Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин

Содержание

Сверловка дисков в домашних условиях

Вряд ли кто-то будет отрицать важность такого узла, как обычное колесо. Его неисправность оканчивается печально – от быстрого выхода шины из строя (в «лучшем» случае), до потери управления на полном ходу.

Покупая новые диски на развозной пикап либо ЦМФ, приходится сталкиваться с таким понятием, как «сверловка». Ниже описано, что это значит и как определить ее размер в домашних условиях. А, главное, насколько важен данный параметр при выборе модели.

Что такое «сверловка дисков»?

В общем случае, сверловкой называется обработка заготовки, в результате которой в ней делают отверстия. Последние могут быть сквозными либо глухими. Их диаметр обычно чуть больше, чем у инструмента, что объясняется «биением» сверла, из-за его консольной установки. Чем лучше отрегулирован станок, тем меньше зазор. Сделанные отверстия требуются для крепления колеса либо размещения в них другой детали.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин

Сверловка как параметр диска (ее еще называют «разболтовка»; обозначают PCD — Pitch Circle Diameter) представляет собой диаметр (в миллиметрах) условной окружности, на линии которой находятся центры указанных выше отверстий. Кроме данной цифры, в маркировке ставят еще и их количество. Например: PCD 5х112 (Mercedes, Volkswagen, Audi,) либо PCD 5х100, 5х114,3 (Subaru, Mazda, Honda).

Сверловка – это важная характеристика диска, которой водители почему-то иногда пренебрегают. Колесо надо закрепить на ступице с абсолютной точностью. Иначе, возникают опасные биения, это может плохо кончиться. Т.о., меняя диски, нельзя брать модель с другими параметрами – даже в тех случаях, когда невозможно заметить отличия невооруженным глазом. Если на BMW ставят PCD 5х120, то PCD 5х120,6 от Jaguar не подходит!

Правда, есть оговорка. Когда значение сверловки, поставленное на диске, не совпадает с тем, которое требуется, то можно использовать специальные болты с эксцентриситетом. В таких изделиях конус смещается.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин

При заворачивании резьбы, он занимает нужное положение, в результате чего диск становится без перекоса. Встречаются также гайки-эксцентрики, но реже. И болты, и гайки надо использовать в паре с центровочными кольцами.

Как самостоятельно определить сверловку в домашних условиях?

Значение PCD ставится на обратной стороне диска. Если надо его проверить, то колесо снимать не обязательно. Достаточно измерить расстояние S между центрами отверстий, расположенных по соседству. После чего – сделать нехитрые расчеты.

  • Для дисков с креплением на трех болтах или гайках: PCD = S / 0,8658
  • -**- -**- -**- на четырех -**- -**-: PCD = S / 0,7071
  • -**- -**- -**- на пяти -**- -**-: PCD = S / 0,5878
  • -**- -**- -**- на шести -**- -**-: = S / 0,5

Двойная сверловка

В некоторых случаях, диск может иметь две группы отверстий, со смещением одной относительно другой. Подобные изделия предназначены для двух типов ступиц.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин Пример: 5х100/114,3. Модель с таким обозначением подходит, как для PCD 5х100, так и для PCD 5х114,3.

Центральное отверстие диска

Значение DIA (диаметр центрального отверстия) на привалочной плоскости должно соответствовать размеру посадочного цилиндра на ступице. Тогда обеспечивается предварительная центровка колеса, и установка болтов оказывается заметно проще. Финишное центрирование выполняется при затяжке болтов / гаек их сферическими либо коническими поверхностями.

Если диски не «родные», то может оказаться, что центральное отверстие больше, чем надо. Производители запчастей увеличивают данный параметр и предлагают к диску комплект переходных колец. За счет этого, изделие годится для разных моделей авто. В таких случаях, колесо центруют по сверловке. Если сверловка правильная, а вынос – нет, то применяются специальные проставки. С их помощью корректируют вылет, располагая их между ступицей и привалочной плоскостью.

Т.к. диаметры крепежных отверстий выполняются с плюсовым допуском, то при выборе PCD легко ошибиться.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин Особенно, если разница небольшая, не отличимая «на глаз». Например, на ступицу 100/4 могут поставить (и нередко ставят!) колеса 98/4. Это категорически не рекомендуется, т.к., в данном случае, только один болт окажется затянутым «как следует». Прочие отверстия «поведет» в сторону. Крепеж на них получится недотянутым. Или затянутым с перекосом. Посадка колеса на ступицу окажется неполной. При езде оно будет вибрировать, а недотянутые болты / гайки могут самопроизвольно открутиться.

Количество болтов и расположение отверстий

Часто спрашивают: почему на разных марках автомобилей колесные диски крепятся к ступицам различным числом болтов или гаек? И почему, даже при одинаковом количестве крепежных элементов, PCD (т.е., диаметр условной окружности) тоже отличается? Например, если взять «пятиболтовые» диски, то в этой категории можно встретить PCD 110, 112, 113 или 114. А также 114.1, 114.3, 114.5. И этот список можно продолжить. Зачем нужно такое разнообразие, если, как уже говорилось выше, даже небольшая разница приводит к тому, что «чужой» диск оказывается неподходящим? Колесо, может, и «налезет», но одни болты окажутся перетянутыми, а другие, наоборот, недотянутыми.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин Разве трудно производителям договориться о едином стандарте? Это было бы удобно для владельцев легких коммерческих автомобилей! Да и не только для них.

Все дело в том, что число болтов / гаек на диске зависит от нагрузки на колесо. Т.е., от веса машины и условий ее эксплуатации. По первому параметру все понятно. Чем выше масса ТС, тем больше надо ставить крепежных элементов. По второму – тоже, в общем-то, без особых вопросов. Разве можно сравнивать нагрузку на диски «бегающего» по городскому асфальту рефрижераторного фургончика KIA Bongo и предназначенного для бездорожья коммерческого фургона Nissan NV Cargo X Off-Road. Для решения проблемы прочности крепления колес есть два пути. Первый – простой и дешевый. Рассчитать, сколько нужно болтов на диске. Автопроизводители так и делают. Второй – сложный и дорогой. Придумать сверхпрочную деталь, подходящую для любой модели. Понятно, что никто не будет этим заниматься. Зачем, без крайней нужды, повышать и так немалую себестоимость техники?

А почему тогда, при одинаковом числе болтов, PCD и DIA разные? Трудно сказать, потому что данные параметры на прочность конструкции не влияют.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин

Специалисты считают, что просто никто не хочет менять ситуацию, которая сложилась исторически, отчасти, под влиянием разных систем измерения. У немцев, например, метрическая. А японцы начинали с копирования американской техники, там все было в дюймах и футах.

В принципе, производители могли бы договориться по вопросам стандартизации PCD и DIA. Но тогда пришлось бы перенастраивать, а может, и менять, станки, на которых делают ступицы и колеса.

Заключение

Сверловка дисков – это очень важный параметр. Его надо обязательно учитывать при замене колес. Если поставить не то, что требуется, то даже маленькое, не видимое глазу, несоответствие, может обернуться большими неприятностями.

Видео: сверловка дисков

Поиск запроса «сверловка дисков » по информационным материалам

Подбор грузовых шин

Подбор грузовых шин по параметрам

Страница 1 (всего 8 стр.Как определить сверловку диска: Как узнать параметры дисков и шин )


Номенкл.: 00000016127
Размер: 6.00 R16
Тип: Всесезонная
Индекс скорости: N
Нагрузка: 103/101
Ось: универсальная

  

Ларина, 19А