Как реанимировать аккумулятор автомобиля после глубокой разрядки
Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.
Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.
Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.
Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.
Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда
Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.
Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:
- не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
- крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
- всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
- рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
- избегать замыкания банок и пр.
То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.
Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.
В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.
Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.
Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.
Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.
Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.
Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.
При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.
То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.
Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.
При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.
Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.
Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.
Возможна ли реанимация
Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.
Для этого применяют разного рода методы и приборы.
Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.
Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.
Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.
Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.
Потому совет предельно простой.
Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.
А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.
Какие АКБ не боятся глубокого разряда
В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.
Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.
Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.
Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.
Методы восстановления
Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.
Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.
Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.
Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:
- механическая очистка;
- химическое восстановление;
- КТЦ;
- с помощью дистиллированной воды;
- переполюсовка;
- с использованием десульфатора.
Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.
Механическая очистка
У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.
Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.
Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.
Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.
Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.
Химический метод
Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.
Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:
- батарея полностью разряжается нагрузкой;
- сливается весь электролит;
- внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
- в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
- происходит активный процесс кипения и образования газов;
- залитый раствор сливается;
- повторно выполняется промывка дистиллятом;
- если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
- батарея промывается;
- вливается свежий электролит;
- АКБ ставится на зарядку.
Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.
КТЦ
После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.
Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.
Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.
Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.
КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.
Дистиллированная вода
Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.
Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.
Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.
В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.
По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.
Переполюсовка
Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.
Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.
При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.
Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.
Десульфаторы
Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.
Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.
Достаточно следовать инструкциям производителя.
Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.
Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.
Восстановление аккумулятора своими руками после глубокой разрядки
Содержание
- Этапы восстановления аккумулятора
- Подготовка
- Классический способ
- Переполюсовка
- Другие способы восстановления
- Долгий заряд на небольших токах
- С дистиллированной водой
- Глубокий разряд небольшими токами
Как поступить, если аккумулятор автомобиля после простоя не запускается? Можно его выкинуть и купить новый, но можно попробовать реанимировать акб! А если сделать это грамотно, он прослужит еще столько же или даже дольше. Именно об этом и пойдет речь в статье.
Этапы восстановления аккумулятора
Ниже будет рассмотрено несколько методов, как реанимировать аккумулятор автомобиля. Обратите внимание, что они универсальны, но все же не дают 100% результата.
Иногда (если пластины окончательно разрушены) восстановление может не сработать.
Подготовка
Не пропускайте подготовительный этап!
Перед тем, как реанимировать старый аккумулятор автомобиля, необходимо убедиться в его потенциальной работоспособности.
Если причина поломки в повреждении корпуса – чинить его бесполезно.
Сначала хорошенько промойте поверхности. Клеммы можно промыть с растворителем, если на них есть нагар. Корпус вымыть мыльной водой или средством для стекол. Чем меньше пыли, тем легче будет в дальнейшем работать.
Осмотрите корпус на трещины. Если они есть – значит ремонт делать не нужно. Электролит просто будет вытекать и заливать автомобиль изнутри.
Теперь проверьте наличие электролита в банках. Если его нет хоть в одном из них окошек – долейте.
Кстати, будет не лишним просветить фонариком в банки и осмотреть сульфитацию. Если пластины покрошились – можно не продолжать.
Если все в порядке, пора узнать, как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях.
Классический способ
Для начала попробуйте стандартный способ восстановления емкости АКБ автомобиля. Понадобится только ЗУ и галогенная лампа для нагрузки.
Восстановление аккумуляторной батареи происходит в 3 этапа:
- Сначала поднимите емкость аккумулятора до 14 вольт на малых токах. Обратите внимание, что процесс может занять сутки-двое. Не стоит пугаться, это нормально.
- Теперь подключите лампочку в качестве нагрузки и разрядите АКБ до 10,6 вольт. Процесс тоже долгий, но заметно быстрее. Кстати, когда будете замерять напряжение – нагрузку не снимайте.
- Повторите процедуру 3-4 раза.
Итак, восстановление аккумулятора автомобиля окончено и осталось зарядить его полностью.
Если работает – отлично, продолжайте ездить.
Если нет, то попробуйте следующий способ.
Переполюсовка
Считается, что так получится восстановить любой автомобильный аккумулятор, даже отработавший 4-5 лет. На практике метод работает в 90% случаев, что тоже много. Состоит процедура из 3 шагов:
- До того, как оживить АКБ – его нужно «убить», то есть добиться полной разрядки. Подключите лампу к батарее и посадите его в ноль. Галогенка потухнет где-то через день, но АКБ еще не разряжен. Оставьте ее на 2 суток подключенной.
- Теперь поменяйте полюса. Подключите минус ЗУ к плюсу, а плюс к минусу. Чтобы зарядка не «ушла» в защиту, последовательно установите ту же галогенку. Заряжать батарею нужно низким током (около 5% от емкости). Когда напряжение поднимется до 5-6 вольт, лампочку можно убрать. Не пугайтесь, если электролит будет шипеть и бурлить – это нормально.
- Когда батарея полностью заряжена, полюса на клеммах будут обратными, поэтому их нужно поменять обратно. Посадите АКБ в ноль с помощью лампочки и зарядите с правильной полярностью. Можно ли не менять полюса обратно? Да, но тогда можно запутаться самому.
Восстановленные аккумуляторы для автомобилей таким образом служат неплохо еще 2-3 года. Процедура АКБ никак не вредит.
Если у вас не получился фокус с переполюсовкой, то ремонт аккумуляторных батарей нецелесообразен. Впрочем, отчаиваться не стоит и починить севшие АКБ от авто можно другими способами.
Другие способы восстановления
Реанимация аккумулятора – процесс непредсказуемый и здесь могут помочь другие способы.
Ниже описаны еще 3 метода, позволяющие восстановить АКБ.
Долгий заряд на небольших токах
Способ позволяет повысить емкость аккумулятора, если сульфитация несерьезная.
Для начала в каждую банку добавьте немного дистиллированной воды, чтобы уровень был выше нормы.
Делается это так:
- Начинается восстановление автомобильного аккумулятора на нормальных токах (около 10% от емкости). Подождите, пока начнется образовываться газ и выключите заряд. Дайте батарее остыть полчаса.
- Теперь опять включите заряд, но уже с током в 1% от емкости. Держите до тех пор, пока на пластинах не появятся пузыри. Выключите и подождите еще 20 минут.
- Пункт 2 повторяйте до тех пор, пока уровень жидкости в банках не достигнет нормы.
Процесс не быстрый и может уйти несколько суток, зато результат очень высокий. Если разрядился аккумулятор, но сульфитация не критическая, лучше использовать этот способ.
С дистиллированной водой
Способ, которым можно отремонтировать глубокую сульфитацию.
Как известно, АКБ в машине работает на электролите (h3SO4 + h3O).
В этом случае его нужно будет слить и залить только дистиллированную воду.
Итак, восстанавливаем батарею:
- Сначала нужно ее разрядить до 9В.
- Теперь слейте электролит и залейте дистиллированную воду.
- Подождите час и подключите заряд. Ток должен быть таким, чтобы на клеммах зарядка показывала 11,5 вольт. Когда удельный вес достигнет 1,1, доведите зарядный ток до 20 от емкости.
- Когда удельный вес перестанет расти, можно отключать заряд.
- Теперь необходимо включить разряд в течении 2 часом током, равному 20% от емкости.
Такое восстановление аккумулятора своими руками весьма простое и быстрое.
Глубокий разряд небольшими токами
Как правильно восстановить АКБ, если наблюдается глубокий разряд и сильная, застарелая сульфитация? Воспользуйтесь этим способом.
Процесс специфический и выглядит так:
- Для начала батарею заряжают током, равному: 20% х А (номинальная емкость).
- Когда напряжение достигнет 12 вольт, нужно снизить ток до 5% х А.
- Проводите эту процедуру до тех пор, пока напряжение не перестанет расти.
- Повторите зарядку с перерывами в час.
- Когда напряжение придет в норму, разрядите АКБ до 9 вольт током 20%хА.
- Осталось только зарядить его полностью.
Теперь вы знаете, что делать, если батарея внезапно отказалась работать.
Как вам статья?
электрических — Будет ли этот метод работать для перезарядки глубоко разряженных аккумуляторов?
Да, подцепить параллельно сильно разряженный аккумулятор к другому исправному аккумулятору — хороший способ оживить разряженный аккумулятор. Одной из причин того, что разряженная батарея может не заряжаться, является то, что многие зарядные батареи имеют внутренний защитный механизм, который предотвращает зарядку глубоко разряженной батареи. Это связано с тем, что он хочет избежать потенциальной зарядки аккумулятора с помощью короткого замыкания, которое, если его оставить без присмотра, может вызвать большие проблемы.
Обойти это можно, «обманув» зарядное устройство, заставив его считать более высокое напряжение на аккумуляторе. Это один из способов подключения разряженной батареи к исправной батарее параллельно (плюс к плюсу и минус к минусу).
Я нашел это описание этого процесса на веб-сайте Optima здесь:
https://www.optimabatteries.com/en-us/support/charging/resuscitate-deeply-discharged-battery
Они хорошо объясняют процесс, а также меры предосторожности. Обратите внимание, что в этом описании конкретно упоминаются батареи AGM, но этот метод работает и для залитых кислотных батарей. Я знаю, что это работает, потому что сам делал это много раз, работая в магазине аккумуляторов.
ВАРИАНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ #2: РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЗАРЯДКИ СИЛЬНО РАЗРЯДЕННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.
Это метод восстановления для самодельщика с использованием оборудования, которое есть у вас в гараже. С этой опцией вы собираетесь «обмануть» свое традиционное зарядное устройство, чтобы зарядить глубоко разряженную батарею AGM.
Вот что вам нужно:
Зарядное устройство (до 15 А)
Соединительные кабели
Хороший аккумулятор, желательно держит напряжение выше 12,2 вольта. (Это может быть AGM или залитая свинцово-кислотная батарея)
Казалось бы, мертвая, глубоко разряженная батарея AGM
Измеритель напряжения
Часы или таймер
Вот что вы делаете:
Подсоедините исправный аккумулятор и глубоко разряженный аккумулятор AGM параллельно – плюс к плюсу и минус к минусу. На этом этапе зарядное устройство не должно быть подключено к аккумулятору или включено.
Далее подключите разряженный аккумулятор к зарядному устройству, затем включите зарядное устройство. Зарядное устройство «увидит» напряжение исправной батареи (подключенной параллельно) и начнет подавать ток.
После того, как батареи были подключены в течение примерно часа, проверьте, не стала ли батарея AGM слегка теплой или горячей на ощупь. Аккумуляторы естественным образом нагреваются во время зарядки, но чрезмерный нагрев может свидетельствовать о том, что с аккумулятором действительно что-то не так. Немедленно прекратите зарядку, если аккумулятор горячий на ощупь. Также прекратите процесс, если вы слышите, как батарея «газирует» — шипящий звук, исходящий от предохранительных клапанов. Если он горячий или выделяет газы, НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЕ ЗАРЯДКУ!
С помощью вольтметра часто проверяйте, заряжена ли батарея AGM до 10,5 вольт или выше. Обычно это занимает менее двух часов с зарядным устройством на 10 ампер. Если это так, отключите зарядное устройство от сетевой розетки и извлеките исправную батарею. Теперь подключайте к зарядному устройству только глубоко разряженный аккумулятор AGM. Включите зарядное устройство и продолжайте, пока аккумулятор AGM не достигнет состояния полного заряда (не менее 12,6 В) или пока автоматическое зарядное устройство не завершит процесс зарядки. В большинстве случаев аккумулятор AGM будет восстановлен.
Примечание. В приведенном выше процессе говорится, что если вы слышите, что выделение газа немедленно прекращается, это верно, если ваша батарея AGM. Если это обычная залитая кислотой батарея, при зарядке небольшое количество газа является нормальным, однако, если батарея горячая, как указано, и имеется большое количество выделяющегося газа, то же самое относится к немедленной остановке.
Автомобильный аккумулятор не заряжается после простоя в течение года
Задавать вопрос
спросил
Изменено 2 года, 6 месяцев назад
Просмотрено 160 тысяч раз
У меня в фургоне есть основной стартерный аккумулятор и аккумулятор для отдыха.
Основной батарее около 14 месяцев, а вспомогательной около 3 лет.
У меня есть основное зарядное устройство, которое я подключил, однако индикатор заряда не двигается, когда я подсоединяю положительный и отрицательный провода к батареям. Когда я касаюсь положительного и отрицательного проводов вместе, они искрят, и индикатор заряда перемещается. Поэтому я считаю, что зарядное устройство работает нормально.
Может ли быть что-то не так с обеими батареями, что не позволяет току течь вокруг батареи от положительного к отрицательному и, следовательно, останавливает их зарядку?
Будем признательны за любые идеи. Спасибо.
- аккумулятор
1
Я так понимаю батарея полностью разряжена? Мультиметр ничего не показывает?
Есть несколько зарядных устройств, которые попытаются оживить батарею (например, Accumate/Optimate), которая почти полностью разряжена, но обычному зарядному устройству из магазина запчастей требуется некоторый заряд в батарее, прежде чем оно заработает.
Даже если вы перезарядите батареи, вы уже значительно сократите срок их службы, если только они не являются батареями глубокого разряда. На самом деле, возможно, у вас уже есть два больших пресс-папье, но я все равно попытаюсь перезарядить их и посмотреть, что произойдет.
Если вы храните аккумуляторы дольше, чем пару месяцев, я бы посоветовал вам время от времени подзаряжать их или подключать к хорошему зарядному устройству с плавающим/постоянным зарядом (не к специальному 4.99). Эти аккумуляторы очень не любят стоять разряженными.
2
Существует вариант попытки восстановления полностью разряженной батареи, описанный на сайте Оптимы.
Откуда: http://www.optimabatteries.com/product_support/resuscitating_agmbattery.php
Вариант восстановления № 2: Самостоятельное решение
Это метод восстановления для самостоятельного использования оборудования у тебя в гараже. С этой опцией вы собираетесь обмануть зарядное устройство для зарядки глубоко разряженной батареи AGM.
Вот что вам нужно:
- Зарядное устройство
- Соединительные кабели
- Хороший аккумулятор, желательно выше 12,2 вольта (можно AGM или залил аккумулятор, не беда.)
- Казалось бы, мертвый, глубоко разряженный аккумулятор AGM
- Часы или таймер
Теперь, вот что вы делаете:
- Подключить исправный аккумулятор и глубоко разряженный аккумулятор AGM в параллельно — положительное к положительному и отрицательное к отрицательному. Не иметь зарядное устройство подключено к аккумулятору или включено на этом этапе.
- Теперь подключите исправный аккумулятор к зарядному устройству. Включите зарядное устройство. Зарядное устройство «увидит» напряжение исправной батареи и запустится. предоставление заряда.
- После того, как аккумуляторы были подключены в течение примерно часа, проверьте чтобы убедиться, что батарея AGM слегка теплая или горячая на ощупь.