на дроссельную заслонку. Далее бензин попадает во впускную трубу и направляется в камеры сгорания.
В системе адсорбера используется обычный электромагнитный клапан, который при подаче на него напряжения начинает приоткрываться, пропуская воздух, насыщенный бензиновыми парами. Управление клапаном адсорбера осуществляет ЭБУ. Дополнительно на клапан может устанавливаться датчик давления, отслеживающий состояние системы.
Как проверить адсорбер на Лада Калина
Существуют признаки неисправности клапана адсорбера или самого устройства, которые нельзя игнорировать. При этом часто они могут вызываться другими проблемами, поэтому к поломке нужно подходить комплексно. Среди таких признаков выделяют:
- Плавающие обороты. Проблема возникает не сразу, а после того, как двигатель уже проработал около 10 минут и прогрелся.
- После запуска двигателя, пока он холодный и при нажатие на педаль газа, двигатель почти глохнет. Похожая ситуация случается, когда заканчивается бензин.
- Теряется до 15 % мощности, хотя все системы работают нормально, но при этом увеличивается потребление топлива.
- После запуска двигателя датчик может застучать, что напоминает стук разбалансированных клапанов.
- При открытии бака раздается сильный свист впускаемого воздуха, поскольку в нем создается разрежение.
Именно последний признак точно указывает на проблему с адсорбером или его клапаном.
Чтобы проверить клапан адсорбера Лада Калина потребуется обычная диодная контролька с двумя лампочками – красной и зеленой. При запущенном двигателе ее провод устанавливается на массу, а игольчатый контакт вводится в провод постоянного питания, при этом должна загореться красная лампочка. Если нажать на педаль газа лампочка должна гореть постоянным светом, никак не реагируя.
При установке контакта на второй провод, тоже должна загореться красная лампочка, но при нажатии на педаль газа начинает моргать или загораться зеленая лампа, что указывает на открытие клапана, а это значит, что он работает нормально. В случае, когда при нажатии на газ зеленая лампа не загорается, клапан подлежит замене, поскольку он не открывается и не пропускает воздух с бензиновыми парами для дожигания в камере сгорания.
Виды неисправностей
Электронный блок управления Лада Калина при появление неисправностей, связанных с адсорбером, выдает соответствующие коды ошибок в диапазоне 0440-0455. К наиболее часто встречающимся относят такие ошибки:
- 0440. Проблема датчика клапана EGR (рециркуляции выхлопных газов). Неисправна система контроля отвода бензиновых паров.
- 0441. Некорректная работа клапана при неправильном расходе воздуха. Неправильная регулировка системы контроля отвода топливных паров.
- 0442. Утечка системы отвода топливных паров.
- 0443. Неисправность в системе управления клапана адсорбера. Неисправность клапана продувки угольного адсорбера (система EVAP). Неисправность клапана в системе контроля отвода топливных паров.
- 0444. Обнаружение короткого замыкания в цепи 12 В, оборвана цепь клапана системы продувки адсорбера. Разрыв цепи клапана контроля отвода топливных паров.
- 0445. Заземление цепи или короткое замыкание системы продувки адсорбера.
- 0446. Неисправен контролирующий датчик вентиляции системы отвода топливных паров.
- 0447. Размыкание цепи контрольного датчика вентиляции системы отвода топливных паров.
- 0448. Замыкание цепи вентиляционного датчика, контролирующего отвод топливных паров.
Некоторые автовладельцы, чтобы избавиться от проблемы просто отключают адсорбер. Но делать это лучше программно, путем перепрошивки ЭБУ. Это связанно с тем, что поток воздуха, проходящий через клапан адсорбера, учитывается компьютером, и механическая заглушка приведет к принудительному обогащению топливной смеси, что негативно отразится на работе двигателя.
Видео: Адсорбер. Зачем нужен, как работает, как проверить.
Абсорбер (адсорбер) и система улавливания паров топлива Рено Логан: замена
Признаки неисправности клапана адсорбера
Как становится понятно, возникают проблемы с системой питания:
- Плавают обороты. Но не сразу, а примерно после 5 – 10 минут на прогретом двигателе
- На холостой, если двигатель запущен, давишь педаль газа – чуть не глохнет. Такое ощущение, что заканчивается топливо
- На ходу машина не развивает нужной мощности, такое ощущение, что убрали 10 – 15% мощности двигателя
- Может сходить с ума датчик топливного бака. Показывает то – «полный», то – «пустой» и т.д.
- Если открываете бак для заправки. Слышан сильный свист, как будто внутри создан вакуум.
- Увеличивается расход топлива
- НА холодную датчик абсорбера может сильно стучать, зачастую его путают с клапанами двигателя
Сейчас полезное видео.
Если у вас проявляются эти неисправности, то обязательно нужно смотреть — проверять клапан и при необходимости менять его, благо стоит он копейки. А также саму полость с активированным углем.
Устройство автомобильного абсорбера
Простыми словами, конструкция абсорбера — это пластиковая банка с наполненным фильтрующим улавливающим элементом. Наилучшим веществом для улавливания и нейтрализации паров топлива является активированный уголь.
Адсорбер состоит из:
- Сепаратор. Сепаратор улавливает пары бензина и отправляет их обратно в топливный бак.
- Клапан гравитации. Клапан гравитации защищает от перелива топлива в случае, когда машина перевернулась. Клапан блокирует движение топлива.
- Датчик давления. Датчик давления выполняет важную функцию — контролирует давление паров в топливном баке. При достижения максимально допустимого давления в баке, датчик открывается и стравливает давление.
- Фильтрующий элемент (активированный уголь). Фильтрующий элемент в абсорбере автомобиля — это уголь в крупных гранулах. Крупные гранулы позволяют парам проходить через слой угольного порошка и конденсироваться.
- Соединительные трубки. Соединительные трубки служат для соединения всех элементов конструкции.
- Электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан меняет режимы улавливания топливных паров.
Клапан адсорбера: неисправности, диагностика и ремонт
Вполне очевидно, что на любой машине с адсорбером (адсорбер Приора, Калина или иномарка), клапан адсорбера при выходе из строя может повлиять на работу ДВС. Другими словами, как на отечественной бюджетной модели (например, клапан продувки адсорбера Калина), так и на автомобиле высокого класса указанный элемент в ряде случаев является причиной сбоев в работе двигателя.
На деле, неполадки клапана продувки могут вывести из строя бензонасос. Также, если вентиляция адсорбера нарушена, топливо может скапливаться во впускном коллекторе, нарушается смесеобразование, силовая установка не выдает полной мощности и т.д. Часто проявляются проблемы при запуске холодного ДВС, возрастает нагрузка на стартер при попытках завести двигатель.
Основные признаки неисправности клапана адсорбера:
- на холостом ходу двигатель работает не стабильно;
- плавают обороты на ХХ;
- пропала мощность двигателя;
- увеличен расход топлива;
- при работе ДВС клапан адсорбера не издает звуков;
- при откручивании крышки бензобака слышно шипение;
- возле авто и в салоне пахнет бензином;
Появление таких признаков вполне может быть вызвано и другим причинами, однако часто это говорит о нарушенной вентиляции адсорбера. Именно по этим причинам специалисты рекомендуют выполнять регулярную проверку клапана адсорбера.
Для того, чтобы проверить клапан адсорбера, на многих авто достаточно компьютерной диагностики. Также бывает не лишней и ручная проверка. Как правило, коды ошибок в памяти ЭБУ укажут на проблемы по части электрики (например, ошибка обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера).
Механическая проверка нужна в том случае, когда во время работы мотора на холостом ходу или «на холодную» слышно, что щелкает клапан адсорбера. При появлении посторонних звуков на ХХ можно резко нажать на педаль газа.
Если щелчки по характеру звука не меняются, тогда высока вероятность, что эти звуки издает клапан адсорбера. Так вот, если клапан адсорбера стучит, для начала можно попробовать почистить его регулировочный винт, после чего закрутить данный винт.
Далее следует выполнить регулировку клапана абсорбера. Чтобы отрегулировать клапан адсорбера, винт для регулировки проворачивают на 0. 5 оборота. При этом нужно учитывать, что если затянуть винт сильно, ЭБУ может принять это за неисправность и загорится ошибка.
Однако если регулировка клапана адсорбера выполнена правильно, данный клапан практически без стука. Главное, учитывать индивидуальные особенности того или иного клапана на конкретной модели автомобиля.
Как работает система – принцип работы
Почему я заостряю внимание именно на электромагнитном клапане, да потому что он практически ключевой в этой системе. Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства
Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства.
Итак, пары топлива поднимаются вверх бака и останавливаются на сепараторе, который совмещен с датчиком гравитации (как я писал выше — он предотвращает вытекание топлива при авариях — опрокидываниях из бака). В нем они частично конденсируются и возвращаются обратно (в виде жидкого топлива).
Однако другая часть испарения, минует гравитационный клапан, проходят в адсорбер, где они собственно накапливаются
Накопление происходит при незапущенном двигателе! ЭТО ВАЖНО
После пуска двигателя, электромагнитный клапан, открывается – тем самым соединяет полость адсорбера (где находятся газы как бы в заключении) с впускным коллектором или дроссельным узлом (в различных машинах по-разному). НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ПРОДУВКИ! Пары смешиваются с воздухом (с улицы), который подается через дроссельный узел, далее поступают во впускной коллектор и после в цилиндры двигателя, где они дожигаются с воздушно-топливной смесью.
Система очень простая, если понимать, как она работает.
Как заменить клапан адсорбера
Прежде всего, если на машине не работает вентиляция абсорбера, необходим ремонт. Независимо от того, на каком автомобиле произошла поломка (иномарка, Лада Приора или Калина), адсорбер и его клапан должны работать нормально. В противном случае все рассмотренные выше проблемы проявятся в большей или меньшей степени.
При этом отметим, что замена клапана адсорбера своими руками в большинстве случаев вполне возможна в условиях обычного гаража. Это значит, что не всегда в обязательном порядке необходимо ехать на сервис.
Замена выполняется достаточно просто. Главное, подобрать такой клапан для установки, чтобы его маркировка была точно такой же, как и на том клапане, который ранее стоял на машине. После приобретения нужного клапана, достаточно снять клеммы с АКБ, отсоединить от клапана «фишку» с проводами, выкрутить крепления клапана.
Затем потребуется убрать штуцеры под защелкой, а также выполнить отсоединение шлангов. После можно вынуть клапан и его кронштейн из адсорбера. Теперь можно установить новый клапан и осуществить обратную сборку. На этом замену можно считать завершенной.
Единственное, на некоторых авто еще может потребоваться сбросить ошибку в памяти ЭБУ. Кстати, сделать это можно при помощи простого решения типа ELM327 или другого диагностического оборудования.
Зачем нужен, как работает, как проверить.» src=»https://www.youtube.com/embed/AkQvru66uJw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Проверяем работоспособность адсорбера
Чтобы удостовериться, что неисправность связана именно с клапаном этого элемента, можно отправить авто на полную диагностику. Но, это дорого, поэтому попробуем сначала самостоятельно выявить возможные проблемы.
Прежде всего, нужно посмотреть, не выдает ли контроллер ошибки, например, «обрыв управления цепи». Если все нормально, то воспользуется ручной проверкой. Для этого достаточно подготовить мультиметр, отвертку и несколько проводов. После этого нужно выполнить несколько простых шагов:
- Поднять капот машины и найти нужный клапан.
- Отсоединить от этого элемента жгут с проводами. Для этого нужно сначала отжать специальный фиксатор креплений колодки.
- Проверить, идет ли на клапан напряжение. Для этого необходимо включить мультиметр и переключить его в режим вольтметра. После этого черный щуп прибора подсоединяется к массе авто, а красный – к разъему с маркировкой «А», который находится на жгуте проводов. На следующем этапе необходимо завести мотор и посмотреть, какие показания выдает прибор. Напряжение должно быть таким же, как в аккумуляторе. Если его и вовсе нет или оно слишком маленькое, то вероятно придется искать более серьезную проблему. Если с напряжением все хорошо, то можно переходить к следующему шагу.
Демонтировать клапан продувки. Чтобы его снять нужно при помощи отвертки немного ослабить крепление хомутов. После этого можно будет легко сдвинуть клапан чуть вверх и по небольшому кронштейну плавно его вытащить. После этого устройство нужно подключить напрямую к клеммам АКБ. Один провод идет на клапан продувки (на «+»), а второй – подключается к «минусу». После этого оба проводника подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если при этом не произошло щелчка, то клапан полностью вышел из строя и лучше всего его заменить.
Положительные стороны и отрицательные адсорбера
К плюсам аппарата можно отнести следующие функции защиты, которые он выполняет:
- автомобиль не выбрасывает вредные газы в атмосферу;
- экономия горючего, так как происходит догорание неотработанных паров;
- нет неприятного запаха от топлива в салоне. Этот пункт на некоторых модификациях транспортных средств не выполняется на должном уровне.
К отрицательным сторонам адсорбера можно отнести следующие параметры:
- неустойчивость работы двигателя при загрязнении клапана;
- занимает много свободного места под капотом;
- стоимость установки абсорбера высокая. Соответственно дорожает и само транспортное средство;
- возможен вылет крышки бака при неправильной работе клапана и накоплении газов внутри бензобака;
- если выходит из строя прибор, то это влечет потерю бензонасоса;
- большие скопления взрывоопасной смеси, если абсорбер неисправен, но двигатель продолжает работать. Такое бывает со старыми моделями автомашин, выпускавшихся до 2000 года.
Многие автовладельцы убирают это устройство. Так как часть водителей уверена, что прибор приводит к повышенному расходу топлива. Другие говорят, что из-за него ломается бензонасос и сам двигатель долго не прослужит.
При удалении абсорбера автовладелец должен знать, что трубку от клапана нужно закрыть. А программу в электронном блоке управления откорректировать. Поэтому эту процедуру лучше выполнять в присутствии опытных механиков или в сервис-центре. Хотя многие механики не хотят удалять устройство и будут всячески отговаривать автовладельца.
Принцип действия адсорбера
Чтобы понять, где он расположен и как ремонтироваться аппарат продувки, нужно знать принцип работы устройства и всей системы. Само устройство абсорбер заполнено активированным углем, который поглощает вредные вещества.
EVAP ловит газы от сгоревшего горючего следующим образом:
- Пары топлива попадают в сепаратор. Происходит конденсация. Образовавшиеся капли стекают в бак.
- Те пары, которые не превратились в конденсат, перетекают в абсорбер. Здесь вредные вещества, которые они содержат, поглощаются активированным углем.
- Происходит накопление газов. А когда запускается двигатель, то они подаются во впускной коллектор.
- Поглощение происходит при не работающем моторе.
- Когда же двигатель заводится, то в действие вступает этот самый клапан. Он обеспечивается приток воздуха снаружи.
- Вместе со струей воздуха, накопленные газы в адсорбере, поступают снова в двигатель.
- Здесь они проходят еще одно сжигание.
- Теперь эти пары поступают в выхлопную систему.
Таким образом, аппарат продувки абсорбера создает вентиляцию механизма. Правильная работа прибора бесшумна. В холодное время года на некоторых машинах водитель может слышать стрекотание. Это так работает устройство.
При любой неисправности автолюбитель будет слышать стуки, скрежет, цокот и винить во всем неисправный двигатель. На самом деле проблема может быть в аппарате продувки. Бывает выходит из строя датчик продувки.
Внимание! Чтобы собственноручно не нарушить работу системы вентиляции эксперты не рекомендуют заправлять автомобиль по горлышко бензобака. А также рекомендуется вовремя вынимать пистоле из бензобака на заправках
Процедура снятия адсорбера
При покупке нового агрегата для вентиляции двигателя транспортного средства обратить внимание на маркировку. У обоих должна быть идентичной
Иначе не будет совместимости и клапан не сможет работать, обеспечивать вентилирование бензобака.
Процедура замены следующая:
- Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Открыть капот и найти абсорбер.
- Нажать на фиксатор, который удерживает колодку проводов. И отсоединить ее.
- Открутить болты отверткой, которые удерживают аппарат.
- Разъединить шланги.
- Кронштейн и старый поршень достать из абсорбера.
- Установить новый прибор.
- Повторить все действия в обратном порядке.
Внимание! Чтобы собрать в том же порядке необходимо пометить маркером каждый прибор, в какой последовательности он снимался. Таким простым способом происходит установка нового устройства для вентилирования системы EVAP
Таким простым способом происходит установка нового устройства для вентилирования системы EVAP.
Как и у всех устройств у данного типа поглотителя имеются свои положительные стороны и отрицательные. Из-за минусов чаще всего опытные автовладельцы убирают клапан. Хотя это грозит разрушением слаженной работы механизмов.
Назначение и принцип работы клапана адсорбера
Как уже было сказано выше, адсорбер является основным элементом в системе улавливания топливных паров. При этом важную функцию также выполняет клапан адсорбера (иногда данные элементы ошибочно называют абсорбер и клапан абсорбера).
Обратите внимание, сегодня адсорберы ставятся на авто Евро-3 и выше, причем как иностранного, так и отечественного производства. Это значит, что даже в устройстве отечественного автомобиля есть подобное решение (например, клапан адсорбера ВАЗ, клапан адсорбера Калина или клапан адсорбера Приора). . Сразу отметим, некоторые автовладельцы считают адсорбер обычным фильтром, который отвечает за экологию и никак не влияет на систему питания, работу двигателя автомобиля и т.д
На самом деле, это не так.
Сразу отметим, некоторые автовладельцы считают адсорбер обычным фильтром, который отвечает за экологию и никак не влияет на систему питания, работу двигателя автомобиля и т.д. На самом деле, это не так.
С одной стороны, адсорбер ВАЗ или иномарки можно считать второстепенным элементом, однако выход из строя такой системы может вывести из строя топливный насос, а также оказывает влияние на работу ДВС автомобиля.
По этой причине необходимо периодически проверять клапан адсорбера
Также внимание данному элементу следует в случае появления определенных признаков неисправности и сбоев в работе мотора. . Давайте рассмотрим принцип работы клапана продувки адсорбера, неисправности клапана адсорбера, как проверить клапан продувки адсорбера и каким образом выполняется замена клапана абсорбера своими руками
Давайте рассмотрим принцип работы клапана продувки адсорбера, неисправности клапана адсорбера, как проверить клапан продувки адсорбера и каким образом выполняется замена клапана абсорбера своими руками.
Итак, адсорбер ставится на бензиновые двигатели, а сам электромагнитный клапан продувки адсорбера является частью системы улавливания паров топлива. Чтобы понять назначение и принцип работы клапана, необходимо сначала изучить, как работает система улавливания паров горючего EVAP.
В общих чертах, адсорбер — емкость, которая заполнена адсорбентом (на деле, используется активированный уголь). Данная емкость соединяется с топливным баком при помощи трубок. Так вот, клапан адсорбера стоит между впускным коллектором и адсорбером, основной его функцией является вентиляция (продувка адсорбера).
Дело в том, что продувка необходима по причине того, что пары бензина в баке не полностью улавливаются сепаратором и затем конденсируются для повторного слива в бак. Часть топливных, которые не уловил сепаратор, по паропроводу проникает в адсорбер.
Когда пары в адсорбере накапливаются, они подаются во впускной коллектор при запуске ДВС. При этом улавливание паров происходит только тогда, когда двигатель заглушен. Если же мотор работает, ЭБУ периодически открывает клапан продувки адсорбера для подачи воздуха в целях вентиляции.
Получается, пары выпускаются при помощи срабатывания клапана, конденсат паров топлива смешивается с воздухом и высасываются из адсорбера. Далее смесь попадает в двигатель и сгорает в цилиндрах.
Фактически, клапан адсорбера перенаправляет конденсат паров топлива в двигатель. Само собой, если возникают неисправности клапана, работа системы нарушается. При этом неполадки также отражаются на стабильности работы самого силового агрегата.
Проверка и замена адсорбера на автомобиле Рено Меган 2
Снимаем и проверяем адсорбер в следующей последовательности:
Примечание: У Рено Меган 2 фаза 2 топливный фильтр вне бака отсутствует, поэтому действия, описанные в первом пункте касаются только владельцев Рено Меган 2 фаза 1.
- Шлицевой отверткой освобождаем фиксатор и сдвигаем топливный фильтр вдоль адсорбера, и не отсоединяя от него топливопроводы, отводим в сторону.
Рекомендация: для упрощения сборки промаркируйте отсоединяемые трубки и патрубки адсорбера, к которым они были подсоединены.
- Нажимаем и отсоединяем от нижнего патрубка адсорбера трубку отвода паров топлива.
- Шлицевой отверткой нажимаем на фиксатор и отсоединяем от верхнего патрубка адсорбера трубку подвода паров топлива.
- Шлицевой отверткой освобождаем фиксатор и снимаем адсорбер, выводя его вентиляционную трубку из ниши.
- Для проверки адсорбера заглушаем вентиляционную трубку 3 и резиновой грушей создаем разрежение в полости адсорбера через патрубок 2. Воздух должен свободно проходить через корпус адсорбера. Заглушаем патрубок 1, воздух должен перестать проходить через адсорбер.
Если через корпус происходит подсос воздуха – адсорбер неисправен.
Неисправный адсорбер заменяем.
- Устанавливаем адсорбер в обратной последовательности.
Можно ли убрать
Некоторые автомобилисты пренебрегают экологическими стандартами и убирают клапан адсорбера. Слова в принципе такие – «да зачем он мне нужен, машина стала медленнее, расход стал больше, вообще выкину его». Но реально, а можно ли это делать? Не будет ли от этого хуже автомобилю?
Стоит понимать, что исправная система, вообще никак не влияет на работу двигателя, а даже экономит немного топлива, ведь пары которые остались в основном корпусе затем дожигаются в двигателе, конечно ждать что экономия будет огромной не стоит, но несколько километров пробега получается.
Убирать, конечно можно, автомобилю попросту на это «ВСЕРАВНО»! Даже будет лучше, ведь испарение из бака не будет конденсироваться (очищаться), а проходить на прямую в атмосферу. То есть вы как бы удаляете все банки – клапана и даете, открытый приток воздуха до бака.
Физически это делают так – на шланг от сепаратора вешают фильтр тонкой очистки от карбюраторного ВАЗ, пары бензина уходят в атмосферу. Шланг от клапана адсорбера, перекрывают, прошивают двигатель (чип-тюнинг), иначе появится ошибка, вот и все!
Однако в этом есть и минусы:
- Например, в салоне зачастую будет пахнуть бензином, испарения пойдут (зачастую) именно в него.
- Атмосфера загрязняется легкими углеводородами
- Будет присутствовать стойки запах бензина рядом с авто (хотя это спорно)
Плюсы отключения
- Освобождается место в подкапотном пространстве, банка занимает достаточно много места
- Уходит неустойчивая работа на холостом ходу
- Не нужно платить большие деньги за новый адсорбер и его клапан
Мне кажется система достаточно полезная, лично меня зачастую раздражало — когда в карбюраторной машине воняло бензином, откуда только можно. Надышишься и голова потом болела, эта система позволяет избегать этого, немного экономит топливо и не загрязняет атмосферу.
НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
Что такое адсорбер и для чего нужен
Как выглядит адсорбер
Процесс адсорбирования представляет собой поглощение газовых сред телами твердой либо жидкой консистенции. Соответственно, основная задача адсорбера – поглощать газы, не давая им попасть в окружающую среду. Однако это не выхлопные газы, а пары бензина, исходящие из полости топливного бака. Когда двигатель автомобиля работает, пойманные пары передаются во впускной коллектор, во время стоянки бензиновые пары нейтрализуются внутри адсорбера.
Таким образом, адсорбер не позволяет парам бензина проникать в окружающую среду, что требуется нормами современных экологических стандартов, а также не пропускает их в салон. Кроме того, задержка, конденсация паров и возвращение бензина обратно в топливную систему обеспечивает дополнительную экономию.
Также следует отметить такую функцию, выполняемую адсорбером, как комплексная вентиляция топливного бака. При расходовании топлива освобождаемое место заполняется воздухом, который подается именно через адсорбер. Здесь воздух фильтруется и осушается, что положительно сказывается на работе двигателя в целом.
Ключевым основанием для разделения адсорберов на отдельные классы является его наполнение. На сегодняшний день используются следующие варианты:
- зернистый адсорбент, находящийся в неподвижном состоянии;
- зернистый адсорбент, способный перемещаться в полости устройства;
- мелкозернистое заполнение с кипящим нижним слоем.
Максимальную эффективность показывают адсорберы со статическим крупнозернистым наполнением. Основное его преимущество – защищенность от частичной или полной потери активного вещества вместе с топливными парами.
Заключение
Несмотря на отрицательные стороны клапана, абсорбер в системе вентиляции необходим для правильной и долговременной работы мотора в автомашине. Без него автовладельцев будут останавливать дорожная полиция и штрафовать за выброс вредных веществ в атмосферу.
Абсорбер в системе вентиляции транспортного средства необходимо вовремя менять. Тогда проблем с двигателем и бензонасосом не будет. А также эксперты рекомендуют один раз в год ставить транспортное средство на техническое обслуживание в сервис-центр. Опытные механики проверят и заменят все детали, нуждающиеся в ремонте.
Абсорберы – Визуальная энциклопедия химического машиностроительного оборудования
Абсорберы приводят газовую и жидкую фазы в контакт, так что загрязняющие вещества в газовой фазе поглощаются жидкой фазой в результате их взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ
- Теория поглощения
- Упакованные кровати
- Распылительные колонны
- Падающая пленка
- пузырьковые колонны
- Колонны лотка
- Venturi Scrubber0007 Бак с мешалкой
- Благодарности
- Ссылки
- Разработчики
Теория абсорбции
Во время абсорбции растворимые компоненты газовой смеси растворяются в жидкости. Анимация ниже демонстрирует, что при контакте двух потоков происходит массоперенос растворимых компонентов.
Входящий газовый поток, показанный желтым цветом, содержит растворенные вещества, которые абсорбируются входящим потоком жидкости, показанным фиолетовым цветом. Выходящий поток газа, показанный оранжевым цветом, покидает колонку без растворенного вещества, а выходящий поток жидкости, показанный синим цветом, выходит с растворенным веществом. Абсорбция обычно осуществляется в вертикальных и цилиндрических колоннах или башнях. Газовая и жидкая фазы могут взаимодействовать посредством прямоточного, противоточного или поперечного течения.
Насадочные колонны
Насадочные колонны используют абсорбцию для удаления загрязняющих веществ, таких как коррозионно-активные газообразные выбросы, кислотные пары и различные запахи. Дистилляционные колонны и колонны с насадкой включают по существу одно и то же оборудование.
(Авторское право Tri-Mer Corporation, Owosso, MI)
Общая информация
Насадочные слои используются для очистки газовых потоков. Как показано на анимации ниже, газы текут вверх через уплотненный слой, показанный стрелками от оранжевого до желтого, а очищающая жидкость течет вниз через слой, показанный стрелками от синего до фиолетового. Загрязняющие вещества переносятся из газового потока в жидкий поток. Насадка обеспечивает большую площадь поверхности для массопереноса газа в жидкость.
Конструкция оборудования
Колонна с насадкой содержит опорную плиту, распределитель жидкости и каплеуловитель. Поток жидкости проходит через распределитель жидкости и вниз по колонне под действием силы тяжести, что приводит к возникновению противотока, поперечного или прямоточного потока. Загрязнители переносятся из пара в жидкость благодаря равновесным или кинетическим механизмам, при этом упаковка обеспечивает контакт между фазами для этого переноса.
(Авторское право MikroPul, Inc., Шарлотт, Северная Каролина)
Каплеуловители используются для конденсации любой испарившейся чистящей жидкости. На рисунке ниже слева показан сетчатый туманоуловитель, а на рисунке ниже справа показан лопастной туманоуловитель. Для получения дополнительной информации см. раздел этой Энциклопедии о туманоуловителях.
(Авторское право Amistco Separation Products Inc., Элвин, Техас)
Опорные пластины удерживают насадку внутри колонны. На рисунке ниже показаны два типа опорных пластин.
(Авторское право Sulzer Chemtech Ltd., Швейцария)
Потоки жидкости проходят через распределители, чтобы избежать образования каналов, неравномерного распределения жидкости, что может уменьшить перенос газовых загрязнителей в жидкость. Ниже представлены различные дистрибьюторы.
(Авторское право Sulzer Chemtech Ltd., Швейцария)
На приведенном ниже рисунке показана упакованная колонна. Внешние оболочки могут быть изготовлены из армированного стекловолокном пластика, нержавеющей стали, сплавов с высоким содержанием никеля, цветных металлов или термопластов. Внутренняя упаковка может быть изготовлена из металла, керамики или пластмассы. Инертная керамика и пластмассы обычно используются при работе с агрессивными веществами. Упаковка может быть демпинговой (произвольной) или структурированной.
(Copyright Tri-Mer Corporation, Owosso, MI)
Примеры использования
Уплотненные слои чаще всего используются для борьбы с загрязнением воздуха, но они также используются в химической, нефтехимической, пищевой, фармацевтической, бумажной и аэрокосмической промышленности. . Показанные ниже кровати используются для поглощения и удаления газообразного этилена из стерилизационной камеры. Водорастворимый газообразный этилен гидролизуется до этиленгликоля.
(Copyright Croll Reynolds, Inc., Парсиппани, Нью-Джерси)
Показанная ниже абсорбционная колонна с уплотненным слоем удаляет кислотные пары, такие как H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 и HF из входящего газового потока. Абсорбция с набивкой обычно используется при работе с коррозионно-активными веществами, такими как эти.
(Авторское право Tri-Mer Corporation, Owosso, MI)
Преимущества
- Требуется низкий перепад давления.
- Возможны малые диаметры.
- Подходит для систем пенообразования.
- Низкие капитальные, эксплуатационные и эксплуатационные затраты.
- Простая конструкция.
- Может работать с коррозионно-активными материалами благодаря коррозионностойкому уплотнению.
- Уменьшает обратное перемешивание по сравнению с распылительными колоннами.
- Лучший массоперенос, чем в распылительных колоннах.
Недостатки
- Меньше ступеней по сравнению с другими колонками.
- Канализация, которую необходимо контролировать путем перераспределения жидкости.
- Не может работать с очень высокой или низкой скоростью потока.
- Не подходит для жидкостей с высокой вязкостью.
- Необходимо предварительное увлажнение, чтобы избежать уменьшения отношения межфазной поверхности к объему.
Распылительные колонны
Общая информация
Распылительные колонны являются дифференциальными контакторами, поэтому в них используется непрерывный контакт между двумя фазами, в отличие от ступеней, используемых в ступенчатых контакторах.
Конструкция оборудования
Как показано на анимации ниже, поток жидкости входит в колонну через распылительные сопла, что показано движением стрелок от синего к фиолетовому. Форсунки могут располагаться на разной высоте в колонне. Образующиеся капли обеспечивают большую площадь поверхности для воздействия газового потока; меньшие капли приводят к большей площади обмена. Газ течет в противотоке по отношению к жидкости на анимации ниже, как показано движением стрелок от оранжевого к желтому. Газ также может течь одновременно с жидкостью. Низкие скорости капель могут привести к слабому контакту или турбулентности, а высокие скорости капель могут вызвать затопление. Поэтому важна оптимальная скорость капель. Каплеуловитель (не показан) используется для отделения любой жидкости, уносимой в газообразную фазу.
Примеры использования
Одним из примеров распылительной колонны является абсорбция диоксида серы из выхлопных газов угольных котлов.
Преимущества
- Низкий перепад давления.
- Только одна ступень.
- Наиболее эффективен для растворов с высокой растворимостью в жидкостях
Недостатки
- Высокая стоимость перекачки.
- Унос; газ переносит жидкость в виде тумана.
- Плохой массообмен.
- Малое время пребывания.
- Обратное смешивание.
- Капли могут образовываться неправильно или сливаться.
Падающая пленка
Общая информация/Конструкция оборудования
Анимация ниже показывает работу поглотителя падающей пленки. Поглотители с падающей пленкой являются дифференциальными контакторами и в основном используются, когда при поглощении отводится большое количество тепла. Абсорберы с падающей пленкой также представляют собой вертикальные кожухотрубчатые теплообменники. Как показано на анимации ниже, охлаждающая среда проходит через поглотитель в соответствии с движением стрелок от бирюзового к зеленому. Пар поднимается по трубкам, что показано движением пузырьков от оранжевого к желтому, а растворитель падает по трубкам, что показано движением стрелок от синего к фиолетовому.
Растворитель поступает сверху и стекает по трубке в виде пленки. Газ поступает снизу или сверху, образуя противоток или прямоток. Абсорбция загрязняющих веществ из газа в растворитель зависит от скорости газа, распределения жидкости и газа и состояния поверхности трубки.
Преимущества
- Низкий перепад давления.
- Минимальный статический напор и время пребывания.
- Идеально подходит для теплочувствительных жидкостей.
- Легкая очистка.
- Непрерывный отвод тепла.
Недостатки
- Затопление.
- Ограничено перепадом давления.
- Разрыв фильма.
- Требуется постоянный отвод тепла.
- Испарение может повредить компоненты.
- Жидкость должна подаваться равномерно.
Барботажные колонны
Общая информация/Конструкция оборудования
Барботажные колонны представляют собой разновидность барботажного резервуара. В баке с барботированием газовый поток вводится в виде мелких пузырьков и действует как мешалка. Как показано на анимации, газ поступает снизу через газораспределитель или барботер, показанный движением стрелок от оранжевого к желтому, и рассеивается в виде пузырьков через поток жидкости, показанный движением стрелок от синего цвета. к фиолетовому. Жидкость может быть введена сверху или снизу, что приводит к противоточному или прямоточному потоку соответственно. Пузырьки поднимаются со скоростью, определяемой размером пузырьков: чем больше пузырьки, тем быстрее они поднимаются. Разбрызгиватели предназначены для получения пузырьков одинакового размера, чтобы все пузырьки поднимались с одинаковой скоростью. Пузырьки могут содержать захваченную жидкость, что может привести к большей задержке при высоких скоростях.
Примеры использования
Барботажные колонки можно использовать для очистки нитроглицерина водой; в химической промышленности для гидрирования, окисления, хлорирования и алкилирования; и в области биотехнологии для очистки сточных вод, производства одноклеточного белка, культуры клеток животных и ферментации антибиотиков. Пузырьковые колонны можно использовать для радиоактивных элементов, поскольку в них нет движущихся частей.
Преимущества
- Высокая термостойкость.
- Равномерное распределение из-за высокой циркуляции жидкости.
- Требования к низким энергозатратам.
- Можно использовать два газа, образующих взрывоопасную смесь.
- Длительное время пребывания жидкости.
- Низкие инвестиционные затраты.
- Большая зона массообмена.
- Может работать с радиоактивными материалами, поскольку не имеет движущихся частей.
Недостатки
- Низкая эффективность контакта.
- Обратное смешивание.
- Короткое время пребывания газа.
- Высокий перепад давления газа.
Колонны тарелок
Количество тарелок или ступеней в колонне тарелок зависит от конкретного приложения.
(Авторское право Sulzer Chemtech Ltd., Швейцария)
Общая информация
На анимации ниже показан абсорбер тарельчатой колонны в действии. Поток пара течет вверх через тарелки, как показано движением стрелок от оранжевого к желтому, и контактирует с текущим вниз потоком жидкости, показанным движением стрелок от синего к фиолетовому, что вызывает поглощение красного загрязняющего вещества. Используемое оборудование аналогично используемому в ректификационных колоннах.
Конструкция оборудования
Геометрия тарелок внутри колонны влияет на степень и тип контакта между потоками пара и жидкости. Различные типы лотков включают сито, клапан и колпачок. В ситчатых лотках имеются отверстия для прохождения пара. Клапанные тарелки аналогичны, содержат отверстия с открывающимися и закрывающимися клапанами. Лотки с пузырьковыми крышками содержат крышки, которые позволяют парам проходить через крошечные отверстия в жидкости.
(Copyright Clean Gas Systems, Inc., Hauppauge, NY)
После того, как исходная смесь поступает в колонну, она течет вниз по колонне и через тарелки либо поперечным, либо противотоком. В колоннах с поперечным потоком сливные стаканы направляют жидкость, текущую с одной тарелки, на расположенную ниже тарелку.
Примеры использования
Тарельчатая скрубберная колонна показана ниже. Общие области применения включают удаление частиц микронного размера и летучих органических соединений.
(Copyright Clean Gas Systems, Inc., Hauppauge, NY)
Преимущества
- Контакт жидкость/пар в поперечном потоке тарельчатых колонн более эффективен, чем противоточный поток в насадочных колоннах.
- Может работать с высокими или низкими расходами жидкости с минимальными затратами.
- Может обрабатывать твердые вещества.
- Легко адаптируется к конкретным требованиям, например, для операций, требующих большого количества тепла.
Недостатки
- Более высокие потери давления, чем в насадочных колонках.
- Процессы с низкой скоростью реакции.
- Возможно засорение и засорение.
Скрубберы Вентури
Скрубберы Вентури используются для удаления загрязняющих веществ из газового потока каплями жидкости.
(Copyright Sly Inc., Strongsville, OH)
Общая информация
В скруббере Вентури контакт между высокоскоростным газом и свободно текущей жидкостью приводит к тому, что загрязнители газа захватываются каплями жидкости. Жидкость в скрубберах Вентури может содержать твердые частицы, которые забивают другие типы абсорберов. Скрубберы Вентури способны удалять твердые субмикронные частицы.
(Авторское право Sly Inc., Стронгсвилл, Огайо)
OLYMPUS DIGITAL CAMERA(Авторское право Advanced Air Technologies, Inc., Корунья, Мичиган)
Конструкция оборудования
В скрубберах Вентури потоки газа и жидкости поступают сверху. Струя жидкости поступает через сопло к мокрому подходу или входу в затопленную стену, предназначенному для предотвращения накопления. Ниже входа находится горловина, где капли образуются в результате сдвига. Загрязняющие газы поглощаются этими каплями за одну стадию.
Под трубкой Вентури находится затопленный патрубок или захват, предотвращающий износ. Поток циркулирует в уносе с помощью насоса. Поток газа и капли дополнительно разделяются в циклонном сепараторе или туманоуловителе. Более легкий газ выходит сверху, а более тяжелые капли падают вниз, откуда выходят вместе с увлеченной жидкостью.
(Авторское право MikroPul, Inc., Шарлотт, Северная Каролина)
Примеры использования
Скрубберы Вентури используются для извлечения ценных компонентов из горячих газов, а также для отделения мелких частиц или жидкого тумана. Четыре скруббера Вентури, изображенные ниже, используются при добыче меди и работают при очень высоком давлении.
(Авторское право MikroPul, Inc., Шарлотт, Северная Каролина)
Преимущества
- Эффективное распыление.
- Хороший контакт между газом и жидкостью.
- Хорошо подходит для удаления субмикронных твердых частиц, а также растворимых паров.
Недостатки
- Насос необходим для циркуляции потока через унос.
- Большой перепад давления газа.
- Большое энергопотребление.
- Ограничено прямотоком.
Мокрые скрубберы
Мокрые скрубберы сочетают в себе распыление жидкости и циклоническое действие для очистки газовых потоков от газовых соединений и частиц пыли.
(Copyright Sly Inc., Strongsville, OH)
Общая информация
Распыление жидкости в мокром скруббере удаляет мелкие частицы, обычно соединения серы или кислоты, или жидкие туманы, увлекаемые потоком газа. Кроме того, мокрые скрубберы можно использовать для удаления или уменьшения запахов, исходящих от химических или водоочистных сооружений.
(Copyright Sly Inc., Strongsville, OH)
Конструкция оборудования
В мокрый скруббер загрязненный газ поступает через входное отверстие в нижней части колонны. Жидкость поступает через сопло или трубу, течет противотоком, поперечным потоком или прямотоком. Газ течет по кругу внутри циклонной части скруббера, прижимая более тяжелые частицы пыли к стенке. Любая жидкость, вовлеченная в оставшийся пар, удаляется туманоуловителем. Более легкие частицы попадают на лопастные ступени, где происходит большая часть контакта пара с жидкостью. Кислые газы превращаются в нейтральные соли и другие твердые вещества, так что pH газа составляет 7 или 8. Газ выходит вверху, а жидкость и частицы пыли выходят внизу.
(Авторское право CMI-Schneible, Холли, Мичиган)
(Авторское право MikroPul, Inc., Шарлотта, Северная Каролина)
Каплеуловитель, установленный в верхней части распылительной колонны, удаляет капли щелочных реагентов, переносимые поток дымовых газов. Каплеуловители могут быть изготовлены из полипропилена, армированного волокном пластика, полисульфона или нержавеющей стали. Эти туманоуловители могут накапливать твердые частицы, которые могут вызывать коррозию, загрязнение и повреждения, связанные с нагревом, поэтому регулярное техническое обслуживание имеет решающее значение.
Примеры использования
Мокрые скрубберы используются в пищевой промышленности, например, при переработке сыра, для удаления пыли и влаги из окружающей среды. Они также улавливают переносимую по воздуху пыль при переработке ряда злаков. На очистных сооружениях мокрые скрубберы используются для улавливания пахучих частиц в растворе перед выпуском газообразных побочных продуктов очистки сточных вод в окружающий воздух.
(Авторское право Wisconsin Milk Marketing Board, Inc., Мэдисон, Висконсин)
Преимущества
- Может также утилизировать отработанное тепло
- Может работать с легковоспламеняющимися кормами и пылью
- Может нейтрализовать коррозионно-активные газы
- Может свести к минимуму запахи от отходов
- Может использоваться в многоступенчатой конфигурации
- Без вторичных источников пыли
8 требуемое пространство
- Может работать с высокотемпературными и влажными газовыми потоками
- Низкие капитальные затраты
Недостатки
- Сложная конструкция
- Высокие затраты на техническое обслуживание
- Проблемы с коррозией внутреннего металла
Бак с мешалкой
Общая информация/Конструкция оборудования
Баки с мешалкой, также называемые мешалками или CSTR, используются, когда процесс абсорбции включает медленную жидкофазную химическую реакцию или когда необходим строгий контроль над процессом. В баке с мешалкой газ вводится непосредственно в жидкость и перемешивается мешалкой. Твердые вещества взвешены.
Обычно используется цилиндрический резервуар с глубиной жидкости в один или два диаметра. В танке нет стадий. Импеллеры, описанные в разделе «Смесители» этой энциклопедии, являются наиболее часто используемыми мешалками. Также используются пропеллеры и турбины.
(Copyright DCI, Inc., Сент-Клауд, Миннесота)
Примеры использования
Резервуары с перемешиванием можно использовать для карбонизации известкового шлама, хлорирования бумажной массы, обычной гидрогенизации масла, аэрации ферментационного бульона, производства пенициллина, производства лимонной кислоты, и аэрация активного ила.
Преимущества
- Эффективен для реагирующих систем
Недостатки
- Некоторые типы мешалок могут вызывать завихрения
- Перепад высокого давления
- Advanced Air Technologies, Inc. , Corunna, MI
- Amistco Separation Products Inc., Alvin, TX
- Clean Gas Systems, Inc., Hauppauge, NY
- CMI-Schneible, Holly, MI
Reynolds, Inc., Parsippany, NJ
- DCI, Inc., St. Cloud, MN
- MikroPul, Inc., Charlotte, NC
- Sly Inc., Strongsville, OH
- Sulzer Chemtech Ltd., Швейцария
- Vendome Copper and Brass Works, Inc., Луисвилл, Кентукки
- Wisconsin Milk Marketing Board, Inc., Мэдисон, Висконсин
7 -Mer Corporation, Овоссо, MI
Ссылки
- Чисхолм, Д. Технология теплопередачи. Нью-Йорк: Elsevier Applied Science, 1988.
- Cooper, CD Методы контроля загрязнения воздуха. Химическая энциклопедия Кирка-Отмера
- Технологии. Нью-Йорк: Wiley-Interscience, 2007.
- Дартон, Р. К. «Технология дистилляции и абсорбции: текущий рынок и новые разработки». Исследования и проектирование в области химической инженерии 9 сентября7: 435-438.
- Deckwer, WD. Реакторы с барботажной колонной. Chichester: Wiley, 1992.
- Geankoplis, Christie J. Транспортные процессы и операции. 3-е изд. Englewood Cliffs,
- Нью-Джерси. Prentice-Hall, 1993.
- Хонг, Аллан, Равиндра К. Маривала и Майкл С. Кейн. «Селективность формы адсорбата: разделение азеотропа HF / 134a на карбогенном молекулярном сите». Исследования в области промышленной и инженерной химии. 34 (1995): 992-996.
- Хауперт, Лаура. «Проблемы запаха и решения для очистки сточных вод». Химическая
- Машиностроение . Сентябрь 2017 г.: 39. Печать.
- Дженкинс, Скотт. «Факты у вас под рукой: мокрые скрубберы». Химическая инженерия. Декабрь
- 2012: 27. Печать.
- Коль, Артур Л. «Поглощение и зачистка». Справочник по технологии процесса разделения. Эд. Рональд В. Руссо. Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья, 1987: 340–344, 385–387.
- Ласо, М. и фон Стокар, У. «Поглощение». Энциклопедия химической технологии Кирка-Отмера. Нью-Йорк: Wiley-Interscience, 2007.
- Мейерс, Роберт А., изд. Энциклопедия физических наук и технологий. 2-е изд. тт. 1 и 13. Орландо, Флорида: Academic Press, 1987.
- Моррис, Г. А., и Дж. Джексон. Абсорбционные башни: особое внимание уделяется конструкции насадочных башен для абсорбции и отпарки. Лондон: Публикации Баттерворта, 1953.
- Перри, Роберт Х. и Дон В. Грин. Справочник инженера-химика Перри. 7-е изд. Нью-Йорк: McGraw-Hill Inc., 1997: 14–4 – 14–8, 14–23 – 14–30, 14–54 – 14–56, 17–32 – 17–39.
- Шиффтнер, Кеннет С. и Ховард Э. Хескет. Мокрые скрубберы. Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Ann Arbor Science Publishers, 1983.
- Трейбал, Роберт Э. 3-е изд. Массообменные операции. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1980. 139–210.
- Валас, Стэнли М. Химическое технологическое оборудование. Бостон: Butterworth-Heinenmann, 1990.
- Зажицки, Роман и Анджей Чакук. Поглощение: основы и приложения. Нью-Йорк: Пергамон, 1993.
Разработчики
- Sujata Naik
- Steve Wesorick
- Steve Cotton
- Thomas Plegue
- Nathan Hoffman
- Emma Terbeek
Статья о поглотителе по бесплатному сложности
[əbryrichr.Оборудование, в котором газ поглощается при контакте с жидкостью.
(электроника)
Материал или устройство, которое поглощает и рассеивает излучаемую энергию; может использоваться для защиты объекта от энергии, предотвращения отражения энергии, определения природы излучения или выборочной передачи одного или нескольких компонентов излучения.
(инженерный)
Поверхность солнечного коллектора, поглощающая солнечное излучение.
(машиностроение)
Устройство, в котором хранится жидкость для поглощения паров хладагента или других паров.
Часть стороны низкого давления абсорбционной системы, используемая для абсорбции паров хладагента.
(нуклеоника)
Материал, поглощающий нейтроны или другое ионизирующее излучение.
Словарь научных и технических терминов McGraw-Hill, 6E, Copyright © 2003 The McGraw-Hill Companies, Inc.
Поглотитель
Компонент солнечного нагревателя, который поглощает солнечное тепло и передает его в систему водоснабжения или отопления.
Иллюстрированный архитектурный словарь Copyright © 2012, 2002, 1998, McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены
Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.
Абсорбер
основное технологическое оборудование в процессах абсорбции. Абсорбер, часто называемый скруббером, имеет развитую поверхность фазового контакта между газом и жидкостью. Известно несколько типов поглощающих башен.
Колонна абсорбционная (рис. 1) представляет собой металлическую или керамическую колонну, вмещающую несколько горизонтальных решеток (1) с засыпками насадки (2) (кокса, металлических или керамических колец, деревянных решеток, камней и др.) и предназначена для увеличить площадь контакта газожидкостной фазы. Смесь газов поступает в нижнюю часть колонны по патрубку (3), а подаваемый в патрубок (4) абсорбент стекает вниз через насадку противотоком к восходящей смеси газов. В результате этого противоточного контакта газовой и паровой фаз компоненты газовой смеси, подлежащие абсорбции в слое абсорбента, полностью переходят в раствор. Неабсорбированный газ
Рис. 1. Абсорбер
Рис. 2. Абсорбер Пластинчатый абсорбер
Компоненты смеси удаляются из колонны по трубе (5), а насыщенный абсорбент стекает вниз по трубе (6). Конусы (7), расположенные между секциями насадки (2), направляют абсорбент, выталкиваемый паром к стенке абсорбирующей колонны обратно к центру, для достижения более равномерного смачивания.
Более сложная абсорбционная колонна представляет собой колонну (рис. 2), в которой решетки и набивку заменяют тарелки (1), снабженные патрубками (2), крышками (3) с зубчатыми краями и переливными трубками (4). Абсорбент стекает из лотка в нижний лоток через переливные трубки, а смесь паров движется вверх, барботируя через слой жидкости. Поток пара, проходя через зазубренные кромки колпачков, распадается на туман из мелких пузырьков, тем самым обеспечивая большую площадь поверхности фазового контакта пар-жидкость. В некоторых случаях вместо колпачковых тарелок применяют тарелки с большим количеством отверстий — ситчатые тарелки.
Абсорбирующие колонны, в которых пар движется над поверхностью жидкости (bonbonne) или где жидкость диспергируется в виде мелких капель в газе под действием сопел, вращаемых дисками или турбинами, часто используются в процессах, где пар растворяется в абсорбенте.
ЛИТЕРАТУРА
Рамм В. М. Абсорбция газов . М., 1966.Циборовский Ю. Основы процессов химической технологии . Ленинград, 1967. (Перевод с польского)
Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии , 8-е изд. М., 1971.
В. Л. П ЭБАЛК
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Абсорбер
1. Устройство, содержащее жидкость для поглощения паров хладагента или других паров.
2. В абсорбционной системе часть стороны низкого давления системы, которая используется для абсорбции паров хладагента.