Что такое аквапланирование и как его предотвратить
- Главная
Полезная информация
Что такое аквапланирование и как его предотвратить|
Термин «аквапланирование» нередко встречается в обозревающих публикациях различных моделей шин. Притом изготовители и разработчики покрышек ставят это вопрос далеко не на последнее место. В этом обзоре мы постараемся разобрать что подразумевается под аквапланированием, его влияние на движение, в частности на безопасность, и другие связанные с этим вопросы.
Эффект аквапланирования автомобильных шин
Аквапланированием шин называют такое явление, при возникновении которого появляется водяной клин в пятне контакта шины, то есть полностью или частично теряется сцепление с дорогой. За счёт этого автомобиль вместо езды по твердой поверхности неуправляемо «плывёт» по образовавшейся под резиной тончайшей водяной плёнке.
Чтобы лучше понять эффект аквапланирования можно рассмотреть такое сравнение: если принять сцепление шин с поверхностью при движении автомобиля по сухой дороге за единицу, то при езде по влажному покрытию такой показатель уменьшится примерно до уровня 0. 5 соответственно; при движении по обледенелому покрытию он снизится до 0.2-0.3; а явление аквапланирования шин приближает этот показатель к нулю.
Однако не стоит путать понятия аквапланирования и скольжения. Они имеют разную природу возникновения и по-разному действуют на автомобиль. Аквапланирование автомобиля, как говорилось ранее, даёт полную или частичную потерю сцепления с покрытием, а скольжение колёс только частичную потерю контакта с полотном, но вывести машину из такого положения всё же возможно. При эффекте аквапланирования до снижения скорости и исчезновении несущей силы гидродинамического клина, автомобиль полностью неуправляем.
Обстоятельства, оказывающие влияние на появление аквапланирования.
Движение в дождь или заезд на лужу вовсе не обеспечивает потерю управляемости авто. Для возникновения аквапланирования должны быть соблюдены три основные условия. Первый фактор- производительность протектора: его рисунок, рельеф, способность удаления за минимальное время отвести наибольшее количество воды из пятна сцепления с дорогой. Второе условие –толщина водяного слоя на поверхности дорожного полотна. Просто езда по смоченной дождём дороге и въезд в лужу-разные вещи.
И третьим условием является влияние скорости передвижения машины по мокрой дорожной поверхности: чем быстрее едет автомобиль, тем больше шансов возникновения аквапланирования. Рассмотрим подробнее эти три условия и постараемся понять, как ликвидировать или сократить неблагоприятные последствия в такой ситуации.
Протектор
Изношенные резина или небольшая глубина канавок протектора не позволят в нужной мере отвести воду из пятна контакта. Необходимая толщина водяной плёнки, для образования аквапланирования при скорости 100 км/ч, всего лишь 1 мм. При слабом отводе жидкости из протектора, перед шиной появляется водяной вал, который преобразовывается в водный клин, под воздействием которого колесо отрывается от дорожного покрытия.
Водяная плёнка
Насчёт толщины водяного слоя, приводящего к аквапланированию, сложно говорить однозначно, поскольку этот фактор находится в зависимости от двух других. Но уверенно можно говорить о том, что при езде на приемлемой скорости (в пределах 100км/ч), хоть и при сильном дожде возникновение аквапланирования вовсе не является фактом. Однако при въезде в лужу (глубже 1 см) есть вероятность того, что ваш автомобиль «поплывёт». Посему рекомендуем сохранять бдительность при подъезде к лужам.
Скорость
Третье условие – скорость передвижения. О ней уже довольно много написано выше, в описании первых двух случаев. Добавим тут, что быстрота передвижения является единственным фактором, позволяющим в определённой ситуации миновать скольжения по водяной плёнке, возникнувшего при аквапланировании. Для этого нужно здраво произвести оценку дорожной ситуации и вовремя снизить скорость в зависимости от конкретных условий.
Второстепенные условия
Большое количество специалистов утверждают, что появление аквапланирования прямо зависит от кондиции подвески. По информации неофициальные данных ухудшение амортизации повышает риск возникновения такого явления на 50%.
Также берите во внимание качество дорожного покрытия. Даже при условии того, что вы нашли идеально ровный асфальт, не нужно усиленно на нём разгоняться в дождь, так как предельная ровность поверхности снижает показатель минимальной толщины водяного слоя, что сильно увеличивает возможность возникновения аквапланирования. В следствие этого, если вы едете не по крупнозернистому асфальтобетону, не стоит увеличивать скорость в условиях дождя или мокрой дороги.
Проявление аквапланирования
Разные автомобили ведут себя по воздействием данного эффекта также по-разному. Здесь мы рассмотрим группу легковых автомобилей. Тут важен в первую очередь привод авто. Например, у авто с задним приводом аквапланирование первоначально влияет на переднюю ось, а уже затем на заднюю. В таком случае это даст понять реакция и отклик рулевого колеса: он делается мягче и податливей, однако автомобиль никак не реагирует. Даже если скорость не увеличивается, и руль не вращается, существует возможность возникновения дтп.
У переднеприводных автомобилей напротив воздействие аквапланирования происходит с задних колес. В такой ситуации увеличение скорости передними колесами даёт шанс избежать неблагоприятных последствий. Но даже небольшое притормаживание или полностью брошенный газ могут привести к неуправляемому заносу или развороту.
Параметры автошин, устойчивых в условиях аквапланирования
В вопросе выбора устойчивых к аквапланированию (а это один из наиболее важных критериев резины), автовладельцам не следует доверять небольшим лавочкам, в которых прибыль, а не ваша безопасность, ставится на первое место. Нужно представлять, чем отличаются водоотталкивающие шины от обычных. У таких покрышек имеется специальный «дождевой рисунок» с продольной канавкой, которая должна быть достаточной глубины и иметь ламелизированные (многочисленно прорезанные) края. Идеальной формой протекторных водоотводов является «ёлочка». Такая шина отводит воду при помощи канавок назад и в стороны, препятствуя возникновению гидродинамического клина.
Основные советы по уклонению от аквапланирования
- Состояние резины сильно влияет на образование аквапланирования, поэтому не забывайте держать её под постоянным наблюдением. Также не стоит воспринимать изготовителей автошин буквально, нужно помнить, что какого бы качества покрышка ни была, она не устраняет аквапланирование на 100%, а только перемещает его к более высоким скоростям.
- При пребывании за рулём следует предусмотрительно обращать внимание на качество покрытия. Даже если дорога становится хоть немного мокрой, не стоит откладывать сброс скорости. Наибольшее внимание следует обратить на участки дороги с новым и гладким покрытием.
- В случае, если ваш маршрут всё-таки оказался не без лужи, объехать которую нет возможности, проезжайте её только в прямом направлении, ни в коем случае не тормозя во время самого проезда. Притормаживать или даже применять экстренное торможение можно только заранее, до её границ.
В заключении рассмотрим варианты того, что не нужно делать, если авто попало под влияние аквапланирования
- Не пытайтесь поворачивать рулём и колёсами.
При возникновении аквапланирования не на всех колёсах, это может привести к неуправляемому заносу авто.
- Если всё-таки есть необходимость затормозить, то делайте это только при помощи медленного торможения двигателем, не используйте тормозную систему, она только усилит занос машины. Также не нужно увеличивать нажатие на газ на авто с передним приводом, как рекомендуют поступать при возникновении заноса, при аквапланировании это не сработает.
Вернуться к статьям Предыдущая Следующая
Установить приложение Good Wheels
x
Что такое аквапланирование автомобиля
Чем опасен мокрый асфальт? Ведь вода на дороге — это не лёд и не снег, всё не так страшно… Но вода бывает даже опаснее льда: на ней автомобиль может в прямом смысле поплыть и полностью потерять управляемость из-за аквапланирования. Давайте разберёмся, почему возникает этот эффект и как его избежать.
Что такое аквапланирование
Аквапланирование — это гидродинамический клин в пятне контакта шины с дорогой. Говоря проще, между резиной и асфальтом появляется прослойка воды, из-за чего сцепление колёс с дорогой исчезает и автомобиль становится неуправляемым. Колёса машины, попавшей в аквапланирование, фактически превращаются в водные лыжи.
Почему автомобили не аквапланируют при каждом дожде и этот эффект, к счастью, возникает довольно редко? Потому что шины активно сопротивляются аквапланированию, отводя воду из пятна контакта с дорогой шлейфом брызг позади машины. Но иногда усилий шин недостаточно.
Когда и как возникает аквапланирование
Как правило, автомобиль аквапланирует, попав на высокой скорости в скопление воды. Это может быть большая лужа, выкатанная в асфальте колея, собирающая воду, или просто сильный заряд дождя. С меньшей скоростью автомобиль спокойно проехал бы по воде — ведь он не катер и положительной плавучестью не обладает. Но на высокой скорости шины не успевают отвести воду из пятна контакта, и возникает тот самый эффект водных лыж — машина аквапланирует, скользя по водяной плёнке.
Как понять, что автомобиль попал в аквапланирование? Очевидный признак — резко полегчавший руль (ведь сцепление колёс с асфальтом исчезло) и отсутствие реакции на его отклонение. А ещё аквапланирование слышно — пропадает фоновый шум трения шин об асфальт, а вместо него в колёсных арках льётся вода. Словом, если по ощущениям вместо машины вы вдруг оказались в лодке или на гидроцикле — вы аквапланируете.
Что влияет на аквапланирование
На возникновение аквапланирования влияет несколько факторов, и прежде всего это скорость автомобиля.
Скорость движения
Чаще всего аквапланирование возникает при достижении скорости 70–100 км/ч. Но при комбинации других факторов (обилие воды, лёгкая машина, лысые шины) оно может начаться и на 40 км/ч. Поэтому универсальной цифры нет: нельзя сказать, что, не превышая разрешённые в городе 60 км/ч, вы никогда не столкнётесь с аквапланированием. Но замедлившись, вы точно снизите риск его возникновения, поскольку скорость — главное условие для аквапланирования.
Протектор шин и его остаток
Летние шины сконструированы так, чтобы отводить как можно больше воды из пятна контакта с дорогой. Лучше всего с этим справляется протектор с направленным рисунком и большим количеством канавок. А вот спортивные полуслики (псевдослики), которые обеспечивают отличное сцепление на сухом асфальте, для езды под дождём и по лужам категорически не подходят.
Износ резины существенно повышает шансы поплыть. Чем меньше остаточная глубина протектора шин, тем меньше воды они могут отвести из пятна контакта — и тем раньше начнётся аквапланирование. Распространённое мнение, что летом можно без риска докатывать изношенные шины, ошибочно и очень опасно. В таблице приведены значения, полученные специалистами Nokian: у изношенных до минимального остатка протектора шин при езде по 3-миллиметровому слою воды на скорости 75 км/ч остаётся всего 16% пятна контакта.
Плохо сопротивляются аквапланированию и мягкие зимние шины, у которых другая задача — хорошее сцепление со снегом и льдом, а не эффективный отвод воды. А комбинация «изношенные зимние шины» вообще не оставляет шансов выйти сухим из воды, во всех смыслах.
Зимние шины летом. Меняем или докатываем?
Давление в шинах
Давление воздуха в шинах также влияет на риск аквапланирования. Если шины приспущены, то, встретившись с водной преградой, резина не будет эффективно взрезать ее, а промнётся, оставив воду в пятне контакта. Низкое давление в шинах существенно повышает вероятность аквапланирования и снижает минимальную скорость его возникновения. Когда вы приспускаете шины ради большего комфорта на плохих дорогах, вы повышаете риски на мокром асфальте. Поэтому не стоит отходить от рекомендуемых автопроизводителем значений давления.
Давление в шинах. Как и зачем его измерять
Вес автомобиля
Чем легче автомобиль, тем сильнее он подвержен аквапланированию. Водитель компактной легковушки чувствует себя в дождь менее уверенно, чем владелец кроссовера или внедорожника — тяжёлой машине легче вытеснять воду из пятна контакта шин с дорогой, и аквапланирование «тяжеловесов» начинается на более высоких скоростях. В том числе поэтому правила разрешают грузовикам ездить на шинах с меньшим, чем у легковых машин, остатком протектора — всего 1 мм против 1,6 мм (для летней резины).
Количество воды на дороге
Очевидно, чем больше воды на дороге, тем выше риск аквапланирования, поэтому особенно опасны именно скопления воды: лужи или текущие по асфальту ручьи. На разном типе покрытия для аквапланирования нужно разное количество воды. На гладком асфальте опасность представляет даже совсем тонкая водяная плёнка после дождя. А на асфальтобетоне или крупнозернистом асфальте воде сперва нужно покрыть все мелкие неровности — соответственно, осадков для аквапланирования должно выпасть больше.
Как избежать аквапланирования
Аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Поэтому примите все меры, чтобы не допустить его. Из перечисленных выше факторов очевидно, что нужно делать:
- Использовать хорошие летние шины с достаточной глубиной протектора.
- Следить за давлением в шинах и не ездить на приспущенных колёсах.
- Снижать скорость на мокрой дороге, особенно перед лужами.
Также учитывайте вес своего автомобиля — лёгкие малолитражки всегда в зоне риска. И будьте особенно осторожны в поворотах, где шины работают не так эффективно, как при прямолинейном движении, а центробежная сила стремится сорвать автомобиль с траектории — заранее сбавляйте скорость.
Что делать при аквапланировании
К сожалению, если шины потеряли контакт с мокрой дорогой, водитель на несколько секунд превращается в пассажира — эффективного способа выйти из аквапланирования не существует. Можно лишь убрать ногу с педали газа, крепко взяться за руль и ждать, пока своё дело сделает физика: скорость автомобиля снизится и шины вновь зацепятся за асфальт.
Почему при аквапланировании необходимо держаться за руль крепко, двумя руками: когда оно закончится, сцепление шин с дорогой восстановится очень резко. В этот момент руль может дёрнуть и машину уведёт в сторону — важно не допустить этого.
Чего при аквапланировании делать не нужно: пытаться резко тормозить или активно рулить, как при заносе на льду.
Коротко суммируем, что делать при аквапланировании:
- Убрать ногу с педали газа.
- Крепко держаться за руль и быть готовым к резкому восстановлению сцепления шин с дорогой.
- Не пытаться тормозить или маневрировать во время аквапланирования.
Напоследок ещё раз напомним, как важно иметь хорошую летнюю резину, чтобы не столкнуться с аквапланированием. Используйте правильные шины, не превышайте скорость на мокрой дороге, и тогда вождение автомобиля будет безопасным.
Три основных фактора, способствующих аквапланированию
Наблюдение за тем, как люди скользят и скользят во время недавнего дождя, побудило меня написать это напоминание о аквапланировании. Аквапланирование происходит, когда вода попадает перед вашими шинами быстрее, чем вес вашего автомобиля может оттолкнуть его с дороги. Давление воды может фактически поднять ваш автомобиль так, что он будет скользить по тонкому слою воды. Когда это происходит, менее чем за секунду вы теряете контакт с дорогой и фактически становитесь воднолыжником!
Три основных фактора, влияющих на аквапланирование:
- Глубина протектора шины — изношенные шины имеют меньшую способность противостоять аквапланированию
- Глубина воды. Чем глубже вода, тем быстрее вы теряете сцепление с дорогой, но тонкие слои воды также вызывают аквапланирование
Что вызывает аквапланирование?
Все сводится к тому, что когда ваши шины слишком быстро движутся по мокрой поверхности, у них недостаточно времени, чтобы отвести влагу от центра шины. Как уже упоминалось, вода поднимает шину, и вы теряете сцепление с дорогой. Точка, в которой ваше транспортное средство оказывается на воде, называется точкой перехода. Точка перехода определяется следующими переменными:
- Размер шин — чем шире площадь контакта по отношению к длине, тем выше скорость, необходимая для аквапланирования.
- Рисунок протектора
- Давление в шинах
- Глубина воды
- Состав воды – масло, температура, грязь и соли меняют воду
- Трансмиссия транспортного средства — полноприводные транспортные средства могут быть более склонны к аквапланированию в некоторых обстоятельствах.
- Скорость автомобиля — всегда снижайте скорость, когда он мокрый. Аквапланирование может произойти на любой скорости при правильном сочетании условий, но некоторые источники определяют более высокие скорости как более 40 миль в час.
- Вес машины — чем легче машина, тем выше склонность к аквапланированию.
- Тип дорожного покрытия — асфальт без канавок более склонен к аквапланированию, чем бетон с ребрами или канавками
Иногда трудно сказать, когда вы аквапланируете. Задняя часть автомобиля может быть немного изогнутой. Рулевое управление может показаться разболтанным или слишком легким. Следите за стоячей водой или брызгами от транспортных средств впереди вас. Замедлять. Если вы начинаете аквапланировать, не нажимайте на тормоза и не поворачивайте руль. Крепко держите руль, двигайтесь прямо, отпускайте педаль газа, пока машина не замедлится и ваше рулевое управление не нормализуется. Если необходимо затормозить, делайте это осторожно, легкими похлопывающими движениями. Для автомобилей с антиблокировочной системой тормозов тормозите нормально.
Ваши шины ежедневно проверяются на износ, глубину протектора и давление? Знают ли люди, проверяющие их, что они делают? Их одинаково обучали? Используют ли они одно и то же оборудование? Кто-нибудь следит за качеством своих чеков? Ведутся ли соответствующие записи? Эти вещи могут показаться простыми, но они важны, потому что вы можете поставить на них свою жизнь.
Ссылки
- Как остановить аквапланирование www.
wikihow.com, по состоянию на 29 августа, 2017
- Основы аквапланирования; Почему это происходит и как этого избежать. www.safemotorist.com По состоянию на 29 августа 2017 г.
Этот документ предназначен только для общих информационных целей и не должен рассматриваться как совет или мнение о каких-либо конкретных фактах или обстоятельствах. Содержание этого документа предоставляется на условиях «как есть» без каких-либо гарантий. Нельзя предполагать, что этот документ содержит все приемлемые процедуры обеспечения безопасности и соответствия требованиям или что дополнительные процедуры могут быть неуместны в данных обстоятельствах. Markel не гарантирует, что эта информация является или может использоваться для соблюдения какого-либо закона или постановления, гарантии от предотвратимых убытков или свободы от юридической ответственности. Эта публикация не предназначена для юридических, андеррайтинговых или любых других профессиональных консультаций.
*Markel Specialty является бизнес-подразделением Markel Service, Incorporated, управляющего андеррайтингом страховых компаний, дочерних компаний Markel.
© 2023 Маркел Сервис, Инкорпорейтед. Все права защищены.
Было ли это полезно?
0 НРАВИТЬСЯ
Похожие статьи
Что это такое и как этого избежать
Вам знакомо это ужасное чувство, когда ваша машина начинает неуправляемо скользить по мокрой дороге? Это называется аквапланированием, и это происходит, когда вода попадает перед вашими колесами быстрее, чем вес вашего автомобиля может сдвинуть его с дороги. Давление воды поднимает автомобиль настолько, что он скользит по тонкому слою воды. В лучшем случае это длится всего секунду, и вы восстанавливаете контроль. В худшем случае? Вы можете поскользнуться и попасть в аварию. Никто этого не хочет, так что вот подробнее о аквапланировании и о том, как его избежать.
Почему возникает аквапланирование?
Аквапланирование чаще всего происходит, когда на дороге есть стоячая вода. Если вы едете слишком быстро, ваша машина не сможет достаточно быстро убрать воду с дороги. Шансы на аквапланирование еще больше увеличиваются, если у вас недостаточно накачанные или изношенные шины, так как у вас не будет протектора, который должен был быть изначально. С приближением зимы становится все более важно убедиться, что ваши шины находятся в хорошем состоянии.
Как восстановиться, если вы гидроплан
Если вы начинаете чувствовать, что ваша машина теряет сцепление с дорогой, это может быть страшно, но не паникуйте, не давите на тормоза и не ускоряйтесь. Если вы резко затормозите, вы можете замедлить передние колеса, но заблокировать задние колеса, что приведет к пробуксовке. Внезапное ускорение может привести к тому, что ваш автомобиль будет тянуть прямо вперед, что может быть не так, как вы хотите. Правильная реакция будет зависеть от типа вашего автомобиля.
Если ваш автомобиль с передним или задним приводом, системой контроля тяги и ABS: Слегка нажмите на педаль газа и постепенно поворачивайте в сторону открытого пространства.
Если ваш автомобиль с задним приводом и без АБС или системы контроля тяги: Медленно отпустите газ и постепенно направляйте автомобиль к открытому безопасному месту для движения.
ABS означает антиблокировочную систему тормозов. Это система, которая предотвращает блокировку колес в аварийных условиях или при резком торможении.
Узнайте больше о методах побега.
Как избежать аквапланирования
Никто не хочет неожиданно аквапланировать. Вот как избежать этого во время вождения под дождем:
Не включайте круиз-контроль во время дождя. Если вы аквапланируете, это может привести к тому, что ваши колеса будут вращаться быстрее.
Убедитесь, что у ваших шин достаточно протектора. Когда вы кладете монетку в гусеницу (вверх ногами), голова Линкольна должна быть скрыта. Если это не так, пришло время их заменить.
При движении в дождливую погоду рекомендуется снизить скорость на 5-10 миль в час.
Удвойте дистанцию между вами и транспортными средствами перед вами, чтобы у вас было больше времени для остановки.
По возможности проезжайте по следам от шин других автомобилей. Вам уже рассыпали немного воды.
Избегайте резких поворотов и резких торможений.
Ограничение смены полосы движения без крайней необходимости.