Эта копеечная деталь может убить мотор! — журнал За рулем
Читатель из Липецка обратился в редакцию «За рулем» с просьбой испытать вазовские крышки расширительного бачка системы охлаждения – замучился их менять!
Как мы убиваем двигатель своей машины летомМы проверили 10 крышек расширительных бачков, устанавливаемых на все автомобили ВАЗ, кроме Весты, XRAY, Ларгуса и «классики». Образцы приобретали по всей России с помощью дистанционного заказа.
Триединая задача
Пробка расширительного бачка не дает жидкости расплескиваться и загрязняться. Она же поддерживает повышенное давление в системе, когда жидкость от нагрева расширяется. А еще пробка при охлаждении системы должна позволять воздуху заходить в расширительный бачок, чтобы не образовывалось разрежение, приводящее к сжатию шлангов.
С первой задачей справилась бы и обычная затычка, но вот для поддержания высокого давления и предотвращения вакуумирования служат два клапана. Выпускной клапан контролирует повышенное давление в системе и должен открываться при 1,1 бара. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе ниже атмосферного на величину 0,03–0,13 бара.
Элементы пробки: 1 – держатель клапанов; 2 – впускной клапан; 3 – пружина впускного клапана; 4 – уплотнение выпускного клапана; 5 – выпускной клапан; 6 – пружина выпускного клапана; 7 – прокладка корпуса; 8 – корпус крышки.Штрафы привяжут к МРОТ (или другому расчетному показателю)Новый побор для водителей в 2022Возврат балльной системы для нарушителей ПДД – самое время?Методика
Долил масло, антифриз, бензин — навредил мотору?Все пробки были проверены на соответствие геометрических размеров путем наворачивания на резьбовую горловину стандартного расширительного бачка, применяемого на автомобилях ВАЗ. Затем были измерены величины давления и разрежения, при которых срабатывали выпускной и впускной клапаны.
После этого образцы были подвергнуты «сушке». Этим термином мы называем размещение крышек в термической камере при 125 °C на 24 часа. Далее крышки опять прошли весь цикл испытаний.
Участники
АРОКИ 332080, Димитровград Примерная цена 130 ₽ Пробка совсем не держит давление, а потому двигатель может вскипеть при небольшой нагрузке. Полный провал. |
Примерная цена 260 ₽ Вначале пробка показала удовлетворительные результаты по давлению, но после сушки утратила правильные геометрические размеры и перестала наворачиваться на горловину бачка. Незачет. |
Примерная цена 110 ₽ Параметры по давлению пробка выдержала до сушки, а после нагрева клапан избыточного давления начал периодически залипать. Можно купить, если других не нашлось. |
Примерная цена 280 ₽ Пробка абсолютно термостабильна, но поддерживает недостаточное давление в системе. Это может привести к закипанию мотора под нагрузкой. Пробка для зимы? Лучше обойти стороной. |
Примерная цена 190 ₽ Поддерживает избыточное давление в системе всего 0,3 бара, что для современных моторов и нагрузок недопустимо. Не применять! |
Примерная цена 200 ₽ Вреда от этой пробки, кроме истраченных на покупку денег, не будет. Ее даже не удалось навернуть на горловину бачка. Полный провал. |
Примерная цена 180 ₽ Пробка способна поддерживать избыточное давление всего в 0,1 бара. Закипание двигателя неизбежно. Не покупать! |
Примерная цена 250 ₽ Создается впечатление, что пробку решили сделать абсолютно герметичной. Она выдержала избыточное давление более 2 бар. А выдержит ли система охлаждения? Зато после сушки пробка перестала наворачиваться на горловину бачка. Полный провал. |
Примерная цена 190 ₽ Пробка обеспечивает свободное сообщение бачка с атмосферой. Никакого смысла в таком изделии нет. Не покупать! |
Примерная цена 230 ₽ Пробка выдержала заводские требования с небольшими погрешностями в «сыром» состоянии и пришла в норму после сушки. Можно брать! |
Результаты испытаний относятся только к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждений обо всей одноименной продукции в целом.
Результаты
Наш читатель не случайно забил тревогу: купить простейшую, казалось бы, деталь – действительно проблема. Из десятка проверенных нами крышек ставить на машины можно разве что две, да и те неидеальны. Несложное устройство, никаких тебе микропроцессоров или высоких технологий – в чем проблема обеспечить качество?
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
– В последнее время при испытаниях разнообразных автомобильных деталей мы получаем всё более пугающие результаты: качество запчастей стремительно падает! Больше половины представленных образцов крышек расширительного бачка выполняют функцию затычек, а одна не стравливает давление вообще, даже при превышении величины 2 бара.
Почему кипим?
Перегрев двигателя: 9+ причин и все последствияРабочая температура моторов с годами растет – этого требует тенденция к увеличению КПД. Температура срабатывания электровентилятора на первых впрысковых ВАЗах была 99 °C, а на последующих моделях росла, дойдя до 105 °C. Это последствие экологических норм – у многих иномарок температуры еще выше.
При этом указанная температура измеряется в том месте, где стоит датчик. А в отдельных местах охлаждающая жидкость нагревается еще сильнее. Во избежание ее закипания повышают давление в системе охлаждения.
Современные антифризы закипают в условиях атмосферного давления при температурах около 108 °C. И только повышение давления в системе позволит увеличить ее хотя бы до 120–125 °C. При снижении атмосферного давления, например в горах, кипение начнется раньше – особенно при тяжелом режиме работы мотора: буксировка, крутые подъемы и прочее.
- Почему современные моторы обречены на перегрев, рассказано тут.
- «За рулем» можно читать в Телеграм.
Выдавливание охлаждающей жидкости из расширительного бачка
Описание неисправности
1. При холостых оборотах двигателя проблем не наблюдается, при увеличении частоты вращения коленчатого вала и в движении охлаждающая жидкость выталкивается через расширительный бачок.
2. При любых оборотах двигателя или в движении в бачок заливается охлаждающая жидкость (остыв обратно почти не уходит).
Сразу после завода двигателя льётся мало, со временем при сильных оборотах выдавливает из бачка и выливается. При нарушении герметичности охлаждающей системе и возникают проблемы с выдавливанием или вытеканием охлаждающей жидкости.
Возможные неисправности:
— возможно, неисправна крышка, хотя правильней указать проблему шире, то есть в целом нарушение герметичности расширительного бачка;
— прогар прокладки головки блока цилиндров (далее по тексту – гбц), и не обязательно должны идти пузыри, пробить может в разную сторону;
— возможно, в системе нет циркуляции, как вариант засевшая воздушная пробка или неисправность помпы;
— возможно, неисправен термостат, что приводит к повышению температуры и повышенному давлению.
Таким образом, рассмотрев возможные варианты неисправностей, мы приходим к выводу, что проблемой может стать любая деталь автомобиля, так или иначе, участвующая в охлаждении автомобиля. Начинать диагностику надо с установления характерных особенностей. Лучше, конечно, диагностику проводить на станции технического обслуживания, а то ведь у нас легко могут подсунуть в магазине 6 неисправных крышек от расширительного бачка. Весь движок разберёшь из-за этого, а проблему не решишь.
Особенности неисправности
Первая особенность, это когда на холостом ходу всё нормально, а вот при повышении оборотов или в движении бачок переполняется. Первый вариант развития события, чаще всего связан с нарушениями герметичности крышки расширительного бачка и её характеристик открытия по давлению:
— если система охлаждения на холостом ходу работает стабильно и не гонит жидкость в расширительный бачок, то виновата в этом крышка расширительного бачка;
— если термостат неисправен, при увеличении оборотов, уровень жидкости будет расти и начнётся перелив;
— не работает помпа, рвало патрубки, выгоняло тосол.
Вторая особенность, когда перегон жидкости не зависит от режима работы двигателя, а интенсивность перелива зависит только от оборотов. Второй вариант, свидетельствует о более масштабных проблемах и при этом сложнее диагностируемы:
— если пробита прокладка гбц, гнать начнёт и на холостых оборотах, и на непрогретом двигателе, сначала немного, с прогревом двигателя выдавливание будет больше, возможно, достаточно посмотреть на выхлопную трубу при высоких оборотах, будет идти пар;
— если с выхлопа капает водичка, можно попробовать воду на язык, сладкая – тосол, горькая – это антифриз, без вкуса, то просто конденсат. Для поиска причин, сначала стоит быть уверенным в том, что затяжка болтов головки цилиндра произведена по инструкции и усилие затяжки соответствует нормам, не стоит их просто подтягивать самостоятельно, можно легко сорвать резьбу. Самими причинами прогара прокладки в большинстве случаев служит перегрев двигателя:
— использование некачественного антифриза;
— неисправность термостата или помпы;
— наличие воздуха в системе;
-повышенного отложения накипи в радиаторе;
— из-за неисправности выхлопной трубы, например её деформации привёдшей к противодавлению отводимых газов.Причинами, вызывающими перегрев двигателя и как следствие из-за термического нагрева прогара прокладки является чаще всего неисправность термостата. Так или иначе, если термостат исправен, то при прогретом двигателе верхний патрубок будет тёплым, нижний патрубок тоже тёплый, но прохладнее верхнего. При неисправности термостата верхний патрубок будет холодным, а нижний горячим, так как охлаждающая жидкость, расширяясь, будет уходить в радиатор под давлением через нижний патрубок. В случае с неисправностью радиатора определить его пропускную способность и охлаждающую способность гораздо сложнее. Причинами плохого охлаждения жидкости в радиаторе могут служить наличие отложений внутри него или забитость внешних сот.
Что делать при появлении неисправности
Принцип работы систем охлаждения на разных марках автомобиля одинаков, но конструктивные решения могут отличаться друг от друга. При появлении проблем в работе охлаждающей системы, во избежание более серьёзных поломок рекомендуется обратиться в сервисный центр и доверить устранение проблем квалифицированным специалистам. Они качественно, быстро и грамотно будут решать ваши проблемы и устранят технические неисправности автомобиля.
- Назад
- Вперёд
Как работает крышка радиатора?
Радиатор автомобиля действует как теплообменник, передавая избыточное тепло от охлаждающей жидкости двигателя в воздух. Радиатор состоит из трубок, по которым течет охлаждающая жидкость, защитного колпачка, который на самом деле является напорным клапаном, и резервуара с каждой стороны для сбора перелива охлаждающей жидкости. Кроме того, трубки, несущие охлаждающую жидкость, обычно содержат турбулизатор, который перемешивает жидкость внутри. Таким образом охлаждающая жидкость смешивается, охлаждая всю жидкость равномерно, а не только охлаждая жидкость, которая соприкасается со стенками трубок. Создавая турбулентность внутри трубок, жидкость можно использовать более эффективно.
Когда охлаждающая жидкость перегревается, она расширяется, в результате чего жидкость становится под высоким давлением. Когда он попадает в радиатор, давление увеличивается еще больше, потому что он находится в замкнутом пространстве. Крышка радиатора действует как выпускной клапан, который открывается в точке максимального давления. Обычно это устанавливается при плотности 15 фунтов на квадратный дюйм (psi). Когда давление жидкости внутри радиатора превышает 15 фунтов на квадратный дюйм, клапан открывается, позволяя теплу выходить, а избыточная охлаждающая жидкость перетекает в резервуары по обе стороны от радиатора. Как только радиатор остывает, охлаждающая жидкость из расширительных бачков всасывается обратно в насос, продолжая свой путь через систему охлаждения.
Объявление
Автомобили с АКПП охлаждают трансмиссионную жидкость аналогичным образом с помощью встроенного в радиатор отдельного теплообменного контура. Этот двухэтапный процесс охлаждения трансмиссионной жидкости эквивалентен радиатору внутри радиатора. Когда нагретая трансмиссионная жидкость поступает в охладитель трансмиссии, тепло масла обменивается с охлаждающей жидкостью в радиаторе, охлаждая трансмиссионную жидкость и вместо этого нагревая охлаждающую жидкость. Затем тепло охлаждающей жидкости передается воздуху в самом радиаторе.
Крышка радиатора Часто задаваемые вопросы
Сколько стоит замена крышки радиатора?
Замена крышки радиатора стоит всего около 10 долларов.
Что такое крышка радиатора?
Крышка радиатора действует как выпускной клапан, который открывается в точке максимального давления.
Сколько фунтов на квадратный дюйм соответствует крышке радиатора?
Обычно устанавливается плотность 15 фунтов на квадратный дюйм (psi). Когда давление жидкости внутри радиатора превышает 15 фунтов на квадратный дюйм, клапан открывается, позволяя теплу выходить, а избыточная охлаждающая жидкость перетекает в резервуары по обе стороны от радиатора.
Все ли крышки радиаторов одного размера?
Нет, размер зависит от размера радиатора вашего автомобиля.
Как часто нужно менять крышку радиатора?
Его вообще не нужно менять. Крышки радиатора обычно служат до тех пор, пока машина работает, но не забывайте проверять их время от времени.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
HowStuffWorks.com Contributors
«Как работает крышка радиатора?»
21 июня 2011 г.
HowStuffWorks.com.
Citation
Напорная крышка радиатора — клапан давления системы охлаждения Обязанность
- Транспортное средство
- Номер детали
- Развязка
- VIN
- Номерной знак
- Автомобиль
- Номер детали
- Развязка
- Справочник покупателя
Блог
Подумайте об этом; крышки на емкостях предназначены для того, чтобы удерживать жидкости внутри, а не выпускать их наружу; но это именно то, что делают герметичные крышки радиатора. По мере повышения температуры жидкости, в конце концов, она закипит и в конечном итоге превратится в пар. Если вы посмотрите на воду; его температура кипения составляет 212 градусов по Фаренгейту, когда он находится под давлением, температура кипения повышается. Возьмем простой пример: скороварка, которая есть на вашей кухне, будет готовить еду быстрее, потому что вода в устройстве горячее.
Функция герметичных крышек радиатора:
Большинство герметичных крышек радиатора поддерживают давление в системе на уровне 16 фунтов на квадратный дюйм, поэтому охлаждающая жидкость двигателя может значительно нагреваться, не опасаясь, что она выкипит. Если в системе охлаждения нет давления, охлаждающая жидкость будет выкипать. С другой стороны, если бы давление увеличилось выше 16 фунтов на квадратный дюйм, система охлаждения, включая шланги и даже радиатор, могла бы просто лопнуть или даже взорваться, если бы условия были подходящими.
Никогда не упускайте из виду тот факт, что жидкость расширяется при нагревании. С повышением температуры двигателя повышается и температура охлаждающей жидкости, если она превышает норму. Конструкция типичной крышки радиатора такова, что жидкость может вытекать; он делает это, перемещаясь от радиатора к резервуару.
Когда двигатель автомобиля глушится, охлаждающая жидкость начинает остывать. Если бы не была установлена герметизирующая крышка радиатора, система подсасывала бы воздух. Воздух вызывает плохое охлаждение двигателя и является основной причиной коррозии компонентов системы охлаждения.
По мере того, как вакуум продолжает расти, начинает работать двухходовой обратный клапан, который представляет собой герметичную крышку радиатора. Крышка позволяет откачивать жидкость, которая была перенесена из радиатора во внешний резервуар. Пока охлаждающей жидкости достаточно, для воздуха нет места.
Как ответственный владелец автомобиля вы должны следить за такими вещами, как уровень масла, уровень трансмиссионной жидкости, уровень жидкости для омывания ветрового стекла и уровень охлаждающей жидкости в бачке. Большинство этих канистр изготовлены из прозрачного пластика, что позволяет легко увидеть уровень.