Регулировка ТНВД (топливного насоса высокого давления)
Популярность дизельных двигателей неуклонно растет, что объясняется очевидными достоинствами этого вида силовых установок. Одной из наиболее важных частей агрегата является ТНВД или топливный насос высокого давления. Именно работа этого узла в значительной степени определяет эффективность эксплуатации всего дизельного двигателя.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что регулировке, техническому обслуживанию и ремонту ТНВД всегда уделяется повышенное внимание. Требования и правила организации этих важных технологических процессов рассматриваются в данной статье.
Что такое ТНВД и его разновидности
Топливный насос высокого давления отвечает за своевременную подачу нужного количества дизельного топлива в камеру сжигания. Особенность дизельного двигателя состоит в необходимости нагнетания высокого давления, которое требуется для самовоспламенения горючего, что также является одной из важных задач ТНВД.
Базовым узлом ТНВД является плунжерная пара, состоящая из гильзы и перемещающемуся внутри ее поршню. В зависимости от конструктивных особенностей различают три основных разновидности топливных насосов высокого давления, устанавливаемых на дизельных двигателях: рядные, распределительные и магистральные. Последний вариант используется сегодня особенно часто, так как он используется в системах подачи топлива Common Rail. Несмотря на серьезные различия в конструкции, мощности и габаритах, существуют общие правила, которых следует придерживаться при регулировке, техническом обслуживании и ремонте топливных насосов высокого давления дизельных двигателей.
Правила проведения работ по регулировке ТНВД
Прежде чем приступить к непосредственному описанию этапов регулировки ТНВД, необходимо отметить несколько важных правил, которых рекомендуется придерживаться при организации этого технологического процесса. Речь в данном случае идет о следующих рекомендациях опытных и профессиональных механиков:
· ТНВД вполне заслуженно считается ответственным узлом. Это означает, что изменять его регулировки без необходимости попросту не стоит;
· второе важное следствие приведенного выше правила – регулировкой топливного насоса высокого давления следует заниматься с применением соответствующего оборудования, лучше всего – на специальном стенде;
· допускается самостоятельное выполнение только самых простых работ по регулировке, обслуживанию и ремонту ТНВД;
· все настройки такого сложного механизма как ТНВД связаны между собой. Поэтому изменение одного параметра может негативно отразиться на других эксплуатационных характеристиках. Это является еще одним аргументом в пользу обращения к специалистам, обладающим достаточным для грамотной регулировки топливного насоса уровнем знаний и опыта.
Соблюдение перечисленных достаточно простых и очевидных правил позволит свести к минимуму риск непрофессиональных действий при регулировке ТНВД и, как следствие, серьезных финансовых расходов, необходимых для его последующего ремонта.
Основные этапы регулировки ТНВД
Как уже было отмечено выше, для регулировки ТНВД используются специальные стенды. Работы делятся на два главных этапа. На первом из них происходит регулирование цикловой подачи топлива, а на втором – регулировка так называемого УОНП или угла опережения начала подачи горючего в камеру сжигания. Кроме того, в процессе регулировки, как правило, выполняются еще несколько операций по техническому обслуживанию ТНВД – удаление воздуха, попавшего в систему впрыска, смазка деталей и узлов насоса, а при необходимости – подготовка к отключению на длительное время. Каждый из описанных этапов регулировки требует более подробного рассмотрения.
Регулировка цикловой подачи
Целью этого вида регулировки выступает определение оптимального режима подачи топлива в плане количества и равномерности в камеру сжигания. Изменение настроек осуществляется путем корректировки положения рейки ТНВД, которое осуществляется при помощи специального винта. У одноплунжерных насосов вместо рейки для этого используется дозатор.
До недавнего времени регулирование цикловой подачи происходило с применением стеклянных градуированных пробирок, установленных на испытательном стенде. Современное оборудование позволяет осуществлять настройку при помощи дисплея, на котором отражаются все необходимые данные, что существенно упрощает процедуру регулировки и делает ее более точной и оперативной.
Регулировка УОНП
Данная стадия технологического процесса также проводится на специальных стендах. В качестве дополнительного оборудования применяется моментоскоп, представляющий собой стеклянную трубку с присоединенным шлангом высокого давления. Он устанавливается на одну из секций дизельного двигателя. Процедура регулировки является достаточно сложно и требует наличия соответствующих профессиональных навыков и опыта работы с подобным высокоточным и сложным оборудованием.
Удаление воздуха из системы впрыска
Воздух, попавший в систему впрыска ТНВД, способен заметно снизить эффективность работы дизельного двигателя в целом или даже сделать ее невозможной. Наиболее часто подобная ситуация создается при замене каких-либо деталей насоса, например, топливного фильтра, или после длительного прекращения эксплуатации агрегата. В любом из указанных случаев для удаления воздуха происходит либо при помощи ручного насоса, наличие которого предусматривает конструкция ТНВД, либо в автоматическом режиме с использованием клапана перетока, устанавливаемого на топливном фильтре.
Смазка
В большинстве дизельных двигателей предусматривает единая система смазки ТНВД и силового агрегата. В подобной ситуации топливный насос высокого давления, по сути, является необслуживаемым и не требует какого-либо дополнительного вмешательства. Главное требование – поддержание работоспособности общей системы смазки.
Если конструкция двигателя не предусматривает наличие подобной системы, смазочное масло следует заливать в ТНВД через крышку, предварительно сняв с нее колпак. Уровень масла должен регулярно контролироваться: при избытке оно сливается, при недостатке – напротив, доливается. При выполнении серьезного ремонта старая смазка в обязательном порядке заменяется.
Подготовка к длительному отключению
В случае длительного неиспользования дизельного двигателя рекомендуется произвести консервацию ТНВД. Для этого в горючее топливного бака и в масло камеры кулачкового вала добавляется около 10% специального антикоррозионного состава. Затем необходимо запустить двигатель на четверть часа, в результате чего обычное дизельное топливо и смазка попросту вымоются из топливного насоса высокого давления, а заменивших их состав надежно защитит узлы и детали от коррозии, а горючее – от загустевания.
Наиболее частые неисправности из-за неправильной регулировки
Регулировку и техобслуживание ТНВД на специализированных стендах с участием профессиональных специалистов-механиков рекомендуется проводить регулярно. Периодичность процедуры зависит от нескольких факторов, в числе которых: марка и мощность двигателя, интенсивность эксплуатации, качество используемого дизельного топлива и т.д.
Основанием для проведения внеочередной регулировки и, при выявлении проблем, ремонта ТНВД и дизельного двигателя в целом могут стать следующие признаки неисправности силового агрегата и его отдельных узлов:
· работа двигателя с перебоями и перепадами в мощности. Как правило, проблемы в этом случае связаны с подачей горючего разными по объему порциями. Для их устранения требуется грамотная регулировка ТНВД и, если неисправность не была выявлена своевременно, ремонт;
· резкое уменьшение мощности двигателя. Основной причиной проблемы обычно становится несвоевременный впрыск горючего в камеру сжигания. В результате воспламенение топлива происходит с заметным опозданием и горючее сжигается не полностью, что ведет к появлению копоти в выхлопных газах и общему падению КПД агрегата. При выявлении проблемы на ранней стадии требуется регулировка как цикловой подачи, так и УОНП. В противном случае необходимо дорогостоящий ремонт с возможной заменой основного рабочего узла ТНВД;
· утечка или чрезмерный расход горючего. Данная проблема зачастую становится следствием ускоренного износа узлов и механизмов ТНВД и двигателя в целом, причиной которого выступает плохое качество топлива. Устранить или свести к минимуму неисправность удается только на начальной стадии. При дальнейшем использовании некондиционного горючего потребуется ремонт и, вполне возможно, замена ТНВД или его основных деталей;
· посторонний шум при запуске и дальнейшей эксплуатации агрегата. Существует различные причины возникновения нехарактерных для нормальной работы двигателя звуков. Для того, чтобы определить характер неисправности, требуется провести полноценное техническое обслуживание и диагностику агрегата, включая ТНВД. После устранения проблем обязательно осуществляется регулировка топливного насоса высокого давления.
Ремонт ТНВД
Несмотря на наличие очевидных достоинств, эксплуатация дизельного двигателя сопровождается определенными недостатками. В числе наиболее существенных из них – трудность самостоятельной диагностики и ремонта силового агрегата. Другими словами, все сказанное выше про регулировку ТНВД справедливо и по отношению к его техническому обслуживанию и ремонту.
Именно поэтому требуется регулярное обращение в специализированные сервисные или ремонтные центры, имеющие как необходимое современное оборудование, так и специалистов, способных его эффективно применять на практике. Такой подход при сравнительно небольшом уровне финансовых расходов обеспечит длительную и беспроблемную эксплуатацию дизельного двигателя в целом и ТНВД в частности. Кроме того, своевременно и профессионально выполненные регулировка и обслуживание силового агрегата не только сэкономят средства на более дорогостоящем ремонте, но и позволят в полной мере использовать многочисленные и очевидные преимущества современных дизельных двигателей.
PD или CR – что это за звери?
Сегодня есть два основных вида систем впрыска дизельного топлива в мотор: Common Rail – общая рейка и Pumpe-Duse – насос-форсунка. Часто клиенты задают вопрос, а что лучше и какие преимущества есть у той или иной системы. Давайте разберемся.
Система впрыска Common Rail (CR)
Принцип работы системы Common Rail: подача топлива от аккумулятора давления – топливной рампы (common rail – общая рампа). Система впрыска изначально разработана специалистами фирмы Bosch.
Преимущества данной системы:
— снижение расхода,
— уменьшение токсичности,
— снижение уровня шума.
В данной системе дизельное топливо подается сразу в камеру сгорания. Систему Common Rail составляют: насос высокого давления, клапан дозирования топлива, регулятор давления топлива (контрольный клапан), топливная рампа и форсунки.
Схема системы впрыска Common Rail
ТНВД (топливный насос высокого давления) создает давление и накапливает его в топливной рампе.
Клапан дозирования топлива регулирует количество топлива, идущее к топливному насосу высокого давления в зависимости от потребности двигателя. Клапан соединен с ТНВД.
В зависимости от нагрузки, регулятор давления создает необходимое давление в системе.
Функции топливной рейки: набор топлива и поддержание его под высоким давлением, сглаживание колебаний, возникших из-за пульсации подачи от ТНВД, распределение топлива по форсункам.
Форсунка осуществляет впрыск топлива в камеру сгорания двигателя. Форсунки связаны с топливной рампой топливопроводами высокого давления. Различают электрогидравлические форсунки или пьезофорсунки.
Электрогидравлическая форсунка работает, благодаря электромагнитному клапану. А пьезофорсунка – благодаря пьезокристаллам, и скорость работы данной форсунки значительно выше.
В системе Common Rail различают несколько видов впрыска, все вместе они предназначены для улучшения эффективности системы и ее экологичности.
Предварительный впрыск небольшого количества дизеля повышает температуру и давление в камере сгорания, что способствует воспламенению основного заряда, снижению шума и токсичности отработавших газов. В зависимости от режима работы двигателя имеет место:
- два предварительных впрыска — на холостом ходу;
- один предварительный впрыск — при повышении нагрузки;
- предварительный впрыск не производится — при полной нагрузке.
Основной впрыск обеспечивает работу двигателя.
Дополнительный впрыск увеличивает температуру отработавших газов для сгорания сажи в сажевом фильтре (это и есть процесс регенерации сажевого фильтра).
Системы Common Rail претерпели основные изменения за последние 15 лет в первую очередь за счет увеличения давления впрыска:
- первое поколение – 140 МПа, с 1999 года;
- второе поколение – 160 МПа, с 2001 года;
- третье поколение – 180 МПа, с 2005 года;
- четвертое поколение – 220 МПа, с 2009 года.
Чем выше давление в системе впрыска, тем больше топлива можно направить в цилиндр за тот же отрезок времени и, соответственно, можно получить больше мощности при прежней массе, что значительно лучше сказывается не только на динамике, но и на расходе топлива.
В отличие от системы Common Rail, в системе с насос-форсункой (Pumpe-Duse – PD) для каждого цилиндра формируется свое давление. Процесс имеет место в плунжерном насосе, поршень которого приводится в действие кулачками на распределительном валу и коромысле.
Повышение давления для равномерной работы системы в пространстве под поршнем регулируется электромагнитным клапаном или клапанами пьезо-привода. Пьезосиловой привод работает в три раза быстрее, чем магнитная пластина. Например, VW Passat 2.0 TDI, 2005 года (125 кВт/170 л.с.) имел систему впрыскивания насос-форсунками с пьезоэлектрическими клапанами, которые набирали давление до 220 МПа.
Давление в системе с насос-форсункой и давление впрыска набираются с помощью кулачков распределительного вала, энергия привода применяется только к области впрыска. Именно из-за конструктивных особенностей, насос-форсунка выносливее, чем Common-Rail (у нее нет насоса высокого давления и рампы), так что выход из строя системы с насос-форсункой не обязательно приводит к остановке двигателя.
Преимущества
Дизельный двигатель с насос-форсунками обеспечивает наиболее равномерную полку крутящего момента.
Плунжер PD позволяет почти всеяден (бензин, спирт, этанол, LPG, биотопливо и т.д.).
Недостатки
Система имеет мертвую точку, что все же не может обеспечить 100% равномерную работу насос-форсунок.
Система требует достаточно больших затрат на обслуживание, так как она содержит сложный насос для каждого цилиндра.
Поскольку момент впрыска и его количества не могут быть изменены постепенно, этот процесс считается ограниченным. Кроме того, невозможно быстро изменить температуру выхлопных газов. А это как раз необходимо для соблюдения норм EURO 4 и выше.
Сегодня моторы с насос-форсунками и с общей рампой заполонили рынок. И у тех и у других есть свои преимущества, что выбрать – дело каждого. Важно лишь знать, как ухаживать и на что обращать внимание.
DIESELOK © Авторские права защищены. Размещение материалов статьи (выдержек, фрагментов или полного текста) возможно только при указании ссылки на источник.
Причины большого расхода топлива на дизеле
Дизельные двигатели по своей конструкции мало чем отличаются от бензиновых — там та же цилиндро-поршневая группа, те же шатуны и коленчатый вал. Вся разница заключается в том, как топливо и воздух подаются в камеры сгорания поршней — воздух под высоким давлением воспламеняется и в это время в камеру попадает дизельное топливо и происходит взрыв, который заставляет поршни двигаться.
Многие водители жалуются, что их дизельные двигатели расходуют больше топлива. Разобраться в этой проблеме довольно сложно. Причина может быть как самой простой – требуется замена топливного и воздушного фильтров, так и самой сложной – в результате использования плохо очищенного дизельного топлива забиваются форсунки и форсунки, теряется давление в топливных насосах высокого давления (ТНВД).
Некоторые рекомендации.
Если вы видите, что ЭБУ показывает повышенный расход дизельного топлива, то в первую очередь проверьте состояние фильтра . Снимите воздушный фильтр и попробуйте посмотреть сквозь него на свет — должны быть видны маленькие дырочки. Если нет, то пора заменить воздушный фильтр.
Топливный фильтр меняется после определенного количества километров пробега. Если заправляться на хорошей заправке, а не покупать у кого-то по дешевке «дизель», то посмотрите, что написано в инструкции о замене топливного фильтра. Хотя замена такого важного элемента, как фильтр, никогда не помешает. Кстати, это самое дешевое и простое решение проблемы.
Очень важным моментом является правильный подбор моторного масла . Для дизелей используется маловязкое масло, кроме того, на канистрах известных производителей всегда указано, для каких типов двигателей предназначено масло. Если масло имеет низкую вязкость, то поршням легче двигаться, меньше образуется шлака и накипи.
Также можно определить причину по цвету выхлопа . В идеале он должен быть слегка голубоватым. Если идет черный дым, возникают проблемы при пуске – это признак того, что поршневые кольца как минимум пора менять и на поверхности цилиндров осела всякая грязь. Проведите пальцем по внутренней стороне выхлопной трубы – должен быть сухой сероватый осадок. Если вы видите маслянистый нагар, то ищите причину в двигателе.
Как бы это банально не звучало, но часто повышенный расход дизеля связан еще и с тем, что колеса немного сдувает и большое сопротивление качению. В этом случае необходимо проверить давление в шинах и привести его в норму. Также изменение аэродинамики – еще одна причина повышенного расхода. Например, при открытых боковых окнах снижается аэродинамический показатель, к тому же велика вероятность простудиться на сквозняке.
Топливная аппаратура
Дизельная топливная аппаратура — больное место. Особенно страдает система впрыска при заправке некачественным топливом. Форсунки подают в камеры сгорания строго отмеренное количество дизельного топлива. Если фильтры не справляются с очисткой, то велика вероятность засорения распылителей и плунжерных пар, в которых все отмерено до последней доли миллиметра.
Если причина в забитых форсунках, то можно использовать очиститель инжектора, они представлены в большом ассортименте на любой заправке. Такое средство просто добавляется в бак и постепенно делает свою работу по очистке форсунок, а все отходы удаляются вместе с выхлопными газами.
Если в конструкции вашего двигателя предусмотрено повторное использование выхлопных газов, то есть стоит турбина , то помните, что для обеспечения его работы необходимо больше дизельного топлива. Турбину в некоторых моделях можно отключить, хотя это и приводит к падению тяги, но если вы ездите только по городу и стоите в пробках на холостом ходу, то нужно думать о том, что важнее — экономичный расход или не нужная в таких условиях тяга.
Ну и одна из самых частых причин проблемы с электроникой . Датчики подают на ЦП искаженные данные, в результате чего ЭБУ неправильно нормализует впрыск топлива и расходуется больше топлива.
Как видите, некоторые проблемы можно решить своими силами, но иногда лучше съездить на диагностику и перестать убивать свой дизель.
Загрузка…
Регенерация ТНВД и форсунок — сколько это стоит и эффективно ли? Сколько стоит ремонт бензонасоса? Ремонт ТНВД и топливной системы
Содержание
- Как работает ТНВД? Компоненты двигателя
- Восстановление ТНВД. Когда становится плохо?
- Что такое регенерация ТНВД?
- Профессиональная услуга по восстановлению ТНВД — цена
- Регенерация ТНВД сельскохозяйственных тракторов
- Регенерация ТНВД. Симптомы отказов и неполадок в топливной системе
Когда у автомобиля проблемы с подачей топлива, его компонент не будет работать должным образом. Поэтому ремонт ТНВД Common Rail BOSCH, delphi или denso имеет решающее значение при возникновении проблем с ними. Если вы заметили тревожные симптомы, лучше сразу обратиться к механику. Вы можете сэкономить деньги, потому что замена всего устройства намного дороже, чем его регенерация. Когда диагностика ТНВД действительно полезна? Ознакомьтесь с ориентировочными ценами и узнайте, как все это выглядит на практике. Читать!
Как работает ТНВД? Компоненты двигателя
Это устройство используется в дизельных двигателях с 1927 года. Оно состоит из нескольких основных элементов. Первым является прижимной элемент, который состоит из пестика и цилиндра. Они должны идеально сочетаться друг с другом. Кроме того, насос также включает в себя:
- выпускной клапан;
- разъем;
- соединительный болт;
- воротник;
- протектор;
- контргайка;
- регулировочная пластина.
Однако самым важным является первый элемент. Топливо поступает к поршню, который движется вверх и при необходимости перекрывает подачу топлива. Когда давление в салоне увеличивается, он открывает клапан и поступает в цилиндр.
Восстановление ТНВД. Когда становится плохо?
Основной причиной выхода из строя, вызывающей необходимость регенерации ТНВД, является, конечно же, чрезмерная эксплуатация устройства. Насос изнашивается, как и любой другой компонент автомобиля, и время от времени выходит из строя. Однако срок его службы может значительно сократиться из-за некачественного топлива, что негативно сказывается на всей технической системе автомобиля. Другие неисправности в компонентах топливной системы также могут быть причиной проблемы. Следует учитывать, что ТНВД в дизельных двигателях является довольно сложным устройством, поэтому многие его фрагменты могут ломаться и изнашиваться в процессе повседневной эксплуатации.
Что такое регенерация ТНВД?
Ремонт бензонасоса может выглядеть по разному, и важно что пошло не так . Однако начало почти всегда одинаково. Первым делом нужно разобрать насос. Второй этап – тщательное мытье. На профессиональных фабриках это делается с помощью ультразвукового очистителя.
Только тогда можно более точно проверить состояние устройства. Затем можно переходить к разборке помпы, а затем замене поврежденных элементов. Поэтому процесс занимает много времени. Иногда имеет смысл купить насос, прошедший менее сложный ремонт.
Профессиональная услуга по восстановлению ТНВД — цена
Стоимость ремонта и восстановления ТНВД зависит от многих факторов. Важна будет не только модель автомобиля (от этого зависят цены на запчасти), но и какая деталь сломана и насколько сложно ее починить. По этой причине трудно указать сумму, которую вам придется заплатить. Это, вероятно, будет индивидуально определено вашим кузовным цехом. Однако вам, вероятно, придется учитывать стоимость от 1000 до 200 евро. Регенерация форсунок дешевле, чем замена насоса на новый, потому что это может стоить даже более 200 евро.
Восстановление ТНВД сельскохозяйственных тракторов
Топливные насосы высокого давления присутствуют не только в легковых автомобилях, но и в сельскохозяйственных тракторах. Поэтому, если вы фермер, также обратите внимание на симптомы, которые могут свидетельствовать о постепенной деградации этого элемента. Если он сломался, обратитесь в мастерскую по ремонту тракторов. Хотя они похожи по конструкции на легковые автомобили, профессионалы, которые имеют дело только с легковыми автомобилями, могут не иметь достаточно прочного оборудования, чтобы позаботиться о вашем тракторе. Убедитесь, что механик использует новые компоненты во время ремонта. Только тогда регенерация ТНВД и форсунок принесет ожидаемые результаты и восстановит работоспособность этой части двигателя.
Регенерация ТНВД. Симптомы отказов и неполадок в топливной системе
Если у вас сломался насос высокого давления, вы наверняка быстро заметите, что с ним что-то не так.